Пятый арбитражный апелляционный суд
ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001
тел.: (423) 221-09-01, факс (423) 221-09-98
http://5aas.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Владивосток Дело | № А51-22141/2018 |
25 марта 2019 года |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 марта 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено марта 2019 года .
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Н.Н. Анисимовой,
судей О.Ю. Еремеевой, Г.Н. Палагеша,
при ведении протокола секретарем судебного заседания В.А. Ходяковой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия «Южно-Курильский Докер»,
апелляционное производство № 05АП-1086/2019
на решение от 11.12.2018
судьи Н.Н. Куприяновой
по делу № А51-22141/2018 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению муниципального унитарного предприятия «Южно-Курильский Докер» (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Дальневосточному управлению государственного морского надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (ИНН <***>, ОГРН <***>)
о признании незаконным решения об отказе в предоставлении лицензии на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте в морских портах, изложенного в уведомлении №1897-05-МГ от 25.07.2018,
при участии:
от муниципального унитарного предприятия «Южно-Курильский Докер»: представитель ФИО1, по доверенности от 01.10.2018 сроком действия на 1 год;
от Дальневосточного управления государственного морского надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта: представитель ФИО2, по доверенности от 14.01.2019 сроком действия до 31.12.2019;
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие «Южно-Курильский Докер» (далее - заявитель, предприятие) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Дальневосточного управления государственного морского надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - управление, ДВУ Госморнадзора) об отказе в предоставлении лицензии на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте в морских портах, изложенного в уведомлении №1897-05-МГ от 25.07.2018 (с учетом уточнений заявленных требований, принятых судом первой инстанции в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ)). В качестве способа восстановления нарушенного права заявитель просил обязать управление предоставить предприятию лицензию на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте в морских портах для выполнения работ по перегрузке опасных грузов 3 и 9 класса опасности (нефтепродукты в таре и наливом).
Решением Арбитражного суда Приморского края от 11.12.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, предприятие обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт. В апелляционной жалобе её податель, настаивая на незаконности оспариваемого отказа, указывает, что на момент обращения в уполномоченный орган с заявлением о выдаче лицензии порядок проведения тренировочных учений и порядок получения положительного заключения уполномоченного федерального органа исполнительной власти о проведении тренировочных учений утверждены не были. В связи с этим заявитель отмечает, что предприятие провело тренировочные учения и утвердило План по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов при проведении погрузочно-разгрузочных работ в бухте «Южно-Курильская» для МУП «Южно-Курильский докер» в соответствии с Правилами организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.11.2014 №1189 (далее – Правила №1189). По мнению заявителя жалобы, констатируя факт невозможности выдачи лицензии, суд первой инстанции не учёл, что обязанность предприятия по оформлению лицензии прямо предусмотрена действующим законодательством, и что требование о её обязательном наличии не отменялось и не приостанавливалось на период принятия нормативных актов, устанавливающих порядок проведения учений и получения положительного заключения уполномоченного органа.
В судебном заседании представитель предприятия доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объёме, дал аналогичные пояснения, по предложению представил на обозрение план по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов при проведении погрузочно-разгрузочных работ в бухте «Южно-Курильская» для МУП «Южно-Курильский докер», из которого судом изготовлены выкопировки трех страниц, приобщенные впоследствии к материалам дела в порядке статьи 268 АПК РФ.
ДВУ Госморнадзора в письменном отзыве, поддержанном представителем в судебном заседании, выразило несогласие с изложенными в апелляционной жалобе доводами, считает, что судом первой инстанции выяснены все обстоятельства дела и им дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем обжалуемое решение отмене не подлежит. Также представитель ходатайствовал о приобщении к материалам дела дополнительных документов, приложенных к отзыву, а именно: копии письма МУП «Южно-Курильский Докер» от 13.06.2018, копии свидетельства о регистрации №А77-00982 от 11.04.2014, копии перечня производственных объектов, которые будут использоваться для осуществления погрузо-разгрузочной деятельности от 10.04.2018.
Данное ходатайство было судом апелляционной инстанции рассмотрено и на основании статей 159, 268 АПК РФ удовлетворено, в результате чего в материалы дела приобщены дополнительные документы, представленные управлением, как связанные с обстоятельствами настоящего спора и устраняющие неполноту материалов дела.
Из материалов дела судебной коллегией установлено следующее.
13.06.2018 предприятие обратилось в управление с заявлением исх. №402 о предоставлении лицензии на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах.
