Пятый арбитражный апелляционный суд
690007, г. Владивосток, ул. 1-я Морская, 2
тел./факс (4232) 215-063, 215-098
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Владивосток Дело №А51-8960/2008 1-291
30 марта 2009г. №05АП-88/2009, 05АП-162/2009
Резолютивная часть постановления оглашена 26 марта 2009г.
Полный текст постановления изготовлен 30 марта 2009г.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Симоновой Г.А.
судей Бац З.Д., О.Ю. Еремеевой
при ведении протокола судебного заседания судьей Еремеевой О.Ю.
при участии в заседании:
стороны не явились, извещены надлежаще.
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы администрации Пограничного муниципального района Приморского края, открытого акционерного общества «Пограничное» на решение от 28 ноября 2008г. судьи Зиньковой Л.Н. по делу №А51-8960/2008 1-291 Арбитражного суда Приморского края суда по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Земельные ресурсы» к администрации Пограничного муниципального района
3–е лицо: ОАО «Пограничное»
О признании незаконными решений и действий, взыскании судебных расходов в сумме 50000 руб.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Земельные ресурсы» обратилось с заявлением (с учетом уточнения требований от 17.11.2008 в порядке статьи 49 АПК РФ) о признании незаконным решения администрации Пограничного муниципального района от 08.07.2008, оформленного письмом №1738 об отказе ООО «Земельные ресурсы» в передаче в аренду земельных участков для сельскохозяйственного производства сроком на 49 лет, расположенных на территории Пограничного района Приморского края в районе сел Бараново-Оренбургское, Богуславка, Бойкое и указанных в информационном сообщении от 06.06.2008 и о признании незаконными действий администрации Пограничного муниципального района по приему от ОАО «Пограничное» заявления от 19.06.2008 о предоставлении земель сельскохозяйственного назначения. Заявитель также просит взыскать судебные расходы на услуги представителя в сумме 50 000 рублей.
Решением суда от 28.11.2008г. заявленные требования удовлетворены частично. Суд признал незаконным решение администрации Пограничного муниципального района от 08.07.2008 и обязал ответчика устранить допущенные нарушения путем размещения сообщения о наличии на территории Пограничного района земельных участков, предлагаемых для передачи в аренду с целью осуществления сельскохозяйственного производства. В части взыскания судебных расходов суд взыскал с ответчика в пользу заявителя 2000 руб. госпошлины и 32500 руб. судебных расходов. Суд установил несоответствие отказа администрации Пограничного муниципального района Обществу «Земельные ресурсы» в передаче в аренду земельных участков для сельскохозяйственного производства сроком на 49 лет Федеральному закону «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». В части признания действий ответчика по приему заявления ОАО «Пограничное» незаконными, суд отказал в удовлетворении требований на том основании, что данные действия не противоречат статье 34 Земельного кодекса РФ и ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Администрация Пограничного муниципального района, не согласившись с решением суда в части удовлетворения требований ООО «Земельные ресурсы» о признании решения незаконным, подало апелляционную жалобу и просит судебный акт отменить. В доводах жалобы указывает на то, что Порядок предоставления земельных участков на территории Пограничного муниципального района, утвержденный решением Думы Пограничного муниципального района от 28.02.2006 №171, которое было опубликовано в установленном законом порядке и доведено до неопределенного круга лиц. По мнению ответчика, суд не установил факта нарушения администрацией требований вышеназванного Порядка. Основанием для отказа ООО «Земельные ресурсы» в предоставлении испрошенных земельных участков в аренду явилось непредставление документов, предусмотренных Порядком предоставления земельных участков на территории Пограничного муниципального района. Заявитель жалобы считает необоснованным вывод суда о том, что администрацией нарушены требования действующего законодательства при публикации информационного сообщения о наличии предлагаемых в аренду земельных участков. Действующее законодательство не возлагает на органы местного самоуправления при размещении сообщения о наличии предлагаемых в аренду участков указывать нормативные документы, регламентирующие процедуру обращения с заявлениями о предоставлении земельных участков в аренду и процедуру их рассмотрения. Со своей стороны, лицо, заинтересованное в приобретении земельных участков обязано предпринять необходимые и достаточные меры для соблюдения всех требований действующих нормативных правовых актов, в том числе, актов органов местного самоуправления. Оценивая обстоятельства дела, судом не приведены доводы, обосновывающие недействительность или противоречие указанного Порядка действующему законодательству, не указаны иные основания, исключающие его применение к спорным правоотношениям. По мнению заявителя жалобы, суд не применил к спорным правоотношениям правовые нормы, подлежащие применению, в связи с чем решение в указанной части подлежит отмене.
