ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 05АП-3394/11 от 02.06.2011 Пятого арбитражного апелляционного суда

Пятый арбитражный апелляционный суд

ул. Светланская, 115 Владивосток, 690001

тел.: (4232) 210-901, факс (4232) 210-998

http://5aas.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Владивосток Дело

№ А51-932/2011

03 июня 2011 года

Резолютивная часть постановления оглашена 02 июня 2011 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 03 июня 2011 года.

Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего: Т.А. Аппаковой

судей: Н.А. Скрипки, С. Б. Култышева

при ведении протокола секретарем судебного заседания: Е.А. Хоменко

при участии:

от истца: ФИО1, доверенность от 06.05.2010,
 от ответчика: ФИО2, доверенность № 3313-15 от 31.12.2010,
 от Межведомственной комиссии при Администрации Арсеньевского ГО: не явились, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Открытого акционерного общества «Арсеньевский хлебокомбинат»

апелляционное производство № 05АП-3394/2011

на решение от 04.04.2011

судьи И.В. Ширяева

по делу № А51-932/2011 Арбитражного суда Приморского края

по иску Открытого акционерного общества «Арсеньевский хлебокомбинат» (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Администрации Арсеньевского городского округа (ИНН <***>, ОГРН <***>)

третье лицо: Межведомственная комиссия при администрации Арсеньевского ГО

о понуждении к исполнению обязательств

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество «Арсеньевский хлебокомбинат» обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к Администрации Арсеньевского городского округа (далее по тексту – Администрация), третье лицо Межведомственная комиссия при Администрации Арсеньевского городского округа о понуждении к исполнению обязательств и просит обязать администрацию в полном объеме исполнить принятые на себя обязательства по возмещению затрат 2009 года перед истцом на сумму 117,1 тыс. руб. в рамках исполнения решения межведомственной комиссии от 09.12.2009 в части компенсации остатка затрат на сумму 57,1 тыс.руб.; обязать администрацию в полном объеме исполнить принятые на себя обязательства по возмещению затрат 2010 года перед истцом на сумму 181,9 тыс. руб. в рамках исполнения решения межведомственной комиссии от 31.08.2010 в части компенсации остатка затрат на сумму 126,9 тыс. руб.

В судебном заседании суда первой инстанции представитель истца заявил ходатайство об изменении основания иска, согласно которому считает, что ответчик не выполняет публично-правовые обязанности по выплате субсидий в сумме затрат, принятых к возмещению в рамках Муниципальной целевой программы «поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства на территории Арсеньевского городского округа на 2009-2011 годы».

Изменение основания исковых требований принято судом в порядке ст. 49 АПК РФ.

Решением от 04.04.2011 Арбитражный суд Приморского края в удовлетворении заявленных исковых требований отказал.

Не согласившись с вынесенным решением, истец обратился в апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт.

Полагает, что уведомление является официальным подтверждением результатов состоявшегося конкурса и правовым основанием для предоставления субсидии хозяйствующему субъекту, на основании чего и должны заключаться договоры на возмещение затрат, которые должны соответствовать указанным уведомлениям. При этом договоры о предоставлении субсидий лишь подтверждают публично-правовые отношения между сторонами, однако сами отношения возникают не из договора.

По мнению заявителя, общий размер субсидии, причитающийся истцу по результатам конкурса, проведенного 09.12.2009, указанных в договорах № 3 и № 9 от 21.12.2009, соответствует сумме, принятой к возмещению согласно уведомления, и составляет 117,1 тыс. руб., в то время как ответчиком выплачена субсидия только в размере 60000 руб.

Указывает на то, что в договорах № 4 и № 5 от 19.10.2010 о предоставлении субсидий за счет местного бюджета размеры субсидий не соответствуют суммам, принимаемым к возмещению затрат согласно уведомлению.

Обращает внимание на то, что повторная заявка истца на остаток невыплаченного возмещения за 2009 год в сумме 57100 руб. на конкурсе, состоявшемся 31.08.2010, не рассматривалась.

