Пятый арбитражный апелляционный суд
690007, г. Владивосток, ул. 1-я Морская, 2
тел./факс (4232) 215-063, 215-098
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Владивосток Дело №А51-14213/2008 7-346
24 августа 2009г. №05АП-2903/2009
Резолютивная часть постановления оглашена 20 августа 2009г.
Полный текст постановления изготовлен 24 августа 2009г.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Симоновой Г.А.
судей Бац З.Д., Н.В. Алфёровой
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Оноприенко О.А.
при участии в заседании:
от ИП ФИО1 – ФИО2 по доверенности от 17. 17.12.2008 со специальными полномочиями сроком на 1 год;
от Департамента земельных ресурсов и землеустройства Приморского края – представитель не явился, извещен надлежаще;
от Управления муниципального имущества, градостроительства и архитектуры г. Владивостока- представитель не явился, извещен надлежаще;
от администрации г. Владивостока - ФИО3 по доверенности от 12.01.2009 со специальными полномочиям сроком до 31.12.2009, удостоверение № 2712;
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента земельных ресурсов и землеустройства Приморского края на решение от 23 апреля 2009г. судьи Колтуновой Н.В. по делу №А51-14213/2008 7-346 Арбитражного суда Приморского края по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 к Департаменту земельных ресурсов и землеустройства Приморского края
3-и лица: администрация г. Владивостока, Управление муниципального имущества, градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока
об оспаривании решения
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель ФИО1, с учетом уточнений, принятых судом первой инстанции в порядке статьи 49 АПК РФ, обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным распоряжения Департамента земельных ресурсов и землеустройства Приморского края от 26.09.2008 года №1120-р «Об отмене распоряжения департамента земельных ресурсов и землеустройства Приморского края от 05 мая 2008 года №931-р»; признании незаконным отказа Департамента земельных ресурсов и землеустройства Приморского края в предоставлении индивидуальному предпринимателю ФИО1 в аренду сроком на 3 года земельных участков площадью 252,0 кв.м. с кадастровым номером 25:28:01 00 21:0092 и площадью 539,0 кв.м. с кадастровым номером 25:28:01 00 21:0093, расположенных примерно в 24 метрах по направлению на север от ориентира - жилого дома, находящегося за пределами участков, адрес ориентира: <...>, для целей не связанных со строительством, выраженный в письме от 25.09.2008 №29/6-20-6585; обязании Департамента земельных ресурсов и землеустройства Приморского края направить индивидуальному предпринимателю ФИО1 договор аренды сроком на 3 года земельного участка площадью 252,0 кв.м., кадастровый номер 25:28:01 00 21:0092, расположенного примерно в 24 метрах по направлению на север от ориентира - жилого дома, находящегося за пределами участков, адрес ориентира: <...>, для целей не связанных со строительством, для установки и эксплуатации временной постройки (павильон кафе-закусочная) и договор аренды сроком на 3 года земельного участка площадью 539,0 кв.м. (кадастровый номер 25:28:01 00 21:0093), расположенного примерно в 24
метрах по направлению на север от ориентира - жилого дома, находящегося за пределами участков, адрес ориентира: <...>, для установки и эксплуатации временных построек (объектов благоустройства).
Решением суда от 23.04.2009г. заявленные требования удовлетворены. Суд пришел к выводу о том, что действия Департамента земельных ресурсов и землеустройства Приморского края, выразившиеся в отказе в предоставлении ИП ФИО1 земельных участков, расположенных в районе проспекта Красного Знамени, 114 в городе Владивостоке, не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы заявителя.
Департамент земельных ресурсов и землеустройства Приморского края, не согласившись с решением суда, подал апелляционную жалобу и просит судебный акт отменить. В обоснование жалобы ответчик указал, что согласно генеральному плану Владивостокского городского округа, утвержденного Думой г.Владивостока на указанном земельном участке планируется размещение дорожной развязки и не предусматривается размещение кафе-закусочной. Истребуемые земельные участки согласно градостроительной документации частично находятся в красных линиях планируемого размещения автодороги, кроме того, земельные участки находятся в охранной зоне инженерных сетей (канализация), теплотрассы. Таким образом, данные земельные участки ограниченыв обороте, поскольку являются местом общего пользования, следовательно, размещение на них кафе-закусочной невозможно. Кроме того, суд, обязывая Департамент направить заявителю договор о предоставлении спорных земельных участков в аренду для установки временной постройки и их благоустройства не учел, что благоустройство носит срочный характер, осуществляется в соответствии с установленными правилами и не требует предоставления земельных участков. По мнению ответчика, приобретение земельного участка в аренду для установки и эксплуатации объектов благоустройства не связано с предпринимательской деятельностью (отсутствует извлечение прибыли). Кроме того, в настоящий момент отсутствует возможность установить арендные отношения по испрашиваемым земельным участкам, поскольку вопросы благоустройства содержатся в муниципальном правовом акте №16-МПА. В методике расчета арендной платы отсутствует функциональное назначение – благоустройство.
