Пятый арбитражный апелляционный суд
ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001
тел.: (423) 221-09-01, факс (423) 221-09-98
http://5aas.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Владивосток Дело | № А59-8321/2018 |
23 апреля 2019 года |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 апреля 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено апреля 2019 года .
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Т.А. Солохиной,
судей Л.А. Бессчасной, А.В. Пятковой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Д.Т. Васильевой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Сахалинской транспортной прокуратуры,
апелляционное производство № 05АП-1618/2019
на решение от 12.02.2019
судьи И.Н. Шестопала
по делу № А59-8321/2018 Арбитражного суда Сахалинской области
по заявлению Сахалинского транспортного прокурора
к акционерному обществу «Аэропорт Южно-Сахалинск»
(ОГРН <***>, ИНН <***>)
о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии:
от Сахалинского транспортного прокурора: Кириенко Е.Е. по доверенности от 10.04.2019 № 02-07/2019 сроком действия на 1 год, служебное удостоверение;
от АО «Аэропорт Южно-Сахалинск»: ФИО1 по доверенности от 10.01.2019 № 4 сроком действия до 31.12.2019, паспорт.
УСТАНОВИЛ:
Сахалинский транспортный прокурор (далее по тексту - административный орган, прокурор, заявитель) обратился в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением о привлечении акционерного общества «Аэропорт Южно-Сахалинск» (далее по тексту - Общество, АО «Аэропорт Южно-Сахалинск») к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением от 12 февраля 2019 отказал в удовлетворении требования Сахалинского транспортного прокурора о привлечении акционерного общества «Аэропорт Южно-Сахалинск» к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Не согласившись с принятым судебным актом, административный орган направил апелляционную жалобу, в обоснование которой указал на следующее.
В рассматриваемой ситуации, по мнению прокурора, АО «Аэропорт Южно-Сахалинск» осуществляет профессиональное обучение , предусмотренное частью 4 статьи 73 Федерального закона «Об образовании»- профессиональное обучение по программам повышения квалификации – профессиональное обучение лиц, уже имеющих профессию или должность, в целях последовательного совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков по имеющейся профессии или должности без повышения образовательного уровня.
Как считает прокурор, выдача по итогам подготовки водителей документа – талона – не отвечающего требованиям письма Минобрнауки России от 02 сентября 2013 года № АК-1879/06 «О документах о квалификации» свидетельствует о ненадлежащем исполнении аэропортом требований законодательства об образовании. Согласно апелляционной жалобе, талон, выдаваемый водителям освоившим дополнительную профессиональную программу по обучению правилам движения спецмашин по аэродрому соотносится с понятием документа об образовании в статье 60 Федерального закона «Об образовании».
Общество доводы апелляционной жалобы отклонило, считая решение суда первой инстанции законным, обоснованным, не подлежащим отмене или изменению.
Из материалов дела коллегия установила, что Сахалинской транспортной прокуратурой по информации Сахалинской ЛО МВД России на транспорте от 26.10.2018 № 22/10617 проведена проверка соблюдения АО «Аэропорт Южно-Сахалинск» требований законодательства о лицензировании отдельных видов деятельности в сфере обеспечения безопасности на транспорте.
В результате проверки было установлено, что Общество на возмездной основе проводит обучение по программе подготовки водителей спецавтотранспорта, проверку их теоретических знаний и практических навыков с выдачей соответствующего допуска на аэродромную территорию аэропорта «Южно-Сахалинск».
Деятельность по допуску водителей спецавтотранспорта осуществляется АО «Аэропорт Южно-Сахалинск» в соответствии с письмом Федерального агентства воздушного транспорта от 05.06.2017 № 12438/04 «Об утверждении методических рекомендаций о подготовке и аттестации водителей и руководителей подъездом (отъездом) спецмашин к воздушным судам и соблюдению правил движения спецмашин на перроне аэродрома» и Положением о порядке проверки теоретических знаний и практических навыков водителей для работы на аэродроме «Южно-Сахалинск (Хомутово)», разработанным и утвержденным АО «Аэропорт Южно-Сахалинск» и включает в себя: теоретическую подготовку (включает в себя программу занятий по ознакомлению с конструкциями спецмашин и специальным оборудованием, установленным на них, с технологией взаимодействия служб, обеспечивающих полеты; требованиями по охране труда при эксплуатации и ремонте спецмашин; правилами движения спецмашин на перронах, рулевой дороги аэродрома; схемой расстановки и организации движения воздушных судов, спецтранспорта и средств механизации на аэродроме; правилами подъезда (отъезда) спецмашин к (от) воздушных судов; мерами по обеспечению авиационной безопасности); практическую стажировку (проводится под руководством опытных водителей-наставников, которые имеют право стажировать водителей только на тех типах (марках) спецмашин, на которых они сами допущены к работе); проверку знаний и принятие зачетов (проводится квалификационной комиссией и составляется соответствующий протокол); допуск водителей к самостоятельной работе (выдается талон-допуск на территорию аэродрома Южно-Сахалинск).
