ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 05АП-2277/19 от 30.04.2019 Пятого арбитражного апелляционного суда

Пятый арбитражный апелляционный суд

ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001

тел.: (423) 221-09-01, факс (423) 221-09-98

http://5aas.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Владивосток                                                  Дело

№ А59-5973/2018

13 мая 2019 года

Резолютивная часть постановления объявлена 30 апреля 2019 года.

Постановление в полном объеме изготовлено мая 2019 года .

Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Н.Н. Анисимовой,

судей А.В. Гончаровой, Г.Н. Палагеша,

при ведении протокола секретарем судебного заседания В.А. Ходяковой,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Гитол»,

апелляционное производство № 05АП-2277/2019

на решение от 06.03.2019

судьи Е.С. Логиновой

по делу № А59-5973/2018 Арбитражного суда Сахалинской области

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Гитол» (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Департаменту архитектуры и градостроительства города Южно-Сахалинска (ИНН <***>, ОГРН <***>)

третье лицо: Департамент землепользования города Южно-Сахалинска (ИНН <***>, ОГРН <***>)

о признании незаконным решения, изложенного в письме от 31.08.2018 №7782-026/07, об отказе в выдаче разрешения на строительство,

при участии: лица, участвующие в деле, не явились, извещены,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Гитол» (далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением о признании незаконным решения Департамента архитектуры и градостроительства города Южно-Сахалинска (далее – департамент), изложенного в письме от 31.08.2018 №7782-026/07, об отказе в выдаче разрешения на строительство объекта «Группа многоквартирных жилых домов и центром дошкольного и школьного образования с двумя детскими садами, общеобразовательной школой, школой для одаренных детей на 25 мест, спортивным комплексом. 2-я очередь – Многоквартирный дом корпус А и Многоквартирный дом корпус Б» на земельном участке с кадастровым номером 65:01:0406001:428, расположенном в <...>, и о возложении обязанности устранить данное нарушение и в течение семи рабочих дней с даты принятия решения по спору выдать обществу разрешение на строительство указанного объекта.

          Определением арбитражного суда от 06.09.2018 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, был привлечен департамент землепользования г. Южно-Сахалинска (далее третье лицо, департамент землепользования).

          Решением Арбитражного суда Сахалинской области от 06.03.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.

          Не согласившись с вынесенным судебным актом, общество обратилось с апелляционной жалобой в Пятый арбитражный апелляционный суд, согласно которой просит отменить обжалуемое решение и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов жалобы указывает, что с учетом вступившего в законную силу решения арбитражного суда по делу №А59-3129/2016 и заключенного во исполнение данного судебного акта договора аренды земельного участка с кадастровым номером 65:01:0406001:428 у департамента отсутствовали основания для отказа в выдаче разрешения на строительство 2-ой очереди объекта капитального строительства, для завершения строительства которого и был заключен договор аренды указанного земельного участка. Полагает, что несоответствие разрешенного использования данного земельного участка видам разрешенного использования объектов капитального строительства территориальной зоны ОД-4 не могло быть положено в обоснование оспариваемого отказа, поскольку такой вывод противоречит выводу судов по делу №А59-3129/2016, в соответствии с которым указанные в разрешениях на строительство объекты первой очереди являются составной частью объектов капитального строительства, указанных в разрешениях строительство, то есть данные объекты взаимосвязаны общим конечным результатом работ, назначением и потребительскими свойствами. Заявитель полагает, что отказ департамента свидетельствует о пренебрежительном отношении последнего к выводам судов и намерении уклониться от исполнения решения суда о предоставлении обществу земельного участка для завершения строительства объекта «Группа многоквартирных домов с социальными объектами».

          Стороны и третье лицо, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, заявлений, ходатайств не представили, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрела апелляционную жалобу без их участия по имеющимся в материалах дела документам.

          Из материалов дела судебной коллегией установлено следующее.

