ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 05АП-10238/16 от 26.01.2017 Пятого арбитражного апелляционного суда

Пятый арбитражный апелляционный суд

ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001

тел.: (423) 221-09-01, факс (423) 221-09-98

http://5aas.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Владивосток Дело

№ А51-14960/2016

02 февраля 2017 года

Резолютивная часть постановления оглашена 26 января 2017 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 02 февраля 2017 года.

Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего А.В. Гончаровой

судей О.Ю. Еремеевой, ФИО8

при ведении протокола секретарем судебного заседания С.Г. Расторгуевым

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края

апелляционное производство № 05АП-10238/2016

на решение от 21.11.2016

судьи Н.А. Тихомировой

по делу № А51-14960/2016 Арбитражного суда Приморского края

по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН <***>, ОГРНИП <***>)

к Департаменту земельных и имущественных отношений приморского края (ИНН <***>, ОГРН <***>)

о признании незаконным бездействия; обязании предоставить проект договора купли-продажи земельного участка;

при участии:

от ИП ФИО1 - представитель ФИО2 по доверенности от 29.04.2015 сроком действия 3 года, паспорт, ФИО3 по доверенности от 27.04.2016 сроком действия 3 года, паспорт;

от Департамента земельных и имущественных отношений приморского края - представитель ФИО4 по доверенности от 27.12.2016 сроком действия до 31.12.2017, паспорт;

УСТАНОВИЛ:

Индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее - заявитель, индивидуальный предприниматель, ИП ФИО1) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края (далее - ответчик, департамент), выраженного в не предоставлении проекта договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 25:28:010028:0003:000 по заявлению ФИО1 в установленный тридцатидневный срок (с учетом уточнений, принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Решением Арбитражного суда Приморского края от 21.11.2016 заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края обратился в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.

В обоснование жалобы указывает, что бездействие департаментом допущено не было, поскольку с заявителем велась переписка, запрашивались дополнительные документы, кроме того вносились исправления в сообщения, содержащее перечень всех зданий, сооружений, расположенных на испрашиваемом земельном участке. Поскольку последнее изменение было вынесено 26.04.2016, срок рассмотрения заявления следует считать с указанной даты.

Кроме того, 08.09.2016 департамент направил в адрес ИП ФИО1 проект договора купли-продажи № 7536 и соглашение о расторжении договора аренды от 19.05.2003 № 01-00021-Ф-Д-0012, в связи с чем полагает, что права и законные интересы заявителя в рассматриваемом случае не нарушены.

В судебном заседании представитель Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края доводы апелляционной жалобы поддержал, решение суда первой инстанции просил отменить и принять по делу новый судебный акт.

Представители предпринимателя на доводы апелляционной жалобы возразили по основаниям, изложенным в письменном отзыве на жалобу. Решение суда первой инстанции считают законным и обоснованным, апелляционную жалобу департамента – не подлежащей удовлетворению.

Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ правильность применения норм материального и процессуального права, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции в силу следующих обстоятельств.

Из материалов дела судом установлено, что индивидуальный предприниматель ФИО1 является одним из собственников нежилых помещений в здании (лит. А), общей площадью 357,1 кв.м., номер на поэтажном плане: 11-31 (II), этаж: подвал, назначение: нежилое, адрес объекта: <...>, условный номер: 25-25-01/016/2009-368 (свидетельство о государственной регистрации права от 10.04.2009г.), расположенном на земельном участке с кадастровым номером 25:28:010028:3 площадью 1800 кв.м. по адресу <...>., находящемся в аренде.

18.11.2015 ФИО1, ФИО5, ФИО6, ООО «Инвест ДВ» обратились в Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края с заявлением №20-53292 о предоставлении в общую долевую собственность указанного земельного участка без проведения торгов для дальнейшей эксплуатации трехэтажного здания (торговый центр),   что подтверждается распиской о приеме документов на предоставление услуги.

18.12.2015 департамент письмом №20/03/02-1320/43438 сообщил заявителям о том, что в кадастровом паспорте земельного участка имеется запись: «граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства», в связи с чем земельный участок без установленных границ не может быть индивидуально определен и не может являться предметом договорных отношений, на основании чего в предоставлении земельного участка в собственность было отказано.

30.12.2015 ФИО1, ФИО5, ФИО6, ООО «Инвест ДВ» повторно обратились в департамент с идентичным заявлением №20-61836 с приложением к заявлению всех необходимых документов.

01.02.2016 департамент письмом №20/03/02-0620/1762 сообщил заявителю о необходимости представить дополнительные документы, перечень которых установлен приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 12.01.2015 № 1 «Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов».

08.02.2016 заявители с сопроводительным письмом №20-4365 в дополнение к заявлению от 30.12.2015 в адрес департамента направили дополнительные документы в отношении испрашиваемого земельного участка.