ОАО «Пограничное», также не согласилось с решение суда в части удовлетворенных требований и просит судебный акт в этой части отменить. В обоснование жалобы указывает, что ООО «Земельные ресурсы» при подаче заявок на предоставление земельных участков в аренду должно было руководствоваться Порядком предоставления земельных участков на территории Пограничного муниципального района, который был опубликован в установленном законом порядке, следовательно, обязателен к применению всеми заинтересованными лицами. Из материалов дела следует и не оспаривается заявителем, что к заявкам на предоставление земельных участков в аренду, указанное Общество в нарушение Порядка не приложило учредительные документы, а также приказ или решение о назначении руководителя юридического лица. Следовательно, оспариваемое решение ответчика принятое на основе действующего нормативного акта органа местного самоуправления не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы ООО «Земельные ресурсы».
ООО «Земельные ресурсы», администрация Пограничного муниципального района, ОАО «Пограничное», извещенные о времени и месте судебного разбирательства своих представителей в суд не направили.
От администрации Пограничного муниципального района до начала рассмотрения дела, поступил письменный отказ от апелляционной жалобы.
В силу статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд принимает отказ от жалобы, если такой отказ не противоречит закону и не нарушает права других лиц.
Исследовав материалы дела, коллегия считает, что отказ администрации Пограничного муниципального района от жалобы не противоречит закону и иным нормативно – правовым актам, не нарушает права и законные интересы сторон и других лиц, поэтому отказ может быть принят судом.
Согласно ст. 265 АПК РФ арбитражный суд прекращает производство по апелляционной жалобе, если от лица, подавшего апелляционную жалобу, после ее принятия к производству, поступило ходатайство об отказе от апелляционной жалобы и отказ принят судом.
Таким образом, в связи с прекращением производства по апелляционной жалобе администрации Пограничного муниципального района в настоящем судебном заседании рассматривается апелляционная жалоба ОАО «Пограничное».
Поскольку в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, коллегия в соответствии с частью 5 статьи 268 АПК РФ проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, при отсутствии возражений сторон.
В соответствии со статьей 156 АПК РФ апелляционная жалоба ОАО «Пограничное» рассмотрена в отсутствие сторон, извещенных о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, по имеющимся в деле доказательствам.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ правильность применения норм материального и процессуального права, арбитражный апелляционный суд считает, что решение отмене не подлежит в силу следующих обстоятельств.
Согласно материалам дела, ООО «Земельные ресурсы» зарегистрировано в качестве юридического лица Инспекцией Федеральной налоговой службы по Фрунзенскому району г.Владивостока 22.06.2007 за ОГРН <***>.
