ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 05АП-10548/15 от 15.12.2015 Пятого арбитражного апелляционного суда

Пятый арбитражный апелляционный суд

ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001

тел.: (423) 221-09-01, факс (423) 221-09-98

http://5aas.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Владивосток Дело

№ А51-11440/2015

22 декабря 2015 года

Резолютивная часть постановления оглашена 15 декабря 2015 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 22 декабря 2015 года.

Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего С.В. Гуцалюк,

судей А.В. Гончаровой, О.Ю. Еремеевой,

при ведении протокола секретарем судебного заседания И.В. Ауловой,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Акционерного общества "Военторг-Восток",

апелляционное производство № 05АП-10548/2015

на решение от 28.09.2015

судьи А.К. Калягина

по делу № А51-11440/2015 Арбитражного суда Приморского края

по заявлению акционерного общества «Военторг-Восток» (ИНН 2722086642, ОГРН 1092722004385, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 05.08.2009)

к Территориальному органу Федеральной службы государственной статистики по Приморскому краю (ИНН 2536008735, ОГРН 1022501308610, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 23.12.2002)

о признании незаконным требования,

при участии:

от Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Приморскому краю: представитель Степченко Н.А. по доверенности от 06.07.2015 №28/255-ВД, сроком на один год, паспорт; представитель Борисова Е.И. по доверенности от 05.10.2015, сроком на один год, паспорт;

от Акционерного общества «Военторг-Восток»: представитель Лупко А.И. по доверенности от 23.07.2015 27 АА 0708473, сроком на один год, паспорт;

УСТАНОВИЛ:

Акционерное общество «Военторг-Восток» (далее по тексту – заявитель, общество, АО «Военторг-Восток») обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным требования Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Приморскому краю (далее по тексту – административный орган, ТО ФСГС по Приморскому краю, Приморскстат) от 15.05.2015 №НБ-28-14/1496-ДР.

Решением Арбитражного суда Приморского края от 28.09.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, АО «Военторг-Восток» обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, созданное структурное подразделение АО «Военторг-Восток» не отвечает признакам филиала, изложенным в статье 55 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГК РФ), в силу чего у него не возникает обязанности по предоставлению статистической отчетности в Приморскстат. Отмечает, что до вынесения оспариваемого требования общество сообщило административному органу о том, что осуществляет деятельность на территории Хабаровского края и подает статистические данные в орган статистики г. Хабаровска, в связи с чем, полагает, что ТО ФСГС по Приморскому краю следовало разрешить спорный вопрос во взаимодействии с вышестоящей организацией. Также заявитель апелляционной жалобы считает, что оспариваемое требование нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку представляет собой документ распорядительного и обязательного характера, предписывающий адресату совершить определенные действия под угрозой применения наказания в случае его неисполнения.

В судебном заседании представитель АО «Военторг-Восток» доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме. Заявил ходатайство о приобщении к материалам дела письма Инспекции Федеральной налоговой службы по Первомайскому району г. Владивостока от 03.11.2015 №03-25/16127.

Учитывая возражения представителя Приморскстата по заявленному ходатайству, судебная коллегия, руководствуясь статьями 159, 184, 185, частью 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ), определила отказать в удовлетворении заявленного ходатайства о приобщении к материалам дела указанного документа, поскольку данный документ не отвечает признаку относимости доказательств, не имеет преюдициального значения для рассмотрения настоящего спора, не предоставлялся в суд первой инстанции, а заявитель не доказал уважительность причины не предоставления данного документа.

Представитель ТО ФСГС по Приморскому краю в судебном заседании и в письменном отзыве, приобщенном коллегией к материалам дела в порядке статьи 262 АПК РФ, по доводам апелляционной жалобы возразила. Решение суда просила оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

На основании статьи 163 АПК РФ судебная коллегия определила объявить перерыв в судебном заседании 10.12.2015 до 15.12.2015 до 10 час. 30 мин. Об объявлении перерыва лица, участвующие в деле, уведомлены путем размещения на сайте Пятого арбитражного апелляционного суда (www.5aas.arbitr.ru) и на доске объявлений в здании суда информации о времени и месте продолжения судебного заседания.