Приказом генерального директора АО «Аэропорт «Южно-Сахалинск» ФИО2 от 07.06.2018 № 247 создана квалификационная комиссия по проверке знаний и принятию зачетов у водителей и руководителей подъездом (отъездом) спецмашин к воздушным судам.
Генеральным директором АО «Аэропорт «Южно-Сахалинск» ФИО2 31.10.2017 утверждена и установлена стоимость услуги по подготовке водителей сторонних организаций – 6.800 руб./чел. (тариф действует с 01.11.2017 по настоящее время).
Согласно представленной 16.11.2018 Обществом информации № 171/1717 подготовка водителей осуществляется в настоящее время на постоянной основе. За предоставление данной услуги в 2018 году всего получено 1.223.424 руб., в том числе, от ООО «Трансстроймеханизация» (657.968 руб.), ООО «Топливно-обеспечивающая компания» (65.136 руб.), ЗАО «Аэропорт-Сервис (72.216 руб.) и иных сторонних организаций.
Также, 18.01.2018 между Главным бюджетным учреждением здравоохранения «Сахалинская областная клиническая больница» (далее -ГБУЗ «Сахалинская областная больница») и АО «Аэропорт Южно-Сахалинск» заключен договор № 8-ПР/18 на оказание услуг по проверке теоретических знаний и практических навыков водителей спецавтотранспорта правилам движения на аэродроме с выдачей талона-допуска на возмездной основе.
Согласно п.п. 1.2, 3.2 данного договора после успешной аттестации водителям выдается талон установленного образца на право вождения автотранспорта (механизмов) по аэродрому без права подъезда к воздушным судам, сроком на 6 (шесть) месяцев, по истечению которого проводится повторная проверка знаний и навыков работы на аэродроме у водителей и делается отметка о продлении срока действия талона-допуска. Основанием для начала проведения зачетных занятий, проверки знаний у специалистов служит представленная в службу спецавтотранспорта письмо-заявка.
Обучение осуществляется Обществом в соответствии с программой, включающую в себя теоретическую подготовку, практическую стажировку, проверку знаний и принятию зачетов у водителей, а также выдачей талона-допуска установленного образца, что подтверждается наличием договора от 18.01.2018 № 8-ПР/18, заключенного с ГБУЗ «Сахалинская областная больница», принятых заявок на проведение подготовки водителей от сторонних организаций (ООО «Трансстроймеханизация», АО «Авиакомпания «Аврора», ООО «Топливно-обеспечивающая компания» и другие).
Лицензирование на территории Сахалинской области осуществляет -Министерство образования Сахалинской области.
В реестре лицензий, выданных Министерством образования Сахалинской области, информация о лицензировании АО «Аэропорт Южно-Сахалинск» отсутствует.
На основании изложенного Прокурор пришел к выводу, что общество осуществляет образовательную деятельность по обучению по программе подготовки водителей спецавтотранспорта, проверку их теоретических знаний и практических навыков с выдачей соответствующего допуска на аэродромную территорию аэропорта «Южно-Сахалинск» без специального разрешения - лицензии.
Усмотрев в действиях общества признаки правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, прокурором 13.12.2018 вынесено постановление о возбуждении в отношении АО «Аэропорт Южно-Сахалинск» производства по делу об административном правонарушении.
Руководствуясь статьей 23.1 КоАП РФ, материалы дела об административном правонарушении переданы по подведомственности на рассмотрение с заявлением о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, в арбитражный суд, который в удовлетворении заявленных требований отказал.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 268, 270 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, выслушав в судебном заседании представителей сторон,коллегия считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу – не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 6 статьи 205 АПК РФ, при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В соответствии с частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
Объективная сторона правонарушения заключается в осуществлении предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии).