26.06.2008 на основании информационного сообщения в Приморской газете №40 (206) от 6 июня 2008 года о наличии земельных участков на территории Пограничного района для передачи в аренду, ООО «Земельные ресурсы» обратилось с заявлениями (исх.№15/06, №16/06, №17/06) о предоставлении в долгосрочную аренду сроком на 49 лет следующих земельных участков: примерно в 2,9 км по направлению на юг от ориентира - часть жилого дома, расположенного за пределами участка. Адрес ориентира: <...> площадь участка - 102,5 га; примерно в 4,4 км по направлению на северо-восток от ориентира - часть жилого дома, расположенного за пределами участка. Адрес ориентира: <...> участка - 250,9 га; примерно в 4,6 км по направлению на северо-восток от ориентира - часть жилого дома, расположенного за пределами участка. Адрес ориентира: <...> участка - 199,8 га; примерно в 4,0 км по направлению на северо-восток от ориентира - часть жилого дома, расположенного за пределами участка. Адрес ориентира: <...> участка - 62,0 га; примерно в 3,8 км по направлению на северо-восток от ориентира - часть жилого дома, расположенною за пределами участка. Адрес ориентира: <...> участка - 52,4 га; примерно в 3,6 км по направлению на север от ориентира - часть жилого дома, расположенного за пределами участка. Адрес ориентира: <...> участка - 95,3 га; примерно в 6,4 км но направлению на северо-восток от ориентира - часть жилого дома, расположенного за пределами участка. Адрес ориентира: <...> участка - 114 1 га; примерно в 6,2 км по направлению на северо-запад от ориентира - нежилое здание (Амбулатория), расположенного за пределами участка. Адрес ориентира: <...> участка - 256,1 га; примерно в 5,3 км по направлению на северо-запад от ориентира - нежилое здание (Амбулатория), расположенного за пределами участка. Адрес ориентира: Приморский край, 1 <...> участка - 130,7 га; примерно в 6,0 км по направлению на север от ориентира – нежилое здание (Амбулатория), расположенного за пределами участка. Адрес ориентира: <...> участка - 116,7 га; примерно в 2,1 км по направлению на запад от ориентира - часть жилого дома, расположенного за пределами участка. Адрес ориентира: <...> площадь участка - 151,0 га; примерно в 4,3 км по направлению на запад от ориентира - часть жилого дома, расположенного за пределами участка. Адрес ориентира: <...> площадь участка - 80,4 га; примерно в 1,7 км по направлению на северо-запад от ориентира - часть жилого дома, расположенного за пределами участка. Адрес ориентира: <...> площадь участка - 46,1га; примерно в 5,4 км по направлению на север от ориентира - часть жилого дома, расположенного за пределами участка. Адрес ориентира: Приморский край. <...> площадь участка - 81,9 га; примерно в 3,0 км по направлению на запад от ориентира - часть жилого дома, расположенного за пределами участка. Адрес ориентира: <...>. Площадь участка - 77,5 га; примерно в 3,5 км по направлению на запад от ориентира часть жилого дома, расположенного за пределами участка. Адрес ориентира: <...> площадь участка - 96,1 га; примерно в 2,5 км по направлению на запад от ориентира - часть жилого дома, расположенного за пределами участка. Адрес ориентира: <...> площадь участка - 40,9га.
Письмом от 08.07.2008 №1738 администрация Пограничного муниципального района Приморского края сообщила ООО «Земельные ресурсы» об отказе в предоставлении земельных участков, указанных в заявлениях от 26.06.2008, так как к заявлениям не приложены копия устава общества и документы о назначении директора предприятия и его полномочий.
Не согласившись с отказом администрации Пограничного муниципального района Приморского края, посчитав его незаконным и нарушающим права общества в сфере предпринимательской деятельности, ООО «Земельные ресурсы» обратилось с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд.
Изучив доводы апелляционной жалобы, коллегия пришла к следующему.
Право граждан, организаций и иных лиц на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закреплено в части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из части 1 статьи 198 Кодекса, такие действия могут быть признаны арбитражным судом незаконными по заявлению заинтересованного лица при одновременном наличии двух условий: если они не соответствуют закону и нарушают права и охраняемые законом интересы заявителя.
Согласно пункту 1 статьи 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
В силу пункта 2 статьи 10 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления.
В случае, если подано два и более заявлений о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах).
Судом установлено и следует из материалов дела, что 06.06.2008 администрация Пограничного муниципального района опубликовала в газете «Приморская газета» №40 (206) сообщение о наличии на территории Пограничного района свободных земельных участков, из земель сельскохозяйственного назначения, предназначенных для передачи в аренду с целью осуществления сельскохозяйственного производства. В сообщении администрация указала на то, что заявления о предоставлении в аренду земельных участков, указанных в сообщении принимаются в течение одного месяца со дня его опубликования в администрации Пограничного муниципального района.
