ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 05АП-5146/19 от 31.07.2019 Пятого арбитражного апелляционного суда

Пятый арбитражный апелляционный суд

ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001

тел.: (423) 221-09-01, факс (423) 221-09-98

http://5aas.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Владивосток                                                  Дело

№ А59-1725/2019

06 августа 2019 года

Резолютивная часть постановления объявлена 31 июля 2019 года.

Постановление в полном объеме изготовлено августа 2019 года .

Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Т.А. Солохиной,

судей Л.А. Бессчасной, Е.Л. Сидорович,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Д.Т. Васильевой,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Южно-Сахалинске Сахалинской области,

апелляционное производство № 05АП-5146/2019

на решение от 11.06.2019

судьи И.Н. Шестопала

по делу № А59-1725/2019 Арбитражного суда Сахалинской области

по заявлению муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования центр детско-юношеского туризма города Южно-Сахалинска (ОГРН 1026500531419, ИНН 650111)

к государственному учреждению - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Южно-Сахалинске Сахалинской области (ОГРН 1026500543178, ИНН 6501114874)

о признании незаконным решения о привлечении к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 20.12.2018 № 0742V1210000274 в части выводов Управления о занижении учреждением базы для начисления страховых взносов на сумму ежемесячных денежных выплат, произведенных в период 2015-2016 годах в пользу работников Иовлевой Л.Г., Анкудинова В.Ф., Козлова В.А., Челнокова А.С., которым присвоены государственные награды и почетные звания;

о признании незаконным решения о привлечении к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 20.12.2018 № 0742V1210000274 в части назначения учреждению суммы штрафа в размере 15 958 рублей 44 копеек, начислению пени в размере 25 092 рублей 32 копеек, а так же требования об уплате недоимки по страховым взносам в размере 79 792 рублей 16 копеек,

при участии:

лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте судебного разбирательства явку своих представителей не обеспечили,

УСТАНОВИЛ:

           Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования центр детско-юношеского туризма города Южно-Сахалинска (далее – заявитель, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) к государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Южно-Сахалинске Сахалинской области (далее – Управление, административный орган) о признании незаконным решения о привлечении к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 20.12.2018 №0742V1210000274 в части выводов Управления о занижении учреждением базы для начисления страховых взносов на сумму ежемесячных денежных выплат, произведенных в период 2015-2016 годах в пользу работников Иовлевой Л.Г., Анкудинова В.Ф., Козлова В.А., Челнокова А.С., которым присвоены государственные награды и почетные звания; о признании незаконным решения о привлечении к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 20.12.2018 №0742V1210000274 в части назначения учреждению суммы штрафа в размере 15 958 рублей 44 копеек, начислению пени в размере 25 092 рублей 32 копеек, а так же требования об уплате недоимки по страховым взносам в размере 79 792 рублей 16 копеек.

           Решением суда от 11.06.2019 заявленные требования удовлетворены частично. Суд признал недействительным решение Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Южно-Сахалинске Сахалинской области от 20.12.2018 №0742V1210000274 о привлечении муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования центр детско-юношеского туризма города Южно-Сахалинска к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, в части взыскания недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование в размере 79 792 рублей 16 копеек, пени за несвоевременную уплату страховых взносов в размере 25 092 рубля 32 копеек, штрафа за совершение нарушения, предусмотренного частью 1 статьи 47 Федерального закона Российской Федерации от 24. 07. 2009 № 212 - ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», в размере 15 958 рублей 44 копейки, как несоответствующее Федеральному закону 24.07.2009 № 212- ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

           Управление, не согласившись с принятым решением, подало апелляционную жалобу и просит его отменить полностью в связи с неправильным применением норм материального права, принять по делу новый судебный акт.

