ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 05АП-529/2014 от 26.02.2014 Пятого арбитражного апелляционного суда

Пятый арбитражный апелляционный суд

ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001

тел.: (423) 221-09-01, факс (423) 221-09-98

http://5aas.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Владивосток                                                  Дело

№ А51-1735/2013

04 марта 2014 года

Резолютивная часть постановления оглашена 26 февраля 2014 года.

Постановление в полном объеме изготовлено марта 2014 года .

Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего С.Б. Култышева,

судей А.В. Ветошкевич, Д.А. Глебова,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.А. Хоменко,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов РФ,

апелляционное производство № 05АП-529/2014

на решение от 11.12.2013 судьи В.В. Саломая

по делу № А51-1735/2013 Арбитражного суда Приморского края

по исковому заявлению Муниципального унитарного предприятия города Владивостока «Некрополь» (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ (ИНН <***>, ОГРН <***>)

третье лицо: Управление Федерального казначейства по Приморскому краю (ИНН <***>, ОГРН <***>)

о взыскании 2 801 460 рублей,

при участии:

от истца: ФИО1 – паспорт, доверенность от 09.02.2014 сроком действия на один год со специальными полномочиями,

от ответчика: специалист 1 разряда  ФИО2 – удостоверение, доверенность от 18.01.2013 сроком действия до 31.12.2014 со специальными полномочиями.

от третьего лица: представитель не явился, извещен надлежащим образом,

УСТАНОВИЛ:

Муниципальное унитарное предприятие города Владивостока «Некропль» обратилось в Арбитражный суд Приморского края к Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ с исковым заявлением о взыскании 2 801 460 рублей затрат, понесенных в период с апреля 2011 года по декабрь 2012 года при погребении умерших не имеющих супруга, близких и иных родственников, либо законного представителя умершего.

Решением Арбитражного суда Приморского края от 02.04.2013 с Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ за счет казны Российской Федерации в пользу Муниципального унитарного предприятия города Владивостока «Некрополь» взысканы затраты на погребение в размере 2 801 460 рублей, судебные расходы на оплату государственной пошлины в сумме 37 008 рублей.

Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2013 решение от 02.04.2013 оставлено без изменений.

Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 01.10.2013 решение от 02.04.2013 и постановление 08.07.2013 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Приморского края.

Решением Арбитражного суда Приморского края от 11.12.2013 с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Муниципального унитарного предприятия города Владивостока «Некрополь» взысканы затраты на погребение в размере 2 801 460 рублей, судебные расходы на оплату государственной пошлины в сумме 37 008 рублей.

Не согласившись с вынесенным судебным актом, Министерство финансов РФ обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение от 11.12.2013 отменить. В обоснование жалобы заявитель указывает на то, что в силу пункта 3 статьи 9 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее – Закон о погребении), расходные обязательства по финансовому обеспечению гарантированного перечня услуг по погребению распределяются между Российской Федерацией и субъектами РФ в зависимости от того, являлся ли погибший работником или пенсионером.

Апеллянт полагал, что если личность умершего не установлена органами внутренних дела, и соответственно, не установлен тот факт, являлся ли он работником или пенсионером, финансовое обеспечение предоставления услуг по погребению является расходным обязательством субъекта РФ. В силу абзаца 3 указанной нормы, стоимость услуг на погребение умерших неработавших пенсионеров возмещается Пенсионному фонду РФ, а не непосредственно службе осуществляющей погребение.

Отметил, что согласно Указу Президента РФ от 29.06.1996 № 1001 «О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших», обязанность по выделению специализированным службам по вопросам похоронного дела необходимых средств для оказания услуг по погребению, гарантированных статьей 9 Федерального закона «О погребении и похоронном деле», отнесена на органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления.

В канцелярию Пятого арбитражного апелляционного суда от МУПВ «Некрополь» поступил отзыв на апелляционную жалобу, который приобщен к материалам дела.

В судебном заседании представитель Министерства финансов РФ поддержал доводы апелляционной жалобы, просил обжалуемое решение отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.

