ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 05АП-14666/2014 от 12.02.2014 Пятого арбитражного апелляционного суда

Пятый арбитражный апелляционный суд

ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001

тел.: (423) 221-09-01, факс (423) 221-09-98

http://5aas.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Владивосток                                                  Дело

№ А51-17922/2014

19 февраля 2015 года

Резолютивная часть постановления оглашена 12 февраля 2014 года.

Постановление в полном объеме изготовлено февраля 2015 года .

Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего А.В. Гончаровой,

судей Н.Н. Анисимовой, Е.Н. Номоконовой,

при ведении протокола секретарем судебного заседания И.В. Ауловой

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Владивостока,

апелляционное производство № 05АП-14666/2014

на решение от 07.10.2014

судьи О.А. Жестилевской

по делу № А51-17922/2014 Арбитражного суда Приморского края

по заявлению Администрация города Владивостока

к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю

третьи лица: Федеральное государственное казенное учреждение «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации

о признании незаконным решения

при участии:

от Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Приморскому краю: представитель ФИО1 по доверенности от 12.01.2015 № 03-3, сроком по 31.12.2015, удостоверение ТО № 047424.

от администрации города Владивостока: представитель ФИО2 по доверенности от 22.12.2014 сроком действия до 31.12.2015, служебное удостоверение №4598,

от Федерального государственного казенного учреждения «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России: представитель ФИО3 по доверенности № 68 от 05.11.2014 сроком действия на один год, паспорт.

УСТАНОВИЛ:

Администрация города Владивостока обратилась в арбитражный суд Приморского края с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю о признании незаконным решения, оформленного письмом от 17.03.2014 №01/010/2014-348 (вх. №6808сп от 24.01.2014).

Определением Арбитражного суда Приморского края от 23.06.2014 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Федеральное государственное казенное учреждение «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России.

Решением суда от 07.10.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с решением суда, администрация г. Владивостока обратилась с апелляционной жалобой, просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

В доводах апелляционной жалобы указывает, что законодательством предусмотрена ускоренная и упрощенная процедура безвозмездной передачи военного недвижимого имущества из федеральной собственности и государственной регистрации перехода права. Единственным документом, необходимым для государственной регистрации права муниципальной собственности на переданное в порядке Федерального закона от 08.12.2011 № 423-ФЗ имущество, является решение уполномоченного федерального органа исполнительной власти. Поскольку такое решение – Приказ Заместителя Министра обороны Российской Федерации от 08.05.2013 № 406 «О передаче земельных участков в собственность муниципального образования город Владивосток» было представлено на регистрацию, у ответчика отсутствовали правовые основания для принятия оспариваемого решения об отказе в регистрации.

Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ правильность применения норм материального и процессуального права, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции в силу следующих обстоятельств.

Из материалов дела и пояснений лиц, участвующих в деле, судом установлено, что приказом заместителя Министра обороны Российской Федерации от 08.05.2013 № 406 «О передаче земельных участков в собственность муниципального образования город Владивосток» (далее приказ № 406 от 08.05.2013) из федеральной собственности в собственность муниципального образования город Владивосток передан земельный участок, расположенный по адресу: Приморский край, г. Владивосток, в районе ул. ФИО4.

24.06.2013 в Государственный кадастр недвижимости были внесены сведения в отношении земельного участка, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир дом. Участок находится примерно в 18 м от ориентира по направлению на юг. Почтовый адрес ориентира: Приморский край, г.Владивосток, полуостров ФИО4, ул.Бархатная, площадью 188766 кв.м.  Разрешенное использование: специализированные парки, сады, дендрарии, оранжереи.

03.02.2014 администрация г. Владивостока обратилась в Управление Росреестра с заявлением №01/010/2014-348 о государственной регистрации права собственности на земельный участок, адрес: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир дом. Участок находится примерно в 18 м от ориентира по направлению на юг. Почтовый адрес ориентира: Приморский край, г.Владивосток, полуостров ФИО4, ул.Бархатная, кадастровый номер: 25:28:030013:664, площадью 188766 кв.м.

На государственную регистрацию заявителем, в качестве основания регистрации был представлен Приказ заместителя министра обороны Российской Федерации № 406 от 08.05.2013 «О передаче земельных участков в собственность муниципального образования город Владивосток», а также доверенность от 23.12.2013 №28/1-7146.

