ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 05АП-537/09 от 22.04.2009 Пятого арбитражного апелляционного суда

Пятый арбитражный апелляционный суд

ул. 1-я Морская, 2,4, Владивосток, 690007

тел.: (4232) 215-069, 215-063, 215-098, факс (4232) 215-098, 215-023

e-mail: info@5aas.arbitr.ru , http://5aas.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Владивосток Дело

№ А24-5025/2008

«27» апреля 2009г.

№ 05АП-537/2009

Резолютивная часть постановления оглашена «22» апреля 2009 г.

Постановление в полном объеме изготовлено «27» апреля 2009 г.

Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего: Еремеевой О.Ю.,

судей: Алферовой Н.В., Солохиной Т.А.

при ведении протокола секретарем судебного заседания: Ворожбит Я.А.

при участии:

от Межрайонной ИФНС России № 2 по Камчатскому краю: главный специалист ФИО1 по доверенности № 02-7 от 11.01.2009 сроком действия до 31.12.2009, удостоверение № 299023,

от ООО «Сокра-флот» представитель не явился,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России № 2 по Камчатскому краю

на решение от 29.12.2008 судьи Решетько В.И.

по делу № А24-5025/2008 Арбитражного суда Камчатского края

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Сокра-флот»

к Межрайонной ИФНС России № 2 по Камчатскому краю

о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России № 2 по Камчатскому краю от 26.06.2008 № 07-34/540,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Сокра-флот» обратилось в арбитражный суд Камчатского края с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России № 2 по Камчатскому краю от 26.06.2008 № 07-34/540 об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового право нарушения в части до начисления обществу сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов в размере 1 375 202 руб.

Решением Арбитражного суда Камчатского края от 29.12.2008 заявленные требования удовлетворены, решение Межрайонной ИФНС России № 2 по Камчатскому краю от 26.06.2008 № 07-34/540 в части доначисления обществу с ограниченной ответственностью «Сокра-флот» сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов в сумме 1 375 202 руб. признано недействительным.

Обжалуя в порядке апелляционного производства решение суда, налоговый орган просит его отменить, в связи с неправильным применением норм материального права, и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Доводы жалобы налоговый орган сводятся к тому, что согласно статье 2 Федерального закона от 29.11.2007 № 285-ФЗ изменения, внесенные в НК РФ, вступают в силу с 01.01.2008, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования данного закона. Закон был опубликован в «Российской газете» 05.12.2007, поэтому новые ставки сбора применяются с 5 января 2008 г. и в нем не предусмотрено прямо, что его положения могут иметь обратную силу. При этом право на применение ставки сбора в размере 15% от общих ставок сбора возникает у соответствующих организаций при получении разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов начиная с указанной даты. Поскольку заявителем разрешение на добычу (вылов) водных биоресурсов получено до 05.01.2008 сумма сбора предприятием исчисляется по ставкам сбора, действовавшим на момент выдачи указанного разрешения. В соответствии с доводами налогового органа право на применение пониженной ставки сбора в размере 15% от установленных ставок на момент начала промысла (01.01.2008) отсутствовало, так как на момент выдачи разрешения данная льгота еще не была установлена, следовательно, пониженная ставка сбора не применима в спорных правоотношениях.

В судебном заседании представитель Инспекции доводы апелляционной жалобы поддержал в объеме, изложенном в тексте жалобы.

Извещенное надлежащим образом о месте и времени судебного заседания общество с ограниченной ответственностью «Сокра-флот» явку представителя в суд не обеспечило. Налогоплательщик в отзыве на жалобу решение суда просит оставить без изменения.

Исследовав материалы дела, проверив правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.

28 декабря 2007 Обществом с ограниченной ответственностью «Сокра-флот» получено разрешение № 66/2008 на добычу (вылов) водных биоресурсов, выданное Северо-Восточным территориальным управлением Росрыболовства. В соответствии с указанным разрешением заявителю выделены квоты на вылов 562.199 тон минтая, 118.405 тон трески тихоокеанской, 12.510 тон бычков, 150.739 тон терпуга и 95.474 тон камбалы со сроком промысла с 01.01.2008 по 31.03.2008.