Ответчик в письменных возражениях на апелляционную жалобу с доводами жалобы не согласился, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Полагает, что основанием для перечисления денежных средств в качестве субсидии является договор о предоставлении субсидий на возмещение затрат, другого основания не предусмотрено, в связи с чем уведомления, на которые ссылается заявитель не порождают для ответчика гражданско-правовых обязательств. Оставление заявки в резерве также не является основанием для предоставления субсидии.

Третье лицо письменный отзыв на апелляционную жалобу не представило, явку представителя в суд не обеспечило.

Поскольку в материалах дела имеются доказательства его надлежащего извещения о времени и месте судебного заседания, дело слушается в отсутствие указанного лица по правилам ст. 156 АПК РФ.

Представитель истца поддержал доводы своей апелляционной жалобы.

Представитель ответчика на доводы апелляционной жалобы возразил. Решение Арбитражного суда Приморского края считает законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Исследовав доказательства по делу, оценив доводы представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта в силу следующих обстоятельств.

Как следует из материалов дела, в целях реализации мероприятий муниципальной целевой программы «Поддержка и развитие субъектов малого и среднего предпринимательства на территории Арсеньевского городского округа на 2009 - 2011 годы» на территории Арсеньевского городского округа прошли 3 конкурса на оказание финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства:

- 09.12.2009 на основании постановления администрации Арсеньевского городского округа от 05.11.2009 № 395-па «О проведении на территории Арсеньевского городского округа конкурса на оказание финансовой поддержки на 2009-2011 годы субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим приоритетные виды деятельности»;

- 31.08.2010 на основании постановления администрации Арсеньевского городского округа от 16.07.2010 № 493-па «О проведении на территории Арсеньевского городского округа конкурса на оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим приоритетные виды деятельности, и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства»;

- 14.12.2010 на основании постановления администрации Арсеньевского городского округа от 26.10.2010 № 749-па «О проведении на территории Арсеньевского городского округа конкурса на оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим приоритетные виды деятельности, и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства».

Истец принимал участие в указанных конкурсах.

Согласно протоколу № 3 заседания межведомственной комиссии при Администрации Арсеньевского городского округа по вопросам предоставления муниципальной помощи и поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим приоритетные виды деятельности от 09.12.2009 последняя приняла решение о размере субсидии каждому участнику конкурса по результатам конкурсного отбора.

В адрес истца 16.12.2009 было направлено уведомление исх. № 126-02-03, согласно которому межведомственная комиссия решила принять к возмещению затраты в размере 117,1 тыс. руб. с целью их софинансирования из консолидированного бюджета в 2009-2010 годах в рамках муниципальной целевой программы, в 2009 году перечислить на расчетный счет предприятия истца субсидии согласно заключенному договору в размере 60,0 тыс. руб.

В указанном уведомлении также содержалось указание на предоставление необходимых реквизитов и необходимости подписании договора о предоставлении субсидии за счет местного бюджета в срок до 22.12.2009.

По результатам конкурса, состоявшегося 09.12.2009 между сторонами подписан договор № 3 от 21.12.2009, согласно условиям которого Администрация приняла на себя обязанность предоставить истцу (получателю) единовременную субсидию из расчета до 50 % произведенных на дату проведения конкурса затрат. Размер субсидии составляет не более 47100 руб., в том числе размер субсидии по данному договору составляет 31300 руб.

Платежным поручением № 564 от 23.12.2009 истцу перечислено 31300,96 руб. в качестве финансовой поддержки.

Также 21.12.2009 между сторонами заключен договор № 9, согласно условиям которого Администрация приняла на себя обязанность предоставить истцу (получателю) единовременную субсидию из расчета до 50 % произведенных на дату проведения конкурса затрат. Размер субсидии составляет не более 70000 руб., в том числе размер субсидии по данному договору составляет 28700 руб.

Платежным поручением № 619 от 24.12.2009 истцу перечислено в качестве финансовой поддержки 28700 руб.

Истец также принял участие в конкурсе от 31.08.2010, направив повторную заявку от 27.07.2010 и новую заявку от 11.08.2010.

На заседании комиссии 31.08.2010 рассмотрены обе заявки истца.

