ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 05АП-5936/19 от 10.09.2019 Пятого арбитражного апелляционного суда

140/2019-38810(2)

Пятый арбитражный апелляционный суд
ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001

тел.: (423) 221-09-01, факс (423) 221-09-98
http://5aas.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Владивосток Дело № А51-26624/2018  13 сентября 2019 года 

Резолютивная часть постановления объявлена 10 сентября 2019 года.  Постановление в полном объеме изготовлено 13 сентября 2019 года. 

Пятый арбитражный апелляционный суд в составе: 

председательствующего Е.Н. Номоконовой,
судей С.Н. Горбачевой, Т.А. Аппаковой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания А.А. Манукян,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу фонда  Приморского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов  приморского края», 

апелляционное производство № 05АП-5936/2019
на решение от 03.07.2019 судьи Л.В. Зайцевой
по делу № А51-26624/2018 Арбитражного суда Приморского края

по иску общества с ограниченной ответственностью «Бизнесстройальянс»  (ИНН 2724178063, ОГРН 1132724006524) 

к фонду Приморского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных  домов Приморского края» (ИНН 2540975823, ОГРН 1132500003195) 

о признании незаконным решения об одностороннем расторжении договора,
при участии:


от ответчика: Зубайдуллина Н.В., по доверенности от 20.06.2019 сроком  действия до 31.12.2019, паспорт; 

от истца: не явились, о времени и месте судебного заседания извещены  надлежащим образом, 

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Бизнесстройальянс»  (далее – истец, Общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края  с исковым заявлением к фонду Приморского края «Фонд капитального  ремонта многоквартирных домов Приморского края» (далее – ответчик,  Фонд) о признании незаконным решения Фонда от 08.06.2018 об  одностороннем расторжении договора № РТС 225 Г180006 (Д) от 19.03.2018. 

Решением арбитражного суда от 03.07.2019 исковые требования  удовлетворены. 

Не согласившись с указанным судебным актом, ответчик обжаловал  его в апелляционном порядке, ссылаясь в обоснование жалобы на то, что за  выдачей технических паспортов на жилые дома Общество к Фонду не  обращалось, а о невозможности выполнения работ по договору вследствие  отсутствия доступа в дома либо отсутствия технической документации  подрядчиком заказчику заявлено не было, то есть предусмотренной статьёй  716 ГК РФ процедурой приостановления работ подрядчик не воспользовался.  Полагает, что сложности, возникшие у подрядчика при самостоятельном  получении в управляющих организациях копий технических паспортов на  многоквартирные дома не свидетельствуют о невозможности выполнения  работ, а причинно-следственная связь между просрочкой выполнения работ и  фактической датой получения техпаспортов судом не исследована. Считает,  что судом не исследованы обстоятельства получения доступа на объекты,  мотивы, по которым сочтены установленными даты самостоятельного  получения подрядчиком техпаспортов, а также не учтено отсутствие  доказательств невозможности получения техпаспортов в более короткие 


сроки с даты заключения договора. Утверждает, что обязанность по  оформлению технического паспорта на дом и его предоставлению заказчику  в силу договора лежит на подрядчике. Настаивает на том, что обязанности  сторон по выполнению работ и по предоставлению техпаспортов МКЖ не  являются встречными по отношению друг к другу. Указывает, что при  выполнении работ по разработке проектно-сметной документации (ПСД)  технический паспорт не требуется, информация об объекте добывается  подрядчиком путем обследования и обмерных работ. Обращает внимание,  что в письме от 16.07.2018 подрядчик не просил согласовать проектную  документацию, а согласование экспертной организации договором также не  предусмотрено, что отражено в письме от 22.03.2018. Ссылается на то, что  работы по договору не могут считаться выполненными до получения  положительного заключения экспертизы. 

От истца в суд апелляционной инстанции отзыв на апелляционную  жалобу не поступил. 

В судебном заседании представитель истца поддержал  апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам. 

Истец, надлежащим образом извещённый о времени и месте  рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в заседание  арбитражного суда апелляционной инстанции не обеспечил, в связи с чем  судебная коллегия на основании статей 156, 266 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)  рассмотрела апелляционную жалобу по делу в отсутствие представителей  указанного лица. 

