ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 04АП-981/16 от 06.04.2016 Четвёртого арбитражного апелляционного суда

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

672000, Чита, ул. Ленина 100б

тел. (3022) 35-96-26, тел./факс (3022) 35-70-85

http://4aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Чита Дело № А10-4700/2015

13 апреля 2016 года.

Резолютивная часть постановления объявлена 06 апреля 2016 года.

Полный текст постановления изготовлен 13 апреля 2016 года.

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Сидоренко В.А.,

судей Рылова Д.Н., Никифорюк Е.О.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Васильевым И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Бурятия на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 11 января 2016 года по делу № А10-4700/2015 по заявлению Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия (ОГРН <***>, ИНН <***>) к территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Бурятия (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании незаконным и отмене предписания от 20 мая 2015 №03- 11/2,

(суд первой инстанции: судья Логинова Н.А.),

при отсутствии в судебном заседании лиц, участвующих в деле,

установил:

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия (далее – заявитель, Министерство) обратилось с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Бурятия (далее – Управление) о признании недействительным и отмене предписания №03-11/2 от 20.05.2015 в части указания на необходимость осуществления действий по взысканию сумм, указанных в пунктах 3, 4 предписания, а также в части перечисления в срок до 01.09.2015 в доход федерального бюджета 90 814 132 рублей 01 копеек.

Определением Арбитражного суда Республики Бурятия от 28.10.2015 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство сельского хозяйства Российской Федерации (далее – Минсельхоз России).

Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 11 января 2016 года заявление удовлетворено частично. Признано недействительным предписание № 03-11/2 от 20.05.2015 Управления в части предписания перечислить в доход федерального бюджета 100 200 рублей, 10 090 рублей, 89 905 813, 69 рублей, 798 028, 32 рублей, всего 90 814 132, 01 рублей в удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.

На Управление возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Не согласившись с указанным решением, Управление обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции как незаконного, принятого при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, при этом судом неправильно применены нормы материального права, по доводам, изложенным в жалобе.

Министерство в представленном письменном отзыве на апелляционную жалобу считает, что доводы апелляционной жалобы были предметом исследования в суде первой инстанции, где им дана надлежащая правовая оценка. Просит обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Минсельхоз России отзыв на апелляционную жалобу не представило.

О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ, что подтверждается почтовыми уведомлениями, а также отчетом о публикации на официальном сайте Федеральных Арбитражных Судов Российской Федерации в сети «Интернет» (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству, однако лица, участвующие в деле явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Управление представило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя.

В соответствии с частью 2 статьи 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.

Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Управлением на основании приказа руководителя от 27.01.2015 №3 согласно пункту 81 Плана контрольной работы на 2015 год в отношении Министерства в соответствии с удостоверением от 27.01.2015 № 3, программой, утвержденной руководителем Управления 26.01.2015, проведены контрольные мероприятия (выездная проверка) в целях проверки правомерности использования средств федерального бюджета, направленных на развитие сельского хозяйства в виде субсидии, направленной на поддержку экономически значимых региональных программ развития сельского хозяйства «Развитие мясного скотоводства Республики Бурятия на 2009-2012 годы», «Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока в Республике Бурятия на 2009-2012 годы», «Производство картофеля и овощей в Республике Бурятия на 2009-2012 годы».

В результате выездной проверки установлено, в том числе:

- нарушение подпункта 2 части 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации; подпункта 2.2.2 Соглашения от 06.08.2009 №1645/17, заключенного Министерством с Минсельхозом России; Соглашения об оказании мер государственной поддержки в рамках реализации региональных значимых программ от 10.12.2009 №14; пункта 3.1.2 Порядка предоставления субсидий на реализацию Республиканской целевой программы «Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока в Республике Бурятия на 2009-2012 годы», утвержденного постановлением Правительства Республики Бурятия от 16.11.2009 № 426, выразившиеся в неправомерном расходовании средств, источником которых является субсидия из федерального бюджета, путем переплаты субсидии ООО «Гарантия-2» на 100 200 рублей,

