А32-45747/2009
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Газетный пер., 47б лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27
E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
по проверке законности и обоснованности решений (определений)
арбитражных судов, не вступивших в законную силу
город Ростов-на-Донудело № А32-45747/2009
17 ноября 2010 года15АП-11839/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 11 ноября 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 ноября 2010 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Д.В. Николаева
судей Н.В. Шимбаревой, А.В. Гиданкиной
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи В.В. Анисимовым
при участии:
от открытого акционерного общества "Кубаньэнерго": представитель ФИО1, доверенность от 13.10.2010
от Межрайонной ИФНС России №8 по Краснодарскому краю: представитель ФИО2, доверенность от 06.08.2010 № 05/2010/367
от Управления Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю: не явился, извещён надлежащим образом
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России №8 по Краснодарскому краю
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 17.08.2010 г. по делу № А32-45747/2009
по заявлению открытого акционерного общества "Кубаньэнерго"
к заинтересованному лицу - Межрайонной ИФНС России №8 по Краснодарскому краю, Управлению Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю,
принятое в составе судьи И.А. Погорелова
УСТАНОВИЛ:
ОАО «Кубаньэнерго» (далее также - заявитель, общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением (уточнённым в порядке ст. 49 АПК РФ) о признании незаконными решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Краснодарскому краю (далее также - налоговый орган, инспекция) от 23.06.2009 № 15-21/47999.
Оспариваемым судебным актом решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Краснодарскому краю от 23.06.2009 № 15-21/47999 признано незаконным.
С Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Краснодарскому краю в пользу ОАО «Кубаньэнерго» взыскано 2000 руб. в возмещение расходов по государственной пошлине, уплаченной по платежному поручению от 25.09.2009 № 17365.
Не согласившись с принятым судебным актом, инспекция обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, просила оспариваемый судебный акт отменить по мотивам, изложенным в апелляционной жалобе.
В отзыве на апелляционную жалобу общество просит оспариваемый судебный акт оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения по мотивам, изложенным в отзыве.
Представитель инспекции в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель общества в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в отзыве.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, налоговой инспекцией проведена камеральная проверка по налоговой декларации по земельному налогу за 2008 год, представленной 28.01.2009.
В ходе проверки установлено, что налогоплательщик при расчете налога на землю за 2008 год применяет кадастровую стоимость, действующую до 01.01.2008. При этом налогоплательщиком не учтен факт переоценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края в 2007 году, результаты которой утверждены распоряжением Главы Краснодарского края от 29.12.2007 № 1202-р «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края». На основании указанного распоряжения кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:49:0000000:0031 по состоянию на 01.01.2008 составляет 855037080 рублей.
По результатам проверки составлен акт от 13.05.2009 № 15-21/11692 и вынесено решение от 23.06.2009 № 15-21/47999, которым начислен земельный налог за 2008 год в сумме 5 541 706 рублей, штраф по пункту 1 статьи 122 НК РФ в сумме 1 108 341, 08 рублей.
Общество в порядке ст. 101.2 НК РФ направил в УФНС России по Краснодарскому краю апелляционную жалобу на вышеназванные решения налоговой инспекции.
УФНС России по Краснодарскому краю решением № 16-12-527-1107 от 21.08.2009 отказала обществу в удовлетворении апелляционной жалобы.
Общество обратилось в арбитражный суд за защитой нарушенных прав с настоящим заявлением.
Принимая постановление, суд апелляционной инстанции руководствуется следующим.
В соответствии с пунктом 3 статьи 391 Налогового кодекса РФ налогоплательщики-организации определяют налоговую базу на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, введенного в действие с 29.10.2001 г., для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В силу пункта 4 статьи 17 Федерального закона от 02.01.2000 № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» (далее - Федеральный закон № 28-ФЗ) сведения об экономических характеристиках земельных участков вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании данных государственной кадастровой и иной оценки земель и положений нормативных правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 25.08.1999 № 945 «О государственной кадастровой оценке земель» органам государственной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Государственного комитета Российской Федерации по земельной политике рекомендовано принимать нормативные правовые акты, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, а также утверждать ее результаты.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила), применимые ко всем категориям земель на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом.
Согласно пункту 1 Правил организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами (далее - Роснедвижимость). По представлению Роснед-вижимости результаты государственной кадастровой оценки земель утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 2 Правил).
В соответствии с пунктом 3 Правил (в редакции постановления Правительства от 11 апреля 2006 года № 206) государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет и не чаще одного раза в 3 года.
Согласно пунктам 10 и 11 Правил (в редакции до 25 апреля 2006 года) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Государственного комитета РФ по земельной политике утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель; методические и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются федеральным органом исполнительной власти по государственному управлению земельными ресурсами по согласованию с уполномоченным органом по контролю за осуществлением оценочной деятельности в Российской Федерации и заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель определяется Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.2004 № 418 «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости» функции по проведению государственной кадастровой оценки всех категорий земель на территории Российской Федерации возложены на Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости для целей последующего налогообложения и иных целей, установленных законом.
