ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 05АП-2816/10 от 08.07.2010 Пятого арбитражного апелляционного суда

Пятый арбитражный апелляционный суд

ул. Светланская, 115, Владивосток, 690007

тел.: (4232) 215-069, 215-063, 215-098, факс (4232) 215-098, 215-063

e-mail: info@5aas.arbitr.ru , http://5aas.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Владивосток Дело

№ А59-6754/2009

13 июля 2010 года

Резолютивная часть постановления оглашена 08 июля 2010 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 13 июля 2010 года.

Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего: Н.В. Алферовой

судей: О.Ю. Еремеевой, Е.Л. Сидорович

при ведении протокола секретарем судебного заседания: Н.А. Мильгевской

при участии:

стороны извещены, не явились;

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ИП ФИО1

апелляционное производство № 05АП-2816/2010

на решение от 14.04.2010 судьи И.Н. Шестопал

по делу № А59-6754/2009 Арбитражного суда Сахалинской области

по заявлению ИП ФИО1

к Начальнику Службы в городе Корсакове Сахалинского пограничного управления береговой охраны ФСБ России ФИО2

заинтересованное лицо: ГУ «Сахалинское пограничное Рижское ордена Ленина управление береговой охраны ФСБ РФ»

третье лицо: Главное управление МЧС РФ по Сахалинской области

о признании незаконным решения, изложенного в разрешении № 2/160 от 04.07.2009 г. Начальника Службы в городе Корсакове Сахалинского пограничного управления береговой охраны ФСБ России ФИО2, об ограничении выхода и прибытии судна Р 85-88 СЮ в светлое время суток в день выхода,

УСТАНОВИЛ:

  Индивидуальный предприниматель ФИО1 обратился в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением о признании незаконным решения, изложенного в разрешении №2/160 от 04.07.2009 начальника Службы в городе Корсакове Сахалинского пограничного управления береговой охраны ФСБ России ФИО2 об ограничении выхода и прибытия судна Р 85-88 СЮ в светлое время суток в день выхода.

Решением от 14.04.2010 Арбитражный суд Сахалинской области в удовлетворении заявленных требований отказал.

Не согласившись с принятым решением, предприниматель обратился в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой указывает, что решение начальника Службы в г. Корсакове Сахалинского ПУБО ФСБ России ФИО2 о выходе и прибытии судна только в светлое время суток в день выхода является незаконным, так как противоречит положениям Водного кодекса, Закона РФ «О государственной границе», Приказа МЧС России от 29.06.2005 № 502 «Об утверждении Правил пользования маломерными судами на водных объектах РФ», Постановления Администрации Сахалинской области от 31.05.2006 № 126-па. Указывает на то, что должностное лицо ответчика фактически превысило свои должностные обязанности, ограничив право заявителя на выход и прибытие судна Р 85-88 СЮ.

Извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного заседания стороны явку представителей в суд не обеспечили. Суд, руководствуясь ст.156 АПК РФ, рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей сторон.

Из материалов дела судом апелляционной инстанции установлено следующее.

На основании Разрешения Сахалино-Курильского территориального управления Федерального агентства по рыболовству от 03.02.2009 предпринимателю разрешен вылов водных биологических ресурсов в территориальном море РФ в период промысла с 03.02.2009 по 31.12.2009 на судне Р 85-88 СЮ.

Предприниматель, уведомлением от 04.07.2009 за №2/160, на основании п.3.5 Приказа ФСБ РФ №458 от 10.09.2007 «Об утверждении Правил пограничного режима» уведомил административный орган о выходе судна в территориальное море РФ с целью осуществления прибрежного рыболовства, указал период выхода из порта ФИО3 и время прихода в порт ФИО3.

Начальник подразделения административного органа в г. Корсакове ФИО2, письмом без даты, сообщил заявителю о дате и номере регистрации принятия уведомления (заявления) предпринимателя о выходе в море с использованием им маломерного плавательного средства на удалении от берега до 12 миль. В письме указано о составе экипажа, об ответственном за соблюдение законодательства о государственной границе и правил рыболовства, а также, что выход и прибытие в светлое время суток в день выхода с уведомлением подразделения ПС ФСБ России.

Не согласившись с ограничениями, изложенными в указанном письме, полагая, что письмо фактически является разрешением на выход в море судна и возвращения его на базу, предприниматель обратился в суд с требованием о признании его незаконным.

Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права, апелляционная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в силу следующих обстоятельств.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом в силу пункта 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).

Ненормативным актом государственного (иного органа) является документ властно – распорядительного характера любого наименования (требование, решение, постановление, письмо и т.д.) подписанный руководителем государственного (иного) органа и адресованный заявителю, в котором содержится указание о возложении на него исполнения какой – либо обязанности, прекращении его прав либо привлечении его к ответственности.

В соответствии со ст. 13 ГК РФ и ст. 198 АПК РФ такой акт должен одновременно не соответствовать закону и нарушать права заявителя, либо возлагать на него какие – либо обязанности, либо создавать иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Исходя из изложенного, в том числе из текста письма от 04.07.2009, суд апелляционной инстанции считает, что названное письмо (л.д. 19) отвечает требованиям, предъявляемым к ненормативным актам.

Письмо содержит требование административного органа о выходе и прибытии судна в светлое время суток в день выхода с уведомлением подразделения ПС ФСБ России, которое при рассматриваемых отношениях носит обязательный характер, и законность его принятия может быть проверена в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как видно из материалов дела, сторонами не оспаривается, что действующее законодательство о границе (Закон РФ от 01.04.2003 № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации») разрешает осуществление промысловой деятельности по добыче ввозных биологических ресурсов в территориальном море с уведомлением пограничных органов.

Статья 16 (абзац 10 п. 2) вышеназванного Закона РФ также предоставила право органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию со старшими должностными лицами органов и войск Федеральной пограничной службы Российской Федерации на территориях этих субъектов устанавливать и отменять своими решениями конкретное содержание правил пограничного режима, их пространственные и временные пределы. То есть вышеуказанные полномочия делегированы Законом РФ органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Российские маломерные самоходные и несамоходные (надводные и подводные) суда (средства) и средства передвижения по льду, используемые в российской части вод пограничных рек, озер и иных водных объектов, во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации, подлежат обязательному учету и хранению на пристанях, причалах, в других пунктах базирования. Может устанавливаться порядок выхода этих судов и средств из пунктов базирования и возвращения с уведомлением пограничных органов, ограничиваться время выхода, пребывания на водных объектах, удаления от пунктов базирования и берегов (ст. 20 Закона «О Государственной границе Российской Федерации»).

Согласно ст. 21 вышеуказанного закона, промысловая, исследовательская, изыскательская и иная деятельность осуществляется в российской части вод пограничных рек, озер и иных водных объектов, во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации. В целях охраны Государственной границы указанная в пункте 1 настоящей статьи деятельность осуществляется в российской части вод пограничных рек, озер и иных водных объектов с разрешения пограничных органов, а во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации - с уведомлением пограничных органов. При этом сообщаются сведения о местах, времени осуществления промысловой, исследовательской, изыскательской или иной деятельности, количестве участников, об используемых для этой цели промысловых и иных судах и о других средствах.

Согласно п. 3.2. Правил пограничного режима (далее - Правила), утвержденных Приказом Федеральной службы безопасности России от 10.09.2007 №458, постановке на учет в подразделениях пограничных управлений ФСБ России подлежат используемые в пределах участков (районов) российской части вод пограничных рек, озер и иных водных объектов, внутренних морских вод Российской Федерации, где установлен пограничный режим, в территориальном море Российской Федерации, Азовском и Каспийском морях маломерные суда, прошедшие государственную регистрацию.

Из п. 3.5. Правил следует, что оформление выхода судов и средств из пунктов базирования в пределы участков (районов) российской части вод пограничных рек, озер и иных водных объектов, внутренних морских вод Российской Федерации, где установлен пограничный режим, в территориальное море Российской Федерации, Азовское и Каспийское моря и их возвращения в пункты базирования производится подразделениями пограничных управлений ФСБ России или по согласованию с ними владельцами личных судов и средств, ответственными лицами, назначенными от организаций, в ведении которых находится пункт базирования, либо диспетчерами (сторожами) указанных пунктов базирования.

Выход судов и средств из пунктов базирования в пределы участков (районов) российской части вод пограничных рек, озер и иных водных объектов, внутренних морских вод Российской Федерации, где установлен пограничный режим, в территориальное море Российской Федерации, Азовское и Каспийское моря осуществляется с оповещением ближайшего подразделения пограничного управления ФСБ России по форме - наименование пункта базирования, регистрационные (бортовые) номера судов и средств, владельцы судов и средств (старшие на судах и средствах), место (район) осуществления деятельности, количество участников, время выхода, заявленное время возвращения.