- нарушение подпункта 2 части 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации; подпункта 2.2.2 Соглашения от 06.08.2009 №1645/17, заключенного Министерством с Минсельхозом России; подпункта 3.1.1 Порядка предоставления субсидии на реализацию РЦП «Развитие молочного скотоводства» №426, выразившееся в неправомерном расходовании средств, источником которых является субсидия из федерального бюджета, путем предоставления СПОК «Пищевик» субсидии на возмещение затрат по приобретению расходных материалов на 10 090 рублей,

- нарушение статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, выразившееся в не взыскании и не перечислении в доход федерального бюджета субсидии, предоставленной авансом открытому акционерному обществу «РАЛИК» за счет средств федерального бюджета 2009 года в размере 89 905 813 рублей 69 копеек,

- нарушение пункта 2.1 Порядка предоставления субсидий на реализацию РЦП «Производство картофеля и овощей в Республике Бурятия на 2009-2012 годы», утвержденного постановлением Правительства Республики Бурятия от 07.12.2010 №535, выразившееся в переплате субсидии ООО «Байкальская торгово-промышленная компания» ввиду включения в затраты 2011 года по возведению овощехранилища стоимости металлоизделий и работ, не входящих в состав работ по возведению овощехранилища ангарного типа из комплекта металлических панелей, профилей в размере 798 028 рублей 32 копеек.

05.03.2015 составлен акт выездной проверки №3.

27.03.2015 Министерство письмом № 13-01-23-и1255/15 представило в Федеральную службу финансово-бюджетного надзора в Республике Бурятия возражения на акт проверки от 05.03.2015 №3.

По результатам выездной проверки с учетом представленных возражений Управлением в адрес Министерства вынесено предписание №03-11/2, согласно которому предписано:

- устранить выявленные нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения;

- осуществить действия по взысканию сумм, указанных в пунктах 1, 2, 3, 4 предписания и в срок до 01.09.2015 перечислить соответственно в доход федерального бюджета 100 200 рублей, 10 090 рублей, 89 905 813 рублей 69 копеек, 798 028 рублей 32 копеек, всего 90 814 132 рублей 01копеек;

- о результатах исполнения предписания проинформировать Управление до 01.09.2015.

Не согласившись с указанным предписанием, Министерство обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую квалификацию, в связи с чем, у суда нет оснований к удовлетворению апелляционной жалобы. Выводы суда первой инстанции являются верными и соответствуют обстоятельствам дела.

Суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции о недействительности оспариваемого предписания в части правильными, исходя из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

Согласно статье 200 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4).

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5).

Согласно пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением Гражданского кодекса Российской Федерации» основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

С учетом изложенного суд апелляционной инстанции полагает, что требования общества могут быть удовлетворены только в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства:

1) несоответствие оспариваемого предписания закону или иному нормативному правовому акту;

2) нарушение прав и законных интересов заявителя этим предписанием.

При отсутствии хотя бы одного из данных обстоятельств, требования администрации удовлетворению не подлежат.

Статья 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусматривает, что государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения. Государственный (муниципальный) финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний. Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и других органов.

Согласно статье 266.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации объектами государственного (муниципального) финансового контроля являются, в том числе главные распорядители (распорядители, получатели) бюджетных средств.

Одним из методов осуществления государственного (муниципального) финансового контроля в силу статьи 267.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации понимается совершение контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности отдельных финансовых и хозяйственных операций, достоверности бюджетного (бухгалтерского) учета и бюджетной (бухгалтерской) отчетности в отношении деятельности объекта контроля за определенный период.

Проверки подразделяются на камеральные и выездные, в том числе встречные проверки.

Под выездными проверками понимаются проверки, проводимые по месту нахождения объекта контроля, в ходе которых в том числе определяется фактическое соответствие совершенных операций данным бюджетной (бухгалтерской) отчетности и первичных документов.

Контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения; контроль за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных (муниципальных) программ, в том числе отчетности об исполнении государственных (муниципальных) заданий предусмотрен статьей 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации и является полномочиями органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.