Представитель МУПВ «Некрополь» по доводам апелляционной жалобы возразил, обжалуемое решение считает законным и обоснованным, просил оставить его без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Исследовав и оценив материалы дела, проверив в порядке статей 266-271 АПК РФ правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что решение не подлежит отмене или изменению в силу следующих обстоятельств.

Постановлением администрации г. Владивостока Приморского края от 03.10.2000 № 1836 «О специализированных предприятиях по вопросам похоронного дела», постановлением главы администрации г. Владивостока от 17.06.2005 № 714 «О внесении изменений в постановление главы администрации г. Владивостока от 03.10.2000 № 1836 «О специализированных предприятиях по вопросам похоронного дела», постановлением главы администрации города Владивостока от 20.03.2006             № 317 «О внесении изменений в постановление главы администрации города Владивостока от 03.10.2000 № 1836 и об отмене постановления главы администрации города Владивостока от 17.06.2005 № 714», МУПВ «Некрополь» наделено статусом специализированной службы по вопросам похоронного дела, действующей на территории города Владивостока, на которую возложены, в частности, вопросы захоронений и перезахоронений.

Как следует из материалов дела, в период с апреля 2011 по декабрь 2012 (далее – спорный период) МУПВ «Некрополь» осуществило погребение неустановленных умерших лиц, а также умерших (погибших), не имеющих супруга, близких и иных родственников, либо законного представителя умершего.

Факт оказания данных услуг по погребению подтвержден представленными в материалы дела актами о захоронении невостребованных трупов и актами о захоронении неизвестных трупов, с прилагаемыми заявлениями, свидетельствами о смерти и справками. Общее количество захороненных невостребованных и неизвестных трупов за отмеченный период согласно указанным актам составило 490 человек.

В связи с наличием у истца невозмещенных расходов, возникших в связи с осуществлением МУПВ «Некрополь» в период с апреля 2011 по декабрь 2012 погребения умерших неустановленных лиц, а также умерших (погибших), не имеющих супруга, близких и иных родственников, либо законного представителя умершего в общем размере на сумму 2 801 460 рублей, истец обратился с настоящим иском в суд.

Рассмотрев исковое заявление, суд первой инстанции счел требования обоснованными и удовлетворил их.

Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ, исследовав представленные в дело доказательства и оценив их по правилам статьи 71 АПК РФ, апелляционная коллегия приходит к следующему.

Пунктами 2 и 3 статьи 9 Федерального закона от 12.01.1996 №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее - Закон о погребении) предусмотрено, что услуги по погребению оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела; стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, а также с органами государственной власти субъектов РФ и возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок за счет средств:

- Пенсионного фонда РФ - на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти;

- федерального бюджета - на погребение умерших неработавших пенсионеров, досрочно оформивших пенсию по предложению органов службы занятости (в случае, если смерть пенсионера наступила в период получения досрочной пенсии до достижения им возраста, дающего право на получение соответствующей пенсии). Расчеты со специализированной службой по вопросам похоронного дела за погребение умерших неработавших пенсионеров, досрочно оформивших пенсию по предложению органов службы занятости, осуществляются Пенсионным фондом РФ с последующим возмещением расходов Пенсионному фонду РФ за счет средств федерального бюджета в размерах, определяемых в соответствии с настоящим пунктом;

- Фонда социального страхования РФ - на погребение умерших работавших граждан и умерших несовершеннолетних членов семей работающих граждан;

- бюджетов субъектов РФ - в случаях, если умерший не работал и не являлся пенсионером, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 196 дней беременности (в редакции, действовавшей в спорный период).

