Пятый арбитражный апелляционный суд
ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001
тел.: (423) 221-09-01, факс (423) 221-09-98
http://5aas.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Владивосток Дело | № А51-35263/2014 |
07 июля 2015 года |
Резолютивная часть постановления оглашена 02 июля 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено июля 2015 года .
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Т.А. Солохиной,
судей А.В. Пятковой, В.В. Рубановой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания А.Д. Беспаловой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Владивостока,
апелляционное производство № 05АП-5371/2015
на решение от 20.04.2015
судьи А.А. Николаева
по делу № А51-35263/2014 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению Администрации города Владивостока (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 12.12.2002)
о признании незаконными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 15.12.2002) от 11.11.2014 по делу № 110/08-2014,
при участии:
от администрации города Владивостока: представитель ФИО1 по доверенности от 11.12.2014 по 31.12.2015, удостоверение,
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю: представитель ФИО2 по доверенности от 30.01.2015 по 31.12.2015, удостоверение,
УСТАНОВИЛ:
Администрация города Владивостока (далее - заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (далее - управление, УФАС по Приморскому краю, антимонопольный орган) от 11.11.2014 по делу № 110/08-2014.
Определением Арбитражного суда Приморского края от 26.01.2015 года по ходатайству УФАС по Приморскому краю дела №А51-35263/2014, №А51-35259/2014 были объединены в одно производство, объединенному номеру был присвоен №А51-35263/2014.
Решением от 20.04.2015 суд отказал администрации в удовлетворении заявленных требований, признав указанные выше решение и предписание антимонопольного органа законными и обоснованными.
Не согласившись с вынесенным судом решением, администрация обжаловала его в апелляционном порядке.
Согласно апелляционной жалобе администрация не согласна с выводом суда первой инстанции о том, что выдача и утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане относится к полномочиям органа местного самоуправления, и что такая услуга относится к категории государственных услуг, предоставляемых органом местного самоуправления.
Так, согласно жалобе, поскольку выдача и утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории не относится к вопросам местного значения городского округа, перечень которых установлен частью 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ), то соответствующая услуга не относится к категории муниципальных услуг. В связи с этим нормы Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее – Федеральный закон № 210-ФЗ), по мнению заявителя, не распространяется на отношения, возникающие в связи с предоставлением органом местного самоуправления указанной услуги.
При этом орган местного самоуправления вправе предоставлять государственные услуги только при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных Федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, с соответствующим финансовым обеспечением. Такие полномочия администрации, согласно жалобе, не передавались.
Администрация также указала, что статьями 31, 34, 36 Земельного кодекса РФ предусмотрены полномочия органов местного самоуправления только по утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте и при этом не установлена обязанность изготавливать такую схему, что требует финансовых затрат, которые не являются расходными обязательствами муниципального образования.
По мнению администрации, включение в регламент положения о межведомственном информационном взаимодействии противоречит действующему законодательству, поскольку такое взаимодействие осуществляется только в рамках предоставления государственных и муниципальных услуг.
Документы, указанные в подпунктах 3, 4, 9 пункта 2.6 Регламента, как указано в апелляционной жалобе, не могут быть предоставлены в рамках межведомственного информационного взаимодействия в связи с их отсутствием у соответствующих органов.
Также администрация указала, что содержащиеся в оспариваемом предписании требования нарушают ее права на самостоятельную деятельность, в том числе, и в сфере нормотворчества.
На основании заявленных в апелляционной жалобе доводов администрация просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных ею требований.
Доводы, заявленные в апелляционной жалобе, представитель заявителя поддержал в судебном заседании.
Антимонопольный орган в представленном в материалы дела письменном отзыве на доводы апелляционной жалобы возразил, решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Доводы отзыва на апелляционную жалобу представитель управления поддержал в судебном заседании.
Из материалов дела судебной коллегией установлено следующее.
УФАС России на основании проведенной по собственной инициативе во исполнение пункта 3 раздела Y протокола заседания Совета территориальных органов ФАС России от 11.03.2014 № 1 экспертизы положений административных регламентов предоставления государственных и муниципальных услуг на предмет соблюдения статьи 15 Закона о защите конкуренции при установлении в них требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством РФ, пришел к выводу о нарушении Администрацией г. Владивостока части 1 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» подпунктами 3, 4, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12 пункта 2.6 Регламента предоставления Администрацией г. Владивостока услуги «Утверждение и выдача заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории», утвержденного Постановлением от 27.12.2010 №1596, устанавливающими требования о предоставлении документов, не предусмотренных законодательством РФ и находящихся в распоряжении государственных органов и организаций, применение которых приводит и может привести к ограничению конкуренции.
