ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 05АП-3900/2009 от 15.09.2009 АС Камчатского края

Пятый арбитражный апелляционный суд

ул. 1-я Морская,  2,4, Владивосток, 690007

тел.: (4232) 215-069, 215-063, 215-098, факс (4232) 215-098, 215-023

e-mail: info@5aas.arbitr.ru , http://5aas.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Владивосток                                              Дело

№ А24-5079/2008

18 сентября 2009 г.

№ 05АП-3900/2009

Резолютивная часть постановления оглашена 15 сентября 2009 г.

Постановление в полном объеме изготовлено 18 сентября 2009 г.

Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего: О.Ю. Еремеевой

судей: Г.А. Симоновой, Е.Л. Сидорович

при ведении протокола секретарем судебного заседания: Я.А. Ворожбит  

при участии:

лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом;

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Дальневосточном федеральном округе

на решение от 13.07.2009  

судьи К.Ю. Иванушкиной

по делу № А24-5079/2008 Арбитражного суда Камчатского края

по заявлению ОАО «Камчатглавснаб»

к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Дальневосточном федеральном округе  

о признании незаконным и отмене постановления от 08.10.2008 № А/30489-F/08-264 о назначении административного наказания

           УСТАНОВИЛ:

          Открытое акционерное общество «Камчатглавснаб» (далее по тексту – «заявитель», «Общество») обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Дальневосточном федеральном округе (далее – «РО ФСФР России в ДФО», «Региональное отделение», «Административный орган») от 08.10.2008 по делу № A/30489-F/08-264 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Решением Арбитражного суда Камчатского края от 12.11.2008, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2009, заявление Общества удовлетворено.

Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 15.06.2009 решение арбитражного суда первой инстанции от 12.11.2008 и постановление арбитражного апелляционной инстанции от 26.02.2009 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Камчатского края.

По результатам нового рассмотрения решением суда от 13.07.2009 заявленные ОАО «Камчатглавснаб» требования удовлетворены, суд признал незаконным и отменил постановление РО ФСФР России в ДФО от 08.10.2008 № А/30489-F/08-264 о привлечении ОАО «Камчатглавснаб» к административной ответственности по части 2 статьи 15.19 КоАП РФ в виде взыскания штрафа в размере 40000 руб. 

Обжалуя в порядке апелляционного производства решение суда от 13.07.2009, РО ФСФР России в ДФО просит его отменить как незаконное и необоснованное, в обоснование заявленных требований указывает на то, что заказным письмом от 10.08.2008 № ПК/150 РО ФСФР России в ДФО уведомило заявителя о необходимости прибыть 23.09.2009 в 15 часов 00 минут для составления в отношении Общества протокола об административном правонарушении, что подтверждается распечаткой страницы почтового Интернет-сайта Общероссийской автоматизированной системы учета и контроля за прохождением регистрируемых почтовых отравлений. Извещение о времени и месте составления протокола об административном правонарушении в отношении ОАО «Камчатглавснаб» также вручено нарочно 22.09.2009 главному бухгалтеру Общества Покусаевой Н.С., действующей по доверенности от 01.07.2008, и соответственно полномочной довести до сведения генерального директора Общества полученную информацию, и которую заявитель апелляционной жалобы считает уполномоченной представлять Общество при рассмотрении административного дела в  РО ФСФР России в ДФО.

Кроме того, заявитель апелляционной жалобы указывает на наличие в данном случае отягчающих ответственность обстоятельств, а именно: повторное привлечение ОАО «Камчатглавснаб» в течение года к административной ответственности по части 2 статьи 15.19 КоАП РФ.

В заседание арбитражного суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явились.

ОАО «Камчатглавснаб» письменный отзыв на апелляционную жалобу Управления в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – АПК РФ) не представило.

         В соответствии со статьей 156 АПК РФ коллегия рассмотрела апелляционную жалобу по делу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.

Исследовав материалы дела, проверив правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее:

РО ФСФР России в ДФО в ходе проверки выявлено отсутствие в сети Интернет следующей информации: о размере расходов, связанных с изготовлением копий документов, а также о банковских реквизитах расчетного счета ОАО «Камчатглавснаб» для оплаты расходов по изготовлению копий документов; отсутствие текстов годовых отчетов за 2005-2007 г.г. и годовой бухгалтерской отчетности за этот же период, текста устава Общества.

Результаты проверки зафиксированы в акте проверки от 10.09.2008.