В соответствии с пунктами 1, 2 и 3 статьи 12 того же закона, при отсутствии супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего или при невозможности осуществить ими погребение, а также при отсутствии иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение, погребение умершего на дому, на улице или в ином месте после установления органами внутренних дел его личности, осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела в течение трех суток с момента установления причины смерти, если иное не предусмотрено законодательством РФ; погребение умерших, личность которых не установлена органами внутренних дел в определенные законодательством РФ сроки, осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела с согласия указанных органов путем предания земле на определенных для таких случаев участках общественных кладбищ; услуги, оказываемые специализированной службой по вопросам похоронного дела при погребении умерших, указанных в пункте 1 настоящей статьи, включают: оформление документов, необходимых для погребения; облачение тела; предоставление гроба; перевозку умершего на кладбище (в крематорий); погребение. Стоимость указанных услуг определяется органами местного самоуправления и возмещается в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 9 настоящего Федерального закона.

При этом в пункте 3 статьи 9 закона источники финансирования расходов по погребению невостребованных умерших и умерших, личность которых не установлена, не указаны.

Во исполнение статей 9, 12 вышеуказанного закона главой администрации города Владивостока принято постановление от 16.05.2008 №333, которым утверждены тарифы на ритуальные услуги, оказываемые специализированными службами по вопросам похоронного дела, по погребению умерших (погибших), не имеющих супруга, близких родственников либо законного представителя умершего в размере 6 718 руб. Доказательств неправомерности принятия указанного постановления Минфином РФ, а также применении установленного размера захоронения при расчете суммы иска, не предоставлено.

Услуги по погребению указанных лиц являются мерой социальной защиты граждан, которая в силу статьи 72 Конституции РФ находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Из изложенного следует, что законодатель определил различные источники финансирования понесенных специализированными службами расходов при оказании гарантированных услуг по погребению. Определение источников таких расходов законодатель поставил в зависимость от наличия или отсутствия статуса пенсионера, а также социального страхования умерших.

Следовательно, в случае невозмещения специализированной службе по вопросам похоронного дела расходов на погребение вышеуказанных категорий умерших, специализированная служба должна предъявлять требование к соответствующему публичному образованию либо государственному фонду, отвечающему за определенный источник финансирования.

Отклоняя доводы о том, что часть понесенных расходов подлежит взысканию с Пенсионного фонда, суд первой инстанции исходил из того, что представленные Пенсионным фондом сведения с пофамильным указанием умерших не отражают в полной мере необходимых для распределения, в том числе и арифметического, соответствующих сумм между вышеуказанными субъектами соответствующих выплат истцу. Ответчик таких расчетов самостоятельно также не сделал, в том числе и в той части, которую относит на себя.

Коллегия отмечает, что данный вывод не позволяет считать в полной мере исполненными указания суда кассационной инстанции, однако данное обстоятельство не привело к принятию необоснованного и незаконного решения в силу следующего.

Как было указано выше, общее количество захороненных невостребованных и неизвестных трупов, согласно актам захоронения, составило 490 человек. В то же время, истец в заявленных исковых требованиях, а также в расчете стоимости затрат на погребение указал на расчетное количество 417 умерших (т. 1 л.д. 6, 50).

Изучив представленные в материалы дела запросы в Отделение Пенсионного Фонда РФ по Приморскому краю, направленные с целью установления наличия в числе умерших пенсионеров, а также полученные от указанного отделения Пенсионного Фонда РФ перечни лиц, пенсионные дела которых состояли на учете (том 1, листы дела 58-166), и сравнив с данными актов захоронения (тома 2-6), коллегия приходит к выводу, что в расчет стоимости затрат на погребение истцом изначально не были включены лица, по которым из Пенсионного Фонда поступили сведения о наличии на учете пенсионных дел.

При таких обстоятельствах, оснований для возмещения расходов на погребение за счет Пенсионного Фонда РФ не установлено, поскольку относительно погребенных лиц, источником финансирования услуг по погребению которых согласно абзацу 2, 3 пункта 3 статьи 9 З Закона о погребении выступает Пенсионный Фонд РФ, исковые требования не заявлялись. Доказательств обратного ответчиком не представлено.