В данном заявлении предприятие указало, что видом работ, составляющих лицензируемый вид деятельности, являются работы по перегрузке опасных грузов в морских портах с одного транспортного средства на другое транспортное средство (одним из которых является судно) непосредственно, а также классы опасного груза: 3 класс (легковоспламеняющиеся жидкости в таре (масло, бензин, нефть, спирт, керосин, газойль, дизельное топливо)), 4.2 класс (легковоспламеняющиеся вещества (уголь)), 9 класс (прочие опасные вещества (двигатели внутреннего сгорания или транспортные средства, работающие на легковоспламеняющейся жидкости)).
На основании распоряжения от 02.07.2018 №123-Н/29с управлением в период с 16.07.2018 по 24.07.22018 проведена внеплановая выездная проверка готовности соискателя лицензии к соблюдению лицензионных требований при осуществлении погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах.
В ходе проведения проверки управление пришло к выводу о том, что соискатель лицензии МУП «Южно-Курильский Докер» не готово к осуществлению погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах с грузами 3 класса опасности (нефтепродукты) на территории морского терминала Южно-Курильск морского порта Невельск, пирс №5, с использованием судов «Дружба» и «Надежда» в соответствии с подпунктом «б» пункта 5 Положения о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах, утвержденного Постановлением Правительства от 06.03.2012 №193 (далее – Положение о лицензировании №193).
По результатам проверки составлен акт от 24.07.2018 №65/18-ДВУ(Л).
В уведомлении от 25.07.2018 №1897-05-МГ управление сообщило заявителю об отказе в предоставлении лицензии на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах для выполнения работ по перегрузке опасных грузов 3 и 9 класса опасности (нефтепродукты в таре и наливом) по причине несоответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям, установленным подпунктом «б» пункта 5 Положения о лицензировании №193, что выразилось в отсутствии Плана по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, утвержденного в установленном законодательством порядке.
Не согласившись с данным отказом управления в предоставлении испрашиваемой лицензии, предприятие обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд, который в удовлетворении заявленных требований отказал.
Исследовав материалы дела, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, отзыве на неё, заслушав в судебном заседании пояснения лиц, участвующих в деле, проверив в порядке статей 268, 270 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 28 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон №99-ФЗ) погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах подлежит лицензированию.
Частью 1 статьи 13 названного Закона предусмотрено, что для получения лицензии соискатель лицензии представляет по установленной форме в лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии, которое подписывается руководителем постоянно действующего исполнительного органа юридического лица или иным имеющим право действовать от имени этого юридического лица лицом либо индивидуальным предпринимателем.
В силу пункта 2 части 3 статьи 13 Закона №99-ФЗ к заявлению о предоставлении лицензии прилагаются копии документов, перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности и которые свидетельствуют о соответствии соискателя лицензии лицензионным требованиям, в том числе документов, наличие которых при осуществлении лицензируемого вида деятельности предусмотрено федеральными законами, за исключением документов, на которые распространяется требование пункта 2 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
Как установлено пунктом 2 Положения о лицензировании №193 лицензирование погрузочно-разгрузочной деятельности осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере транспорта и ее территориальными органами.
В соответствии с пунктом 3 данного Положения погрузочно-разгрузочная деятельность включает, в том числе работы по перегрузке опасных грузов в морских портах с одного транспортного средства на другое транспортное средство (одним из которых является судно) непосредственно и (или) через склад, нефтебазу, бункеровочную базу.
Согласно пункту 7 Положения о лицензировании №193 для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в лицензирующий орган заявление и документы (копии документов), указанные в части 1 и пункта 1, 3 и 4 части 3 статьи 13 Закона №99-ФЗ, а также иные документы, перечисленные в данном пункте, в том числе копию плана действий по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов (с указанием района и срока действия) (подпункт «з»).
Аналогичное требование о предоставлении такого плана содержится в подпункте 18.9 пункта 18 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере транспорта предоставления государственной услуги по лицензированию погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 30.04.2013 №160 (далее - Административный регламент).
В силу пункта 12 данного Регламента срок, в течение которого осуществляется выдача лицензии (отказ в выдаче лицензии), составляет сорок пять рабочих дней со дня поступления в Ространснадзор или территориальный орган надлежащим образом оформленного заявления о предоставлении лицензии и в полном объеме прилагаемых к нему документов, предусмотренных пунктом 18 настоящего Административного регламента.
