ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 05АП-579/2015 от 03.03.2015 Пятого арбитражного апелляционного суда

Пятый арбитражный апелляционный суд

ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001

тел.: (423) 221-09-01, факс (423) 221-09-98

http://5aas.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Владивосток                                                  Дело

№ А51-28123/2014

11 марта 2015 года

Резолютивная часть постановления оглашена 03 марта 2015 года.

Постановление в полном объеме изготовлено марта 2015 года .

Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего О.Ю. Еремеевой,

судей А.В. Гончаровой, С.В. Гуцалюк,

при ведении протокола секретарями судебного заседания А.Д. Беспаловой, И.В. Ауловой,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Локальная энергетическая компания – Восток»,

апелляционное производство № 05АП-579/2015,

на решение от 08.12.2014

судьи Т.Е. Мангер

по делу № А51-28123/2014 Арбитражного суда Приморского края

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Локальная энергетическая компания - Восток» (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 03.06.2008)

к департаменту по тарифам Приморского края (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 29.11.2002)

о признании незаконным бездействия, выразившегося в неисключении общества из Реестра организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере производства электрической энергии, утвержденного постановлением департамента от 09.10.2013 № 58/2 «Об установлении требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере производства электрической энергии»,

при участии в заседании:

от общества: представитель ФИО1 (паспорт, доверенность от 01.01.2015), директор ФИО2 (паспорт, выписка из ЕГРЮЛ от 12.11.2013);

от департамента: представитель ФИО3 (удостоверение № 4650, доверенность от 22.08.2014);

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Локальная энергетическая компания - Восток» (далее по тексту – «заявитель», «общество») обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании  незаконным бездействия департамента по тарифам Приморского края (далее по тексту – «департамент»), выразившегося в неисключении общества из Реестра организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере производства электрической энергии, утвержденного постановлением департамента от 09.10.2013 № 58/2 «Об установлении требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере производства электрической энергии», и об обязании департамент уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю об исключении общества из Реестра организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере производства электрической энергии.

Решением Арбитражного суда Приморского края от 08.12.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Обжалуя указанное решение в апелляционном порядке, общество ссылается на нарушение судом первой инстанции норм процессуального права. Обращает внимание коллегии на наличие противоречий между мотивировочной и резолютивной частями решения. Считает, что, делая вывод о неподведомственности рассматриваемого спора арбитражному суду, суд первой инстанции обязан был прекратить производство по делу, а не отказывать в удовлетворении заявленных требований. 

Общество настаивает на том, что примененный им способ защиты нарушенных прав является надлежащим. Поскольку статус организации, осуществляющей регулируемый вид деятельности в сфере производства электрической энергии, нарушает его права на установление свободных цен на свои услуги, общество считает, что надлежащим способом защиты является обжалование бездействия департамента. Полагает, что в рамках рассматриваемого спора суд первой инстанции обязан был оценить правомерность наделения общества статусом организации, осуществляющей регулируемый вид деятельности в сфере производства электрической энергии, однако не сделал этого. Просит отменить обжалуемое решение, удовлетворить заявленные требования и обязать департамент исключить общество из Реестра организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере производства электрической энергии.

         Департамент по тексту представленного в материалы дела отзыва, поддержанного представителем в судебном заседании, возражал против доводов апелляционной жалобы. Решение суда просил оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В судебном заседании 24.02.2014 коллегией в порядке статьи 163           АПК РФ объявлялся перерыв до 03.03.2015 до 11 часов 10 минут. Об объявлении перерыва лица, участвующие в деле, уведомлены в судебном заседании и путем размещения на официальном сайте ВАС РФ информации о времени и месте продолжения судебного заседания.

Заслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, коллегия установила следующее.

Общество оказывает услуги по поставке электрической энергии, отпускаемой дизельными электростанциями, потребителям с.Таежное,  с.Молодежное и с.Мельничное Красноармейского муниципального района Приморского края. 

Постановлением департамента от 09.10.2013 № 58/2 «Об установлении требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере производства электрической энергии» общество включено в Реестр организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере производства электрической энергии (далее по тексту – «Реестр»).

В июне 2014 года общество обратилось в департамент с заявлением об исключении его из Реестра, указав на отсутствие правовых оснований для отнесения общества к числу организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере производства электрической энергии.