17.03.2016 департамент письмом №20/03/02-09/7317 сообщил заявителям о том, что посредством межведомственного информационного взаимодействия Департаментом был направлен запрос о получении выписок их ЕГРП о правах на приобретаемый земельный участок и расположенных на нем объектов, а также кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка, в связи с чем работа по обращению от 30.12.2015 будет продолжена после получения вышеуказанных документов.

Посчитав, что Департаментом допущено бездействие, нарушающее права и законные интересы индивидуального предпринимателя, последний обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

При рассмотрении дел об оспаривании решений и действий органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемых решений и действий и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые решения и действия права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 АПК РФ).

Обязанность доказывания законности оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), в силу части 5 статьи 200 АПК РФ возлагается на орган, принявший акт, решение или совершивший действия (бездействие).

Основаниями для признания ненормативного правового акта незаконным является несоответствие его закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно разъяснению, содержащемуся в пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).

Частью 1 статьи 39.3 ЗК РФ установлено, что продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

Согласно подпункту 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса, осуществляется без проведения торгов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 39.20 Кодекса, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

Порядок предоставления в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.17 ЗК РФ.

Указанный порядок предусматривает подачу заявления о предоставлении земельного участка, содержащего исчерпывающий перечень сведений, необходимых для его рассмотрения, а также перечень прилагаемых к нему документов.

В течение десяти дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган возвращает это заявление заявителю, если оно не соответствует положениям пункта 1 настоящей статьи, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предоставляемые в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи. При этом уполномоченным органом должны быть указаны причины возврата заявления о предоставлении земельного участка (пункт 3 статьи 39.17 ЗК РФ).

В соответствии с пунктом 5 статьи 39.17 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:

1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;

2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;

3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.

На территории Приморского края распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляет департамент земельных и имущественных отношений Приморского края на основании абзаца 3 пункта 10 статьи 3 Закона № 137-ФЗ, статьи 7 Закона Приморского края от 29.12.2003 № 90-КЗ «О регулировании земельных отношений в Приморском крае», постановления администрации Приморского края от 05.12.2012 № 374-па «Об утверждении положения о департаменте земельных и имущественных отношений Приморского края».

Законом Приморского края от 18.11.2014 № 497-КЗ «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Приморского края и органами государственной власти Приморского края и внесении изменений в отдельные законодательные акты Приморского края» установлено, что Администрация Приморского края или уполномоченный ею орган исполнительной власти Приморского края осуществляют полномочия органов местного самоуправления Артемовского городского округа, Владивостокского городского округа, поселений, входящих в состав Шкотовского и Надеждинского муниципальных районов, по управлению и распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена (за исключением земельных участков, бесплатно предоставляемых гражданам, имеющим трех и более детей, гражданам, имеющим двух детей, а также молодым семьям для индивидуального жилищного строительства, земельных участков, предоставляемых для строительства объектов дошкольного/начального общего, основанного общего, среднего общего образования), в по:

1) обеспечению подготовки схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории;

2) утверждению схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории;

3) предоставлению земельных участков на торгах и без проведения торгов.

Указанные полномочия с 01.03.2015 предоставлены Департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края внесенными постановлением Администрации Приморского края от 05.03.2015 № 70-па изменениями в Положение о Департаменте.

Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению (часть 1 статьи 9 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»).

В соответствии с частью 1 статьи 12 названного Закона письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.

Частью 2 статьи 12 ФЗ №59-ФЗ установлено, что в исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.

Приказом Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 23.03.2015 № 88 утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги «Предоставление земельных участков, находящихся в ведении или собственности Приморского края, без проведения торгов», действующий в редакции Приказа Департамента от 10.07.2015 № 193 (далее по тексту - Административный регламент).

Административный регламент определяет состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур, при осуществлении департаментом полномочий по предоставлению государственной услуги, а также, порядок взаимодействия между структурными подразделениями департамента, взаимодействие департамента с заявителями, органами государственной власти и органами местного самоуправления при предоставлении государственной услуги «Предоставление земельных участков, находящихся в ведении или собственности Приморского края, без проведения торгов» (пункт 1).

В соответствии с пунктом 6.1 Административного регламента результатом предоставления государственной услуги является:

- возврат заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка заявителю;

- издание распоряжения о предварительном согласовании предоставления земельного участка;

- возврат заявления о предоставлении земельного участка заявителю;

- издание распоряжения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно;

- издание распоряжения о предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование;

- заключение договора купли-продажи земельного участка (подготовка проекта договора);

- заключение договора аренды земельного участка (подготовка проекта договора);

- заключение договора безвозмездного пользования земельным участком (подготовка проекта договора);

- принятие решения об отказе в предварительном согласовании;

- принятие решения об отказе в предоставлении земельного участка.