          30.10.2006 по результатам проведения аукциона между департаментом архитектуры, градостроительства и управления недвижимостью города Южно-Сахалинска (арендодатель) и ООО «ДВ «Новый Материк» (арендатор) заключен договор аренды земельного участка №9254, в соответствии с которым арендатор передает за плату во временное пользование (на условиях аренды), а арендатор принимает земельный участок общей площадью 155728 кв.м с кадастровым номером 65:01:0406001:0024, категория земель «земли поселений», расположенный по адресу: г. Южно-Сахалинск, южная часть города в границах: с севера р. Зима, с востока - пр. Мира, с юга - граница отвода ООО «Бриллиант», с запада - ул. Ленина.

          На основании пункта 1.2 указанного договора участок предоставлен для/под малоэтажную застройку повышенной плотности, состоящей из одно-двухквартирных блокированных 2-4 этажных домов в сочетании с многоквартирными 4-этажными секционными домами и объектами обслуживания.

          Постановлением мэра города Южно-Сахалинска от 12.02.2010 №251 «О внесении изменений в правоустанавливающие документы на землю и предоставлении земельных участков» в отношении указанного земельного участка установлено разрешенное использование - для комплексного освоения в целях жилищного строительства.

          21.09.2011 постановлением администрации города Южно-Сахалинска №1730 утвержден проект планировки, проект межевания территории в южной части города Южно-Сахалинска в границах: р. Зима - пр. Мира - граница отвода ООО «Бриллиант» - ул. Ленина, в соответствии с которым данная территория дифференцирована на следующие зоны планируемого размещения объектов капитального строительства: многоэтажная жилая застройка, объекты учебно-образовательного назначения, объекты инженерного назначения.

          Распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений Сахалинской области от 31.10.2012 №1812-р «О разделе земельного участка» земельный участок с кадастровым номером 65:01:0406001:0024 площадью 15,5728 га разделен на девять земельных участков, в том числе на земельный участок с кадастровым номером 65:01:0406001:357, расположенный по адресу: г. Южно-Сахалинск, по восточной стороне ул. Ленина, юго-западнее участка с кадастровым номером 65:01:0406001:33, категория земель «земли населенных пунктов», разрешенное использование: для комплексного освоения в целях жилищного строительства, площадью 44662 кв.м.

          31.10.2012 между Министерством имущественных и земельных отношений Сахалинской области (арендодатель) и ООО «ДВ «Новый Материк» (арендатор) заключен договор аренды земельного участка №01983, в силу которого из земель населенных пунктов арендатору представлен в аренду земельный участок с кадастровым номером 65:01:0406001:357, площадью 44662 кв.м, местоположение: Сахалинская область, г. Южно-Сахалинск, по восточной стороне ул. Ленина, юго-западнее участка с кадастровым номером 65:01:0406001:33, целевое использование «для комплексного освоения в целях жилищного строительства», сроком с 31.10.2012 по 30.10.2015.

          На основании соглашения от 30.01.2013 права и обязанности арендатора по данному договору аренды перешли к ЗАО «Топливная компания», далее на основании соглашения от 26.12.2014 - от ЗАО «Топливная компания» к ООО «ТехИнвест» и впоследствии на основании соглашения от 14.04.2015 - от ООО «ТехИнвест» к заявителю.

          В свою очередь ещё решением Городского Собрания города Южно-Сахалинска от 30.01.2013 №744/44-13-4 были утверждены Правила землепользования и застройки на территории городского округа «город Южно-Сахалинск», в соответствии с которыми земельный участок с кадастровым номером 65:01:0406001:357 вошел в две территориальные зоны: учебно-образовательная (ОД-4) и многоэтажная жилая застройка (Ж-1).

