Пятый арбитражный апелляционный суд
ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001
тел.: (423) 221-09-01, факс (423) 221-09-98
http://5aas.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Владивосток Дело | № А51-15552/2018 |
18 июня 2019 года |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июня 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено июня 2019 года .
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Пятковой,
судей Е.Л. Сидорович, Т.А. Солохиной,
при ведении протокола секретарем судебного заседания В.В. Ли,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу сельскохозяйственного потребительского перерабатывающего кооператива «Лесная поляна»,
апелляционное производство № 05АП-2160/2019
на решение от 20.02.2019
судьи О.В. Шипуновой
по делу № А51-15552/2018 Арбитражного суда Приморского края
по исковому заявлению Департамента сельского хозяйства и продовольствия Приморского края (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к сельскохозяйственному потребительскому перерабатывающему кооперативу «Лесная поляна» (ИНН <***>, ОГРН <***>)
о взыскании 5 984 550 рублей,
при участии:
от сельскохозяйственного потребительского перерабатывающего кооператива «Лесная поляна»: ФИО1 по доверенности от 15.03.2019 сроком действия на 1 год, паспорт;
от Департамента сельского хозяйства и продовольствия Приморского края: ФИО2 по доверенности от 25.04.2019 сроком действия на 1 год, удостоверение; ФИО3 по доверенности от 13.06.2018 сроком действия на 1 год, удостоверение,
УСТАНОВИЛ:
Департамент сельского хозяйства и продовольствия Приморского края (далее - истец, Департамент) обратился в арбитражный суд с исковым заявлением об обязании Сельскохозяйственного потребительского перерабатывающего кооператива «Лесная поляна» (далее - ответчик, СППК «Лесная поляна», кооператив) возвратить в краевой бюджет
5 984 550 рублей, предоставленных в виде субсидии на развитие сельскохозяйственных потребительских кооперативов в Приморском крае (с учетом уточнений, принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)).
Решением Арбитражного суда Приморского края от 20.02.2019 заявленные требования Департамента удовлетворены частично, суд обязал возвратить 2 807 466 рублей 76 копеек субсидии. В части требований о возврате в бюджет Приморского края 3 177 083 рублей 24 копейки исковое заявление оставлено без рассмотрения. Также судом взыскано с кооператива в доход федерального бюджета 37 037 рублей государственной пошлины.
Не согласившись с принятым судебным актом, СППК «Лесная поляна» обратился в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель приводит доводы о том,что полученные денежные средства были использованы им по целевому назначению в полном объеме.
Указывает, что сводный отчет не предоставлялся ввиду прекращения финансирования, но его непредставление не является основанием для возврата гранта.
В дополнительных пояснениях к апелляционной жалобе также высказывает мнение, что поскольку оформление деятельности на земельном участке, указанном в бизнес плане, требовало значительного времени и финансовых затрат, то ответчик решил проводить освоение гранта на ином арендованном участке и денежные средства освоены в полном объеме, однако их было недостаточно для полного завершения проекта.
Кроме того, кооператив указывает на то, что Департаментом в досудебном порядке не ставился вопрос о необходимости расторжения соглашения от 23.11.2015 № 4 о предоставлении гранта.
Департамент с доводами апелляционной жалобы не согласился по основаниям, указанным в письменном отзыве и дополнении к нему, представленных в материалы дела и приобщенных в порядке статьи 262 АПК РФ.
При рассмотрении дела 25.04.2019 был сформирован состав суда председательствующий А.В. Пяткова, судьи Л.А. Бессчасная, Т.А. Солохина.
В связи с нахождением в очередном отпуске судьи Л.А. Бессчасной, на основании определения председателя четвертого судебного состава от 10.06.2019, произведена замена судьи Л.А. Бессчасной на Е.Л. Сидорович.
Рассмотрение апелляционной жалобы начато сначала в связи с изменением состава суда на основании части 5 статьи 18 АПК РФ.
В судебном заседании представитель кооператива доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представители Департамента просили решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Из материалов дела судебной коллегией установлено следующее.
