ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 05АП-3397/2017 от 30.05.2017 Пятого арбитражного апелляционного суда

Пятый арбитражный апелляционный суд

ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001

тел.: (423) 221-09-01, факс (423) 221-09-98

http://5aas.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Владивосток                                                  Дело

№ А59-4350/2016

08 июня 2017 года

Резолютивная часть постановления оглашена 30 мая 2017 года.

Постановление в полном объеме изготовлено июня 2017 года .

Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего О.Ю. Еремеевой,

судей Н.Н. Анисимовой, А.В. Гончаровой,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.Д. Витютневой,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу заместителя прокурора Сахалинской области,

апелляционное производство № 05АП-3397/2017

на решение от 20.03.2017

судьи Е.С. Логиновой

по делу № А59-4350/2016 Арбитражного суда Сахалинской области

по заявлению заместителя прокурора Сахалинской области

о признании незаконным бездействия Администрации муниципального образования городского округа «Долинский» Сахалинской области (ИНН 6503000456, ОГРН 1036502600221), Собрания муниципального образования городского округа «Долинский» Сахалинской области Российской Федерации (ИНН 6503007701, ОГРН 1026500754763), о возложении обязанности,

третье лицо: ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Сахалинской области,

при участии:

от прокурора Сахалинской  области: Бобылева О.А., доверенность от 22.05.2017, удостоверение;

УСТАНОВИЛ:

Заместитель прокурора Сахалинской области (далее – прокурор) обратился в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением о признании незаконным бездействия Администрации муниципального образования городского округа «Долинский» Сахалинской области (далее - администрация), выразившееся в непредставлении в филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Сахалинской области» в сроки, установленные законом, сведений об установлении территориальных зон, координатах характерных точек границ указанных зон и видах разрешенного использования земельных участков для каждой территориальной зоны, либо реквизитов правового акта, которым такой перечень утвержден; о возложении обязанности принять меры по предоставлению в филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Сахалинской области» в сроки, установленные законом, сведений об установлении территориальных зон, координатах характерных точек границ указанных зон и видах разрешенного использования земельных участков для каждой территориальной зоны, либо реквизитов правового акта, которым такой перечень утвержден.

Определением Арбитражного суда Сахалинской области от 29.09.2016 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне прокурора привлечен филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Сахалинской области» (далее – учреждение, кадастровая палата).

В ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции прокурором неоднократно уточнялись заявленные требования, а также круг лиц, к которым данные требования им предъявлены. Согласно последним уточнениям, а именно уточнениям от 21.12.2016 № 8-1171-2016, от 27.01.2017 № 8-1171-2016, прокурор просил суд признать незаконным бездействия администрации муниципального образования городского округа «Долинский» Сахалинской области и Собрания муниципального образования городского округа «Долинский», выразившееся в непредставлении в филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Сахалинской области» в сроки, установленные законом, сведений об установлении территориальных зон, предусмотренных правилами землепользования и застройки муниципального образования городской округ «Долинский», координатах характерных точек границ указанных зон и видах разрешенного использования земельных участков для каждой территориальной зоны, карты (плана) объекта землеустройства – муниципального образования городской округ «Долинский», как несоответствующего положениям Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», и о возложении обязанности предоставить в филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Сахалинской области» указанные сведения в течение десяти дней со дня вступления в законную силу настоящего решения и карту (план) объекта землеустройства в течение шести месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу.

Определением Арбитражного суда Сахалинской области от 23.11.2016 к участию в деле в качестве соответчика привлечено Собрание муниципального образования городского округа «Долинский» (далее - Собрание).

Решением Арбитражного суда Сахалинской области от 20.03.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме.

