Пятый арбитражный апелляционный суд
ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001
http://5aas.arbitr.ru/
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Владивосток Дело | № А51-18988/2020 |
29 июля 2021 года |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июля 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено июля 2021 года .
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Л.А. Бессчасной,
судей А.В. Пятковой, Т.А. Солохиной,
при ведении протокола секретарем судебного заседания А.А. Лойко,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного казенного учреждения «Дальневосточное Территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации,
апелляционное производство № 05АП-4255/2021
на решение от 24.05.2021
судьи Н.В. Колтуновой
по делу № А51-18988/2020 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению Федерального государственного учреждения «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерство обороны Российской Федерации (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Приморскому краю (ИНН <***>, ОГРН <***>),
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Администрация Красноармейского муниципального района Приморского края, Администрация Дальнереченского муниципального района Приморского края,
о признании незаконным решения от 31.07.2020 № 565 «О привлечении к ответственности за совершение правонарушения»,
при участии:
от ФГУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерство обороны Российской Федерации - ФИО1 по доверенности №36 от 04.06.2021, сроком действия на 1 год, диплом, служебное удостоверение;
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Приморскому краю - ФИО2 по доверенности №05-13/9 от 11.01.2021, сроком действия по 31.12.2021, диплом, служебное удостоверение; ФИО3 по доверенности №05-13/3 от 11.01.2021, сроком действия по 31.12.2021, диплом, служебное удостоверение;
от Администрации Красноармейского муниципального района Приморского края – представитель не явился,
от Администрации Дальнереченского муниципального района Приморского края – представитель не явился,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное казенное учреждение «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (далее – заявитель, Учреждение, налогоплательщик) обратилось в арбитражный суд Приморского края с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Приморскому краю (далее – налоговый орган, Инспекция) о признании незаконным решения МИФНС России № 2 от 31.07.2020 № 565 «О привлечении к ответственности за совершение правонарушения».
Определением от 15.02.2021, в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) произведено процессуальное правопреемство и заменен ответчик по делу: Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 2 по Приморскому краю на Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 9 по Приморскому краю (далее – ответчик, инспекция, налоговая, административный орган, МИФНС № 9 по ПК).
Определением от 17.03.2021 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Администрация Красноармейского муниципального района Приморского края, Администрация Дальнереченского муниципального района Приморского края.
Решением от 24.05.2021 суд отказал в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Учреждение обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
Обжалуя в порядке апелляционного производства решение суда от 25.05.2021, Учреждение просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель указывает, что на земельных участках с кадастровыми номерами 25:06:020504:2, 25:06:020504:3, Приморский край, Красноармейский район (вид разрешенного использования - под спецобъекты военного городка ФИО4), расположены объекты недвижимого имущества: склады и склады-навесы. Указанные объекты используются войсковой частью 59313-43, что подтверждается актами приемки (передачи) зданий, сооружений военного городка.
Земельные участки с кадастровыми номерами: 25:06:000000:1
(Приморский край, Красноармейский р-н), 25:02:010703:7 (Приморский край,
Дальнереченский район, с. Солнечное), 25:02:010602:176 (Приморский край,
Дальнереченский р-н., <...>)
25:02:010602:178 (Приморский край, Дальнереченский р-н., <...>
) приказом начальника Приморского территориального
гарнизона от 03.06.2019 № 98 «О закреплении за войсковыми частями
территорий (земельных участков) Приморского территориального
гарнизона» закреплены за командиром войсковой части 07059.
В связи с чем, в соответствии со статьей 27 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации, указанные земельные участки считаются изъятыми из оборота и объектом налогообложения не являются.
МИФНС № 9 по ПК по мотивам, изложенным в письменном отзыве на апелляционную жалобу, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность судебного акта.
Третьи лица письменные отзывы в порядке статьи 262 АПК РФ не представили.
В судебном заседании представители сторон поддержали свои требования и возражения по доводам, изложенным в апелляционной жалобе и отзыве на нее.