В части оценки доводов жалобы об отнесении расходов на погребение умерших работавших граждан и умерших несовершеннолетних членов семей работающих граждан на Фонд социального страхования, коллегия приходит к следующему.

В силу абзаца 4 пункта 3 статьи 9 Закона о погребении, за счет Фонда социального страхования Российской Федерации возмещаются расходы на погребение умерших граждан, подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти, и умерших несовершеннолетних членов семей граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти указанных членов семей.

Учитывая, что действующим законодательством не предусмотрена обязанность специализированной организации устанавливать наличие у умершего лица соответствующего статуса, и отсутствие доказательств того, подлежало ли умершее лицо, личность которого установлена, обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти, коллегия не установила оснований для возмещения расходов за счет Фонда социального страхования.

При этом, в нарушение требований статьи 65 АПК РФ, ответчиком не представлено доказательств в обоснование своей позиции в данной части путем приведения обоснований того, что определенные лица из числа захороненных истцом, личность которых установлена, отвечали критериям статьи 2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».

Услуги по погребению указанных лиц являются мерой социальной защиты граждан, которая в силу статьи 72 Конституции РФ находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ. В соответствии со статьей 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Пункт 2 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» от 06.10.1999 N 184-ФЗ не относит к полномочиям субъекта РФ, подлежащим финансированию за счет собственных средств бюджета субъекта РФ, финансирование расходов специализированной службы, связанных с погребением умерших, не имеющих родственников либо лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение.

В силу пункта 7 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» полномочия Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, а также предметам совместного ведения субъектов РФ и Российской Федерации, не предусмотренные пунктом 2 названной статьи, могут передаваться для осуществления органам государственной власти субъектов РФ федеральными законами. При этом финансовое обеспечение осуществления указанных отдельных полномочий, переданных органам государственной власти субъектов РФ, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета.

При этом, как верно указал суд первой инстанции, в спорный период на эти цели средства из федерального бюджета не выделялись, доказательств выделения на указанные цели из федерального бюджета в 2011-2012 годах средств участниками спора не представлено, в связи с чем взыскание 2 801 460 рублей затрат, понесенных МУПВ «Некрополь» при погребении умерших неустановленных лиц, а также умерших (погибших), не имеющих супруга, близких и иных родственников либо законного представителя умершего, должно осуществляться с Российской Федерации за счет средств государственной казны Российской Федерации. Данный вывод соответствует положениям статей 84 и 85 Бюджетного кодекса РФ.

Позиция апеллянта о необходимости применения положений Указа Президента РФ от 29.06.1996 № 1001 «О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших» в части обоснования возложения обязанности по выделению необходимых средств специализированным службам по вопросам похоронного дела на органы исполнительной власти субъектов РФ отклоняется судом апелляционной инстанции в силу следующего.

Так, положение пункта 2 отмеченного Указа о возложении на органы исполнительной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления обязанности по финансированию специализированных служб прямо связано с оказанием услуг, предусмотренных пунктом 1 данного Указа. При этом пункт 1 Указа устанавливает обязательность оказания на безвозмездной основе услуг по погребению, гарантированных статьей 9 Федерального закона «О погребении и похоронном деле», по первому требованию супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего.

Однако, рассматриваемый спор связан с возмещением расходов по захоронению невостребованных умерших, а также умерших, личность которых не установлена, в силу чего Указ Президента РФ от 29.06.1996 №1001 в настоящем деле применению не подлежит.

В силу вышеизложенного, апелляционная коллегия приходит к выводу, что суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования.

Суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что, рассматривая настоящий спор, суд первой инстанции полно и всестороннее исследовал все существенные обстоятельства дела и дал им надлежащую оценку, правильно применил нормы материального и процессуального права.

Основания для отмены судебного акта не установлены, а доводы заявителя апелляционной жалобы не нашли своего объективного подтверждения.

Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Приморского края от 11.12.2013 по делу №А51-1735/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.

Председательствующий

С.Б. Култышев

Судьи

А.В. Ветошкевич

Д.А. Глебов