Письмом от 04.07.2014 № 27/3218 департамент разъяснил, что для исключения общества из Реестра необходимо представить документы, подтверждающие прекращение осуществления регулируемого вида деятельности в сфере производства электрической энергии.

Расценив письмо департамента как бездействие, посчитав его нарушающим права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия бездействия департамента и сделал вывод о том, что заявителем неверно избран способ защиты нарушенного права.

Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, коллегия считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению в силу следующего.

Защита гражданских прав осуществляется перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации способами, а также иными способами, предусмотренными законом. Перечень способов защиты, указанных в данной статье, не является исчерпывающим и выбор способа защиты нарушенного права осуществляется непосредственно истцом.

Как следует из материалов дела, общество в качестве способа защиты своих прав выбрало обращение в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия департамента, выразившегося в неисключении его из Реестра организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере производства электрической энергии.

Согласно пункту 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица наделены правом обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Такие дела рассматриваются арбитражным судом в порядке главы 24 АПК РФ.

Для признания незаконным решения государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствие обжалуемого решения закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Пунктом 10 статьи 2 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к регулируемым видам деятельности отнесены виды деятельности, осуществляемые субъектами естественных монополий, организациями коммунального комплекса, организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в отношении которых в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется регулирование цен (тарифов).

Статьей 25 указанного Федерального закона предусмотрено, что организации с участием государства или муниципального образования и организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности, должны утверждать и реализовывать программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, содержащие:

1) целевые показатели энергосбережения и повышения энергетической эффективности, достижение которых должно быть обеспечено в результате реализации этих программ, и их значения;

2) мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, ожидаемые результаты (в натуральном и стоимостном выражении), включая экономический эффект от проведения этих мероприятий;

3) иные требования согласно частям 2 - 4 настоящей статьи (для организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности).

Для организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, в случае, если цены (тарифы) на товары, услуги таких организаций регулируются уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, требования к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности применительно к регулируемым видам деятельности устанавливаются данными органами в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Правила установления требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организации, осуществляющих регулируемые виды деятельности, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2010 № 340.

В силу пункта 1 Правил к организациям, осуществляющим регулируемые виды деятельности, относятся субъекты естественных монополий и организации коммунального комплекса, в отношении которых в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется регулирование цен (тарифов).

Пунктом 2 Правил предусмотрено, что требования к программе устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, который в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов) осуществляет регулирование цен (тарифов) на товары (услуги) соответствующей регулируемой организации.

При этом в соответствии с пунктом 18 Правил в случае, если требования к программе устанавливаются для регулируемых организаций, осуществляющих аналогичные виды регулируемой деятельности и имеющих сопоставимые друг с другом экономические, технические характеристики и условия деятельности, в решении регулирующего органа указываются наименования всех таких регулируемых организаций.

Во исполнение вышеуказанных нормативных правовых актов департаментом принято постановление от 09.10.2013 № 58/2 «Об установлении требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере производства электрической энергии», пунктом 4 которого установлено, что требования, утвержденные пунктом 1 настоящего постановления, распространяются на организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности и включенные в реестр согласно приложению. Приложением утвержден Реестр организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере производства электрической энергии. Общество включено в указанный Реестр как лицо, осуществляющее производство электрической энергии, цены (тарифы) на которую устанавливаются уполномоченным государственным органом.

Коллегией установлено, что, обращаясь в департамент с заявлением об исключении из Реестра, общество ссылалось на отсутствие у него статуса организации, осуществляющей регулируемый вид деятельности, в связи с отсутствием к тому правовых оснований. Под отсутствием правовых оснований для включения в Реестр общество указало то обстоятельство, что  постановлением департамента от 16.11.2011 №64/9 оно исключено из перечня гарантирующих поставщиков, не относится к субъектами естественных монополий, организациям коммунального комплекса, организациям, осуществляющим горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в отношении которых в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется регулирование цен (тарифов).

То есть фактически общество оспаривает статус регулируемой организации и в качестве способа восстановления нарушенного права по тексту апелляционной жалобы просит обязать департамент исключить его из Реестра, являющегося приложением к постановлению департамента от 09.10.2013 № 58/2.