           В доводах жалобы указывает на то, что статьей 11 Закона Сахалинской области от 18.03.2014 №9-30 «Об образовании в Сахалинской области» установлено, что в Сахалинской области работникам государственных образовательных организаций Сахалинской области и муниципальных образовательных организаций предоставляются мера социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты педагогическим работникам, которым присвоено почетное звание "Заслуженный педагог Сахалинской области", продолжающим работу в государственных образовательных организациях Сахалинской области и муниципальных образовательных организациях, производимая в соответствии с частями 1 и 4 статьи 7 Закона Сахалинской области от 11.04.2017 года N 25-30 «О почетных званиях Сахалинской области в сферах образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, физической культуры и спорта».

           В соответствии с Законом Сахалинской области от 24.12.2012 № 110-ЗО «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Сахалинской области и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Сахалинской области» работникам, которым присвоены почетные звания Сахалинской области и работникам, имеющим государственные награды Российской Федерации, производятся ежемесячные денежная выплата (далее - ЕДВ).

           При этом Закон Сахалинской области от 24.12.2012 №110-ЗО не содержит ссылок на законодательство РФ, которым предусмотрена возможность установления такой выплаты.

           Правительством Сахалинской области утверждено Постановление от 01.02.2013 № 39 «Об утверждении порядка предоставления ежемесячной денежной выплаты работникам, которым присвоены почетные звания Сахалинской области и Российской Федерации, и работникам образовательных учреждений, имеющие государственные награды Российской Федерации», в котором утвержден порядок представления ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ) работникам, которые имеют государственные награды Российской Федерации.

           В соответствии с пунктом 6 Порядка предоставления ежемесячной денежной выплаты работникам, имеющим государственные награды РФ, выполнение полномочий органа исполнительной власти Сахалинской области по осуществлению ЕДВ физическим лицам производится бюджетным учреждением и автономным учреждением, то есть непосредственно работодателем.

           Согласно пункту 8 Порядка, основанием для отказа в получении ЕДВ является прекращение трудового договора работника - получателя ЕДВ с работодателем.

Таким образом, Управление считает, что осуществление выплат ЕДВ в пользу работников обусловлено наличием у них трудовых отношений с учреждением - работодателем. Ежемесячные денежные выплаты в пользу работников, имеющих государственные награды РФ, производимые в соответствии с Законом Сахалинской области за счет средств бюджета субъекта РФ, в рамках трудовых отношений, на основании части 1 статьи 7 Федерального Закона 212-ФЗ являются объектом обложения страховыми взносами.

           В ходе выездной документальной проверки за период 2015-2016гг. выявлено, что страхователем производилась ежемесячная денежная выплата в пользу работников заявителя, которым присвоена государственная награда Российской Федерации «Ветеран труда» в отношении Иовлевой Л.Г., медалью за «Спасение погибавших» награжден Анкудинов В.Ф., Козлов В.А., и почетное звание «Заслуженный педагог Сахалинской области» Челноков А.С. В нарушение части 1 статьи 7, части 1 статьи 8 Закона 212-ФЗ заявителем была в период с 2015-2016гг. занижена база выплат, подлежащих обложению страховыми взносами в пользу физических лиц по трудовому договору в части ежемесячных денежных выплат в пользу работников, которым присвоены государственные награды Российской Федерации в сумме 490 570,32 рублей.

           Управление указывает на то, что ежемесячные денежные выплаты в пользу работников, имеющих государственные награды Российской Федерации, производимые в соответствии с Законом Сахалинской области от 24.12.2012 №110-ЗО за счет средств бюджета субъекта РФ, в рамках трудовых отношений, на основании части 1 статьи 7 Закона 212-ФЗ являются объектом обложения страховыми взносами. Данная позиция Управления  подтверждается письмом Исполнительной дирекции от 11.06.2014 №30-24/7353, в котором указано, что данные выплаты являются объектом обложения страховыми взносами.

           Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, явку своих представителей не обеспечили. Отзыв на жалобу заявителем не представлен.

           В соответствии с частью 5 статьи 156, статьей 266 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее – АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие лиц, участвующих в деле.