В случаях установления нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, органами государственного (муниципального) финансового контроля составляются представления и (или) предписания (ст. 270.2).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 года № 1092 утверждены Правила осуществления Федеральной службой финансово-бюджетного надзора полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере (далее – Правила).

В соответствии с пунктом 4 Правил, плановые контрольные мероприятия осуществляются в соответствии с планом контрольных мероприятий Службы, который утверждается руководителем Службы по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации, и планами контрольных мероприятий территориальных органов Службы, которые утверждаются руководителями территориальных органов по согласованию с руководителем (заместителем руководителя) Службы.

Пунктом 18 Правил предусмотрено, что решение о проведении проверки, ревизии или обследования оформляется приказом (распоряжением) руководителя (заместителя руководителя) Службы (ее территориального органа).

Согласно пункту 6 Правил Служба при осуществлении деятельности по контролю в финансово-бюджетной сфере осуществляет, в том числе полномочия по контролю за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

При осуществлении указанных полномочий в силу пункта 68 Правил Служба (ее территориальный орган) вправе направлять объекту контроля предписания об устранении нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и (или) о возмещении ущерба, причиненного такими нарушениями Российской Федерации.

Таким образом, оспариваемое предписание составлено уполномоченным на то должностным лицом Управления.

Из материалов дела следует, что основанием вынесения оспариваемого предписания послужил вывод Управления о неправомерном расходовании средств, источником которых являются средства федерального бюджета, в размере 90 814 132 рублей 01 копеек и, о наличии у Министерства обязанности по их взысканию и перечислению в доход федерального бюджета.

Оспаривая предписание в части, Министерство соглашается с выводами Управления о наличии нарушений, указанных в пунктах 1, 2 предписания, выразившихся в неправомерном расходовании средств и наличии обязанности по осуществлению действий направленных на взыскание сумм с ООО «Гарантия-2» в размере 100 200 рублей и с СПОК «Пищевик» в размере 10 090 рублей.

При этом, несогласие с указанием на необходимость осуществления действий по взысканию сумм, указанных в пунктах 3, 4 предписания Министерство обосновывает следующим:

- по пункту 3 предписания Министерство указывает на то, что им в полном объеме осуществлены действия по взысканию с ОАО «РАЛИК» суммы в размере 89 905 813 рублей 69 копеек,

- по пункту 4 предписания Министерство указывает на отсутствие переплаты субсидии ООО «Байкальская торгово-промышленная компания» в размере 798 028 рублей 32 копеек, поскольку вывод Управления о неподтверждении затрат общества на строительство овощехранилища не обоснован.

Управлением при проверке не учтено, что затраты общества компенсированы исходя из строительства двух овощехранилищ, а не одного ввиду чего неправомерное расходование средств отсутствует.

Кроме того, Министерство указывает на отсутствие обязанности по перечислению в доход федерального бюджета средств, указанных в оспариваемом предписании, источником финансирования которых являлась субсидия за счет средств федерального бюджета.

Под субсидиями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета в понимании пункта 1 статьи 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации – это межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 9 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 «184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относятся, в частности, решение вопросов по поддержке сельскохозяйственного производства.

Согласно части 2 статьи 7 Федерального закона от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» средства федерального бюджета, предусмотренные федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, на поддержку сельскохозяйственного производства предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий в порядке определенном Правительством Российской Федерации

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 № 1096 утверждены Правила распределения и предоставления в 2009 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий на поддержку экономически значимых региональных программ развития сельского хозяйства субъектов Российской Федерации» (далее – Правила № 1096).

Согласно Правилам № 1096 субсидии предоставляются Министерством сельского хозяйства Российской Федерации в целях оказания финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств субъектов Российской Федерации по финансированию региональных программ.

В соответствии с пунктом 11 Правил № 1096 расходы бюджета субъекта Российской Федерации на реализацию региональных программ, источником финансового обеспечения которых являлись субсидии, осуществляется в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации для исполнения бюджета субъекта Российской Федерации.

