ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 05АП-1305/17 от 20.03.2017 Пятого арбитражного апелляционного суда

Пятый арбитражный апелляционный суд

ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001

тел.: (423) 221-09-01, факс (423) 221-09-98

http://5aas.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Владивосток Дело

№ А51-17387/2016

27 марта 2017 года

Резолютивная часть постановления оглашена 20 марта 2017 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 27 марта 2017 года.

Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего А.В. Гончаровой,

судей С.В. Гуцалюк, О.Ю. Еремеевой,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Т.Н. Витко,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Министерства внутренних дел России по Приморскому краю,

апелляционное производство № 05АП-1305/2017

на решение от 19.12.2016

судьи Д.А. Самофала

по делу № А51-17387/2016 Арбитражного суда Приморского края

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Лесозаводский лесоперерабатывающий комплекс» (ИНН 2507006814, ОГРН 1022500676120)

к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Приморскому краю (ИНН 2540019970, ОГРН 1032502257050)

об оспаривании распоряжения, действий,

при участии:

от УМВД РФ по ПК: представитель Баханаева М.А. по доверенности от 29.03.2016 сроком на 3 года, паспорт;

от ООО «Лесозаводский лесоперерабатывающий комплекс»: представитель Науменко М.Ю. по доверенности от 19.01.2017 сроком на 1 год, паспорт.

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Лесозаводский лесоперерабатывающий комплекс» (далее – заявитель, Общество, ООО «ЛЛПК») обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным распоряжения Управления Федеральной миграционной службы по Приморскому краю, в лице отделения в Красноармейском муниципальном районе (далее – Управление ФМС) от 06.05.2016 №13 о проведении плановой выездной проверки места пребывания иностранных граждан и о признании незаконными действий Управления ФМС, выразившиеся в проведении 06.05.2016 проверки мест пребывания иностранных граждан по адресу: Приморский край, с. Новопокровка, пер. Совхозный, Д.15Б (с учётом уточнения требований, принятых судом в порядке статьи 49 АПК РФ).

Решением суда от 19.12.2016 заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с решением суда, Управление обратилось с апелляционной жалобой, просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.

В доводах апелляционной жалобы указывает, что определение вида проверки является прерогативой должностного лица, издающего распоряжение на проведение проверочного мероприятия.

ОУФМС России по Приморскому краю в Красноармейском муниципальном районе является уполномоченным органом на издание соответствующих планов и утверждения их начальником территориального органа. Регулярное проведение проверок мест пребывания (проживания) иностранных граждан является профилактической мерой и направлено на предупреждение административных правонарушений. Настаивает на том, что частота проведения таких мероприятий законом не урегулирована в отношении проверки места пребывания иностранных граждан.

В заседании суда апелляционной инстанции представитель Управления доводы апелляционной жалобы поддержала, решение суда просила отменить.

Представитель Общества на доводы апелляционной жалобы возразил.

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для дела.

Сотрудниками Управления ФМС 06.05.2016 на основании распоряжения о проверке места пребывания иностранных граждан рабочей группой отделения в составе руководителя проверки инспектора отделения Кушнерук Елены Валерьевны и специалиста-эксперта отделения Пыженко Елены Геннадьевны было проверено место пребывания иностранных граждан по адресу: Приморский край, Красноармейский район, с. Новопокровка пер. Совхозный, 15 Б.

По результатам её проведения Управление ФМС пришло к выводу о нарушении миграционного законодательства выразившемся в осуществлении гражданами КНР - Лю Гуанжэнь и Лу Гуанхэ фактической трудовой деятельности не соответствующей разрешенному виду деятельности, т.к. у Лю Гуанжэнь и Лу Гуанхэ имелось оформленное в установленном порядке разрешение на работу в котором указан вид разрешенной деятельности «станочник деревообрабатывающего станка».

С Лю Гуанжэнь и Лу Гуанхэ заключен трудовой договор, в котором указан вид деятельности «станочник деревообрабатывающего станка». При проверке документов установлено, что Лю Гуанжэнь и Лу Гуанхэ были поставлены на миграционный учет по адресу: Приморский край, Красноармейский район, с. Новопокровка, ул. Набережная, д. 30, представителем ООО «ЛЛПК».

В связи с этим сотрудником отделения УФМС России по Приморскому краю в Красноармейском муниципальном районе, оформлявшего административные материалы о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 18.10 КоАП РФ Лу Гуанхэ и Лю Гуанжэнь. В отношении ООО «ЛЛПК» 10.05.2016 было возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.15 КоАП РФ, с проведением административного расследования.

По окончании административного расследования были составлены административные протоколы и материалы дела были направлены в Красноармейский районный суд для принятия по нему решения в соответствии с действующим законодательством.