Из протокола № 4 заседания межведомственной комиссии от 31.08.2010 следует, что принято решение об определении размера субсидии в сумме, не превышающей остатка по первоначальной заявке в размере 57,1 тыс. руб., по новой заявке – 55 тыс. руб.

В адрес истца 02.09.2010 было направлено уведомление исх. № 335-02-03, согласно которому межведомственная комиссия решила принять к возмещению затраты в размере 181,9 тыс. руб. (согласно заявке № 14 от 11.08.2010) с целью их софинансирования из консолидированного бюджета; перечислить субсидии на расчетный счет истца согласно заключенному договору в размере 20 тыс. руб. за счет средств бюджета муниципального образования Арсеньевский городской округ – в сентябре 2010, 35 тыс. руб. за счет средств бюджета Приморского края, перечисленных бюджету муниципального образования в целях софинансирования расходных обязательств Арсеньевского городского округа на поддержку муниципальной целевой программы «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства на территории Арсеньевского городского округа на 2009-2011 годы» по факту поступления средств в бюджет муниципального образования. Там же содержалось указание на необходимость подписания договора о предоставлении субсидии за счет средств местного бюджета в срок до 07.09.2010.

По результатам конкурса между сторонами заключены договоры № 4 и № 5 от 19.10.2010, согласно условиям которых Администрация приняла на себя обязательства предоставить истцу как получателю единовременную субсидию из расчета до 50 % произведенных на дату проведения конкурса затрат, размер субсидии составляет не более 37100 руб. и 57100 руб. соответственно. При этом указано, что размер субсидии по договору составляет 35000 руб. и 20000 руб. соответственно по каждому договору.

Платежными поручениями № 574 от 26.10.2010 на сумму 35000 руб., № 146 от 09.12.2010 на сумму 20000 руб. субсидии были перечислены истцу.

Согласно Протоколу № 5 заседания межведомственной комиссии при администрации Арсеньевского городского округа по вопросам предоставления муниципальной помощи и поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим приоритетные виды деятельности от 14.12.2010 повторные заявки истца рассмотрены не были.

Полагая, что Администрация не выполнила своего обязательства по предоставлению субсидий в 2009 году в сумме 57,1 тыс. руб., в 2010 году - 126,9 тыс. руб. истец обратился в Арбитражный суд Приморского края с рассматриваемым иском.

Отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, включает в себя финансовую, имущественную, информационную, консультационную поддержку таких субъектов и организаций, поддержку в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации их работников, поддержку в области инноваций и промышленного производства, ремесленничества, поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность.

Условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

Оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (п. 1 ст. 17 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»).

Статьей 5 Закона Приморского края от 01.07.2008 N 278-КЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Приморском крае» предусмотрено, что поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляется в формах, предусмотренных Федеральным законом. Условия и порядок оказания конкретных форм поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются программами развития малого и среднего предпринимательства.

Муниципальным правовым актом Думы Арсеньевского городского округа от 15.06.2009 N 117-МПА утверждена Муниципальная целевая программа «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства на территории Арсеньевского городского округа на 2009 - 2011 годы» (далее по тексту – Программа).

Постановлением главы администрации Арсеньевского городского округа от 09.02.2009 № 31 создана межведомственная комиссия при администрации Арсеньевского городского округа по вопросам предоставления муниципальной помощи и поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим приоритетные виды деятельности, утверждено положение о ней.

Согласно п. 5.4. указанной Программы основанием для предоставления финансовой поддержки является результат конкурса между заявителями, из числа субъектов малого и среднего предпринимательства Арсеньевского городского округа, осуществляющих приоритетные виды деятельности. Финансовая поддержка субъектам малого и среднего предпринимательства Арсеньевского городского округа, осуществляющим приоритетные виды деятельности, и организациям Арсеньевского городского округа, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, предоставляется в соответствии с Порядком оказания финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства Арсеньевского городского округа, осуществляющим приоритетные виды деятельности, и организациям Арсеньевского городского округа, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (приложение N 4 к Программе) (далее по тексту – Порядок оказания финансовой поддержки).