После перерыва судебное заседание продолжено в том же составе суда, при том же секретаре судебного заседания, с участием тех же представителей лиц, участвующих в деле, которые поддержали свои позиции, озвученные до перерыва в судебном заседании.

Кроме того, в судебном заседании 15.12.2015 представитель Приморскстата представила на обозрение суду оригинал и копию для приобщения к материалам дела письма в адрес Дирекции АО «Военторг-Восток», подтверждающего направление оспариваемого требования по адресу: г. Владивосток, ул. Сахалинская, 38. Копия указанного почтового отправления приобщена коллегией к материалам дела.

Также в судебном заседании 15.12.2015 представитель общества ходатайствовал о приобщении к материалам дела договора аренды объекта недвижимого имущества №86/2015 от 20.10.2015 - помещения по адресу: г. Владивосток, ул. Сахалинская, 38.

Судебная коллегия, принимая во внимание возражения представителя ТО ФСГС по Приморскому краю по заявленному ходатайству, в порядке статей 159, 184, 185, части 2 статьи 268 АПК РФ определила в удовлетворении ходатайства о приобщении к материалам дела представленного договора аренды отказать, поскольку не признает причины невозможности представления доказательств в суд первой инстанции уважительными.

Из материалов дела суд апелляционной инстанции установил следующее:

Согласно выписке из ЕГРЮЛ в отношении АО «Военторг-Восток» адресом (местом нахождения) заявителя является следующий адрес: Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Комсомольская, 122, также 22.05.2012 в ЕГРЮЛ внесены сведения о филиале «Приморский» заявителя, расположенного по адресу: 690080, Приморский край, г. Владивосток, ул. Сахалинская, 38.

В соответствии с пунктом 3.10 Устава АО «Военторг-Восток», общество имеет в своем составе филиал «Приморский», расположенный в г. Владивостоке.

В материалы дела представлены формы статистической отчетности №П-4 за февраль 2015 года, №П-1 за март 2015 года, направленные заявителем в адрес Приморскстата в отношении ОАО «Военторг-Восток» дирекция г. Владивосток.

Письмом от 14.04.2015 №2274 заявитель уведомил Приморскстат о том, что подразделение общества, расположенное на территории Приморского края, не является представительством либо филиалом, следовательно, у заявителя отсутствует обязанность по представлению статистической отчетности по данному подразделению, также указав, что формы статистической отчетности по названному филиалу были ошибочно направлены заявителем в адрес ТО ФСГС по Приморскому краю.

15.05.2015 Приморскстат направил обществу оспариваемое требование №НБ-28-14/1496-ДР, в котором указал на нарушение заявителем в отношении филиала «Приморский» правил предоставления форм государственного статистического наблюдения №П-4 за март 2015 года, №П-2 (инвест) за 2015 год, №П-1 за апрель 2015 года, №П-4 за апрель 2015 года, и которое также содержало следующие требования: срочно устранить нарушение; должностному лицу, ответственному за представление статистической информации, или, при его отсутствии, руководителю явиться для составления протокола об административном правонарушении.

В ответ на вышеуказанное требование от 15.05.2015 заявитель направил в адрес Приморскстата письмо от 01.06.2015 №3048, указав в нем на то, что заявитель осуществляет свою деятельность по адресу (месту нахождения), указанному в ЕГРЮЛ в г. Хабаровске, в связи с чем все формы статистической отчетности подаются заявителем в органы статистики по Хабаровскому краю, повторное предоставление сведений Приморскстату приведет к искажению статистической информации.

В свою очередь, не согласившись с требованием от 15.05.2015 №НБ-28-14/1496-ДР, посчитав, что оно не соответствует закону, нарушает права АО «Военторг-Восток» и его законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, общество обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.

Исследовав материалы дела, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, отзыве на неё, заслушав в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, проверив в порядке статей 268, 270 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям:

Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 29.11.2007 №282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» (далее по тексту - Закон №282-ФЗ) основным принципом официального статистического учета и системы государственной статистики является полнота, достоверность, научная обоснованность, своевременность предоставления и общедоступность официальной статистической информации.