По факту нарушения Обществом пунктов 1.6, 1.9 раздела 1, пунктов 8.2.4, 8.2.5, 8.3.5, 8.3.6, 8.4.1, 8.4.2 раздела 8 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 10.10.2006 № 06-117/пз-н, РО ФСФР России в ДФО составлен протокол об административном правонарушении от 23.09.2008 № А/30489-F/08-17.

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении руководителем РО ФСФР России в ДФО принято постановление № A/30489-F/08-264 от 08.10.2008 о назначении административного наказания, в соответствии с которым ОАО «Камчатглавснаб» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного части 2 статью 15.19 КоАП РФ в виде взыскания с Общества административного штрафа в размере 40000 руб.

         Не согласившись с вынесенным РО ФСФР России в ДФО постановлением, Общество обратилось с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд. 

В соответствии с частью 2 статьи 15.19 КоАП РФ нарушение эмитентом, профессиональным участником рынка ценных бумаг или лицом, оказывающим услуги по публичному представлению раскрываемой информации, порядка раскрытия информации на рынке ценных бумаг, обязанность по раскрытию которой предусмотрена законодательством, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц – от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

В соответствии с Федеральными законами от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», Положением о Федеральной службе по финансовым рынкам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 317, Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 10.10.2006 № 06-117/пз-н утверждено Положение о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг (далее - Положение).

Настоящее Положение регулирует состав, порядок и сроки обязательного раскрытия информации акционерным обществом, раскрытия информации на этапах процедуры эмиссии эмиссионных ценных бумаг, раскрытия информации в форме проспекта ценных бумаг, ежеквартального отчета эмитента ценных бумаг и сообщений о существенных фактах (событиях, действиях), затрагивающих финансово-хозяйственную деятельность эмитента ценных бумаг, а также устанавливает требования к порядку раскрытия эмитентами иной информации об исполнении обязательств эмитента и осуществлении прав по размещаемым (размещенным) ценным бумагам.

Из содержания пунктов 1.6, 1.9 раздела 1, пунктов 8.2.4, 8.2.5, 8.3.5, 8.3.6, 8.4.1, 8.4.2 раздела 8 Положения следует, что объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.19 КоАП РФ, образует как не опубликование на странице в сети Интернет текста перечисленных выше документов и сведений в установленные Положением сроки, так и отсутствие доступа (его необеспечение) любому лицу к тексту указанных документов общества на странице в сети Интернет, в частности: в течение трех лет с даты опубликования в сети Интернет для годовых отчетов и годовой бухгалтерской отчетности (пункты 8.2.5 и 8.3.6); до даты внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи и прекращении деятельности акционерного общества для возможности доступа к тексту устава общества (пункт 8.4.2 Положения).

В нарушение пунктов 1.6, 1.9 раздела 1, пунктов 8.2.4, 8.2.5, 8.3.5, 8.3.6, 8.4.1, 8.4.2 раздела 8 Положения ОАО «Камчатглавснаб» как эмитент не разместило в сети Интернет следующую информацию: о размере расходов, связанных с изготовлением копий документов, а также о банковских реквизитах расчетного счета ОАО «Камчатглавснаб» для оплаты расходов по изготовлению копий документов; тексты годовых отчетов за 2005-2007 г.г. и годовой бухгалтерской отчетности за этот же период, текст устава Общества.

Факт правонарушения зафиксирован в акте проверки от 10.09.2008.

Невыполнение обязанности по обеспечению доступа к тексту вышеназванных документов является длящимся правонарушением, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 15.19 КоАП РФ.

Таким образом, указанные действия (бездействие) Общества образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.19 КоАП РФ.

Установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения Общества к административной ответственности на момент вынесения РО ФСФР России в ДФО постановления № A/30489-F/08-264 от 08.10.2008 о назначении административного наказания, с учетом длящегося характера правонарушения, днем обнаружения которого в данном случае является день составления акта от 10.09.2008, соответственно не пропущен.

Доводы Общества о возможности применения по настоящему делу положений о малозначительности обоснованно отклонены судом первой инстанции, учитывая степень общественной опасности данного административного правонарушения и существенную угрозу охраняемым общественным отношениям.

Между тем, согласно пункту 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Исследовав материалы дела, коллегия приходит к выводу о том, что РО ФСФР России в ДФО при решении  вопроса о привлечении юридического лица к административной ответственности нарушена процедура привлечения заявителя к административной ответственности, выразившаяся в следующем:

В соответствии с положениями пунктов 5,6 статьи 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, который подписывается законным представителем юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. Законному представителю юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.

