Пятый арбитражный апелляционный суд
690007, г.Владивосток, ул. 1-ая Морская, 2
именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Владивосток Дело №А51-7830/2008 36-213
01 декабря 2008г. №05АП-1779/2008
Резолютивная часть постановления оглашена в судебном заседании 27.11.2008. Полный текст постановления изготовлен 01.12.2008.
Пятый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего судьи Л.Ю. Ротко
судей: Н.И. Фадеевой, ФИО1
при ведении протокола судебного заседания судьей И.С. Чижиковым
при участии:
от истца – ФИО2 (гр.п. 05 04 040005, уд. №002979, дов. №464 от 18.04.2008); ФИО3 (гр.п. 05 03 545138, дов. №657 от 20.10.2008);
от ответчика – ФИО4 (гр.п. 05 02 744875, дов. №7/126 от 13.07.2008);
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Дальневосточная генерирующая компания»
на решение Арбитражного суда Приморского края
от 21.08.2008 по делу №А51-7830/2008 36-213, принятое судьей А.В. Буровым
по иску открытого акционерного общества «Российские железные дороги»
к открытому акционерному обществу «Дальневосточная генерирующая компания»
о взыскании 36 000 руб.,
установил: открытое акционерное общество «Российские железные дороги» обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к открытому акционерному обществу «Дальневосточная генерирующая компания» о взыскании 36 000 руб. штрафа за неочистку вагонов, прибывших 15.02.2008 со станции Лучегорск на станцию Беркакит Дальневосточной железной дороги.
Решением суда от 21.08.2008 исковые требования открытого акционерного общества «Российские железные дороги» удовлетворены в полном объеме. Судебный акт мотивирован доказанностью факта неочистки ответчиком вагонов.
Не согласившись с состоявшимся по делу решением суда, открытое акционерное общество «Дальневосточная генерирующая компания» обратилось с апелляционной жалобой, которой просит отменить судебный акт, как незаконный и необоснованный. Заявитель апелляционной жалобы полагает, что суд первой инстанции необоснованно принял во внимание довода суда о наличие в вагонах остатков угля и снега, поскольку вагоны выгружались на станции Лучегорск 11.02.2008, а акт общей формы о неотчистке вагонов составлен на станции Беркакит 15.02.2008.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме. Представитель истца по доводам апелляционной жалобе возразил, считал решение законным и обоснованным, не подлежащим отмене.
Исследовав материалы дела и доводы апелляционной жалобы, заслушав и обсудив доводы и возражения представителей сторон, проверив в порядке статей 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом первой инстанции норма материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемого судебного акта в силу следующих обстоятельств.
В силу пункта 1 статьи 793 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, по пересылочным накладным формы ГУ-27СП (л.д.13-20) 12.02.2008 железная дорога приняла от ОАО «Дальневосточная генерирующая компания» порожние вагоны из-под выгрузки угля для пересылки со станции Лучегорск на станцию Беркакит Дальневосточной железной дороги. Пересылочные накладные составлены грузотправителем /открытое акционерное общество «Дальневосточная генерирующая компания»/ на станции отправления Лучегорск Дальневосточной железной дороги.
Пунктами 8.3 и 8.5 Правил заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства путей сообщения №39 от 18.06.2003, пересылочная накладная оформляется грузополучателем на каждый выгруженный им вагон и предъявляется перевозчику одновременно с уведомлением об окончании выгрузки (слива) груза. Без предъявления пересылочной накладной вагоны перевозчиком не принимаются. Перевозчик, получив от грузополучателя пересылочную накладную, проверяет правильность ее заполнения, наличие разборчивой подписи и печати (штемпеля) грузополучателя в графе, подтверждающей полноту выгрузки (слива) и очистки вагона.
По прибытии порожних вагонов на станцию Беркакит Дальневосточной железной дороги 15.02.2008 они были осмотрены представителями станции назначения. В ходе осмотра установлены факты неполной выгрузки угля из вагонов 60396207, 60230687, 60321213, 67124545, 61780235, 644077554, 63029805, 63366652, о чем составлен акт общей формы 31/601061.
