Пятый арбитражный апелляционный суд
ул. Светланская, 115 Владивосток, 690001
тел.: (423) 221-09-01, факс (423) 221-09-98
http://5aas.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Владивосток Дело
№ А59-1349/2011
14 сентября 2011 года
Резолютивная часть постановления оглашена 08 сентября 2011 года .
Постановление в полном объеме изготовлено 14 сентября 2011 года .
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Т.А. Солохиной
судей З.Д. Бац, А. В. Пятковой
при ведении протокола секретарем судебного заседания А. С. Барановой
при участии
стороны не явились, извещены надлежащим образом.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России № 1 по Сахалинской области
апелляционное производство № 05АП-5633/2011
на решение от 28.06.2011
судьи С. О. Кучеренко
по делу № А59-1349/2011 Арбитражного суда Сахалинской области
по заявлению ООО "Эшфорд Инвестмент" (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Межрайонной ИФНС № 1 по Сахалинской области
о признании незаконными решений об отказе в государственной регистрации и обязании зарегистрировать изменения, вносимые в сведения о юридическом лице по форме Р13001 и Р14001
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Эшфорд Инвестмент» (далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Сахалинской области (далее – инспекция, налоговый орган) от 10.02.2011 об отказе в государственной регистрации юридического лица, и обязании Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Сахалинской области зарегистрировать изменения, вносимые в сведения о юридическом лице по форме Р13001 и Р14001.
Решением от 28.06.2011 суд признал решение Межрайонной ИФНС России № 1 по Сахалинской области от 10.02.2011 об отказе в государственной регистрации юридического лица незаконным как не соответствующее Федеральному закону от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Обязал налоговый орган зарегистрировать внесенные изменения в отношении ООО «Эшфорд Инвестмент» по форме № Р13001 и № Р14001, в установленный Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» срок.
Не согласившись с вынесенным решением, налоговый орган обжаловал его в апелляционном порядке, ссылаясь на то, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, и судом были неправильно применены нормы материального права. Считает, решение об отказе регистрирующего органа в государственной регистрации изменений, вносимых в устав Общества, законным и обоснованным в виду того, что устав Общества на момент государственной регистрации юридического лица не приведен в соответствие с частью первой Гражданского кодекса РФ и Федеральным Законом от 30.12.2008 №312-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». На основании изложенного налоговый орган просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
Стороны в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
На основании пункта 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ суд рассматривает дело в отсутствие сторон по имеющимся в деле документам.
Из материалов дела судом апелляционной инстанции установлено, что 03 февраля 2011 года общество обратилось в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица по форме Р13001, которое содержало информацию об изменении сведений об увеличении уставного капитала общества, и заявление о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ по форме Р14001, которое содержало информацию об изменении размера доли одного из участников общества.
10 февраля 2011 налоговым органом приняты решения об отказе в регистрации юридического лица в связи с непредставлением определенных Федеральным законом от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» необходимых для государственной регистрации документов. В указанных решениях отмечено: по заявлению по форме Р13001 - на момент его подачи устав общества не был приведен в соответствие с частью первой Гражданского Кодекса РФ и Федеральным законом от 08.02.1998 г. № 14-ФЗ в редакции Федерального закона от 30.12.2008 г. № 312-ФЗ; по заявлению по форме Р14001 - содержатся сведения об увеличении размера номинальной стоимости долей ФИО1, что в связи с принятым решением об отказе изменения в сведения об увеличении уставного капитала общества, является недостоверным сведением.
Не согласившись с данными решениями общество, обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в жалобе, коллегия апелляционной инстанции находит решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу – не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
Согласно статье 1 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее по тексту - Закон № 129-ФЗ) законодательство Российской Федерации о государственной регистрации состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 17 Закона № 129-ФЗ для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны. В предусмотренных Федеральным законом "Об обществах с ограниченной ответственностью" случаях для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся перехода доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, представляются документы, подтверждающие основание перехода доли или части доли.
Согласно пункту 2 статьи 18 указанного закона представление документов для регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и (или) внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с изменениями учредительных документов юридического лица, осуществляются в порядке, предусмотренном статьей 9 Закона.
Документы представляются в регистрирующий орган непосредственно или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения. Иные способы представления документов в регистрирующий орган могут быть определены Правительством Российской Федерации. Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Заявление, уведомление или сообщение представляется в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и удостоверяется подписью уполномоченного лица (далее - заявитель), подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).
В пункте 4 статьи 9 Закона от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" определено, что регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных данным Законом.
В силу пункта 1 статьи 23 Закона № 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в случае: а) непредставления определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов; б) представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган; в) предусмотренном пунктом 2 статьи 20 или пунктом 4 статьи 22.1 настоящего Федерального закона; г) несоблюдения нотариальной формы представляемых документов в случаях, если такая форма обязательна в соответствии с федеральными законами; д) подписания неуполномоченным лицом заявления о государственной регистрации или заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц; е) выхода участников общества с ограниченной ответственностью из общества, в результате которого в обществе не остается ни одного участника, а также выхода единственного участника общества с ограниченной ответственностью из общества; ж) несоответствия наименования юридического лица требованиям федерального закона.