Первоначальный разовый 10%-ый взнос уплачен обществом согласно платежному поручению от 26.12.2007 № 338.

Первоначальные Сведения о полученных лицензиях (разрешениях) на пользование объектами водных биоресурсов, суммах сбора за пользование объектами водных биоресурсов, подлежащих уплате в виде разового и регулярных взносов (далее - «Сведения») за 2008 год представлены заявителем в налоговый орган 10.01.2008. Сумма сбора к уплате в бюджет составила 1 614 264 руб.

Согласно уточненным сведениям № 1 по разрешению № 66/2008, представленным обществом в Инспекцию 18.02.2008, исчисленная сумма сбора уменьшена на 1 372 1274руб. и составила 242 140 руб.

Согласно уточненным сведения № 2 по разрешению № 66/2008, представленным обществом в налоговый орган 20.02.2008, исчисленная сумма сбора уменьшена по сравнению с уточненными сведениями № 1 на 3 078 руб. и составила 239 062 руб.

Из обстоятельств рассматриваемого дела следует, что уточненные сведения представлены обществом в налоговый орган в связи с применением пониженной ставки сбора за пользование объектами ВБР в размере 15% от установленных ставок этого сбора на основании Федерального закона от 29.11.2007 № 285- ФЗ.

Налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка выше указанных уточненных сведений, по результатам которой составлен акт от 15.05.2008 № 07-35/2151. По результатам рассмотрения акта и материалов налоговой проверки заместителем начальника Инспекции ФИО2 вынесено решение от 26.06.2008 № 07-34/540, в соответствии с которым в привлечении общества к налоговой ответственности за совершение налогового право нарушения отказано на основании пункта 1 статьи 109 Налогового кодекса РФ.

Этим же решением ООО «Сокра-флот» доначислен сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов в размере 1 375 202 руб. В обоснование принятого решения налоговый орган указал, что Федеральный закон от 29.11.2007 № 285-ФЗ вступил в силу 05.01.2008 после официального опубликования в «Российской газете» за 05.12.2007 № 272. Учитывая, что в разрешении № 70/2008 на добычу (вылов) объектов ВБР датой начала промысла указана 01.01.2008, то есть на момент выдачи разрешения данная льгота еще не установлена, у общества отсутствует право на применение пониженной ставки сбора за пользование объектами ВБР в размере 15% от установленных ставок этого сбора.

Инспекция доначислила Обществу сбор в размере 1 375 202 руб. как разницу между суммой сбора, указанной в первоначальных сведениях (1 614 264 руб.), и суммой сбора, указанной в уточненных сведениях (239 062 руб.).

Не согласившись с принятым Инспекцией решением, Общество обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с заявлением о признании его недействительным.

Арбитражный суд апелляционной инстанции считает решение суда законным и обоснованным по следующим основаниям.


  В соответствии с Федеральным законом от 29.11.2007 № 285-ФЗ «О внесении изменений в главу 25.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (далее - «Федеральный закон № 285-ФЗ») пункт 7 статьи 333.3 Кодекса изложен в новой редакции, в соответствии с которой ставки сбора за каждый объект водных биоресурсов, указанный в пунктах 4 и 5 названной статьи, для градо- и поселкообразующих российских рыбохозяйственных организаций, включенных в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации, а также для российских рыбохозяйственных организаций, в том числе рыболовецких артелей (колхозов), устанавливаются в размере 15 процентов ставок сбора, предусмотренных пунктами 4 и 5 названной статьи.


  Новой редакцией пункта 7 статьи 333.3 НК РФ установлено, что в целях главы 25.1 НК РФ рыбохозяйственными организациями признаются организации, осуществляющие добычу (вылов) водных биологических ресурсов и (или) их первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) и реализующие эту продукцию при условии, что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций доля дохода от реализации добытых (выловленных) объектов водных биоресурсов и (или) произведенной рыбной продукции составляет не менее 70 процентов.