Департамент земельных ресурсов и землеустройства по Приморскому краю, извещенный о времени и месте судебного заседания не явился.
Представитель администрации г. Владивостока доводы жалобы поддержал.
Представитель предпринимателя с доводами жалобы не согласился, считает решение суда законным и обоснованным, представлен письменный отзыв.
УМИГА г. Владивостока, извещенное о времени и месте судебного разбирательства своего представителя в суд не направило, письменный отзыв не представлен.
В соответствии с частью 3,5 статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся лиц, по имеющимся в деле доказательствам.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ правильность применения норм материального и процессуального права, арбитражный апелляционный суд считает, что решение отмене либо изменению не подлежит в силу следующих обстоятельств.
Согласно материалам дела, 30.01.2007 распоряжением УМИГА г.Владивостока №46 ИП ФИО1 предоставлен в аренду сроком до 31.01.2010 земельный участок в районе проспекта Красного Знамени, 114 площадью 252 кв.м. для строительства кафе-закусочной.
06.02.2007 заявителем и УМИГА г.Владивостока заключен договор №02-010021-Ю-В-06514 аренды земельного участка площадью 130 кв.м. с кадастровым номером 25:28:01 00 21:0073 из земель поселений, расположенный по адресу: <...> на срок с 01.10.2006 по 30.09.2009.
В связи с изменением целевого использования 05.02.2008 ФИО1 обратилась в Департамент земельных ресурсов и землеустройства Приморского края с заявлением о расторжении договора аренды земельного участка №02-010021-Ю-В-06514 от 06.02.2007 и предоставлении в аренду сроком на 3 года земельных участков площадью 252 кв.м. и 539 кв.м. в районе проспекта Красного Знамени, 114 (для целей, не связанных со строительством) под размещение кафе-закусочной и
благоустройства территории соответственно.
05.05.2008 Департаментом земельных ресурсов и землеустройства Приморского края вынесено распоряжение №931-р «О предоставлении индивидуальному предпринимателю ФИО1 земельных участков, расположенных в г.Владивостоке, в районе проспекта Красного Знамени, 114».
Пунктом 2 распоряжения №931-р индивидуальному предпринимателю ФИО1 предоставлены из земель населенных пунктов земельные участки, расположенные примерно в 24 метрах по направлению на север от ориентира – жилого дома, находящегося за пределами участков, адрес ориентира: <...>, в аренду сроком на 3 года, в том числе: площадью 252 кв.м, с кадастровым номером 25:28:01 00 21:0092; площадью 539 кв.м, с кадастровым номером 25:28:01 00 21:0093.
Пунктом 4 распоряжения индивидуальному предпринимателю ФИО1 предписано заключить договоры аренды спорных земельных участков в месячный срок со дня получения предложения и зарегистрировать договоры аренды земельных участков в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, представив сведения о регистрации в Департамент земельных ресурсов и землеустройства Приморского края.
Однако 25.09.2008 письмом №29/6-20-6585 заявителю отказано в предоставлении испрашиваемых земельных участков в аренду. В качестве причины отказа Департамент указал, что испрашиваемый заявителем земельный участок попадает в зону благоустройства саммита АТЭС 2012 в соответствии с краевой целевой программой «Развитие города Владивостока, как центра международного сотрудничества в азиатско-тихоокеанском регионе на 2008-2011 годы».
В данном письме также указано, что в соответствии со статьей 346.27 Налогового кодекса РФ кафе-закусочная как объект организации общественного питания является зданием (его частью) или строением. Поскольку Градостроительным кодексом РФ подобные объекты отнесены к объектам капитального строительства, оформление земельных участков с такими объектами осуществляется в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса РФ.
В отношении земельного участка для благоустройства территории Департаментом указано, что в соответствии с Решением Думы города Владивостока от 22.12.2005 №60 «Об утверждении правил благоустройства и санитарного содержания города Владивостока», благоустройство как комплекс работ и мероприятий проводится в соответствии с проектом, утвержденным Управлением муниципального имущества, градостроительства и архитектуры, носит срочный характер и не является целевым назначением использования земельного участка.
В связи с этим, 26.09.2008 распоряжением Департамента земельных ресурсов и землеустройства №1120-р пункт 2, 3, 4 распоряжения Департамента земельных ресурсов и землеустройства Приморского края от 05.05.2008 №931-р отменен.
Посчитав, что отказ ответчика в предоставлении земельных участков не соответствует закону и нарушает права и законные интересы предпринимателя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, заявитель обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.
Оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, выслушав представителей сторон, коллегия пришла к следующему.
Порядок предоставления земельных участков гражданам и юридическим лицам урегулирован статьями 28, 29, 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно пунктам 2, 3 статьи 34 Земельного кодекса РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
В указанном заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Суд установил, что заявление ИП ФИО1 от 05.02.2008 о предоставлении спорных земельных участков в аренду соответствует требованиям, предъявляемым названным правовым нормам.
