ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 05АП-16005/2014 от 12.02.2015 Пятого арбитражного апелляционного суда

Пятый арбитражный апелляционный суд

ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001

тел.: (423) 221-09-01, факс (423) 221-09-98

http://5aas.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Владивосток                                                  Дело

№ А51-28481/2014

17 февраля 2015 года

Резолютивная часть постановления оглашена 12 февраля 2015 года.

Постановление в полном объеме изготовлено февраля 2015 года .

Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Л.А. Бессчасной,

судей В.В. Рубановой, Е.Л. Сидорович,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Т.С. Гребенюковой,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Приморскому краю,

апелляционное производство № 05АП-16005/2014

на решение от 08.12.2014

судьи Д.В. Борисова

по делу № А51-28481/2014 Арбитражного суда Приморского края

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Терней Золото» (ИНН 2532009174, ОГРН 1062533008251, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 04.12.2006)

к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Приморскому краю (ИНН 2540106044, ОГРН 1042504366288,дата государственной регистрации в качестве юридического лица 20.09.2004)

о признании незаконным постановления о назначении административного наказания № 05-064/2014 от 26.09.2014 г.,

при участии:

от ООО «Терней Золото» - представитель Комарова Н.С. по доверенности от 25.10.2013 сроком до 24.10.2015,

от Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Приморскому краю - представитель Шкуренко А.В. по доверенности от 12.01.2015 № 1 сроком до 31.12.2015,

УСТАНОВИЛ:

 Общество с ограниченной ответственностью «Терней Золото» (далее – ООО «Терней Золото», заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд Приморского края с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приморскому краю (далее – административный орган, управление, ответчик, Росприроднадзор) о признании незаконным постановления № 05-064/2014 от 26.09.2014 г. о привлечении к административной ответственности по пункту 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в виде административного штрафа в сумме 300 000 рублей.

Решением Арбитражного суда Приморского края от 08.12.2014 заявленные требования удовлетворены.

Обжалуя в порядке апелляционного производства решение суда от 08.12.2014 управление просит его отменить, как незаконное, принятое при неправильном применении норм материального и процессуального права.

Не соглашаясь с выводом суда первой инстанции об отсутствии в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения, управление ссылается на то, что обществом допущено 14 нарушений лицензионных условий по двум лицензиям на право пользования недрами. По мнению управления, судом не были исследованы материалы проведенной выездной плановой проверки общества, являющиеся допустимыми доказательствами.

По утверждению управления суд неправильно оценил сроки проведения геологоразведочных работ, указанных в соответствующих лицензиях на право пользования недрами. Несмотря на неоднократное продление лицензирующим органом сроков  выполнения лицензионных условий по установленным годовым срокам работ на месторождениях, объемы работ, установленные на соответствующие календарные годы оставались неизменными, то есть не вносились изменения в части их исполнения за предыдущие годы. И утвержденные годовые планы развития горных работ на 2011, 2012, 2013 с календарными графиками оставались неизменными.

Управление считает, вывод суда первой инстанции о соблюдении обществом срока окончания геологоразведочных работ (до 20.10.2018 и 01.07.2018 по лицензиям ВЛВ 01606 БР и ВЛВ 01605 БР соответственно) и связанный с этим вывод о соблюдении обществом всех условий лицензионных соглашений является неверным и нарушающим принцип действия законодательства во времени, поскольку лицо, осуществляющее деятельность с нарушением условий лицензионных соглашений может быть привлечено к административной ответственности в течении всего периода, пока деятельность не прекращена или нарушение не устранено. В рассматриваемом случае нарушения лицензионных условий за проверяемый период не были устранены.

По мнению Росприроднадзора, материалами проверки, включающими отчетные данные, подтверждается факт полного отсутствия работ на золотосеребряных месторождениях «Салют» и «Приморское» за 2011, 2012 год. В своем письменном пояснении общество приводит дату начала геологоразведочных работ – 13.08.2013. Несмотря на то, что Программы мониторинга окружающей среды по двум месторождениям датированы 28.04.2014, документальные данные о проведении мониторинга по каждому месторождению в соответствии с утвержденными программами обществом не представлено.