Сроки предоставления указанной государственной услуги установлены пунктом 7 Административного регламента, в том числе установлено, что в течение десяти дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган возвращает это заявление заявителю при наличии оснований, предусмотренных пунктом 3 статьи 39.17 ЗК РФ или в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 ЗК РФ или соответствующим Законом Приморского края, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:

1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;

2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;

3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации или соответствующим законом Приморского края, и направляет принятое решение заявителю;

- приостановление предоставления государственной услуги в связи с установлением судом запрета на совершение каких-либо действий в отношении земельного участка осуществляется до отмены судом вышеуказанного запрета.

Из материалов дела судом установлено, что индивидуальный предприниматель ФИО1 обратился в Департамент земельных и имущественных отношений с заявлением от 30.12.2015 № 20-61836 о предоставлении в общую долевую собственность земельного участка с кадастровым номером 25:28:010028:3 площадью 1800 кв.м. по адресу <...>, находящемся в аренде без проведения торгов для дальнейшей эксплуатации трехэтажного здания (торговый центр), что подтверждается копией накладной от 29.12.2015 № 086009693.

Учитывая вышеприведенные нормативные положения, у департамента возникла обязанность по рассмотрению обращения общества в установленный статьей 12 Закона № 59-ФЗ и пунктом 7 Административного регламента тридцатидневный срок с принятием соответствующего решения о предоставлении испрашиваемого земельного участка либо об отказе в его предоставлении.

Поскольку предприниматель обратился в департамент с соответствующим заявлением 30.12.2015, то указанное обращение должно было быть рассмотрено ответчиком в срок до 01.02.2016, а в исключительном случае с учетом надлежащим образом оформленного продления срока его рассмотрения до 01.03.2016.

Вместе с тем, заявитель был уведомлен о том, что посредством межведомственного информационного взаимодействия Департаментом был направлен запрос о получении выписок из ЕГРП о правах на приобретаемый земельный участок и расположенных на нем объектах, а также кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка, в связи с чем работа по обращению от 30.12.2015 будет продолжена после получения вышеуказанных документов, лишь 17.03.2016 письмом департамента № 20/03/02-09/7317.

Согласно почтовому штампу Почты России Согласно почтовому штампу Почты России на копии конверта, представленной индивидуальным предпринимателем, указанный ответ принят в отделении связи 08.04.2016, прибыл в место вручения 09.04.2016.

При этом согласно данным сервиса «Отслеживание почтовых отправлений» (штрих код отправления 690110 97 00417 1) сайта «Почта России» указанное отправление получено ИП ФИО1 11.04.2016.

Между тем, как верно указано судом первой инстанции, на момент обращения в суд предпринимателя с рассматриваемым заявлением 04.07.2016, обращение предпринимателя от 30.12.2015 по существу департаментом не рассмотрено. Доказательств обратного в нарушение статьи 65 АПК РФ в материалы дела не представлено.

При таких обстоятельствах, коллегия приходит к выводу, что в рассматриваемом случае департаментом допущено незаконное бездействие, выразившееся в неисполнении установленной законом обязанности по рассмотрению обращения заявителя.

Учитывая изложенное, принимая во внимание, что допущенное департаментом бездействие создало для заявителя препятствие в реализации его прав на оформление испрашиваемого земельного участка, нарушило права и законные интересы ИП ФИО1, суд первой инстанции правомерно в соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ удовлетворил заявленные требования.

Коллегия принимает во внимание, что в соответствии с частью 3 пункта 5 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, принимая решение о признании ненормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов и должностных лиц незаконными и нарушающими права заявителя, должен указать в судебном акте о возложении на соответствующие органы или должностные лица обязанности совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Из материалов дела следует, что 08.09.2016 департаментом было принято решение по существу обращения и в адрес ИП ФИО1 направлен проект договора купли-продажи № 7536 и соглашение о расторжении договора аренды от 19.05.2003 № 01-00021-Ф-Д-0012, что подтверждается письмом департамента № 20/04/02-09/31583. Между тем, как верно указано судом первой инстанции, данное обстоятельство не может быть принято в качестве доказательства отсутствия неправомерного бездействия, поскольку письменный ответ был подготовлен за пределами установленного законом срока, а также после обращения предпринимателя в суд с рассматриваемым заявлением.

Вместе с тем, принимая во внимание факт заключения договора аренды спорного земельного участка, основания для применения части 3 пункта 5 статьи 201 АПК РФ у суда отсутствовали.

Суд первой инстанции полно установил фактические обстоятельства дела, всесторонне исследовал доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, дал им правильную правовую оценку и принял обоснованное решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права.

Нарушений норм процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену судебного акта, допущено не было.

При таких обстоятельствах, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.

Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Приморского края от 21.11.2016 по делу №А51-14960/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.

Председательствующий

ФИО7

Судьи

О.Ю. Еремеева

ФИО8