22.07.2016 административные материалы были рассмотрены Красноармейским районным судом и вынесены два постановления о привлечении ООО «ЛЛПК» к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 18.15 КоАП РФ.

Решениями Приморского краевого суда от 29.08.2016 по делу № 7-12- 556 и от 30.08.2016 по делу № 7-12-557 постановления Красноармейского районного суда были отменены, производство по делам об административных правонарушениях прекращено в порядке пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Постановлением заместителя председателя Приморского краевого суда от 01.12.2016 № 4а-1065 постановление Красноармейского районного суда от 22 июля 2016, решение Приморского краевого суда от 31 августа 2016 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.15 КоАП РФ в отношении ООО «ЛЛПК» отменены.

Не согласившись с вынесенным Управлением ФМС распоряжением о проведении проверки, а так же с действиями по её проведению, посчитав, что они не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы Общества в сфере экономической деятельности, ООО «ЛЛПК» обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.

Согласно статье 29.2 Федерального закона 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее - Закон № 115-ФЗ) федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции включает в себя федеральный контроль (надзор) за пребыванием и проживанием иностранных граждан в Российской Федерации и федеральный государственный контроль (надзор) за трудовой деятельностью иностранных работников.

В силу пункта 1 статьи 30 Закона № 115-ФЗ федеральный государственный контроль (надзор) за проживанием, временным пребыванием в Российской Федерации и транзитным передвижением в пределах Российской Федерации иностранных граждан, за исключением граждан, указанных в пункте 2 настоящей статьи, осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в порядке, установленном Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 2 статьи 32 указанного Федерального закона к отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного контроля (надзора) за трудовой деятельностью иностранных работников на территории Российской Федерации, работодателей, заказчиков работ (услуг), и к отношениям, связанным с исполнением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязанностей, возложенных на них как на принимающую (приглашающую) сторону, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных пунктами 3 - 10 настоящей статьи.

Порядок проведения проверок органами Федеральной миграционной службы регламентируется Административным регламентом по исполнению Федеральной миграционной службой, ее территориальными органами и органами внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) за пребыванием и проживанием иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации и трудовой деятельностью иностранных работников, утвержденным Приказом ФМС России № 367 и МВД России № 807 от 31.07.2015 года (далее - Административный регламент).

Согласно пункту 40 Административного регламента решение о проведении проверки в отношении иных объектов (проверяемых лиц) принимается начальником (заместителем начальника) территориального органа ФМС России или начальником (заместителем начальника) структурного подразделения территориального органа ФМС России, уполномоченного на проведение проверок.

На основании п. 49 регламента должностными лицами подразделений системы ФМС России, уполномоченными на издание распоряжении о проведении проверки в отношении иных объектов проверки (проверяемых лиц), являются руководитель ФМС России и его заместители, руководитель уполномоченного на проведение проверок структурного подразделения центрального аппарата ФМС России и его заместители, начальники (руководители) территориальных органов ФМС России и их заместители, начальники структурных подразделений территориальных органов ФМС России, уполномоченных на проведение проверок, и их заместители.

В соответствии с требованиями подпункта 3 пункта 10 Административного регламента при проведении проверки должностные лица, осуществляющие проверку, обязаны проводить проверку на основании распоряжения о проведении проверки, изданного в соответствии с пунктами 49-55 настоящего Административного регламента (далее - распоряжение о проведении проверки).

В соответствии с пунктом 39 Административного регламента основаниями для проведения плановой или внеплановой выездной проверки являются: - ежегодный план проверок юридических лиц, в том числе иностранных (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) и индивидуальных предпринимателей, утвержденный в соответствии с требованиями статьи 9 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

- план работы подразделения системы ФМС России, утвержденный на соответствующий период;

- план проведения проверок па соответствующий период, утвержденный территориальным органом ФМС России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти или их территориальными органами, а также органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

Пунктом 9 Административного регламента предусмотрено, что объектом проверки могут являться:

- место пребывания (проживания) либо осуществления трудовой деятельности иностранных граждан;

- иностранный гражданин, пребывающий (проживающий) в Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 14 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в распоряжении о проведении проверки указывается наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится, места нахождения юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) или места жительства индивидуальных предпринимателей и места фактического осуществления ими деятельности.

Регулярное проведение проверок мест пребывания (проживания) иностранных граждан направлено на предупреждение административных правонарушений, что является одной из задач Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Частота проведения таких мероприятий законом не урегулирована, как и то, что ранее проведенная плановая проверка в отношении юридического лица служит основанием для отмены распоряжения в отношении проверки места пребывания иностранных граждан.

Между тем, в материалы дела представлено постановление заместителя председателя Приморского краевого суда от 01.12.2016 по делу №4а-1065 по жалобе представителя ООО «ЛЛПК» на вступившее в законную силу постановление Красноармейского районного суда от 22.07.2016 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.15 КоАП РФ.

