ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 05АП-4765/11 от 04.08.2011 Пятого арбитражного апелляционного суда

Пятый арбитражный апелляционный суд

ул. Светланская, 115 Владивосток, 690001

тел.: (423) 221-09-01, факс (423) 221-09-98

http://5aas.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Владивосток Дело

№ А24-764/2011

10 августа 2011 года

Резолютивная часть постановления оглашена 04 августа 2011 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 10 августа 2011 года.

Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего А. В. Пятковой

судей З.Д. Бац, Т.А. Солохиной

при ведении протокола секретарем судебного заседания Н.В. Ивановой

при участии - стороны в судебное заседание не явились

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения – Камчатское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации

апелляционное производство № 05АП-4765/2011

на решение от 14.06.2011

судьи И.Ю. Жалудя

по делу № А24-764/2011 Арбитражного суда Камчатского края

по заявлению Комитета городского хозяйства Петропавловск-Камчатского городского округа

к Государственному учреждению – Камчатское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации

об оспаривании решения и обязании принять к зачету расходы

УСТАНОВИЛ:

Комитет городского хозяйства Петропавловск-Камчатского городского округа (далее - Комитет) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения государственного учреждения - Камчатское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Камчатское региональное отделение ФСС, Фонд) от 19.01.2011 № 3 с/с о непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем-плательщиком единого социального налога на цели обязательного социального страхования, об обязании принять к зачету расходы, произведенные страхователем-плательщиком единого социального налога на цели обязательного социального страхования, в сумме 4.246,05 руб.

Решением от 14.06.2011 требования Комитета удовлетворены, решение от 19.01.2011 №3 с/с признано недействительным, на государственное учреждение – Камчатское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации возложена обязанность принять к зачету расходы, произведенные Комитетом городского хозяйства Петропавловск – Камчатского городского округа, в сумме 4.246,05 руб.

Из решения суда первой инстанции следует, что Комитет правомерно выплачивал пособия по временной нетрудоспособности с применением районного коэффициента 1.8, руководствуясь положением ст. 316 Трудового кодекса Российской Федерации, Законом Камчатского края от 06.03.2008 №15 «О гарантиях и компенсациях для лиц, проживающих в Камчатском крае и работающих в организациях, финансируемых из краевого бюджета» и Решением Петропавловск-Камчатской городской Думы от 06.10.2005 №216-р «Об утверждении Положения о гарантиях и компенсациях для лиц, являющихся работниками организаций, финансируемых из бюджета Петопавловск-Камчатского городского округа».

Не согласившись с решением суда, Фонд обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, как принятое при неправильном применении норм материального права.

По мнению подателя жалобы, при определении максимального размера пособий по временной нетрудоспособности, выплачиваемых за счет федеральных средств должен применяться районный коэффициент, установленный на федеральном уровне.

К возникшим правоотношениям применению подлежат не Закон Камчатского края от 06.03.2008 №15 и Решение Петропавловск-Камчатской городской Думы от 06.10.20005 №216-р, а Информационное письмо Департамента по вопросам пенсионного обеспечения Министерства труда Российской Федерации от 09.06.2003 №1199-16, Департамента доходов населения и уровня жизни Министерства труда Российской Федерации от 19.05.2003 №670-9, Пенсионного фонда Российской Федерации от 09.06.2003 №25-23/5995 «О размерах районных коэффициентов, действующих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, для рабочих, служащих непроизводственных отраслей, установленных в централизованном порядке» и Постановление Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 04.09.1964 №380/П-18 «Об утверждении районных коэффициентов к заработной плате работников просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и общественного питания и других отраслей народного хозяйства, непосредственно обслуживающих население, занятых в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера», согласно которым в Камчатской области к заработной плате работников непроизводственных отраслей применяется коэффициент 1.6.