Между тем в соответствии с частями 1, 3 статьи 23.1 Федерального закона от 26.03.03 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» государственному регулированию в электроэнергетике подлежат цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках, в соответствии с настоящим Федеральным законом. На розничных рынках государственному регулированию подлежат: в том числе цены (тарифы) и предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую покупателям на розничных рынках на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка, за исключением электрической энергии (мощности), поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей.

Постановлением Правительства РФ от 29.09.10 № 770 «Об определении территорий независимых ценовых зон электроэнергии (мощности)» утвержден Перечень территорий неценовых зон оптового рынка электрической энергии (мощности), в границах которых оптовая торговля электрической энергией (мощностью) осуществляется по регулируемым ценам (тарифам), к которым в числе прочих относится территория Дальнего Востока и Приморский край соответственно.

Пунктом 63 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства РФ № 1178 от 29.12.2011, вступивших в силу с 30.01.2012, определено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам, устанавливают на очередной финансовый год на розничном рынке: цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую покупателям на розничных рынках на территориях, объединенных в неценовые зоны оптового рынка, в пределах установленных Федеральной службой по тарифам предельных уровней цен (тарифов).

Таким образом, услуги по продаже электрической энергии, оказываемые Обществом в качестве поставщика электрической энергии, подлежат обязательному государственному регулированию.

Оценивая наличие бездействия департамента, коллегия исходит из того, что на заявление общества об исключении из Реестра письмом от 04.07.2014 № 27/3218 ему был дан ответ о необходимости представления документов, подтверждающих прекращение осуществления регулируемого вида деятельности в сфере производства электрической энергии.

Поскольку основанием для включения организации в Реестр является осуществление ею регулируемого вида деятельности, коллегия находит требование департамента о предоставлении документов о прекращении данной деятельности обоснованным. Иные основания для исключения организации из Реестра законодательством не предусмотрены.

Коллегией установлено, что документы о прекращении осуществления регулируемого вида деятельности в сфере производства электрической энергии обществом в департамент представлены не были. Указанный факт обществом не оспаривается.

Наоборот, согласно письму администрации Красноармейского муниципального района Приморского края от 26.09.2014 № 13-1943/1 общество продолжает оказывать услуги по электроснабжению с.Таежное, с.Молодежное и с.Мельничное.

Согласно договору от 01.10.2014, заключенному между обществом и администрацией Мельничного сельского поселения, обществу передана дизельная электростанция и линии передач для электроснабжения с.Мельничное.

Постановлением департамента от 20.11.2014 № 53/18 установлены и введены в действие с 01.01.2015 по 31.12.2015 включительно цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), производимую электростанциями общества, с использованием которых осуществляется производство и поставка электрической энергии (мощности) потребителям с.Таежное и с.Молодежное. Тарифы утверждены на основании обращения общества от 29.10.2014 № 73.

Постановлением департамента от 10.12.2014 № 59/12 установлены и введены в действие с 01.01.2015 по 31.12.2015 включительно цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), производимую электростанциями общества, с использованием которых осуществляется производство и поставка электрической энергии (мощности) потребителям с.Мельничное.

При таких обстоятельствах оснований для исключения общества из Реестра у департамента не имелось. Выводы суда первой инстанции об отсутствии бездействия департамента являются верными.

Доказательства нарушения прав и законных интересов заявителя в связи с неисключением его из Реестра в материалы дела не представлены.

В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.

Выводы суда первой инстанции сделаны на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу в соответствии со статьей 71 АПК РФ, с правильным применением норм материального и процессуального права.

         Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.

         При таких обстоятельствах основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.

         В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы судебные расходы по уплате государственной пошлины за ее подачу возлагаются на заявителя. Излишне уплаченная при подаче апелляционной жалобы государственная пошлина в размере 500 руб. подлежит возврату заявителю из федерального бюджета в порядке статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Приморского края от 08.12.2014 по делу №А51-28123/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Локальная энергетическая компания - Восток» из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 500 (пятьсот) рублей, излишне уплаченную при подаче апелляционной жалобы по платежному поручению № 142 от 29.12.2014.

Выдать справку на возврат государственной пошлины.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.

Председательствующий

О.Ю. Еремеева

Судьи

А.В. Гончарова

С.В. Гуцалюк