В силу пункта 7 Правил № 1096 предоставление субсидии осуществляется на основании заключенного соглашения о предоставлении субсидии.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, перечисление субсидии в бюджет Республики Бурятия осуществлялось на основании соглашения о порядке и условиях предоставления из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на поддержку экономически значимых региональных программ от 06.08.2009 № 1645/17, заключенного между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Министерством.

Пунктом 2.2.1, 2.2.2 Соглашения предусмотрено, что Министерство как уполномоченный орган расходует средства, источником которых являлась субсидия из федерального бюджета, для финансирования мероприятий региональных программ по видам региональных программ и в объемах согласно Приложению 2 к Соглашению на 2009 год, за счет средств федерального бюджета и бюджета Республики Бурятия на основании порядка предоставления субсидий, установленных нормативно-правовым актом Республики Бурятия.

Порядки предоставления субсидий на реализацию республиканских целевых программ «Развитие молочного скотоводства Республики Бурятия на 2009-2012 годы», «Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока в Республике Бурятия на 2009-2012 годы», «Производство картофеля и овощей в Республике Бурятия на 2009-2012 годы», а также Положение о проведении конкурса по определению лиц, имеющих право на получение субсидий в рамках реализации указанных программ, утверждены постановлением Правительства Республики Бурятия от 16.11.2009 № 426.

Министерством в соответствии с указанным Порядком предоставления субсидии заключено соглашения об оказании мер государственной поддержки в рамках реализации региональных экономически значимых программ от 10.12.2009 № 14 с ОАО «РАЛИК».

Предметом соглашения является осуществление сторонами совместных действий по развитию молочного скотоводства в Республике Бурятия и по оказанию мер государственной поддержки в рамках РЦП. Министерство в соответствии с порядком финансирования на основании предоставленных получателем документов предоставляет получателю средства государственной поддержки:

- на компенсацию части затрат на приобретение техники и оборудования для молочного скотоводства и переработки молока, в том числе затрат на доставку и пуско-наладочные работы;

- на компенсацию части затрат на приобретение техники и оборудования для заготовки и приготовления кормов, в том числе затрат на доставку и пуско-наладочные работы.

Субсидии перечисляются получателю в размере, установленном Министерством в пределах годовых объемов бюджетных средств.

Дополнительным соглашением от 06.05.2010 пункт 1.2 соглашения № 14 изложен в следующей редакции: Министерство в соответствии с порядком финансирования на основании предоставленных получателем документов предоставляет получателю авансом средства государственной поддержки в целях возмещения затрат на приобретение техники и оборудования:

- для развития молочного скотоводства в Республике Бурятия и переработки молока;

- для заготовки и приготовления кормов.

Субсидии предоставляются на следующих условиях:

- компенсации подлежат затраты на поставку (транспортные расходы, стоимость содержания, налоговые платежи, охрана, арендные платежи, страхование, расходы на пуско-наладочные и погрузо-разгрузочные работы);

- приобретенная техника и оборудование предоставляется получателем организациям АПК РБ на условиях соглашения, являющегося неотъемлемой частью настоящего соглашения, при этом организации АПК РБ оплачивают получателю только стоимость полученных техники без учета указанных в настоящем пункте затрат без взимания лизинговых процентов;

- получатель обязан использовать сумму полученного аванса на покупку техники и оборудования с последующим восстановлением ее за счет собственных средств;

- лизинговые платежи, полученные получателем от организаций АПК РБ в рамках настоящего соглашения, получатель обязан направить на приобретение сельскохозяйственной техники на условиях настоящего соглашения.

24 февраля 2012 года между Министерством и открытым акционерным обществом «РАЛИК» подписано дополнительное соглашение к соглашению об оказании мер государственной поддержки в рамках реализации региональных экономически значимых программ № 14, в котором добавлен пункт 2.2.7 следующего содержания: в отношении неиспользованных бюджетных средств (на 16.06.2011) в сумме 128 157 060 рублей, полученных по соглашению об оказании мер государственной поддержки от 10.12.2009 №14, получатель обязуется:

- в срок до 31.01.2013 обеспечить выполнение мероприятий РЦП с целевым и эффективным использованием бюджетных средств в сумме 128 157 060 рублей, полученных по соглашению об оказании мер государственной поддержки от 10.12.2009 № 14;

- обеспечить надлежащее выполнение обязанностей, предусмотренных соглашением об оказании мер государственной поддержки в рамках реализации региональных экономически значимых программ № 14 от 10.12.2009 с дополнениями;

- по окончании срока действия соглашения предоставить отчетную документацию, подтверждающую использование полученных бюджетных средств в сумме 128 157 060 рублей.

