Пятый арбитражный апелляционный суд
ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001
тел.: (423) 221-09-01, факс (423) 221-09-98
http://5aas.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Владивосток Дело
№ А51-19739/2015
11 февраля 2016 года
Резолютивная часть постановления оглашена 08 февраля 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 февраля 2016 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Гончаровой
судей Н.Н. Анисимовой, ФИО3
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.Е. Овечко
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Общественной организации «Общественные спасатели на водах г.Владивостока»
апелляционное производство № 05АП-188/2016
на решение от 08.12.2015
судьи Д.А. Самофал
по делу № А51-19739/2015 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общественной организации «Общественные спасатели на водах г. Владивостока» (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 03.04.2007)
к Дальневосточному управлению государственного морского надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 13.03.2007)
об оспаривании решения от 18.06.2015 № 1304;
при участии:
от Дальневосточного управления государственного морского надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта: ФИО1, по доверенности от 20.01.2016, сроком действия до 31.12.2016, удостоверение;
общественная организация «Общественные спасатели на водах г. Владивостока» - не явилась;
УСТАНОВИЛ:
Общественная организация «Общественные спасатели на водах г. Владивостока» (далее - заявитель, организация, ОО «ОСВОД г. Владивостока») обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Дальневосточного управления государственного морского надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - ответчик, Управление, ДВУ Госморнадзора) от 18.06.2015 № 1304 об отказе в предоставлении лицензии на перевозку пассажиров внутренним водным транспортом, морским транспортом, и о понуждении Управления предоставить организации указанную лицензию.
Решением арбитражного суда Приморского края от 08.12.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, Общественная организация «Общественные спасатели на водах г.Владивостока» обратилась в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Доводы заявителя жалобы сводятся к тому, что действующее законодательство предусматривает изъятия из перечня документов, представляемых при лицензировании деятельности по перевозкам внутренним водным, морским транспортом пассажиров. Поскольку пунктом 1 статьи 27 КТМ РФ не предусмотрено наличие в составе судовых документов на маломерном судне пассажирского свидетельства, то, по мнению заявителя апелляционной жалобы, представление соискателем лицензии этого документа обязательным не является и не могло послужить основанием для вынесения оспариваемого решения.
В судебном заседании представитель Дальневосточного управления государственного морского надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта на доводы апелляционной жалобы возразил по основаниям, изложенным в письменном отзыве на жалобу. Решение суда первой инстанции считает законными и обоснованным, апелляционную жалобу – не подлежащей удовлетворению.
Общественная организация «Общественные спасатели на водах г. Владивостока», надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание арбитражного суда апелляционной инстанции не явилась. В соответствии со статьей 156 АПК РФ коллегия рассмотрела апелляционную жалобу по делу в отсутствие представителя общественной организации.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ правильность применения норм материального и процессуального права, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции в силу следующих обстоятельств.
Из материалов дела судом установлено, что ОО «ОСВОД Владивостока» является судовладельцем маломерного судна «Куба» на основании судового билета С № 001668.
Судно «Куба» зарегистрировано в Государственном судовом реестре морского порта Владивосток, регистрационный номер 907, и прошло первоначальное освидетельствование 24.07.2014, о чём Российским морским регистром судоходства выдан акт классификации и освидетельствования маломерного судна № 14.04370.170 .
ОО «ОСВОД Владивостока» обратилось в ДВУ Госморнадзора с заявлением от 14.05.2015 (исх. № 140515/1) о предоставлении лицензии на перевозки внутренним водным транспортом, морским транспортом пассажиров.
Уведомлением от 1805.2015 № 1037 Управление сообщило организации об оставлении заявления без движения до устранения замечаний, указанных в уведомлении, а именно организации было необходимо предоставить:
- заявление с указанием реквизитов документов, подтверждающих уплату государственной пошлины за предоставление лицензии;
- копии договора страхования жизни и здоровья членов экипажей судов при исполнении ими служебных обязанностей в соответствии с пунктом 2 статьи 60 КТМ РФ;
- копии приказа о назначении должностного лица, ответственного за безопасную эксплуатацию судов на внутренних водных путях (осуществляющего контроль за соблюдением требований по обеспечению безопасности мореплавания и предотвращению загрязнения окружающей среды), с отметкой об ознакомлении;
- копию пассажирского свидетельства.
Письмом от 09.06.2015 (вх. № 1220) ОО «ОСВОД Владивостока» уведомило ДВУ Госморнадзора об устранении выявленных замечаний. Также сообщило о невозможности представить пассажирское свидетельство, поскольку выдача данного документа на маломерные суда действующим законодательством не предусмотрено.
Руководствуясь частями 8, 9, 10 статьи 13 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», Управление приняло решение о возврате организации представленных ранее заявления о предоставлении лицензии и документов в связи с непредставлением соискателем лицензии согласно уведомлению от 18.05.2015 г. № 1037 в тридцатидневный срок испрашиваемых документов.