Пунктами 4, 5 статьи 34 Земельного кодекса РФ установлена обязанность органа местного самоуправления на основании заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утвердить и выдать заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Согласно материалам дела, спорные земельные участки сформированы и поставлены на кадастровый учет 20.02.2008, о чем свидетельствуют кадастровые планы земельных участков №28-9/08-389 и №28-1/08-390.
В пункте 6 статьи 34 Земельного кодекса РФ указано, что договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения.
Распоряжением Департамента земельных ресурсов и землеустройства Приморского края №931-р от 05.05.2008 принято решение о предоставлении испрашиваемых земельных участков в аренду, при этом предпринимателю ИП ФИО1 предписано заключить договоры аренды земельных участков в месячный срок со дня получения предложения.
Однако 25.09.2008 Департаментом земельных ресурсов и землеустройства Приморского края заявителю письмом №29/6-20-6585 отказано в предоставлении испрашиваемых земельных участков в аренду, а 26.09.2008 Департаментом распоряжение №931-р от 05.05.2008 о предоставлении земельных участков отменено.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, правомерно исходил из следующего.
Законом Приморского края от 17.03.2008 №226-КЗ утверждена Краевая целевая программа «Развитие г.Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе» на 2008-2011 годы. Целями Программы являются развитие транспортной, коммунальной и социально-культурной инфраструктуры г.Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе и реализация мероприятий по обеспечению проведения в 2012 году саммита.
В процессе реализации Программы предполагается осуществление комплекса мероприятий по развитию базовой инфраструктуры г. Владивостока в целях создания на его основе крупного торгово-финансового, транспортно -логистического, индустриального и научно- образовательного центра региона.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи: строительство и реконструкцию объектов, обеспечивающих возможность проведения крупных международных мероприятий, в том числе саммита; развитие транспортной инфраструктуры; развитие коммунальной инфраструктуры; развитие социально-культурной инфраструктуры.
Однако, указывая в качестве мотива отказа нахождение испрашиваемых предпринимателем земельных участков в зоне благоустройства для саммита АТЭС-2012 надлежащих доказательств этого ответчик не представил. Также в деле отсутствуют доказательства резервирования спорных земельных участков для целей реализации программы, утвержденной законом Приморского края №226-КЗ от 17.03.2008.
Кроме того, следует учитывать, что вышеназванный Закон №226-КЗ «О краевой целевой программе «Развитие г. Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе» на 2008-2011 годы» вступил в законную силу 19.03.2008, в то время как решение Департамента о предоставлении ИП ФИО1 земельных участков, распложенных в <...> было принято распоряжением от 05.05.2008 №931-р, следовательно, при его принятии ответчик должен был учитывать положения вступившего в законную силу краевого закона.
Ссылка Департамента на статью 346.27 Налогового кодекса РФ коллегия также считает необоснованной, поскольку данная правовая норма устанавливает понятия, используемые исключительно в налоговых правоотношениях, которая не может быть применена к рассматриваемому спору.
Кроме того, как следует из заявления предпринимателя, спорные земельные участки испрашиваются в краткосрочную аренду на три года. При этом за ответчиком как органом, уполномоченным на осуществление управления и распоряжения земельными участками в г. Владивостоке, сохраняются права собственника данных земельных участков, предусмотренные статьей 46 ЗК РФ.
Таким образом, суд первой инстанции справедливо указал на то, что в случае действительной необходимости использования спорных земельных участков в целях благоустройства саммита АТЭС 2012, Департамент земельных ресурсов и землеустройства Приморского края не лишен возможности в установленном законом порядке изъять земельный участок и прекратить арендные отношения с индивидуальным предпринимателем.
Решение Думы г. Владивостока от 22.12.2005 №160 «Об утверждении правил благоустройства и санитарного содержания города Владивостока» на которое ссылается Департамент в обоснование апелляционной жалобы, коллегией отклоняется в связи с тем, что оно утратило силу в связи с изданием муниципального правового акта Думы г. Владивостока от 05.03.2008 №16-МПА «Правила благоустройства и санитарного содержания территории г. Владивостока».
Отклоняя довод о том, что деятельность по благоустройству территории для установки временных объектов не является предпринимательской и не влечет извлечение прибыли, коллегия исходит из того, что установка таких объектов неразрывно связано с обеспечением нормального функционирования предполагаемого временного объекта (кафе-закусочной) и, несомненно, влияет на возможность заявителя получать прибыль от предпринимательской деятельности.
При таких обстоятельствах, судом установлено наличие двух оснований, указанных в части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а именно несоответствие оспариваемого отказа закону и нарушение права и законных интересов предпринимателя для признания оспариваемого отказа незаконным.
Возложение судом первой инстанции на Департамент земельных ресурсов и землеустройства Приморского края обязанности устранить допущенные нарушения путем направления заявителю договора о предоставлении в аренду спорных земельных участков соответствует требованиям пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ.
Исходя из вышеизложенного доводы апелляционной жалобы являются необоснованными и подлежат отклонению.
Нарушений норм материального и процессуального права не установлено, оснований для отмены решения суда у коллегии не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 23 апреля 2009г. по делу №А51-14213/2008 7-346 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий Г.А. Симонова
Судьи З.Д. Бац
ФИО4