Пятый арбитражный апелляционный суд
ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001
тел.: (423) 221-09-01, факс (423) 221-09-98
http://5aas.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Владивосток Дело | № А59-788/2019 |
22 октября 2019 года |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 октября 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено октября 2019 года .
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего С.Б. Култышева,
судей Д.А. Глебова, С.М. Синицыной,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Н.В. Навродской,
рассмотрев открытом в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Углегорского городского округа,
апелляционное производство № 05АП-5185/2019
на решение от 03.06.2019 судьи И.Н. Веретенникова
по делу № А59-788/2019 Арбитражного суда Сахалинской области
по иску муниципального автономного учреждения «Издательский дом» (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к ответчикам: Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, Управлению Федерального казначейства по Сахалинской области; Центральной избирательной комиссии РФ; Министерству финансов Сахалинской области; Муниципальному образованию Углегорский городской округ в лице финансового Управления Администрации Углегорского городского округа (694920, <...>),
о взыскании убытков, связанных с опубликованием материалов Углегорской территориальной избирательной комиссии
при участии: стороны не явились
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное автономное учреждение «Издательский дом» (далее истец, Учреждение) обратилось в суд с исковым заявлением к ответчику Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии РФ, Министерству финансов Сахалинской области, финансовому управлению администрации Углегорского городского округа о взыскании убытков, связанных с опубликованием материалов Углегорской территориальной избирательной комиссии в газете «Углегорские новости» в размере 595 741 рубля 86 копеек.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечена Администрация Углегорского городского округа.
В судебном заседании 27.05.2019 представитель истца заявила об отказе от исковых требований в размере 11 442 рубля 6 копеек, предъявленных к Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ, управлению Федерального казначейства по Сахалинской области, Центральной избирательной комиссии РФ, Министерству финансов Сахалинской области, поддержаны исковые требования в размере 584 299 рублей 80 копеек к финансовому управлению администрации Углегорского городского округа (далее - ответчик, Управление). Суд в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее у АПК РФ) принял заявленные уточнения.
Решением Арбитражного суда Сахалинской области от 03.06.2019 с финансового управления администрации Углегорского городского округа в пользу муниципального автономного учреждения «Издательский дом» взыскано 584 299 рублей 80 копеек, а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 14 686 рублей, производство по делу в части остальных требований прекращено.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Администрация Углегорского городского округа обратилась в Пятый арбитражный апелляционный суд с жалобой. В обоснование жалобы указано на несогласие с вынесенным решением, отмечен самостоятельный статус Администрации Углегорского городского округа и финансового управления Углегорского городского округа, в отсутствие существования такого лица, как финансовое управление Администрации Углегорского городского округа, с которого осуществлено взыскание.
Определением Пятого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2019 апелляционная жалоба администрации принята к производству, ее рассмотрение назначено на 13.08.2019.
Определением от 13.08.2019 суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным АПК РФ для рассмотрения дела в суде первой инстанции, судебное заседание назначено на 11.09.2019, к участию в деле в качестве ответчика привлечено Муниципальное образование Углегорский городской округ в лице финансового управления Углегорского городского округа.
В связи с заменой состава суда рассмотрение апелляционной жалобы начато сначала на основании пункта 2 части 2 статьи 18 АПК РФ.
В письменном отзыве на апелляционную жалобу истец с доводами жалобы не согласился, просит обжалуемый судебный акт оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Через канцелярию суда от Финансового управления Углегорского ГО,поступил письменный отзыв с документами в обоснование позиции, которые в порядке статьи 262 АПК РФ приобщаются к материалам дела. Судом объявлялся перерыв в судебном заседании до 16.10.2019 до 10 часов 40 минут, об объявлении перерыва лица, участвующие в деле, уведомлены в соответствии с Постановлением Пленума ВАС РФ от 25.12.2013 № 99 «О процессуальных сроках» путем размещения на официальном сайте суда информации о времени и месте продолжения судебного заседания.
Извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, в судебное заседание после перерыва не явились. Через канцелярию суда от истца поступили письменные дополнения в обоснование доводов, приобщены к материалам дела.
Из материалов дела, пояснений представителей лиц, участвующих в деле, судом апелляционной инстанции установлено следующее
В рамках исполнения положений федеральных законов «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и «О выборах Президента РФ», а также в соответствии с законом Сахалинской «О муниципальных выборах в Сахалинской области» области, истец выполнил свою обязанность по предоставлению бесплатной печатной площади во время выборов в Президента РФ и депутатов Собрания Углегорского городского округа, в связи с чем понес убытки, связанные с предоставлением печатных площадей, которые ему не возмещены.
