Пятый арбитражный апелляционный суд
ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001
тел.: (423) 221-09-01, факс (423) 221-09-98
http://5aas.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Владивосток Дело | № А51-21445/2016 |
18 апреля 2017 года |
Резолютивная часть постановления оглашена 11 апреля 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено апреля 2017 года .
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Гончаровой
судей С.В. Гуцалюк, О.Ю. Еремеевой
при ведении протокола секретарем судебного заседания Т.Н. Витко
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Лаборатория света»
апелляционное производство № 05АП-1939/2017
на решение от 06.02.2017
судьи И.С. Чугаевой
по делу № А51-21445/2016 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Лаборатория света» (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края (ИНН <***>, ОГРН <***>)
третьи лица: Администрация Артемовского городского округа, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Приморскому краю
о признании незаконным решения;
при участии:
от ООО «Лаборатория света»: представитель ФИО1 по доверенности от 29.01.2015 сроком на 3 года, паспорт;
Департамент земельных и имущественных отношений ПК, администрация Артемовского городского округа, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по ПК – не явились;
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Лаборатория света» (далее - общество, ООО «Лаборатория света») обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным решения Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края (далее - Департамент) об отказе в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 25:27:000000:8767 в районе ул. Гагарина, 15 в г. Артеме для размещения защитных зеленых насаждений, оформленного письмом исх. № 20/02/02-22/18296 от 14.06.2016.
Определениями суда от 01.11.2016 и от 30.11.2016 на основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация Артемовского городского округа и Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Приморскому краю.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 06.02.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, ООО «Лаборатория света» обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе приводит доводы о том, что испрашиваемый обществом земельный участок с кадастровым номером 25:27:000000:8767 расположен в одной территориальной зоне ПК-4.
В подтверждение своих доводов указывает, что схема расположения испрашиваемого обществом земельного участка утверждена Администрацией Артемовского городского округа в границах одной территориальной зоны – зоны производственно-коммунальных объектов Vкласса (ПК-4) с видом разрешенного использования для размещения защитных зеленых насаждений.
23.04.2015 данный земельный участок поставлен на кадастровый учет с номером 25:27:000000:8767 также в границах одной территориальной зоны ПК-4 с указанием разрешенного использования «защитные зеленые насаждения».
Кроме того, в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения об отнесении земельного участка с кадастровым номером 25:27:000000:8767 одновременно к нескольким территориальным зонам.
В судебном заседании представитель ООО «Лаборатория света» доводы апелляционной жалобы поддержал, решение суда первой инстанции просил отменить и принять по делу новый судебный акт.
Департамент земельных и имущественных отношений ПК, администрация Артемовского городского округа, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по ПК, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание арбитражного суда апелляционной инстанции не явились. От Департамента земельных и имущественных отношений ПК поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя.
В соответствии со статьей 156 АПК РФ коллегия рассмотрела апелляционную жалобу по делу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
От Департамента земельных и имущественных отношений ПК поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором ответчик просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу общества – без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ правильность применения норм материального и процессуального права, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции в силу следующих обстоятельств.
Из материалов дела судом установлено, что 25.02.2015 администрацией Артемовского городского округа вынесено Постановление № 1067-па «Об утверждении схемы расположения многоконтурного земельного участка на кадастровом плане территории для целей, не связанных со строительством - для размещения защитных зеленых насаждений, расположенного по адресу г.Артем в районе ул.Гагарина, 15, ООО «Лаборатория света».
Как следует из указанного постановления, площадь земельного участка составляет 3666 кв.м., из них: ЗУ (1) площадью 1487 кв.м., ЗУ (2) площадью 2179 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, территориальная хона - зона производственных объектов, основной вид разрешенного использования: размещение защитных зеленных насаждений.
Согласно кадастровому паспорту от 23.04.2015 № 25/00-15-152295, земельный участок, расположенный по адресу: г.Артем в районе ул.Гагарина, 15, площадью 3666+/-21 кв.м, поставлен на кадастровый учет 23.04.2015, ему присвоен кадастровый номер 25:27:000000:8767, имеет вид разрешенного использования «защитные зеленые насаждения».
07.04.2016 ООО «Лаборатория света» обратилось в Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края с заявлением вх.№20-16125, впоследствии уточненным 06.05.2016 вх.№20-22367 о предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельного участка с кадастровым номером 25:27:000000:8767, площадью 3666 кв.м., из земель населенных пунктов, расположенного по адресу: г.Артем в районе ул.Гагарина, 15, для целей не связанных со строительством - для размещения защитных зеленых насаждений.
В приложение к указанному заявлению общество представило постановление администрации Артемовского городского округа от 25.02.2015 № 1067-па, кадастровый паспорт земельного участка от 23.04.2015 № 25/00-15-152295.