В обоснование законности вынесенного постановления, учреждение также ссылается на то, что отчетность по форме 1-гр, 2-гр, 7-гр и 2-лс за 2011-2013 и 1 полугодие 2014 была направлена обществом учреждению 15.09.2014, что доказывает значительные нарушения сроков, установленных лицензионными соглашениями для предоставления указанных отчетных данных.

Учреждение  не согласно с выводом суда первой инстанции о разграничении вопросов соблюдения требования законодательств о недрах и предоставлении государственной отчетности. Неисполнение и ненадлежащее исполнение требований по предоставлению геологической  информации в федеральные и территориальные фонды геологической информации является нарушением лицензионных условий, ответственность за которое предусмотрена пунктом 2 статьи 7.3 КоАП РФ.

Административный орган не согласен с выводом суда первой инстанции о предоставлении в ходе проверки социально-экономических соглашений о взаимодействии ООО «Терней Золото» с администрацией Тернейского муниципального района Приморского края, так как указанные соглашения были направлены обществом в адрес управления письмом от 15.09.2014 № 642. Данное письмо поступило в управление 16.09.2014 (вх.№ 4158). Указанная информация была предоставлена после окончания проверки, вследствие чего в акте проверки данный факт отражен как нарушение лицензионных условий. Однако в мотивировочной части постановления данный факт был обозначен как обстоятельство, смягчающее ответственность юридического лица в связи с досрочным выполнением выданного предписания по устранению нарушения лицензионного условия.

Общество в  представленном в материалы дела письменном отзыве, поддержанном в судебном заседании его представителем, с доводами апелляционной жалобы не согласно по основаниям указанным в отзыве, считает решение суда законным и обоснованным и просит суд оставить его без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

Из материалов дела судом апелляционной инстанции установлено следующее.

В соответствии с Приказом Управления Росприроднадзора по Приморскому краю от 11.06.2014 № 665 «О проведении плановой выездной проверки в отношении юридического лица ООО «Терней Золото», административным органом за период с 19.08.2014 г. по 15.09.2014 г. была проведена плановая выездная проверка соблюдения требований законодательства РФ о недрах, природоохранного, водного и земельного законодательства РФ в отношении ООО «Терней Золото», расположенного по адресу: 692441, Приморский край, г. Дальнегорск, ул. Набережная, д. 2а.

Участки недр расположены в Приморском крае, Тернейском районе: Месторождение «Салют» расположено на территории Тернейского муниципального района Приморского края, на Сихотэ-Алиньском хребте, между истоками рек Светловодная и Соболевка. Ближайший населенный пункт, пос. Светлая, находится в 60 км от месторождения; Приморское месторождение расположено на территории Тернейского муниципального района Приморского края, в бассейне среднего течения р. Кабанья. Ближайший населенный пункт, пос. Светлая, находится в 50 км к юго-востоку от месторождения. Время совершения правонарушения 15.09.2014 в 11.00 час.

В ходе проведения проверки установлено, что ООО «Терней Золото» осуществляет разведку рудного и россыпного золота и серебра на основании лицензии ВЛВ № 01606 БР на Приморском месторождении в Тернейском районе Приморского края и разведку рудного золота и серебра на основании лицензии ВЛВ № 01605 БР на месторождении «Салют» в Тернейском районе Приморского края.

В результате проверки выявлены нарушения лицензионных условий по лицензиям на право пользования недрами с целью поиска, разведки и добычи рудного и россыпного золота и серебра серий ВЛВ № 01606 БР и ВЛВ № 01605 БР, а именно: по указанным лицензиям обществом допущены отставания проведения геологоразведочных работ на месторождениях «Салют» и «Приморское» по объёмам и срокам их проведения от установленных значений проектной документации и планов развития горных работ, несоответствие проводимых работ. Также предприятием не проводится комплекс геофизических исследований, влияющих на полноту геологического изучения недр на месторождениях «Салют» и «Приморское». Предприятием не проводятся установленные проектами гидрогеологические исследования, влияющие на полноту геологического изучения недр на месторождениях «Салют» и «Приморское». По лицензиям ВЛВ 01606 БР, ВЛВ 01605 БР предприятием не ведётся горно-экологический мониторинг состояния окружающей среды в пределах лицензионных участков недр. Отсутствует социально-экономическое соглашение о взаимодействии ООО «Терней Золото» с администрацией Тернейского муниципального района Приморского края, на территории которого расположены лицензионные участки. Предприятием не представлена государственная статистическая отчётность о проведении геологоразведочных работ на месторождениях по формам 1-ГР, 2-ГР, 7-ГР и отчётность о выполнении лицензионных условиях по форме 2-ЛС в Приморский филиал ФБУ «Территориальный фонд геологический информации по Дальневосточному федеральному округу» за период 2011-2013гг, и за 1 полугодие 2014 года.