Не согласившись с указанным решением, заместитель прокурора Сахалинской области обратился в Пятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В обоснование жалобы указывает, что Собрание, приняв решение об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования, должно было утвердить и карту (план) объекта землеустройства – границ муниципального образования городской округ «Долинский» и границ территориальных зон муниципального образования «Городской округ «Долинский» путем проведения работ по землеустройству с определением координат характерных точек границ указанных объектов землеустройства и составлением карты (плана) объекта землеустройства. В свою очередь, определить и установить на карте зонирования границы территориальных зон без проведения работ по землеустройству, в рамках которых должны быть определены координаты характерных точек границ территориальных зон с отражением в карте (плане) так же невозможно. Следовательно Собрание не может принять решение об утверждении Правил землепользования и застройки без разработанной в их составе карты градостроительного зонирования, на которой должны быть установлены границы территориальных зон. В свою очередь сведения об объектах землеустройства должны быть переданы органами самоуправления в орган кадастрового учета. Материалами дела установлено, что на протяжении периода с 2012 года и по настоящее время органы местного самоуправления необходимые сведения в адрес органа кадастрового учета не направили.

Поясняет, что законодательно установленная обязанность по направлению спорных сведений в орган государственного кадастра лежит на органах местного самоуправления, поэтому требования прокурора обращены к Администрации и Собранию.

Невыполнение органами местного самоуправления обязанности по направлению в орган кадастрового учета сведений, предусмотренных законом, образует пробелы в кадастровом учете, нарушает принципы эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления земельных участков.

Помимо прочего в просительной части апелляционной жалобы прокурор просит о вынесении частных определений в адрес Администрации МО ГО «Долинский», Собрания МО ГО «Долинский».

Из материалов дела судом апелляционной инстанции установлено следующее.

Решением Собрания муниципального образования ГО «Долинский» от 26.05.2011 № 338/33 утверждены Правила землепользования и застройки данного муниципального образования (далее - Правила), разработчиком которых выступала Администрация. Данный нормативный правовой акт опубликован на официальном интернет-сайте Администрации (http://dolinsk.admsakhalin.ru/struktura/1363).

Во исполнение поручения прокурора Сахалинской области 21.07.2016 № 7/1-14-2016 проведена проверка исполнения органами местного самоуправления требований законодательства о государственном кадастровом учете, о развитии малого и среднего предпринимательства.

В ходе проведения проверки прокуратурой Сахалинской области в адрес филиала учреждения по Сахалинской области направлено письмо (запрос) № 7/1-14-2016 о предоставлении информации относительно исполнения органами местного самоуправления требований статьи 15 Закона № 221- ФЗ.

Из поступившего письменного ответа от 01.08.2016 № ИСХ-902 усматривается, что в филиал учреждения документы об утверждении правил землепользования и застройки, об утверждении проекта межевания территории, об установлении или изменении границ зоны с особыми условиями территорий, об изменении вида разрешенного использования земельных участков, о переводе жилого помещения в нежилое от органов местного самоуправления Сахалинской области в соответствии со статей 15 Закона № 221-ФЗ не поступали. Согласно требованиям Правил № 71 сведения об утверждении проектов межевания подлежат направлению в орган кадастрового учета в виде файлов с использованием схем для формирования документов в формате XML, обеспечивающих считывание и контроль содержащихся в нем данных. При этом XML-схемы для подготовки проектов межевания до сих пор не утверждены, следовательно, до их разработки передача необходимых сведений о проектах межевания в государственный кадастр недвижимости в электронном виде невозможна.

10.08.2016 прокурором получены объяснения главного специалиста отдела архитектуры и градостроительства администрации МО ГО «Долинский» Проценко С.П., согласно которым правила землепользования и застройки администраций в адрес кадастровой палаты не направлялись, в том числе в связи с отсутствием технологической возможности (программного обеспечения для создания документов в виде файлов XML с заверением усиленной квалифицированной подписью).

Полагая, что со стороны Собрания и Администрации имеется незаконное бездействие, выразившееся в неисполнении обязанности по представлению в орган кадастрового учета в установленные законом сроки сведений об установлении территориальных зон, предусмотренных правилами землепользования и застройки муниципального образования городской округ «Долинский», координатах характерных точек границ указанных зон и видах разрешенного использования земельных участков для каждой территориальной зоны, карты (плана) объекта землеустройства –муниципального образования городской округ «Долинский», заместитель прокурора Сахалинской области 22.09.2016 обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266-271 АПК РФ правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта по следующим основаниям.

В соответствии с часть 2 статьи 198 АПК РФ прокурор, а также органы, осуществляющие публичные полномочия, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением об оспаривании нормативных правовых актов, ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В пункте 3 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.03.2012 № 15 «О некоторых вопросах участия прокурора в арбитражном процессе» разъяснено, что прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта, если полагает, что оспариваемый акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (абзац первый части 1 статьи 52, часть 2 статьи 198 АПК РФ). Приведенные разъяснения применяются и при оспаривании решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия.