  Пунктом 1 статьи 56 НК РФ предусмотрено, что льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.


  Таким образом, пунктом 7 статьи 333.3 НК РФ (в редакции Федерального закона № 285-ФЗ) для рыбохозяйственных организаций установлена льготная ставка сбора в размере 15 процентов общих ставок сбора.


  Судом первой инстанции установлено и подтверждается представителями сторон в судебном заседании суда апелляционной инстанции, между сторонами отсутствует спор о принадлежности заявителя к категории рыбохозяйственных организаций в целях главы 25.1 Кодекса.


  Статьей 2 Федерального закона № 285-ФЗ установлено, что он вступает в силу с 1 января 2008 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.


  Текст Федерального закона № 285-ФЗ опубликован в «Российской газете» от 05.12.2007 № 272, следовательно, Федеральный закон № 285-ФЗ вступил в силу 05.01.2008.


  Согласно пункту 2 статьи 333.4 НК РФ (в первоначальной редакции) сумма сбора определяется в отношении каждого объекта водных биоресурсов, указанного в пунктах 4-7 статьи 333.3 Кодекса, как произведение соответствующего количества объектов водных биоресурсов и ставки сбора, установленной для соответствующего объекта водных биоресурсов.


  Федеральным законом № 285-ФЗ указанный пункт дополнен словами «на дату начала срока действия разрешения».


  Из изложенного следует, что первоначальная редакция пункта 2 статьи 333.4 Кодекса не предусматривала обязанность плательщика сбора рассчитывать сумму сбора по ставкам, установленным на дату начала срока действия разрешения.


  Следовательно, судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что действовавшая на дату начала срока действия разрешения № 66/2008 (01.01.2008), полученного заявителем, редакция пункта 2 статьи 333.4 Кодекса не обязывала Общество определять сумму сбора на дату начала срока действия разрешения.


  Из анализа содержания пункта 2 статьи 333.4 НК РФ суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что в первоначальной редакции данной нормы отсутствовало указание о том, по ставкам на какую дату определяется сумма сбора, что не исключает возможности исчисления суммы сбора по ставкам, установленным на дату представления Сведений о полученном разрешении на добычу (вылов) водных биоресурсов.


  В связи с этим судом первой инстанции правомерно применен пункт 7 статьи 3 НК РФ, предусматривающий, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщиков (плательщиков сборов).

Кроме того, новелла закона об исчислении сбора на дату начала срока действия разрешения правомерно квалифицирована судом первой инстанции в качестве нормы, ухудшающей положение налогоплательщика.

В соответствии с пунктом 2 статьи 5 Налогового кодекса РФ акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.

Поскольку пункт 2 статьи 333.4 Налогового кодекса РФ в редакции Федерального закона № 285-ФЗ в спорном случае устанавливает новую обязанность для ООО «Сокра-флот» в виде необходимости определять сумму сбора за пользование объектами ВБР на дату начала срока действия разрешения и в этой части ухудшает положение заявителя по сравнению с прежней нормой права, она не применима к спорным правоотношениям.

Разрешение № 70/2008 на добычу (вылов) водных биоресурсов получено заявителем 28.12.2007, то есть до вступления в силу Федерального закона № 285-ФЗ. Сведения об указанном разрешении представлены заявителем в налоговый орган 10.01.2008 в пределах 10-дневного срока установленного пунктом 2 статьи 333.7 НК РФ - после вступления в силу изменений, внесенных в пункт 7 статьи 333.3 НК РФ, предусматривающих применение рыбохозяйственными организациями льготной ставки сбора.


  Исходя из изложенных обстоятельств, апелляционная коллегия считает, что суд первой инстанции обоснованно подтвердил право заявителя исчислить сумму сбора по ставкам, действовавшим на дату представления Сведений о разрешении № 66/2008 на добычу (вылов) водных биоресурсов, полученном до вступления в силу Федерального закона № 285-ФЗ.