           Судом установлено, что муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования центр детско-юношеского туризма города Южно-Сахалинска зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1026500531419. В связи с регистрацией в качестве страхователя в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации учреждению присвоен номер 074001016889.

           На основании решения от 23.10.2018 №074V02180000254 специалистами Управления в период с 23.10.2018 по 22.11.2018 проведена выездная проверка учреждения на предмет правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование за период времени с 01.01.2015 по 31.12.2016.

           В ходе проверки, результаты которой зафиксированы в акте от 23.11.2018 № 074V10180000477, в том числе было установлено, что в нарушение части 1 статьи 7 Федерального закона РФ от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Закон №212-ФЗ) учреждением за 2015-2016 года занижена сумма выплат, подлежащих обложению страховыми взносами в пользу физических лиц по трудовому договору в части ежемесячных денежных выплат в пользу работников, которым присвоены почетные звания Сахалинской области, и работникам, имеющим государственные награды Российской Федерации в общей сумме 490 570,32 рублей.

           Данная выплата, по мнению Управления, не производится в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, и не подлежит освобождению от обложения страховыми взносами на основании статьи 9 Закона №212-ФЗ.

           Ежемесячные денежные выплаты в пользу работников, которым присвоены почетные звания Сахалинской области и работникам, имеющим государственные награды Российской Федерации, производимые в соответствии с Законом Сахалинской области от 24.12.2012 № 110-ЗО за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, в рамках трудовых отношений, на основании части 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ являются объектом обложения страховыми взносами.  

           Таким образом, сумма неуплаченных учреждением страховых взносов составила 79 792,16 рублей, из которой 54 773,09 рублей – страховая часть и 25 019,07 ФОМС.

           Рассмотрев акт проверки, Управление вынесло решение от 20.12.2018 № 074V12180000274, оспариваемой частью которого привлекло учреждение к ответственности за неуплату или неполную уплату страховых взносов в результате занижения базы для исчисления страховых взносов по части 1 статьи 47 Закона №212-ФЗ в виде штрафа в размере 15 958,44 рублей.

           Данным решением учреждению за период с 01.01.2015 по 31.12.2016 начислены пени за неуплату страховых взносов в размере 25 092,32 рублей и предложено уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, в размере 79 792,16 рублей.

           Также учреждению указано на внесение необходимых исправлений в документы бухгалтерского учета.

           Не согласившись с указанным решением в части выводов Управления о занижении учреждением базы для начисления страховых взносов на сумму ежемесячных денежных выплат, произведенных в период 2015-2016 годах в пользу работников Иовлевой Л.Г., Анкудинова В.Ф., Козлова В.А., Челнокова А.С., которым присвоены государственные награды и почетные звания, а так же в части назначения учреждению суммы штрафа в размере 15 958 рублей 44 копеек, начисления пени в размере 25 092 рублей 32 копеек и требования об уплате недоимки по страховым взносам в размере 79 792 рублей 16 копеек, учреждение обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.

           Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 268, 270 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы апелляционной жалобы, коллегия считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а жалобу  – не подлежащей  удовлетворению по следующим основаниям.

           По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

           В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона № 212-ФЗ (действовавшего в период возникновения спорных правоотношений) контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

           В силу статьи 5 Закона №212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся организации, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.

           В соответствии с частью 1 статьи 7 Закона №212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 названного Федерального закона), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.

           Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте «а» и «б» пункта 1 части 1 статьи 5 данного Федерального закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

           В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона №212-ФЗ база для начисления страховых взносов для организаций, производящих выплаты физическим лицам, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 указанного Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 рассматриваемого Федерального закона.

           В силу пункта 1 части 1 статьи 9 Закона №212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами, в частности, государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.