Администрация Красноармейского муниципального района Приморского края, Администрация Дальнереченского муниципального района Приморского края, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 156, 159, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) рассмотрела апелляционную жалобу в их отсутствие по имеющимся в материалах дела документам.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Из материалов дела судом апелляционной инстанции установлено следующее.
ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России в инспекцию представлена налоговая декларация по земельному налогу за 2019 год, в которой учреждение исчислило земельный налог к уплате в бюджет за 2019 год в сумме 7 118 руб., уточненная налоговая декларация по земельному налогу за 2019 год в налоговый орган представлена не была.
Инспекцией в ходе проведения камеральной налоговой проверки установлено, что учреждением в нарушение пункта 1 статьи 396 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) неверно исчислена сумма земельного налога за 2019 год в связи с неотражением в налоговой декларации по земельному налогу за 2019 год земельных участков, которые в соответствии с пунктом 1 статьи 389 НК РФ являются объектом налогообложения земельным налогом.
Инспекцией по результатам камеральной проверки составлен акт от 25.05.2020 № 407, который 01.06.2020 направлен заказной почтовой корреспонденцией по адресу регистрации Учреждения и согласно сведениям официального сайта заказное письмо с уведомлением вручено адресату – 22.06.2020.
По результатам рассмотрения материалов проверки с учетом возражений налогоплательщика Инспекцией вынесено решение от 31.07.2020 № 565 «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения», в соответствии с которым учреждению дополнительно начислено 2 097 593,55 руб., в том числе: земельный налог за 2019 год в размере 1 945 782 руб., пеня – 103 167,55 руб., штрафные санкции по пункту 1 статьи 122 НК РФ в размере – 48 644 руб. (с учетом установления смягчающих ответственность обстоятельств снижены в 8 раз). Указанное решение направлено учреждению по почте заказным почтовым отправлением 04.08.2020 и получено последним 13.08.2020.
Не согласившись с принятым решением Учреждение, обжаловало его в УФНС РФ по Приморскому краю, решением которого от 21.10.2020 № 13-09/43097@ апелляционная жалоба Учреждения на решение от 31.07.2020 № 565 удовлетворена в части уменьшения размера налоговой санкции в 2 раза в связи с установлением обстоятельства, смягчающего ответственность за совершение налогового правонарушения, а также соответствующего начисления сумм пени и штрафных санкций. В остальной части апелляционная жалоба оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с решением от 31.07.2020 № 565, считая его незаконным и нарушающим права и законные интересы в сфере экономической деятельности, налогоплательщик обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе заявителя, суд апелляционной инстанции считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
В соответствии с пунктом 2 статьи 65 ЗК РФ порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Пунктом 1 статьи 387 НК РФ предусмотрено, что земельный налог устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с указанным Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Согласно пункту 1 статьи 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Исходя из пункта 1 статьи 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
Пунктом 2 статьи 389 НК РФ определен перечень земельных участков, не являющихся объектом налогообложения, к которым в соответствии с подпунктом 1 указанной нормы отнесены земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу подпункта 2 пункта 4 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы.
На основании подпункта 5 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ ограниченными в обороте признаются земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности и таможенных нужд и не указанные в пункте 4 этой же статьи.
В соответствии с пунктом 1 статьи 93 ЗК РФ землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно статье 11 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» (далее - Закон об обороне) Вооруженные Силы Российской Федерации состоят из центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций, которые входят в виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации и в войска, не входящие в виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации.
Таким образом, Вооруженные Силы Российской Федерации составляют единую централизованную систему органов, управляемую Министерством обороны Российской Федерации, и его учреждения являются государственными учреждениями, созданными в целях реализации задач, поставленных перед Вооруженными Силами Российской Федерации.
Из вышеприведенных правовых норм следует, что изъятие земельных участков из оборота и освобождение их от налогообложения земельным налогом связано с целевым назначением и фактическим использованием этих участков, категорией земель и разрешенным использованием земельных участков в соответствии с правоустанавливающей документацией.
