ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 05АП-2078/2016 от 11.04.2016 Пятого арбитражного апелляционного суда

Пятый арбитражный апелляционный суд

ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001

тел.: (423) 221-09-01, факс (423) 221-09-98

http://5aas.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Владивосток                                                  Дело

№ А51-24729/2015

13 апреля 2016 года

Резолютивная часть постановления оглашена 11 апреля 2016 года.

Постановление в полном объеме изготовлено апреля 2016 года .

Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Е.Н. Номоконовой,

судей А.В. Гончаровой, С.В. Гуцалюк,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Т.Н. Витко,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Находкинской таможни,

апелляционное производство № 05АП-2078/2016

на решение от 10.02.2016

судьи В.В. Саломая

по делу № А51-24729/2015 Арбитражного суда Приморского края

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Ферротрейд» (ИНН 7604198677, ОГРН 1117604002812, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 21.02.2011)

к Находкинской таможне (ИНН 2508025320, ОГРН 1022500713333, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 10.12.2002)

о признании незаконным решенияот 14.10.2015 № 365-12/07379,

при участии: извещённые надлежащим образом стороны в суд не явились,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Ферротрейд» (далее – ООО «Ферротрейд», общество, декларант) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным решения Находкинской таможни (далее – таможня, таможенный орган) об отказе во внесении изменений в декларацию на товары № 10714040/160115/0000909, изложенного в письме от 14.10.2015 № 365-12/07379, и о возложении на таможню обязанности внести указанные в обращении от 16.09.2015 изменения в декларацию на товары № 10714040/160115/0000909.

Решением от 10.02.2016 суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования, а также взыскал с таможенного органа в пользу общества судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000 рублей.

Не согласившись с принятым решением, таможня обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение арбитражного суда и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь в обоснование жалобы на отсутствие представленного декларантом документального подтверждения в обоснование необходимости внесения изменений или дополнений в таможенную декларацию в части количества товаров.

Обществом в суд апелляционной инстанции представлен отзыв на апелляционную жалобу. Возражая против её удовлетворения, Общество пояснило, что при реэкспорте товаров с территории Российской Федерации ввиду невозможности их выпуска в свободное обращение в декларации, поданной при таможенном оформлении реэкспорта, не было учтено то обстоятельство, что часть реэкспортируемых товаров в количестве 156 штук  ранее была изъята таможенным органом для проведения таможенной экспертизы. Данное обстоятельство, по мнению декларанта, повлекло необходимость внесения соответствующих изменений в декларацию на товары № 10714040/160115/0000909.

Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, в заседание арбитражного суда апелляционной инстанции не явились, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) рассмотрела апелляционную жалобу по делу в отсутствие представителей указанных лиц.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Из материалов дела судебной коллегией установлено следующее.

ООО «Ферротрейд» на территорию Российской Федерации ввезены товары – воздушные фильтры для двигателей внутреннего сгорания; фильтр воздушный для салона а/м; оборудование для фильтрования масла и топлива в ДВС - фильтр масляный; оборудование для фильтрования масла и топлива в ДВС - фильтр топливный.

Указанные товары ввезены в контейнерах HMMU6002870 и HDMU6682050, была заявлена процедура импорта.

Товары, ввезённые в контейнере HMMU6002870, задекларированы частично по ДТ № 10714040/101214/0051590 и частично по ДТ №10714040/181214/0052608.

Товары, ввезённые в контейнере HDMU6682050, задекларированы частично по ДТ №10714040/181214/0052608.

Таможенным постом Морской порт Восточный Находкинской таможни принято решение об отказе в выпуске товара в свободное обращение.

В рамках таможенного контроля таможенный орган произвёл отбор проб и образцов ввезённого товара.

Из числа товаров, задекларированных по ДТ №10714040/181214/0052608 (контейнеры HMMU6002870 и HDMU6682050) было отобрано по 3 экземпляра каждого из 82 артикулов, итого 246 экземпляров товара, о чём составлен акт отбора проб и образцов №10714040/261214/0052608.

Из числа товаров, задекларированных по ДТ №10714040/101214/0051590 (контейнер HMMU6002870) было отобрано по 3 экземпляра товара каждого из 26 артикулов, итого 78 экземпляров товара, о чём составлен акт отбора проб и образцов №10714040/191214/0051590.

После проведения таможенной экспертизы были подготовлены заключения таможенного эксперта № 002336 от 19.02.2015 и № 002299 от 10.03.2015, образцы отобранных товаров возвращены таможенному органу.

Товары, ввезённые в контейнере HMMU6002870 и заявленные по двум ДТ (№ 10714040/101214/0051590 и № 10714040/181214/0052608), были реэкспортированы Обществом с территории Таможенного союза по ДТ №10714040/160115/0000909 ввиду невозможности их выпуска в свободное обращение.

Заявляя процедуру реэкспорта, Общество не уменьшило количество товаров по ДТ №10714040/160115/0000909 на количество образцов, отобранных таможенным органом для проведения таможенной экспертизы.