Судом установлено, что требования прокурора в настоящем деле заявлены в рамках надзора за исполнением органами местного самоуправления требований законодательства о государственном кадастровом учете границ муниципального образования городской округ «Долинский» и границ территориальных зон муниципального образования «Городской округ «Долинский».

Согласно пункту 1 статьи 34 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в структуру органов местного самоуправления входят, в том числе, представительный орган муниципального образования (в рассматриваемом споре – Собрание) и исполнительно-распорядительный орган муниципального образования (Администрация).

Прокурор, контролируя исполнение органами местного самоуправления городского округа «Долинский» требований законодательства о государственном кадастровом учете, действует в интересах неопределенного круга лиц.

Предъявление настоящего требования осуществлено прокурором в рамках полномочий, предоставленных пунктом 1 части 1 статьи 52 АПК РФ.

Поскольку об оспариваемом бездействии прокурору стало известно в рамках проверочных мероприятия, проведенных в августе 2016 года, срок, установленный частью 4 статьи 198 АПК РФ на обращение в суд, соблюден. 

Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности, в период спорных правоотношений регулировались Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее- Закон № 221-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 3 Закона № 221-ФЗ кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости. Таким уполномоченным органом является кадастровая палата.

Отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории и иные вопросы в сфере градостроительной деятельности урегулированы, в частности, Градостроительным кодексом РФ (далее – ГрК РФ).

Субъектами градостроительных отношений являются, в числе прочего, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, от имени которых выступают соответствующие органы в пределах своих компетенций (статьи 5 ГрК РФ).

Полномочия органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности определены статьей 8 ГрК РФ, к числу которых относится, в том числе, утверждение правил землепользования и застройки муниципального образования.

В соответствии с пунктом 8 статьи 1 ГрК РФ правила землепользования и застройки – это документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.

В соответствии с пунктом 2 части 2 и частью 4 статьи 30 ГрК РФ составной частью правил землепользования и застройки является карта градостроительного зонирования, на которой устанавливаются границы территориальных зон.

Согласно пункту 7 статьи 1 ГрК РФ под территориальными зонами понимаются зоны, для которых в Правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве» территориальная зона является объектом землеустройства, в отношении которого необходимо установление его границ на местности. Для этих и других целей в отношении территориальных зон должна составляться землеустроительная документация.

Согласно статье 19 Федерального закона № 78-ФЗ эта документация должна включать, в том числе карты (планы) объектов землеустройства.

В соответствии со статьей 20 Федерального закона № 78-ФЗ карта (план) объекта землеустройства является документом, отображающим в графической и текстовой формах местоположение, размер, границы объекта землеустройства и иные его характеристики.

Согласно статье 22 Федерального закона № 78-ФЗ землеустроительная документация в отношении каждого объекта землеустройства и другие касающиеся такого объекта материалы по объекту землеустройства собирается в землеустроительное дело.

Землеустроительное дело формируется и хранится в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно части 6  статьи 30 ГрК РФ в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются: виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства; предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства; ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок подготовки проекта правил землепользования и застройки определены в статье 31 ГрК РФ.

В соответствии со статьей 32 ГрК РФ правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления, после чего данный документ подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта поселения) в сети «Интернет».

Согласно пункту 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского округа относится утверждение, в том числе, правил землепользования и застройки.

В силу части 5 статьи 4 Закона № 221-ФЗ сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном порядке документов.

В соответствии с пунктами 1-5 статьи 10 Закона № 221-ФЗ в государственный кадастр недвижимости вносятся следующие сведения о территориальных зонах, зонах с особыми условиями использования территорий: индивидуальные обозначения (вид, тип, номер, индекс и тому подобное) таких зон; описание местоположения границ таких зон; наименования органов государственной власти или органов местного самоуправления, принявших решения об установлении таких зон; реквизиты решений органов государственной власти или органов местного самоуправления об установлении или изменении таких зон и источники официального опубликования этих решений; содержание ограничений использования объектов недвижимости в пределах таких зон, если такими зонами являются зоны с особыми условиями использования территорий.