Предметом рассмотрения Приморским краевым судом являлись те же самые действия ответчика, которые являются предметом рассмотрения настоящего дела.

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, принял во внимание обстоятельства, установленные в постановлении заместителя председателя Приморского краевого суда от 01.12.2016 по делу №4а-1065 и исходил из того, что план профилактических мероприятий не включен в перечень оснований для проведения проверки, предусмотренный пунктом 39 Административного регламента.

Поскольку спорное распоряжение Управления от 06.05.2016 № 13 вынесено на основании плана профилактических мероприятий, не включенного в перечень оснований для проведения проверки, предусмотренного пунктом 39 Административного регламента, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что сам по себе вышеуказанный план проведения проверочных мероприятий не мог послужить основанием для издания оспариваемого распоряжения от 06.05.2016 № 13.

Далее, как указывалось, согласно пункту 2 статьи 32 Федерального закона № 151-ФЗ к отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного контроля (надзора) за трудовой деятельностью иностранных работников на территории Российской Федерации, работодателей, заказчиков работ (услуг), и к отношениям, связанным с исполнением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязанностей, возложенных на них как на принимающую (приглашающую) сторону, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных пунктами 3 - 10 настоящей статьи.

Перечень грубых нарушений приведен в части 2 статьи 20 Закона № 294-ФЗ.

В соответствии с частью 1 статьи 9 Закона № 294-ФЗ предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям.

Основание проведения плановой проверки, в соответствии с частью 3 статьи 9, являются разрабатываемые органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодные планы.

В соответствии с частью 5 статьи 9 Федерального закона № 294-ФЗ утвержденный руководителем органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля ежегодный план проведения плановых проверок доводится до сведения заинтересованных лиц посредством его размещения на официальном сайте органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля в сети «Интернет» либо иным доступным способом.

Положениями частей 6.1, 6.2, 6.4 названной статьи определен порядок и сроки представления ежегодного плана проведения плановых проверок в органы прокуратуры и его согласования.

В силу части 7 статьи 9 Закона № 294-ФЗ Генеральная прокуратура Российской Федерации формирует ежегодный сводный план проведения плановых проверок и размещает его на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети «Интернет» в срок до 31 декабря текущего календарного года.

В свою очередь из информации, опубликованной в соответствии с пунктом 7 статьи 9 данного закона, на сайте Генеральной прокуратуры России, усматривается, что в мае 2016 года Управлением ФМС плановая проверка в отношении заявителя не была предусмотрена.

Указанное так же следует из протеста прокурора Красноармейского района от 22.06.2016 №7-3-2016/1854, согласно которому планом работы отделения УФМС по Приморскому краю на территории Красноармейского на 2016 год проверка пребывания иностранных граждан по адресу с. Новопокровка, пер. Совхозный, д.15 Б не была предусмотрена.

Согласно ст. 20 Закона № 294-ФЗ отсутствие основания для проведения проверки является грубым нарушением, влекущим недействительность результатов проверки.

Кроме того, руководствуясь понятием «место пребывания» иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации определенным в подпункте 4 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», и установив, что по адресу проведения спорной проверки: Приморский край, Красноармейский район, с. Новопокровка, пер. Совхозный, д. 15-ботсутствуют жилые помещения, а также иные помещения, которые могут быть отнесены к местам пребывания граждан, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о нарушении процедуры назначения проверки, и о незаконности действий Управления по проведению проверки.

Помимо этого, судом правомерно констатированы иные существенные нарушения, допущенные административным органом при проведении проверки.

Так, в нарушение пункта 59 Административного регламента в оспариваемом распоряжении отсутствуют подписи уполномоченных лиц заявителя об ознакомлении с данным распоряжением, административный орган не уведомил заявителя о проведении проверки, связи с чем заявитель был лишен возможности направить своего представителя для участия в проверке.

Принимая во внимание, что доводы общества о несоответствии оспариваемого распоряжения и действий Управления закону и о нарушении указанными ненормативным правовым актом и действиями прав и законных интересов общества нашли подтверждение материалами дела, судебная коллегия считает, что арбитражный суд обоснованно в порядке части 2 статьи 201 АПК РФ удовлетворил заявленные требования.

Доводы заявителя апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку не опровергают выводов суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены судебного акта.

Таким образом, решение арбитражного суда по существу спора соответствует примененным судом нормам права, регулирующим спорные правоотношения, и установленным фактическим обстоятельствам спора. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.

Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Приморского края от 19.12.2016 по делу №А51-17387/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.

Председательствующий

А.В. Гончарова

Судьи

С.В. Гуцалюк

О.Ю. Еремеева