           Из приведенных положений Закона №212-ФЗ следует, что основанием возникновения у страхователя обязанности по начислению страховых взносов на обязательное социальное страхование является осуществление им застрахованному лицу в рамках трудовых отношений выплат, связанных с исполнением последним трудовой функции, обусловленной трудовым или гражданско-правовым соглашением.

           28.01.2004 принят Закон Сахалинской области №466 «О почетном звании «Заслуженный педагог Сахалинской области» (далее - Закон Сахалинской области № 466).

           В соответствии со статьей 11 Закона Сахалинской области от 18.03.2014 № 9-ЗО «Об образовании в Сахалинской области» (в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений) (далее – Закон №9-ЗО») предусмотрено, что в Сахалинской области работникам государственных образовательных организаций Сахалинской области и муниципальных образовательных организаций предоставляются следующие меры социальной поддержки, в том числе:

           - ежемесячная денежная выплата педагогическим работникам, которым присвоено почетное звание «Заслуженный педагог Сахалинской области», продолжающим работу в государственных образовательных организациях Сахалинской области и муниципальных образовательных организациях, производимая в соответствии с Законом Сахалинской области №466.

           В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона Сахалинской области № 466 работникам, имеющим почетное звание «Заслуженный педагог Сахалинской области», работающим в государственных или муниципальных образовательных организациях, органе исполнительной власти Сахалинской области, осуществляющем управление в сфере образования, или органах местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, производится ежемесячная денежная выплата в размере 12 000 руб. - на территории остальных муниципальных образований.

           Указанная ежемесячная денежная выплата предоставляется в порядке, установленном Правительством Сахалинской области.

           В соответствии с частью 3 статьи 2 Закона Сахалинской области № 466 предоставление ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной частью 1 названной статьи, относится к расходным обязательствам Сахалинской области и финансируется за счет средств областного бюджета.

           В соответствии с Законом Сахалинской области от 24.12.2012 №110-ЗО Постановлением Правительства Сахалинской области от 01.02.2013 №39 «Об утверждении Порядка предоставления ежемесячной денежной выплаты работникам, которым присвоены почетные звания Сахалинской области и Российской Федерации, и работникам образовательных учреждений, имеющим государственные награды Российской Федерации» разработан Порядок предоставления ежемесячной денежной выплаты и определены органы, осуществляющие ее выплату в Сахалинской области.

           Указанный Порядок определяет правила предоставления ежемесячных денежных выплат (далее - ЕДВ), в том числе, работникам, которым присвоены почетные звания «Заслуженный педагог Сахалинской области» (пункт 1.1 Положения).

     Органами, осуществляющими выплату ежемесячной денежной выплаты, являются органы местного самоуправления в Сахалинской области, осуществляющие полномочия в соответствующей сфере, - в отношении работников муниципальных образовательных учреждений, в том числе министерство образования Сахалинской области.

           ЕДВ начисляется с 1-го числа месяца, следующего за месяцем подачи документов, указанных в пункте 3 настоящего Порядка, а с 1 января 2013 года - работникам, которым присвоены соответствующие почетные звания и получившим государственные награды Российской Федерации ранее этой даты.

Согласно пункту 6 Порядка предоставления ежемесячных денежных выплат осуществление бюджетным учреждением и автономным учреждением полномочий органа исполнительной власти Сахалинской области по публичным обязательствам перед физическим лицом, подлежащим исполнению в денежной форме, и их финансовому обеспечению осуществляется в Порядке, утвержденном постановлением Правительства Сахалинской области от 19.10.2010 №505 (далее - Порядок осуществления публичных полномочий).

           Названный Порядок определяет правила осуществления бюджетным учреждением и автономным учреждением, созданными на базе имущества, находящегося в областной собственности (далее - учреждение), полномочий органа исполнительной власти Сахалинской области, осуществляющего функции и полномочия учредителя учреждения (далее - орган исполнительной власти), по публичным обязательствам перед физическим лицом, подлежащим исполнению в денежной форме, и порядок их финансового обеспечения.

