ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 05АП-3936/10 от 02.08.2010 Пятого арбитражного апелляционного суда

А51-340/2010

Пятый арбитражный апелляционный суд

ул. Светланская, 115 Владивосток, 690001

тел.: (4232) 210-901, факс (4232) 210-998

e-mail: info@5aas.arbitr.ru , http://5aas.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г.Владивосток Дело

№А51-340/2010

04 августа 2010 года

Резолютивная часть постановления оглашена 02 августа 2010 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 04 августа 2010 года.

Пятый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего: Л.Ю. Ротко

судей: ФИО1, И.С. Чижикова

при ведении протокола секретарем судебного заседания: К.А. Сухецкой

при участии:

от ООО «Иман-авто»: ФИО2 (дов.от 01.12.2009, паспорт);

от УФК по Приморскому краю - ФИО3 (дов.№20-11-29/18 от 27.01.2010, служебное удостоверение 25 №00440);

от Департамента финансов Приморского края, Администрации Приморского края, Министерства финансов РФ, третьего лица – представители не явились (извещены);

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов в лице Управления федерального казначейства по Приморскому краю

апелляционное производство №05АП-3936/2010

на решение Арбитражного суда Приморского края

от 11.06.2010 по делу №А51-340/2010 судьи С.Н. Горбачевой

по иску ООО «Иман-авто»

к Министерству финансов в лице Управления федерального казначейства по Приморскому краю, Российской Федерации в лице Министерства Финансов РФ, Приморскому краю в лице Департамента финансов Приморского края, Приморскому краю в лице Администрации Приморского края

третьи лица: Муниципальное образование Дальнереченский муниципальный район

о взыскании 359 677 руб. 15 коп.,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Иман-авто» (далее - истец) обратилось в арбитражный суд с иском к Министерству финансов в лице Управления федерального казначейства по Приморскому краю, Российской Федерации в лице Министерства Финансов РФ, Приморскому краю в лице Департамента финансов Приморского края, Приморскому краю в лице Администрации Приморского края о взыскании 359 677 руб. 15 коп. задолженности на возмещение расходов от перевозке льготных категорий пассажиров в автобусах в городского и пригородного сообщения с 01.01.2006 по 31.12.2006, из которых 121 200 руб. 15 коп. за счет казны Российской Федерации, 238 477 руб. за счет казны Приморского края (с учетом уточнений).

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено Муниципальное образование Дальнереченский муниципальный район в лице Администрации Дальнереченского муниципального района.

Решением суда от 11.06.2010 уточненные исковые требования ООО «Иман-авто» удовлетворены в полном объеме.

В апелляционной жалобе Управление федерального казначейства по Приморскому краю просит отменить решение суда в части взыскания с Российской Федерации 121 200 руб. 15 коп. как незаконное. Заявитель жалобы полагает, что судом первой инстанции неполно исследованы обстоятельства дела и неправильно применены нормы материального права.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель УФК по Приморскому краб поддержал апелляционную жалобу в полном объеме. Представитель ООО «Иман-авто» по апелляционной жалобе возразил, указал на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта.

Департамент финансов Приморского края, Администрация Приморского края, Министерство финансов РФ, третье лицо, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, явку представителей не обеспечили, что согласно ч.3 ст.156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.

В соответствии с ч.5 ст.268 АПК РФ, в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.

Стороны возражений не заявили о проверки законности о обоснованности решения суда только в обжалуемой части.

Исследовав материалы дела и апелляционную жалобу, проверив в порядке статей 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены судебного акта в силу следующего.

Постановлением Администрации Приморского края от 28.01.2005 №20-па «О предоставлении дополнительных мер социальной поддержки населению Приморского края» с 01.02.2005 до принятия соответствующего закона Приморского края установлены дополнительные меры социальной поддержки граждан в виде льгот по проезду на транспорте общего пользования городских, пригородных и межмуниципальных маршрутов края в размере не менее 50% от действующего тарифа для граждан, включенных в федеральный и краевой регистры лиц, имеющих право на получение ежемесячной денежной выплаты (п.3 Постановления).

В силу п.6.1.1 Постановления главы муниципальных образований организуют предоставление проезда на всех видах транспорта для граждан, включенных в федеральный и краевой регистры.

Кроме того, постановлением утвержден Порядок предоставления средств муниципальным образованиям и транспортным организациям края на обеспечение равной доступности транспортных услуг (далее Порядок), который действовал в спорный период и утратил силу на основании постановления Администрации Приморского края №109-па от 16.05.2008.

В соответствии с п.3 Порядка муниципальные образования края, заключая договоры с транспортными организациями, осуществляющими пассажирские перевозки на территории муниципального образования (кроме такси), устанавливают порядок возмещения расходов организаций, связанных с перевозкой граждан, включенных в федеральный и краевой регистр и средства, полученные из краевого бюджета, распределяются между транспортными организациями пропорционально пассажиропотоку.

Во исполнение постановления Администрации Приморского края №20-па от 28.01.2005 «О предоставлении дополнительных мер социальной поддержки населению Приморского края» ООО «Иман-авто» (исполнитель) и Муниципальное образование Приморского края Дальнереченский район (заказчик) заключили договор №11 от 03.01.2006 об обеспечении равной доступности транспортных услуг для граждан, включенных в федеральный и краевой регистры лиц, имеющих право на получение ежемесячно денежнойь выплаты. Договор заключен с протоколом разногласий и сроком действия до 31.12.2006.