          При этом 26.12.2014 департаментом архитектуры, градостроительства и землепользования города Южно-Сахалинска (далее – ДАГИЗ) было принято распоряжение №1798-р об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории кадастрового квартала 65:01:0406001 в связи с образованием двух земельных участков, в том числе многоконтурного земельного участка, состоящего из двух контуров путем перераспределения земельных участков с кадастровыми номерами 65:01:0406001:357, 65:01:0406001:363, 65:01:0406001:362, 65:01:0406001:359, 65:01:0406001:355, 65:01:0406001:358, 65:01:0406001:360, 65:01:0406001:356, со следующими характеристиками земельных участков:

·ЗУ1: местоположение: г. Южно-Сахалинск, в южной части города, по западной стороне просп. Мира, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для комплексного освоения в целях жилищного строительства, земельный участок расположен в учебно-образовательной территориальной зоне (ОД-4);

·ЗУ2: местоположение: г. Южно-Сахалинск, в южной части города, по западной стороне просп. Мира, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для комплексного освоения в целях жилищного строительства, земельный участок расположен в территориальной зоне многоэтажной жилой застройки (Ж-1).

          15.01.2015 на основании указанного распоряжения на государственный кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером 65:01:0406001:428 площадью 44662 кв.м, образованный путем перераспределения земельных участков с кадастровыми номерами 65:01:0406001:357, 65:01:0406001:363, 65:01:0406001:362, 65:01:0406001:359, 65:01:0406001:355, 65:01:0406001:358, 65:01:0406001:360, 65:01:0406001:356, разрешенное использование: для комплексного освоения в целях жилищного строительства, полностью расположенный в учебно-образовательной территориальной зоне (ОД-4).

          В этой связи соглашением от 28.07.2015 в договор аренды земельного участка №01983 от 30.10.2012 были внесены изменения, согласно которым предмет аренды был определен как земельный участок с кадастровым номером 65:01:0406001:428, из земель категории «земли населенных пунктов», площадью 44662 кв.м, местоположение: Сахалинская область, г. ЮжноСахалинск, по восточной стороне ул. Ленина, юго-западнее участка с кадастровым номером 65:01:0406001:33, целевое использование «для комплексного освоения в целях жилищного строительства».

          08.09.2015 обществу выдан градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 65:01:0406001:428, согласно которому весь земельный участок расположен в учебно-образовательной территориальной зоне (ОД-4).

          На основании распоряжения ДАГИЗ от 03.11.2015 №1551-р земельному участку с кадастровым номером 65:01:0406001:428 и нежилому зданию, строящемуся на указанном выше земельном участке, присвоен почтовый адрес: <...>.

          Одновременно обществу выдано разрешение на строительство №65-64701000-05695-2015, наименование объекта «Группа многоквартирных жилых домов и центром дошкольного и школьного образования с двумя детскими садами, общеобразовательной школой, школой для одаренных детей на 25 мест, спортивным комплексом. 1-я очередь - школа для одаренных детей на 25 мест», площадь застройки 150 кв.м, земельный участок - 65:01:0406001:428. Срок действия разрешения до 03.01.2017.

          05.04.2016 в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесена запись о государственной регистрации права собственности общества на объект незавершенного строительства площадью застройки 150 кв.м, степень готовности 20%, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 65:01:0406001:428.

          Уведомлением от 03.03.2016 №930-014/07 ДАГИЗ сообщил обществу о прекращении арендных отношений по договору от 31.10.2012 №01983 по причине истечения срока его действия и нежелании заключить новый договор.

          13.04.2016 общество обратилось с заявлением о заключении с ним договора аренды земельного участка с кадастровым номером 65:01:0406001:428 площадью 44662 кв.м для завершения строительства объекта капитального строительства, которое письмом от 12.05.2016 №2081-014/07 было оставлено без удовлетворения, мотивированное необходимостью образовать земельный участок под существующим объектом незавершенного строительства в целях его завершения, поскольку других разрешений на строительство в период срока аренды по договору аренды обществу не выдавалось.

          Данный отказ был оспорен заявителем в арбитражный суд, решением которого от 06.10.2016 по делу №А59-3129/2016, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 15.12.2016, указанный отказ был признан незаконным, на ДАГИЗ была возложена обязанность заключить с обществом на срок три года договор аренды земельного участка 65:01:0406001:428, для завершения строительства объекта.