В связи с этим Общество обратилось в таможенный орган с заявлением о внесении изменений в ДТ № 10714040/160115/0000909.

Письмом от 14.10.2015 № 365-12/07379 таможня отказала декларанту во внесении изменений в ДТ №10714040/160115/0000909, сославшись на то, что уменьшение количества товаров, заявленных в ДТ №10714040/160515/0000909, на 156 штук документально не подтверждено, поскольку актами отборов проб и образцов товаров №17014040/191214/0051590 и № 10714040/261214/0052608 отобраны товары в количестве 78 и 246 штук.

Не согласившись с решением таможенного органа, изложенном в указанном письме, Общество обратилось в арбитражный суд.

Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе и в отзыве на неё, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции в связи со следующим.

В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что условиями принятия арбитражным судом решения о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов является наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

В соответствии с пунктом 1 статьи 179 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с ТК ТС.

Согласно пункту 2 статьи 191 ТК ТС внесение изменений и дополнений в таможенную декларацию после выпуска товаров допускается в случаях и порядке, которые определяются решением Комиссии таможенного союза.

В силу пункта 3 статьи 191 ТК ТС таможенные органы не вправе по собственной инициативе, поручению или просьбе лица заполнять таможенную декларацию, изменять или дополнять сведения, указанные в таможенной декларации, за исключением тех сведений, внесение которых отнесено к компетенции таможенных органов, корректировки таможенной стоимости товаров и (или) изменения после выпуска товаров иных сведений, влияющих на определение размера сумм таможенных платежей и соблюдение запретов и ограничений, производимых в соответствии с положениями таможенного законодательства таможенного союза.

Во исполнение указанных норм ТК ТС Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии № 289 от 10.12.2013 утверждён порядок внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, которым определены случаи и порядок внесения изменений и (или) дополнений в декларацию на товары после выпуска товаров (далее – Решение № 289).

Согласно подпункту «а» пункта 11 Раздела III «Внесение изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, после выпуска товаров» Решения № 289, сведения, указанные в ДТ, подлежат изменению и (или) дополнению после выпуска товаров по результатам таможенного контроля или иного вида контроля, осуществляемого таможенными органами в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством государств-членов, проведенного таможенным органом, в том числе в связи с мотивированным обращением декларанта о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ (далее - обращение), в том числе в случае:

- выявления недостоверных сведений о классификации товаров, о стране происхождения товаров, о соблюдении условий предоставления льгот по уплате таможенных платежей, а также об иных сведениях, в том числе влекущих за собой изменение размера исчисленных и (или) подлежащих уплате таможенных, иных платежей;

- выявления несоответствия сведений, указанных в ДТ, сведениям, содержащимся в документах, представленных при таможенном декларировании товаров, и (или) подлежащим указанию в ДТ.

На основании пункта 12 Раздела IV «Внесение изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, после выпуска товаров по инициативе декларанта» Решения № 289 внесение изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ, после выпуска товаров по инициативе декларанта осуществляется, в том числе на основании обращения.

 Обращение подается в таможенный орган, в котором зарегистрирована ДТ, составляется в произвольной письменной форме, если иное не установлено Решением № 289. В обращении указываются регистрационный номер ДТ, перечень вносимых в нее изменений и (или) дополнений и обоснование необходимости внесения таких изменений и (или) дополнений (пункт 13 Решения № 289).

К обращению прилагаются надлежащим образом заполненная КДТ, ее электронная копия, документы, подтверждающие изменения и (или) дополнения, вносимые в сведения, указанные в ДТ (пункт 14 Решения № 289).

В случае внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ в виде электронного документа, обращение, КДТ, документы, подтверждающие вносимые изменения и (или) дополнения, могут быть представлены декларантом в виде электронных документов с использованием информационных систем в порядке, установленном законодательством государств-членов.

Рассмотрение таможенным органом обращения производится в соответствии с законодательством государств-членов (пункты 15, 16 Решения № 289).

В силу пункта 17 Решения № 289 таможенный орган, рассматривающий обращение либо документы, представленные в соответствии с абзацем третьим пункта 12 Решения № 289, проводит таможенный контроль в порядке, установленном ТК ТС.

В соответствии с пунктом 18 Решения № 289 таможенный орган отказывает во внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ, в следующих случаях:

а) обращение или документы, представленные в соответствии с абзацем третьим пункта 12 Решения, поступили в таможенный орган после истечения срока, предусмотренного статьей 99 ТК ТС;

б) не выполнены требования, предусмотренные пунктами 3, 4, 11 – 15 Решения;

в) при проведении таможенного контроля после выпуска товаров таможенный орган выявил иные сведения, чем представленные декларантом для внесения в ДТ и указанные в обращении или в документах, представленных в соответствии с абзацем третьим пункта 12 Решения № 289.

 Таможенный орган в письменной форме информирует декларанта об отказе во внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ. При отсутствии оснований для отказа во внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ, предусмотренных пунктом 18 Решения № 289, должностное лицо в пределах установленного в соответствии с законодательством государств-членов срока для рассмотрения обращения принимает решение о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ. Такое решение принимается путем регистрации КДТ с присвоением ей регистрационного номера. При этом должностное лицо производит соответствующие записи (проставляет отметки) в ДТ и КДТ (пункт 19 Решения № 289).

