Пятый арбитражный апелляционный суд
ул. Светланская, 115 Владивосток, 690001
тел.: (4232) 210-901, факс (4232) 210-998
http://5aas.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Владивосток Дело
№ А24-5377/2010
10 мая 2011 года
Резолютивная часть постановления оглашена 04 мая 2011 года .
Постановление в полном объеме изготовлено 10 мая 2011 года .
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: З.Д. Бац
судей: Т.А. Солохиной, Е.Л. Сидорович
при ведении протокола секретарем судебного заседания: Н.В. Ивановой
при участии:
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ИФНС России по г. Петропавловску-Камчатскому
апелляционное производство № 05АП-2411/2011
на решение от 28.02.2011
судьи А.М. Сакуна
по делу № А24-5377/2010 Арбитражного суда Камчатского края
по заявлению ОАО "Камчатрыбпром"
к ИФНС России по г. Петропавловску-Камчатскому
о признании частично недействительным решения от 21.09.2010 №11-11/65/22533
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество «Камчатрыбпром» (далее – ОАО «Камчатрыбпром», заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Петропавловску - Камчатскому от 21.09.2010 № 11-11/65/22533 в части доначисления налога на прибыль за 2009 год в сумме 552.105 рублей и пеней в сумме 145.96 рублей.
Решением суда от 28.02.2011 года заявленные требования удовлетворены в полном объеме. Судебный акт мотивирован тем, что решение налогового органа от 21.09.2010 № 11-11/65/22533 в оспариваемой части не соответствует закону и нарушает права и законные интересы Общества.
Не согласившись с решением суда, налоговый орган подал апелляционную жалобу, просит судебный акт отменить, как принятый с нарушением норм материального права. Ссылаясь на положения статьи 2.1 Федерального закона от 06.08.2001 № 110 – ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах» и подпункт 1 пункта 2.1 статьи 346.2 . НК РФ считает, что поскольку ОАО «Камчатрыбпром» не является градо – или поселкообразующей российской организацией, то применять нулевую ставку по налогу на прибыль в 2009 году оно не имело право.
В судебном заседании представитель налогового органа доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Представители ОАО «Камчатрыбпром» в отзыве на апелляционную жалобу и в судебном заседании с доводами апелляционной жалобы не согласились, считают решение суда законным и обоснованным, в удовлетворении требований по апелляционной жалобе просят отказать.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что решение не подлежит отмене или изменению в обжалуемой части по следующим основаниям.
Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Петропавловску - Камчатскому проведена выездная налоговая проверка ОАО «Камчатрыбпром» по вопросам соблюдения налогового законодательства по всем налогам и сборам, а также страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период с 01.01.2008 по 31.12.2009, о чем был составлен акт проверки № 11-11/61 от 12.09.2010
По результатам рассмотрения акта выездной налоговой проверки и возражений по акту проверки, налоговым органом 21.09.2010 года принято решение за № 11-11/65/22533 о привлечении к ответственности за совершение налоговых правонарушений, которым Обществу доначислены налог на добавленную стоимость за 2008 год в сумме 14.544 руб., за 2009 год в сумме 2 564 руб. и пени в сумме 2204,56 рублей, налог на прибыль за 2009 год в сумме 552.105 руб., пени в сумме 145,96 рублей, пени по налогу на доходы физических лиц в сумме 1.952.911,89 рублей, а также штраф по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неполную уплату налога на добавленную стоимость за 2007 год в виде штрафа в размере 2910,80 рублей, за 2009 год в размере 512,80 рублей.
При вынесении решения налоговый орган пришел к выводу, что Общество неправомерно применило налоговую ставку 0 % по налогу на прибыль за 2009 год по деятельности, связанной с реализацией произведенной им сельскохозяйственной продукции, а также реализацией произведенной и переработанной собственной сельскохозяйственной продукции, поскольку не является градо–и поселковообразующей организацией в порядке п.1 части 2.1 статьи 346.2 НК РФ.