Согласно Положению о Федеральной службе земельного кадастра, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 11 января 2001 года № 22, в полномочия Федеральной службы земельного кадастра (Росземкадастра), являвшейся федеральным органом исполнительной власти по государственному управлению земельными ресурсами, входило осуществление деятельности, связанной с государственной кадастровой оценкой земель, обеспечение разработки и совершенствования методик государственной кадастровой оценки земель.
В соответствии с приказом Росземкадастра от 20 февраля 2001 года № П/21 «Об организации работ по государственной кадастровой оценке земель» на его территориальные органы была возложена обязанность по проведению работ по государственной кадастровой оценке земель поселений субъектов Российской Федерации.
Решением налоговой инспекции от 23.06.2009 № 15-21/47999 начислен земельный налог за 2008 год на том основании, что налогоплательщиком не учтен факт переоценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края в 2007 году, результаты которой утверждены распоряжением Главы Краснодарского края от 29.12.2007 № 1202-р «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края». На основании указанного распоряжения кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:49:0000000:0031 по состоянию на 01.01.2008 составляет 855037080 рублей.
Согласно пункту 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 г. №48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо изменение или прекращение существующих правоотношений.
Распоряжение главы администрации Краснодарского края от 29.12.2007 г. № 1202-р «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края» по своей форме и содержанию отвечает признакам нормативного правового акта, так как в нем изложены правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, и рассчитанные на неоднократное применение.
.02.2008 в газете «Кубанские новости» №21 (4160) опубликована официальная информация следующего содержания «Губернатор Кубани ФИО3 подписал распоряжение об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории края. Согласно документу необходимо утвердить результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов и средний уровень кадастровой стоимости земли на территории края по состоянию на 1 января 2007 года. Также управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Краснодарскому краю рекомендуется внести результаты оценки земель населенных пунктов на территории края в государственный земельный кадастр».
В соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции РФ законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
В соответствии со статьями 44, 45 Закона Краснодарского края от 06.06.1995 №7-КЗ «О правотворчестве и нормативных правовых актах Краснодарского края» любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Никто не может быть подвергнут правоограничениям на основании нормативного акта края, который официально не опубликован для всеобщего сведения.
Порядок опубликования нормативных актов определен статьей 46 Закона, согласно которому Глава администрации (губернатор) края в установленном порядке подписывает и обнародует законы. Официальным опубликованием нормативных правовых актов края признается первая публикация их полного текста в газете «Кубанские новости» или Информационном бюллетене Законодательного Собрания Краснодарского края.
Опубликованные в официальном порядке нормативные правовые акты края после вступления их в силу подлежат применению всеми государственными органами края, органами местного самоуправления в крае, должностными лицами, а также исполнению находящимися на территории края предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями, гражданами.
Данное распоряжение было опубликовано 13.03.2009г., то есть после 1 марта отчетного периода.
Несмотря на указанные нормы закона, при расчете кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 23:49:0000000:0031 по состоянию на 01.01.2008 необоснованно применен неопубликованный в установленном законом порядке и не подлежащий применению нормативный правовой акт.
Таким образом, решением налоговой инспекции от 23.06.2009 № 15-21/47999 неправомерно начислен земельный налог за 2008 год в сумме 5 541 706 рублей, штраф по пункту 1 статьи 122 НК РФ в сумме 1 108 341,08 рублей.
В соответствии со статьёй 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. В силу статьи 64 АПК РФ доказательствами по делу являются сведения о фактах, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При указанных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции, исследовав представленные в дело доказательства согласно требованиям ст. 162 АПК РФ и оценив их в совокупности и взаимосвязи с учетом положений ст. 71 АПК РФ, считает, что суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что требования заявителя подлежат удовлетворению.
Доводы апелляционной жалобы не принимаются апелляционной коллегией как не соответствующие фактическим обстоятельствам, установленным судом первой инстанции, так и не основанные на нормах налогового законодательства.
Согласно ч. 1, 6 ст. 268 АПК РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело, вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции.
Суд первой инстанции выполнил требования статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, полно, всесторонне исследовал и оценил представленные в деле доказательства и принял законный и обоснованный судебный акт.
Оснований для переоценки выводов и доказательств, которые при рассмотрении дела были исследованы и оценены судом первой инстанции с соблюдением требований статьи 71 АПК РФ, не имеется.
При указанных обстоятельствах основания для отмены или изменения обжалуемого судебного акта отсутствуют.
Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену оспариваемого акта (ч. 4 ст. 270 АПК РФ), судом апелляционной инстанции не установлено. С учетом изложенного, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 – Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17.08.2010 г. по делу
№ А32-45747/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий Д.В. Николаев
С. Шимбарева
ФИО4