В соответствии с пунктом 30 Административного регламента, пунктом 2 части 7 Закона №99-ФЗ основанием для отказа в предоставлении государственной услуги является несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям.
В пункте 5 Положения №193 установлены лицензионные требования, предъявляемые к соискателю лицензии (лицензиату) при выполнении работ по перегрузке опасных грузов в морских портах, одним из которых является наличие плана действий по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов (при осуществлении работ, связанных с погрузкой (разгрузкой) нефти и нефтепродуктов) (подпункт «б»).
Как уже отмечалось ранее, 13.06.2018 предприятие обратилось в управление с заявлением исх. №402 о предоставлении лицензии на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах, в котором указало, что видом работ, составляющих лицензируемый вид деятельности, являются работы по перегрузке опасных грузов в морских портах с одного транспортного средства на другое транспортное средство (одним из которых является судно) непосредственно.
К данному заявлению предприятие, помимо прочих документов, приложило копию плана по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов при проведении погрузочно-разгрузочных работ в бухте «Южно-Курильская» для МУП «Южно-Курильский докер», утвержденного директором предприятия ФИО3 14.05.2018.
Как следует из материалов дела, по итогам рассмотрения вопроса о выдаче лицензии на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах, управление, руководствуясь пунктом 30 Административного регламента, пунктом 2 части 7 Закона №99-ФЗ, приняло решение, оформленное уведомлением №1897-05-МГ от 25.07.2018, об отказе заявителю в выдаче лицензии в связи с несоответствием соискателя лицензии лицензионным требованиям, установленным подпунктом «б» пункта 5 Положения о лицензировании №193, что выразилось в отсутствии Плана по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, утвержденного в установленном законодательством порядке.
Оценив оспариваемый отказ в порядке статьи 71 АПК РФ в совокупности с иными доказательствами, имеющимися в материалах дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из акта от 24.07.2018 №65/18-ДВУ(Л), в ходе проведения проверки управлением было установлено, что для осуществления погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах предприятие планирует использовать пирс №5 морского терминала Южно-Курильск, морского порта Невельск, самоходные плашкоуты СП «Дружба» и «Надежда».
В соответствии с частью 1 статьи 16.1 Федерального закона от 31.07.1998 №155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» (далее – Закон №155-ФЗ) транспортировка и хранение нефти и нефтепродуктов, осуществление деятельности по перевалке нефти и нефтепродуктов, бункеровке (заправке) судов с использованием специализированных судов, предназначенных для бункеровки (судов-бункеровщиков), во внутренних морских водах и в территориальном море допускаются только при наличии плана, который утвержден в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, и в соответствии с которым планируются и осуществляются мероприятия по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в морской среде.
Согласно части 2.1 статьи 16.1 Закона №155-ФЗ, введенной Федеральным законом от 18.07.2017 №177-ФЗ и действующей с 01.11.2017, план предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов при осуществлении деятельности по перевалке нефти и нефтепродуктов, бункеровке (заправке) судов с использованием специализированных судов, предназначенных для бункеровки (судов-бункеровщиков), утверждается эксплуатирующей организацией после проведения тренировочных учений в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, и получения положительного заключения уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти о проведении тренировочных учений, выдаваемого в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Таким образом, в силу части 2.1 статьи 16.1 Закона №155-ФЗ план предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов при осуществлении деятельности по перевалке нефти и нефтепродуктов, бункеровке (заправке) судов с использованием специализированных судов, предназначенных для бункеровки (судов-бункеровщиков), утверждается эксплуатирующей организацией после:
- проведения тренировочных учений в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта;
- получения положительного заключения уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти о проведении тренировочных учений, выдаваемого в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Как указывает заявитель апелляционной жалобы, предприятие провело тренировочные учения и утвердило план по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов при проведении погрузочно-разгрузочных работ в бухте «Южно-Курильская» для МУП «Южно-Курильский докер» в соответствии с Правилами №1189.
Согласно подпункту «н» пункта 2 Правил №1189 План ЛРН должен содержать, в числе прочего, порядок проведения с участием представителей федеральных органов исполнительной власти комплексных учений по отработке взаимодействия собственных сил и средств и (или) привлекаемых сил и средств для ликвидации максимального расчетного объема разлива нефти и нефтепродуктов не реже одного раза в 3 года и в течение 30 календарных дней со дня уведомления об утверждении плана.