В порядке, установленном частью 6 статьи 15 Закона № 221-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент утверждения Правил землепользования и застройки в МО ГО «Долинский»), орган местного самоуправления в срок не более чем десять рабочих дней со дня вступления в силу правового акта, который принят таким органом в пределах его компетенции и которым устанавливается или изменяется территориальная зона или зона с особыми условиями использования территорий, либо отменяется установление такой зоны, представляет в орган кадастрового учета документ, содержащий необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости в соответствии со статьей 10 данного Федерального закона сведения.

Представительным органом местного самоуправления, принявшим Правила землепользования и застройки в МО ГО «Долинский», является Собрание.

Согласно пункту 11 Положения об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости, утвержденного Постановлением Правительства от 18.08.2008 № 618 (далее – Положение № 618), действовавшего на момент утверждения вышеназванных Правил землепользования и застройки в МО ГО «Долинский» (26.05.2011), указанный орган местного самоуправления представляет в орган кадастрового учета, в том числе выписку из раздела правил землепользования и застройки, определяющего границы и содержание территориальных зон, перечень координат характерных точек границ территориальных зон в установленной системе координат, а также перечень видов разрешенного использования земельных участков для каждой территориальной зоны либо реквизиты правового акта, который такой перечень утвержден.

В процессе информационного взаимодействия документы представляются в электронном виде (в виде электронных образов документов или электронных выписок) с использованием сетей связи общего пользования. При отсутствии таких сетей связи документы могут представляться на электронных носителях (пункт 2 Положения № 618).

С 1 октября 2013 года Федеральным законом от 23.07.2013 № 250-ФЗ изменена редакция статьи 15 Закона № 221-ФЗ, в соответствии с которой органы местного самоуправления обязаны направлять документы для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости в случаях принятия ими решений, в том числе об утверждении правил землепользования и застройки, в порядке, установленном названной статьей, а именно в течение пяти рабочих дней с даты вступления в силу таких решений.

Одновременно в части 4 статьи 15 законодатель определил, что перечень и содержание документов, направляемых в орган кадастрового учета, порядок их направления, требования к формату таких документов в электронной форме устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Во исполнение данной нормы Правительством РФ утверждены Правила № 71, в пункте 5 которого предусмотрено, что в случае утверждения правил землепользования и застройки либо внесения в них изменений орган местного самоуправления направляет в орган кадастрового учета документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в правовом акте, которым утверждены или изменены правила землепользования и застройки, включая сведения о территориальных зонах, устанавливаемых правилами землепользования и застройки, их количестве, перечне видов разрешенного использования земельных участков для каждой территориальной зоны.

Согласно пункту 18 Правил № 71 при информационном взаимодействии документы представляются в виде электронных документов с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия. При отсутствии у органов местного самоуправления технической возможности использовать единую систему межведомственного электронного взаимодействия и подключаемые к ней региональные системы межведомственного электронного взаимодействия органы местного самоуправления представляют документы, необходимые для ведения государственного кадастра недвижимости, в орган кадастрового учета с использованием официального сайта органа кадастрового учета в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет» или на электронных носителях.

Документы, направляемые в электронном виде в орган кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости, создаются в виде файлов с использованием схем для формирования документов в формате XML, обеспечивающих считывание и контроль содержащихся в них данных (пункт 21 Правил № 71).

С 1 января 2017 года статьи 3 - 28 Закона № 221-ФЗ, как и Правила № 71 утратили свою силу.

Между тем, с данного момента рассматриваемые правоотношения урегулированы соответствующими положениями Закона № 218-ФЗ, вступившего в силу с 1 января 2017 года, и принятыми в развитие законодательства о государственном кадастровом учете недвижимого имущества иными нормативными правовыми актами, в том числе Правилами № 1532.

Так, в силу пункта 3 части 1 статьи 32 названного Федерального закона органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов) об утверждении правил землепользования и застройки либо о внесении изменений в правила землепользования и застройки, если такими изменениями предусмотрено установление или изменение градостроительного регламента, установление или изменение границ территориальных зон.