Следовательно, для освобождения земельных участков от налогообложения земельным налогом на основании подпункта 1 пункта 2 статьи 389 НК РФ необходимо выполнение следующих условий: земельные участки должны находиться в федеральной собственности, иметь соответствующее разрешенное использование, фактически использоваться для обеспечения деятельности в области обороны и безопасности, подтверждением чего будет являться фактическое использование на постоянной основе расположенных на них объектов для названных нужд.
Изъятие таких земельных участков из оборота и исключение их из объектов налогообложения по земельному налогу связаны с целевым назначением и (или) фактическим использованием этих участков, с категорией земель, разрешенным использованием, а также фактическим использованием земельного участка для целей обеспечения обороны, безопасности.
При отсутствии правоустанавливающих документов, подтверждающих отнесение земельных участков к категории земель обороны, основания для их квалификации как используемых для обеспечения обороны могут быть подтверждены сведениями о статусе организации (отнесение ее к категории стратегических предприятий и организаций, осуществляющих разработку, производство, ремонт вооружения, военной техники и боеприпасов) и документами, подтверждающими фактическое использование земельных участков для указанных целей.
Использование земельных участков для иных целей не будет относиться напрямую к целям, указанным в подпункте 2 пункта 4 статьи 27 ЗК РФ, вне зависимости от того, что данные земельные участки предоставлены Минобороны России. Кроме того, размещение на данных земельных участках объектов, не связанных с осуществлением постоянной деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов противоречит целям, указанным в статье 93 ЗК РФ.
Пунктом 2 статьи 389 НК РФ установлен закрытый перечень земельных участков, которые не признаются объектами налогообложения.
При этом пунктом 6 статьи 1 Федерального закона от 29.11.2012 № 202-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" из данного перечня с 01.01.2013 исключены земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.
Таким образом, с 01.01.2013 земельные участки, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности являются объектом обложения земельным налогом, если только они не изъяты из оборота, т.е., если они, в том числе, не заняты находящимися в федеральной собственности зданиями, сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы.
Как следует из материалов дела, спорные земельные участки с кадастровыми номерами 25:02:010207:187, 25:02:010602:176, 25:06:020504:2, 25:06:020504:3, 25:02:010703:7 и 25:06:000000:1 принадлежат Учреждению на праве постоянного (бессрочного) пользования, факт регистрации подтверждается сведениями регистрирующего органа (выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним).
На основании данных Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним спорные земельные участки относятся к следующим категориям:
- земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения - 4 земельных участков с кадастровыми номерами: 25:02:010207:187, 25:02:010602:176, 25:06:020504:2, 25:06:020504:3;
- земли сельскохозяйственного обеспечения - 1 земельный участок с кадастровым номером 25:02:010703:7;
- земли особо охраняемых территорий и объектов - участок с кадастровым номером 25:06:000000:1.
Из имеющихся в налоговом органе сведений усматривается, что указанные земельные участки имеют следующие виды разрешенного использования: под объекты обороны, безопасности космического обеспечения - 2 земельных участка с кадастровыми номерами 25:02:010602:176 и 25:02:010602:178; для спецобъекта военного городка Рощино - 2 участка с кадастровыми номерами 25:06:020504:2 и 25:06:020504:3; для сельскохозяйственного производства - 1 участок с кадастровым номером 25:02:010703:7; под полигон - 1 участок с кадастровым номером 25:06:000000:1.
В целях отнесения спорных земельных участков к землям, ограниченными в обороте, а не изъятым из него, налоговым органом в ходе проверки получены акты осмотров данных земельных участков, составленных должностными лицами Администраций муниципальных образований.
Так, Администрацией Красноармейского муниципального района Приморского края в ходе осмотра земельного участка с кадастровым номером 25:06:000000:1 площадью 204 000 000 кв.м., установлено, что данный земельный участок расположен на территории Новопокровского сельского поселения, доступ к участку свободный, осуществляется по грунтовой дороге. При визуальном осмотре установлено, что границы на местности не закреплены, ограждение участка отсутствует. Земельный участок зарос древесно-кустарниковой растительностью. Зданий и сооружений, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы не обнаружены. Объекты, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности оборонной промышленности, отсутствуют (акт осмотра от 16.09.2019).
