ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 05АП-10486/15 от 15.12.2015 Пятого арбитражного апелляционного суда

Пятый арбитражный апелляционный суд

ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001

тел.: (423) 221-09-01, факс (423) 221-09-98

http://5aas.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Владивосток Дело

№ А51-19005/2015

22 декабря 2015 года

Резолютивная часть постановления оглашена 15 декабря 2015 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 22 декабря 2015 года.

Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего А.В. Гончаровой

судей С.В. Гуцалюк, О.Ю. Еремеевой

при ведении протокола секретарем судебного заседания И.В. Ауловой

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Мира»

апелляционное производство № 05АП-10486/2015

на решение от 15.10.2015

судьи А.К. Калягина

по делу № А51-19005/2015 Арбитражного суда Приморского края

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Мира» (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 09.07.2013)

к Владивостокской таможне (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 15.04.2005)

о признании незаконным и отмене постановления от 24.08.2015 о привлечении к административной ответственности по делу об административном правонарушении № 10702000-927/2015;

при участии:

от Владивостокской таможни: представитель ФИО1 по доверенности от 05.10.2015 № 212, сроком до 02.10.2016, удостоверение ОС № 011437;

ООО «Мира» - не явилось;

УСТАНОВИЛ:

Заявитель - Общество с ограниченной ответственностью «Мира» обратился с требованиями о признании незаконным и отмене постановления Владивостокской таможни (далее ответчик, таможенный орган) от 24.08.2015 по делу об административном правонарушении №10702000-927/2015 о привлечении заявителя к административной ответственности, предусмотренной частями 2, 3 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ).

Решением Арбитражного суда Приморского края от 15.10.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, ООО «Мира» обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.

В доводах жалобы выражает несогласие с выводом суда первой инстанции о наличии в действиях общества составов вменяемых ему административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена частями 2, 3 статьи 16.2 КоАП РФ.

Настаивает на том, что декларант заявил достоверные и достаточные сведения о товаре, указав все существенные характеристики спорного товара для определения верного кода ТН ВЭД, а именно, было указано, что сетки антимоскитные изготовлены из синтетических текстильных материалов (100% полиэстер), предназначение – для защиты помещения от насекомых, плотностью 43 ДТЕКС, размер ячейки 1*1 мм, края необработаны.

Обращает внимание суда на тот факт, что к товарной позиции 5608 относятся сетки и сети, плетеные из бечевок, веревок или канатов, чем по сути и является заявленный товар «антимоскитная сетка», ввиду этого декларантом и была допущена ошибка в определении соответствующего кода ТН ВЭД. Соответственно у ООО «Мира» не было намерения заявлять неверный код ТН ВЭД, описание товара верное, ошибка только лишь в количестве ДТЭКС, которая и является основным критерием отнесения к той или иной позиции товарной номенклатуры.

Кроме того, указывает, что обществом был сделан запрос в орган по сертификации продукции «ПромТест», которым была выдана справка о том, что «готовое текстильное изделие, изготовленное из трикотажного полотна на основе филейного переплетения, сетчатой структуры со сквозными ячейками, на магнитной ленте, для дверных проемов, предназначенная для защиты помещений от проникновения насекомых» не подпадает под действие технических регламентов Таможенного союза, а также не относится к объектам обязательной сертификации в системе ГОСТ Р.

В судебном заседании представитель Владивостокской таможни на доводы апелляционной жалобы возразила по основаниям, изложенным в письменном отзыве на жалобу. Решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным, апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.

ООО «Мира», надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание арбитражного суда апелляционной инстанции не явилось. В соответствии со статьей 156 АПК РФ коллегия рассмотрела апелляционную жалобу по делу в отсутствие представителя общества.

В судебном заседании в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ объявлялся перерыв до 15.12.2015 до 13 часов 45 минут. Об объявлении перерыва лица, участвующие в деле, уведомлены в соответствии с Постановлением Президиума ВАС РФ от 25.12.2013 № 99 «О процессуальных сроках» путем размещения на официальном сайте суда информации о времени и месте продолжения судебного заседания. Размещение такой информации на официальном сайте арбитражного суда с учетом положений части 6 статьи 121 АПК РФ свидетельствует о соблюдении правил статей 122, 123 Кодекса.