15.09.2014г. административным органом был составлен акт проверки, в котором отражены выявленные нарушения.

Уведомлением от 15.09.2014г. №05-16/36 общество извещалось о том, что 23.09.2014г. административным органом будет составлен протокол по делу об административном правонарушении.

23.09.2014г. в присутствии генерального директора общества был составлен протокол по делу об административном правонарушении №05-064/2014.

Определением от 23.09.2014г. административный орган известил общество о назначении даты рассмотрения административного дела на 26.09.2014г.

26.09.2014г. административным органом в отношении ООО «Терней Золото» вынесено Постановление №05-064/2014 о назначении административного наказания по пункту 2 статьи 7.3 КоАП РФ в виде административного штрафа в сумме 300 000 рублей.

Заявитель, не согласившись с данным постановлением от 26.09.2014г., обратился в арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании его незаконным.

 Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе и отзыве на нее, арбитражный суд апелляционной инстанции считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению в связи со следующим.

В соответствии с пунктом 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В силу пункта 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Как следует из пункта 2 статьи 7.3 КоАП РФ пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Объективной стороной данного административного правонарушения является пользование недрами с нарушениями условий лицензии. Бездействие, выразившееся в невыполнении условий лицензии на пользование недрами, без фактического пользования обладателем лицензии недрами, не является нарушением, ответственность за которое установлена вышеуказанной нормой Кодекса.

Привлечение к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, возможно только при условии фактического пользования недрами, а не наличия такого права.

Лицо, осуществляющее деятельность с нарушением условий лицензионного соглашения, может быть привлечено к административной ответственности в течение всего периода, пока деятельность не прекращена или нарушение не устранено.

Пунктом 1 статьи 11 Закон Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее – Закон о недрах) определено, что предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.

Пунктами 3, 4 статьи 11 Закона о недрах установлено, что лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения в пластах горных пород попутных вод и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд при разведке и добыче углеводородного сырья, использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.

Виды пользования недрами определены в статье 6 Закона о недрах.

В соответствии со статьей 12 Закона о недрах лицензия и ее неотъемлемые составные части должны содержать: данные о пользователе недр, получившем лицензию, и органах, предоставивших лицензию, а также основание предоставления лицензии; данные о целевом назначении работ, связанных с пользованием недрами; указание границ участка недр, предоставляемого в пользование; указание границ земельного участка или акватории, выделенных для ведения работ, связанных с пользованием недрами; сроки действия лицензии и сроки начала работ (подготовки технического проекта, выхода на проектную мощность, представления геологической информации на государственную экспертизу); условия, связанные с платежами, взимаемыми при пользовании недрами, земельными участками, акваториями; согласованный уровень добычи минерального сырья, право собственности на добытое минеральное сырье соглашение о праве собственности на геологическую информацию, получаемую в процессе пользования недрами; условия выполнения установленных законодательством, стандартами (нормами, правилами) требований по охране недр и окружающей среды, безопасному ведению работ; условия снижения содержания взрывоопасных газов в шахте, угольных пластах и выработанном пространстве до установленных допустимых норм при добыче (переработке) угля (горючих сланцев); порядок и сроки подготовки проектов ликвидации или консервации горных выработок и рекультивации земель.

Лицензия на пользование недрами закрепляет перечисленные условия и форму договорных отношений недропользования, в том числе контракта на предоставление услуг (с риском и без риска), а также может дополняться иными условиями, не противоречащими настоящему Закону.

Условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменения этих условий допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.

В силу подпункта 10 пункта 2 статьи 22 Закона о недрах пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных в лицензии.