04.07.2008г. районная межведомственная комиссия по землепользованию и застройке рассмотрела заявления ООО «Земельные ресурсы» поступившие 30.06.2006 в администрацию Пограничного района о предоставлении в аренду указанных в сообщении от 06.06.2008 земельных участков и рекомендовала главе Пограничного муниципального района отказать ООО «Земельные ресурсы», в связи с отсутствием правоустанавливающих документов (устав, документы, подтверждающие полномочия директора), о чем составлены протоколы от № 351, №352, №353.
Согласно материалам дела, при подаче указанных заявлений ООО «Земельные ресурсы» приложило следующие документы: свидетельство о государственной регистрации юридического лица, свидетельство о постановке на учет организации в налоговом органе, выписку из Единого государственного реестра юридических лиц от 13.05.2008. При этом из пояснений заявителя следует, что Общество руководствовалось статьей 34 Земельного кодекса РФ, которая предусматривает, что лица, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления, в которых должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Указанные сведения были отражены в заявлениях ООО «Земельные ресурсы», а документы Общество приложило исходя из обычая делового оборота, в качестве подтверждения правоспособности Общества и полномочий его руководителя направило также выписку из Единого государственного реестра юридических лиц.
Судом первой инстанции установлено, что заявитель не располагал сведениями о существовании Порядка предоставления земельных участков на территории Пограничного муниципального района, утвержденного решением Думы Пограничного муниципального района от 28.02.2006 №171, который содержит список документов, прилагаемых к заявлению о предоставлении земельного участка.
Как видно из материалов дела, ООО «Земельные ресурсы» узнало о данном нормативном правовом акте в ходе рассмотрения данного дела в суде первой инстанции, при этом, указало на то, что согласно сведениями правовой системы «Консультант-плюс» данный нормативный правовой акт не был опубликован в установленном законом порядке.
Проверив довод заявителя об отсутствии сведений о публикации Порядка предоставления земельных участков на территории Пограничного муниципального района, утвержденного решением Думы Пограничного муниципального района от 28.02.2006 №171 в правовой системе «Консультант-плюс» судом было установлено, что согласно данным указанной правовой системы, данный нормативный правовой акт не был опубликован.
Вместе с тем, указанный Порядок был опубликован в газете «Вестник Приграничья» 16.03.2006 №30 (9521). Однако, учитывая, что в сообщении от 06.06.2008 администрацией не был указан состав документации, прилагаемый к заявлениям о предоставлении земельных участков, и не была сделана ссылка на решение Думы №171 от 28.02.2008, то суд пришел к правильному выводу о том, что ООО «Земельные ресурсы» не знало и не могло знать о действующем Порядке предоставления земельных участков на территории Пограничного муниципального района и о необходимости предоставить документы, предусмотренные данным нормативным правовым актом.
Орган местного самоуправления обязан обеспечить управление и распоряжение земельными участками на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления земельных участков (пункт 1 статьи 34 Земельного кодекса РФ). Для этого указанные органы обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений.
По смыслу названной нормы права, администрация Пограничного муниципального района была обязана опубликовать всю информацию, необходимую для получения в аренду земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, в том числе, указать на состав документации, прилагаемой к заявлению о предоставлении в аренду земельных участков, либо указать на действующий локальный нормативный акт, регулирующий порядок предоставления земельных участков.
Доказательств того, что ответчик во исполнение требований статьи 34 Земельного кодекса РФ разместил информацию о составе документации в сообщении о наличии земельных участков в деле не имеется, следовательно, решение администрации Надеждинского муниципального района об отказе ООО «Земельные ресурсы» в предоставлении земельных участков по причине не представления устава общества и документов, подтверждающих полномочия директора общества нельзя признать правомерным.