Апелляционная коллегия установила, что согласно материалам дела в вину обществу вменяется осуществление образовательной деятельности выраженной в проведении на возмездной основе обучения по программе подготовки водителей спецавтотранспорта, проверки их теоретических знаний и практических навыков с выдачей соответствующего допуска на аэродромную территорию аэропорта «Южно-Сахалинск» в отсутствие лицензии.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, деятельность по допуску водителей спецавтотранспорта осуществляется АО «Аэропорт Южно-Сахалинск» в соответствии с письмом Федерального агентства воздушного транспорта от 05.06.2017 № 12438/04 «Об утверждении методических рекомендаций о подготовке и аттестации водителей и руководителей подъездом (отъездом) спецмашин к воздушным судам и соблюдению правил движения спецмашин на перроне аэродрома» и Положением о порядке проверки теоретических знаний и практических навыков водителей для работы на аэродроме «Южно-Сахалинск (Хомутово)», разработанным и утвержденным АО «Аэропорт Южно-Сахалинск» и включает в себя: теоретическую подготовку; практическую стажировку; проверку знаний и принятие зачетов; допуск водителей к самостоятельной работе. Однако правовая позиция административного органа, выраженная в суде первой инстанции и в апелляционной жалобе сводится к тому, что, по его мнению, обществом осуществляется деятельность по профессиональному обучению по программам повышения квалификации.
Отклоняя данный довод, коллегия исходит из следующего.
В соответствии с положениями частей 2, 3, 5 и 6 ст.10 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее по тексту - Закон об образовании, Закон № 273-ФЗ) образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).
Общее образование и профессиональное образование реализуются по уровням образования.
В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования: 1) среднее профессиональное образование; 2) высшее образование - бакалавриат; 3) высшее образование - специалитет, магистратура; 4) высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации.
Дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование.
Частями 1, 2, 3, 4 и 5 статьи 12 Закона № 273-ФЗ установлено, что образовательные программы определяют содержание образования.
Содержание профессионального образования и профессионального обучения должно обеспечивать получение квалификации.
В Российской Федерации по уровням общего и профессионального образования, по профессиональному обучению реализуются основные образовательные программы, а также дополнительные образовательные программы - 1) дополнительные общеобразовательные программы -
дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные
предпрофессиональные программы; 2) дополнительные профессиональные программы – программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки.
Положениями частей 1, 2, 3 и 4 статьи 73 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что профессиональное обучение направлено на приобретение лицами различного возраста профессиональной компетенции, в том числе для работы с конкретным оборудованием, технологиями, аппаратно-программными и иными профессиональными средствами, получение указанными лицами квалификационных разрядов, классов, категорий по профессии рабочего или должности служащего без изменения уровня образования.
Под профессиональным обучением по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих понимается профессиональное обучение лиц, ранее не имевших профессии рабочего или должности служащего.
Под профессиональным обучением по программам повышения квалификации рабочих и служащих понимается профессиональное обучение лиц, уже имеющих профессию рабочего, профессии рабочих или должность служащего, должности служащих, в целях последовательного совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков по имеющейся профессии рабочего или имеющейся должности служащего без повышения образовательного уровня.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 74 Закона № 273-ФЗ, профессиональное обучение завершается итоговой аттестацией в форме квалификационного экзамена.
Квалификационный экзамен проводится организацией, осуществляющей образовательную деятельность, для определения соответствия полученных знаний, умений и навыков программе профессионального обучения и установления на этой основе лицам, прошедшим профессиональное обучение, квалификационных разрядов, классов, категорий по соответствующим профессиям рабочих, должностям служащих.
Программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.
Является верным вывод суда первой инстанции о том, что административным органом не учтено, что под образовательной деятельностью понимается деятельность по реализации образовательных программ (пункт 17 статьи 2 Закона об образовании), а оказанием услуг по реализации образовательных программ следует считать учебу, которая направлена на получение обучающимся: - при профессиональном обучении - определенного квалификационного разряда по какой-либо профессии рабочего (класса или категории квалификации по должности служащего), поименованной в перечне, утвержденном Минобрнауки России (части 1,7 статьи 73 Закона об образовании); - при дополнительном профессиональном образовании - новой компетенции в рамках имеющейся квалификации (повышение квалификации, срок обучения не менее 16 часов) или новой квалификации (срок обучения не менее 250 часов) по любым другим видам профессиональной деятельности (части 4,5 статьи 76 Закона об образовании; пункт 12 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 01.07.2013 N 499). Обучение может проводиться в любой форме (включая тренинги, семинары, мастер-классы, консультации и другие (пункт 17 указанного Порядка)).
