ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 05АП-1578/19 от 08.05.2019 Пятого арбитражного апелляционного суда

Пятый арбитражный апелляционный суд

ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001

тел.: (423) 221-09-01, факс (423) 221-09-98

http://5aas.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Владивосток                                                  Дело

№ А59-8352/2018

08 мая 2019 года

Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:

судьи Т.А. Солохиной,

рассмотрев апелляционную жалобу Государственного учреждения -Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Южно-Сахалинске Сахалинской области,

апелляционное производство № 05АП-1578/2019

на решение от 28.02.2019

судьи И.Н. Шестопала

по делу № А59-8352/2018 Арбитражного суда Сахалинской области,

принятое в порядке упрощённого производства,

по заявлению Государственного автономного учреждения культуры «Сахалинский театр кукол» (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к Государственному учреждению – Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г.Южно-Сахалинске Сахалинской области

(ОГРН <***>, ИНН <***>)

о признании незаконными решений от 29.11.2018 № 074S19180007126, от 29.11.2018 № 074S19180007127, от 29.11.2018 № 074S19180007128, от 29.11.2018 № 074S19180007129, от 30.11.2018 № 074S19180007203, от 30.11.2018 № 074S19180007204, от 30.11.2018 № 074S19180007205, от 30.11.2018 № 074S19180007206, от 30.11.2018 № 074S19180007207, от 30.11.2018 № 074S19180007208, от 30.11.2018 № 074S19180007209, от 30.11.2018 № 074S19180007210,

без вызова сторон,

УСТАНОВИЛ:

Государственное автономное учреждение культуры «Сахалинский театр кукол» (далее – учреждение, заявитель, страхователь) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Государственному учреждению – Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Южно-Сахалинске Сахалинской области (далее – управление, Пенсионный фонд) о признании незаконными решений от 29.11.2018 № 074S19180007126, от 29.11.2018 № 074S19180007127, от 29.11.2018 № 074S19180007128, от 29.11.2018 № 074S19180007129, от 30.11.2018 № 074S19180007203, от 30.11.2018 № 074S19180007204, от 30.11.2018 № 074S19180007205, от 30.11.2018 № 074S19180007206, от 30.11.2018 № 074S19180007207, от 30.11.2018 № 074S19180007208, от 30.11.2018 № 074S19180007209, от 30.11.2018 № 074S19180007210.

В соответствии с правилами главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) и с учетом разъяснений Пленума Верховного Суда РФ, изложенных в постановлении от 18.04.2017    № 10 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве», дело рассмотрено в порядке упрощенного судопроизводства.

Решением от 28.02.2019 суд первой инстанции удовлетворил заявленные учреждением требования, признал недействительными оспариваемые решения Пенсионного фонда.

Не согласившись с судебным актом, Пенсионный фонд обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.

В обоснование своих доводов управление указывает следующее. Страхователем по телекоммуникационным каналам связи в адрес управления представлены сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М (тип формы «ИСХ») за январь – декабрь 2017 года в установленные сроки.

24.09.2018, страхователем по телекоммуникационным каналам связи в адрес Пенсионного фонда представлены сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за январь - декабрь 2017 года(тип формы «ДОП»), ранее которые не были предоставлены в отчете по форме СЗВ-М (тип формы «ИСХ»).

По мнению управления, дополняющие формы СЗВ-М не являются корректировкой ранее поданных сведений, а заново поданными формами СЗВ-М с нарушением срока на одного человека, сведения о котором отсутствовали в исходных формах.

Таким образом, управление считает, что финансовые санкции не применяются только, если страхователь при выявлении ошибки скорректировал сведения о застрахованном лице, сведения о котором были представлены ранее по форме СЗВ-М  (тип формы «ИСХ»).

Учреждение представило письменный отзыв, по тексту которого выразило несогласие с доводами жалобы, просило решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Согласно части 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам. С учетом характера и сложности рассматриваемого вопроса, а также доводов апелляционной жалобы и возражений относительно апелляционной жалобы суд может вызвать стороны в судебное заседание.

Учитывая, что суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для вызова сторон в судебное заседание, апелляционная жалоба рассмотрена без вызова сторон по имеющимся в деле письменным доказательствам в порядке части 1 статьи 272.1 АПК РФ.

Из материалов дела арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.