В целях реализации мероприятий в соответствии с Постановлением Правительства от 24.06.2015 № 623 «Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на грантовую поддержку сельскохозяйственных потребительских кооперативов для развития материально-технической базы», Государственной программы Приморского края «Развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Повышение уровня жизни сельского населения Приморского края на 2013-2020 годы», утвержденной Постановлением Администрации Приморского края от 07.12.2012 № 392-па, Постановления Администрации Приморского края от 13.12.2013 № 470-ПА "О предоставлении из краевого бюджета субсидий на развитие сельскохозяйственных потребительских кооперативов в Приморском крае" между Департаментом и СППК «Лесная поляна» заключено соглашение № 4 от 23.11.2015 «О предоставлении Гранта сельскохозяйственным потребительским кооперативам» (далее - соглашение № 4).
В соответствии с соглашением № 4 ответчик принял на себя обязательства по расходованию средств гранта для развития материально-технической базы в соответствии с целями, условиями и в порядке, установленными названным соглашением, планом расходов (приложение 1), а также по представлению отчетов о целевом использовании денежных средств гранта (приложение № 2,3).
Во исполнение соглашения № 4 Департамент предоставил кооперативу субсидию в размере 5 984 550 рублей, что подтверждается платёжными поручениями № 228631 от 04.12.2015 на сумму 2 493 659 рублей 47 копеек, № 464284 от 23.12.2015 на сумму 3 490 890 рубля 53 копейки.
Установив нарушение кооперативом взятых на себя обязательств по использованию субсидии в течение 18 месяцев, по предоставлению в Департамент сводного отчета о целевом использовании субсидии в течение месяца со дня ее полного использования, истец направил 01.02.2018 в адрес СППК «Лесная Поляна» требование № 25-03/18-339 о возврате неиспользованной субсидии в сумме 2 807 466 рублей 76 копеек.
Неисполнение указанного требования послужило основанием для направления в адрес ответчика досудебной претензии от 17.04.2018 № 25-03/19-1436 на сумму 2 807 466 рублей 76 копеек (возврат неиспользованной субсидии).
Поскольку претензия о возврате суммы субсидии ответчиком не исполнена, Департамент обратился в арбитражный суд с иском о ее взыскании.
Суд первой инстанции частично удовлетворяя требования истца, пришел к выводу, что поскольку с претензией или требованием о возврате субсидии в полном объеме (5 984 550 рублей) Департамент в адрес ответчика не обращался, то взысканию подлежит субсидия в размере 2 807 466 рублей 76 копеек, так как представленные в материалы дела доказательства подтверждают факты несоблюдения условий и целей предоставления гранта СППК «Лесная поляна».
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 271 АПК РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе и отзыве на нее, заслушав пояснения представителей сторон, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежащей удовлетворению, ввиду следующих обстоятельств.
В соответствии со статьей 307 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, оказать услугу, внести вклад в совместную деятельность, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
Согласно части 2 статьи 307 ГК РФ обязательства возникают из договоров и других сделок, вследствие причинения вреда, вследствие неосновательного обогащения, а также из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.
Частью 1 статьи 310 ГК РФ предусмотрено, что односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, между сторонами сложились договорные отношения, связанные с государственной поддержкой в виде субсидии, которые подлежат регулированию положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Подпунктом 2 пункта 2 названной статьи БК РФ предусмотрено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
В пункте 3 статьи 78 БК РФ определено какие положения должны содержаться в нормативных правовых актах, муниципальных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг, должны предусматривать в том числе порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Пунктом 3.1 статьи 78 БК РФ установлено, что в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 указанной статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Таким образом, из приведенных правовых норм следует, что субсидии подлежат возврату в соответствующий бюджет при нарушении получателями условий их предоставления, и нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий, должны определять порядок возврата субсидий при нарушении получателем данных условий.
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства.
Постановлением Администрации Приморского края от 13.12.2013 №470-па «О предоставлении из краевого бюджета субсидий на развитие сельскохозяйственных потребительских кооперативов в Приморском крае» был утверждён Порядок предоставления из краевого бюджета субсидий на развитие сельскохозяйственных потребительских кооперативов в Приморском крае (далее – Порядок № 470-па).