          10.05.2018 общество обратилось в департамент с заявлением о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства «Группа многоквартирных жилых домов с центром дошкольного и школьного образования с двумя детскими садами, общеобразовательной школой, школой для одаренных детей на 25 мест, спортивным комплексом. 2-я очередь – Многоквартирный дом корпус А и Многоквартирный дом корпус Б» на земельном участке по адресу: <...>, кадастровый номер 65:01:0406001:428, сроком на 36 месяцев.

          Письмом от 14.05.2018 №3979-026/15 в выдаче разрешения на строительство объектов 2-й очереди было отказано, поскольку территориальная зона не предусматривает строительство многоквартирных жилых домов.

          Не согласившись с указанным решением, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением, при рассмотрении которого суд первой инстанции сделал вывод о незаконности отказа департамента в выдаче разрешения на строительство, но посчитал, что оспариваемый отказ не привел к нарушению прав и законных интересов общества, поскольку при подаче заявления о выдаче разрешения на строительство общество не представило действующий договор аренды земельного участка.

          Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2018 указанный судебный акт был изменен путем исключения из его мотивировочной части выводов о незаконности решения департамента, поскольку возведение на арендуемом земельном участке многоквартирных домов противоречит основным видам разрешенного использования территориальной зоны ОД-4 и нарушает основной принцип использования земли по целевому назначению.

          В тоже время 23.08.2018 общество обратилось в департамент с повторным заявлением о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства «Группа многоквартирных жилых домов с центром дошкольного и школьного образования с двумя детскими садами, общеобразовательной школой, школой для одаренных детей на 25 мест, спортивным комплексом. 2-я очередь – Многоквартирный дом корпус А и Многоквартирный дом корпус Б» на земельном участке по адресу: <...>, на спорном земельном участке.

          Рассмотрев указанное обращение, департамент письмом от 31.08.2018 №7782-026/07 отказал в выдаче разрешения на строительство, поскольку представленные документы не соответствуют требованиям к строительству объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка (территориальная зона не предусматривает строительство многоквартирных жилых домов).

          Не согласившись с данным решением, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением, который отказал в его удовлетворении.

          Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 АПК РФ правильность применения норм материального и процессуального права, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции в силу следующих обстоятельств.

          По правилам части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частей 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого акта, действий (бездействия) закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

          Разрешение на строительство согласно части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ, Кодекс) представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного часть 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

          Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей (часть 2 статьи 51 ГрК РФ).

          В соответствии с частью 4 названной статьи разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи и другими федеральными законами.

          Из части 7 этой же статьи следует, что в целях строительства объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство органы с приложением соответствующих документов, предусмотренных данной нормой (в частности, градостроительного плана земельного участка, материалов проектной документации и иные).

          Частью 11 статьи 51 Кодекса предусмотрено, что уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство: 1) проводит проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство; 2) проводит проверку соответствия проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка; 3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.

          Уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 этой статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (часть 13 статьи 51 ГрК РФ).

          В силу части 14 названной статьи установлено, что отказ в выдаче разрешения на строительство может быть оспорен в судебном порядке.

          Как следует из материалов дела, мотивом для принятия оспариваемого решения послужило несоответствие представленных документов требованиям к строительству объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи градостроительного плана земельного участка, выраженное в том, что территориальная зона ОД-4, в которой расположен земельный участок с кадастровым номером 65:01:0406001:428, не предусматривает в качестве видов разрешенного использования земельных участков строительство многоквартирных жилых домов.

          Находя данные выводы департамента законными и обоснованными, судебная коллегия исходит из следующего.

          По правилам подпункта 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земли делятся по целевому назначению на категории, и правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и из разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

          При этом предусмотренное подпунктом 2 пункта 1 статьи 40 ЗК РФ право пользователя земельного участка возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием ограничено необходимостью соблюдения требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

          Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования (пункт 3 статьи 85 ЗК РФ).

          Аналогичные требования следуют из пункта 9 статьи 1 и части 1 статьи 36 ГрК РФ, в силу которых градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.