Не согласившись с вынесенным решением, посчитав его незаконным и нарушающим права и законные интересы организации, последняя обратилась в арбитражный суд с требованием о признании его незаконным.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон о лицензировании) деятельность по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом пассажиров подлежит лицензированию. Согласно статье 13 Закона о лицензировании для получения лицензии соискатель лицензии представляет по установленной форме в лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии. К заявлению о предоставлении лицензии прилагаются:
1) копии учредительных документов юридического лица, засвидетельствованные в нотариальном порядке;
2) копии документов, перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности и которые свидетельствуют о соответствии соискателя лицензии лицензионным требованиям, в том числе документов, наличие которых при осуществлении лицензируемого вида деятельности предусмотрено федеральными законами, за исключением документов, на которые распространяется требование пункта 2 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»;
3) опись прилагаемых документов.
В соответствии с пунктом 8 статьи 13 Закона о лицензировании в случае, если заявление о предоставлении лицензии оформлено с нарушением требований, установленных частью 1 настоящей статьи, и (или) документы, указанные в части 3 настоящей статьи, представлены не в полном объеме, в течение трех рабочих дней со дня приема заявления о предоставлении лицензии лицензирующий орган вручает соискателю лицензии уведомление о необходимости устранения в тридцатидневный срок выявленных нарушений и (или) представления документов, которые отсутствуют, или направляет такое уведомление заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
Как следует из материалов дела, основанием для возврата Управлением заявления о предоставлении лицензии и документов организации послужило отсутствие в пакете документов копии пассажирского свидетельства на судно «Куба».
Постановлением Правительства РФ от 06.03.2012 № 193-ФЗ утверждено Положение о лицензировании деятельности по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом пассажиров. Согласно пункту 2 Положения лицензирование деятельности по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом пассажиров осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере транспорта и ее территориальными органами.
Пунктом 4 Положения установлены лицензионные требования, предъявляемые к соискателю лицензии (лицензиату) при выполнении работ по перевозке внутренним водным транспортом пассажиров, в том числе:
а) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) на праве собственности или на ином законном основании предназначенных для перевозки пассажиров судов, соответствующих требованиям технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2010 г. N 623;
б) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) должностного лица, ответственного за безопасную эксплуатацию судов на внутренних водных путях, имеющего соответствующее профессиональное образование, стаж работы в должности капитана или старшего помощника капитана не менее 5 лет, а также аттестованного на право занятия должности в установленном порядке;
в) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) договоров страхования жизни и здоровья членов экипажей судов при исполнении ими служебных обязанностей в соответствии с пунктом 4 статьи 28 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации;
г) наличие на каждом судне, предназначенном для перевозки пассажиров, документов, предусмотренных статьей 14 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации;
д) соблюдение лицензиатом требований по обеспечению безопасности судоходства, правил плавания по внутренним водным путям, утвержденных Министерством транспорта Российской Федерации в соответствии со статьей 34 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации;
е) наличие у лицензиата соответствующего договора с бассейновым органом государственного управления на внутреннем водном транспорте об обеспечении диспетчерского регулирования движения судов;
ж) наличие у лицензиата договора страхования жизни и здоровья пассажиров на время их перевозки в случаях, предусмотренных статьей 98 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации.
Пунктом 7 Положения установлено, что для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в лицензирующий орган заявление и документы (копии документов), указанные в части 1 и пунктах 1,3 и 4 части 3 статьи 13 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», а также следующие документы:
а) копия приказа о назначении должностного лица, ответственного за безопасную эксплуатацию судов на внутренних водных путях (осуществляющего контроль за соблюдением требований по обеспечению безопасности мореплавания и предотвращению загрязнения окружающей среды), с приложением копий документов, подтверждающих наличие соответствующего профессионального образования, стажа работы в должности капитана или старшего помощника капитана не менее 5 лет, копии диплома, подтверждающего право занимать соответствующую должность командного состава судна, и копии удостоверения о прохождении им аттестации в установленном порядке;
б) перечень судов, которые будут использоваться для перевозки пассажиров;
в) копии правоустанавливающих документов, на основании которых будут использоваться суда (договора бербоут-чартера, договора аренды судна без экипажа, договора субаренды);
г) копии договоров страхования жизни и здоровья членов экипажей судов при исполнении ими служебных обязанностей;
д) копия документа о соответствии Международному кодексу по управлению безопасностью и копия свидетельства об управлении безопасностью для каждого заявленного морского судна и судна смешанного (река-море) плавания;
е) копия судового плана чрезвычайных мер по борьбе с загрязнением нефтью, разработанного в соответствии с требованиями Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973 года (с изменениями, внесенными Протоколом 1978 года к ней), для морских судов и судов смешанного (река-море) плавания;
ж) копия пассажирского свидетельства.
Таким образом, как верно указано судом первой инстанции, наличие пассажирского свидетельства для получения лицензии на право перевозки пассажиров морским транспортом является обязательным.
Доводы заявителя об обратном со ссылкой положения статьей 25, 27 КТМ РФ, правомерно отклонены судом первой инстанции.
Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 25 КТМ РФ суда, подлежащие государственной регистрации, за исключением судов, указанных в пункте 1 статьи 27 настоящего Кодекса, должны иметь пассажирское свидетельство (для пассажирского судна).