В соответствии со статьей 44 УЖТ РФ после выгрузки грузов, грузобагажа вагоны, контейнеры в соответствии с правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом должны быть очищены внутри и снаружи, с них должны быть сняты приспособления для крепления, за исключением несъемных приспособлений для крепления, а также должны быть приведены в исправное техническое состояние несъемные инвентарные приспособления для крепления (в том числе турникеты) или грузополучателем (получателем), или перевозчиком - в зависимости от того, кем обеспечивалась выгрузка грузов, грузобагажа. Основные требования к очистке вагонов, контейнеров и критерии такой очистки определяются правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
Согласно пункту 8 Правил при обнаружении в вагоне, контейнере после выгрузки остатков ранее перевозимого в них груза грузополучатель или перевозчик в зависимости от того, чьими средствами осуществляется выгрузка, обязан полностью очистить вагон, контейнер от остатков всех грузов. Грузополучатель вправе предъявить претензию грузоотправителю за погрузку грузов в его адрес в неочищенный вагон, контейнер. В данном случае грузополучатель составляет акт общей формы. Перевозчик по заявлению грузополучателя может принять участие в подтверждении наличия в вагоне, контейнере остатков ранее перевозимого груза и подписать акт общей формы.
Пунктом 2 Правил предусмотрено, что очищенными признаются вагоны и контейнеры (кроме вагонов-цистерн, бункерных полувагонов), из которых после выгрузки грузов удалены все остатки или скопления грузов внутри и снаружи на кузове вагонов и в (на) контейнерах, а также на ходовых частях вагонов (балках, тележках, крышках люков) и межвагонных соединений, кроме несъемного и съемного оборудования вагонов, которые не выдаются вместе с грузом.
Из указанных норм следует, что грузополучатель, осуществляющий своими средствами выгрузку, обязан очистить вагоны не только от остатков перевозимого в его адрес груза, но и от остатков ранее перевозимых грузов.
Согласно статье 103 Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации в случае нарушения грузополучателем требований, установленных статьей 44 названного Устава, грузополучатель уплачивает перевозчику штраф в размере 45 и 15 размеров минимального размера оплаты труда соответственно за вагон и контейнер.
Для оплаты штрафа за неочистку вагонов в сумме 36000 руб. перевозчик выставил грузоотправителю накопительную ведомость №190301. Штраф грузоотправителем добровольно не уплачен.
В соответствии с пунктом 3.1 «Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом», акт общей формы составляется на станциях для удостоверения, в том числе, неочистки вагонов, контейнеров от остатков груза и мусора после выгрузки средствами грузополучателя.
Судом апелляционной инстанции принят во внимание акт общей формы №610123, оформленный в соответствии с Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом. Так, в акте указано время начала и окончания задержки, отражен факт неотчистки вагонов; акт предъявлены на подпись представителю грузополучателя в присутствии представителе перевозчика, который, от их подписания отказался. При этом согласно положениям п. 3.2.4 Правил в указанных случаях грузополучатель не имеет права отказываться от подписания актов общей формы. При несогласии он вправе изложить свое мнение, представив соответственно разногласия либо возражения по составлению актов. Таких разногласий либо возражений со стороны грузополучателя в материалах дела не представлено.
Суд апелляционной инстанции, оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела акт о общей формы, пришел к выводу, что он составлен надлежащим образом и подтверждает нарушение грузополучателем /открытое акционерное общество «Дальневосточная генерирующая компания»/ на станции Первая речка ДВЖД обязанности по очистке вагонов.
Факт составления актов на станции Беркакит, а не на станции выгрузки, не опровергает нарушения грузополучателем требований статьи 44 Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации и не исключает возможность привлечения его к ответственности по статье 103 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации при наличии надлежащим образом оформленного факта нарушения.
При изложенных обстоятельствах решение суда признается законным, у суда апелляционной инстанции не имеется оснований для отмены решения суда первой инстанции, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 21.08.2008 по делу №А51-7830/2008 36-213 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Дальневосточная генерирующая компания» - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в двухмесячный срок через Арбитражный суд Приморского края.
Председательствующий: Л.Ю. Ротко
Судьи: Н.И. Фадеева
ФИО1