Пунктом 1 статьи 8 названного Федерального закона установлено, что респонденты, за исключением респондентов, указанных в частях 2 и 3 настоящей статьи, обязаны безвозмездно предоставлять субъектам официального статистического учета первичные статистические данные и административные данные, необходимые для формирования официальной статистической информации, в том числе данные, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, сведения, составляющие коммерческую тайну, сведения о налогоплательщиках, о персональных данных физических лиц и другую информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами.

В силу пункта 6 статьи 8 Закона №282-ФЗ юридические лица, имеющие обособленные подразделения, предоставляют субъектам официального статистического учета в установленном порядке первичные статистические данные, как по юридическим лицам, так и по таким подразделениям.

При этом Закон №282-ФЗ, закрепляя обязанность представлять статистическую отчетность по обособленным подразделениям, не содержит определения обособленного подразделения.

Условия представления респондентами в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета определены Положением об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 №620 (далее по тексту – Положение №620).

Пунктом 3 указанного Положения закреплено, что первичные статистические данные представляются в обязательном порядке безвозмездно субъектам официального статистического учета респондентами - созданными на территории РФ юридическими лицами, органами государственной власти и органами местного самоуправления, филиалами, представительствами и подразделениями действующих на территории РФ иностранных организаций.

В соответствии с пунктом 4 Положения №620 первичные статистические данные предоставляются субъектам официального статистического учета респондентами, указанными в пункте 3 настоящего Положения, по утвержденным формам федерального статистического наблюдения в соответствии с указаниями по их заполнению по адресам, в сроки и с периодичностью, которые указаны на бланках этих форм.

В силу пункта 1 Положения о Федеральной службе государственной статистики, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.06.2008 №420 (далее по тексту - Положение №420), Федеральная служба государственной статистики (Росстат) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере официального статистического учета, формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в РФ, а также в порядке и случаях, установленных законодательством РФ, по контролю в сфере официального статистического учета.

То есть, Росстат является субъектом официального статистического учета, формирующим статистическую информацию по ряду общественных процессов в РФ.

В соответствии с подпунктом 5.5 Положения №420 полномочия, осуществляемые Росстатом, включают, в числе прочих, утверждение форм федерального статистического наблюдения и указаний по их заполнению по представлению субъектов официального статистического учета, если иное не установлено федеральными законами.

В развитие данного положения Приказом Росстата от 28.10.2013 №428 утверждены Указания по заполнению форм федерального статистического наблюдения №П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг», №П-2 «Сведения об инвестициях в нефинансовые активы», №П-3 «Сведения о финансовом состоянии организации», №П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников», №П-5 (м) «Основные сведения о деятельности организации» (далее по тексту – Указания по заполнению форм федерального статистического наблюдения, Указания №428), которыми подробно регламентируется порядок по заполнению данных форм.

Пунктом 2 Указаний по заполнению форм федерального статистического наблюдения определено, что юридические лица предоставляют указанные формы федерального статистического наблюдения в территориальный орган Росстата по месту своего нахождения.

При наличии у юридического лица обособленных подразделений формы П-1, П-2, П-4, П-5(м) заполняются по каждому обособленному подразделению и по юридическому лицу без этих обособленных подразделений.

При этом, суд апелляционной инстанции принимает во внимание, что в настоящее время Федеральной службой государственной статистики введено понятие обособленного подразделения во все формы федерального статистического наблюдения, заполнение которых предусмотрено для отчитывающихся организаций по каждому обособленному подразделению.

Так, в пункте 2 Указаний по заполнению форм федерального статистического наблюдения содержится следующее определение понятия обособленное подразделение организации - любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту или с места нахождения которого осуществляется хозяйственная деятельность на оборудованных стационарных рабочих местах, при этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение.

Все подразделения предприятия, расположенные на одной территории (по одному почтовому адресу), относятся к одному обособленному подразделению; части предприятия, расположенные на разных территориях, отражаются как разные обособленные подразделения.