Суд, руководствуясь статьями 163, 184, 185 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, определил объявить  перерыв в судебном заседании до 10.09.2019 до 10 часов 50 минут. Об  объявлении перерыва лица, участвующие в деле, уведомлены в соответствии  с Постановлением Пленума ВАС РФ от 25.12.2013 № 99 «О процессуальных  сроках» путем размещения на официальном сайте суда информации о 


времени и месте продолжения судебного заседания путем размещения на  доске объявлений в здании суда и на официальном сайте суда информации о  времени и месте продолжения судебного заседания. 

После перерыва судебное заседание продолжено 10.09.2019 в 12 часов  01 минуту в том же составе суда при ведении протокола тем же секретарем  судебного заседания, при участии того же представителя. 

За время перерыва от ответчика поступил дополнительный документ –  копия договора от 20.02.2018, который представлен ответчиком для  обозрения суда. 

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены  арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном  статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса РФ. 

Из материалов дела судебной коллегией установлено следующее.

По условиям договора подрядчик обязуется по заданию заказчика  разработать проектно-сметную документацию на выполнение работ по 


капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов по  Объектам и видам работ согласно адресного перечня (приложение № 3 к  договору), в соответствии с Графиком выполнения работ (приложение № 2 к  договору), в полном объеме и в соответствии с заданием на разработку  проектно-сметной документации (приложение № 1 к договору), а заказчик  обязуется принять их результат и обеспечить оплату по договору. 

Срок выполнения работ установлен в соответствии с Графиком  выполнения работ (приложение № 2 к договору). 

Фактической датой окончания работ на Объекте является дата  подписания и согласования в соответствии с требованиями Закона  Приморского края от 7 августа 2013 № 227-КЗ «О системе капитального  ремонта многоквартирных домов в Приморском крае» Акта приемки  выполненных работ. 

Цена договора составляет 3 778 660 рублей (пункт 3.1.1 договора).

Оплата осуществляется заказчиком в течение 20 календарных дней по  факту выполнения работ в отношении объекта в соответствии с Графиком  выполнения работ на основании предоставленных подрядчиком результатов  выполненных работ в соответствии с условиями договора, подписанных в  соответствии с требованиями Закона Приморского края от 7 августа 2013  года № 227-КЗ «О системе капитального ремонта многоквартирных домов в  Приморском крае» акта о приемке выполненных работ (форма КС-2),  справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3), акта  приёмки выполненных работ, счета, счета-фактуры, при условии, что работа  выполнена надлежащим образом и в согласованный срок, либо с согласия  заказчика досрочно. Авансовый платеж не предусмотрен. По завершении в  установленные сроки работ по договору, с соблюдением требований его  пункта 4.3.11 подрядчик передает с сопроводительным письмом (с  указаниями комплектности) заказчику полный комплект разработанной  проектно-сметной документации, в соответствии с заданием на разработку  проектно-сметной документации, подписанные со своей стороны акт о 


приемке выполненных работ (форма КС-2), справку о стоимости  выполненных работ и затрат (форма КС-3) по каждому дому отдельно (пункт  5.1). 

Согласно пункту 4.1.2 договора по окончании выполнения  подрядчиком работ заказчик обязан осуществить приёмку их результата, в  течение 10 рабочих дней рассмотреть представленную подрядчиком в  соответствии с пунктом 4.3.13 договора проектно-сметную документацию на  предмет её соответствия требованиям технического задания и условиям  договора. Установленный данным пунктом срок рассмотрения заказчиком  представленной проектно-сметной документации исключается из срока  выполнения работ подрядчиком (пункт 2.1 договора). 

После получения положительного экспертного заключения о  правильности применения расценок в сметной документации  (положительное заключение) подрядчик обязан передать заказчику  полученные экземпляры положительного экспертного заключения и готовую  проектно-сметную документацию (результаты работ), подписанные со своей  стороны акт о приемке выполненных работ (форма КС-2), справку о  стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3) в порядке и в объеме,  соответствующих требованиям договора и задания на разработку проектно- сметной документации, законодательству Российской Федерации,  нормативно-технической документации, применяемой к такого рода работам  (пункт 4.3.13). 

В соответствии с пунктом 8.3 заказчик принимает решение об  одностороннем расторжении договора и в письменной форме уведомляет об  этом подрядную организацию. Заказчик обязан направить уведомление о  расторжении договора не позднее, чем за 15 рабочих дней до предполагаемой  даты расторжения договора с подрядной организацией. Уведомление должно  содержать наименование сторон, реквизиты договора, причины,  послужившие основанием для расторжения договора, и документы, их  подтверждающие. 


