Пятый арбитражный апелляционный суд
ул. 1-я Морская, 2,4, Владивосток, 690007
тел.: (4232) 215-069, 215-063, 215-098, факс (4232) 215-098, 215-023
e-mail: info@5aas.arbitr.ru , http://5aas.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Владивосток Дело
№ А51-12274/2009
09 февраля 2010 года
Резолютивная часть постановления оглашена 04 февраля 2010 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 09 февраля 2010 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: К.П. Засорина
судей: Н.А. Скрипки, Т.А. Аппаковой
при ведении протокола секретарем судебного заседания: А.А. Госпаревич
при участии:
от истца: Костюкевич О.В., удостоверение № 1089 от 03.04.2007, доверенность от 01.01.2010 № ДЭК-20-15/194Д,
от Министерства финансов Российской Федерации в лице УФК по Приморскому краю: Пак А.И., удостоверение 25 № 00373 от 03.07.2009, доверенность от 27.01.2010 № 20-11-29/21,
от Департамента финансов Приморского края, Администрации Приморского края, Финансового управления администрации Приморского края, Департамента социальной защиты населения Приморского края: не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю
апелляционное производство № 05АП-180/2010
на решение от 16.12.2009
судьи Н.А. Полукарова
по делу № А51-12274/2009 Арбитражного суда Приморского края
по иску Открытого акционерного общества «Дальневосточная энергетическая компания» в лице Владивостокского расчетно-контрольного центра Дальэнергосбыта
к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю, Департаменту финансов Администрации Приморского края, Администрации Приморского края, Финансовому управлению Администрации Приморского края, Департаменту социальной защиты населения Приморского края, Приморскому краю, Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации
о взыскании 6195,42 руб.
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество «Дальневосточная энергетическая компания» обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Приморскому краю, Департаменту финансов Приморского края, Администрации Приморского края, Финансовому управлению администрации Приморского края о взыскании 6195,42 руб. расходов, понесенных истцом в связи с предоставлением в июне, июле 2008 года льгот по оплате коммунальных услуг (электроэнергия) нетрудоспособных членов семьи инвалидов и участников ВОВ в соответствии Федеральным законом «О ветеранах».
Определением Арбитражного суд Приморского края от 22.10.2009 к участию в деле в качестве ответчиков привлечены Российская Федерация, Приморский край, Департамент социальной защиты населения Приморского края.
В суде первой инстанции истец уточнил наименование ответчика - Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации.
Решением от 16.12.2009 Арбитражный суд Приморского края взыскал с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу открытого акционерного общества «Дальневосточная энергетическая компания» 5565,84 руб. расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате электрической энергии нетрудоспособным членам семьи погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны в июне, июле 2008 года, 449,20 руб. государственной пошлины, в остальной части в иске отказал; в иске к Департаменту финансов Приморского края, Администрации Приморского края, Финансовому управлению администрации Приморского края, Приморскому краю, Департаменту социальной защиты населения Приморского края отказал.
Не согласившись с вынесенным решением, Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации обратилась в апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт.
Полагает, что лицом, обязанным возмещать расходы электроснабжающей организации на предоставление льгот ветеранам, является субъект Российской Федерации, а не Министерство финансов Российской Федерации.
Считает, что истцом не доказан факт несения убытков в спорный период, а также наличие льготы у лиц, которым такая льгота была предоставлена.
Заявитель жалобы не согласен со взысканием государственной пошлины в пользу истца, поскольку Минфин РФ освобожден от уплаты государственной пошлины.
ОАО «Дальневосточная энергетическая компания», Департамент финансов Администрации Приморского края, Администрация Приморского края, Финансовое управление Администрации Приморского края, Департамент социальной защиты населения Приморского края письменный отзыв на апелляционную жалобу не представили.