По результатам рассмотрения обращения общества, Департамент принял решение об отказе в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 25:27:000000:8767, указав в основание отказа, что согласно генеральному плану Артемовского городского округу, утвержденному постановлением администрации Приморского края от 19.02.2016 №69-па, испрашиваемый земельный участок расположен в трех функциональных зонах: жилая зона, зона рекреационного назначения, зона производственного назначения.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки на территории Артемовского городского округа, утвержденного решением Думы Артемовского городского округа от 28.04.2011 №497, земельный участок с кадастровым номером 25:27:000000:8767 расположен в трех территориальных зонах: Ж-3 (зона индивидуальной жилой застройки), Р-1 (зона городского озеленения), ПК-4 (зона производственно - коммунальных объектов V класса) и на территории, в отношении которой территориальная зона не установлена.
Разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером 25:27:000000:8767 - защитные зеленные насаждения - соответствует градостроительному регламенту территориальной зоны ПК-4, но не соответствует градостроительным регламентам территориальных зон Ж-3, Р-1. На территорию, в отношении которой территориальная зона не установлена, градостроительные регламенты не распространяются.
На основании указанного, Департамент сообщил, что предоставить земельный участок с кадастровым номером 25:27:000000:8767 не представляется возможным.
Не согласившись с отказом Департамента, посчитав его нарушающим права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
По правилам части 1 статьи 198 АПК РФ для признания незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие совокупности условий, а именно: оспариваемые решения, действия (бездействия) должны не соответствовать закону или иному нормативному правовому акту, нарушать права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагать на него какие-либо обязанности, создавать иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания решения органа государственной власти незаконным необходимо в совокупности два условия: несоответствие данного решения закону или иному нормативному правовому акту, нарушение оспариваемым актом прав и охраняемых законом интересов заявителя.
В соответствии со статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
Порядок предоставления в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.17 ЗК РФ.
Данный порядок предусматривает подачу заявления о предоставлении земельного участка, содержащего исчерпывающий перечень сведений, необходимых для его рассмотрения, а также перечень прилагаемых к нему документов.
Пунктом 5 названной выше статьи закреплена обязанность уполномоченного органа, рассматривающего заявление, в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка проверить наличие или отсутствие оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов и по результатам рассмотрения и проверки совершить одно из следующих действий: осуществить подготовку проекта договора купли-продажи (подпункт 1 пункта 5 статьи 39.17 ЗК РФ) либо принять решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 ЗК РФ, и направить принятое решение заявителю. В этом решении должны быть указаны все основания отказа (подпункт 3 пункта 5 статьи 39.17 ЗК РФ).
Статья 39.16 ЗК РФ содержит исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Как следует из материалов дела, заявитель обратился в Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельного участка с кадастровым номером 25:27:000000:8767, площадью 3666 кв.м. из земель населенных пунктов, расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир жилой дом. Участок находится примерно в 78 м от ориентира по направлению на северо-запад. Почтовый адрес ориентира: <...> для целей не связанных со строительством – для размещения защитных зеленых насаждений.
Отказывая в предоставлении испрашиваемого земельного участка, Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края указал, что указанный земельный участок расположен в трех территориальных зонах: Ж-3 (зона индивидуальной жилой застройки), Р-1 (зона городского озеленения), ПК-4 (зона производственно-коммунальных объектов Vкласса) и на территории, в отношении которой территориальная зона не установлена. Разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером 25:27:000000:8767 – «защитные зеленые насаждения» - соответствует градостроительному регламенту территориальной зоны ПК-4, но не соответствует градостроительным регламентам территориальных зон Ж-3, Р-1. На территорию, в отношении которой территориальная зона не установлена, градостроительные регламенты не распространяются. Кроме того, со ссылкой на ч. 4 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ указал, что границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Отказ оформлен письмом от 14.06.2016 № 20/02/02-22/18296.
В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Согласно пункту 2 статьи 7 ЗК РФ земли должны использоваться в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Частью 4 статьи 30 ГрК РФ установлено, что на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается.
Статьей 85 ЗК РФ предусмотрено территориальное зонирование земель населенных пунктов в соответствии с градостроительными регламентами, устанавливаемыми правилами землепользования и застройки с учетом особенностей расположения и развития каждой территориальной зоны.
В соответствии с пунктом 2 указанной статьи границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Указанным пунктом также определено, что для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков) правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент.
Решением Думы Артемовского городского округа от 28.04.2011 № 497 утверждены «Правила землепользования и застройки на территории Артемовского городского округа» (далее – Правила № 497).
В пункте 1 статьи 12 Правил № 497 установлено, что градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, а также всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. Действие градостроительных регламентов распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования.
Правилами № 497 предусмотрено, что размещение защитных зеленых насаждений относится к основным видам разрешенного использования земельных участков, относящихся к зоне ПК-4 (зона производственно-коммунальных объектов Vкласса) и не относится к основным видам разрешенного использования земельных участков территориальных зон Ж-3, Р-1 и территории, в отношении которой территориальная зона не установлена.