В соответствии с положениями статей 6, 11 Закона о недрах недра могут предоставляться в пользование одновременно для геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых, соответственно допускается предоставление лицензии на несколько видов пользования недрами.

В силу подпункта 2 пункта 2 статьи 20 Закона о недрах право пользования недрами может быть досрочно прекращено, приостановлено или ограничено органами, предоставившими лицензию, в частности в случае нарушения пользователем недр существенных условий лицензии.

Как следует из материалов дела, проверкой установлено, что по лицензиям ВЛВ 01606 БР, ВЛВ 01605 БР допущены отставания проведения геологоразведочных работ на месторождениях «Приморском» и «Салют» по объёмам и срокам их проведения от установленных значений проектной документации и планов развития горных работ, а также несоответствие проводимых работ.

Вместе с тем, как верно указал суд первой инстанции, из оспариваемого постановления не представляется возможным определить объективную сторону правонарушения, поскольку административным органом не указано, в чём именно заключается несоответствие проводимых геологоразведочных работ и какие именно работы ведутся с нарушением проекта.

Как установлено судебной коллегией, за период действия лицензий и владения ими владелец лицензии (ООО «Терней Золото»),  неоднократно обращался в Территориальное агентство по недропользованию по Приморскому краю (Приморнедра) с заявками (заявка № 3 от 16.09.2010 на внесение изменений и дополнений в лицензию ВЛВ 01606 БР, заявка № 37 от 09.11.2010 на внесение изменений и дополнений в лицензию ВЛВ 01605 БР, заявка № 13-148 от 09.11.2011 на внесение изменений и дополнений в лицензию ВЛВ 01605 БР, заявка № 13-234 от 13.08.2012 на внесение изменений и дополнений в лицензию ВЛВ 01606 БР – в которой в частности говорится о том, что необходимость внесения предлагаемых изменений продиктована невозможностью ранее оформления участков лесного фонда, на которых расположено Приморское месторождение, в аренду, в связи с тем, что указанные земельные участки уже использовались иными юридическими лицами, о том, что обращение к арендаторам с просьбой рассмотреть возможность совместно проводить работы на участках (месторождение «Приморское») или о внесении изменений в договоры аренды результата до последнего времени не давали, о том, что отсутствие оформленного на законном основании участка лесного фонда повлекло за собой невозможность своевременного осуществления некоторых условий пользования участком недр; заявка № 13-341 от 26.08.2013 на внесение изменений и дополнений в лицензию ВЛВ 01605 БР – в которой в частности говорится о том, что необходимость внесения изменений продиктована невозможностью осуществления бурения скважин и проходки горных выработок в соответствии с заявленными объемами работ в лицензионном соглашении, в связи с форс-мажорными обстоятельствами – погодными условиями, о том, что за период с сентября 2012 года по июль 2013 года на территории Тернейского района, где расположено месторождение «Салют», зафиксировано небывалое количество выпавших осадков, вплоть до объявления чрезвычайной ситуации; заявка № 13-342 от 26.08.2013 на внесение изменений и дополнений в лицензию ВЛВ 01606 БР –  в которой, указаны причины аналогичные тем, что содержатся в заявке № 13-341 от 26.08.2013) на продление сроков лицензионных соглашений, которые в итоге неоднократно продлевались: дополнением № 1 к лицензии ВЛВ 01605 БР от 28.12.2010 (том дела 3, лист 131), дополнение № 2 к лицензии ВЛБ 01605 БР от 14.12.2011 (том дела 3, лист 133), дополнение № 3 к лицензии ВЛБ 01605 БР от 21.10.2013 (том дела 3, лист 143), дополнение № 1 к лицензии ВЛБ 01606 БР от 02.11.2010 (том дела 3, лист 168), дополнение № 2 к лицензии ВЛБ 01606 БР от 25.01.2012 (том дела 3, лист 179), дополнением № 3 к лицензии ВЛБ 01606 БР от 01.10.2012 (том дела 3, лист 173), дополнение № 4 к лицензии ВЛБ 01606 БР от 21.10.2013 (том дела 3, лист 175), и, соответственно сроки проведения геологоразведочных работ также были передвинуты.