В силу статьи 25.4 КоАП РФ дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя, которым  являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.

Предусмотренные статьей 28.2 КоАП РФ требования к порядку составления протокола об административном правонарушении предполагают личное участие законного представителя юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, при составлении протокола, для чего он должен быть предварительно извещен.Это положение соответствует и пункту 2 статьи 25.1 КоАП РФ, согласно которому дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

В соответствии с пунктом 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10  при выявлении в ходе рассмотрения дела факта составления протокола в отсутствие лица, в отношение которого возбуждено дело об административном правонарушении, суду надлежит выяснить, было ли данному лицу сообщено о дате и времени составления протокола, уведомило ли оно административный орган о невозможности прибытия, являются ли причины неявки уважительными. 

Как разъяснено в пункте 24 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 в целях Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица (часть 2 статьи 25.4 КоАП РФ). Указанный перечень законных представителей юридического лица является закрытым. В связи с этим судам необходимо учитывать, что представитель юридического лица, действующий на основании доверенности, в том числе руководитель его филиала или подразделения, законным представителем не является. Поэтому его извещение не может рассматриваться как извещение законного представителя.

Из материалов дела следует, что уведомление о составлении протокола об административном правонарушении от 10.09.2008 № ПК/150 получено 22.09.2008 главным бухгалтером Общества Покусаевой Н.С, которая в смысле части 2 статьи 25.4 КоАП РФ, с учетом пункта 24 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10, законным представителем Общества не является. Доказательств извещения законного представителя Общества о времени и месте составления протокола об административном правонарушении Региональным отделением не представлено.

Ссылка заявителя апелляционной жалобы на распечатку страницы почтового Интернет-сайта Общероссийской автоматизированной системы учета и контроля за прохождением регистрируемых почтовых отравлений в качестве доказательства уведомления Общества о дате и времени составления протокола, коллегией не принимается, поскольку из представленной Административным органом распечатки Интернет-страницы не представляется возможным установить какой именно документ и кому направлялся, кем получен, и являлось ли таким документом уведомление о составлении протокола об административном правонарушении от 10.09.2008 № ПК/150. Реестр исходящей почтовой корреспонденции Административным органом не представлен. 

Таким образом, на момент составления протокола об административном правонарушении от 23.09.2008 № А/30489-F/08-17 Административный орган не располагал доказательствами надлежащего извещения лица, в отношение которого возбуждено дело об административном правонарушении, о дате и времени составления протокола.

При этом явившаяся 23.09.2008 для составления протокола главный бухгалтер Общества Покусаева Н.С., действующая на основании общей доверенности от 01.07.2008, законным представителем Общества не являлась, указанная доверенность выдана на представление Покусаевой Н.С интересов ОАО «Камчатглавснаб» в территориальном отделении РО ФСФР России в ДФО в Камчатском крае и не предусматривала полномочия  Покусаевой Н.С на представление интересов Общества в конкретном административном деле.

Таким образом, протокол об административном правонарушении от 23.09.2008 № А/30489-F/08-17 составлен РО ФСФР России в ДФО в Камчатском крае в отсутствие законного представителя лица, привлекаемого к ответственности, не извещенного надлежащим образом о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, что в силу пункта 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» является существенным нарушением Административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, не позволившим всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, и соответственно основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ).

Довод заявителя апелляционной жалобы о наличии в данном случае отягчающих ответственность обстоятельств (привлечение ОАО «Камчатглавснаб» ранее в течение года к административной ответственности по части 2 статьи 15.19 КоАП РФ с объявлением устного замечания), коллегией отклоняется, поскольку вступившими в законную силу судебными актами по арбитражному делу № А24-1504/2008 признано незаконным и отменено постановление РО ФСФР России в ДФО в Камчатском крае от 09.04.2008 № А/30489-F/08-30 о привлечении ОАО «Камчатглавснаб» к административной ответственности по части 2 статьи 15.19 КоАП РФ в связи с применением положений о малозначительности, суд на основании статьи 2.9 КоАП РФ освободил виновное лицо от административной ответственности, ограничился устным замечанием. В связи с этим Общество считается не привлеченным к административной ответственности.

На основании вышеизложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы нет.  

Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,

ПОСТАНОВИЛ:

Решениеот 13.07.2009 по делу № А24-5079/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.

Председательствующий:

О.Ю. Еремеева

Судьи:

 Г.А. Симонова

 Е.Л. Сидорович