ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 05АП-3423/11 от 07.06.2011 Пятого арбитражного апелляционного суда

Пятый арбитражный апелляционный суд

ул. Светланская, 115 Владивосток, 690001

тел.: (4232) 210-901, факс (4232) 210-998

http://5aas.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Владивосток Дело

№ А51-20073/2010

10 июня 2011 года

Резолютивная часть постановления оглашена 07 июня 2011 года .

Постановление в полном объеме изготовлено 10 июня 2011 года .

Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего: Т.А. Солохиной

судей: ФИО1, ФИО2

при ведении протокола секретарем судебного заседания: Н.В. Ивановой

при участии:

от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю: ФИО3, доверенность от 21.03.2011 № 08-29, сроком действия до 31.12.2011;

от ООО "Меридиан": ФИО4, доверенность от 11.01.2011, сроком действия до 31.12.2011,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Меридиан"

апелляционное производство № 05АП-3423/2011

на решение от 24.01.2011

судьи Н. Н. Анисимовой

по делу № А51-20073/2010 Арбитражного суда Приморского края

по заявлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю

к ООО "Меридиан"

о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ на основании протокола от 27.12.2010 №24-13/9,

УСТАНОВИЛ:

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю (далее по тексту - заявитель, управление, Росреестр, административный орган) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту- КоАП РФ) общества с ограниченной ответственностью «Меридиан» (далее по тексту - общество) на основании протокола от 27.12.2010 №24-13/9.

Решением суда от 24.01.2011 заявленные требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что материалами дела подтверждается факт совершения Обществом административного правонарушения по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Не согласившись с решением суда, ООО «Меридиан» подало апелляционную жалобу, просит судебный акт отменить, как принятый с нарушением норм материального и процессуального права. В обоснование своих доводов Общество указало, что на то, для выполнения кадастровых работ наличие специального разрешения не требуется, поэтому Общество не может быть привлечено к ответственности за административное правонарушение, предусмотренное п. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.

Заявитель жалобы считает, что суд первой инстанции не дал оценку доводам Общества о том, что в соответствии с п. 3.16 Инструкции о порядке осуществления государственного геодезического надзора в РФ ГКИНП 17-002-93, утвержденного Роскартографией 15.10.1993, геодезические работы, входящие в состав межевания, не подлежат регистрации.

Кроме того, судом не было учтено, что Федеральный закон №221-ФЗ от 24.07.2007 «О государственном кадастре недвижимости» установлен иной порядок получения исходных данных, в том числе и пунктов координат, необходимых для выполнения кадастровых работ.

Представитель Общества в судебном заседании доводы жалобы поддержал в полном объеме.

Административный орган в судебном заседании и в письменном отзыве с доводами жалобы Общества не согласился, считает решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Суд апелляционной инстанции установил, что Общество с ограниченной ответственностью «Меридиан» зарегистрировано в качестве юридического лица администрацией муниципального образования г. Дальнереченск 12 января 1999 года за ОГРН <***>.

На основании лицензии от 08.04.2009 №ДВГ-00728Г обществу предоставлено право на осуществление геодезической деятельности. 08 ноября 2010 года в ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Приморскому краю были сданы межевые планы земельных участков (регистрационные номера: 2500/101/10-19087 и 2500/101/10-19237).

В ходе проверки указанных межевых планов административным органом было установлено, что их исполнителем является общество. По данным межевым планам в состав работ вошли геодезические работы, выраженные в определении координат точек границ земельных участков. При подготовке межевых планов в качестве геодезической основы были использованы пункты и знаки государственной геодезической сети. Названия и класс геодезической сети указаны на листе 3 пункт 2 межевых планов (исходные геодезические данные). Координаты вышеуказанных пунктов и знаков государственной геодезической сети использованы для геодезических построений (листы 7, 8) и определения координат точек границ земельных участков.

Установив, что общество за получением разрешения на использование координат государственных геодезических пунктов в органы госгеонадзора не обращалось, разрешение на использование координат не получало и оплату не производило, геодезические работы при межевании земель не были зарегистрированы в органе госгеонадзора, Росреестр пришёл к выводу о нарушении обществом лицензионных требований и условий.

По факту выявленных нарушений административным органом 27.12.2010 в отсутствии надлежащим образом извещенного общества был составлен протокол об административном правонарушении №24-13/9, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Материалы дела в порядке части 3 пункта 3 статьи 23.1 КоАП РФ были направлены на рассмотрение в Арбитражный суд Приморского края.

Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, коллегия считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу – не подлежащей удовлетворению в силу следующего.

В соответствии с частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Согласно статье 12 Федерального закона от 26.12.1995г №209-ФЗ «О геодезии и картографии» (далее – Закона № 209-ФЗ), пунктами 42,43 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001г №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» геодезическая и картографическая деятельность, за исключением геодезической, картографической деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства, подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Геодезические и картографические работы являются процессом создания геодезической и картографической продукции, материалов и данных.

К геодезическим и картографическим работам специального (отраслевого) назначения относятся: геодезические, топографические, аэросъемочные и другие специальные работы при инженерных изысканиях, строительстве и эксплуатации изданий и сооружений, межевании земель, ведении кадастров, иных изысканиях и специальных работах (статья 3 Закона №209-ФЗ).

В силу части 2 статьи 13 Закона о геодезии и картографии, подпункта 3 пункта 5 Положения о государственном геодезическом надзоре за геодезической и картографической деятельностью, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.03.2000 № 273, основными задачами государственного геодезического надзора за геодезической и картографической деятельностью являются, в том числе регистрация геодезических и картографических работ, за исключением указанных работ, проведенных в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.

Согласно пункту 7 статьи 38 Федерального закона от 24.07.2007г №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» при составлении межевого плана местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Обязательному включению в состав межевого плана независимо от вида кадастровых работ (за исключением случая подготовки межевого плана в отношении земельного участка, образуемого в результате объединения земельных участков) подлежит схема геодезических построений (приложение №2 к Приказу Минэкономразвития России от 24.11.2008г №412).

Таким образом, деятельность по определению координат характерных точек границ земельных участков, осуществляющаяся, в том числе в рамках кадастровой деятельности, является геодезической и подлежит лицензированию.

Лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении геодезической деятельности в силу подпункта «а» пункта 3 постановления Правительства РФ от 21.11.2006 N 705 «О лицензированиидеятельности в области геодезии и картографии» являются соблюдение порядка организации геодезических работ, технических требований к ним, норм и правил их выполнения в соответствии со статьей 6 Федерального закона "О геодезии и картографии".

На основании части 1 статьи 6 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее – Закон № 221-ФЗ) геодезической основой государственного кадастра недвижимости (далее - геодезическая основа кадастра) являются государственная геодезическая сеть и создаваемые в установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти порядке геодезические сети специального назначения (далее - опорные межевые сети). Для ведения государственного кадастра недвижимости используются установленные в отношении кадастровых округов местные системы координат с определенными для них параметрами перехода к единой государственной системе координат, а в установленных органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений случаях используется единая государственная система координат (часть 4 статьи 6 Закон № 221-ФЗ).

Согласно пункту 10.3 Инструкции о порядке осуществления государственного геодезического надзора в Российской Федерации. ГКИНП 17 -002-93", утвержденной Роскартографией 15.10.1993, обеспечение предприятий координатами и высотами геодезических пунктов осуществляют только инспекции государственного геодезического надзора.

Из пункта 2.5. Инструкции о порядке предоставления в пользование и использования материалов и данных федерального картографо-геодезического фонда, утвержденной Приказом Роскартографии от 05.08.2002 N 114-пр следует, что предоставление в пользование материалов и данных фонда осуществляется на основании разрешений, выдаваемых органами государственного геодезического надзора.

Для получения разрешения на использование материалов и данных фонда пользователями предоставляются в органы государственного геодезического надзора, помимо прочих документов, заявка на предоставление в пользование материалов и данных фонда, составляемая по форме приложения N 1 (пункт 2.6 рассматриваемой Инструкции).

В силу пункта 3.1 указанной Инструкции, топографо - геодезические и картографические работы могут производиться предприятиями только после рассмотрения и регистрации технических проектов или программ на каждый конкретный объект работ в инспекциях госгеонадзора или органах архитектуры и градостроительства.

Как установлено судом, ООО «Меридиан» при составлении межевых планов №2500/101/10-19087 и №2500/101/10-19237 использовало знаки геодезической сети, составляющие картографо-геодезический фонд, в том числе: птр. Обрывистая, птр. Набережная, птр. Сталинка, птр. Дачная, пп 1557, пп 3033, что нашло отражение в пункте 2 на листе 3 и листах 7-8 межевых планов. При этом за получением разрешения на использование координат геодезических пунктов в управление общество не обращалось, разрешение на использование координат не получало, оплату за пользование материалами и данными, а также регистрацию геодезических работ не производило.