Части предприятия, расположенные по разным почтовым адресам на небольшом расстоянии друг от друга (например, в границах одного муниципального района или городского округа), могут отражаться как одно обособленное подразделение, если их деятельность технологически тесно связана друг с другом (например, отдельные участки одного и того же производства). Части предприятия, расположенные на территории разных муниципальных районов и городских округов, считаются разными обособленными подразделениями.

Заполненные формы предоставляются юридическим лицом в территориальные органы Росстата по месту нахождения соответствующего обособленного подразделения (по обособленному подразделению) и по месту нахождения юридического лица (без обособленных подразделений) в установленные сроки. В случае, когда юридическое лицо (его обособленное подразделение) не осуществляет деятельность по месту своего нахождения, форма предоставляется по месту фактического осуществления ими деятельности.

С учетом изложенного, при наличии у юридического лица обособленных подразделений, формы федерального статистического наблюдения заполняется как по каждому обособленному подразделению, так и по юридическому лицу без этих обособленных подразделений.

Как видно из текста апелляционной жалобы, в обоснование своей позиции заявитель ссылается на то, что созданное структурное подразделение АО «Военторг-Восток» не отвечает признакам филиала, изложенным в статье 55 ГК РФ, в силу чего у него не возникает обязанности по предоставлению статистической отчетности в Приморскстат.

Между тем, судебная коллегия находит изложенный довод подателя жалобы ошибочным и подлежащим отклонению ввиду следующего:

Из положений статьи 55 ГК РФ следует, что представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту (пункт 1). Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства (пункт 2). Представительства и филиалы должны быть указаны в Едином государственном реестре юридических лиц (пункт 3).

Как предусмотрено подпунктом «н» пункта 1 статьи 5 Федерального закона Российской Федерации от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее по тексту - Закон о госрегистрации), в Едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения и документы о юридическом лице, в том числе, сведения о филиалах и представительствах юридического лица.

В соответствии с пунктом 4 статьи 5 Закона о госрегистрации записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации. Каждой записи присваивается государственный регистрационный номер, и для каждой записи указывается дата внесения ее в соответствующий государственный реестр.

Согласно пункту 2 статьи 51 ГК РФ данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.

Лицо, добросовестно полагающееся на данные единого государственного реестра юридических лиц, вправе исходить из того, что они соответствуют действительным обстоятельствам. Юридическое лицо не вправе в отношениях с лицом, полагавшимся на данные единого государственного реестра юридических лиц, ссылаться на данные, не включенные в указанный реестр, а также на недостоверность данных, содержащихся в нем, за исключением случаев, если соответствующие данные включены в указанный реестр в результате неправомерных действий третьих лиц или иным путем помимо воли юридического лица.

Таким образом, по смыслу статьи 55 ГК РФ, как филиал, так и представительство юридического лица являются его обособленными подразделениями и признаются таковыми на основании указания на то в ЕГРЮЛ.

Из представленной в материалы дела выписки из ЕГРЮЛ в отношении ОАО «Военторг-Восток» следует, что 22.05.2012 в ЕГРЮЛ на основании сведений, полученных от заявителя, налоговыми органами была внесена регистрационная запись о наличии у заявителя филиала «Приморский», расположенного по адресу: Приморский край, г. Владивосток, ул. Сахалинская, 38.

При этом, доказательств, что данный филиал ликвидирован, сведения о нем исключены из ЕГРЮЛ, в материалы дела заявителем в нарушение требований статьи 65 АПК РФ не представлены.

Кроме того, согласно пункту 3.10 Устава ОАО «Военторг-Восток», общество имеет в своем составе филиал «Приморский», расположенный в г. Владивостоке.

Также судом приняты во внимание сведения, отраженные в скриншоте базы данных юридических лиц Федеральной службы государственной статистики, уведомление об учете в статистическом регистре и расшифровки кодов ОК ТЭИ для организации АО «Военторг-Восток» в ее обособленного подразделения «Дирекция в г. Владивостоке ОАО УИ ВВО в г. Хабаровске».