При проведении правовой экспертизы документов в соответствии со статьей 13 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон о регистрации) государственным регистратором было установлено, что заявителем не представлены документы, устанавливающие (подтверждающие) возникновение (наличие) права собственности муниципального образования город Владивосток на рассматриваемый объект недвижимости и, являющиеся в соответствии с пунктом 1 статьи 17 Закона о регистрации основанием для проведения государственной регистрации права.

Данные обстоятельства послужили основанием для принятия ответчиком решения от 17.03.2014 №01/010/2014-348 об  отказе заявителю в регистрации права на основании абз. 10 п. 1 статьи 20 Закона о регистрации.

Не согласившись с решением Управления, посчитав, что оно не соответствуют закону и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, Администрация города Владивостока обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что государственный регистратор не имел возможности установить факт включения спорного земельного участка в состав имущества, передаваемого в собственность муниципального образования, поскольку в  представленном на регистрацию приказе № 406 от 08.05.2013 отсутствуют необходимые сведения, указанные в ч.1 ст.  3 Федерального закона 08.12.2011 № 423-ФЗ «О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В силу части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.

Согласно пункту 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативно правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно статье 16 Закона о регистрации, государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, к которому должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения, в частности, правоустанавливающие документы.

Пунктом 1 статьи 13 Закона о регистрации на регистрирующий орган возложена обязанность проведения правовой экспертизы документов, представленных на государственную регистрацию, и проверки законности сделки, установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав.

В порядке пункта 3 статьи 13, статей 19 и 20 Закона о регистрации после проведения правовой экспертизы в течение одного месяца государственный регистратор обязан принять одно из решений: о регистрации права; о приостановлении регистрации; об отказе в государственной регистрации.

Исчерпывающий перечень оснований отказа в государственной регистрации прав установлен в статье 20 Закона о государственной регистрации, согласно абзацу 10 пункта 1 которой в государственной регистрации прав может быть отказано, если не представлены документы, необходимые в соответствии с данным Федеральным законом для государственной регистрации прав.

Судом апелляционной инстанции установлено, что в регистрации перехода прав Администрации Управлением отказано на основании абзаца 10 пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации, поскольку заявителем не представлены документы, необходимые в соответствии с названным Федеральным законом для государственной регистрации прав.

Государственная регистрация прав осуществляется на основании документов, перечисленных в статье 17 Закона о регистрации.

В силу статьи 18 Закона о регистрации документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав.

Отношения, связанные с безвозмездной передачей военного недвижимого имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность урегулированы Федеральным законом от 08.12.2011 № 423-ФЗ «О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 423-ФЗ).

Согласно статье 3 Федерального закона № 423-ФЗ, принятое уполномоченным федеральным органом исполнительной власти решение о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества является основанием для прекращения в отношении переданного имущества права собственности Российской Федерации и возникновения на это имущество права собственности соответствующего субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

В течение двух рабочих дней со дня принятия указанного выше решения, принявший такое решение федеральный орган исполнительной власти направляет его в орган государственной власти, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в субъект Российской Федерации или муниципальное образование, в собственность которых безвозмездно передается военное недвижимое имущество (часть 9 ст. 3 Федерального закона № 423-ФЗ).

Как предусмотрено пунктом 1 статьи 16 Закона о регистрации, государственная регистрация перехода прав на военное недвижимое имущество осуществляется без заявления правообладателя в десятидневный срок со дня поступления решения о передаче военного недвижимого имущества в соответствии с Федеральным законом № 423-ФЗ.

Таким образом, положениями Федерального закона от 08.12.2011 №423-ФЗ, устанавливающего особенности передачи прав на военное недвижимое имущество из федеральной собственности, определена специальная, упрощенная процедура безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в муниципальную собственность соответствующего муниципального образования, в соответствии с которой основанием для регистрации перехода права в указанном случае является только решение уполномоченного федерального органа исполнительной власти о передаче права.