Также из апелляционной жалобы следует, что размер уплачиваемого ЕСН зависит не от размера районного коэффициента к заработной плате, а от общего дохода работника, и к данному налогу районный коэффициент не применяется, а поэтому вывод суда о том, что сумма единого социального налога исчислялась и уплачивалась с применением районного коэффициента 1.8 и соответственно работники имели право на получение пособий с коэффициентом 1.8, является необоснованным.

Государственное учреждение - Камчатское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации явку представителя в судебное заседание не обеспечило.

Комитет городского хозяйства Петропавловск-Камчатского городского округа также в судебное заседание не явился, в материалы дела представил письменный отзыв, которым доводы апелляционной жалобы отклонил, просил оставить решение суда без изменения.

Принимая во внимание, что о времени и месте рассмотрения дела стороны надлежащим образом уведомлены, суд, руководствуясь ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие сторон.

Как следует из материалов дела на основании решения управляющего Камчатского регионального отделения ФСС № 338 от 08.12.2010 за период с 19.01.2009 по 31.12.2009 проведена документальная выездная проверка Комитета по вопросам расходов на цели обязательного социального страхования, произведенных страхователем-плательщиком единого социального налога в счет начисленного единого социального налога, подлежащего зачислению в Фонд, а именно, пособий по временной нетрудоспособности, в ходе которой установлено, что Комитетом неправильно исчислены пособия по листкам нетрудоспособности №№ 4769022, 4769811, 4769972, 4743576, 4773459, 4755807, 4743294, 2175353, так как неправомерно применен районный коэффициентом 1.8. Тем самым Комитетом допущены нарушения п.п. 1 п. 1 и п. 2 ст. 8 Федерального закона от 25.11.2008 № 216-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов», что зафиксировано в акте проверки № 338 от 20.12.2010.

По результатам проверки с учетом разногласий Комитета принято решение от 19.01.2011 №3с/с о непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем-плательщиком единого социального налога на цели обязательного социального страхования, которым Фондом не принята к зачету сумма в размере 4.246,05 руб.

Комитет, считая решение Камчатского регионального отделения ФСС от 19.01.2011 №3с/с незаконным и нарушающим его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд.

Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном ст. 266, 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы апелляционной жалобы, отзыв на жалобу, суд апелляционной инстанции считает, что вывод суда первой инстанции является правильным, соответствует фактическим обстоятельствам дела, основан на правильном применении норм действующего законодательства, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда нет.

Согласно ст. 146 Трудового кодекса РФ труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями оплачивается в повышенном размере. В соответствии со ст. 148 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Как установлено ст. 4 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 N 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (далее - Закон N 4520-1) гарантии и компенсации, установленные данным Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, являются расходными обязательствами Российской Федерации, в том числе в части, касающейся граждан, получающих пособия по временной нетрудоспособности за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.

В соответствии со ст.10 Закона N 4520-1, ст. 316 Трудового кодекса Российской Федерации размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации. В настоящее время правительством Российской Федерации не установлены районные коэффициенты, подлежащие выплатам работникам районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностям.

Полномочия по установлению районного коэффициента согласно ч.2 ст. 316 Трудового кодекса Российской Федерации предоставлены органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления, которые вправе за счет средств, соответственно, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для учреждений, финансируемых из средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных бюджетов. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть установлен предельный размер повышения районного коэффициента, устанавливаемого входящими в состав субъекта Российской Федерации муниципальными образованиями.

Суммы указанных расходов относятся к расходам на оплату труда в полном размере.

Согласно ст.4 Закона Камчатского края от 06.03.2008 №15 «О гарантиях и компенсациях для лиц, проживающих в Камчатском крае и работающих в организациях, финансируемых из краевого бюджета» предельный размер повышения районного коэффициента устанавливается для муниципальных образований, расположенных в Камчатском крае, в размере 1.8.