Порядок действий должностных лиц таможенных органов при внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары после выпуска товаров определяется Инструкцией о действиях должностных лиц таможенных органов при внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, после выпуска товаров, утверждённой Приказом ФТС России от 03.07.2014 № 1286 (далее - Инструкция).

В силу пункта 5 Инструкции должностное лицо таможенного поста рассматривает поступившее обращение по существу в случаях, если вносимые в ДТ изменения связаны с:

- технической ошибкой, не влияющей на решение о выпуске товаров, страну происхождения товаров, определение таможенной стоимости, сумму подлежащих уплате таможенных и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, применение в отношении товаров запретов и ограничений, соблюдение прав интеллектуальной собственности и авторских прав;

- продлением срока действия таможенных процедур временного ввоза (допуска) и временного вывоза;

- приобретением условно выпущенными товарами статуса товаров Таможенного союза;

- представлением после выпуска товаров документов, обязательство о представлении которых взято при таможенном декларировании товаров;

- продлением срока подачи полной таможенной декларации при применении временного периодического таможенного декларирования товаров;

- уточнением в соответствии с частью 10 статьи 213 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» сведений о товарах, заявленных в периодической ДТ;

- представлением недостающих сведений, заявленных в неполной ДТ;

- отзывом ДТ, помещенных под таможенные процедуры экспорта, временного вывоза, переработки вне таможенной территории;

- изменением сведений о транспортных средствах, на которых перевозились вывозимые с таможенной территории Таможенного союза товары;

- уплатой ввозных таможенных пошлин, налогов при частичном условном освобождении от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру временного ввоза (допуска);

- уплатой таможенных пошлин, налогов, в отношении которых предоставлена отсрочка или рассрочка их уплаты.

Из материалов дела следует, что 16.09.2015 Общество обратилось в таможенный орган с заявлением, содержащим все необходимые данные, в том числе регистрационный номер ДТ, перечень вносимых изменений, а также обоснование необходимости вносимых изменений с приложением необходимых документов.

При обращении в таможню декларант правомерно исходил из того, что из анализа и сопоставления наименований артикулов ввезённых товаров, перечисленных в дополнениях к соответствующим таможенным декларациям, и наименований артикулов товаров, изъятых таможней для подготовки заключений таможенных экспертов, следует вывод о том, что из контейнера HMMU6002870 таможней отобраны товары, задекларированные по двум ДТ (№10714040/101214/0051590 – 78 шт.,  №10714040/181214/0052608 – 78 шт.), в общем количестве 156 штук.

Названные товары ввиду изъятия таможней фактически не были реэкспортированы Обществом, что порождает необходимость внесения соответствующих изменений в оформленную на реэкспорт таможенную декларацию № 10714040/160515/0000909.

Приложением № 1 к Приказу ФТС России от 20.11.2014 N 2264 "Об утверждении Порядка отбора таможенными органами Российской Федерации проб (образцов) товаров для проведения таможенной экспертизы, Порядка приостановления срока проведения таможенной экспертизы" предусмотрено, что товар, расфасованный в потребительскую упаковку массой брутто от 100 до 1000 граммов, предоставляется для проведения исследований в количестве трех упаковок.

Из имеющейся в деле ДТ № 10714040/181214/0052608 следует, что вес одной штуки каждого из ввезенных общество товара не превышает 1 000 граммов (составляет соответственно 614, 183, 320, 441 граммов), и поэтому товар каждого наименования отбирался таможенным органом в количестве трех упаковок.

Соотношение указанных в актах отбора проб и образцов от 19.12.2015 и от 26.12.2015 количества и веса отобранных товаров данный фат также подтверждают.

При этом коллегия принимает во внимание то обстоятельство, что все вышеперечисленные сведения об операциях с товарами имелись в распоряжении таможенного органа и должны были быть учтены при рассмотрении обращения декларанта, чего также сделано не было.

На основании изложенного судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, то Обществом представлены все сведения о ввезённых товарах, необходимые и достаточные для внесения изменений в таможенную декларацию № 10714040/160515/0000909, и оснований для отказа в удовлетворении обращения Общества у таможенного органа не имелось.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого судебного акта, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств, не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого решения суда.

Выводы арбитражного суда по данному делу основаны на всестороннем и полном исследовании и оценке имеющихся в деле доказательств в соответствии со статьей 71 АПК РФ. Неправильного применения либо нарушения норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта, по данному делу не установлено.

На основании статьи 333.37 Налогового кодекса РФ суд апелляционной инстанции не относит на таможенный орган судебные расходы по государственной пошлине за подачу апелляционной жалобы.

Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Приморского края от 10.02.2016  по делу №А51-24729/2015  оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.

Председательствующий

Е.Н. Номоконова

Судьи

А.В. Гончарова

С.В. Гуцалюк