Управлением муниципальным имуществом Администрации Дальнереченского муниципального района Приморского края при визуальном осмотре земельного участка с кадастровым номером 25:02:010602:176 площадью 3 955 808 кв.м., установлено, что границы на местности не закреплены, ограждение отсутствует. На территории участка объекты, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и оборонной промышленности, отсутствуют. На данном участке воинских формирований не имеется (акт осмотра от 16.09.2019).
Управлением муниципальным имуществом Администрации Дальнереченского муниципального района Приморского края при визуальном осмотре земельного участка с кадастровым номером 25:02:010602:178 площадью 40 441 кв.м. установлено, что границы участка на местности не закреплены, ограждения отсутствуют. На территории участка объекты, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и оборонной промышленности, отсутствуют. На данном участке воинских формирований не имеется (акт осмотра от 16.09.2019).
Управлением муниципальным имуществом Администрации Дальнереченского муниципального района Приморского края при визуальном осмотре земельного участка с кадастровым номером 25:02:010703:7 площадью 17 800 000 кв.м. установлено, что границы участка не закреплены на местности, ограждения отсутствуют. На территории участка объекты, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и оборонной промышленности, отсутствуют. На данном участке воинских формирований не имеется (акт осмотра от 16.09.2019).
Администрацией Красноармейского муниципального района Приморского края в ходе осмотра земельного участка с кадастровым номером 25:06:020504:2 площадью 960 403+/-1 715 кв.м. Земельный участок расположен на территории Рощинского сельского поселения, доступ к участку свободный по грунтовой дороге. При визуальном осмотре данного участка установлено, что границы на местности не закреплены, ограждение участка отсутствует. На территории расположены полуразрушенные остатки зданий и сооружений. Земельный участок зарос древесно-кустарниковой растительностью. На осматриваемой территории здания и сооружения, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, не обнаружены. Объекты, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности оборонной промышленности отсутствуют и органы (акт осмотра от 16.09.2019).
Администрацией Красноармейского муниципального района Приморского края в ходе осмотра земельного участка с кадастровым номером 25:06:020504:3 площадью 242 654+/-862 кв.м. Земельный участок расположен на территории Рощинского сельского поселения, доступ к участку свободный по грунтовой дороге. При визуальном осмотре данного участка установлено, что границы на местности не закреплены, ограждение участка отсутствует. На территории расположены полуразрушенные остатки зданий и сооружений. Земельный участок зарос древесно-кустарниковой растительностью. На осматриваемой территории здания и сооружения, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы не обнаружены. Объекты, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности оборонной промышленности, отсутствуют (акт осмотра от 16.09.2019).
В связи с чем суд первой инстанции правомерно посчитал, что спорные земельные участки согласно подпункту 5 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ являются ограниченными в обороте, но не изъятыми из него, а неотражение в налоговой отчетности в полном объеме объектов налогообложения повлекло занижение исчисленных сумм земельного налога.
Таким образом, расчет земельного налога за 2019 год произведен инспекцией обоснованно, исходя из кадастровой стоимости спорных земельных участков, периода владения объектом недвижимости в течение календарного года и ставки земельного налога в соответствии с абзацем 5 подпункта 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ.
Заявителем не представлено каких-либо доказательств, подтверждающих факт изъятия спорных земельных участков из оборота, документов, подтверждающих отнесение спорных земельных участков к категории "...земли обороны, безопасности" (пункт 3 статьи 7 ЗК РФ), а также подтверждающих, что на этих земельных участках располагаются объекты, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы) (подпункт 2 пункт 4 статьи 27 ЗК РФ).
Доводы жалобы Учреждения о том, что акты осмотров земельных участков не соответствуют требованиям, установленным статьей 92 НК РФ, статьей 72.1 ЗК РФ, составлены с нарушением порядка, утвержденного постановлением Правительства РФ от 18 марта 2015 года № 251 «Об утверждении Правил проведения административного обследования объектов земельных отношений» правомерно отклонены как необоснованные.