В настоящее время лицензионное соглашение к лицензиям ВЛВ 01605 БР, ВЛВ 01606 БР предписывает завершение геологоразведочных работ не позднее 01.07.2018 г. (том дела 3, лист 110) и  20.11.2018 года (том дела 3, лист 72), в связи с чем обществом были разработаны и согласованы в установленном порядке дополнения к проекту ГРР об изменении сроков проведения геологоразведочных работ (том дела 2, лист 114, том дела 5, лист 115).

Судебная коллегия, исследовав материалы дела, пришла к выводу о доказанности доводов общества о невозможности по независящим от ООО «Терней Золото» обстоятельств проводить геологоразведочные работы на месторождениях Салют и Приморское в сроки, установленные соответствующими проектами на проведение указанных работ (в первоначальной редакции), в связи с чем нормативно установленные сроки проведения геологоразведочных работ были передвинуты Территориальным агентством по недропользованию по Приморскому краю путем составления вышеназванных дополнений к лицензиям и путем утверждения дополнения к проектам.

В соответствии с пунктом 2 статьи 43 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ) для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.

В соответствии с пунктом 7 Постановления Правительства РФ от 24.02.2009 №161 «Об утверждении Положения о предоставлении в аренду без проведения аукциона лесного участка, в том числе расположенного в резервных лесах, для выполнения изыскательских работ» основанием для отказа в предоставлении лесного участка в аренду является в частности осуществление использования лесов на лесном участке, на который претендует заявитель, другими гражданами и (или) юридическими лицами, исключающего проведение изыскательских работ.

При этом из анализа пункта 2 статьи 209, статей 606, 617, 269, абзаца 1 статьи 606 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 41 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что лесной участок, предоставленный в аренду одному лицу, не может быть одновременно предоставлен другому лицу в постоянное (бессрочное) пользование.

В связи с чем, как следует из материалов дела Управление лесным хозяйством Приморского края, рассматривая предоставленные ООО «Терней Золото» документы о возможности проведения работ по геологическому изучению недр и разработки месторождений полезных ископаемых на лесных участках, расположенных на территории Усть-Соболевского и Светлинского участковых лесничества не смогло принять решение о предоставлении испрашиваемых участков в аренду.

В материалах дела имеется обращение к арендаторам № 1576 от 25.06.2009 с просьбой рассмотреть возможность совместно проводить работы на участках или о внесении изменений в договоры аренды, которые результата до последнего времени не дали, так как оставленны без ответа (том дела 1, лист 94, 113). Отсутствие оформленного на законном основании участка лесного фонда повлекло за собой невозможность на тот момент своевременного осуществления некоторых условий пользования участком недр в соответствии с лицензиями.

Как следует из материалов дела 25.11.2010 Управлением лесным хозяйством Приморского края был издан приказ № 1417 о предоставлении в аренду ООО «Терней Золото» в аренду лесного участка из состава земель лесного фонда для выполнения работ по геологическому изучению недр и разработки месторождений полезных ископаемых сроком по 31.07.2031 г. (том дела 1, лист 90).

Во исполнение данного приказа 26.01.2011 между Управлением лесным фондом Приморского края и ООО «Терней Золото» был заключен договор аренды лесного участка из состава земель лесного фонда для выполнения работ по геологическому изучению недр и разработки месторождений полезных ископаемых № 10/43-11 (том дела 1, лист 95).

25.11.2010 Управлением лесным хозяйством Приморского края был издан приказ № 1416 о предоставлении в аренду ООО «Терней Золото» в аренду лесного участка из состава земель лесного фонда для выполнения работ по геологическому изучению недр и разработки месторождений полезных ископаемых сроком по 31.07.2031 г. (том дела 1, лист 126).

Во исполнение данного приказа 26.01.2011 между Управлением лесным фондом Приморского края и ООО «Терней Золото» был заключен договор аренды лесного участка из состава земель лесного фонда для выполнения работ по геологическому изучению недр и разработки месторождений полезных ископаемых № 09/43-11 (том дела 1, лист 128).