Руководствуясь пунктом 20 статьи 2,пунктом 1 части 1 , части 3,10,12 статьи 60,статей 74,часть 15 статьи 76 Закона об образовании суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что такая учеба подпадает под лицензирование только, если организация выдает обучающимся):
- при успешном завершении учебы (прохождении итоговой аттестации) - документ о квалификации (например, свидетельство о профессии рабочего (должности служащего), удостоверение о повышении квалификации или диплом о профессиональной подготовке). Данные документы выпускаются изготовителями защищенной полиграфической продукции на специальных бланках, защищенных от подделок (Письмо Минобрнауки России от 02.09.2013 № АК-1879/06 "О документах о квалификации");
- во всех остальных случаях (лицо не прошло итоговую аттестацию, ее результаты неудовлетворительны, отчисление и прочее) - справку об обучении или о периоде обучения.
Как верно отмечено судом первой инстанции, в рассматриваемом случае обществом по результатам оказания услуг выдаются талоны на право вождения спецавтотранспорта по аэродрому, которые подтверждают право допуска к вождению спецавтотранспорта на территории аэродрома, при этом данные талоны не свидетельствуют о присвоении (повышении) разряда или квалификации.
В силу изложенного выше, поскольку обучение по вышеуказанному курсу не является ни профессиональным, ни дополнительным профессиональным обучением, постольку лицензированию не подлежит. В рассматриваем случае подготовка и аттестация водителей спецмашин сводится фактически к доведению до водителей правил, действующих на территории аэропорта, установленных руководством по аэродрому Южно-Сахалинск (Хомутово), с целью обеспечения безопасности движения на территории аэродрома, с последующей выдачей пропуска для осуществления работ на территории аэродрома «Южно-Сахалинск (Хомутово)», который действует исключительно на территории данного аэродрома и не является документом об образовании установленным Федеральным законом об образовании.
Кроме того, данным талоном на право вождения спецавтотранспорта как документа об итоговой аттестации, полученного для аэропорта города Южно-Сахалинска, нельзя пользоваться в аэропортах других городов и субъектах РФ, а Методические рекомендации о подготовке и аттестации водителей и иные документы не предусматривают ситуации, какой документ об аттестации необходимо выдавать обучающимся в случае несдачи ими итоговой аттестации.
Административный орган не доказал, что обучение вождению на территории аэродрома направлено на реализацию целей и задач, изложенных в Федеральном законе об образовании. Кроме того, подобные программы невозможно отнести ни к одному из видов образовательных программ, предусмотренных Федеральным законом об образовании
Порядок лицензирования образовательной деятельности, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также лицензионные требования и условия указанной деятельности установлены Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966 (далее - Положение о лицензировании образовательной деятельности, Положение № 966).
Пунктом 3 Положения № 966 установлено, что образовательная деятельность как лицензируемый вид деятельности включает в себя оказание образовательных услуг по реализации образовательных программ по перечню согласно приложению.
В силу изложенного выше, коллегия поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что деятельность по допуску водителей спецавтотранспорта для работы на территории аэродрома, не является реализацией образовательной программы, соответственно, не подлежит лицензированию в качестве образовательной деятельности.
В силу ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
При отсутствии доказательств того, что обществом, осуществляется образовательная деятельность, соответственно в действиях Общества отсутствует событие административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, что свидетельствует об отсутствии законных оснований для привлечения общества к административной ответственности.
На основании изложенного, суд первой инстанции законно и обоснованно отказал в удовлетворении заявления прокурора о привлечении Общества к административной ответственности.
Доводы административного органа, заявленные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции отклоняет в силу изложенного выше.
Нормы права применены судом первой инстанции правильно. Судебный акт принят на основании всестороннего, объективного и полного исследования имеющихся в материалах дела доказательств.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Апелляционная жалоба не содержит сведений о фактах, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Учитывая вышеизложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции не усматривает правовых оснований для отмены решения суда по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 12.02.2019 по делу №А59-8321/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев.
Председательствующий | Т.А. Солохина |
Судьи | Л.А. Бессчасная А.В. Пяткова |