Также указанным дополнительным соглашением добавлен пункт 3.3 следующего содержания: в случае невыполнения обязательств, принятых получателем по соглашению об оказании мер государственной поддержки от 25.12.2009 № 14 с дополнениями, получатель обязуется по требованию Министерства возвратить полученные бюджетные средства не позднее 10 дней с момента получения такого требования.

Дополнительным соглашением №4 от 02.02.2013 к соглашению № 14 от 10.12.2009 изменен срок использования бюджетных средств и предоставления отчетной документации – до 31.01.2014.

Платежными поручениями № 67869 от 17.12.2009, № 71832 от 25.12.2009, № 71833 от 25.12.2009, № 67868 от 17.12.2009 обществу перечислено 518 303 830 рублей субсидий по РПЦ «Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока».

Пунктом 2.1.4 Соглашения от 10.12.2009 № 14 предусмотрено, что Министерство вправе взыскать финансирование в случаях:

- нарушения получателем федерального законодательства и законодательства Республики Бурятия, регулирующих получение субсидии; непредставления Министерству требуемых, на основании порядков финансирования и соответствующих приказов документов;

- нарушения получателем условий соглашения;

- непредставления отчетности.

Пунктом 2.2 Соглашения от 10.12.2009 № 14 предусмотрено, что получатель предоставляет Министерству право на безакцепное списание денежных средств с его счетов в случае выявления Министерством нецелевого использования бюджетных средств, а также в случаях нарушения получателем условий соглашения.

Таким образом, при наличии нарушения открытым акционерным обществом «РАЛИК» условий соглашения от 10.12.2009 № 14 Министерство вправе взыскать с общества средства, направленные в рамках оказания мер государственной поддержки, в том числе путем безакцептного списания.

Факт нарушения ОАО «РАЛИК» условий соглашения от 10.12.2009 № 14 Министерством не оспаривается. Заявляя настоящее требование Министерство указывает на то, что им приняты меры ко взысканию указанной суммы в размере 89 905 813 рублей 69 копеек с ОАО «РАЛИК» в подтверждение ссылается на судебные акты по делу № А10-1819/2015

Как верно установлено судом первой инстанции, решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 05.12.2014 по делу № А10-1819/2015, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2015 исковые требования Министерства о взыскании с ОАО «Торговый дом Агролизинг» суммы субсидии в размере 110 112 871 рублей 90 копеек удовлетворены. Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 11.06.2015 указанные решение от 05.12.2015 и постановление от 17.02.2015 отменены, производство по делу № А10-1819/2015 прекращено в связи с утверждением мирового соглашения.

Согласно пункту 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий 14 государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам- производителям товаров, работ, услуг должны определять, в частности порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

Суды первой и апелляционной инстанций принимают во внимание то, что Министерством предпринимались меры по взысканию с ОАО «РАЛИК» суммы неиспользованной субсидии. Однако доказательств, свидетельствующих о фактическом взыскании указанной суммы субсидии, Министерством в материалы дела не представлены.

Так, Министерством не представлены доказательства, свидетельствующие об исполнении условий мирового соглашения от 29.05.2015 (акты приема-передачи техники, указанной в мировом соглашении) и о поступлении на счет Министерства (в республиканский бюджет) денежных средств в размере, указанном в оспариваемом предписании.

Следовательно, предписание в части указания на неисполнение Министерством обязанности по взысканию суммы в размере 89 905 813 рублей 69 копеек является обоснованным.

По пункту 4 предписания суд первой инстанции правомерно пришёл к следующим выводам.