Судом первой инстанции обоснованно учтено, что информационное обеспечение выборов и референдумов соответствующего уровня осуществляется с использованием государственных, муниципальных и негосударственных организаций телерадиовещания, редакций государственных, муниципальных и негосударственных периодических печатных изданий (пункт 1 статьи 47 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», далее Федеральный закон № 67-ФЗ).
Согласно пунктов 1, 3, 6, 8 статьи 20 Федерального закона № 67-ФЗ в Российской Федерации действуют следующие избирательные комиссии, комиссии референдума: Центральная избирательная комиссия РФ; избирательные комиссии субъектов РФ; избирательные комиссии муниципальных образований; окружные избирательные комиссии; территориальные (районные, городские и другие) комиссии; участковые комиссии.
Комиссии обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, осуществляют подготовку и проведение выборов и референдумов в Российской Федерации. Комиссии обеспечивают информирование избирателей, участников референдума о сроках и порядке осуществления избирательных действий, действий, связанных с подготовкой и проведением референдума, о ходе избирательной кампании, кампании референдума, а также о кандидатах, об избирательных объединениях, выдвинувших кандидатов, списки кандидатов. Компетенция, полномочия и порядок деятельности избирательных комиссий субъектов РФ, избирательных комиссий муниципальных образований, окружных избирательных комиссий, территориальных и участковых комиссий при подготовке и проведении выборов в органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, а также референдумов субъектов РФ, местных референдумов устанавливаются настоящим Федеральным законом, конституциями (уставами), законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований.
Согласно пункту 3 статьи 1 Закона Сахалинской области «Об избирательных комиссия, комиссиях референдума в Сахалинской области» № 26-ЗО от 11.04.2008, избирательные комиссии, комиссии референдума обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, осуществляют подготовку и проведение выборов, референдумов, а также обеспечивают на территории Сахалинской области исполнение федеральных и региональных программ и мероприятий, разработанных Центральной избирательной комиссией РФ и (или) избирательной комиссией Сахалинской области.
В силу положений пункта 14 статьи 20 федерального закона № 67-ФЗ от 12.06.2012, финансовое обеспечение деятельности Центральной избирательной комиссии РФ осуществляется за счет средств, предусмотренных на эти цели федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Финансовое обеспечение деятельности избирательной комиссии субъекта РФ осуществляется за счет средств, предусмотренных на эти цели законом субъекта РФ о бюджете субъекта РФ на очередной финансовый год, также за счет средств федерального бюджета в порядке и объемах, определяемых Центральной избирательной комиссией РФ в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.
Финансовое обеспечение деятельности избирательной комиссии муниципального образования, территориальной комиссии, действующих на постоянной основе и являющихся юридическим лицом, осуществляется за счет средств бюджета субъекта РФ и (или) местного бюджета в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели законом субъекта РФ о бюджете субъекта РФ на очередной финансовый год и (или) нормативным правовым актом органа местного самоуправления о местном бюджете на очередной финансовый год.
Согласно статье 42 Устава Углегорского ГО, принятого решением Собрания Углегорского муниципального района от 16.03.2017 № 354, для организации подготовки и проведения выборов в органы местного самоуправления, местного референдума, голосования по отзыву депутата, главы округа, голосования по вопросам изменения границ городского округа, преобразования городского округа может быть сформирована избирательная комиссия Углегорского городского округа.
Постановлением избирательной комиссии Сахалинской области № 16/98 от 09.06.2017 на Углегорскую территориальную избирательную комиссию возложены полномочия избирательной комиссии Углегорского городского округа по проведению муниципальных выборов, местных референдумов, голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Федерального закона № 67, пунктом 1 статьи 10 Закона Сахалинской области от 28.04.2006 № 32-ЗО «О муниципальных выборах в Сахалинской области», статьей 13 Устава Углегорского городского округа в 2018 году проведены выборы депутатов Собрания Углегорского городского округа седьмого созыва. При проведении данных выборов истцом в газете «Углегорские новости» размещены материалы объемом 27 823,8 сантиметров.
Постановлением администрации Углегорского городского округа № 53 от 26.01.2018 «О стоимости услуг для муниципального автономного учреждения «Издательский дом» стоимость одного квадратного сантиметра площади газеты определена в размере 21 рубля. Таким образом, стоимость размещенной информации составила 584 299 рублей 80 копеек. Не получив возмещения указанных расходов, истец обратился в суд с настоящим иском.
Статьей 52 Закона Сахалинской области от 28.04.2008 № 35-ЗО «О муниципальных выборах в Сахалинской области» установлено, что расходы, связанные с возмещением затрат на предоставление бесплатной печатной площади зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, зарегистрировавшим списки кандидатов, осуществляются исключительно из средств местного бюджета, выделенных на проведение муниципальных выборов.
Судом первой инстанции обоснованно учтены положения статьи 15 ГК РФ в части оснований и условий возмещения убытков, отмечены особенности регулирования вопросов информационного освещения и имущественных компенсаций в избирательном законодательстве.