В свою очередь, решение, предусмотренное частью 1 данной статьи, должно содержать:

1) наименование субъекта Российской Федерации или муниципального образования, в собственность которых безвозмездно передается военное недвижимое имущество, указанное в части 1 статьи 2 данного Федерального закона;

2) указание воинской части (подразделения), соединения, военной образовательной организации высшего образования, иной организации Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, органов государственной охраны (далее - организации), военное недвижимое имущество в границах военных городков или земельных участков которых передается из федеральной собственности;

3) кадастровые номера земельных участков, указанных в пункте 2 части 1 и части 3 статьи 2 настоящего Федерального закона, в случае, если проведен государственный кадастровый учет указанных земельных участков, либо в случае, если кадастровые номера не присвоены указанным земельным участкам или не проведен их государственный кадастровый учет, описание их местоположения и (или) расположенного на них военного недвижимого имущества на территории субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга либо территории поселения, территории городского округа; 4) перечень объектов, которые необходимы для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в области обороны страны и безопасности государства и которые сохраняются в федеральной собственности, в случае, если в границах военного городка или указанных в пункте 2 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона земельных участков имеются данные объекты;

5) условные номера объектов недвижимости, которые расположены на указанном в пункте 3 настоящей части земельном участке и право собственности Российской Федерации на которые зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, при наличии данных объектов.

Суд, исследовав собранные по делу доказательства и проанализировав положения Федерального закона № 423-ФЗ и Закона о регистрации в совокупности, пришел к правильному выводу о том, что государственный регистратор не имел возможности установить факт включения спорного земельного участка в состав имущества, передаваемого в собственность муниципального образования г. Владивосток на основании приказа № 406 от 08.05.2013. 

Как следует из материалов дела, администрацией для осуществления государственной регистрации права муниципальной собственности на земельный участок с кадастровым номером 25:28:030013:664, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир дом. Участок находится примерно в 18 м от ориентира по направлению на юг. Почтовый адрес ориентира: Приморский край, г.Владивосток, полуостров ФИО4, ул.Бархатная, площадью 188766 кв.м. представлен Приказ Заместителя Министра обороны РФ от 08.05.2013 № 406.

Вместе с тем, в перечне земельных участков, передаваемых в собственность муниципального образования город Владивосток (приложение к Приказу № 406 от 08.05.2013) указаны данные о земельном участке площадью 189000 кв.м, расположенном про адресу: Приморский край, г. Владивосток, в р-не ул. ФИО4.

В рассматриваемом случае, с учетом информации, содержащейся в приказе № 406 и заявлении, поданном на регистрации земельного участка с кадастровым номером 25:28:030013:664, у регистрирующего органа не было возможности достоверно идентифицировать земельный участок путем соотнесения цели использования и границ данного земельного участка, установленных в кадастровом паспорте, поскольку вывод о таких цели использования и границах земельного участка не следует из приказа № 406 от 08.05.2013.  

Судом первой инстанции правомерно указано на отсутствие в Приказе № 406 от 08.05.2013 сведений, поименованных в ч.2 ст. 3 Федерального закона № 423-ФЗ.

Учитывая изложенное, арбитражный суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что основания к отказу в государственной регистрации права, предусмотренные абзацем 10 пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации у регистрирующего органа имелись, в связи с чем, отказ Управления в государственной регистрации соответствует закону, и не нарушает права и охраняемые законном интересы заявителя, поскольку отказ в регистрации прав не является препятствием для повторного обращения заявителя в Управление Росреестра по Приморскому краю с заявлением о регистрации права с представлением надлежащего пакета документов.

  В этой связи коллегия учитывает, что Приказом заместителя Министра обороны Российской Федерации № 4 от 13.01.2015 в приказ заместителя Министра обороны Российской Федерации от 08.05.2013 № 406 «О передаче земельных участков в собственность муниципального образования город Владивосток», внесены изменения в перечень земельных участков, передаваемых в собственность муниципального образования город Владивосток.  

Приложением № 1 к Приказу от 13.01.2015 № 4 определен перечень участков, передаваемых в собственность муниципального образования город Владивосток, в том числе земельный участок с кадастровым номером 25:28:036013:664, площадью 188 766 кв.м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир дом. Участок находится примерно в 18 м от ориентира по направлению на юг. Почтовый адрес ориентира: Приморский край, г.Владивосток, полуостров ФИО4, ул.Бархатная.

При изложенных обстоятельствах, доводы заявителя апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку не опровергают выводов суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены судебного акта.

Суд первой инстанции, исследовав, и, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, обоснованно в порядке части 3 статьи 201 АПК РФ отказал в удовлетворении заявленных требований.

Нарушений норм процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену судебного акта, допущено не было.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы нет.

Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Приморского края от 07.10.2014  по делу №А51-17922/2014  оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.

Председательствующий

А.В. Гончарова

Судьи

Н.Н. Анисимова

Е.Н. Номоконова