30.10.2018 управление в ходе проведения проверки достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности предоставления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, выявило факт нарушения требований пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Закон № 27-ФЗ) в деятельности заявителя, выразившегося в несвоевременном представлении страхователем сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за январь 2017 года, что зафиксировано в акте о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования № 074S18180007238, по результатам рассмотрения которого управлением вынесено решение от 29.11.2018 № 074S19180007126 о применении к учреждению финансовых санкций предусмотренных статьей 17 Закона № 27-ФЗ в размере 500 руб. (1 застрахованное лицо * 500 руб.).

30.10.2018 управление в ходе проведения проверки достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности предоставления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, выявило факт нарушения требований пункта 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ в деятельности заявителя, выразившегося в несвоевременном представлении страхователем сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за февраль 2017 года, что зафиксировано в акте о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования № 074S18180007241, по результатам рассмотрения которого управлением вынесено решение от 29.11.2018 № 074S19180007127 о применении к учреждению финансовых санкций предусмотренных статьей 17 Закона № 27-ФЗ в размере 500 руб. (1 застрахованное лицо * 500 руб.).

30.10.2018 управление в ходе проведения проверки достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности предоставления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, выявило факт нарушения требований пункта 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ в деятельности заявителя, выразившегося в несвоевременном представлении страхователем сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за март 2017 года, что зафиксировано в акте о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования № 074S18180007244, по результатам рассмотрения которого управлением вынесено решение от 29.11.2018 № 074S19180007128 о применении к учреждению финансовых санкций предусмотренных статьей 17 Закона № 27-ФЗ в размере 500 руб. (1 застрахованное лицо * 500 руб.).

30.10.2018 управление в ходе проведения проверки достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности предоставления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, выявило факт нарушения требований пункта 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ в деятельности заявителя, выразившегося в несвоевременном представлении страхователем сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за апрель 2017 года, что зафиксировано в акте о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования № 074S18180007246, по результатам рассмотрения которого управлением вынесено решение от 29.11.2018 № 074S19180007129 о применении к учреждению финансовых санкций предусмотренных статьей 17 Закона № 27-ФЗ в размере 500 руб. (1 застрахованное лицо * 500 руб.).

31.10.2018 управление в ходе проведения проверки достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности предоставления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, выявило факт нарушения требований пункта 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ в деятельности заявителя, выразившегося в несвоевременном представлении страхователем сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за май 2017 года, что зафиксировано в акте о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования № 074S18180007251, по результатам рассмотрения которого управлением вынесено решение от 30.11.2018 № 074S19180007203 о применении к учреждению финансовых санкций предусмотренных статьей 17 Закона № 27-ФЗ в размере 500 руб. (1 застрахованное лицо * 500 руб.).

31.10.2018 управление в ходе проведения проверки достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности предоставления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, выявило факт нарушения требований пункта 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ в деятельности заявителя, выразившегося в несвоевременном представлении страхователем сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за июнь 2017 года, что зафиксировано в акте о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования № 074S18180007268, по результатам рассмотрения которого управлением вынесено решение от 30.11.2018 № 074S19180007204 о применении к учреждению финансовых санкций предусмотренных статьей 17 Закона № 27-ФЗ в размере 500 руб. (1 застрахованное лицо * 500 руб.).

31.10.2018 управление в ходе проведения проверки достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности предоставления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, выявило нарушения требований пункта 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ в деятельности заявителя, выразившегося в несвоевременном представлении страхователем сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за июль 2017 года, что зафиксировано в акте о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования № 074S18180007272, по результатам рассмотрения которого управлением вынесено решение от 30.11.2018 № 074S19180007205 о применении к учреждению финансовых санкций предусмотренных статьей 17 Закона № 27-ФЗ в размере 500 руб. (1 застрахованное лицо * 500 руб.).

31.10.2018 управление в ходе проведения проверки достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности предоставления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, выявило факт нарушения требований пункта 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ в деятельности заявителя, выразившегося в несвоевременном представлении страхователем сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за август 2017 года, что зафиксировано в акте о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования № 074S18180007275, по результатам рассмотрения которого управлением вынесено решение от 30.11.2018 № 074S19180007206 о применении к учреждению финансовых санкций предусмотренных статьей 17 Закона № 27-ФЗ в размере 500 руб. (1 застрахованное лицо * 500 руб.).