В связи с установлением указанных обстоятельств УФАС по Приморскому краю 22.07.2014 был вынесен приказ № 189 «О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства». Определением от 23.07.2014 дело №110/08-2014 было назначено к рассмотрению.
По результатам рассмотрения данного дела решением УФАС по Приморскому краю по делу № 110/08-2014 Администрация г. Владивостока была признана нарушившей часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Нарушение выразилось в неприведении Администрацией г. Владивостока в соответствие с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 7 и пунктом 6 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» подпунктов 3,4,6,7,8,9,10,11,12 пункта 2.6 Регламента предоставления Администрацией города Владивостока услуги «Утверждение и выдача заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории», утвержденного постановлением от 27.12.2010 № 1596, устанавливающих требования о предоставлении документов, не предусмотренных законодательством РФ и находящихся в распоряжении государственных органов и организаций, применение которых приводит и может привести к ограничению конкуренции (создает угрозу конкуренции).
На основании приведенного выше решения Администрации г. Владивостока 11.08.2014 было выдано предписание, предполагающее принятие ответчиком следующих мер, направленных на прекращение нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции:
- внести изменения в пункт 2.6 Регламента предоставления администрацией города Владивостока услуги «Утверждение и выдача заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории», утвержденного постановлением от 27.12.2010 № 1596, исключив подпункты 10,11 и 12, и указав, что документы, предусмотренные подпунктами 3, 4, 8, 9 заявитель вправе представить по собственной инициативе, так как они подлежат представлению в рамках межведомственного информационного взаимодействия, а документы, перечисленные в подпунктах 6 и 7, предоставляются в случае, если сведения о таких объектах отсутствуют в ЕГРП и в соответствии с законодательством Российской Федерации право на них возникло независимо от их регистрации в ЕГРП.
Не согласившись с указанными решением и предписанием, Администрация г.Владивостока обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании их недействительными.
20.04.2015 был вынесен обжалуемый судебный акт.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 268, 270 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, выслушав в судебном заседании представителей сторон, коллегия считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу – не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Федеральный закон № 135-ФЗ, Федеральный закон о защите конкуренции) федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в том числе необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.
Порядок предоставления земельных участков для строительства, порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, а также порядок приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения, установлены, соответственно, статьями 31, 34, 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), действовавшими до 01 марта 2015 года.
Согласно пункту 1 статьи 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
В соответствии с пунктом 5 статьи 31 ЗК РФ результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории либо об отказе в размещении объекта выдается заявителю исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 настоящего Кодекса, в семидневный срок со дня утверждения указанного решения. Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет (части 7, 8 статьи 31 ЗК РФ).
Как устанавливают пункты 1 и 2 статьи 32 ЗК РФ, решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.
Таким образом, за свой счет заявитель устанавливает границы такого земельного участка и постановку его на государственный кадастровый учет.
В соответствии с пунктом 2 статьи 34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
Орган местного самоуправления на основании указанного заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости» (пункт 4 статьи 34 ЗК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно пункту 5 статьи 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, определен приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 13.09.2011 № 475. К этим документам относятся:
1. Копия документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица;
2. Копия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей), копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица (для юридических лиц) или выписка из государственных реестров о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе, являющемся заявителем, ходатайствующим о приобретении прав на земельный участок;
3. Копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица, если с заявлением обращается представитель заявителя (заявителей);
4. При наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке - выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или:
4.1. уведомление об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанные здания, строения, сооружения и 4.2. копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение, если право на такое здание, строение, сооружение в соответствии с законодательством Российской Федерации признается возникшим независимо от его регистрации в ЕГРП.
5. Выписка из ЕГРП о правах на приобретаемый земельный участок или:
5.1. уведомление об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанный земельный участок и
5.2. копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на приобретаемый земельный участок, если право на данный земельный участок в соответствии с законодательством Российской Федерации признается возникшим независимо от его регистрации в ЕГРП.
6. Кадастровый паспорт земельного участка, либо кадастровая выписка о земельном участке в случае, если заявление о приобретении прав на данный земельный участок подано с целью переоформления прав на него.
7. Копия документа, подтверждающего обстоятельства, дающие право приобретения земельного участка, в том числе на особых условиях, в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность или в аренду на условиях, установленных земельным законодательством, если данное обстоятельство не следует из документов, указанных в пунктах 1 - 6 настоящего Перечня.
8. Сообщение заявителя (заявителей), содержащее перечень всех зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке, в отношении которого подано заявление о приобретении прав, с указанием (при их наличии у заявителя) их кадастровых (инвентарных) номеров и адресных ориентиров.
Вместе с тем, пунктом 5 статьи 36 ЗК РФ установлено, что исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Также указанный пункт предусматривает, что исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления документов, которые находятся в их распоряжении, распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов.