В соответствии с пунктом 18 статьи 20 Федерального закона № 67-ФЗ государственные и муниципальные организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание, и редакции государственных и муниципальных периодических печатных изданий обязаны безвозмездно предоставлять комиссиям эфирное время для информирования избирателей, участников референдума в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, иными законами, и печатную площадь для опубликования решений комиссий и размещения иной информации.
При этом расходы организаций телерадиовещания и редакций периодических печатных изданий осуществляются в порядке, установленном пунктом 10 статьи 50 настоящего Федерального закона, которым закреплено, что расходы государственных и муниципальных организаций телерадиовещания и редакций государственных и муниципальных периодических печатных изданий, связанные с предоставлением бесплатного эфирного времени и бесплатной печатной площади для проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, относятся на результаты деятельности этих организаций и редакций.
Таким образом, судом первой инстанции сделан верный вывод о том, что порядок и источник возмещения расходов, понесенных указанными в вышеназванных законах исполнителями, связанных с предоставлением избирательным комиссиям бесплатного эфирного времени и бесплатной печатной площади, действующим законодательством прямо не предусмотрен.
Принимая во внимание положения статьи 35 Конституции РФ, согласно которым никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда, принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения, судом первой инстанции обосновано отмечено, что компенсация понесенных расходов, установленных отмеченными Федеральными законами по смыслу статьи 35 Конституции РФ подлежит обязательному обеспечению соответствующим бюджетом и призвана гарантировать право собственности государственных и муниципальных организаций телерадиовещания и редакций государственных и муниципальных периодических печатных изданий. Только при условии компенсации расходов указанных организаций, связанных с предоставлением ими бесплатного эфирного времени и бесплатной печатной площади, не нарушается их самостоятельность в распоряжении своими финансами.
Пункт 18 статьи 20 Закона № 67-ФЗ, пункт 10 статьи 12 Федерального закона № 19-ФЗ в их конституционно-правовом смысле в действующей системе правового регулирования означает установление взаимных обязанностей государственных и муниципальных организаций телерадиовещания и редакций государственных и муниципальных периодических печатных изданий - предоставить избирательным комиссиям бесплатно эфирное время и печатную площадь, а федеральных органов государственной власти - компенсировать из федерального бюджета дополнительные расходы, возникающие при осуществлении указанной обязанности государственных и муниципальных организаций телерадиовещания и редакций государственных и муниципальных периодических печатных изданий.
Данная правовая позиция дополнительно раскрыта в определениях Конституционного суда РФ от 15.02.2005 № 58-О, от 17.10.2006 № 485-О, в полной мере распространяется на пункт 18 статьи 20 Закона № 67-ФЗ, пункт 3 статьи 23 закона № 51-ФЗ, обязывающие государственные и муниципальные организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание, и (или) редакции государственных и муниципальных периодических печатных изданий предоставлять избирательным комиссиям бесплатное эфирное время, а также бесплатную печатную площадь.
Совокупный анализ положений пунктов 1, 2, 13 статьи 51 федерального закона № 19-ФЗ позволяют прийти к выводу об обязанности компенсаций из бюджета соответствующего уровня дополнительных расходов, возникающих при осуществлении отмеченной обязанности государственных и муниципальных организаций телерадиовещания и редакций государственных и муниципальных периодических печатных изданий по предоставлению бесплатного эфирного времени и бесплатной печатной площади.
Согласно материалов дела, не оспоренных участниками настоящего производства установлено, что в 2018 году истец во исполнение положений пункта 18 статьи 20 Закона № 67-ФЗ, пункта 1 статьи 10 Закона Сахалинской области № 35-ЗО от 28.04.2008, в связи с подготовкой и проведением выборов депутатов Собрания Углегорского городского округа седьмого созыва, предоставил Углегорскогой территориальной избирательной комиссии бесплатную печатную площадь в газете «Углегорские новости» для опубликования решений, актов, иной печатной информации в размере 27 823,80 кв.см. на сумму 584 299 рублей 80 копеек.
Указанные расходы по существу представляют собой уменьшение имущественной массы истца (убытки), связанные с возложением на него федеральными законами обязанностей по предоставлению бесплатной печатной площади.
В соответствии с пунктом 1.1. статьи 52 закона Сахалинской области от 28.04.2008 N 35-ЗО «О муниципальных выборах в Сахалинской области» расходы, связанные с возмещением затрат на предоставление бесплатной печатной площади зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, зарегистрировавшим списки кандидатов, осуществляются исключительно из средств местного бюджета, выделенных на проведение муниципальных выборов.