           Согласно пункту 5 Порядка №505 орган исполнительной власти в течение месяца со дня утверждения ему в установленном порядке как главному распорядителю средств областного бюджета соответствующих бюджетных ассигнований на исполнение публичных обязательств принимает правовой акт об осуществлении учреждением полномочий органа исполнительной власти по исполнению публичных обязательств, информация об исполнении которых согласована с министерством финансов Сахалинской области.

           В силу пунктов 9, 10 Порядка №505 финансовое обеспечение осуществления учреждением полномочий органа исполнительной власти по исполнению публичных обязательств осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на указанные цели. Учреждение осуществляет оплату денежных обязательств по исполнению публичных обязательств от имени органа исполнительной власти на основании платежных документов, представленных им в министерство финансов Сахалинской области.

           Из материалов дела следует, что учреждением в период 2015 - 2016 годах производились ежемесячные денежные выплаты сотрудникам, имеющим почетное звание «Заслуженный педагог Сахалинской области». При этом трудовые отношения с указанными работниками на дату осуществления им выплат прекращены не были.

           Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что выплаты лицам, имеющим почетное звание «Заслуженный педагог Сахалинской области», производились страхователем вне рамок каких-либо соглашений между работником и работодателем по поводу осуществления трудовой деятельности, не входят в состав заработной платы указанных работников, следовательно, не являются компенсационной либо стимулирующей выплатами.

           Таким образом, судом установлено, что обязательство по выплате ежемесячной денежной выплаты в рассматриваемой ситуации возникает между органом исполнительной власти (Министерством образования Сахалинской области) и работниками учреждения, имеющими соответствующее звание.

           Следовательно, спорные выплаты являются государственными пособиями и не подлежат включению в базу для исчисления страховых взносов в силу пункта 1 части 1 статьи 9 Закона №212-ФЗ. Указанные выплаты произведены учреждением в соответствии с Законом Сахалинской области и за счет средств бюджета Сахалинской области при осуществлении переданных учреждению государственных полномочий органов исполнительной власти субъекта Федерации.

           Согласно оспариваемому решению, учреждению также доначислены страховые взносы в связи с выводом Управления о занижении базы для исчисления страховых взносов на сумму выплат, производимых работникам, имеющим государственную награду «Ветеран труда» и «За спасение погибающих».

           Проверив выводы Управления в данной части, суд пришел к следующим выводам.

           Согласно статье 1 Общего положения об орденах, медалях и почетных званиях СССР, утвержденного Указом Президиума Верховного Совета СССР от 03.07.1979 № 360-Х «Об утверждении Общего положения об орденах, медалях и почетных званиях СССР», ордена, медали и почетные звания СССР являются государственными наградами СССР за особые заслуги в коммунистическом строительстве, защите социалистического Отечества, а также за иные особые заслуги перед Советским государством и обществом. Так, пунктом б статьи 15 того же Положения раскрывает перечень медалей для награждения за трудовые заслуги: медаль «За трудовую доблесть»; медаль «За трудовое отличие»; медаль «Ветеран труда».

           На основании Указа Президента РФ от 02.03.1994 №442 «О государственных наградах Российской Федерации», медаль «За спасение погибавших», является государственной наградой Российской Федерации.

           В соответствии с частью 4 Указа Президента Российской Федерации от 07.09.2010 №1099 «О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации», частью 14 Положения о государственных наградах Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 07.09.2010 г. №1099 «О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации» установлено, что лицам, удостоенным государственных наград Российской Федерации, входивших в государственную наградную систему Российской Федерации до вступления в силу настоящего Указа, а также на граждан Российской Федерации, удостоенным государственных наград СССР, распространяются правила и предоставляются меры социальной поддержки в порядке и случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

           В соответствии с пунктом 2.2 Порядка работникам образовательных учреждений, имеющим государственные награды Российской Федерации и работающим в учреждениях, расположенных на территории остальных муниципальных образований, предоставляется ежемесячная денежная выплата- в размере 2100 рублей.