Представители Департамента финансов Приморского края, Администрации Приморского края, Финансового управления администрации Приморского края, Департамента социальной защиты населения Приморского края в судебное заседание не явились, поскольку в материалах дела имеются доказательства их надлежащего извещения о времени и месте судебного заседания, дело слушается в отсутствие указанных лиц по правилам ст. 156 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу, оценив доводы представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта в силу следующих обстоятельств.
Как следует из материалов дела, в июне, июле 2008 года ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» оказывало услуги по электроснабжению нетрудоспособным членов семьи инвалидов и участников ВОВ, проживающим в г. Владивостоке и предоставляло 50 % скидку в оплате указанных услуг гражданам, подпадающим под действие Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах».
По данным истца сумма понесенных расходов в результате реализации ФЗ «О ветеранах» составила 6195,42 руб.
В связи с тем, что фактически сложившиеся у ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» затраты не были возмещены, истец обратился в Арбитражный суд Приморского края с рассматриваемым иском.
Удовлетворяя частично заявленные исковые требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки, установленные статьями 14-19 и 21 данного Федерального закона и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, являются расходными обязательствами Российской Федерации.
В свою очередь п. 10 ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» установлено, что нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации предоставляются меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), в частности оплата в размере 50 процентов коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления); лицам, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива. Обеспечение топливом семей погибших (умерших) производится в первоочередном порядке. Меры социальной поддержки по оплате указанных услуг предоставляются независимо от вида жилищного фонда. Указанные меры социальной поддержки предоставляются независимо от того, кто из членов семьи погибшего (умершего) является нанимателем (собственником) жилого помещения;
В силу ч. 1 ст. 72 Конституции РФ, ч. ч. 2, 7 ст. 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» полномочия Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по социальной защите ветеранов и участников войны, могут передаваться для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, при этом финансовое обеспечение указанных отдельных полномочий, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета.
Судом первой инстанции установлено, что согласно Федеральному закону от 24.07.2007 № 198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год» Приморскому краю были выделены денежные средства (субвенции) на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан в размере 1274425600 руб., а также остаток федеральных средств 2007 года в размере 188324318 руб.
Часть выделенных денежных средств в сумме 954828610,24 руб. была израсходована Департаментом социальной защиты населения Приморского края, а остаток в сумме 507921308 руб. платежным поручением № 674 от 30.03.2009 был перечислен на счет Министерства финансов Российской Федерации.
Факт предоставления истцом льгот по оплате коммунальных услуг (электроэнергия) нетрудоспособным членам семьи погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны в июне, июле 2008 года подтверждается имеющимися в материалах дела лицевыми счетами, списками граждан, имеющих право на льготу.
Материалами дела также подтверждается, что истцу не были возмещены расходы на предоставление льгот нетрудоспособным членам семьи инвалидов и участников Великой Отечественной войны за спорный период в сумме 5565,84 руб.
Поскольку денежные средства, предусмотренные на компенсацию расходов, понесенных поставщиками услуг при предоставлении 50 % скидки по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам льготной категории, возвращены Департаментом социальной защиты населения Приморского края в федеральный бюджет, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что понесенные истцом расходы должны быть взысканы с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в сумме 5565,84 руб.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что с Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ за счет казны Российской Федерации в пользу истца взыскано 449,20 руб. государственной пошлины, в то время как Министерство финансов РФ освобождено от ее уплаты, подлежит отклонению ввиду следующего.
Как видно из мотивировочной части обжалуемого решения суд первой инстанции в порядке ст. 110 АПК РФ распределил расходы по оплате государственной пошлины по иску.
Таким образом, взыскивая с ответчика уплаченную истцом в бюджет госпошлину, суд возложил на ответчика не обязанность по уплате госпошлины в бюджет, а обязанность по компенсации истцу денежных сумм, равных понесенным им судебным расходам. Тот факт, что ответчиком является государственный орган, освобожденный от уплаты госпошлины на основании пп. 1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ, не может повлечь отказ истцу в возмещении судебных расходов.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 16.12.2009 по делу № А51-12274/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий:
К.П. Засорин
Судьи:
Н.А. Скрипка
Т.А. Аппакова