Из материалов дела видно, что заявитель до апреля 2015 года регулярно предоставлял в Приморсктат соответствующие формы статистического наблюдения по обособленному подразделению ОАО «Военторг-Восток» дирекция в г. Владивостоке (филиал «Приморский»), сообщений от общества о ликвидации данного обособленного подразделения в адрес Приморсктата не поступало. Доказательств обратного материалы дела не содержат.

Следовательно, на момент направления оспариваемого требования, у ТО ФСГС по Приморскому краю обоснованно отсутствовали основания полагать, что у общества прекратилась обязанность по представлению статистической информации по своему обособленному подразделению.

С учетом изложенного, принимая во внимание положения пункта 2 Указаний по заполнению форм федерального статистического наблюдения, заявитель ошибочно считает, что у него отсутствует обязанность по предоставлению по своему обособленному подразделению ОАО «Военторг-Восток» дирекция в г. Владивостоке (филиал «Приморский») статистической информации по формам федерального статистического наблюдения (формы №П-1, №П-2, №П-4), по месту нахождения обособленного подразделения в Приморсктат.

При этом, коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что Приморсктат не должен был проверять фактическую деятельность филиала «Приморский», наличие у филиала печати, расчетных счетов, руководителя филиала и иные обстоятельства деятельности филиала при направлении спорного требования, обоснованно считая установленным факт наличия филиала заявителя только на основании указанных сведений в ЕГРЮЛ, поскольку в силу возложенных на административный орган полномочий, последний, в отличие от регистрирующих (налоговых) органов, не вправе проверять финансово-хозяйственную деятельность респондентов.

При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции признает правильным вывод суда первой инстанции о том, что общество, имея обособленное подразделение в виде филиала «Приморский», обязано по месту нахождения своего филиала предоставлять в установленном порядке статистическую информацию по установленным формам федеральных статистических наблюдений в территориальный орган Росстата.

Указание подателя жалобы на то обстоятельство, что до вынесения оспариваемого требования общество сообщило административному органу о том, что осуществляет деятельность на территории Хабаровского края и подает статистические данные в орган статистики г. Хабаровска, в связи с чем, ТО ФСГС по Приморскому краю следовало разрешить спорный вопрос во взаимодействии с вышестоящей организацией, не может быть коллегией во внимание на основании следующего:

Так, в письме от 14.04.2015 №2274 АО «Военторг-Восток» не содержится указаний о том, где обособленное подразделение общества осуществляет свою деятельность, а содержатся выводы респондента о понятии обособленного подразделения.

В письме от 01.06.2015 №3048, направленным в адрес Приморскстата, общество указало, что заявитель осуществляет свою деятельность по адресу (месту нахождения), указанному в ЕГРЮЛ в г. Хабаровске, в связи с чем все формы статистической отчетности подаются заявителем в органы статистики по Хабаровскому краю, а повторное предоставление сведений Приморскстату приведет к искажению статистической информации.

Учитывая изложенное, апелляционная коллегия приходит к выводу о том, что до 01.06.2015 в Приморскстат не поступало сообщений от АО «Военторг-Восток» о том, что обособленное подразделение респондента фактически осуществляет деятельность по месту нахождения юридического лица, в связи с этим оснований полагать, что формы статистического наблюдения по своему обособленному подразделению общество должно предоставлять в ТО ФСГС по Хабаровскому краю, у Приморскстата не имелось.

Таким образом, заявитель, являясь респондентом, имея созданный на территории г. Владивостока филиал «Приморский», сведения о котором внесены в ЕГРЮЛ на основании представленных самим заявителем данных и не были исключены из ЕГРЮЛ, обязан предоставить по своему филиалу в установленном Законом №282-ФЗ порядке в Приморскстат форму федерального статистического наблюдения №П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников» (за март и апрель 2015 года), утвержденную Приказом Росстата от 24.09.2014 №580, форму №П-2 (инвест) «Сведения об инвестиционной деятельности» (за 2015 год), утвержденную Приказом Росстата от 04.09.2014 №548, форму №П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг» (за апрель 2015 года), утвержденную Приказом Росстата от 04.09.2014 №547, и заполнить их в соответствии с Указаниями по заполнению форм федерального статистического наблюдения.