Данные обстоятельства подтверждаются представленными в материалы дела административным протоколом, кадастровыми делами №25:03:010305:1481 и №25:03:010101:442.

Следовательно, Общество осуществляло геодезические работы с нарушением лицензионных требований.

В ходе рассмотрения дела судом не установлено обстоятельств, препятствующих правонарушителю соблюсти правила и нормы, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, в связи с чем суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии вины ООО «Меридиан».

В связи с чем, коллегия считает правильным вывод суда о том, что в действиях Общества содержится состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Коллегия считает довод ООО "Меридиан" о том, что геодезические работы, выполняемые при межевании, не подлежат регистрации необоснованным в силу следующего.

Пунктом 6 статьи 69 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что "юридические лица или индивидуальные предприниматели могут проводить любые виды работ по землеустройству без специальных разрешений, если иное не предусмотрено федеральными законами".

В соответствии с п. 3.2.1 Стандарта отрасли "Виды и процессы геодезической и картографической производственной деятельности. Термины и определения" ОСТ 68-14-99 - "Геодезические работы - категория полевых и камеральных работ, основным назначением которых является сбор данных для определения фигуры, размеров, гравитационного поля Земли, координат точек земной поверхности и их изменений во времени".

Статьей 17 Федерального закона "О землеустройстве" от 18.06.2001 г. дано понятие межевание объектов землеустройства, которое представляет собой работы по установлению на местности границ муниципальных образований и других административно-территориальных образований, границ земельных участков с закреплением таких границ межевыми знаками и определению их координат".

Работы по определению координат точек земной поверхности при межевании и составляют геодезические работы, которые являются самостоятельной отраслью деятельности.

Необоснованным является утверждение ответчика о том, что работы, выполняемые им при межевании земель являются выносом в натуру и попадают под действие п. 3.16 Инструкции ГКИНП-17-002-93, в соответствии с которым не требуется регистрация работ, связанных с выносом в натуру границ землепользования, если для этих работ не требуется создание геодезических сетей и производства топографической съемки.

Под выносом в натуру понимается вынос с заданной точностью точек на местность по существующему проекту прохождения линии границы с указанными координатами точек углов поворота границ землепользования.

Задача, обратная выносу в натуру, т.е. в ходе выполнения работ по межеванию необходимо определить: а где же проходит линия границы и какие у нее координаты?

Материалами дела подтверждается факт выполнения на объектах ответчиком такого вида работ.

Согласно статьям 9 и 10 ФЗ "О геодезии и картографии" геодезические данные - координаты и высоты пунктов Государственной геодезической сети созданы за счет средств федерального бюджета и являются федеральной собственностью, образуя Федеральный картографо-геодезический фонд.

В соответствии с требованиями пунктов 10.3 и 10.7 "Инструкции о порядке осуществления государственного геодезического надзора в Российской Федерации", ГКИНП-17-002-93 исходные геодезические данные - координаты и высоты пунктов государственной геодезической сети выдаются установленным порядком только управлениями геодезии и картографии для выполнения работ на конкретном объекте по обоснованным заявкам после регистрации геодезических и картографических работ.

Материалами дела установлено, что ООО "Меридиан" в качестве исходных геодезических пунктов использовало пункты Государственной геодезической сети.

Таким образом, в нарушение требований вышеуказанного Закона ООО "Меридиан" координаты и высоты геодезических пунктов не в установленном порядке, выполнял договорные работы, несанкционированным образом используя при этом федеральную собственность.

Довод апелляционной жалобы о том, что Федеральный закон от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» не предусматривает регистрации кадастровых работ при изготовлении межевого плана, коллегия отклоняет, поскольку в спорной ситуации речь идет не об использовании пунктов опорных межевых сетей с указанием системы координат, а об использовании координат геодезических пунктов. При этом доказательств того, что общество получило знаки геодезической сети, использованные при составлении спорных межевых планов, при получении кадастровой выписки или иного документа в отношении земельных участков, межевании которых осуществляло общество, в материалы дела суду не представлены.

Руководствуясь изложенным, учитывая, что заявителем был соблюден порядок привлечения Общества к административной ответственности, срок давности, предусмотренной ст. 4.5 КоАП РФ, не пропущен, коллегия считает вынесенное судом решение от 24.01.2011 о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, в виде предупреждения законным и обоснованным.

В соответствии с пунктом 1 статьи 269 АПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе оставить решение арбитражного суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Приморского края от 24.01.2011 по делу № А51-20073/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.

Председательствующий:

ФИО5

Судьи:

ФИО1

ФИО2