Исходя из данной нормы, уполномоченные органы не вправе требовать от заявителя, документы, перечисленные в пунктах 2,4,5 и 6 Перечня, поскольку эти документы находятся в распоряжении иных органов и организаций.
Согласно пункту 7 статьи 36 ЗК РФ в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».
Учитывая вышеизложенное, коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что заявитель за свой счет обеспечивает только выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ (изготовление межевого плана) и постановку этого участка на кадастровый учет после получения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане, а разработка схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории является обязанностью органа местного самоуправления, так как лицо, заинтересованное в приобретении земельного участка, не обязано представлять схему расположения земельного участка за счет собственных средств, в отличие от выполнения кадастровых работ.
Частью 1 статьи 7 Федерального закона № 210-ФЗ установлено, что органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя:
1) представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг;
2) представления документов и информации, в том числе подтверждающих внесение заявителем платы за предоставление государственных и муниципальных услуг, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением документов, включенных в определенный частью 6 настоящей статьи перечень документов.
Заявитель вправе представить указанные документы и информацию в органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, по собственной инициативе.
Пункт 6 статьи 14 Федерального закона № 210-ФЗ устанавливает, что стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги предусматривает исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с законодательными или иными нормативными правовыми актами для предоставления государственной или муниципальной услуги с разделением на документы и информацию, которые заявитель должен представить самостоятельно, и документы, которые заявитель вправе представить по собственной инициативе, так как они подлежат представлению в рамках межведомственного информационного обмена.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, Регламентом предоставления Администрацией города Владивостока услуги «Утверждение и выдача заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории», утвержденным Постановлением администрации г. Владивостока от 27.12.2010 № 1596 (далее - Регламент), установлен следующий перечень документов, необходимых для получения услуги по утверждению и выдаче заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории: копия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей) - подпункт 3; копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица (для юридических лиц) - подпункт 4; копии правоустанавливающих документов на объекты недвижимости (свидетельство о праве собственности, свидетельство о праве на наследство, договор купли-продажи, договор мены и тому подобные документы) - при наличии объектов капитального строительства на земельном участке - (подпункт 6); копии правоустанавливающих документов на земельный участок (государственный акт, свидетельство о праве собственности, свидетельство о праве на наследство, договор аренды, мены и тому подобные документы) - подпункт 7; сведения о земельном участке и смежных с ним земельных участках из Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии (Росреестра) по Приморскому краю в виде кадастрового плана (карты) территории (копия) - подпункт 8; копия технического паспорта на здание, строение, сооружение или копия кадастрового паспорта объекта недвижимости (при наличии строений на земельном участке). Копия литерной схемы, в случае расположения нескольких объектов капитального строительства на одном земельном участке (подпункт 9); схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, изготовленная лицом, которое имеет действующий квалификационный аттестат кадастрового инженера (подпункт 10); схема расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории на электронном носителе в формате mid/mif dwg/dxf, в местной системе координат, содержащего контуры и сведения об ограничениях (подпункт 11); топографическая съемка местности в масштабе М 1:500 сроком не более одного года, с нанесенными Управлением градостроительными ограничениями (оригинал) - подпункт 12.
В соответствии с пунктом 3.3 Регламента при непредставлении указанных выше документов заявление подлежит возврату.
Учитывая вышеуказанные положения ЗК РФ, действовавшие до 01.03.2015, Федерального закона № 210-ФЗ, коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что установленное администрацией в пункте 2.6 Регламента требование о предоставлении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, изготовленная лицом, которое имеет действующий квалификационный аттестат кадастрового инженера (подпункт 10); схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории на электронном носителе в формате mid/mif dwg/dxf, в местной системе координат, содержащего контуры и сведения об ограничениях (подпункт 11); оригинал топографической съемки местности в масштабе М 1:500 сроком не более одного года, с нанесенными Управлением градостроительными ограничениями (подпункт 12) противоречит пункту 1 части 1 статьи 7, пункту 6 статьи 14 Федерального Закона № 210-ФЗ, так как представление перечисленных документов не предусмотрено статьями 31, 34 и 36 Земельного кодекса РФ, действовавшими до 01.03.2015.
Установленное администрацией в подпунктах 3, 4, 8 и 9 пункта 2.6 Регламента требование о представлении копии свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей), копии свидетельства о государственной регистрации юридического лица (для юридических лиц); сведений о земельном участке и смежных с ним земельных участках из Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии (Росреестра) по Приморскому краю в виде кадастрового плана (карты) территории (копия), копии технического паспорта на здание, строение, сооружение или копии кадастрового паспорта объекта недвижимости (при наличии строений на земельном участке), копии литерной схемы, в случае расположения нескольких объектов капитального строительства на одном земельном участке противоречит пункту 2 части 1 статьи 7 и пункту 6 статьи 14 Закона № 210-ФЗ, а также пункту 5 статьи 36 ЗК РФ, так как сведения, содержащиеся в указанных документах находятся в распоряжении государственных органов и организаций и требование об их представлении не допускается.
