ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 05АП-5855/10 от 21.10.2010 Пятого арбитражного апелляционного суда

Пятый арбитражный апелляционный суд

ул. Светланская, 115 Владивосток, 690001

тел.: (4232) 210-901, факс (4232) 210-998

e-mail: info@5aas.arbitr.ru , http://5aas.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Владивосток Дело

№ А59-2383/2010

22 октября 2010 года

Резолютивная часть постановления оглашена 21 октября 2010 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 22 октября 2010 года.

Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего: Н.В. Алферовой

судей: Г.А. Симоновой, Т.А. Солохиной

при ведении протокола секретарем судебного заседания: Е.В. Жариковой

при участии:

лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом;

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу прокурора Сахалинской области

апелляционное производство № 05АП-5567/2010

на решение от 08.09.2010 судьи Орифовой В.С.

по делу № А59-2383/2010 Арбитражного суда Сахалинской области

по заявлению прокурора Сахалинской области

к администрации Углегорского муниципального района Сахалинской области

третьи лица: Комитет по управлению муниципальной собственностью Углегорского муниципального района, ООО «Форсаж»

о признании незаконным бездействия по нерегистрации права муниципальной собственности и обязании принять меры к осуществлению регистрации права

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Сахалинской области (далее – заявитель, прокурор) обратился в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением к администрации Углегорского муниципального района Сахалинской области (далее - администрация) о признании незаконным бездействия администрации по не регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимого имущества: здание на территории городского рынка, общей площадью 316,0 кв.м., расположенное по адресу: г. Шахтерск, кадастровый номер земельного участка 65:14:0000012:0024, и возложении на администрацию обязанности принять в соответствии с положениями Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» меры к осуществлению регистрации права.

Определением от 15.06.2010 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет по управлению муниципальной собственностью Углегорского муниципального района (далее - комитет), ООО «Форсаж» (далее - общество).

Решением суда от 08.09.2010 в удовлетворении заявленных требований отказано в связи с недоказанностью прокурором факта нарушения оспариваемым бездействием прав и законных интересов конкретных субъектов гражданского оборота.

Обжалуя в порядке апелляционного производства решение суда от 08.09.2010, прокурор Сахалинской области просит его отменить как незаконное, в обоснование заявленных требований указал следующее: В силу положений части 2 статьи 198, абзаца 1 пункта 1 статьи 2 АПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в интересах муниципального образования в случае нарушения прав последнего в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. По мнению прокурора, бездействием администрации Углегорского муниципального района Сахалинской области по не регистрации права муниципальной собственности на недвижимое имущество в установленном порядке нарушены права муниципального образования в сфере экономической деятельности. Не регистрация права муниципальной собственности в установленном порядке повлекла не регистрацию спорного договора аренды недвижимого имущества № 26 от 01.11.2009, в связи с чем данный договор является незаключенным, а переданное по такому договору имущество находится в пользовании ООО «Форсаж» без законных оснований, что подрывает экономическую основу местного самоуправления и нарушает права муниципального образования как собственника такого имущества. В связи с этим заявитель считает, что у суда отсутствовали основания для отказа в удовлетворении требований прокурора о признании незаконным бездействия администрации по не регистрации права муниципальной собственности на переданный в аренду объект недвижимого имущества.

Прокурор Сахалинской области, администрация Углегорского муниципального района Сахалинской области, третьи лица: Комитет по управлению муниципальной собственностью Углегорского муниципального района, ООО «Форсаж», надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание арбитражного суда апелляционной инстанции не явились.

В соответствии со статьей 156 АПК РФ коллегия рассмотрела апелляционную жалобу по делу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.

Администрация, третьи лица письменные отзывы на апелляционную жалобу заявителя в порядке статьи 262 АПК РФ не представили.

Исследовав материалы дела, проверив правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.

Между Комитетом по управлению муниципальной собственностью Углегорского муниципального района (Арендодатель) и ООО «Форсаж» (Арендатор) заключен договор № 26 от 01.11.2009 аренды объект нежилого муниципального фонда – отдельно стоящее здание на территории городского рынка, общей площадью 316,0 кв.м., расположенное по адресу: г. Шахтерск, кадастровый номер земельного участка 65:14:0000012:0024, для розничной торговли (далее – объект недвижимости). Срок действия договора с 01.11.2009 по 30.11.2014 (п.2.1. договора).

Поскольку по информации администрации Углегорского муниципального района Сахалинской области в письме от 17.03.2010 № 800, предоставленной в ответ на запрос прокурора, право собственности на указанный объект недвижимого имущества не зарегистрировано, прокурор Сахалинской области, посчитав бездействие администрации по не регистрации права муниципальной собственности на названный объект недвижимости незаконным и нарушающим права муниципального образования в сфере экономической деятельности, обратился с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд.