Пунктом 9.1 Порядка № 470-па закреплено, что предоставление субсидий осуществляется на основании соглашения о предоставлении субсидий в рамках комплексного участия в государственной программе Приморского края «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Повышение уровня жизни сельского населения Приморского края на 2013-2020 годы», заключенного между кооперативом и Департаментом. Соглашение о предоставлении субсидий должно предусматривать, в том числе согласие кооператива на осуществление Департаментом и органами государственного финансового контроля проверок соблюдения кооперативом условий, целей и порядка предоставления субсидий.
Согласно пункту 12 Порядка № 470-па, субсидии носят целевой характер и не могут быть использованы на цели, не предусмотренные названным Порядком.
Пунктом 13 Порядка № 470-па установлено, что кооператив, получивший субсидию, обязан:
- использовать ее в соответствии с утвержденным планом расходов в течение 18 месяцев со дня получения;
- оплачивать за счет собственных средств не менее 15 процентов стоимости каждого наименования расхода, указанного в плане расходов;
- предоставлять в Департамент сельского хозяйства и продовольствия Приморского края отчет о целевом использовании субсидий по форме, утвержденной Департаментом, ежеквартально в срок до 5 числа месяца, следующего за отчетным кварталом;
- предоставлять в Департамент сводный отчет о целевом использовании субсидий по форме, утвержденной Департаментом, в течение месяца со дня ее полного использования с приложением копий документов, подтверждающих ее целевое использование.
Согласно пункту 17 Порядка в случае неиспользования или неполного использования субсидии в течение срока, указанного в пункте 13 настоящего Порядка, кооператив обязан осуществить возврат субсидии или неиспользованного остатка субсидии в краевой бюджет.
В случае нарушения условий, установленных настоящим Порядком при предоставлении субсидии, кооперативы обязаны осуществить возврат субсидии в краевой бюджет. Требование о возврате субсидий в краевой бюджет направляется кооперативам Департаментом в течение пяти рабочих дней со дня установления нарушения. Возврат субсидий производится кооперативами в течение десяти рабочих дней со дня получения требования Департамента по реквизитам и коду классификации доходов бюджетов Российской Федерации, указанным в требовании (пункт 18 Порядка
№ 470-па).
В соответствии с Протоколом № 2 заседания межведомственной экспертной комиссии по проведению конкурсного отбора для предоставления грантов сельскохозяйственным потребительским кооперативам для развития материально-технической базы от 23.11.2015 СППК «Лесная поляна» в целях организации сбора, заготовки и переработки ягод, меда, дикоросов и прочих недревесных лесных ресурсов включен в перечень получателей гранта и с ним заключено соглашение № 4.
Предметом соглашения № 4 (пункт 1.1.) является сотрудничество сторон по реализации мероприятий по предоставлению гранта кооперативу на развитие материально-технической базы для организации заготовки, переработки, хранения и сбыта сельскохозяйственной продукции для достижения конечных целей, выражающихся в обеспечении жителей Приморского края качественными, экологически безопасными продуктами питания собственного производства и снижение зависимости производственного рынка от импортного сырья и продовольствия.
Пункт 2.2.1. соглашения № 4 предусматривает обязанность СППК «Лесная поляна» использовать средства гранта в соответствии с планом расходов, утвержденным межведомственной конкурсной комиссией по отбору кооперативов для предоставления государственной поддержки, в течение 18 месяцев со дня их получения.
Расход полученных денежных средств осуществляется только после получения согласования Департамента по форме, прилагаемой к соглашению, являющегося приложением № 1 (пункт 2.2.2. соглашения
№ 4).
Пунктом 2.2.3 соглашения № 4 предусмотрено ежеквартальное предоставление отчета о целевом использовании гранта в срок до 15 месяца, следующего за отчетным кварталом. А также предоставление сводного отчета о полном целевом использовании гранта по форме, утвержденной Департаментом, в течение месяца со дня его полного использования с приложением копий документов, подтверждающих его целевое использование (п. 2.2.4 соглашения № 4).