Согласно пункту 6 Правил № 1532 в случае утверждения правил землепользования и застройки либо внесения в них изменений, если такими изменениями предусмотрено установление или изменение градостроительного регламента, установление или изменение границ территориальных зон, орган местного самоуправления направляет в орган регистрации прав документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в правовом акте, которым утверждены или изменены правила землепользования и застройки, включая сведения о территориальных зонах, устанавливаемых правилами землепользования и застройки, в том числе сведения об установлении и изменении границ территориальных зон, количестве территориальных зон, перечне видов разрешенного использования земельных участков для каждой территориальной зоны, а также о содержании ограничений использования объектов недвижимости в пределах территориальных зон.

Таким образом, суд первой инстанции обоснованно сделал вывод, что из приведенного правового регулирования межведомственного информационного взаимодействия следует, что в случае принятия органами местного самоуправления решений об утверждении правил землепользования и застройки (при  внесении в них изменений) указанные органы должны направлять в орган кадастрового учета необходимые документы для внесения сведений в государственный кадастр.

То есть действующим в период с 2011 года по настоящее время законодательством императивно установлено, что субъектом, на который возложена обязанность по направлению спорных сведений и документов, является именно представительный орган местного самоуправления, который утверждает своим решением правила землепользования и застройки.

Администрация с учетом заявленных требований признается коллегией ненадлежащим ответчиком по делу.

Как установлено коллегией, решением Собрания муниципального образования ГО «Долинский» от 26.05.2011 № 338/33 утверждены Правила землепользования и застройки данного муниципального образования, следовательно, установленная законом обязанность по представлению в орган кадастрового учета соответствующего документа в электронном виде должна была выполнена Собранием в срок не более чем десять рабочих дней с момента вступления в силу указанных правил.

Как указывалось выше содержание указанной обязанности в части объема подлежащих направлению сведений и формы, а также способов ее направления изменялось.

Соответственно, документы и сведения подлежат направлению в орган кадастрового учета в порядке, установленном на дату совершения указанных действий.

Как установлено судом первой инстанции, на дату обращения прокурора в арбитражный суд органами местного самоуправления муниципального образования не были разработаны и утверждены карты (планы) объектов землеустройства МО ГО «Долинский» с определенными координатами характерных точек границ территориальных зон.

Как следует из судебного отзыва Собрания от 21.12.2016 карта (план) объекта землеустройства муниципального образования городской округ «Долинский» в составе правил землепользования и застройки будет разработана после проведения аукционных процедур по выбору кадастровой организации.

Письмом от 07.10.2016 № 5.17-1314/16-09 Администрация направила в кадастровую палату материалы указанных правил в электронном виде на диске CD-R. Данное письмо поступило в палату 12.10.2016.

Письмом без даты и номера (л.д.63 т.1) учреждение сообщило Администрации, что в соответствии с Правилами № 71 от 03.02.2014 обязательным приложением к направляемым в орган кадастрового учета документам об утверждении правил землепользования и застройки является карта (план) объекта землеустройства, подготовленная в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом «О землеустройстве».

Данная карта–план объекта землеустройства изготавливается в отношении каждой территориальной зоны, устанавливаемой ПЗЗ, и направляется в форме электронного документа в формате XML (сформированных с использованием  XML – схем) заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью.

Письмами от 06.02.2017 № 29 и № 507-477/17-05 Собрание и Администрация соответственно направили в кадастровую палату материалы Правил землепользования и застройки на электронном носителе, а именно текстовые документы с графическими приложениями в формате XML. Данные письма поступили в палату 07.02.2017.

Отсутствие карт (планов) в составе правил землепользования и застройки указывает на то, что работы по землеустройству в муниципальном образовании ГО «Долинский» на дату обращения прокурора в суд с настоящим иском об оспаривании бездействия по ненаправлению сведений не проводились.

Таким образом, доказательств, что в спорный период имелись сведения о местоположении, размере и границах объектов землеустройства (территориальных зонах), а также об иных их характеристиках, подлежащие передаче органу кадастрового учета в материалы дела не представлено.

Возникновение обязанности по направлению сведений поставлено законом в зависимость от такого юридического факта как утверждение карт (планов) в составе правил землепользования и застройки.