Установленное Администрацией г. Владивостока в подпункте 6 и 7 пункта 2.6 Регламента требование о предоставлении копии правоустанавливающих документов на объекты недвижимости (свидетельство о праве собственности, свидетельство о праве на наследство, договор купли-продажи, договор мены и тому подобные документы) - при наличии объектов капитального строительства на земельном участке, копии правоустанавливающих документов на земельный участок (государственный акт, свидетельство о праве собственности, свидетельство о праве на наследство, договор аренды, мены и тому подобные документы) противоречит пункту 2 части 1 статьи 7 и пункту 6 статьи 14 Федерального закона № 210-ФЗ, так как не соответствует Перечню, утвержденному приказом Минэкономразвития, поскольку требование таких документов допускается только в случае, если сведения о таких объектах отсутствуют в ЕГРП и в соответствии с законодательством Российской Федерации право на них возникло независимо от их регистрации в ЕГРП.
Довод администрации о том, что поскольку выдача и утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории не относится к вопросам местного значения городского округа, перечень которых установлен частью 1 статьи 16 Федерального закона № 131-ФЗ и соответствующая услуга не относится к категории муниципальных услуг, то нормы Федерального закона № 210-ФЗ не распространяются на отношения, возникающие в связи с предоставлением органом местного самоуправления указанной услуги, коллегия отклоняет. Услуга по выдаче и утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории является частью услуги по предоставлению земельных участков, которые находятся в муниципальной собственности, физическим и юридическим лицам, т.е. является распоряжением земельными участками и относится к вопросам местного значения в силу пункта 3 части 1 статьи 16 Федерального закона № 131-ФЗ.
Довод администрации о том, что документы, указанные в подпунктах 3, 4, 9 пункта 2.6 Регламента не могут быть предоставлены в рамках межведомственного информационного взаимодействия в связи с их отсутствием у соответствующих органов, коллегия отклоняет, как несостоятельный и документально неподтвержденный.
Довод о том, что содержащиеся в оспариваемом предписании требования нарушают право администрации на самостоятельную деятельность, в том числе, и в сфере нормотворчества, коллегия также отклоняет, так как данное право администрации ограничено наличием у нее обязанности принимать муниципальные правовые акт в соответствии с требованиями Федеральных законов.
Согласно части 1 и части 2 статьи 74 Федерального закона от 01.07.2011 № 169-ФЗ пункт 1 части 1 статьи 7 и пункт 6 статьи 14 Закона № 210-ФЗ вступил в силу с 01.07.2011, пункт 2 части 1 статьи 7 Закона № 210-ФЗ вступил в силу с 1 октября 2011 года.
Регламент предоставления Администрацией города Владивостока услуги «Утверждение и выдача заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории» был утвержден Постановлением администрации г. Владивостока от 27.12.2010 № 1596, следовательно, должен был быть приведен заявителем в соответствие с требованиями пунктов 1, 2 части 1 статьи 7 и пункта 6 статьи 14 Федерального закона № 210-ФЗ по вступлении их в силу.
Неприведение Администрацией в соответствие с указанным Федеральным законом подпунктов 3, 4, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12 пункта 2.6 Регламента, устанавливающих требования о предоставлении документов, не предусмотренных законодательством РФ и находящихся в распоряжении государственных органов и организаций, как правильно указал суд первой инстанции, нарушает часть 1 статьи 15 Федерального закона № 135–ФЗ, так как необоснованно препятствует осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами путем установления к ним не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований.
Согласно подпункту «а» пункта 3 части 1 статьи 23 Федерального закона № 135–ФЗ антимонопольный орган уполномочен выдавать федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, обязательные для исполнения предписания об отмене или изменении актов, нарушающих антимонопольное законодательство.
Учитывая вышеизложенное, коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что УФАС по Приморскому краю правомерно и в пределах своей компетенции приняло решение и предписание от 11.08.2014 по делу №110/08-2014 о нарушении антимонопольного законодательства.
Нормы права применены судом первой инстанции правильно. Судебный акт принят на основании всестороннего, объективного и полного исследования имеющихся в материалах дела доказательств.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Апелляционная жалоба не содержат сведений о фактах, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Учитывая вышеизложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции не усматривает правовых оснований для отмены решения суда по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 20.04.2015 по делу №А51-35263/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий | Т.А. Солохина |
Судьи | А.В. Пяткова В.В. Рубанова |