Согласно пункту 2.2.8. соглашения № 4 кооператив обязан осуществлять исполнение бизнес-плана (достижение показателей), представленного на рассмотрение межведомственной конкурсной комиссии, в полном объеме.
В случае неиспользования или неполного использования средств гранта в течение срока, указанного пунктом 2.2.1 соглашения (18 месяцев), кооператив обязан осуществить возврат гранта или неиспользованного остатка в краевой бюджет (п. 3.1 соглашения № 4).
В пункте 3.2. соглашения № 4 предусмотрено, что в случае нарушения условий использования гранта ответчик обязан осуществить возврат гранта в краевой бюджет в полном объеме.
Согласно бизнес-плану по созданию и развитию СППК «Лесная поляна» открытие нового производства планировалось в с. Васильевка Михайловского муниципального района, с последующей организацией дополнительного пункта в с. Яковлевка на базе помещения ФИО4, являющегося членом кооператива.
Открытие нового производства в с.Васильевка заявлено как дополнительный стимул для улучшения жизни в селе, так как организация новых рабочих мест в количестве 13 человек позволит улучшить функционирование экономики Михайловского муниципального района.
Согласно соглашению № 4 СППК «Лесная поляна» использует средства гранта в соответствии с планом расходов, утвержденным межведомственной конкурсной комиссией по отбору кооперативов для предоставления государственной поддержки.
В приложении № 1 к соглашению № 4 утвержден план расходования средств гранта в 2015 году, предоставленных кооперативу «Лесная Поляна». Расходы включают в себя строительство производственных зданий, водоснабжение (бурение скважин), монтаж отопительной системы, покупка материалов для изготовления стеллажей для цеха грибов, покупка материалов для изготовления стеллажей для склада готовой продукции, изготовление системы вентиляции и т.д.
Получение денежных средств гранта в согласованном размере
5 984 550 рублей на основании платежных поручений № 228631 от 04.12.2015 и № 464284 от 23.12.2015 подтверждено материалами дела и ответчиком не оспаривается.
С целью осуществления бюджетных полномочий главного распорядителя бюджетных средств по проверке соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями Департаментом проведена проверка ответчика на предмет соблюдения условий, целей и порядка, определенных при предоставлении гранта, о чем составлен акт № 1 от 29.01.2018, которым был установлены следующие нарушения:
- кооперативом не исполнено обязательство по использованию субсидии в соответствии с утвержденным планом расходов в течение 18 месяцев со дня получения, а именно в срок до 03.06.2017 не использованы полученные денежные средства на реализацию бизнес-плана (пункт 13 абзац 2 Порядка № 470-па, пункт 2.2.1. соглашения № 4);
- не представлены ежеквартальные отчеты о целевом использовании гранта в срок до 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, с января месяца 2017 года. Всего кооперативом было представлено 4 отчета: за 1 квартал 2016 года от 15.04.2016, за 2 квартал 2016 года от 05.07.2016, за 3 квартал 2016 года от 15.10.2016 и за 4 квартал 2016 года от 25.01.2017 (пункт 13 абзац 4 Порядка № 470-па, пункт 2.2.3. соглашения № 4);
- не предоставлен сводный отчет о целевом использовании субсидии в течение месяца со дня ее полного использования, а именно в срок до 03.07.2017 (пункт 13 абзац 4 Порядка № 470-па, пункт 2.2.4. соглашения №4).
Согласно сведениям Администрации Михайловского муниципального района от 27.11.2018 № 4740/А/22-6 на территории Михайловского муниципального района разрешений на строительство и ввод в эксплуатацию СППК «Лесная поляна» отделом архитектуры, градостроительства и дорожной деятельности Администрации Михайловского муниципального района не выдавалось.
Таким образом, материалами дела не нашел своего подтверждения факт строительства производственного здания по адресу с.Васильевка Михайловского муниципального района, указанному в бизнес-плане, на возведение которого были выделены бюджетные средства в виде гранта, и данное обстоятельство по существу не оспаривается и ответчиком.
