Пятый арбитражный апелляционный суд
ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001
тел.: (423) 221-09-01, факс (423) 221-09-98
http://5aas.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Владивосток Дело
№ А51-22350/2012
28 февраля 2013 года
Резолютивная часть постановления оглашена 21 февраля 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 февраля 2013 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Гончаровой
судей О.Ю. Еремеевой, Г.М. Грачёва
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.В. Модиной
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Восток-Т»
апелляционное производство № 05АП-506/2013
на решение от 30.11.2012 года
судьи ФИО1
по делу № А51-22350/2012 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Восток-Т» (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 21.08.2007)
к Администрации г. Владивостока (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 12.12.2002), Управлению градостроительства и архитектуры Администрации г. Владивостока (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 20.05.2009)
о признании незаконным отказа
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью «Восток-Т» (далее по тексту - ООО «Восток-Т»): ФИО2, директор, о чем свидетельствует Решение № 6 общего собрания учредителей от 14.08.2012; паспорт серия 0502 № 759456;
от администрации г. Владивостока: ФИО3, представитель по доверенности от 03.12.2012 № 1-3/3769, сроком действия до 31.12.2013; удостоверение 2084 (до перерыва);ФИО4, представитель по доверенности от 03.12.2012 № 1-3/3771, сроком действия до 31.12.2013; удостоверение 4054 (после перерыва);
от Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока: ФИО3, представитель по доверенности от 19.12.2012 № 27/1-1-3587, сроком действия до 31.12.2013; удостоверение № 2084 (до перерыва); ФИО4, представитель по доверенности от 19.12.2012 № 27/1-1-3574, сроком действия до 31.12.2013; удостоверение № 4054 (после перерыва).
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Восток-Т» (далее по тексту - «заявитель», «общество», «ООО «Восток-Т») обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к Администрации г. Владивостока, Управлению градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока о признании незаконным отказа Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока, выраженного в не утверждении схемы расположения земельного участка примерной площадью 805 кв. м, расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Окатовая, 16 для дальнейшего использования в целях, не связанных со строительством и об обязании утвердить и выдать схему расположения земельного участка примерной площадью 805 кв. м, расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Окатовая, 16, для дальнейшего использования в целях, не связанных со строительством.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 30.11.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, Общество обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы указывает, что отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции не учел, что ответчиком в материалы дела не представлены документы, свидетельствующие о том, что имеется утвержденная документация по планировке территории для размещения объекта саммита в районе ул. Окатовая, 16 в г. Владивостоке.
Кроме того, по мнению заявителя жалобы, суд необоснованно указал, что решение администрации г. Владивостока от 25.07.2012 № 33046/1У не нарушает права и интересы общества, поскольку во исполнение Федерального закона от 08.05.2009 № 93-ФЗ управлением градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока не предоставлено доказательств того, что испрашиваемый земельный участок зарезервирован для целей экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года. Также управление не доказало, что на испрашиваемом земельном участке будут располагаться объекты, относящиеся к объектам саммита АТЭС-2012.
В судебном заседании представитель Общества доводы апелляционной жалобы поддержал, решение суда первой инстанции просил отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель Управления градостроительства и архитектуры Администрации г. Владивостока и Администрации г. Владивостока на доводы апелляционной жалобы возразил по основаниям, изложенным в письменном отзыве на жалобу. Решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным, апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
В судебном заседании в соответствии со статьей 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 21.02.2013.
Об объявлении перерыва лица, участвующие в деле, уведомлены в соответствии с Информационным Письмом Президиума ВАС РФ №113 от 19.09.06 «О применении статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» путем размещения на официальном сайте суда информации о времени и месте продолжения судебного заседания.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции в силу следующих обстоятельств.
Из материалов дела судом установлено, что 02.04.2012 общество обратилось в Департамент с заявлением о предоставлении в аренду сроком на три года земельного участка площадью 805 кв.м., расположенного в районе ул. Окатовая, д. 16, в г. Владивостоке, для размещения автостоянки. К заявлению в том числе, был приложен кадастровый план территории.
Письмом от 20.06.2012 № 29/06/02-13/12811 Департамент обратился в Администрацию г. Владивостока по вопросу подготовки схемы расположения земельного участка на кадастровой карте территории, приложив к заявлению проект схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Письмом от 25.07.2012 № 33046/1У Администрация г. Владивостока отказала заявителю в предоставлении земельного участка, указав на его нахождение в границах территории гостевого маршрута, проходящего вдоль ул. Окатовая.
Не согласившись с вынесенным отказом, посчитав его нарушающим права и законные интересы, общество обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта, решения органа государственной власти незаконными, необходимо соблюдение двух условий: несоответствие данного акта, решения закону и нарушение данным актом, решением прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ).
В силу статьи 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10, 11 Кодекса.
Статьей 34 Земельного кодекса РФ предусмотрен порядок предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством.
Так в соответствии с пунктами 2, 3, 4 статьи 34 Земельного кодекса РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».
Судом установлено и следует из материалов дела, что 02.04.2012 общество обратилось в Департамент с заявлением о предоставлении в аренду сроком на три года земельного участка площадью 805 кв.м., расположенного в районе ул. Окатовая, д. 16 в г. Владивостоке, для целей, не связанных со строительством – размещение автостоянки.
