ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 05АП-2808/14 от 20.03.2014 Пятого арбитражного апелляционного суда

Пятый арбитражный апелляционный суд

ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001

тел.: (423) 221-09-01, факс (423) 221-09-98

http://5aas.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Владивосток Дело

№ А24-4909/2013

25 марта 2014 года

Резолютивная часть постановления оглашена 20 марта 2014 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 25 марта 2014 года.

Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:

судьи Е.Л. Сидорович,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Д.А. Шабановой,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Камчатскэнерго",

апелляционное производство № 05АП-2808/2014

на решение от 31.01.2014

судьи И.Ю. Жалудя

по делу № А24-4909/2013 Арбитражного суда Камчатского края,

принятое в порядке упрощённого производства,

по заявлению открытого акционерного общества энергетики и электрификации «Камчатскэнерго» (ИНН 4100000668, ОГРН 1024101024078, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 09.11.2002)

к Агентству лесного хозяйства и охраны животного мира Камчатского края (ИНН 4101145761, ОГРН 1114101003708, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 08.07.2011)

об оспаривании постановления от 14.11.2013 № 102 о привлечении к административной ответственности,

при участии: стороны не явились,

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество энергетики и электрификации «Камчатскэнерго» (далее –общество, ОАО «Камчатскэнерго») обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Агентства лесного хозяйства и охраны животного мира Камчатского края (далее – административный орган, Агентство) от 14.11.2013 № 102, которым общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 8.31, по части 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 60 000 руб.

В соответствии с правилами главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и с учетом разъяснений Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, изложенных в Постановлении от 08.10.2012 года № 62 «О некоторых вопросах рассмотрения арбитражными судами дел в порядке упрощенного производства», дело рассмотрено в порядке упрощенного судопроизводства.

Решением суда первой инстанции от 31.01.2014 в удовлетворении заявленного требования отказано.

Не согласившись с указанным судебным актом, общество обжаловало его в порядке апелляционного производства как незаконное и необоснованное.

В обоснование своей позиции общество указало на то, что имеющиеся в материалах административного дела доказательства не подтверждают факт наличия в действиях общества объективной стороны вменяемых правонарушений, а также совершение правонарушений на землях лесного фонда.

По утверждению общества, оно не является лесопользователем, не осуществляет заготовку древесины, в связи с чем сам факт нарушения пункта 35 Правил пожарной безопасности в лесах административным органом не установлен.

Настаивая на неправомерности привлечения ОАО «Камчатскэнерго» к административной ответственности, общество указало на то, что при эксплуатации действующих линий электропередач положения Правил санитарной безопасности в лесах не подлежат применению.

На основании приведенных обстоятельств общество считает, что наличие в его действиях составов административных правонарушений по части 1 статьи 8.31 и части 1 статьи 8.32 КоАП РФ не подтверждается материалами дела.

Общество явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, в материалы дела представило письменное ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие его представителя.

Административный орган своего представителя в судебное заседание не направил.

Руководствуясь частью 3 статьи 156, статьей 266 АПК РФ, суд рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителей сторон по имеющимся в материалах дела документам.

Из материалов дела судом апелляционной инстанции установлено следующее.

17.10.2013 в ходе патрулирования территории в таксационном квартале 428 выделе 3 Апачинского участкового лесничества Усть-Большерецкого лесничества Камчатского края государственным лесным инспектором, участковым лесничим установлено, что ОАО «Камчатскэнерго» в период с 07.10.2013 по 11.10.2013 проводились работы по очистке охранной зоны высоковольтной линии электропередач ВЛ-110 кВ от древесной растительности, при этом обществом произведено сдвигание порубочных остатков к стене леса, не обеспечена уборка заготовленной древесины и порубочных остатков на общей площади 540 кв.м. рядом с опорой № 34/2000, чем нарушены Правила пожарной безопасности в лесах, а также Правила санитарной безопасности в лесах.

Названные нарушения зафиксированы в акте о выявленном нарушении лесного законодательства от 17.10.2013 № 4, а также в фототаблице к нему.

24.10.2013 по данному факту нарушений Агентством в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении № 102 по части 1 статьи 8.31 КоАП РФ, а также по части 1 статьи 8.32 КоАП РФ.

Рассмотрев названный протокол и иные материалы дела, административный орган вынес постановление № 102 от 14.11.2013 о признании заявителя виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 8.31 КоАП РФ, частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ, и назначении ему наказания в пределах санкции части 1 статьи 8.32 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 60 000 руб.

Не согласившись с вынесенным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 АПК РФ правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения в силу следующего.

Частью 6 статьи 210 АПК РФ предусмотрено, что при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Согласно части 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Частью 1 статьи 8.31 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение правил санитарной безопасности в лесах.

Объективная сторона данного правонарушения выражается в нарушении обществом пункта 43 Правил санитарной безопасности в лесах.

Частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.

Объективная сторона данного правонарушения выражается в нарушении обществом пункта 35 Правил пожарной безопасности в лесах.

В соответствии с частью 1 статьи 52 Лесного кодекса РФ охрана лесов от пожаров включает в себя, в том числе выполнение мер пожарной безопасности в лесах.

Пунктами 1 и 4 части 1, частью 2 статьи 53 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что меры пожарной безопасности в лесах включают в себя, в том числе, предупреждение лесных пожаров, а также иные меры пожарной безопасности в лесах. Правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 № 417 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах, которые устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами (пункт 1 Правил).

В силу требований пункта 35 Правил при строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий связи и трубопроводов обеспечиваются рубка лесных насаждений, складирование и уборка заготовленной древесины, порубочных остатков и других горючих материалов.

Частью 1 и 3 статьи 55 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются, в том числе, санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия); установление санитарных требований к использованию лесов.