          Согласно статье 51 Правил землепользования и застройки на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск», утвержденных Решением Городского Собрания города Южно-Сахалинска от 30.01.2013 №744/44-13-4, основными видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в учебно-образовательной зоне (ОД-4) являются объекты учебно-образовательного назначения, АТС - автоматизированные телефонные станции, КНС - канализационные насосные станции, РП - распределительные подстанции, ГРП - газораспределительные подстанции, ГП - трансформаторные подстанции, котельные малой мощности.

          При этом вспомогательным видом разрешенного использования земельного участка являются объекты инженерно-технического обеспечения, парковки (парковочные места), а условно разрешенные виды использования земельного участка градостроительным регламентом не установлены.

          Анализ имеющихся в материалах дела фрагмента карты градостроительного зонирования (том №2 л.д. 100-106) и градостроительного плана земельного участка RU65302000009861 (том №2 л.д. 10-20) показывает, что земельный участок с кадастровым номером 65:01:0406001:428 расположен в учебно-образовательной зоне ОД-4.

          Кроме того, данный градостроительный план содержит указание на то, что согласно проекту планировки территории юго-восточного района, утвержденного постановлением администрации города Южно-Сахалинска от 25.04.2014 №718-па, земельный участок расположен в границах зоны учебно-образовательного назначения.

          При таких обстоятельствах департамент правомерно установил, что представленные документы не соответствуют требованиям градостроительного плана земельного участка, поскольку разрешенное использование территориальной зоны ОД-4, в которой расположен земельный участок с кадастровым номером 65:01:0406001:428, не предусматривает строительство многоквартирных домов.

          Соответственно оспариваемый отказ принят департаментом при наличии к тому правовых оснований.

          Данные выводы судебной коллегии согласуются с выводами суда апелляционной инстанции, приведенными в постановлении от 04.12.2018 по делу №А59-3347/2018, принятому по вопросу законности и обоснованности отказа департамента от 14.05.2018 №3979-026/05 в выдаче разрешения на строительство того же объекта капитального строительства 2-й очереди на спорном земельном участке, с участием тех же лиц.

          Довод апелляционной жалобы о том, что оспариваемый отказ противоречит выводам судебных актов по делу №А59-3129/2016 и не согласуется с предметом договора аренды земельного участка №01983/18 от 25.07.2018, заключенного в целях завершения строительства объекта «Группа многоквартирных жилых домов и центром дошкольного и школьного образования с двумя детскими садами, общеобразовательной школой, школой для одаренных детей на 25 мест, спортивным комплексом», судом апелляционной инстанции не принимается.

          Как установлено пунктом 21 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 №137 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», введенного в действие с 01.03.2015, в случае, если объект незавершенного строительства расположен на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, и право собственности на указанный объект зарегистрировано до 1 марта 2015 года или такой земельный участок предоставлен до 1 марта 2015 года в аренду, собственник указанного объекта имеет право приобрести такой земельный участок в аренду сроком на три года однократно для завершения его строительства без проведения торгов в порядке, установленном статьями 39.14 - 39.17 ЗК РФ. Положения настоящего пункта применяются в случае, если ранее такой земельный участок не предоставлялся любому из предыдущих собственников указанного объекта незавершенного строительства в соответствии с настоящим пунктом.

          Аналогичные положения закреплены в подпункте 10 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ, в силу которых договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены объекты незавершенного строительства, однократно для завершения их строительства собственникам объектов незавершенного строительства в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящей статьи.

          Согласно пункту 5 статьи 39.6 ЗК РФ предоставление в аренду без проведения торгов земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположен объект незавершенного строительства, осуществляется однократно для завершения строительства этого объекта собственнику объекта незавершенного строительства.

          Совокупный анализ данных норм показывает, что указанный упрощенный порядок предоставления земельного участка в аренду обусловлен характером земельного участка, занятого объектом незавершенного строительства, который отнесен к недвижимости наряду с готовыми объектами, и направлен на сохранение прав собственника такого объекта незавершенного строительства, как добросовестного застройщика, лишенного возможности завершить строительство объекта в пределах первоначального срока действия договора.