Из изложенного следует, что если в нормативном правовом акте -правилах землепользования и застройки отсутствуют утвержденные представительным органом – Собранием сведения, то они и не могут быть направлены в орган кадастрового учета.

Таким образом оспариваемое бездействие по ненаправлению несуществующих сведений в данном случае отсутствует, а потому не может оценивается на предмет того, соответствует ли оно требованиям действующего законодательства РФ или нет.

Доказательством отсутствия оспариваемого бездействия является и то, что в силу пункта 11 Положения № 618 на представительный орган местного самоуправления возложена обязанность по направлению в орган кадастрового учета выписки из раздела правил землепользования и застройки, в последующем (пункт 18 Правил № 71 и пункт 6 Правил № 1532) – документа, который воспроизводит сведения, содержащиеся в правовом акте.

Однако, такие документы при названных обстоятельствах не могут быть составлены Собранием, учитывая при этом, что полномочиями по разработке правил землепользования и застройки наделен иной орган местного самоуправления – администрация.

Из материалов дела следует, что после неоднократных уточнений заявленных требований прокурор определил предмет спора в виде оспаривания бездействия органов местного самоуправления (собрания и администрации), выразившегося именно в непредставлении в орган кадастрового учета сведений о территориальных зонах при наличии утвержденных Правил землепользования и застройки в МО ГО «Долинский».

 Однако наличие оспариваемого бездействия, а именно: несовершение соответствующих действий, которые фактически могли быть и должны быть совершены, не доказано.

Установив, что соответствие действий по утверждению правил землепользования и застройки в МО ГО «Долинский» требованиям градостроительного законодательства РФ предметом настоящего спора не являются, апелляционный суд признает обоснованной позицию суда первой инстанции о неверном способе защиты нарушенного права в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В связи с чем заявленные прокурором требования с учетом уточнений удовлетворению не подлежат.

Отсутствие предусмотренной статьей 198 АПК РФ совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 АПК РФ отказ в удовлетворении заявленных требований.

Судебная коллегия признает, что фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.

Приведенные в апелляционной жалобе доводы являлись предметом проверки суда первой инстанции и правомерно им отклонены, поэтому не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права, а лишь указывают на несогласие с выводами суда, основанными на исследовании имеющихся в деле доказательств, которым дана надлежащая правовая оценка, и направлены на переоценку исследованных судом доказательств и установленных обстоятельств.

Апелляционная коллегия, рассмотрев ходатайство прокуратуры о вынесении частных определений в адрес Администрации МО ГО «Долинский», Собрания МО ГО «Долинский», не находит оснований для его удовлетворения в силу следующего.

Ходатайство прокурора о вынесении частного определения в адрес ответчиков обосновано непредставлением ими по запросу суда решений о внесении изменений в правила землепользования и застройки.

Между тем арбитражное процессуальное законодательство Российской Федерации не связывает право суда на вынесение частного определения с ненадлежащим исполнением участниками процесса прав и возложенных на них процессуальных  обязанностей.

Исходя из смысла статьи 188.1 АПК РФ, целью частного определения является устранение выявленных в ходе рассмотрения дела нарушений законности. Частное определение выносится в случае выявления при рассмотрении спора нарушения законов и иных нормативных правовых актов в деятельности организации, органа местного самоуправления и иного органа, должностного лица или гражданина.

При вынесении частного определения суд должен установить фактические обстоятельства, в рамках которых тем или иным лицом допущено нарушение законодательства.

Давать оценку действиям органов самоуправления, непосредственно не связанным с предметом настоящего спора, коллегия не полномочна.

Поскольку судом нарушений законодательства в рамках настоящего спора не установлено, коллегия не усматривает предусмотренных частью 1 стать 188.1 АПК РФ оснований для вынесения частных определений по настоящему делу.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.

При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.

Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

Отказать в удовлетворении ходатайства заместителя прокурора Сахалинской области о вынесении частных определений в адрес Администрации муниципального образования городского округа «Долинский» Сахалинской области, Собрания муниципального образования городского округа «Долинский» Сахалинской области.

Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 20.03.2017  по делу №А59-4350/2016  оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев.

Председательствующий

О.Ю. Еремеева

Судьи

Н.Н. Анисимова

А.В. Гончарова