В свою очередь пунктом 3 раздела 1 Порядка оказания финансовой поддержки предусмотрено, что субсидии предоставляются субъектам малого и среднего предпринимательства Арсеньевского городского округа, осуществляющим приоритетные виды деятельности, и организациям Арсеньевского городского округа, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, при условии их соответствия требованиям статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», Федерального закона от 11 июня 2003 г. N 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», по итогам конкурса.

В соответствии с п. 4.1.3. Порядка Отдел предпринимательства и потребительского рынка управления экономики и инвестиций администрации Арсеньевского городского округа по результатам проведения конкурса направляет каждому заявителю письменное уведомление о предоставлении субсидии (отказе в предоставлении, с указанием причин отказа) в течение 5 дней со дня подведения итогов конкурса.

В то же время в п. 1 раздела 5 «Порядок предоставления субсидий» указанного Порядка установлено, что на основании результатов конкурса на оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим приоритетные виды деятельности, и организациям, образующим инфраструктуру их поддержки, заключается договор о предоставлении субсидии на возмещение затрат, предусмотренных пунктами 2.1 и 2.2 Порядка, между Администрацией Арсеньевского городского округа и хозяйствующим субъектом. Договор определяет права, обязанности и ответственность сторон при предоставлении единовременной субсидии, а также размер, порядок, условия предоставления единовременной субсидии и механизм возврата субсидии в случае нарушения условий ее предоставления.

Согласно п. 2 раздела 5 Порядка договор заключается в течение 3 рабочих дней после подведения итогов конкурса и подписания протокола членами межведомственной комиссии при администрации Арсеньевского городского округа по вопросам предоставления муниципальной помощи и поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим приоритетные виды деятельности.

Управление экономики и инвестиций администрации Арсеньевского городского округа в срок не более 10 календарных дней со дня подведения итогов конкурса готовит проект Договора с получателем поддержки, формирует реестр получателей субсидий, содержащий их реквизиты, и передает его в отдел бухгалтерского учета и отчетности администрации Арсеньевского городского округа для включения в заявку на финансирование. Отдел бухгалтерского учета и отчетности администрации Арсеньевского городского округа в срок не более 20 календарных дней со дня получения реестра получателей субсидий формирует заявку на финансирование, перечисляет средства субсидии на счет субъекта - получателя финансовой поддержки (п. п. 3, 4 раздела 5 Порядка).

Таким образом, основанием для предоставления субсидии и перечисления соответствующих денежных средств является договор о предоставлении субсидии, заключенный по итогам проведенного конкурса.

Довод заявителя жалобы о том, что таким основанием является уведомление, официально подтверждающее результаты состоявшегося конкурса, а договор лишь подтверждает публично-правовые отношения между сторонами, судом отклоняется, так как основан на неверном толковании норм материального права.

В договорах № 3 от 21.12.2009, № 9 от 21.12.2009, № 4 и № 5 от 19.10.2010 определены суммы субсидий по указанным договорам в размере 31300 руб., 28700 руб., 35000 руб. и 20000 руб. соответственно.

Указание в договорах на то, что размер субсидий составляет не более 47100 руб., 70000 руб., 37100 руб. и 57100 руб. соответственно не свидетельствует о принятии Администрацией на себя обязательств по предоставлению субсидий в указанном размере, поскольку далее в договорах указано, что конкретная сумма субсидии по соответствующему договору составляет 31300 руб., 28700 руб., 35000 руб. и 20000 руб. соответственно.

Договоры истцом не оспорены в установленном порядке, подписаны без разногласий.

Платежными поручениями № 564 от 23.12.2009 на сумму 31300,96 руб., № 619 от 24.12.2009 на сумму 28700 руб., № 574 от 26.10.2010 на сумму 35000 руб., № 146 от 09.12.2010 на сумму 20000 руб. субсидии в размере, указанном в договорах, были перечислены истцу.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что ответчик представил доказательства исполнения своих обязательств по перечислению указанных в договорах денежных средств, в связи с чем оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.

Иные доводы, изложенные заявителем в апелляционной жалобе, судом отклоняются как не имеющие правового значения.

В силу изложенного решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, апелляционная жалоба истца удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Приморского края от 04.04.2011 по делу № А51-932/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.

Председательствующий:

Т.А. Аппакова

Судьи:

Н.А. Скрипка

С. Б. Култышев