           Согласно материалам дела, учреждением в период 2015 - 2016 производились ежемесячные денежные выплаты сотрудникам, имеющим государственные награды «Ветеран труда» и «За спасение погибавших». При этом трудовые отношения с указанными работниками на дату осуществления им выплат прекращены не были.

           Учитывая вышеизложенное, вывод суда о том, что выплаты лицам, имеющим государственные награды «Ветеран труда» и «За спасение погибавших» производились страхователем вне рамок каких-либо соглашений между работником и работодателем по поводу осуществления трудовой деятельности, не входят в состав заработной платы указанных работников, следовательно, не являются компенсационной либо стимулирующей выплатами, является обоснованным.

           Таким образом, спорные выплаты являются государственными пособиями и не подлежат включению в базу для исчисления страховых взносов в силу пункта 1 части 1 статьи 9 Закона №212-ФЗ.

           В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

           С учетом изложенного, решение Управления от 20.12.2018 №0742V1210000274 о привлечении учреждения к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, в части взыскания недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование в размере 79 792 рублей 16 копеек, пени за несвоевременную уплату страховых взносов в размере 25 092 рубля 32 копеек и штрафа в размере 15 958 рублей 44 копейки, правомерно признано судом недействительным как несоответствующее закону и нарушающее права и законные интересы заявителя.

           Довод Управления о том, что данные выплаты производились в рамках трудовой деятельности, подлежит отклонению в силу следующего.

Статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

           Вместе с тем, сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда.

           Фактически наличие трудовых отношений с заявителем дает только право на получение ежемесячной денежной выплаты работнику, имеющему почетное звание Сахалинской области или награды РФ, а сама выплата не зависит от занимаемой должности, стажа работы, количества отработанных часов, качества выполнения трудовых обязанностей.

           Выплаты социального характера, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не признаются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами, заключенными с работниками.

           Таким образом, доводы, изложенные в жалобе, подлежат отклонению как основанные на неверном понимании норм материального права.

           Ссылка Управления на письмо Исполнительной дирекции от 11.06.2014 №30-24/7353 отклоняется, поскольку данное письмо не является нормативным правовым актом.

           Проверив требования учреждения о признании незаконным решения от 20.12.2018 №0742V1210000274 в части выводов Управления о занижении учреждением базы для начисления страховых взносов на сумму ежемесячных денежных выплат, произведенных в период 2015-2016 годах в пользу работников Иовлевой Л.Г., Анкудинова В.Ф., Козлова В.А., Челнокова А.С., которым присвоены государственные награды и почетные звания, коллегия поддерживает выводы суда первой инстанции о том, что исходя из нормативных положений статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ выводы решения, которые учреждение просит признать недействительными, ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием), применительно к главе 24 АПК РФ не являются, ввиду чего, не могут быть самостоятельным предметом оценки и соответственно признаны незаконными или недействительными судом.

           В этой связи, отказ суда в удовлетворении заявленных требований в указанной части является правомерным.  

           Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют действующему законодательству и основаны на полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств и правильном установлении всех фактических обстоятельств рассматриваемого дела.

           Поскольку все обстоятельства дела установлены судом в полном объеме, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих безусловную отмену принятого по делу судебного акта, не установлено, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения апелляционной жалобы по приведенным в ней доводам.

           С учетом итогов рассмотрения судом первой инстанции настоящего дела, отнесение на Управление судебных расходов учреждения по уплате государственной пошлины при подаче заявления соответствует части 1 статьи 110 АПК РФ. От уплаты государственной пошлины по апелляционной жалобе Управление в силу статьи 333.37 Налогового кодекса РФ освобождено.

           Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 11.06.2019  по делу №А59-1725/2019  оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев.

Председательствующий

Т.А. Солохина

Судьи

Л.А. Бессчасная

Е.Л. Сидорович