Согласно статье 23.53 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ) территориальные органы Федерального органа исполнительной власти, осуществляющего официальный статистический учет и контроль в сфере официального статистического учета, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 13.19 настоящего Кодекса, от имени указанных органов рассматривать дела вправе руководители территориальных органов и их заместители.

В соответствии с пунктами 7.3, 7.5 Положения о Территориальном органе Федеральной службы государственной статистики по Приморскому краю, утвержденного Приказом Росстата от 17.02.2014 №111, территориальный орган с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) пресечение нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, а также меры по ликвидации последствий указанных нарушений; рассматривать дела о нарушении порядка предоставления статистической информации, принимать по ним решения в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Требование от 15.05.2015 №НБ-28-14/1496-ДР составлено и подписано заместителем руководителя Приморсктата в соответствии с вышеуказанными полномочиями и с соблюдением порядка рассмотрения дела об административном правонарушении, в связи с чем коллегия апелляционного суда приходит к выводу о том, что оспариваемое требование было принято Приморсктатом с соблюдением требований действующего законодательства.

Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации №6/8 от 01.07.1996 года «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», спорные акты могут быть признаны недействительными только при одновременном наличии двух условий: 1) несоответствии их закону или иному правовому акту; 2) нарушении указанными актами гражданских прав и охраняемых законом интересов юридического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.

Бремя доказывания факта нарушения прав и интересов заявителя следует также и из положений статьи 4 АПК РФ, согласно которым лицо, заинтересованное в защите своих прав, вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав. Заинтересованность как процессуальная категория предполагает собой нарушение охраняемых законом прав и (или) интересов заявителя. Если заявителем не будет доказан факт нарушения его прав в результате издания ненормативного правового акта, решения, осуществления противоправных действий (бездействия), суд отказывает в удовлетворении заявленных требований.

Довод общества о том, что оспариваемое требование нарушает права и законные интересы заявителя, повторно заявленный по тексту апелляционной жалобы, обоснованно отклонен судом первой инстанции ввиду следующего:

В статье 13.19 КоАП РФ установлено, что нарушение должностным лицом, ответственным за представление статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений, порядка ее представления, а равно представление недостоверной статистической информации влечет наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

Согласно пункту 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1 и 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса.

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4 статьи 28.2 КоАП РФ).

В направленном в адрес заявителя требовании содержится требование об устранении нарушений и обязании явиться для составления протокола об административном правонарушении.

С учетом положений статей 28.2, 25.1 КоАП РФ, обязанность явиться для составления протокола об административном правонарушении фактически направлена на предоставление возможности лицу, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, защитить свои права, предоставить пояснения, доказательства.

Таким образом, оспариваемое требование не налагает на заявителя обязанностей совершить какие-либо действия, помимо процессуальных обязанностей заявителя, как стороны по делу об административном правонарушении, в том числе обязанности явиться для составления протокола об административном правонарушении, указанная в требовании обязанность устранить нарушения лишь корреспондируют установленной законом обязанности заявителя предоставить административному органу спорные сведения.

Принимая во внимание обстоятельства настоящего дела, суд апелляционной инстанции считает, что требование ТО ФСГС по Приморскому краю от 15.05.2015 №НБ-28-14/1496-ДР, не нарушает права и законные интересы АО «Военторг-Восток», в связи с чем суд первой инстанции на основании части 3 статьи 201 АПК РФ правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.

Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права.

Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.

При изложенных обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

По результатам рассмотрения апелляционной жалобы судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1.500 рублей на основании статьи 110 АПК РФ относятся коллегией на заявителя, а в оставшейся части подлежат возврату из бюджета как излишне уплаченные в порядке подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Приморского края от 28.09.2015 по делу №А51-11440/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Возвратить акционерному обществу «Военторг-Восток» (ИНН 2722086642, ОГРН 1092722004385, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 05.08.2009) из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1.500 (одной тысячи пятьсот) рублей, излишне уплаченную при подаче апелляционной жалобы по платёжному поручению № 13276 от 05.10.2015.

Выдать справку на возврат государственной пошлины.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.

Председательствующий

С.В. Гуцалюк

Судьи

А.В. Гончарова

О.Ю. Еремеева