Как следует из материалов дела и установлено управлением при проведении проверки, тренировочные учения по отработке взаимодействия собственных сил и средств и (или) привлекаемых сил и средств для ликвидации максимального расчетного объема разлива нефти и нефтепродуктов проведены заявителем 14.05.2018.
По результатам учений с учетом полученных рекомендаций все учебные цели достигнуты, готовность сил и средств к реагированию на чрезвычайные ситуации подтверждена, что подтверждается актом проведения тренировочного учения на территории морского терминала бухты Южно-Курильская, формирований и сил обеспечения МУП «Южно-Курильский Докер» от 14.05.2018.
Между тем заявителем ошибочно не учтено, что в соответствии с частью 2.1 статьи 16.1 Закона №155-ФЗ приказом Минтранса России от 24.04.2018 №161 утвержден Порядок проведения тренировочных учений перед утверждением плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов при осуществлении деятельности по перевалке нефти и нефтепродуктов, бункеровке (заправке) судов с использованием специализированных судов, предназначенных для бункеровки (судов-бункеровщиков) (далее – Порядок №161), который действует с 09.06.2018.
Согласно пунктам 2 и 3 данного Порядка руководитель или уполномоченное лицо организации, осуществляющей деятельность по перевалке нефти и нефтепродуктов, бункеровке (заправке) судов с использованием специализированных судов, предназначенных для бункеровки (судов-бункеровщиков) во внутренних морских водах и в территориальном море, в электронной форме направляет на электронную почту Федерального агентства морского и речного транспорта, указанную на официальном сайте Росморречфлота в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», не позднее чем за 30 (тридцать) рабочих дней до планируемой даты проведения тренировочных учений заявление, к которому прилагаются оформленные в электронной форме план тренировочных учений и копия разработанного заявителем проекта плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов при осуществлении деятельности по перевалке нефти и нефтепродуктов, бункеровке (заправке) судов с использованием специализированных судов, предназначенных для бункеровки (судов-бункеровщиков).
В случае соответствия заявления и прилагаемых документов требованиям пунктов 2 - 4 настоящего Порядка, в течение пяти рабочих дней, следующих за датой окончания рассмотрения заявления, Росморречфлот направляет заявителю в электронной форме на адрес электронной почты, указанный в заявлении, информацию о подтверждении даты, времени и места проведения тренировочных учений (пункт 7 Порядка №161).
Пунктом 11 Порядка №161 установлено, что результаты тренировочных учений признаются удовлетворительными при выполнении привлеченными к тренировочным учениям силами и средствами мероприятий, указанных в пункте 10 настоящего Порядка, в сроки, предусмотренные планом тренировочных учений.
Решение комиссии по мероприятиям, указанным в пункте 10 настоящего Порядка, принимается простым большинством голосов.
В рассматриваемом случае на момент утверждения директором предприятия плана по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов при проведении погрузочно-разгрузочных работ в бухте «Южно-Курильская» для МУП «Южно-Курильский докер» (14.05.2018) Порядок №161 уже был утвержден приказом Минтранса России от 24.04.2018.
Кроме того, на момент обращения предприятия в управление с заявлением о предоставлении лицензии (13.06.2018) Порядок №161 вступил в силу (09.06.2018).
Соответственно до утверждения плана по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов при проведении погрузочно-разгрузочных работ в бухте «Южно-Курильская» для МУП «Южно-Курильский докер» заявитель должен был провести тренировочные учения в соответствии с требованиями Порядка №161, чего последним сделано не было.
В связи с этим у ДВУ Госморнадзора имелись обоснованные основания считать, что соискатель лицензии не отвечает требованиям подпункта «б» пункта 5 Положения №193.
При этом, что касается ссылки управления на отсутствие положительного заключения уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти о проведении тренировочных учений, выдаваемого в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, то коллегия отмечает следующее.
В соответствии с частью 2.1 статьи 16.1 Закона №155-ФЗ Постановлением Правительства Российской Федерации 31.10.2018 №1289 утверждены Правила выдачи положительного заключения уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти о проведении тренировочных учений (далее – Правила №1289), которые действуют с 10.11.2018.
Данные Правила устанавливают порядок выдачи положительного заключения уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти о проведении тренировочных учений, которым является Федеральным агентством морского и речного транспорта (пункты 1, 2 Правил №1289).