После перерыва представитель таможенного органа поддержала свои возражения.

ООО «Мира» явку своего представителя после перерыва также не обеспечило.

Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ правильность применения норм материального и процессуального права, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции в силу следующих обстоятельств.

Из материалов дела судом установлено, что заявителем на основании заключенного с компанией «Dongning Xinao Economic and Trade Co., Ltd» (КНР) контракта № HLDN-145 от 08.08.2013 на таможенную территорию Таможенного союза был ввезен товар, в целях таможенного оформления указанного товара была подана ДТ № 10702070/020415/0003154, в которой был задекларирован товар № 1: сетки антимоскитные из синтетических текстильных материалов (100 % полиэстер), для защиты помещения от насекомых, плотностью 43 ДТЕКС, размер ячейки 1*1 мм, в листах 1,5*1,5 м., края обшиты тканевой тесьмой, всего 500 штук, производитель YANGDONG YUEJUNHANG INDUSTRIAL&TRADING CO., LTD, код ТН ВЭД ТС 5608 1930 00.

Ответчиком был проведен таможенный досмотр заявленного товара, в связи с выявленной вероятностью неправильной классификации товара по ДТ № 10702070/020415/0003154 было принято решение от 03.04.2015 о проведении дополнительной проверки.

Также ответчиком с участием и в присутствии уполномоченного представителя заявителя был произведен отбор проб (образцов) из числа товара № 1, задекларированного по ДТ № 10702070/020415/0003154, о чем составлен акт от 03.04.2015.

Решением ответчика от 03.04.2015 была назначена первичная таможенная экспертиза, проведение которой было поручено ЭКС- региональный филиал ЦЭКТУ г. Владивосток, перед экспертом были поставлены следующие вопросы: чем является представленный образец товара; из каких материалов состоит образец товара; какой способ его изготовления; для каких целей используются представленные образцы; имеется ли покрытие и из какого материала оно состоит; какова область применения (назначения) представленных образцов; какова рыночная цена образца товара на внутреннем рынке Российской Федерации.

Согласно заключению таможенного эксперта ЭКС-региональный филиал ЦЭКТУ г. Владивосток ФИО2 от 14.04.2015 № 13/010755 представленный на исследование образец товара № 1, оформленного по ДТ № 10702070/020415/0003154, является готовым текстильным изделием, изготовленным из трикотажного полотна на основе филейного переплетения, сетчатой структуры со сквозными ячейками – сетка-занавеска из шести деталей размерами 90*210 см., на магнитной ленте, для дверных проемов, предназначенная для защиты помещений от проникновения насекомых и загрязнений. Указанный образец товара изготовлен из гладкокрашеного основовязаного трикотажного полотна из синтетических комплексных нитей, материал изготовления образован в процессе машинного вязания. Товар № 1, оформленный по ДТ № 10702070/020415/0003154, предназначен для занавешивания дверных проемов для защиты помещений от проникновения насекомых и загрязнений.

На основании экспертного заключения, руководствуясь Основными правилами интерпретации ТН ВЭД ТС, утвержденными решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 № 54, таможенный орган принял решение от 25.05.2015 регистрационный номер РКТ-10702070- 15/000045, по классификации товара № 1, задекларированного по ДТ № 10702070/020415/0003154, по коду ТН ВЭД ТС 6303 1200 00.

В связи с указанными обстоятельствами ответчиком 08.06.2015 вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования № 10702000-927/2015 по факту представления заявителем недостоверных сведений об описании товара и его классификационном коде по ТН ВЭД ТС, что послужило основанием для занижения размера уплаты таможенных пошлин, несоблюдения установленных ограничений.