В пункте 1.1 статьи 9 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» определено, что требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Заявление, уведомление или сообщение представляются в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и удостоверяются подписью уполномоченного лица, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке.
Форма указанного заявления содержится в Приложении № 2 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 № 439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц
Утверждение налогового органа со ссылкой на п.1 Информационного Письма Президиума ВАС РФ от 30.03.2010 № 135 о том, что ни из заявления о государственной регистрации, ни из решения о внесении изменений в устав не следует, что эти изменения направлены на приведение устава общества в соответствии требованиями Закона № 312-ФЗ, апелляционным судом не принимается.
В силу пункта 5 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" юридическое лицо в течение трех дней с момента изменения указанных в пункте 1 названной статьи сведений, за исключением сведений, указанных в подпунктах "м", "о" - "с", обязано сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего нахождения. В случае, если изменение указанных в пункте 1 названной статьи сведений произошло в связи с внесением изменений в учредительные документы, внесение изменений в Единый государственный реестр юридических лиц осуществляется в порядке, предусмотренном главой VI данного Закона.
Согласно статье 52 Гражданского кодекса РФ изменения учредительных документов приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации.
В пункте 3 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 30.03.2010 г. № 135 "О некоторых вопросах, связанных с применением статьи 5 Федерального закона от 30.12.2008 г. № 312-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" отмечено, что судам необходимо учитывать, что положения законодательных актов, в которые Законом № 312-ФЗ внесены изменения, в редакции этого Закона применяются к отношениям, возникающим после 01.07.2009 (за исключениями, предусмотренными частями 6, 7, 10 статьи 5 Закона № 312-ФЗ), независимо от того, приведены ли уставы обществ в соответствие с новым законодательством.
Следует иметь в виду, что неприведение устава общества в соответствие с новым законодательством в порядке, определенном частью 2 статьи 5 Закона № 312-ФЗ, не влечет никаких ограничений правоспособности Общества, а также не влечет ограничения оборотоспособности долей в уставном капитале данного общества.
Неприведение устава общества в соответствие с новым законодательством не может являться основанием для признания недействительными сделок общества, для отказа кредитных организаций в открытии такому обществу банковских счетов или проведении операций по ним, отказа регистрирующих органов в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, отказа нотариусов в нотариальном удостоверении сделок с долями или частями долей в уставном капитале общества (далее - доли), отказа регистрирующих органов во внесении изменений в сведения об обществе, содержащиеся в Реестре, не связанных с изменением устава общества (в том числе касающихся перехода долей), либо в государственной регистрации юридических лиц, создаваемых путем реорганизации общества, или во внесении записи о ликвидации общества и т.д.
Независимо от приведения устава общества в соответствие с новым законодательством Российской Федерации его участники вправе отчуждать свои доли в уставном капитале общества, передавать их в залог и т.д. (пункт 5 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 30.03.2010 г. № 135 "О некоторых вопросах, связанных с применением статьи 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 312-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации").
В случае поступления в регистрирующий орган после 01.07.2009 г., но до приведения устава общества в соответствие с новым законодательством заявления о внесении в Реестр изменений в сведения об обществе, касающихся перехода доли в случаях, не требующих нотариального удостоверения, с приложением документов, подтверждающих основание для перехода доли (пункт 16 статьи 21 и пункт 6 статьи 24 Закона об обществах с ограниченной ответственностью в редакции Закона № 312-ФЗ, пункт 2 статьи 17 Закона о регистрации юридических лиц в редакции Закона № 312-ФЗ), являются правомерными действия регистрирующего органа по внесению соответствующих изменений в сведения об обществе.
Кроме того, в силу части 2 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2008 г. № 312-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 17.12.2009 г. № 310-ФЗ) уставы обществ, созданных до дня вступления в силу Закона № 312-ФЗ, подлежат приведению в соответствие с частью первой Гражданского кодекса РФ (в ред. Закона № 312-ФЗ) и Федеральным законом от 08.02.1998 № 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (в ред. Закона № 312-ФЗ) при первом изменении уставов таких обществ.
Из материалов регистрационного дела следует, что 31.08.2009 обществом утвержден Устав ООО «Эшфорд Инвестмент Сахалин» в новой редакции в соответствии с требованиями Закона № 312-ФЗ. На основании заявлений общества в Единый государственный реестр юридических лиц внесены изменения в сведения об участниках общества и номинальной стоимости из долей. Данные изменения зарегистрированы налоговым органом 10.09.2009 за государственным регистрационным номером 2096501100892, то есть при первом изменении устава общества.
Таким образом, как правильно отметил суд, обязанность по приведению в соответствие с новыми требованиями Гражданского кодекса РФ уставов обществ с ограниченной ответственностью, Обществом была своевременно исполнена.
Неправомерный отказ налогового органа в регистрации изменений сведений об уставном капитале общества, автоматически повлек за собой неправомерный отказ в регистрации изменений в сведения о размере и номинальной стоимости доли участника общества на основании заявления от 03.02.2011 по форме № Р 14001, что также является основанием для признания такого решения недействительным.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права. Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Сахалинской областиот 28 июня 2011 года по делу №А59-1349/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев.
Председательствующий
ФИО2
Судьи
З.Д. Бац
ФИО3