Статьей 3 решения Петропавловск-Камчатской городской .Думы от 06.10.2005 №216-р «Об утверждении Положения о гарантиях и компенсациях для лиц, являющихся работниками организаций, финансируемых из бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа» предусмотрено, что лицам, работающим в организациях, финансируемых из бюджета городского округа, устанавливается районный коэффициент к заработной плате в размере 1.8.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления» по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации. Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.

Как следует из материалов дела, Комитет городского хозяйства Петропавловск-Камчатского городского округа финансируется из средств муниципального бюджета и на него в обязательном порядке распространяется действие Закона Камчатского края от 06.03.2008 №15 и решения Петропавловск-Камчатской городской Думы от 06.10.2005 №216-р.

Таким образом, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о правомерном применении Комитетом при оплате труда работников и выплате пособий по временной нетрудоспособности коэффициента 1.8, в связи с чем Комитетом не допущено нарушений при исчислении и выплате пособии ФИО1 по листкам нетрудоспособности №№ 4769022, 4769811, 4769972; ФИО2 по листкам нетрудоспособности №№ 4743576, 4773459; ФИО3 по листку нетрудоспособности № 4755807; ФИО4 по листку нетрудоспособности № 4743294; ФИО5 по листку нетрудоспособности № 2175353.

Кроме того, как обоснованно отмечено судом первой инстанции в обжалуемом решении, средства Фонда социального страхования в соответствии с законодательством формируются, в том числе и за счет средств, уплачиваемых организациями в составе единого социального налога, при определении налоговой базы по которому учитываются любые выплаты и вознаграждения работникам, в том числе и суммы районного коэффициента, входящего в состав заработной платы (статья 237 Налогового кодекса Российской Федерации), соответственно работники общества, с оплаты труда которых страховые взносы в ФСС РФ исчисляются и уплачиваются с применением коэффициента 1.8, имеют право на получение пособий с применением районного коэффициента в таком же размере.

Иное толкование закона привело бы к необоснованному ограничению размера пособий применительно к рассматриваемому спору.

Довод Фонда о том, что размер уплачиваемого ЕСН зависит не от размера районного коэффициента к заработной плате, а от общего дохода работника и к данному налогу районный коэффициент не применяется, апелляционной инстанцией отклоняется как противоречащий нормам материального права.

Не принимается во внимание довод апелляционной жалобы о том, что к данным правоотношениям применятся Информационное письмо Департамента по вопросам пенсионного обеспечения Министерства труда Российской Федерации от 09.06.2003 №1199-16, Департамента доходов населения и уровня жизни Министерства труда Российской Федерации от 19.05.2003 №670-9, Пенсионного фонда Российской Федерации от 09.06.2003 №25-23/5995 «О размерах районных коэффициентов, действующих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, для рабочих, служащих непроизводственных отраслей, установленных в централизованном порядке» и Постановление Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 04.09.1964 №380/П-18 «Об утверждении районных коэффициентов к заработной плате работников просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и общественного питания м других отраслей народного хозяйства, непосредственно обслуживающих население, занятых в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера», согласно которым в Камчатской области к заработной плате работников непроизводственных отраслей применяется коэффициент 1.6.

Как правильно указал суд первой инстанции, данные документы не относятся к нормативным актам и носят информационный характер, поэтому при разрешении возникшего спора применению не подлежат.

Также отклоняется довод жалобы, о том, что денежные средства фонда являются федеральной собственностью и районный коэффициент устанавливается на федеральном уровне, поскольку это противоречит ст. 316 Трудового кодекса Российской Федерации, которой органам субъектов Российской Федерации и местным органам власти предоставлено право по установлению районного коэффициента.

Вывод суда о правомерности произведенных страхователем – плательщиком единого социального налога на цели обязательного социального страхования расходов в размере 4.246,05 руб. основан на правильном применении норм материального права и фактических обстоятельствах дела.

При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции не имеется оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда первой инстанции.

Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Камчатского краяот 14.06.2011 по делу №А24-764/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.

Председательствующий

А. В. Пяткова

Судьи

З.Д. Бац

Т.А. Солохина