В ходе производства по делу об административном правонарушении ответчиком был сделан запрос от 07.07.2015 № 32-11/41831 в ЭКС- региональный филиал ЦЭКТУ г. Владивосток о предоставлении информации о том, что понимается под терминами «текстильные изделия» и «трикотажные изделия»; может ли означать указание в ДТ, что сетки изготовлены из синтетических текстильных материалов, на то, что данные сетки изготовлены из трикотажного полотна, образованного в процессе машинного вязания; возможно ли без проведения экспертного исследования утверждать, что сетки антимоскитные из синтетических текстильных материалов плотностью 43 ДТЕКС относятся к готовым текстильным трикотажным изделиям машинного вязания.

В ответ на вышеуказанный запрос ЭКС-региональный филиал ЦЭКТУ г. Владивосток направил ответчику письмо от 28.07.2015 № 13-09/3123, в котором указано на то, что текстильные материалы или текстиль – это материалы и изделия, выработанные из волокон и нитей, к ним относятся ткани, трикотаж, нетканые полотна, швейные нитки и другое. Тканью называют текстильное полотно, образованное переплетением из двух взаимно перпендикулярных систем нитей на ткацком станке, процесс образования ткани называют ткачеством. Трикотажные полотна – это текстильный вязаный материал, изготовленный из одной или нескольких непрерывных нитей путем изгибания их в петли, которые переплетаются между собой. Материалы изготовления текстильных изделий не указывают на способ выработки таких изделий. В данном письме также указано на то, что сведения о материале изготовления товара № 1, заявленного в ДТ № 10702070/020415/0003154, не указывают на способ производства данных товаров, кроме того, таможенным экспертом установлено, что сетчатые полотна для москитных сеток могут быть выработаны различными способами (в процессе ткачества (ткань), в процессе вязания (трикотажное полотно). Согласно пояснениям к группе 60 ТН ВЭД ТС трикотажные полотна подразделяются на полотна машинного и ручного вязания, следовательно, говорить о способе производства изделия, ссылаясь лишь на материал изготовления, является необоснованным. Для отнесения спорного товара к определенной группе ТН ВЭД ТС необходимо установить следующие товароведческие характеристики: наименование, назначение, способ производства (выработки), материал изготовления. Кроме того, без проведения исследований нельзя установить, что сетки антимоскитные из синтетических текстильных материалов плотностью 43 ДТЕКС относятся к готовым трикотажным изделиям машинного вязания.

Ответчиком в отношении заявителя, с надлежащим уведомлением заявителя о времени и месте составления протокола был составлен протокол от 07.08.2015 об административном правонарушении по делу № 10702000- 927/2015.

По приведенным основаниям ответчиком с извещением заявителя о времени и месте принятия решения по делу об административном правонарушении было вынесено спорное по настоящему делу постановление от 24.08.2015 по делу об административном правонарушении № 10702000- 927/2015, которым заявитель был признан виновным в совершении административных правонарушений и привлечен к административной ответственности, предусмотренной частями. 2, 3 статьи 16.2 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 110 000 рублей.

ООО «Мира», полагая, что данное постановление является незаконным, нарушает его права и законные интересы, обратилось в суд с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.

В соответствии с частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ заявление декларантом либо таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений об их наименовании, описании, классификационном коде по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, о стране происхождения, об их таможенной стоимости либо других сведений, если такие сведения послужили или могли послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера, - влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратной суммы подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

Объективная сторона данного правонарушения выражается в заявлении при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений, в том числе об их описании и классификационном коде по ЕТН ВЭД ТС, если такие сведения послужили или могли послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера.

В соответствии с пунктом 1 статьи 179 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее – ТК ТС) товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру.

Согласно статье 181 ТК ТС при помещении под таможенные процедуры таможенному органу представляется декларация на товары.

Подпунктом 5 пункта 2 статьи 181 ТК ТС установлено, что в декларации на товары указываются, в том числе сведения о товарах: наименование, описание, классификационный код товаров по ЕТН ВЭД ТС, наименование страны происхождения, наименование страны отправления, описание упаковок, количество в килограммах, таможенная и статистическая стоимость.