16.05.2011 между Управлением лесным фондом Приморского края и ООО «Терней Золото» был заключен договор аренды лесного участка из состава земель лесного фонда для выполнения работ по геологическому изучению недр и разработки месторождений полезных ископаемых № 46/43-11 (том дела 1, лист 146).

Как следует из материалов дела, дополнение к проекту на проведение геологоразведочных работ на золото и серебро на рудном месторождении «Приморское» (том дела 2, лист 114) устанавливает, что выполнение работ предусматривается в три этапа: 2.2.1. Первый этап (IV кв.2006-11 кв. 2007), 2.2.2. Второй этап (II кв. 2007 г. - III кв. 2016 г.), 2.2.3. Третий этап IIIкв. 2012 - III кв. 2017г.)

Аналогичная последовательность работ установлена дополнением к проекту на проведение геологоразведочных работ на золото и серебро на рудном месторождении «Салют» (том дела 5, лист 116): 2.2.1. Первый этап (IV кв.2006 -II кв. 2007), 2.2.2. Второй этап (II кв. 2007 г. - II кв. 2015 г.), 2.2.3. Третий этап (III кв. 2012 - П кв. 2018 г.)

Довод управления о том, что у общества было достаточно времени для оформления соответствующих разрешительных документов на земельные участки и начала геологоразведочных работ в полевой сезон в 2011 судебной коллегией отклоняется как не имеющий правового значения. Более того, обществом в материалы дела представлены документы, подтверждающие проявление обществом заинтересованности в скорейшем правовом оформлении соответствующих отношений, как между обществом и иными арендаторами, так и между обществом и государством в лице в Управления лесного хозяйства по Приморскому краю. Доказательством тому являются следующие документы: Письмо ООО «Терней Золото» от 25.06.2009 № 1576 директору ОАО «Амгу» о рассмотрении возможности для совместного использования участка площадью 2900 га в связи с выдачей обществу на этот участок лицензии на права пользования участком недр под поиски, разведку и добычу полезных ископаемых, расположенных на территории Тернейского лесничества (том дела 1, лист 34); Письмо Управления лесным хозяйством Приморского края от 18.08.2009 № 49-02-74/2234 «О возврате документов», в котором указано, что лесной участок не может быть предоставлен в аренду, если он используется другими лицами (том дела 1, лист 32); Письмо Управления лесным хозяйством Приморского края от 22.10.2010 № 49-02-30/3381 «Об отказе в предоставлении в аренду лесного участка», в котором указывается о том, что на испрашиваемый лесной участок зарегистрированы права третьих лиц – ОАО «Амгу» и ООО «Приморохота» (том дела 1, лист 28), Письмо Управления лесным хозяйством Приморского края от 22.10.2010 № 49-02-30/3382 «Об отказе в предоставлении в аренду лесного участка», в котором указывается о том, что на испрашиваемый лесной участок зарегистрированы права третьих лиц – ОАО «Амгу» и ООО «Приморохота»

Необходимость внесения предлагаемых изменений в лицензии были вызваны невозможностью ранее оформления участков лесного фонда, на которых расположены месторождения «Приморское» и «Салют», в аренду, в связи с тем, что указанные земельные участки уже использовались иными юридическими лицами, а также в связи с форм-мажорными обстоятельствами – погодными условиями, вплоть об объявлении чрезвычайной ситуации в Тернейском районе (том дела 1, лист 88, 92-94, 102-104, 107, 111-112, 116, 123).

Статьей 6 Закона о недрах определены виды пользования недрами, осуществляемые в форме действий.

Пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта образует объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП Российской Федерации.

Таким образом, объективной стороной указанного административного правонарушения является пользование недрами с нарушениями условий лицензии. Само по себе бездействие, выразившееся в невыполнении условий лицензии, без установления факта пользования обладателем лицензии недрами, не является нарушением, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 7.3 КоАП Российской Федерации.

Таким образом, материалами дела опровергается  и  административным органом не доказан сам факт возможности пользования обладателем лицензии недрами в период с 01.08.2006 по июль 2013 года.

Судом первой инстанции был обосновано отклонен довод управления о не проведении обществом комплекса геофизических исследований, влияющих на полноту геологического изучения недр на месторождениях «Приморское» и «Салют» в силу следующего.