Как следует из пункта 1 статьи 27 КТМ РФ, маломерные суда должны иметь следующие судовые документы: судовой билет, судовая роль.
Однако данные нормативные предписания сами по себе не регулируют порядок лицензирования перевозок пассажиров морским транспортом и в рассматриваемом случае не подлежат применению в отрыве от правил лицензирования.
При этом, как отмечалось выше, к заявлению о предоставлении лицензии должны прилагаться документы, перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности (пункт 2 части 3 статьи 13 Закона о лицензировании).
Кроме того, как верно указано судом первой инстанции, в соответствии с Правилами классификации и постройки морских судов (Том 1, НД № 2-020101-056, Российский морской регистр судоходства, 2010 год) пассажирское свидетельство является документом, удостоверяющим годность пассажирского судна к плаванию. Пассажирское свидетельство выдается на морские пассажирские суда.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 25 КТМ и правилу 1/12 Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года (далее - СОЛАС-74) пассажирское свидетельство выдается только пассажирскому судну.
Техническим регламентом о безопасности объектов морского транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2010 № 620, и Международной конвенцией СОЛАС-74 определено, что пассажирское судно - судно, предназначенное для перевозки и перевозящее более 12 пассажиров.
Исходя из вышеизложенных правовых норм, судно признаётся пассажирским в случае его соответствия вышеназванным требованиям, а пассажирское свидетельство является специальным документом, удостоверяющим, что судно отвечает требованиям, установленным Конвенцией СОЛАС-74 и правилами органов технического надзора за судами, предъявляемым к пассажирским судам. Оно выдается судам, перевозящим более 12 пассажиров.
Одновременно с этим, как следует из пункта 3 статьи 7 КТМ РФ под маломерным судном понимается судно, длина которого не превышает 20 метров и общее количество людей на котором не превышает 12.
В соответствии со статьями 22-24 КТМ РФ Морской Регистр осуществляет классификацию и освидетельствование маломерных судов, эксплуатирующихся в морских водах.
Российским морским регистром судоходства издано Временное руководство по классификации и освидетельствованию маломерных судов (ред. от 16.07.2014), в соответствии с которым в Государственном судовом реестре регистрируются суда, за исключением маломерных судов, используемых в некоммерческих целях. Маломерные суда, используемые в некоммерческих целях, регистрируются в реестре маломерных судов
Пунктом 2.3.1 Временного руководства по классификации и освидетельствованию маломерных судов предусмотрено, что результаты освидетельствования оформляются «Актом классификации и освидетельствования маломерного судна» (ф.6.3.80), в котором подтверждается классификация судна как МАЛОМЕРНОГО, с присвоением в соответствии с Приложением №1 категории плавания, назначением районов и условий плавания и заключением о годности маломерного судна к эксплуатации в установленном районе, которые указываются в разделе «ЗАКЛЮЧЕНИЕ».
Как следует из акта классификации и освидетельствования маломерного судна от 24.07.2014 № 14.04370.170, судно «Куба» зарегистрировано в Государственном судовом реестре (регистрационный номер 907). Допустимое число людей на борту (общее) - 12 человек. Установленные ограничения по району и условиям плавания: IV категория Прибрежное плавание: 3 категория (для беспалубных судов). Плавание в навигационный период в прибрежных морских и внутренних водных бассейнах с высотой волны 1% обеспеченности до 1,2м с удалением от места убежища не более 5 км.
В разделе «ЗАКЛЮЧЕНИЕ» указанного акта классификации и освидетельствования судно «Куба» признано соответствующим Временному руководству по классификации и освидетельствованию как маломерное.
Срок следующего очередного освидетельствования - 24.07.2019
Учитывая изложенное, суд первой инстанции верно указал что, судно «Куба», на котором заявитель намерен осуществлять деятельность по перевозкам морским транспортом пассажиров, признанное по результатам освидетельствования маломерным, не может предназначаться для перевозки более 12 пассажиров, то есть являться пассажирским.
Следовательно, маломерное судно, которое предполагается использовать коммерческой перевозки пассажиров морским транспортом, являющейся лицензируемой деятельностью, должно быть подвергнуто специальному освидетельствованию, после которого выдается пассажирское свидетельство с указанием предельно допустимой пассажировместимости.
В противном случае, судно, не соответствующее установленным для пассажирских судов требованиям, и на которое не выдано пассажирское свидетельство, не может использоваться для целей перевозки пассажиров.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Управление правомерно в соответствии с частью 9 статьи 13 Закона о лицензировании приняло решение о возврате представленных заявителем документов.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Доводы заявителя апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку не опровергают выводов суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены судебного акта.
Суд первой инстанции полно установил фактические обстоятельства дела, всесторонне исследовал доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, дал им правильную правовую оценку и принял обоснованное решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену судебного акта, допущено не было.
При таких обстоятельствах, основания для удовлетворения апелляционной жалобы, отсутствуют.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 08.12.2015 по делу №А51-19739/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
ФИО2
Судьи
Н.Н. Анисимова
ФИО3