Право органов местного самоуправления или уполномоченных ими органов осуществлять муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования регламентирует статья 72 ЗК РФ. Муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (пункты 1, 2 статьи 72 ЗК РФ).
Пунктом 2 Правил проведения административного обследования объектов земельных отношений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.03.2015 № 251 предусмотрено, что при административном обследовании объектов земельных отношений проводится исследование состояния и способов использования объектов земельных отношений на основании информации, содержащейся в государственных и муниципальных информационных системах, открытых и общедоступных информационных ресурсах, архивных фондах, информации, полученной в ходе осуществления государственного мониторинга земель, документов, подготовленных в результате проведения землеустройства, информации, полученной дистанционными зондирования {в том числе аэрокосмической почвенного, агрохимического фитосанитарного, эколого-токсилогического обследований), информации, полученной по результатам визуального осмотра и другими методами.
С учетом изложенного, в ходе проведенного осмотра установлено, что на одном из обследуемых земельных участков расположены разрушенные здания и сооружения; ко всем участкам имеется свободный доступ посторонних лиц, участки заросли деревьями, кустарником и травой. При этом в ходе осмотров (обследования) земельных участков объекты, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности оборонной промышленности, не обнаружены.
Доводы учреждения о принадлежности спорных земельных участков к зоне (военным полигонам), на которую запрещен доступ должностных лиц, не относящихся к военнослужащим и гражданскому персоналу Министерства обороны Российской Федерации, судом первой инстанции правомерно отклонены, поскольку не подтверждены документально и не соответствуют фактическими обстоятельствами. Свободный доступ к спорным участкам апеллянтом не оспаривается.
Руководствуясь вышеизложенным, коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что оспариваемым решением заявителю правомерно доначислен земельный налог в сумме 1 945 782 и пени в сумме 103 167,55 рублей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 122 НК РФ неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 129.3 и 129.5 данного Кодекса, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора).
Согласно пункту 4 статьи 112 НК РФ обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или налоговым органом, рассматривающим дело, и учитываются при применении налоговых санкций.
В соответствии с пунктом 3 статьи 114 НК РФ при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей настоящего Кодекса.
Перечень обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение налогового правонарушения, установлен пунктом 1 статьи 112 НК РФ, и не является исчерпывающим. В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 данной статьи смягчающими могут быть признаны и иные обстоятельства, которые судом или налоговым органом, рассматривающим дело, могут быть признаны таковыми.
Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.1999 № 11-П, исходя из общих принципов права, санкции штрафного характера должны отвечать требованиям справедливости и соразмерности. Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает дифференциацию наказания в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обуславливающих индивидуализацию наказания.
Руководствуясь вышеизложенным, учитывая, что у заявителя отсутствовал умысел на совершение налогового правонарушения, принимая во внимание изменение порядка налогообложения земельным налогом с началом спорного налогового периода, учитывая также основную деятельность Учреждения, налоговый орган, а равно и УФНС по Приморскому краю правомерно снизил размер назначенного учреждению штрафа за неуплату земельного налога.
В силу изложенных обстоятельств оснований для удовлетворения апелляционной жалобы налогоплательщика не имеется.
Учитывая вышеизложенное, апелляционная коллегия считает, что заявителем жалобы в данном случае не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
При принятии решения суд первой инстанции исследовал и дал оценку всем документам, представленным как налогоплательщиком, так и налоговым органом в подтверждение своей позиции. Основания для переоценки обстоятельств, правильно установленных судом первой инстанции, у апелляционного суда, располагающего такими же доказательствами по делу, что и суд первой инстанции, отсутствуют.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине судом не рассматривался, поскольку заявитель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины в силу положений статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 24.05.2021 по делу №А51-18988/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий | Л.А. Бессчасная |
Судьи | А.В. Пяткова Т.А. Солохина |