ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
690007, г. Владивосток, ул.1-я Морская, 2,4.
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Арбитражного суда апелляционной инстанции
Резолютивная часть постановления оглашена 02.06.2008. Полный текст изготовлен 06.06.2008.
г. Владивосток
06 июня 2008 года Дело №05АП-10/2008
Пятый арбитражный апелляционный суд
в составе
председательствующего Г.А. Симоновой
судей З.Д. Бац, Н.В. Алферовой
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гуцалюк С.В.
при участии
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по ПК – заместитель начальника отдела кадрового, юридического и информационного обеспечения ФИО1, по доверенности от 31.03.2008 №15 полная, паспорт <...>, уд. №0181 от 04.06.2007; начальник отдела лесного, земельного, экологического контроля ФИО2, по доверенности №19 от 30.04.2008, уд. №2429 от 04.06.2007.
от ООО ППК «Восток» - адвокат Кориневская Л.Г., по доверенности б/н от 04.08.2008, уд. №397 от 10.01.03.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Приморскому краю на решение Арбитражного суда Приморского края от 24 апреля 2008г. по делу №А51-3254/08 37-97, принятое судьей Куделинской Л.А. по заявлению общества с ограниченной ответственностью Приморская производственная компания «Восток» к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приморскому краю
о признании незаконным и отмене постановления от 17.03.2008 №06-09-01/04 по делу об административном правонарушении
в судебном заседании в порядке статьи 163 АПК РФ объявлялся перерыв с 29.05.2008 до 13-00 02.06.2008
установил:
Общество с ограниченной ответственностью Приморская производственная компания «Восток» (далее – ООО ППК «Восток», заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Приморскому краю от 17.03.2008 №06-09-01/04 по делу об административном правонарушении.
Решением суда от 24.04.2008г. заявленные требования удовлетворены. Суд пришел к выводу о том, что в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о наличии в действиях общества состава административного правонарушения по статье 8.32 КоАП РФ. Кроме того, суд указал на то, что в соответствии с изменениями, внесенными в Лесной кодекс Российской Федерации, работники лесхозов не являются должностными лицами государственной лесной охраны, и утратили право осуществлять государственный контроль за состоянием, использованием, охраной лесного фонда. В связи с чем, акт освидетельствования от 05.06.2007 не принят в качестве надлежащего доказательства по делу.
Росприроднадзор не согласившись с решением суда, подал апелляционную жалобу и просит судебный акт отменить. В обоснование жалобы указывает на то, что в акте освидетельствования от 05.06.2007 указан способ очистки мест рубок – измельчение и приземление. При проверке выявлен факт неудовлетворительной очистки мест рубок, захламление просек и границ, а также прилегающих к лесосекам 50-метровых полос на 4 га лесосеки. Данный акт подписан представителем лесопользователя без возражений. Порядок и срок очистки лесосек были прямо указаны в лесорубочном билете №129 от 25.05.2006. Проверка деятельности лесопользователей осуществлялась в порядке и на основании Правил от 01.06.1998 №551. Обязанности лесопользователей установлены в п.28 указанных Правил. В п.10 Правил пожарной безопасности предусмотрена обязанность юридических лиц, граждан, лесхозов, ведущих вырубку леса, независимо от способа и времени рубок производить одновременно с заготовкой древесины очистку мест рубок от порубочных остатков. Таким образом, при проведении освидетельствования мест рубок установлено нарушение, за которое предусмотрена ответственность лесопользователя в Правилах отпуска древесины на корню в лесах, утвержденными постановлением Правительства РФ от 01.06.1998 №551, в виде неустойки. Эти же деяния повлекли нарушение п.10 Правил пожарной безопасности в лесах РФ от 09.09.1993 №886, что явилось основанием для привлечения общества к административной ответственности по статье 8.32 КоАП РФ. Кроме того, заявитель жалобы ссылается на объяснения директора ООО ППК «Восток» ФИО3, согласно которым несвоевременная и неудовлетворительная очистка лесосек обусловлена их недоступностью в весенне-летний период.
Представители Росприроднадзора в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержали в полном объеме.
Представитель ООО ППК «Восток» с апелляционной жалобой не согласилась, считает решение суда законным и обоснованным, представила письменный отзыв.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке ст. ст.266, 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ правильность применения норм материального и процессуального права, апелляционный суд считает, что судебный акт подлежит отмене по следующим основаниям.
В соответствии со свидетельством серии 25 №01014043 общество с ограниченной ответственностью Приморская производственная компания «Восток» зарегистрировано в качестве юридического лица. Согласно уставу, основным видом деятельности является заготовка леса, переработка и реализация леса и лесных материалов.