Из материалов дела следует, что геофизические исследования проводятся обществом в полном объеме по отбуренным скважинам, в соответствии с условиями проекта. Так, на лицензионных участках ведется разведочное бурение с проведением инклинометрии (том дела 3, лист 136-140). Вместе с тем, ни действующий проект геологоразведочных работ, ни лицензионные условия не содержат конкретных сроков окончания проведения комплекса геофизических исследований, при том, что дополнением к проекту геологоразведочных работ и дополнениями к лицензии продлено время проведения геологоразведочных работ, включающее в себя в том числе и бурение опорных поисково-оценочных скважин с геофизическими исследованиями, в связи с чем, до момента окончания геологоразведочных работ (не позднее 20.10.2018 г. и 01.07.2018г. соответственно) обществу не может быть вменено в вину не проведение комплекса геофизических исследований.

Кроме этого, судом первой инстанции также правомерно отклонен довод управления о не проведении гидрогеологических исследований, влияющих на полноту геологического изучения недр на месторождениях «Приморском» и «Салют», поскольку до окончания срока проведения геологоразведочных работ (не позднее 20.10.2018 г. и 01.07.2018г. соответственно) обществу также не может быть вменено в вину не проведение гидрогеологических исследований. При этом следует отметить, что ни действующий проект ГРР, ни лицензионные условия не содержат конкретных сроков проведения гидрогеологических исследований, тогда как дополнением к проекту ГРР и дополнениями к лицензии продлено время проведения геологоразведочных работ (включающее в себя в том числе и гидрогеологические исследования).

Довод административного органа о не проведении обществом горно-экологического мониторинга состояния окружающей среды в пределах лицензионных участков недр подлежит отклонению в связи с тем, что из материалов дела следует, что ООО «Терней Золото»проводит горно-экологический мониторинг окружающей среды по месторождению «Приморское» и «Салют» на основании разработанных и согласованных 28.04.2014 года в установленном порядке Программ мониторинга состояния окружающей природной среды в пределах лицензионных площадей золото-серебряных месторождений «Приморское» и «Салют». (том дела 4, лист 142 и том дела 5, лист 56 соответственно). Информация об этом была предоставлена при проведении проверки исх. ООО «Терней Золото» № 13-641 от 15.09.2014 года, вх. Управления Росприроднадзора по Приморскому краю №4145 от 15.09.2014 года (том дела 4, лист 143).

Судом апелляционной инстанции отклоняется довод управления о том, что по лицензиям ВЛВ 01606 БР, ВЛВ 01605 БР отсутствует социально-экономическое соглашение о взаимодействии ООО «Терней Золото» с администрацией Тернейского муниципального района Приморского края, на территории которого расположен лицензионный участок как опровергающийся материалами дела.

Из материалов дела следует,  и не опровергнуто административным органом, что указанное соглашение о социально экономическом развитии региона от 21.07.2014 года ранее было подписано сторонами и было направлено контролирующему органу при проведении проверки (исх. №642 от 15.09.2014г.) факсом с последующей досылкой почтой (том дела 4, лист 146).

Судом апелляционной инстанции отклоняется довод административного органа о том, что предприятием не представлена государственная статистическая отчётность о проведении геологоразведочных работ на месторождениях «Приморское» и «Салют» по формам 1-ГР, 2-ГР, 7-ГР и отчётность о выполнении лицензионных условий по форме 2-ЛС в Приморский филиал ФБУ «Территориальный фонд геологический информации по Дальневосточному федеральному округу» за период 2011 – 2013гг. и за 1 полугодие 2014 года.

Как следует из материалов дела, указанная отчётность была направлена ООО«Терней Золото», что подтверждается описью вложения в ценное письмо с уведомлением (том дела 4, лист 147) и информация об этом была предоставлена при проведении проверки, что подтверждается письмом ООО «Терней Золото» исх. №642 от 15.09.2014 года (том дела 4, лист 145), а также данными факсимильной связи, и почтовым отправлением (том дела 4, лист 146).

Из материалов дела следует, что указанная отчётность была своевременно направлена ООО «Терней Золото» и информация об этом была предоставлена при проведении проверки административному органу.