В соответствии с п.1.1 указанного договора исполнитель обязался осуществлять пассажирские перевозки на всех видах транспорта общего пользования в границах подведомственных территорий (кроме межмуниципальных перевозок) граждан, имеющих право на получение ежемесячной денежной выплаты со скидкой 50% от действующих тарифов по оплате проезда (в пределах границ Дальнереченского района).

В период с 01.01.2006 по 31.12.2006 истец оказывал услуги по перевозке льготных категорий пассажиров.

В соответствии с принятыми но договору обязательствами истец предоставил 50% скидку по оплате за проезд лицам, включенным в федеральный регистр, на сумму 257 326 руб., лицам, включенным в краевой регистр - на сумму 238 542 рубля, что подтверждается отчетами об объемах транспортной работы по перевозке граждан за 2006 год, принятыми Управлением социальной защиты населения по Дальнереченскому муниципальному району.

Факт перевозки в 2006 году ООО «Имна-авто» граждан с предоставлением льготы в виде 50% скидки по провозной плате подтверждается отчетами истца о предоставлении услуг по льготному проезду пассажиров, включенных в федеральный и краевой регистры, реестрами билетно-учетных листов, билетно-учетными листами, имеющимися в материалах дела. Представленные истцом доказательства содержат сведения о количестве проданных в день билетов с указанием на количество билетов, проданных лицам, включенным в федеральный и краевой регистры льготников, с указанием суммы от реализации билетов по льготному тарифу.

Расходы ООО «Иман-авто» за 2006 год оплачены Администрацией Дальнереченского муниципального района на сумму 136 125 руб. 85 коп., полученными Администрацией Дальнереченского муниципального района из краевого бюджета в виде субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых, относится к ведению Российской Федерации.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что общая сумма расходов, понесенных истцом в связи с предоставлением льготы на перевозку пассажиров в 2006 году составила 495 868 руб., из которых в установленном порядке возмещено 136 125 руб. 85 коп. Невозмещенные расходы истца в сумме 359 742 руб. 15коп. послужили основанием для обращения ООО «Иман-авто» в арбитражный суд с настощим иском.

В силу п.п.1, 5 ст.790 ГК РФ за перевозку пассажиров взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами. В случаях, когда на основании закона или иных правовых актов установлены льготы за перевозку пассажиров, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.

В соответствии с Постановлением Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации №23 от 22.06.2006 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» (п.19) при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения ст.ст.84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), ст.26.3 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий.

Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.

Пунктом «ж» ст.71 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты населения, включая социальное обеспечение, отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно Федеральному закону от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» оказание мер социальной поддержки производится как за счет средств субъектов Российской Федерации на основании нормативных правовых актов и региональных программ субъектов Российской Федерации, так и за счет средств Российской Федерации. Обязанность по учету граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, возложена на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации путем составления краевого и федерального регистров.

В силу п.1 ст.85 Бюджетного кодекса РФ (в редакции, действующей с 01.01.2005) расходные обязательства субъектов Российской Федерации возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ при осуществлении полномочий по предметам ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.2 Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

В соответствии с подп.24 п.2 ст.26.3 названного закона к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941-1945г.г., семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), жертв политических репрессий, малоимущих граждан, в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте, иных социальных пособий, а также для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан.

Ст. 44 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2006 год» в составе раздела «Межбюджетные трансферты» функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации утверждены субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых, относится к ведению Российской Федерации, предоставляемые в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации №827 от 29.12.2005 утверждены Правила предоставления, расходования и учета в 2006 году субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых, относится к ведению Российской Федерации.

Поскольку решение вопросов по предоставлению равной доступности транспортных услуг для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых, относится к ведению Российской Федерации, не отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (п.2 ст.26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»), финансирование указанных льгот не может относиться к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции на основании ст.ст.16, 1069, 1071 ГК РФ законно и обоснованно удовлетворил исковые требования о взыскании 121 200 руб. 15 коп. расходов на перевозку граждан, включенных в федеральный регистр, за счет казны Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации суд применяет исковую давность, если ответчик сделал заявление до вынесения решения суда.

Согласно ст. 12 Бюджетного кодекса Российской Федерации годовой бюджет составляется на один финансовый год, который соответствует календарному году и длится с 01 января по 31 декабря. В силу п.1 ст.264 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение федерального бюджета завершается 31 декабря.

С учетом положений статей 196, 200 ГК РФ срок исполнения обязанности осуществить за счет бюджетных средств компенсацию расходов, возникших вследствие предоставления льгот в период 2006г., истек по окончании финансового года, то есть 31.12.2006 и с этого момента у него возникло право на иск. Истец согласно оттиску печати отделения связи направил иск в суд 20.12.2009 , то есть в пределах трехлетнего срока исковой давности.

Другие доводы апелляционной жалобы не влияют на законность состоявшегося по делу решения суда, поскольку приведенные истцом доводы, нормативно и документально подтвержденные, являются достаточными и для удовлетворения исковых требований по заявленным основаниям.

При изложенных обстоятельствах обжалуемый судебный акт признается законным и обоснованным, основания для его отмены, предусмотренные ст.270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлены.

Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Приморского края от 11.06.2010 по делу №А51-340/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.

Председательствующий:

Л.Ю. Ротко

Судьи:

ФИО1

ФИО4