В соответствии с Порядком предоставления субсидий на реализацию республиканской целевой программы «Производство картофеля и овощей в Республике Бурятия на 2009-2012 годы», утвержденным постановлением Правительства Республики Бурятия от 28.11.2011 № 622, Министерством с ООО «БТПК» заключено соглашение об оказании мер государственной поддержки от 12.12.2011.

Предметом соглашения является государственная поддержка сельскохозяйственных производителей, участвующих в реализации мероприятий программы «Производство картофеля и овощей в Республике Бурятия на 2009-2012 годы».

Пунктом 1.2 соглашения предусмотрено, что Министерство в соответствии с порядком предоставления субсидий, утвержденным постановлением Правительства Республики Бурятия от 28.11.2011 № 622, на основании документов, определенных в пунктах 2.3, 2.4 Порядка, предоставляет средства государственной поддержки.

В рамках заключенного соглашения ООО «БТПК» предоставлена субсидия на компенсацию части затрат на строительство, реконструкцию и (или) модернизацию картофелеовощехранилищ мощностью 1 000 тонн и выше с установкой системы климат- контроля.

В результате проверки Управлением установлено, что Министерством допущена переплата субсидии, источником которой являются средства федерального бюджета, ООО 15 «БТПК» в размере 798 028 рублей 32 копеек в результате включения в затраты стоимости металлоизделий и работ по возведению овощехранилища объемом менее 1 000 куб.м.

Факт выплаты субсидии на возмещение затрат ООО «БТПК», связанных со строительством двух овощехранилищ, одно из которых объемом менее 1 000 куб.м., подтверждается представленными в материалы дела доказательствами и Министерством не оспаривается.

Таким образом, предписание в части указания на неисполнение Министерством обязанности по взысканию суммы в размере 798 028 рублей 32 копеек также является обоснованным.

Признавая оспариваемое предписание законным и обоснованным в части указания на необходимость осуществления Министерством действий по взысканию сумм, указанных в пунктах 1- 4 предписания в результате установления фактов неправомерного расходования средств, суд первой инстанции обоснованно пришёл к выводу о об отсутствии достаточных оснований для выдачи предписания в части, предусматривающей обязанность Министерства в срок до 01.09.2015 перечислить в доход федерального бюджета 90 814 132 рублей 01 копеек.

В соответствии с пунктами 2-4 Правил № 1096, субсидии предоставлены бюджету Республики Бурятия в целях оказания финансовой поддержки при исполнении расходного обязательства Республики Бурятия по финансированию утвержденных региональных программ.

Порядок и условия предоставления субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта определены соглашением от 06.08.2009 № 1645/17.

Согласно пункту 2.2.7 остатки субсидий, перечисленные в бюджет Республики Бурятия и не использованные по состоянию на начало текущего года, направляются при сохранении потребности на те же целя в текущем году с представлением отчетов об их использовании.

Пунктом 3.3 соглашения от 06.08.2009 № 1645/17 предусмотрено, что остаток субсидии подлежит возврату в доход федерального бюджета при установлении Минсельхоз России отсутствия потребности в них Республики Бурятия. В случае не перечисления указанного остатка субсидии в доход федерального бюджета эти средства подлежат взысканию в доход федерального бюджета в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 4.1 соглашения от 06.08.2009 № 1645/17 в случае использования субсидии не по целевому назначению соответствующие средства взыскиваются в доход федерального бюджета в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Управлением, факт использования Министерством средств не по целевому назначению не установлен, равно как и не подтверждено наличие остатка субсидии. Минсельхоз России указанное также не установлено.

Судом первой инстанции, правомерно признано необоснованным требование о перечислении Министерством в доход федерального бюджета средств в сумме, равной сумме использованной субсидии, распределение и выплата которой конкретным получателям, произведено с нарушением установленного порядка расходования средств.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, либо влияли на обоснованность и законность оспариваемого решения суда, либо опровергали выводы суда первой инстанции.

При указанных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы. Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.

Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 11 января 2016 года по делу № А10-4700/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путем подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.

Председательствующий судья Сидоренко В.А.

Судьи Рылов Д.Н.

Никифорюк Е.О.