Применительно к подтвержденной в настоящем споре ситуации отсутствия добровольного возмещения отмеченных затрат, обоснованным является применение положений статей 16, 1069, 1071 ГК РФ, согласно которым в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта РФ или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Соответствующим финансовым органом выступает Финансовое управление Углегорского городского округа. Указанное финансовое управление осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств местного бюджета, предусмотренных на содержание Управления и реализацию возложенных на Управление полномочий. В соответствии с пунктами 3.3.14, 3.3.35 Положения о Финансовом управлении Углегорского городского округа, утвержденном Решением Собрания Углегорского муниципального района от 22.11.2017 №452, в редакции Решения Собрания Углегорского муниципального района от 07.12.2017 №473, к полномочиям указанного управления прямо отнесены исполнение судебных актов по искам к муниципальному образованию Углегорский городской округ о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействий) органов исполнительной власти Углегорского городского округа, либо должностных лиц этих органов, а также выступление от имени казны Углегорского городского округа в случаях, когда в соответствии с Гражданским кодексом РФ или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны муниципального образования Углегорский городской округ.
Данный подход соответствует разъяснениям пунктов 13, 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.05.2019 N 13 «О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации», пункту 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 №25 «О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса РФ».
Доводы финансового управления о публикации соответствующей печатной информации в рамках утвержденного муниципального задания на 2018 год применительно к опубликованию оперативной и достоверной информации о важнейших общественно-политических, социально-культурных событиях в районе, не принимаются судебной коллегией в силу следующего.
Материалами дела, приобщенными в суде апелляционной инстанции подтверждено перевыполнение плановых показателей муниципального задания на 2018 год, не опровергнуто также обстоятельство прямого поступления материалов для отмеченных публикаций в адрес истца непосредственно из Углегорской территориальной избирательной комиссии, определяющей очередность и объем требуемых публикаций согласно положений избирательного законодательства, отдельно учитываемых от размещаемой информации в рамках выполнения утвержденного муниципального задания.
Также, согласно справки финансового управления Углегорского городского округа (т. 2 л.д. 7) МАУ «Издательский дом» в 2018 году субсидии либо иные бюджетные ассигнования на опубликование документации, связанной с проведением выборов не получало.
Таким образом, решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании пункта 4 части 4 статьи 270 АПК РФ, заявленные требования истца подлежат удовлетворению путем взыскания с муниципального образования Углегорский городской округ в лице Финансового управления Углегорского городского округа за счет казны Углегорского городского округа в сумме 584 299 рублей 80 копеек.
Заявленный в судебном заседании 27.05.2019 представителем истца отказ от исковых требований в размере 11 442 рубля 6 копеек, предъявленных к Российской Федерации в лице министерства Финансов Российской Федерации, управлению Федерального казначейства по Сахалинской области, центральной избирательной комиссию Российской Федерации, министерству финансов Сахалинской области, в соответствии с частью 2, 5 статьи 49 АПК РФ подлежит принятию, как не противоречащий закону и не нарушающий прав других лиц, производство по делу в данной части подлежит прекращению.
В связи с указанным отказом истца подлежит возврату из федерального бюджета 229 рублей государственной пошлины по иску, уплаченной платежным поручением №30 от 20.01.2019.
Судебные расходы по уплате госпошлины по настоящему иску на основании статьи 110 АПК РФ и с учетом удовлетворения заявленных требований подлежат отнесению на ответчика.
С учетом итогов рассмотрения апелляционной жалобы по существу, оснований для отнесения судебных расходов по апелляционной жалобе на участников настоящего спора не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 03.06.2019 по делу №А59-788/2019 отменить.
Принять отказ муниципального автономного учреждения «Издательский дом» от исковых требований в размере 11 442 рубля 06 копеек, предъявленных к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, Управлению Федерального казначейства по Сахалинской области, Министерству финансов Сахалинской области.
Производство по делу в части требований в размере 11 442 рубля 06 копеек, предъявленных к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, Управлению Федерального казначейства по Сахалинской области, Министерству финансов Сахалинской области, прекратить.
Взыскать с Муниципального образования Углегорский городской округ в лице Финансового управления Углегорского городского округа за счет казны Углегорского городского округа в пользу муниципального автономного учреждения «Издательский дом» 584 299 рублей 80 копеек, расходы по оплате государственной пошлины по иску в размере 14 686 рублей, всего 598 985 (пятьсот девяносто восемь тысяч девятьсот восемьдесят пять) рублей 80 копеек.
Возвратить из федерального бюджета муниципальному автономному учреждению «Издательский дом» 229 (двести двадцать девять) рублей государственной пошлины по иску, уплаченной платежным поручением №30 от 20.01.2019.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Арбитражному суду Сахалинской области выдать исполнительный лист.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев.
Председательствующий | С.Б. Култышев |
Судьи | Д.А. Глебов С.М. Синицына |