Пятый арбитражный апелляционный суд
ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001
тел.: (423) 221-09-01, факс (423) 221-09-98
http://5aas.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Владивосток Дело
№ А51-14893/2015
05 февраля 2016 года
Резолютивная часть постановления оглашена 28 января 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 05 февраля 2016 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Гончаровой,
судей Н.Н. Анисимовой, С.В. Гуцалюк,
при ведении протокола секретарем судебного заседания И.В. Ауловой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью «ВЛАДТОРГ-КОМПАНИЯ»
апелляционное производство № 05АП-11114/2015
на решение от 29.10.2015
судьи Г.Н. Палагеша
по делу № А51-14893/2015 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ВЛАДТОРГ-КОМПАНИЯ» (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 28.07.2014)
к Департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 21.06.2007)
о признании незаконным решения об отказе в подготовке и утверждении схемы расположения земельного участка площадью 9700 кв.м, расположенного в районе ул. Анны Щетининой, 9 в г. Владивостоке,
при участии:
от ООО «ВЛАДТОРГ-КОМПАНИЯ»: представитель ФИО1 по доверенности от 11.01.2016, сроком до 31.12.2016, паспорт;
от Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края: представитель ФИО2 по доверенности от 30.12.2015 № 20/45322, сроком по 31.12.2016, удостоверение № 4675.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «ВЛАДТОРГ - КОМПАНИЯ» (далее по тексту – заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края (далее по тексту – департамент) об отказе в подготовке и утверждении схемы расположения земельного участка площадью 9700 кв.м, расположенного в районе ул. Анны Щетининой, 9 в г. Владивостоке, земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: розничная торговля, цель использования для строительства торгового центра, в целях дальнейшего принятия решения о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, оформленного письмом от 29.05.2015 №29/03/02-06/18612.
В качестве способа восстановления нарушенного права общество просило суд обязать департамент в 30-ти дневный срок с момента принятия решения суда подготовить, утвердить и выдать схему расположения земельного участка площадью 9700 кв.м, расположенного в районе ул. Анны Щетининой, 9 в г. Владивостоке, земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: розничная торговля, цель использования для строительства торгового центра.
Решением суда от 29.10.201 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, Общество с ограниченной ответственностью «ВЛАДТОРГ - КОМПАНИЯ» обратилось с апелляционной жалобой, просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, заявленные требования удовлетворить.
В доводах жалобы указывает, что до настоящего времени проекты планировки территории и межевания территории жилого микрорайона «Снеговая Падь» не разработаны и не утверждены уполномоченным органом. Положениями земельного и градостроительного законодательства не предусмотрены отказ либо приостановление оказания уполномоченными органами услуг по подготовке и утверждению схемы расположения земельного участка по заявлениям лиц, заинтересованных в образовании земельных участков в целях проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, на период подготовки документации по планировке территории.
В судебном заседании представитель Общества доводы апелляционной жалобы поддержала в полном объеме.
Представитель Департамента на доводы апелляционной жалобы возразил, решение суда считает законным и обоснованным.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, в отзыве на жалобу, заслушав в судебном заседании представителей сторон, апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции не подлежащим отмене, исходя из следующего.
Из материалов дела судом установлено, что 08.05.2015 общество обратилось в департамент с заявлением о подготовке и утверждении схемы расположения земельного участка площадью 9700 кв.м, расположенного по адресу: <...>, категория земель: земли населенного пункта, вид разрешенного использования: розничная торговля, цель использования: для строительства торгового центра, в целях организации аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности.
Письмом от 29.05.2015 №20/03/02-06/18612 департамент сообщил заявителю о невозможности подготовить и утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Анны Щетининой, 9, для строительства торгового центра.
Не согласившись с вынесенным решением, посчитав его незаконным и нарушающим права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, последнее обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в соответствии с указанной нормой, частью 4 статьи 200, частью 3 статьи 201 АПК РФ, а также пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 ненормативный акт, решение и действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц могут быть признаны недействительными или незаконными при одновременном наличии двух условий: несоответствия закону и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, урегулирован нормами Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 39.6 Кодекса договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
В соответствии со статьей 39.11 ЗК РФ определено, что решение о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан или юридических лиц.
Как усматривается из материалов дела, общество воспользовалось предоставленным ему законом правом и обратилось в департамент с заявлением об образовании земельного участка в целях организации аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, подготовке и утверждении схемы расположения земельного участка площадью 9700 кв.м, расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Анны Щетининой, д. 9, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: розничная торговля, цель использования: для строительства торгового центра.
В свою очередь, департамент, в соответствии с действующими правовыми нормами, отказал обществу в подготовке и утверждении схемы расположения земельного участка площадью 9700 кв.м, поскольку испрашиваемый земельный участок расположен в границах населенного пункта, на территории жилого микрорайона, в связи с чем, образование земельного участка для испрашиваемой цели допустимо в соответствии с проектом межевания территории, утвержденным Градостроительным кодексом российской Федерации.
Оценив оспариваемое решение департамента в соответствии со статьей 71 АПК РФ наряду с другими доказательствами в их взаимной связи, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
На основании статьи 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту ЗК РФ) предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9-1 настоящего Кодекса.