На основании части 1 статьи 215 Гражданского кодекса РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

В силу части 1 статьи 131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Согласно части 2 статьи 8 Гражданского кодекса РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Федеральный закон от 21.07.1997 № 122-ФЗ) государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

Права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей. (статья 6 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ).

Материалами дела установлено, что объект недвижимого имущества - здание на территории городского рынка, общей площадью 316,0 кв.м., расположенное по адресу: г. Шахтерск, кадастровый номер земельного участка 65:14:0000012:0024, согласно выписки из реестра муниципальной собственности от 30.08.2010, включен в Реестр муниципальной собственности Углегорского муниципального района Сахалинской области, год ввода объекта в эксплуатацию 1993, то есть до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ. Соответственно право муниципальной собственности на данный объект недвижимости признается юридически действительным при отсутствии его государственной регистрации и, следовательно, администрация вправе осуществлять полномочия владения, пользования и распоряжения указанным имуществом по своему усмотрению.

В тоже время частью 2 статьи 6 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ установлено, что государственная регистрация возникшего до введения в действие настоящего Федерального закона права на объект недвижимого имущества требуется при государственной регистрации возникших после введения в действие настоящего Федерального закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие настоящего Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества.

Государственная регистрация возникшего до введения в действие настоящего Федерального закона права на объект недвижимого имущества и государственная регистрация возникших после введения в действие настоящего Федерального закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие настоящего Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества проводятся не позднее чем в месячный срок со дня подачи соответствующих заявлений и других необходимых для государственной регистрации права, перехода права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие настоящего Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества документов, если иные сроки не установлены федеральным законом. (абзац 2 части 2 статьи 6 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ).

Частью 2 статьи 13 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ также предусмотрено, что государственная регистрация перехода права на объект недвижимого имущества, его ограничения (обременения) или сделки с объектом недвижимого имущества возможна при условии наличия государственной регистрации ранее возникших прав на данный объект в Едином государственном реестре прав. Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ государственная регистрация права проводится на основании заявления правообладателя.

Срок заключенного между комитетом и предпринимателем договора аренды от 01.11.2009 № 26 объекта недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности, установлен с 01.11.2009 по 30.11.2014, и в силу положений части 3 статьи 433, части 2 статьи 609, пункта 2 статьи 651 Гражданского кодекса РФ данный договор подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации.

В связи с этим с момента заключения договора аренды от 01.11.2009 № 26, подлежащего государственной регистрации, у администрации возникла обязанность осуществить регистрацию права муниципальной собственности на данные нежилые помещения в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ. Соответственно бездействие администрации по не регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимого имущества: здание на территории городского рынка, общей площадью 316,0 кв.м., расположенное по адресу: г. Шахтерск, кадастровый номер земельного участка 65:14:0000012:0024 в связи с заключением сделки по передаче указанного имущества в аренду на срок более года, является незаконным.

Между тем в соответствии с положениями части 2 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ для признания ненормативного правового акта и действий (бездействия) незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: во-первых, несоответствие ненормативного правового акта закону или иному нормативно правовому акту; во-вторых, нарушение прав и законных интересов заявителя, в виде возложения каких-либо обязанностей, создания препятствий в осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности, а в случае обращения с заявлением прокурора – нарушения прав и законных интересов граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Названные условия должны быть установлены в совокупности.

В силу статьи 65 АПК РФ доказательства того, что оспариваемым бездействием нарушены права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, подлежат представлению прокурором как заявителем по делу.

Соответствующих надлежащих доказательств заявителем не представлено. Довод прокурора о том, что оспариваемое бездействие администрации нарушает права и законные интересы муниципального образования в сфере экономической деятельности коллегия находит неподтвержденным. Право муниципальной собственности муниципального образования на спорный объект недвижимости в установленном законом порядке возникло и продолжает существовать по настоящее время, и соответственно не нарушено. Кроме того, согласно имеющемуся в материалах дела письму комитета от 30.08.2010 задолженности по арендной плате отсутствует. Таким образом, экономические интересы муниципального образования как собственника спорного имущества не нарушены. Правоотношения, связанные с возникновением обязательств по договору аренды от 01.11.2009 № 26, не входят в предмет настоящего спора.

На основании вышеизложенного, учитывая недоказанность прокурором факта нарушения оспариваемым бездействием прав и законных интересов конкретных субъектов гражданского оборота, включая муниципальное образование, судом первой инстанции правомерно в соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ отказано в удовлетворении заявленных прокурором требований. Решение суда является законным и обоснованным, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы нет.

Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,

ПОСТАНОВИЛ:

  Решение  от 08.09.2010 по делу № А59-2383/2010 Арбитражного суда Сахалинской области оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев.

Председательствующий:

Н.В. Алферова

Судьи:

Г.А. Симонова

ФИО1