Не согласившись с вынесенным Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Петропавловску - Камчатскому решением Общество обратилось в вышестоящий налоговый орган - Управление Федеральной налоговой службы по Камчатскому краю с заявлением – жалобой в административном порядке.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Управлением Федеральной налоговой службы по Камчатскому краю принято решение № 09-17/04512 от 08 ноября 2010 года об оставлении решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Петропавловску-Камчатскому от 21.09.2010 № 11-11/65/22533 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения - без изменения.
Не согласившись с решением Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Петропавловску - Камчатскому от 21.09.2010 № 11-11/65/22533 в части доначисления налога на прибыль за 2009 год в сумме 552.105 рублей и пеней в сумме 145.96 рублей, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно статье 346.2 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога в порядке, установленном главой 26.1 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 346 Налогового кодекса Российской Федерации сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) и реализующие эту продукцию, при условии, если в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций и индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, составляет не менее 70 процентов, а также сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), снабженческие, садоводческие, огороднические, животноводческие), признаваемые таковыми в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 1995 года № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации», у которых доля доходов от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства членов данных кооперативов, включая продукцию первичной переработки, произведенную данными кооперативами из сельскохозяйственного сырья собственного производства членов этих кооперативов, а также от выполненных работ (услуг) для членов данных кооперативов составляет в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) не менее 70 процентов (в редакции Федерального закона от 30.12.2008 № 314-ФЗ).
Сельскохозяйственные товаропроизводители имеют право перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация или индивидуальный предприниматель подают заявление о переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога, в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций и индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции и (или) выращенной ими рыбы, включая продукцию первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства и (или) выращенной ими рыбы, составляет не менее 70 процентов.
Статья 346.1 НК РФ не раскрывает понятие «лица, производящие сельскохозяйственную продукцию», поэтому согласно п.1 ст.11 НК РФ для определения данного понятия возможно использование понятий и терминов других отраслей законодательства Российской Федерации. В данном случае применимо понятие сельскохозяйственного товаропроизводителя, предусмотренного статьей 1 Федерального Закона от 08.12.1995 № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации».
Согласно указанной статье Федерального Закона от 08.12.1995 № 193-ФЗ сельскохозяйственным товаропроизводителем является физическое или юридическое лицо, осуществляющее производство сельскохозяйственной продукции, которая составляет в стоимостном выражении более 50% общего объема производимой продукции, в том числе рыболовецкая артель (колхоз), производство сельскохозяйственной (рыбной) продукции и объем вылова водных биоресурсов, в которой доля доходов составляет в стоимостном выражении более 70% общего объема производимой продукции.
Следовательно, если предприятие (юридическое лицо) осуществляет производство сельскохозяйственной продукции, доля доходов от реализации которой в стоимостном выражении составляет более 70 % общего объема производимой продукции, оно является сельскохозяйственным товаропроизводителем.
Как установлено судом, подтверждается материалами дела и не оспаривается налоговым органом, ОАО «Камчатрыбпром» соответствует критериям сельскохозяйственного товаропроизводителя по пункту 2 статьи 346.2 НК РФ, поскольку доля дохода от реализации сельскохозяйственной продукции в общем доходе общества составила 89,65 %.
Согласно статье 247 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций для российских организаций признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов.
Одним из элементов налогообложения в силу статьи 17 Налогового кодекса Российской Федерации является налоговая ставка.
Пунктом 1 статьи 286 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налог на прибыль определяется как соответствующая налоговая ставка процентная доля налоговой базы, определяемая в соответствии со статьей 274 Налогового кодекса российской Федерации.
По общему правилу налоговая ставка по налогу на прибыль согласно пункту 1 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в спорный период- 2009 год) составляла 20%.
Пунктом 2 статьи 274 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база по прибыли, облагаемой по ставке, отличной от ставки, указанной в пункте 1 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации, определяется налогоплательщиком отдельно. Налогоплательщик ведет раздельный учет доходов (расходов) по операциям, по которым в соответствии с главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрен отличный от общего порядок учета прибыли и убытка.