Заявление общества соответствовало требованиям, предусмотренным статьей 34 Земельного кодекса РФ.
Вместе с тем, в обоснование оспариваемого отказа, изложенного в письме от 25.07.2012 № 33046/1У, Администрация г. Владивостока указала на то, что испрашиваемый земельный участок находится в границах территории гостевого маршрута, проходящего вдоль ул. Окатовая (постановление главы города от 09.07.09 № 777 «О развитии города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе»), в связи с чем не представляется возможным утвердить и выдать схему расположения земельного участка, расположенного в районе ул. Окатовая, 16 для целей не связанных со строительством – для размещения стоянки автотранспортных средств.
В соответствии со статьями 11, 72 Земельного кодекса РФ, пункта 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления осуществляют муниципальный контроль за использованием земель поселения.
Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона от 08.05.2009 № 93-ФЗ «Об организации проведения встречи глав государств и правительств стран - участников форума «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» в 2012 году, о развитии города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту - «Закон № 93-ФЗ») подготовка документации по планировке территории для размещения необходимых для проведения саммита объектов осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти Приморского края, органом местного самоуправления Владивостокского городского округа.
Следовательно, как верно указал суд первой инстанции, Законом № 93-ФЗ органу местного самоуправления Владивостокского городского округа предоставлены особые полномочия по установлению определенных ограничений в предоставлении земельных участков в собственность или аренду в рамках исполнения данного федерального закона.
Во исполнение Закона № 93-ФЗ главой администрации г. Владивостока издано постановление от 09.07.2009 № 777 «О развитии города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе», которым установлен запрет на размещение временных построек, киосков, навесов и других подобных построек на протяжении всего гостевого маршрута делегаций - участников встречи глав государств и правительств стран - участников форума «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» в 2012 году на территории Владивостокского городского округа на земельных участках, попадающих полностью либо частью на территорию в границах 100 метров по обе стороны от центральной оси автомобильных дорог, входящих в гостевой маршрут делегаций.
Пунктом 2 указанного постановления Управлению градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока (ФИО5) поручено обеспечить исполнение полномочий, установленных Земельным кодексом Российской Федерации, Градостроительным кодексом Российской Федерации и возложенных на администрацию города Владивостока в отношении земельных участков, попадающих полностью либо частью на территорию в границах 100 метров по обе стороны от центральной оси автомобильных дорог, входящих в гостевой маршрут делегаций (за исключением участков, которые предоставляются для размещения газетно-журнальных киосков, осуществляющих продажу периодических печатных изданий в порядке, установленном действующим законодательством), с учетом архитектурных решений существующей застройки и назначения гостевого маршрута делегаций.
Федеральным законом от 05.04.2011 № 56-ФЗ в статью 4 Закона № 93-ФЗ введена часть 21, устанавливающая, что расположение гостевого маршрута делегаций - участников саммита определяется правовым актом главы местной администрации Владивостокского городского округа.
Постановлением администрации г. Владивостока от 12.09.2011 № 2461 установлено расположение гостевого маршрута, который включает в себя ул. Окатовая (от домов № 1 и № 12 до дома № 28). Как следует из материалов дела, испрашиваемый заявителем земельный участок, расположенный в районе д.16 по ул. Окатовая в г. Владивостоке, попадает в границы гостевого маршрута.
Данное обстоятельство также подтверждается письмом Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока от 11.10.2012г. № 27/2-9-287.
Ссылка заявителя жалобы на постановление Администрации г. Владивостока от 27.12.2012 № 4533 «О признании утратившим силу постановления Администрации г. Владивостока от 12.09.2011 «Об установлении расположения гостевого маршрута делегаций – участников встречи глав государств и правительств стран – участников форума «Азиатско-тихоокеанское экономическое содружество» в 2012 году на территории Владивостокского городского округа», судебной коллегией отклоняется, поскольку указанное постановление было принято после издания Управлением градостроительства и архитектуры администрации г.Владивостока оспариваемого отказа, изложенного в письме № 33046/1У от 25.07.2012.
Таким образом, на момент принятия оспариваемого отказа у Управления градостроительства и архитектуры администрации г.Владивостока отсутствовали правовые основания для утверждать и выдавать схему расположения испрашиваемого земельного участка.
Кроме того, судом первой инстанции правомерно учтено, что расположение гостевого маршрута, проходящего по автомобильным дорогам территории Владивостокского городского округа утверждено Постановлением главы администрации г. Владивостока от 09.07.2009 №777 не только для организации проведения саммита АТЭС 2012, но и в рамах Федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 15.04.1996 № 480.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно в соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ отказал Обществу в удовлетворении заявленных требований о признании незаконным отказа администрации г. Владивостока в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Суд первой инстанции полно установил фактические обстоятельства дела, всесторонне исследовал доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, дал им правильную правовую оценку и принял обоснованное решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права. Нарушений норм процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену судебного акта, допущено не было.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы нет.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 30.11.2012 года по делу №А51-22350/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
ФИО6
Судьи
О.Ю. Еремеева
ФИО7