Подрядчик во исполнение условий договора письмом № 117 от  22.02.2018 уведомил заказчика о начале выполнения работ по договору, в  котором также запросил исходные данные для выполнения работ по  договору и просил предоставить доступ на объекты проектирования для  проведения технического обследования. 

Истцу в ответ сообщено, что для предоставления доступа в места  общего пользования при обследовании многоквартирных домов,  предусмотренных договором необходимо обратиться в управляющие  компании, а информация о лицах, осуществляющих управление  многоквартирными домами, имеется в общем доступе в сети «Интернет» на  сайте ГИС ЖКХ. Кроме того, ответчик указал, что всю необходимую  информацию об объектах капитального ремонта истец должен получать в  процессе обследования объекта капитального ремонта и взаимодействия с  управляющими компаниями. 

Истцом самостоятельно был осуществлен поиск контактных данных  организаций, занимающихся обслуживанием объектов капитального  ремонта, были запрошены у управляющих компаний исходные данные,  необходимые для подготовки проектно-сметной документации. 

Истец самостоятельно получил технические паспорта на жилые  многоквартирные дома, включенные в договор и согласовал возможность  доступа для их обследования: 

- по многоквартирным домам, расположенным по адресам: г.  Владивосток, п. Трудовое, ул. Лиманная, д. 9, г. Владивосток, пр-кт  Красного Знамени, д. 96, г. Владивосток, пр-кт Партизанский, д. 32, г.  Владивосток, ул. Новожилова, д. 25, г. Владивосток, ул. Всеволода  Сибирцева, д. 24 (далее - пять многоквартирных домов) – 14.05.2018; 

- по многоквартирным домам, расположенным по адресам: г.  Владивосток, п. Русский, п. Подножье, д. 28, г. Владивосток, п. Трудовое, ул.  Лермонтова, д. 10, г. Владивосток, п. Трудовое, ул. Лермонтова, д. 19, г.  Владивосток, п. Трудовое, ул. Лермонтова, д. 79А, г. Владивосток, п. 


Трудовое, ул. Лермонтова, д. 85/2, г. Владивосток, п. Трудовое, ул.  Путятинская, д. 62, г. Владивосток, ул. Громова, д. 12, г. Владивосток, ул.  Ильичева, д. 20А, г. Владивосток, ул. Ильичева, д. 3, г. Владивосток, ул.  Успенского, д. 100, г. Владивосток, ул. Успенского, д. 106, г. Владивосток,  ул. Фирсова, д. 4 (далее - двенадцать многоквартирных домов) – 21.05.2018. 

Ответчик письменные замечания и возражения по данным отчетам и  сделанным в них выводам истцу не направил. 

По пяти многоквартирным домам истец разработал только отчеты по  выполненным техническим обследованиям домов, так как целесообразности  в выполнении проектно-сметной документации по результатам проведенных  технических обследований не было. 


08.06.2018 ответчик принял решение об одностороннем расторжении  договора и 09.06.2018 направил истцу уведомление о своем решении  расторгнуть договор, указав, что договор считается расторгнутым 04.07.2018.  Сведения о расторжении договора были размещены на сайте электронной  площадки https://www.rts-tender.ru 05.07.2018. 

Полагая, что односторонний отказ от исполнения контракта является  незаконным, истец обратился в арбитражный суд с рассматриваемыми  требованиями. 

Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном  статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой  инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав  доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, заслушав представителя  апеллянта, судебная коллегия считает решение арбитражного суда первой  инстанции законным и обоснованным, апелляционную жалобу – не  подлежащей удовлетворению в связи со следующим. 

Разрешая спор, суд первой инстанции верно квалифицировал  отношения сторон как регулируемые общими нормами Гражданского  кодекса Российской Федерации об обязательствах и положениями главы 37  данного Кодекса о подряде. 

В силу статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации  (далее – ГК РФ) обязательства должны исполняться сторонами надлежащим  образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона,  изменение условий обязательства в одностороннем порядке, как и отказ от  исполнения обязательств, не допускаются. 

В соответствии со статьей 702 ГК РФ одна сторона обязуется  выполнить по заданию другой стороны определенную работу и сдать ее 


результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и  оплатить его. 

На основании статьи 758 ГК РФ по договору подряда на выполнение  проектных и изыскательских работ подрядчик (проектировщик, изыскатель)  обязуется по заданию заказчика разработать техническую документацию и  (или) выполнить изыскательские работы, а заказчик обязуется принять и  оплатить их результат. 

В силу пункта 1 статьи 760 ГК РФ по договору подряда на  выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик обязан выполнять  работы в соответствии с заданием и иными исходными данными на  проектирование и договором. 