В подтверждение исполнения взятых на себя обязательств ответчиком в материалы дела представлен договор аренды земельного участка от 17.01.2017 и дополнительное соглашение к нему от 17.02.2017, заключенные между арендодателем (ФИО5) и арендатором (СППК «Лесная поляна) на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 25:09:320601:1043, расположенный по адресу: Российская Федерация, установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир часть жилого дома. Участок находится примерно в 400 м от ориентира по направлению на юго-восток. Почтовый адрес ориентира: <...>, и земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 25:09:000000:2373, расположенный по адресу: Российская Федерация, установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир часть жилого дома. Участок находится примерно в 198 м от ориентира по направлению на юго-восток. Почтовый адрес ориентира: <...>.
Также кооперативом представлена проектная документация 2018 года "Строительства цеха по фасовке меда, установленного относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир часть жилого дома. Участок находится примерно в 198 м от ориентира по направлению на юго-восток. Почтовый адрес ориентира: <...>", разрешение на строительство № RU 25507000-15-2019 от 13.03.2018 на земельном участке с кадастровым номером 25:09:000000:2373, отчеты от 05.04.2017 и от 05.07.2017 с приложенными к ним первичными документами на приобретение товарно-материальных ценностей.
Проанализировав указанные документы, коллегия апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции, что они не подтверждают использование средств гранта по целевому назначению в соответствии с условиями соглашения № 4 и утвержденного бизнес-плана.
Так, адрес места строительства (с. Новое, Михайловский район) не совпадает с адресом (с.Васильевка Михайловского района) объекта, указанного в бизнес-плане, представленного на рассмотрение межведомственной комиссии.
По организационному плану бизнес-проекта ввод в эксплуатацию объекта запланирован на 4 квартал 2016 года, выход на проектную мощность и создание 13 новых рабочих мест во 2 квартале 2017 года.
Комиссией в составе зам.главы Михайловского муниципального района, начальника отдела Департамента сельского хозяйства Приморского края и специалиста-эксперта в присутствии председателя кооператива ФИО5 было проведено обследование территории, расположенной на земельном участке с кадастровым номером 25:09:000000:2373, по адресу: <...>, о чем составлен акта от 04.12.2018, в ходе которого установлено, что ангар, построенный из листового железа, по состоянию на 04.12.2018 не используется, строительство не завершено, назначение строительства не установлено, разрешение на строительство отсутствует, оборудование отсутствует.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что по состоянию на 04.12.2018 цех по переработке дикоросов не построен, в эксплуатацию не введен, выпуск продукции не осуществляется, рабочие места не созданы, соответственно, целевые показатели, предусмотренные в бизнес-плане, для которых кооперативу из краевого бюджета были выделены средства в виде гранта на основании соглашения № 4, не достигнуты.
В представленном ответчиком разрешении на строительство № RU 25507000-15-2019 на первом листе указана дата 13.03.2018, в тоже время на последнем листе стоит дата 13.03.2019. При этом, проанализировав документы, положенные в основу данного разрешения, такие как выписка из ЕГРН на земельный участок от 12.10.2018, план земельного участка RU 2507000-151 от 05.09.2018, экспертное заключение № 12/7.1-Т от 01.02.2019, санитарно-эпидемиологическое заключение от 12.02.2019, судебная коллегия приходит к выводу о том, что разрешение не могло быть получено раньше, чем датированы документы, положенные в основу такого разрешения. Соответственно, дата 13.03.2018 на первом листе разрешения расценивается судом как опечатка.
Таким образом, представленное ответчиком разрешение на строительство выдано за пределами срока, установленного для освоения гранта и реализации бизнес-плана. Более того разрешение выдано на объект капитального строительства по адресу, отличному от адреса, предусмотренному бизнес-планом.
Коллегией не принимаются во внимания доводы ответчика о том, что строительство на земельном участке в с. Новое производилось за счет средств полученного гранта, поскольку на земельном участке в с.Васильевка (по бизнес-плану) возникли трудности с оформлением разрешения на строительство, а также длительным судебным процессом, связанным с освобождением земельного участка в с.Васильевка его от прав третьих лиц.