Статьей 2.1 Федерального закона от 06.08.2001 № 110-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах» (далее -Федеральный закон № 110-ФЗ) ставка по налогу на прибыль организаций для сельскохозяйственных товаропроизводителей, не перешедших на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), по деятельности, связанной с реализацией произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также с реализацией произведенной и переработанной данными организациями собственной сельскохозяйственной продукции, устанавливается в 2004 - 2012 годах в размере 0 процентов.
При этом с 1 января 2008 года по 31 декабря 2014 года под сельскохозяйственными товаропроизводителями, не перешедшими на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), по деятельности, связанной с реализацией произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также с реализацией произведенной и переработанной данными организациями собственной сельскохозяйственной продукции, понимаются сельскохозяйственные товаропроизводители, отвечающие критериям, предусмотренным пунктом 2 и подпунктом 1 пункта 2.1 статьи 346.2 части второй Налогового кодекса (в редакции Федерального закона от 30.12.2008 № 314-ФЗ).
Согласно подпункту 1 пункта 2.1 статьи 346.2 НК РФ в целях настоящей главы сельскохозяйственными товаропроизводителями также признаются градо- и поселкообразующие российские рыбохозяйственные организации, численность работающих в которых с учетом совместно проживающих с ними членов семей составляет не менее половины численности населения соответствующего населенного пункта и которые удовлетворяют условиям, установленным абзацами третьим и четвертым подпункта 2 настоящего пункта (в редакции Федерального закона от 30.12.2008 № 314-ФЗ).
Из положений вышеуказанных норм права следует, что под сельскохозяйственными товаропроизводителями в целях применения ставки по налогу на прибыль организаций для сельскохозяйственных товаропроизводителей, не перешедших на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), по деятельности, связанной с реализацией произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также с реализацией произведенной и переработанной данными организациями собственной сельскохозяйственной продукции, в размере 0 процентов понимаются как организации, подпадающие под критерии, установленные соответственно пунктом 2 статьи 346.2 НК РФ, так и подпунктом 1 пункта 2.1 статьи 346.2 НК РФ.
В связи с чем, довод заявителя жалоба о том, что для применения нулевой ставки по налогу на прибыль за 2009 год по деятельности, связанной с реализацией произведенной им сельскохозяйственной продукции, а также реализацией произведенной и переработанной собственной сельскохозяйственной продукции Общество не только должно иметь доход от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции не менее 70%, но и являться градо- и поселкообразующими российскими рыбохозяйственными организациями является ошибочным..
Кроме того, при определении статуса общества как сельскохозяйственного товаропроизводителя следует учитывать разъяснения Минфина России, данные в Письмах от 27 мая 2010 года № 03-03-06/1/354, от 27 декабря 2010 года № 03-03-05/125, от 14 апреля 2009 года № 03-03-06/1/237, из которых следует, что для применения ставки налога на прибыль в размере 0 процентов организация должна соответствовать критериям отнесения ее к сельскохозяйственным товаропроизводителям, предусмотренным п.2 статьи 346.2 НК РФ.
Поскольку ОАО «Камчатрыбпром» соответствовало критериям установленным пунктом 2 статьи 346.2 НКРФ в 2009 году и им велся раздельный учет своей деятельности (как доходов, так и расходов), что подтверждается материалами дела, не оспаривается налоговым органом, коллегия считает правильным вывод суда о том, что Общество правомерно использовало льготную ставку по налогу на прибыль.
Следовательно, решение налогового органа от 21.09.2010 № 11-11/65/22533 в части доначисления налога на прибыль за 2009 год в сумме 552.105 рублей и пеней в сумме 145.96 рублей является незаконным.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, основания для его отмены отсутствуют.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Камчатского края от 28.02.2011 по делу №А24-5377/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.
Председательствующий:
З.Д. Бац
Судьи:
Т.А. Солохина
Е.Л. Сидорович