Постановлением Правительства РФ от 29.06.2007 № 414 утверждены Правила санитарной безопасности в лесах, которые устанавливают единые порядок и условия организации защиты лесов от вредных организмов, а также от негативных воздействий на леса и санитарные требования к использованию лесов, направленные на обеспечение санитарной безопасности в лесах Правила санитарной безопасности в лесах.

Разделом VI названных Правил определены санитарные требования к использованию лесов.

В силу требований пункта 43 Правил при разработке лесосек и разрубке трасс под линейные объекты запрещается сдвигание порубочных остатков к краю леса (стене леса).

Как следует из материалов дела, ОАО «Камчатскэнерго» владеет сооружением пускового комплекса, в состав которого входит высоковольтная линия электропередачи 110 кВ в габаритах 220 кВ «с. Кавалеровское – с. Апача».

Для эксплуатации указанного сооружения обществу на праве аренды переданы земельные участки.

При этом из содержания акта о выявлении нарушений лесного законодательства от 17.10.2013 № 4 следует, что проверяющими установлен факт проведения обществом работ по строительству и эксплуатации линейных объектов (очистка охранной зоны высоковольтной линии электропередач (ВЛ 110Кв) от древесной растительности) в координатах № 52° 54.154' Е 156° 55.659', где было зафиксировано сдвигание порубочных остатков на стену леса, не обеспечена уборка заготовленной древесины и порубочных остатков.

При этом согласно государственному лесному реестру земельный участок с координатами № 52° 54.154' Е 156° 55.659' относится к землям категории – земли лесного фонда с кадастровым номеров 41:08:000000:1.

Согласно протоколу об административном правонарушении, акту о выявлении нарушений лесного законодательства от 17.10.2013 № 4 административное правонарушение совершено не только под опорами, но и на просеках под проводами линии электропередач.

То, что обществу было известно о том, что просеки под линиями электропередач проходят по землям лесного фонда, подтверждено представленным при рассмотрении дела актом об исправлении лесонарушения от 11.11.2013, подписанного представителем общества, где указано, что нарушения устранены на участке лесного фонда.

Обязанность по надлежащему содержанию линий электропередачи, включающему в себя и вырубку деревьев для обеспечения их безопасной работы, возложена на лицо, в собственности которого находятся эти линии.

Следовательно, общество должно было не только обеспечить рубку лесных насаждений, угрожающих опорам линии электропередачи, но и обеспечить соблюдение пункта 43 Правил санитарной безопасности в лесах, исключив сдвигание порубочных остатков к краю леса (стене леса), а также пункта 35 Правила пожарной безопасности в лесах, обеспечив уборку заготовленной древесины и порубочных остатков.

Указанное обстоятельство обществом по существу не оспаривается.

Согласно части 1 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В силу части 2 статьи 26.2 КоАП РФ эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Так, оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что материалами дела подтверждается факт совершения предприятием административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 8.31 и частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ.

Данный факт подтверждается, в том числе паспортом воздушных линий электропередачи, протоколом об административном правонарушении от 24.10.2013 № 102, актом выявления нарушений лесного законодательства от 17.10.2013 № 4 и фотоснимками к нему.

Доказательств, опровергающих наличие событий административных правонарушений, обществом ни на рассмотрение дела административным органом, ни при рассмотрении дела судом первой инстанции не представлено.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Исходя из данной нормы, административное правонарушение характеризуется такими обязательными признаками, как противоправность и виновность.

Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. При определении вины организации необходимо использовать понятие вины юридического лица, изложенное в части 2 статьи 2.1 Кодекса.

Согласно названной норме, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых указанным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Учитывая изложенное, апелляционный суд поддерживает позицию суда первой инстанции со ссылкой на Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 02.04.2009 № 486-О-О о том, что ОАО «Камчатскэнерго», являясь в соответствии с пунктом 13 части 1 статьи 25 Лесного кодекса РФ лесопользовалетем, обязано было соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения Правил пожарной безопасности в лесах, а также Правил санитарной безопасности в лесах при наличии прав, обеспечивающих исполнение этих обязанностей.

Вина заявителя, установленная административным органом, выразилась в том, что, имея возможность для соблюдения Правил пожарной и санитарной безопасности в лесах, проигнорировав требования законодательства, за нарушение которых установлена административная ответственность, заявитель не принял все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательства принятия таких мер в материалах дела отсутствуют.

Таким образом, вывод суда первой инстанции о наличии в действиях общества составов административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 8.31 и частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ, является правильным.

Доводы апелляционной жалобы общества, о недоказанности совершения им правонарушения на землях лесного фонда, а также о невозможности применения положений Правил санитарной безопасности в лесах при эксплуатации действующей линии электропередач, повторно заявленные в жалобе, были предметом рассмотрения суда первой инстанции, оценены и обоснованно им отклонены.

Нарушений порядка привлечения к административной ответственности судами первой и апелляционной инстанций не установлено. О времени и месте составления протокола об административном правонарушении, вынесения постановления по делу об административном правонарушении общество извещено надлежащим образом, что подтверждается материалами дела.

С учетом положений части 2 статьи 4.4 КоАП РФ обществу назначено наказание в виде административного штрафа в пределах санкции части 1 статьи 8.32 КоАП РФ, предусматривающей более строгое наказание - для юридических лиц от тридцати тысяч до ста тысяч рублей.

Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не истек.

Обстоятельств для квалификации в качестве малозначительных совершенных обществом административных правонарушений, апелляционный суд не усматривает.

Учитывая вышеизложенное, суд апелляционной инстнции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.

Руководствуясь статьями 258, 266-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Камчатского края от 31.01.2014 по делу №А24-4909/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья

Е.Л. Сидорович