Из материалов дела судом установлено, что на момент подачи заявления 30.06.2008 ООО «Земельные ресурсы», в администрацию Пограничного муниципального района 19.06.2008 с заявлением о предоставлении земельных участков, указанных в сообщении от 06.06.2008, обратилось ОАО «Пограничное», т.е. было подано не одно, а два заявления, что в соответствии с пунктом 2 статьи 10 Федерального закона ««Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» предполагает предоставление земельных участков в аренду на аукционе.
По результатам рассмотрения заявления ОАО «Пограничное» от 19.06.2008 было принято решение о предоставлении ОАО «Пограничное» испрашиваемых земельных участков, при этом данное заявление не было рассмотрено на заседании районной межведомственной комиссии по землепользованию и застройке.
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции, ответчик пояснил, что ОАО «Пограничное» ранее уже подавало заявления на часть земельных участков, которые были рассмотрены на заседании межведомственной комиссии, поэтому после публикации сообщения общество представило заявление на часть земельных участков, указанных в сообщении, в связи с чем проведения заседания межведомственной комиссии не требовалось.
Поскольку заявление ОАО «Пограничное» от 19.06.2008 было подано в связи с публикацией сообщения о предоставлении земельных участков, следовательно, данное заявление должно быть рассмотрено администрацией в соответствии с Порядком предоставления земельных участков на территории Пограничного муниципального района, утвержденного решением Думы Пограничного муниципального района от 28.02.2006 № 171, предусматривающим рассмотрение всех заявлений юридических или физических лиц районной межведомственной комиссией по землепользованию и застройке.
Согласно материалам дела, ОАО «Пограничное» к заявлению от 19.06.2008 не приложило схемы испрашиваемых земельных участков, предоставление которой предусмотрено в составе документов к заявлению согласно Порядку предоставления земельных участков на территории Пограничного муниципального района, утвержденного решением Думы Пограничного муниципального района от 28.02.2006 № 171.
При таких обстоятельствах, администрация Пограничного муниципального района, приняв решение об отказе ООО «Земельные ресурсы» в предоставлении земельных участков по причине непредставления всех документов, предусмотренных Порядком предоставления земельных участков на территории Пограничного муниципального района, в то же время приняла положительное решение по заявлению ОАО «Пограничное», при отсутствии обязательной схемы испрашиваемых земельных участков, тем самым, нарушив требования указанного выше Порядка.
Таким образом, учитывая положения части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что решение администрации Пограничного муниципального района, принятое по заявлению ОАО «Пограничное» и отказ ООО «Земельные ресурсы» в предоставлении земельных участков принято с нарушениями статьи 34 Земельного кодекса РФ, части 2 статьи 10 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», нарушив права и законные интересы ООО «Земельные ресурсы» в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, тем самым не обеспечив равные возможности на приобретение земельных участков.
Кроме того, неправомерный отказ администрации Надеждинского муниципального района препятствует ООО «Земельные ресурсы» в получении испрошенных земельных участков в аренду для использования в сельскохозяйственных целях, а, следовательно, и в осуществлении им предпринимательской деятельности, право на которую гарантировано в статье 34 Конституции Российской Федерации.
При таких обстоятельствах оспариваемый отказ обоснованно признан судом незаконным.
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы ОАО «Пограничное» признаются несостоятельными и коллегией отклоняются. Нарушений применения судом норм материального и процессуального права не установлено, оснований для отмены решения не имеется.
В силу подпункта 1.1. пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса РФ госпошлина, уплаченная администрацией Пограничного муниципального района при подаче апелляционной жалобы подлежит возврату из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 49, 258, 265, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Принять отказ администрации Пограничного муниципального района Приморского края от апелляционной жалобы на решение суда от 28.11.2008г. по делу №А51-8960/2008 1-291.
Производство по апелляционной жалобе прекратить.
Решение от 28 ноября 2008г. по делу №А51-8960/2008 1-291 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Возвратить администрации Пограничного муниципального района Приморского края госпошлину из федерального бюджета в сумме 1000 (одна тысяча) рублей, уплаченную по платежному поручению от 24.12.2008 №101.
Выдать справку на возврат госпошлины.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий Г.А. Симонова
Судьи О.Ю. Еремеева
З.Д. Бац