При этом, коллегия согласна с выводом суда первой инстанции о противоречивости оспариваемого решения налогового органа, поскольку Инспекция считает возможным применить новую редакцию пункта 2 статьи 333.4 Налогового кодекса РФ в части определения суммы сбора на дату начала срока действия разрешения, но в то же время, полагает не правомерным применение обществом пункта 7 статьи 333.3 Налогового кодекса РФ, изложенного в новой редакции согласно Федеральному закону № 285-ФЗ, в части применения пониженных ставок сбора.


  Как следует из статьи 30 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (далее - «Федеральный закон о рыболовстве») общие допустимые уловы водных биоресурсов ежегодно распределяются и утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти применительно к установленным видам квот на вылов (добычу) водных биоресурсов. Квоты на добычу (вылов) водных биоресурсов ежегодно распределяются и закрепляются за лицами, осуществляющими рыболовство, право на добычу (вылов) водных биоресурсов удостоверяется разрешениями на добычу (вылов) водных биоресурсов, выдаваемыми пользователям на каждый календарный год.


  Из содержания разрешения № 66/2008 следует, что оно выдано на основании приказа Госкомрыболовства России от 17.12.2007 № 70, которым распределены квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов для осуществления промышленного рыболовства (за исключением прибрежного рыболовства) на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации в Дальневосточном бассейне на 2008 год.


  Согласно подпункту 9 пункта 1 статьи 2 Федерального закона о рыболовстве основным принципом законодательства о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов является платность использования водных биоресурсов. Воплощением указанного принципа является введение сбора за пользование водными биоресурсами.

Следовательно, сбор за пользование объектами ВБР взимается не за оформление и выдачу разрешения на добычу (вылов) биоресурсов, а за фактическое пользование такими ресурсами, которое осуществлено налогоплательщиком, как установлено судом и подтверждается материалами дела, с 05.01.2008 – даты выхода на промысел.


  Объектами обложения сбором в силу пункта 1 статьи 333.2 НК РФ признаются объекты водных биоресурсов в соответствии с перечнем, установленным пунктами 4 и 5 статьи 333.3 Кодекса, изъятие которых из среды их обитания осуществляется на основании разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов, выдаваемого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.


  Сумма сбора исчисляется по ставкам сбора, установленным в пунктах 4 и 5 статьи 333.3 Кодекса. При этом пунктом 7 названной статьи для рыбохозяйственных организаций установлена льготная ставка сбора в размере 15 процентов общих ставок сбора, при условии соблюдения критериев установленных указанным пунктом.


  Из анализа пункта 7 статьи 333.3 НК РФ (в редакции Федерального закона № 285-ФЗ) не усматривается, что критерием для получения рыбохозяйственной организацией права на применение льготной 15-процентной ставки сбора является дата получения разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов.


  Кроме того, абзацем вторым пункта 1 статьи 56 НК РФ прямо предусмотрено, что нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера.


  Следовательно, применение указанной льготной ставки сбора только к тем рыбохозяйственным организациям, которые получили разрешение на добычу (вылов) водных биоресурсов 05.01.2008 и позднее, носит индивидуальный характер и ставит их в неравное (преимущественное) положение по отношению к рыбохозяйственным организациям, получившим такие разрешения на 2008 год в период до 05.01.2008, но при этом обязанным представить расчет суммы подлежащего уплате сбора в период действия льгот, что противоречит принципу всеобщности и равенства налогообложения, сформулированному в пункте 1 статьи 3 НК РФ.

При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применены соответствующие нормы материального и процессуального права и принято законное и обоснованное решение по настоящему делу, в связи с чем апелляционная жалоба налогового органа удовлетворению не подлежит.


  Руководствуясь статьями 258,   266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от  29.12.2008 года по делу № А24-5025/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края  в течение двух месяцев.

Председательствующий:

Еремеева О.Ю.

Судьи:

Солохина Т.А.

Алферова Н.В.