В случае предоставления земельного участка в аренду земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора аренды (подпункт 3 пункта 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации), который по общему правилу, установленному пунктом 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, заключается на торгах. Образование земельного участка, предоставление которого предполагается осуществить посредством проведения аукциона, а также само проведение аукциона могут быть инициированы как органами государственной и муниципальной власти (п. 3 ст. 39.11 ЗК РФ), так и заинтересованными в приобретении земельного участка гражданами или юридическими лицами (п. 4 ст. 39.11 ЗК РФ).
В силу пункта 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:
1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;
2) проектная документация о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков;
3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 2 статьи 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 статьи 11.3 ЗК РФ.
В рамках процедуры образования земельного участка по инициативе заинтересованного лица первым шагом является подготовка им схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование земельного участка (пп. 1 п. 4 ст. 39.11 ЗК РФ).
При этом ЗК РФ предусматривает, что если образование земельного участка осуществляется из земель или земельных участков, расположенных в границах субъектов Российской Федерации (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя) или в границах населенных пунктов, то подготовка схемы расположения земельного участка заинтересованным лицом не допускается.
То же правило содержит пункт 5 статьи 11.10 ЗК РФ, согласно которому подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для проведения аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельных участков, расположенных в границах субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя или в границах населенных пунктов.
Следовательно, законодателем в указанных нормах права заложен подход, заключающийся в возможности инициировать аукцион заинтересованными в приобретении земельного участка гражданами или юридическими лицами только при наличии утвержденного проекта межевания территории, на основании которого образуется земельный участок в границах населенного пункта.
Так, в пункте 1 статьи 83 ЗК РФ, в редакции Федерального закона от 18.12.2006 № 232-ФЗ, землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.
Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам (пункт 2 статьи 83 ЗК РФ).
Границы населенного пункта г.Владивосток были утверждены в составе Генерального плана Владивостокского городского округа Решением Думы г.Владивостока от 15.09.2008 № 119, согласно которому в состав последнего вошли отдельные населенные пункты: г.Владивосток, поселки Трудовое, Русский, Попова, Рейнеке и село Береговое.
Следовательно, на территории г.Владивосток располагаются земли населенных пунктов, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов (пункт 1 статьи 83 ЗК РФ).
На территории г.Владивостока согласно пункту 5 статьи 11.10 ЗК РФ подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для проведения аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка заинтересованным лицом до межевания территории не допускается.
В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации одним из принципов законодательства о градостроительной деятельности является осуществление строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории.
Согласно части 5 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации проект межевания территории включает в себя чертежи межевания территории, на которых отображаются красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории; линии отступа от красных линий в целях определения места допустимого размещения зданий, строений, сооружений; границы застроенных земельных участков, в том числе границы земельных участков, на которых расположены линейные объекты; границы формируемых земельных участков, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства; границы земельных участков, предназначенных для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения; границы территорий объектов культурного наследия; границы зон с особыми условиями использования территорий; границы зон действия публичных сервитутов.
Как предусмотрено статьей 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подготовка и утверждение документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решения органа местного самоуправления поселения или городского округа, осуществляется с учетом результатов публичных слушаний.
В этой связи образование земельных участков для целей проведения аукционов по инициативе гражданина или юридического лица исключительно при наличии утвержденного проекта межевания территории обусловлено тем, что именно в документации по планировке территории в значительной степени учтены все особенности существующей территории, в том числе с точки зрения образования новых земельных участков.
Как следует из материалов дела, испрашиваемый земельный участок расположен на незастроенной, покрытой древесно-кустарниковой растительностью территории в жилом микрорайоне «Снеговая Падь».
Администрацией Приморского края постановлением от 07.12.2012 №398-па утверждена государственная программа Приморского края «Обеспечение доступным жильем и качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Приморского края» на 2013-2017 годы.
В приложении №9 к данной программе указан проект комплексной застройки на территории Приморского края – жилой район «Снеговая Падь» площадью земельного участка 530га.
В отношении территории жилого района «Снеговая Падь» администрацией города Владивостока от 23.07.2013 №2127 вынесено постановление «О подготовке документации по планировке территории жилого района «Снеговая Падь» города Владивостока».
Из материалов дела усматривается, что испрашиваемый Обществом земельный участок распложен в незастроенной, покрытой древесно-кустарниковой растительностью территории в жилом микрорайоне «Снеговая Падь».
Учитывая тот факт, что спорный земельный участок расположен в границах планируемого жилого микрорайона «Снеговая Падь» (как элемента планировочной структуры), принимая во внимание положения подпункта 4 пункта 3 статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о то, что образование испрашиваемого земельного участка осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.
При таких обстоятельствах, оспариваемый отказ соответствует нормам действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы общества в сфере экономической деятельности.
В соответствии с ч.3 ст. 201 АПК РФ, суд первой инстанции законно и обоснованно отказал Обществу в удовлетворении заявленных требований.
Выводы арбитражного суда по данному делу основаны на всестороннем и полном исследовании и оценке имеющихся в деле доказательств в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Неправильного применения либо нарушения норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта, по данному делу не установлено.
Доводы заявителя апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку не опровергают выводов суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены судебного акта.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы нет.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 29.10.2015 по делу №А51-14893/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
А.В. Гончарова
Судьи
Н.Н. Анисимова
С.В. Гуцалюк