          Как подтверждается материалами дела, на дату обращения с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 65:01:0406001:428 в порядке подпункта 10 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ у общества имелся незавершенный объект капитального строительства «школа для одаренных детей на 25 мест» степенью готовности 20%, в отношении которого было выдано разрешение от 03.11.2015 на строительство объекта капитального строительства «Группа многоквартирных жилых домов и центром дошкольного и школьного образования с двумя детскими садами, общеобразовательной школой, школой для одаренных детей на 25 мест, спортивным комплексом». 1-я очередь – «Школа для одаренных детей на 25 мест».

          Именно данное обстоятельство было установлено арбитражным судом при рассмотрении дела №А51-3129/2016, во исполнение судебного акта по которому между департаментом землепользования и обществом был заключен новый договор аренды земельного участка от 25.07.2018 №01983/18.

          То обстоятельство, что данный договор аренды был заключен в целях завершения строительства объекта «Группа многоквартирных жилых домов и центром дошкольного и школьного образования с двумя детскими садами, общеобразовательной школой, школой для одаренных детей на 25 мест, спортивным комплексом», не свидетельствует об отсутствии у департамента правовых оснований для принятия оспариваемого отказа вследствие несоответствия представленных документов требованиям к строительству объектов – многоквартирных домов, установленным на дату выдачи градостроительного плана, поскольку данное основание напрямую следует из части 13 статьи 51 ГрК РФ.

          В рассматриваемом случае следует учитывать, что земельный участок с кадастровым номером 65:01:0406001:428, в отношении которого обществом испрашивается разрешение на строительство многоквартирных домов, образован непосредственно в границах учебно-образовательной зоны (ОД-4) и, соответственно, подчинен установленному данной зоной градостроительному регламенту.

          Таким образом, как уже было указано выше, несоответствие требований градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 65:01:0406001:428 заявленным к строительству объектам капитального строительства, которые не соответствуют разрешенному использованию земельных участков территориальной зоны ОД-4, свидетельствует об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявления общества о выдаче разрешения на строительство объектов, не соответствующих градостроительному регламенту указанной территориальной зоны.

          Наличие указанных обстоятельств, вопреки доводам апелляционной жалобы, не вступает в противоречие ни с договором аренды земельного участка от 25.07.2018 №01983/18, ни с выводами арбитражного суда по делу №А59-3129/2016, поскольку вопрос о соответствии разрешенного использования спорного земельного участка требованиям градостроительного регламента территориальной зоны ОД-4 и выданного обществу градостроительного плана не был предметом указанного спора.

          Кроме того, по смыслу части 2 статьи 69 АПК РФ данная норма освобождает от доказывания фактических обстоятельств дела, но не исключает их различной правовой оценки, которая зависит от характера конкретного спора.

          В этой связи общество ошибочно полагает, что разрешение вопроса о предоставлении земельного участка для завершения строительства объекта незавершенного строительства однократно сроком на три года, что нашло отражение в судебных актах по делу №А59-3129/2016, препятствует департаменту в принятии решения об отказе в выдаче разрешения на строительство объектов капитального строительства, которые не предусмотрены градостроительным регламентом соответствующей территориальной зоны и выданным обществу градостроительным планом земельного участка.

          Принимая во внимание изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что отказ в выдаче разрешения на строительство был принят органом местного самоуправления при наличии к тому правовых оснований, с правильным применением действующего законодательства, в связи с чем оспариваемое решение не противоречит закону и не нарушает права и законные заявителя. Соответственно суд первой инстанции обоснованно в порядке части 3 статьи 201 АПК РФ отказал в удовлетворении заявленных требований.

          В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого судебного акта, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств по нему, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого решения суда.

          Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.

          С учетом изложенного оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта не имеется.

          По результатам рассмотрения апелляционной жалобы судебные расходы по уплате государственной пошлины на основании статьи 110 АПК РФ относятся коллегией на заявителя.

          Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

          Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 06.03.2019 по делу №А59-5973/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

          Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев.

Председательствующий

Н.Н. Анисимова

Судьи

А.В. Гончарова

Г.Н. Палагеша