Как указано в Инструкции о порядке заполнения декларации на товары, утвержденной решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 257, в графе «31» декларации указываются сведения о декларируемом товаре, необходимые для исчисления и взимания таможенных и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, обеспечения соблюдения запретов и ограничений, идентификации, отнесения к одному десятизначному классификационному коду по ЕТН ВЭД ТС, а также о грузовых местах. При этом, под номером 1 в графе «31» необходимо указать наименование (торговое, коммерческое или иное традиционное наименование) товара и сведения о товарных знаках, марках, моделях, артикулах, сортах, стандартах и иных технических и коммерческих характеристиках, а также сведения о количественном и качественном составе декларируемого товара; сведения о характеристиках и параметрах товаров (количество и условное обозначение).

Таким образом, в декларации на товары должны быть приведены все сведения о товаре, которые влияют на его классификацию.

В пункте 30 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 18 от 24.10.2006 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что если товар по количественным характеристикам задекларирован полностью, но декларантом либо таможенным брокером (представителем) в таможенной декларации заявлены не соответствующие действительности (недостоверные) сведения о качественных характеристиках товара, необходимых для таможенных целей, эти действия образуют состав административного правонарушения, предусмотренный частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ, при условии, что такие сведения послужили основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера.

Как следует из пункта 9 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.11.2013 № 79 «О некоторых вопросах применения таможенного законодательства» при применении части 2 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судам необходимо иметь в виду, что под ее действие подпадают и случаи, когда освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов или занижение их размера явилось следствием неполного указания декларантом в таможенной декларации сведений о товаре.

Решением Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 № 54 утверждены единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее – ТН ВЭД ТС) и Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза, применяемые в Российской Федерации в соответствии с Решением Комиссии Таможенного союза ЕврАзЭС от 27.11.2009 № 130.

Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза содержит основные правила интерпретации ТН ВЭД (далее – ОПИ ТН ВЭД).

При классификации товаров должны последовательно применяться ОПИ ТН ВЭД ТС, примечания к разделам, группам и субпозициям, дополнительные примечания и тексты товарных позиций номенклатуры.

В частности, ОПИ 1 установлено, что для юридических целей классификация товаров осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам.

Для юридических целей классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также, mutatis mutandis, положениями вышеупомянутых Правил при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми (ОПИ 6).

Таким образом, выбор конкретного кода ТН ВЭД основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию, а процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре (определенного набора сведений, соответствующих либо не соответствующих действительности).

Как установлено судом, в товарную подсубпозицию 5608193000 ТН ВЭД ТС, примененную декларантом, включаются «сетки и сети, плетеные из бечевок, веревок или канатов; готовые рыболовные сети и другие готовые сети из текстильных материалов: - из химических текстильных материалов: -- прочие: --- готовые сети: ---- прочие».

Тексту товарной подсубпозиции 6303120000 ТН ВЭД ТС, в которой товар был классифицирован таможенным органом, соответствует товар «занавеси (включая портьеры) и внутренние шторы; ламбрекены или подзоры для кроватей: - трикотажные машинного или ручного вязания: -- из синтетических нитей».

В соответствии с Единым таможенным тарифом в группе 56 подлежат классификации вата, войлок или фетр и нетканые материалы; специальная пряжа; бечевки, веревки, канаты и тросы и изделия из них.

Согласно Пояснениям к ТН ВЭД ЕАЭС (Том III. Раздел XI) в товарную позицию 5608 включаются:

1) сетки и сети, плетеные из бечевок, веревок или канатов;

2) готовые рыболовные сети и другие готовые сети из текстильных материалов.

В свою очередь Единым таможенным тарифом установлено, что в группу 63 включаются прочие готовые текстильные изделия; наборы; одежда и текстильные изделия, бывшие в употреблении; тряпье.

Согласно пояснениям к ТН ВЭД ЕАЭС (Том III. Разделы XI) в товарную позицию 6303 включаются:

1) занавеси (включая портьеры), используемые, например, с внутренней стороны окон или для закрывания ниш, театральных сцен и т.д. Термин «занавеси» означает легкие и прозрачные или полупрозрачные изделия, а также изделия из толстых материалов;

2) внутренние шторы, обычно непрозрачные, закрепленные на различных роликах (например, используемые в железнодорожных вагонах);

3) ламбрекены, состоящие из полос материала и укрепляемые над окнами, чтобы скрыть верх занавесей, и подзоры для кроватей, прикрепляемые к кроватям для прикрытия и украшения.