По возвращении судов и средств в пункты базирования их владельцы (старшие на судах и средствах) обязаны оповестить ближайшее подразделение пограничного управления ФСБ России о фактическом времени возвращения.

Пребывание судов и средств на воде (на льду) разрешается в светлое время суток на удалении: б) во внутренних морских водах Российской Федерации, где установлен пограничный режим, в территориальном море Российской Федерации, Азовском и Каспийском морях - до 2 миль от берега (маломерным судам, осуществляющим прибрежное рыболовство, оборудованным техническими средствами контроля, обеспечивающими постоянную автоматическую передачу информации о местоположении судна, объеме находящихся на борту водных биологических ресурсов и продукции морского рыбного промысла, других, касающихся рыболовства, данных - до границ районов добычи (вылова) водных биологических ресурсов, указанных в разрешении на добычу (вылов) водных биологических ресурсов), от пункта базирования - по согласованию с пограничным управлением ФСБ России.

Следовательно, п.3.5 Правил установил порядок выхода судов и средств из пунктов базирования и возвращения с уведомлением пограничных органов, ограничил время выхода, пребывания на водных объектах, удаления от пунктов базирования и берегов в соответствии со ст.20 Закона №4730-1.

Из п.3.5 Правил следует, что в территориальном море маломерным судам, осуществляющим прибрежное рыболовство, к каковым относится и судно предпринимателя, разрешено находиться только в светлое время суток на расстоянии до границ района добычи водных биологических ресурсов, указанных в разрешении на добычу (вылов) водных биологических ресурсов. В темное время суток в целях охраны государственной границы и защиты экономических интересов РФ маломерным судам в территориальном море, ширина которого составляет 12 морских миль, находиться запрещено, исходя из невозможности в это время суток визуально наблюдать нахождение и перемещение в море судов, если последние не выполняют требования законодательства об использовании технических средств контроля нахождения судов.

В силу ст.5 Закона «О Государственной границе Российской Федерации» прохождение Государственной границы, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации, устанавливается на море - по внешней границе территориального моря Российской Федерации, то нахождение судна в ночное время суток за внешней границей территориального моря РФ будет считаться незаконным пересечением государственной границы. При таких обстоятельствах, маломерное судно, осуществляющее прибрежный вылов водных биоресурсов в территориальном море РФ, должно возвратиться на место стоянки в тот же день, т.е. в день выхода в море, в светлое время суток.

Кроме того, суд первой инстанции обоснованно указал, что должностное лицо организации ответчика в силу действующих Правил лишено возможности принять иное решение, т.е. разрешить находиться судну в территориальном море в ночное время, поскольку сами Правила не содержат такой возможности, а заявитель в установленном законом порядке их не оспорил.

При указанных обстоятельства суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что решение административного органа, выразившееся в письме начальника подразделения административного органа в г. Корсакове ФИО2, соответствуют требованиям п.3.5 Правил и закона «О Государственной границе Российской Федерации», и обоснованно отказал в удовлетворении заявленных предпринимателем требований.

Доводы апеллянта, о том, что решение начальника Службы в г. Корсакове Сахалинского ПУБО ФСБ России ФИО2 о выходе и прибытии судна только в светлое время суток в день выхода является незаконным, так как противоречит положениям Водного кодекса, Закона РФ «О государственной границе», Приказа МЧС России от 29.06.2005 № 502 «Об утверждении Правил пользования маломерными судами на водных объектах РФ», Постановления Администрации Сахалинской области от 31.05.2006 № 126-па., являлись предметом рассмотрения судом первой инстанции и обоснованно отклонены им. Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции у арбитражного суда апелляционной инстанции нет.

Выводы арбитражного суда по данному делу основаны на всестороннем и полном исследовании и оценке имеющихся в деле доказательств в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствует закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требований.

Неправильного применения либо нарушения норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта, по данному делу не установлено.

Учитывая изложенное, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.

Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,

ПОСТАНОВИЛ:

  Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 14.04.2010 по делу №А59-6754/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев.

Председательствующий:

Н.В. Алферова

Судьи:

Е.Л. Сидорович

О.Ю. Еремеева