Проанализировав представленные нормативно-правовые акты и документы, связанные с реализацией грантов на развитие материально-технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов, судебная коллегия приходит к выводу, что при отборе сельскохозяйственных потребительских кооперативов межведомственная комиссия руководствуется принципом эффективности использования бюджетных средств, в том числе принципом бюджетной экономии и принципом сокращения сроков освоения средств гранта.
Перечень документов, необходимых для получения гранта, установлен пунктом 6 Порядка № 470-па и включает в себя, в том числе, бизнес-план и план расходов, которые являются основными документами, рассматриваемыми при проведении конкурсного отбора, поскольку соглашение, которое заключается с победителями, прошедшими конкурсный отбор, является логическим завершением рассмотрения и признания лучших бизнес-плана и плана расходов.
Документов, подтверждающих согласование изменения плана расходов или бизнес-плана с целью освоения гранта на новом земельном участке в с.Новое, ответчиком не предоставлено.
Материалами дела подтверждается, что адрес места строительства фактически не совпадает с местом строительства объекта согласно бизнес-плану, представленному на рассмотрение межведомственной комиссии.
Как уже установлено по материалам дела, субсидии носят целевой характер и выделяются под конкретный бизнес-план в целях реализации утвержденной программы развития сельского хозяйства.
Поскольку ответчик самовольно принял решение об осуществлении деятельности на земельном участке, расположенном в ином населенном пункте, что является нарушением условий соглашения № 4, то произведенные траты не могут быть признаны целевыми и произведенными в соответствии с бизнес-планом для реализации установленной программы.
Установленные обстоятельства позволяют прийти к выводу о формальном подходе ответчика к освоению гранта по целевому назначению без учета необходимости привнесения полезного результата такого освоения для развития сельского хозяйства Приморского края.
Кроме того, доводы, на которые указывает ответчик, не снимают с него ответственности за неисполнение бизнес-плана, на реализацию которого были получены средства гранта, а недостижение целей, предусмотренных соглашением, является основанием для возврата гранта.
Таким образом, материалами дела не подтверждается соблюдение ответчиком условий использования субсидии из бюджета, что в свою очередь подтверждает право истца требовать возврата предоставленного гранта.
К представленным ответчиком в материалы дела отчетам от 05.04.2017 и от 05.07.2017 суд относится критически, поскольку как следует из акта Департамента от 29.01.2018 № 1 всего кооперативом было представлено 4 отчета: за 1 квартал 2016 года от 15.04.2016, за 2 квартал 2016 года от 05.07.2016, за 3 квартал 2016 года от 15.10.2016 и за 4 квартал 2016 года от 25.01.2017. Доказательств направления в Департамент отчетов от 05.04.2017 и от 05.07.2017 в порядке, предусмотренном пунктом 2.2.5. соглашения №4 ответчик в материалы дела не представил.
При этом, непредставление ответчиком в Департамент ежеквартальных отчетов, а также сводного отчета также является нарушением условий соглашения № 4 (пунктов 2.2.3 и 2.2.4).
В соответствии с пунктом 18 Порядка требование о возврате субсидий в краевой бюджет направляется кооперативам Департаментом в течение пяти рабочих дней со дня установления нарушения.
Поскольку требование от 01.02.2018 № 25-03/18-339 и претензия от 17.04.2018 № 25-03/19-1436 были направлены Департаментом в адрес ответчика о возврате неиспользованной субсидии в размере 2 807 466 рублей 76 копеек, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил иск Департамента в указанной сумме, а исковое заявление Департамента в части требования о возврате 3 177 083 рублей 24 копейки субсидии правомерно оставлено без рассмотрения на основании пункта 2 части 1 статьи 148 АПК РФ в связи несоблюдением претензионного порядка урегулирования спора.
Апелляционная инстанция считает, что судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства дела, выводы суда им соответствуют. Нормы материального и процессуального права применены правильно. Оснований для отмены решения суда не имеется.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3 000 рублей на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на ответчика.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 20.02.2019 по делу № А51-15552/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий | А.В. Пяткова |
Судьи | Е.Л. Сидорович Т.А. Солохина |