Как верно указал таможенный орган, для правильной классификации спорного товара необходимо определить его основное функциональное назначение.

Так, при классификации товара в товарной позиции 5608 основным назначение товара является вспомогательная функция для выполнения каких-либо действий, в том числе: ловли рыбы, предохранения от атмосферных явлений, воды, а также переноса (сумки для теннисных или футбольных мячей, хозяйственные сумки, без декоративных приспособлений).

Классификация товара в товарной позиции 6303 означает, что функционально товар предназначен для закрывания или занавешивания чего-нибудь, то есть товар выполняет декоративную или защитную функцию, а именно: украшение дверного или оконного проема, защита помещений от летающих насекомых, уличной пыли.

Согласно заключению таможенного эксперта ЭКС - региональный филиал ЦЭКТУ г. Владивосток от 14.04.2015 № 13/010755, спорный товар является готовым текстильным изделием, изготовленным из трикотажного полотна на основе филейного переплетения, сетчатой структуры со сквозными ячейками – сетка-занавеска из шести деталей размерами 90*210 см, на магнитной ленте, для дверных проемов, предназначенная для защиты помещений от проникновения насекомых от загрязнений.

Таким образом, ввезенный товар предназначен для занавешивания оконных проемов в целях защиты от насекомых, что соответствует подсубпозиции 6303 12 000 0 ТН ВЭД ТС «Готовые текстильные изделия: занавески (включая портьеры) и внутренние шторы; ламбрекены или подзоры для кроватей: трикотажные машинного или ручного вязания: из синтетических нитей» (ставка ввозной пошлины 19,2 % от таможенной стоимости, но не менее 0,67 евро за кг).

Следовательно, исходя из описания товара, его функционального назначения, учитывая, что фактически спорный товар представляет собой готовое изделие, предназначенное для зашиты помещений от проникновения насекомых и загрязнений, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что указанные заявителем в ДТ № 10702070/020415/0003151 сведения о товаре, без указания на способ изготовления товара, материал изготовления, являлись недостаточными для правильной классификации товара по коду ТН ВЭД ТС.

Установленные обстоятельства свидетельствует о заявлении обществом недостоверных сведений, что привело к недобору таможенных платежей на сумму 17 549,47 руб.

Учитывая вышеизложенное, коллегия приходит к выводу о том, что указание обществом в таможенной декларации неправильного кода товарной номенклатуры, заявление недостоверных сведений о свойствах и характеристиках товара, влияющих на его классификацию по данной номенклатуре, послужившие основанием для занижения размера подлежащих уплате таможенных платежей, свидетельствует о наличии в действиях общества события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ.

Довод заявителя о том, что неверное указание кода ТН ВЭД ТС произошло в результате технической ошибки, правомерно отклонен судом первой инстанции, поскольку заявителем в отношении спорного товара были указаны недостоверные сведения, а именно неверное описание товара, его способа изготовления, назначения, содержания как готового изделия – занавески, что привело к совершению вменяемого административного правонарушения.

Согласно части 3 статьи 16.2 КоАП РФ заявление декларантом или таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений о товарах либо представление недействительных документов, если такие сведения или документы могли послужить основанием для несоблюдения установленных международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами Российской Федерации, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, запретов и ограничений, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

Объективная сторона указанного состава правонарушения включает в себя заявление декларантом при декларировании товаров недостоверных сведений о товарах, а равно представление недостоверных документов, если такие сведения и документы могли послужить основанием для неприменения запретов и (или) ограничений, установленных законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 4 ТК ТС запреты и ограничения - комплекс мер, применяемых в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, включающий меры нетарифного регулирования, меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов, особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами, меры экспортного контроля, в том числе в отношении продукции военного назначения, технического регулирования, а также санитарно-эпидемиологические, ветеринарные, карантинные, фитосанитарные и радиационные требования, которые установлены международными договорами государств - членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза.

Перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, ограничивается только сведениями, которые необходимы для исчисления и взимания таможенных платежей, формирования таможенной статистики и применения таможенного законодательства таможенного союза и иного законодательства государств - членов Таможенного союза (статья 180 ТК ТС).

Положениями пункта 1 статьи 183 ТК ТС установлено, что подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено ТК ТС. К таким документам, согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 183 ТК ТС, в том числе, относятся документы, подтверждающие соблюдение установленных запретов и ограничений.

На основании статьи 188 ТК ТС при таможенном декларировании товаров и совершении иных таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру, декларант обязан: произвести таможенное декларирование товаров; представить в таможенный орган документы, на основании которых заполнена таможенная декларация; предъявить декларируемые товары в случаях, установленных ТК ТС, либо по требованию таможенного органа; уплатить таможенные платежи и (или) обеспечить их уплату в соответствии с ТК ТС; соблюдать требования и условия использования товаров в соответствующей таможенной процедуре; выполнять иные требования, предусмотренные ТК ТС.

В соответствии со статьей 210 ТК ТС товары помещаются под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления при соблюдении запретов и ограничений. При выполнении указанных условий товар приобретает статус товаров Таможенного союза.

Согласно пункту 3 статьи 3 ТК ТС при таможенном регулировании применяются запреты и ограничения, действующие на день регистрации таможенной декларации или иных таможенных документов, если иное не установлено ТК ТС и (или) в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза.

На основании пункта 1 статьи 29 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее - Закон N№ 184-ФЗ) для помещения продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, под таможенные режимы, предусматривающие возможность отчуждения или использования этой продукции в соответствии с ее назначением на таможенной территории Российской Федерации, в таможенные органы одновременно с таможенной декларацией представляются декларация о соответствии или сертификат соответствия.

Требования о представлении при таможенном декларировании документов, подтверждающих соблюдение установленных ограничений (документы о соответствии) также установлены подпунктами «а», «б» пункта 9 статьи 32 Федерального закона от 08.12.2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», пункта 2 Положения о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза продукции (товаров), в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 25.12.2012 № 294, исходя из которых подача таможенной декларации на продукцию (товары) должна сопровождаться представлением таможенному органу одного из документов, подтверждающих соблюдение установленных ограничений (документы о соответствии), к которым относятся: сертификат соответствия, декларация о соответствии, сертификат соответствия Таможенного союза.

В соответствии с частью 3 статьи 23 Федерального закона № 184-ФЗ декларация о соответствии и сертификат соответствия (документы о подтверждении соответствия) имеют равную юридическую силу и действуют на всей территории Российской Федерации в отношении каждой единицы продукции, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации во время действия декларации о соответствии или сертификата соответствия, в течение срока годности или срока службы продукции, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Порядок ввоза в Российскую Федерацию продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия и определяемой в соответствии с положениями абзаца второго пункта 1 статьи 29 Закона № 184-ФЗ и с учетом положений пункта 2 статьи 29 того же Закона, устанавливается таможенным законодательством Таможенного союза.

В соответствии с пунктом 2 Положения о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза продукции (товаров), в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза, утвержденного Решением коллегии Евразийской экономической комиссии от 25.12.2012 № 294 (далее - Положение о порядке ввоза), к продукции (товарам), ввозимой (ввезенной) на таможенную территорию Таможенного союза, в отношении которой при ее таможенном декларировании одновременно с таможенной декларацией таможенным органам подлежат представлению документы, удостоверяющие соответствие такой продукции (товаров) обязательным требованиям, или сведения о таких документах, относится продукция (товары), которая включена в Единый перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза, утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 28 января 2011 г. № 526 «О Едином перечне продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза», и в отношении которой законодательством государств - членов Таможенного союза установлены обязательные требования (подпункт «а» пункта 2 Положения № 294).