В соответствии с пунктом 3.17 Основных положений. ГОСТ Р 8.645-2008 «Государственная система обеспечения единства измерений. Метрологическое обеспечение работ по геологическому изучению, использованию и охране недр в Российской Федерации», утвержденного Приказом Ростехрегулирования от 15.10.2008 № 259-ст недропользование: выполнение работ, соответствующих лицензии на право геологического изучения недр, добычи полезных ископаемых, использования и захоронения отходов производства, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых. Таким образом, как верно отметил суд первой инстанции, своевременное представление статистической отчетности в легальное определение понятия «недропользование» не включено.

В силу подпунктов «б», «д» пункта 4 Постановления Правительства РФ от 12.05.2005 № 293 «Об утверждении Положения о государственном надзоре за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр» Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет государственный геологический надзор в том числе по вопросам выполнения условий недропользования, содержащихся в лицензиях на пользование недрами, технических проектах и иной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами; соблюдения установленного порядка представления государственной отчетности, а также геологической и иной информации о недрах в фонды геологической информации.

Коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции  о том, что следует разграничивать такие вопросы надзора, как выполнение условий недропользования, содержащихся в лицензиях на пользование недрами, технических проектах и иной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, и соблюдение установленного порядка представления государственной отчетности. Вопрос о выполнении условий недропользования, содержащихся в лицензиях на пользование недрами, технических проектах и иной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, является самостоятельным направлением государственного геологического контроля.

Судебная коллегия соглашается с правовой позицией суда первой инстанции о том, что нарушение установленного порядка представления государственной статистической отчетности, не может быть квалифицировано по пункту 2 статьи 7.3 КоАП РФ, а должно быть квалифицированно по статье 13.19 КоАП РФ. При этом объективная сторона данного правонарушения заключается в нарушении порядка представления информации, необходимой для проведения статистических наблюдений, либо в представлении недостоверной, т.е. искаженной статистической информации. При этом имеется в виду представление только той информации, которая предусмотрена законодательством.

Нарушение порядка представления вышеуказанной информации может выражаться либо в непредставлении соответствующих отчетов и других данных, необходимых для проведения государственных статистических наблюдений, либо в нарушении сроков их представления.

С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что согласно пункту 2 статьи 22 Закона о недрах ООО «Терней Золото» обеспечивает соблюдение требований законодательства, а также утверждённых в установленном порядке стандартов (норм и правил) по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами, выполнение условий, установленных лицензией.

В соответствии со статьей 2.1. КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического лица или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

На основании вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что в действиях (бездействии) ООО «Терней Золото» отсутствует событие вменяемого административного правонарушения, отсутствует объективная сторона правонарушения, предусмотренного пунктом 2 статьи 7.3 КоАП РФ.

В соответствии с пунктом 2 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении, в связи с чем, у управления не было правовых оснований для привлечения общества к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ и вынесения постановления от постановления № 05-064/2014 от 26.09.2014.

Согласно части 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

В связи с отсутствием в действиях заявителя состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена пунктом 2 статьи 7.3 КоАП РФ, заявленные ООО «Терней Золото» требования правомерно удовлетворены судом первой инстанции, путем признания незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении № 05-064/2014 от 26.09.2014.

Остальные доводы апелляционной жалобы сводятся к иной, чем у суда, трактовке обстоятельств и норм права, при этом не опровергают правомерности и обоснованности выводов арбитражного суда первой инстанции и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.

Судебная коллегия, проанализировав предоставленные в материалы дела письменные доказательства, приходит к выводу о том, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства.

Таким образом, арбитражным судом первой инстанции обстоятельства спора исследованы всесторонне и полно, нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Основания для переоценки обстоятельств, правильно установленных судом первой инстанции, у апелляционного суда, располагающего такими же доказательствами по делу, что и суд первой инстанции, отсутствуют.

Неправильного применения судом норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба общества не подлежит удовлетворению.

С учетом изложенного, судебная коллегия не находит оснований для отмены либо изменения решения суда первой инстанции.

Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Приморского края от 08.12.2014 по делу № А51-28481/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.

Председательствующий

Л.А. Бессчасная

Судьи

В.В. Рубанова

Е.Л. Сидорович