Из материалов дела следует, что 25.05.2006 ООО ППК «Восток» выписан лесорубочный билет №129 на проведение рубок главного пользования в 173 квартале 15,14,40 выделах Черемшанского лесничества Дальнегорского лесхоза. Согласно отметке в билете, лесопользователю предписано произвести очистку лесосек одновременно с заготовкой древесины, не допуская разрыва между рубкой деревьев и очисткой в бесснежный период более 15 дней, а также весеннюю доочистку. Кроме того, указан порядок укладки порубочных остатков. Согласно отметке в лесорубочном билете, представитель ООО ППК «Восток» был ознакомлен с правилами отпуска древесины на корню, Правилами пожарной безопасности в лесах.
Согласно акту освидетельствования мест порубок, подсочки и осмолоподсочки насаждений и заготовке второстепенных лесных материалов от 05.06.2007, составленным лесничим Черемшанского лесничества ФИО4 в присутствии представителя ООО ППК «Восток» установлено, что при разработке лесосеки лесопользователь на площади 4 га произвел неудовлетворительную очистку мест рубок, имеет место захламление просек и границ лесосеки, что является нарушением п.10 Правил пожарной безопасности в лесах РФ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 09.09.1993 №886. В связи с допущенными нарушениями ООО ППК «Восток» насчитана неустойка на сумму 12000 руб.
По факту нарушения Правил пожарной безопасности в лесах РФ заместителем Приморского межрайонного природоохранного прокурора 29.01.2008 вынесено постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении.
В дальнейшем, материалы проверки исполнения требований лесного и природоохранного законодательства по подведомственности переданы в Управление Росприроднадзора для рассмотрения по существу.
Постановлением Управления Росприроднадзора по Приморскому краю от 17.03.2008 №06-09-01/04 ООО ППК «Восток» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.32 КоАП РФ, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, ООО ППК «Восток» обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, коллегия пришла к следующему.
Ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах предусмотрена статьей 8.32 КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц – от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц – от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
В соответствии со статьей 51 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов. Охрана и защита лесов осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами (часть 2 статьи 51 ЛК РФ).
В статье 52 ЛК РФ установлено, что охрана лесов от пожаров осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – Федеральный закон «О пожарной безопасности») и настоящим Кодексом.
Постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 09.09.1993 №886 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах РФ. В пункте 10 раздела III Правил предусмотрена обязанность предприятий, организаций, учреждений, других юридических лиц (в том числе лесхозы) и граждан, ведущих рубки леса независимо от способа и времени рубок производить одновременно с заготовкой древесины очистку мест рубок от порубочных остатков. Способы очистки мест рубок указываются лесхозами в лесорубочных билетах. При проведении выборочных и постепенных рубок, а также при проведении сплошных рубок в случаях, когда лесопользователи обязаны сохранить подрост и молодняк, должны применяться преимущественно безогневые способы очистки лесосек от порубочных остатков.
В соответствии с пунктом 28 Правил отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 01.06.1998 №551 (действовавших на момент обнаружения правонарушения) лесопользователи при заготовке древесины и живицы обязаны: выполнять требования лесного законодательства Российской Федерации, производить очистку лесосек, не допуская в бесснежный период разрыва более 15 дней между рубкой деревьев и очисткой площади от порубочных остатков, а также доочистку зимних лесосек до наступления пожароопасного периода, не допускать захламления земель лесного фонда при рубке леса.
Согласно статье 33 Правил от 09.09.1993 №886 лица, виновные в нарушении требований пожарной безопасности в лесах, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного статьей 8.32 КоАП РФ представляет собой противоправное действие либо бездействие, нарушающее требования пожарной безопасности в лесах, установленные нормами, правилами.
В статье 26.1 КоАП РФ перечислены обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении. Одним из основных обстоятельств подлежащих доказыванию является наличие события административного правонарушения.
В соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2 статьи 26.2 КоАП РФ).
В соответствии со статьей 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частью 1 статьи 28.6 настоящего Кодекса.
Согласно части 1 статьи 28.4 КоАП РФ при осуществлении надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ, прокурор вправе возбудить дело о любом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена настоящим Кодексом или законом субъекта РФ.
В силу части 2 указанной статьи о возбуждении дела об административном правонарушении прокурор выносит постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные статьей 28.2 КоАП РФ.
В материалах дела имеется постановление заместителя прокурора Приморской межрайонной природоохранной прокуратуры о возбуждении производства по делу об административном правонарушении от 29.01.2008. Проверив данное постановление, коллегия находит его соответствующим требованиям, предъявляемым статьей 28.2 КоАП РФ.
В указанном постановлении зафиксирован факт того, что при разработке лесосеки ООО ППК «Восток» на площади 4 га очистка мест рубок проведена неудовлетворительно, имеет место захламление просек и границ лесосеки, что является нарушением п.10 Правил пожарной безопасности в лесах.