Проанализировав графическое изображение испрашиваемого обществом земельного участка в схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории в совокупности с фрагментами карты функциональных зон городского округа, карты зон с особыми условиями использования территории, входящей в состав проекта изменений генерального плана Артемовского городского округа, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что спорный земельный участок действительно входит в границы трех территориальных зон - Ж-3, ПК-4, Р-1, а также в территории, в отношении которой территориальная зона не установлена.
Судом правомерно отклонен довод заявителя о том, что сведения государственного кадастра недвижимости не содержат информации о нахождении испрашиваемого земельного участка в трех территориальных зонах, в связи с чем факт нахождения земельного участка не доказан, в силу следующего.
Из представленных пояснений ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Приморскому краю, следует, что государственный кадастровый учет испрашиваемого земельного участка осуществлен 23.04.2015 на основании заявления об осуществлении государственного кадастрового учета и приложенного к нему межевого плана подготовленного на основании схемы расположения земельного участка, на кадастровом плане территории, утвержденной постановлением администрации Артемовского городского округа от 25.02.2015 №1067-па.
Действительно, в постановлении имеется информация, что земельный участок входит в состав зоны производственно-коммунальных объектов V класса (ПК-4), основной вид разрешенного использования: размещение защитных зеленых насаждений.
Между тем, сведения о территориальных зонах Артемовского городского округа внесены в государственный кадастр недвижимости 11.07.2011 в соответствии с Правилами землепользования и застройки Артемовского городского округа и доказательств внесения изменений в указанные Правила в материалы дела не представлено.
В связи с тем, что сведения о территориальных зонах содержащиеся в ЕГРП с 2011 года не обновлялись, при рассмотрении заявления о государственном кадастровом учете испрашиваемого земельного участка, специалист принимал решение об осуществлении государственного кадастрового учета на основании информации, содержащейся в постановлении администрации Артемовского городского округа от 25.02.2015 №1067-па и не принял во внимание сведения о границах территориальных зон содержащихся в государственном кадастре недвижимости.
Согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости, земельный участок с кадастровым номером 25:27:000000:8767 расположен в зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-3), зоне производственно-коммунальных объектов V класса (ПК-4), зоне городского озеленения (Р-1), а также часть второго контура земельного участка попадает в территорию в отношении которого территориальная зона не установлена.
Расположение земельного участка в нескольких территориальных зонах противоречит части 4 статьи 30 ГрК РФ и свидетельствует о невозможности его предоставления на каком-либо праве, в связи с чем коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что отказ департамента, оформленный письмом от 14.06.2016 № 20/02/02-22/18296, соответствует требованиям действующего законодательства и не нарушает права Общества.
Исследуя вопрос о нарушении оспариваемым отказом прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской деятельности, коллегия также приходит к следующим выводам.
Как следует из заявления земельный участок с кадастровым номером 25:27:000000:8767 испрашивается обществом для целей размещения защитных зеленых насаждений.
По правилам статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация благоустройства и озеленения территории городского округа относится к вопросам местного значения городского округа.
Соответственно, размещение защитных зеленых насаждений по существу представляет собой благоустройство территории общего пользования.
Между тем, благоустройство территории является деятельностью по обслуживанию земельного участка и не может быть его самостоятельным целевым назначением.
С учетом изложенного, размещение защитных зеленых насаждений не является предпринимательской деятельностью, направленной на извлечение прибыли, в связи с чем отказ в предоставлении спорного земельного участка не нарушает прав заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Судебная коллегия принимает во внимание, что данное обстоятельство не было положено в обоснование оспариваемого решения, однако в соответствии со статьей 198 АПК РФ для признания ненормативного акта, решения органа государственной власти незаконным, необходимо соблюдение двух условий: несоответствие данного акта, решения закону и нарушение данным актом, решением прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В связи с изложенным, коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, согласно которому оспариваемое решение департамента земельных и имущественных отношений Приморского края соответствует закону и не нарушает права и законные интересы заявителя, что в соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ является основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования.
Суд апелляционной инстанции не усматривает правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
Спор разрешен судом в соответствии с действующим законодательством, фактические обстоятельства дела установлены на основе всестороннего, полного и объективного исследования представленных доказательств.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
На основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1500 руб. подлежит возврату ФИО1 из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 06.02.2017 по делу №А51-21445/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить ФИО1 из федерального бюджета 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей государственной пошлины, излишне уплаченной при подаче апелляционной жалобы за общество с ограниченной ответственностью «Лаборатория света» по чеку-ордеру ПАО Сбербанк России от 01.03.2017.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий | ФИО2 |
Судьи | С.В. Гуцалюк ФИО3 |