31.10.2018 управление в ходе проведения проверки достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности предоставления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, выявило факт нарушения требований пункта 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ в деятельности заявителя, выразившегося в несвоевременном представлении страхователем сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за сентябрь 2017 года, что зафиксировано в акте о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования № 074S18180007279, по результатам рассмотрения которого управлением вынесено решение от 30.11.2018 № 074S19180007207 о применении к учреждению финансовых санкций предусмотренных статьей 17 Закона № 27-ФЗ в размере 500 руб. (1 застрахованное лицо * 500 руб.).

31.10.2018 управление в ходе проведения проверки достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности предоставления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, выявило факт нарушения требований пункта 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ в деятельности заявителя, выразившегося в несвоевременном представлении страхователем сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за октябрь 2017 года, что зафиксировано в акте о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования № 074S18180007283, по результатам рассмотрения которого управлением вынесено решение от 30.11.2018 № 074S19180007208 о применении к учреждению финансовых санкций предусмотренных статьей 17 Закона № 27-ФЗ в размере 500 руб. (1 застрахованное лицо * 500 руб.).

31.10.2018 управление в ходе проведения проверки достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности предоставления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, выявило факт нарушения требований пункта 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ в деятельности заявителя, выразившегося в несвоевременном представлении страхователем сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за ноябрь 2017 года, что зафиксировано в акте о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования № 074S18180007287, по результатам рассмотрения которого управлением вынесено решение от 30.11.2018 № 074S19180007209 о применении к учреждению финансовых санкций предусмотренных статьей 17 Закона № 27-ФЗ в размере 500 руб. (1 застрахованное лицо * 500 руб.).

31.10.2018 управление в ходе проведения проверки достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности предоставления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, выявило факт нарушения требований пункта 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ в деятельности заявителя, выразившегося в несвоевременном представлении страхователем сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за декабрь 2017 года, что зафиксировано в акте о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования № 074S18180007292, по результатам рассмотрения которого управлением вынесено решение от 30.11.2018 № 074S19180007210 о применении к учреждению финансовых санкций предусмотренных статьей 17 Закона № 27-ФЗ в размере 500 руб. (1 застрахованное лицо * 500 руб.).

Для добровольной уплаты финансовой санкции учреждению направлены требования от 18.12.2018 № 074S01180021995, от 18.12.2018 № 074S01180021994, от 18.12.2018 № 074S01180021993, от 18.12.2018 № 074S01180021992, от 18.12.2018 № 074S01180021991, от 18.12.2018 № 074S01180021990, от 18.12.2018 № 074S01180021989, от 18.12.2018 № 074S01180021988, от 18.12.2018 № 074S01180021987, от 18.12.2018 № 074S01180021986, от 18.12.2018 № 074S01180021985, от 18.12.2018 № 074S01180021984, об уплате финансовой санкции в размере 500 рублей по каждому требованию, за несвоевременное представление страхователем сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ.

Не согласившись с указанными решениями управления, учреждение обратилось в суд с настоящим заявлением.

Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 268, 272.1 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.

В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ, статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.

В соответствии со статьей 5 Закона № 27-ФЗ органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации.

В силу пункта 1 статьи 8 Закона № 27-ФЗ сведения о застрахованных лицах представляются страхователями. Страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы. Документы, содержащие указанные сведения, могут быть представлены в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.

При представлении сведений в электронной форме соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации направляет страхователю подтверждение приема указанных сведений в форме электронного документа (пункт 2 статьи 8 Закона №27-ФЗ).

В силу пункта 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).

Сведения, предусмотренные пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ представляются по формам, определяемым Пенсионным фондом Российской Федерации (пункт 4 статьи 11 Закона № 27-ФЗ).

Постановлением Правления Пенсионного фонда России от 01.02.2016 № 83п утверждена форма «Сведения о застрахованных лицах», применяемая с 01.04.2016 (форма СЗВ-М).

Как следует из Постановления Пенсионного фонда Российской Федерации № 83п от 01.02.2016, при представлении сведений о застрахованных лицах обязательно заполняется тип формы (код): «исхд» - исходная форма, впервые подаваемая страхователем о застрахованных лицах за данный отчетный период; «доп» - дополняющая форма, подаваемая с целью дополнения ранее принятых ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период; «отмн» - отменяющая форма, подаваемая с целью отмены ранее неверно поданных сведений о застрахованных лицах за указанный отчетный период.

Исходя из положений статей 8, 9, 15 Закона № 27-ФЗ, указанные сведения предоставляются в соответствующий орган Пенсионного фонда, к которому относится территориальный орган Пенсионного фонда по месту регистрации лица в качестве страхователя.