В силу пункта 3 Правил №1289 заключение выдается организации, которой проведены тренировочные учения, предусмотренные частью 2.1 статьи 16.1 Закона №155-ФЗ, при условии, что результаты тренировочных учений в соответствии с установленным Министерством транспорта Российской Федерации порядком проведения тренировочных учений признаны удовлетворительными. Заключение выдается в течение 10 рабочих дней со дня окончания тренировочных учений.
В данном случае коллегия принимает во внимание, что на момент обращения в управление с заявлением о предоставлении лицензии (13.06.2018) Правила №1289 не были утверждены и не действовали.
Однако, учитывая, что часть 2.1 статьи 16.1 Закона №155-ФЗ действует с 01.11.2017 и её положения предусматривают, что план предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов при осуществлении деятельности по перевалке нефти и нефтепродуктов, бункеровке (заправке) судов с использованием специализированных судов, предназначенных для бункеровки (судов-бункеровщиков), утверждается эксплуатирующей организацией, в том числе после получения положительного заключения уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти о проведении тренировочных учений, выдаваемого в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, коллегия апелляционного суда считает, что, обращаясь в уполномоченный орган с целью получения лицензии в переходный период нормативного регулирования соответствующих отношений, заявитель должен был понимать, что представленные с заявлением документы могут не соответствовать на момент их рассмотрения принятым во исполнение части 2.1 статьи 16.1 Закона №155-ФЗ документам.
В связи с этим довод заявителя о том, что требование об обязательном наличии лицензии не отменялось и не приостанавливалось на период принятия нормативных актов, устанавливающих порядок проведения учений и получения положительного заключения уполномоченного органа, правового значения не имеет и коллегией не принимается.
Одновременно с этим судебная коллегия считает необходимым отметить, что Приказом МЧС России от 28.12.2004 №621 утверждены Правила разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации» (далее – Правила №621), которые устанавливают общие требования к планированию мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов и чрезвычайных ситуаций, обусловленных разливами нефти и нефтепродуктов, а также определяют порядок согласования и утверждения планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов и соответствующих им календарных планов оперативных мероприятий при угрозе или возникновении ЧС(Н) для функциональных и территориальных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и организаций, независимо от форм собственности, осуществляющих разведку месторождений, добычу нефти, а также переработку, транспортировку, хранение и использование нефти и нефтепродуктов, включая администрацию портов (пункт 2 Правил №621).
Согласно пункту 3 Правил №621 требования Правил применяются на всей территории Российской Федерации, за исключением судов, подпадающих под действие международных конвенций, стороной которых является Российская Федерация, и обязательны для выполнения всеми должностными лицами и специалистами, осуществляющими свою деятельность в указанном направлении.
Как предусмотрено пунктом 15 данных Правил, планы организаций для местного уровня утверждаются их руководителями и территориальным органом МЧС России по субъекту Российской Федерации по согласованию с соответствующими территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, а календарные планы организаций для местного уровня утверждаются их руководителям и органом, специально уполномоченным решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в составе или при органе исполнительной власти местного самоуправления.
Как уже отмечалось ранее, план по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов при проведении погрузочно-разгрузочных работ в бухте «Южно-Курильская» для МУП «Южно-Курильский докер» утвержден директором предприятия ФИО3 14.05.2018.
Однако доказательств утверждения данного плана с территориальным органом МЧС России по субъекту Российской Федерации заявитель не представил, что также является нарушением пункта 15 Правил №621.
Принимая во внимание изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что у ДВУ Госморнадзора имелись правовые основания для принятия оспариваемого решения об отказе в предоставлении лицензии на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте в морских портах, изложенного в уведомлении №1897-05-МГ от 25.07.2018, в связи с чем суд первой инстанции правомерно в соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ отказал в признании его незаконным.
Таким образом, судебная коллегия считает, что выводы арбитражного суда по настоящему делу соответствует нормам материального права и имеющимся в материалах дела доказательствам. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, свидетельствуют о несогласии предприятия с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом первой инстанции доказательств, но не опровергают их, в связи с чем не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
При изложенных обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы судебные расходы по уплате государственной пошлины, понесенные при подаче апелляционной жалобы, на основании статьи 110 АПК РФ относятся коллегией на заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 11.12.2018 по делу №А51-22141/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий | Н.Н. Анисимова |
Судьи | О.Ю. Еремеева Г.Н. Палагеша |