Указанные обстоятельства подтверждаются актом освидетельствования мест рубок от 05.06.2007, а также объяснениями директора ООО ППК «Восток» ФИО3, согласно которым несвоевременная и неудовлетворительная очистка мест рубок обусловлена их недоступностью в весенне-летний период.
Кроме того, необходимо учитывать следующее. В соответствии с пунктом 3 Указаний по освидетельствованию мест рубок, подсочки (осмолоподсочки) насаждений и заготовки второстепенных лесных материалов, утвержденных Приказом Государственного комитета СССР по лесному хозяйству от 01 ноября 1983г. №130 освидетельствование производится, в том числе в целях выявления полноты и правильности разработки лесосек, а также нарушений при осуществлении лесопользований. Освидетельствование производится непосредственно после окончания работ.
В пункте 71 Указаний предусмотрен порядок очистки мест рубок. В частности, при освидетельствовании устанавливается соответствие примененных способов очистки лесосек способам, указанным в лесорубочном билете, качество и своевременность очистки мест рубок от порубочных остатков, а также захламленность просек и прилегающих к лесосекам полос шириной 50 м. Качество очистки лесосек считается неудовлетворительным в том числе, в случаях: несоответствия способов очистки лесосек способам, указанным в лесорубочном билете, нарушении сроков проведения работ по очистке мест рубок.
Площади неудовлетворительно очищенных лесосек, а также захламленность по вине лесопользователей просек и прилегающих к ним полос шириной 50 м определяются по материалам крупномасштабной аэрофотосъёмки или путем натурного их обмера.
В акте освидетельствования мест рубок от 05.06.2007 содержатся способы очистки: измельчение и приземление, которые соответствуют способам, указанным в лесорубочном билете. Из данного акта видно, что обществом допущены нарушения выразившееся в неудовлетворительной очистке мест рубок, захламление просек и границ лесосеки на площади 4 га, исходя из чего, был рассчитан размер неустойки. Таким образом, материалами дела подтвержден факт ненадлежащего выполнения лесопользователем требований, содержащихся в лесорубочном билете относительно способа и сроков очистки лесосеки.
В силу статьи 1 Федерального закона РФ от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» нарушением требований пожарной безопасности признается невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Суд первой инстанции делая вывод о том, что из представленных административным органом доказательств невозможно установить, в чем конкретно выразилась неудовлетворительная очистка мест рубок, захламление просек и границ вышеперечисленные обстоятельства не учел.
На основании исследованных материалов дела, коллегия приходит к выводу о том, что в действиях ООО ППК «Восток» имеется объективная сторона состава правонарушения, предусмотренного статьей 8.32 КоАП РФ. Общество имело возможность для соблюдения правил и норм, предусмотренных законом, при выдаче лесорубочного билета представитель общества был ознакомлен с Правилами отпуска древесины на корню и Правилами пожарной безопасности. Представленными в дело доказательствами подтвержден факт невыполнения лесопользователем условий по очистке лесосек по окончании лесорубочных работ, что привело к нарушению Правил пожарной безопасности в лесах РФ.
В соответствии с пунктом 3 Положения об осуществлении государственного лесного контроля и надзора, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2007 №394 государственный лесной контроль и надзор осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют государственный лесной контроль и надзор в отношении лесничеств и лесопарков, находящихся на территории соответствующего субъекта РФ, за исключением указанных в абзаце 2 пункта 4 настоящего Положения.
В силу пункта 1.1 Положения о лесничем Федеральной службы лесного хозяйства России от 03.05.1995 лесничий – должностное лицо государственного органа управления лесным хозяйством, осуществляющее руководство ведением лесного хозяйства в лесах лесничества, являющегося основным структурным подразделением лесхоза. Он входит в состав государственной лесной охраны и одновременно по должности является государственным инспектором по контролю за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов.
Согласно абзацу 2 пункта 3.6 Положения лесничий обязан осуществлять государственный контроль за соблюдением всеми юридическими и физическими лицами установленного порядка пользования лесным фондом, правил ведения лесного хозяйства, правил государственного учета и отчетности, а также иных норм и правил, установленных лесным законодательством.
При таких обстоятельствах, довод суда о том, что работники лесхоза не являются должностными лицами государственной лесной охраны, утратили право осуществлять государственный контроль за состоянием, использованием, охраной лесного фонда признается ошибочным.
В соответствии с частью 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 24 апреля 2008 по делу №А51-3254/2008 37-97 отменить.
В удовлетворении требований ООО ППК «Восток» о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приморскому краю по делу об административном правонарушении от 17.03.2008 №06-09-01/04 отказать.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в 2-х месячный срок через Арбитражный суд Приморского края.
Председательствующий Г.А. Симонова
Судьи З.Д. Бац
Н.В. Алферова