В силу пункта 3 Положения о порядке ввоза, к документам, удостоверяющим соответствие продукции (товаров) обязательным требованиям, относятся: а) документ об оценке (подтверждении) соответствия, предусмотренный техническими регламентами Таможенного союза; б) сертификат соответствия или декларация о соответствии Таможенного союза, оформленные по единой форме, на продукцию (товары), включенную в Единый перечень; в) сертификат соответствия, декларация о соответствии, предусмотренные законодательством государства-члена, на территории которого продукция (товары) помещается под таможенные процедуры; г) иные документы, предусмотренные законодательством государства-члена, на территории которого продукция (товары) помещается под таможенные процедуры.

Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 876 принят технический регламент Таможенного союза «О безопасности продукции легкой промышленности» (ТР ТС 017/2011), в соответствии с которым продукция легкой промышленности (включая изделия швейные и трикотажные) выпускается в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза при условии ее соответствия данному техническому регламенту, а также другим техническим регламентам Таможенного союза, действие которых на нее распространяется, и при условии, что она прошла подтверждение соответствия в форме декларирования соответствия или сертификации.

Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 15.10.2013 № 228 утвержден Перечень продукции, в отношении которой подача таможенной декларации сопровождается представлением документа об оценке (подтверждении) соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности продукции легкой промышленности» (ТР ТС 017/2011). В данном Перечне поименованы, в числе прочих, изделия текстильно-галантерейные (изделия гардинно-тюлевые, плотно кружевное и изделия кружевные, изделия штучные, галстуки, накидки, подрывала, шторы и другие аналогичные изделия) из 6303 ТН ВЭД ТС.

В рассматриваемом случае объективная сторона правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ, выразилась в том, что ООО «Мира» заявило в графе 33 ДТ № 10702070/020415/0003145 недостоверные сведения о коде ввезенного товара (5608193000 ТН ВЭД ТС), что послужило основанием для несоблюдения ограничений, установленных при ввозе на таможенную территорию Таможенного союза текстильных изделий из 6303 ТН ВЭД ТС.

На основании материалов дела, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о доказанности факта совершения вмененного обществу административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 3 ст. 16.2 КоАП РФ.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Апелляционный суд не установил объективных причин, препятствовавших соблюдению обществом требований норм и правил, за нарушение которых оно было привлечено к административной ответственности.

Доказательств невозможности исполнения обществом требований указанных норм в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлено.

Имеющиеся в деле доказательства суд апелляционной инстанции находит допустимыми, относимыми, достоверными и достаточными для признания общества виновным в совершении вменяемого ему административного правонарушения.

Таким образом, материалами административного дела подтверждается наличие в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частями 2, 3 статьи 16.2 КоАП РФ.

Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности административным органом не допущено.

Постановление о привлечении к административной ответственности принято в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.

В рассматриваемом случае каких-либо исключительных обстоятельств, позволяющих признать правонарушение малозначительным, судом первой инстанции и судом апелляционной инстанции не установлено. С учетом конкретных обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности правонарушения, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о возможности признания правонарушения малозначительным и применения статьи 2.9 КоАП РФ. Оснований для переоценки данного вывода суда первой инстанции судебная коллегия не усматривает.

В соответствии с частью 1 статьи 4.4 КоАП РФ при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение отдельно.

Согласно правилу, содержащемуся в части 2 статьи 4.4 КоАП РФ, при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие) более строгого административного наказания.

С учетом положений части 2 статьи 4.4 КоАП РФ таможенным органом обоснованно назначено обществу в виде административного штрафа в пределах санкции, установленной части 3 статьи 16.2 КоАП РФ с учетом отягчающих вину обстоятельств в размере 110 000 руб.

Суд правомерно не усмотрел оснований для применения в спорной ситуации части 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ и уменьшения размера наложенного штрафа ниже низшего предела.

Учитывая отсутствие наличия исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением ООО «Мира» наказание, назначенное таможенным органом в размере 110 000 руб. является справедливым и соразмерным характеру совершенного административного правонарушения, согласуется с его предупредительными целями, а также соответствует принципам законности, целесообразности и неотвратимости ответственности.

Таким образом, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ, безусловным основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.

С учетом изложенного, оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Приморского края от 15.10.2015 по делу №А51-19005/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.

Председательствующий

ФИО4

Судьи

С.В. Гуцалюк

ФИО5