Абзацем 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ предусмотрено, что за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.

Статьей 15 Закона № 27-ФЗ установлена обязанность страхователя в установленный срок представлять в пенсионный фонд сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Законом.

Между тем, этой же нормой Закона № 27-ФЗ также закреплено и право страхователя дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с пенсионным фондом.

В свою очередь статьей 16 Закона № 27-ФЗ установлена обязанность органов Пенсионного фонда Российской Федерации осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным. Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.12.2016 № 766н утверждена Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, вступившая в силу с 19.02.2017.

Согласно пункту 39 Инструкции от 21.12.2016 № 766н за непредставление в установленные сроки индивидуальных сведений либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах страхователь несет ответственность в соответствии со статьей 17 Закона № 27-ФЗ.

В случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.

Страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.

При этом ни статьей 15 Закона № 27-ФЗ, ни Инструкцией от 21.12.2016 № 766н не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в пенсионный фонд сведениях, до их обнаружения пенсионным фондом, и представить в пенсионный фонд достоверные сведения (уточненные/исправленные).

Из материалов дела следует, что реализуя свое право, предусмотренное статьей 15 Закона N 27-ФЗ и пунктом 39 Инструкции № 766н, общество, самостоятельно выявив ошибку в ранее представленных сведениях и до момента обнаружения управлением нарушения, представило органу пенсионного фонда дополняющие сведения по форме СЗВ-М, что допускает не применять к страхователю финансовые санкции, предусмотренные статьей 17 Закона № 27-ФЗ.

Апелляционный суд исходит из того, что согласно статье 15 Закона № 27-ФЗ дополнение (то есть, внесение новых сведений, которые раньше отсутствовали) и уточнение (то есть, корректировка уже имеющихся сведений) о застрахованных лицах является правом страхователя, а не его обязанностью. Следовательно, за реализацию права привлечь к ответственности нельзя, поскольку юридическая ответственность - это претерпевание неблагоприятных последствий в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязанностей.

Судебная коллегия также отмечает, что отсутствие в Инструкции указания на неприменение санкций в случае представления сведений о застрахованном лице, сведения о котором отсутствовали в изначально поданных сведениях, в ситуации, когда данную ошибку страхователь выявил и исправил самостоятельно, не может расцениваться как отсутствие оснований для неприменения санкций, поскольку, как уже указано, статья 15 закона № 27-ФЗ предоставляет право на дополнение сведений о застрахованных лицах.

В целом по смыслу статьи 17 закона № 27-ФЗ, по мнению апелляционного суда, законодатель устанавливает режим сотрудничества между страхователями и пенсионным фондом, допуская привлечение к ответственности только после предложения пенсионным фоном исправить ошибки. Обратный подход не будет стимулировать добросовестных страхователей к последующему контролю своей отчетности, что позволяет создать дополнительные гарантии защиты прав застрахованных лиц.

Имея в виду приведенное правовое регулирование, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для привлечения общества к ответственности по статье 17 Закона № 27-ФЗ, поскольку общество самостоятельно обнаружило ошибку в сведениях, предоставленных в исходной форме СЗВ-М, и устранило ее до момента выявления такой ошибки управлением.

Формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.

Такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами ПФР, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.

Аналогичная правовая позиция сформулирована Верховным Судом Российской Федерации в определении от 02.07.2018 № 303-КГ18-99.

Довод жалобы о том, что в данном случае дополняющая форма СЗВ-М не является корректировкой ранее поданных сведений, а заново поданной формой СЗВ-М с нарушением срока, подлежит отклонению как противоречащий вышеизложенным нормам права.

При этом, иное толкование Пенсионным фондом положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора, не свидетельствуют о неправильном применении судом норм права.

В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Принимая во внимание изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что оспариваемые решения Пенсионного фонда не соответствуют действующему законодательству, а также нарушают права и законные интересы учреждения, в связи с чем, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требование заявителя.

Доводы апелляционной жалобы изучены судом апелляционной инстанции, однако они подлежат отклонению, так как не являются основанием для отмены законного и обоснованного решения суда первой инстанции.

На основании изложенного, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.

Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины не рассматривается судом, поскольку управление освобождено от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь статьями 258, 266-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 28.02.2019 по делу №А59-8352/2018  оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья

Т.А. Солохина