Согласно пункту 2 статьи 715 ГК РФ, если подрядчик не приступает  своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу  настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно  невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и  потребовать возмещения убытков. 

Как предусмотрено пунктом 1 статьи 759 ГК РФ, по договору подряда  на выполнение проектных и изыскательских работ заказчик обязан передать  подрядчику задание на проектирование, а также иные исходные данные,  необходимые для составления технической документации. Задание на  выполнение проектных работ может быть по поручению заказчика  подготовлено подрядчиком. В этом случае задание становится обязательным  для сторон с момента его утверждения заказчиком. 

При этом, в силу пункта 1 статьи 718 ГК РФ заказчик обязан  оказывать содействие подрядчику. 

На основании статьи 450.1 ГК РФ сторона, которой Кодексом,  другими законами, иными правовыми актами или договором предоставлено  право на отказ от договора (исполнения договора), должна при  осуществлении этого права действовать добросовестно и разумно в пределах,  предусмотренных Кодексом, другими законами, иными правовыми актами 


или договором. В случаях, если при наличии оснований для отказа от  договора (исполнения договора) сторона, имеющая право на такой отказ,  подтверждает действие договора, в том числе путем принятия от другой  стороны предложенного последней исполнения обязательства, последующий  отказ по тем же основаниям не допускается. 

Пунктом 8.4 договора предусмотрено, что заказчик вправе в  одностороннем порядке расторгнуть договор и потребовать возмещения  причиненных убытков в случае нарушение подрядной организацией сроков  оказания услуг и (или) выполнения работ продолжительностью более 15  календарных дней по любому из многоквартирных домов. 

В пункте 225 постановления Правительства Российской Федерации от  01.07.2016 № 615 также предусмотрена возможность расторжения договора о  проведении капитального ремонта, в том числе по инициативе заказчика, в  виде одностороннего расторжении договора. 

Заказчик вправе расторгнуть договор о проведении капитального  ремонта в одностороннем порядке с взысканием причиненных убытков, в  том числе в случае нарушения подрядной организацией сроков оказания  услуг и (или) выполнения работ продолжительностью более 15 календарных  дней по любому из многоквартирных домов (подпункт е) пункта 226  постановления № 615). 

Согласно пункту 227 Постановления № 615 заказчик принимает  решение об одностороннем расторжении договора о проведении  капитального ремонта и в письменной форме уведомляет об этом подрядную  организацию. Заказчик обязан направить уведомление о расторжении  договора о проведении капитального ремонта не позднее чем за 15 рабочих  дней до предполагаемой даты расторжения договора о проведении  капитального ремонта с подрядной организацией. Уведомление должно  содержать наименование сторон, реквизиты договора о проведении  капитального ремонта, причины, послужившие основанием для расторжения 


договора о проведении капитального ремонта, и документы, их  подтверждающие. 

Аналогичные положения предусмотрены в пункте 8.3 договора.

Из материалов дела усматривается, что 08.06.2018 заказчиком принято  решение об одностороннем расторжении спорного договора в связи с тем,  что работы по нему не сданы заказчику в установленный условиями договора  срок. 

В договоре подряда на выполнение проектных и изыскательских  работ заказчик несет обязанность по передаче подрядчику исходных данных  для составления технической документации (пункт 1 статьи 759 ГК РФ), и по  отношению к данному обязательству исполнение подрядчика является  встречным (статья 328 ГК РФ). 

Исходные данные могут быть предусмотрены законом или  согласованы сторонами в договоре. Перечень исходных данных не является  исчерпывающим и подлежит определению применительно к каждому  конкретному объекту строительства или ремонта. При этом определяющим  является требование к проектной документации о соответствии её начальной  стадии, а именно техническим требованиям фактически, существующим на  объект в момент начала выполнения работ. 

Вместе с тем сведения, которые использует подрядчик  (проектировщик), должны исходить из официальных источников. В  соответствии с бременем доказывания подрядчик как профессиональный  участник выполнения работ обязан обосновать необходимость  предоставления соответствующей информации для выполнения работ. В  свою очередь, на заказчика возлагается бремя доказывания отсутствия  необходимости в тех или иных сведениях. 

В силу пункта 3 статьи 405 ГК РФ должник не считается  просрочившим, пока обязательство не может быть исполнено вследствие  просрочки кредитора. 


Как следует из материалов дела, истец в соответствии с пунктом 4.3.3  договора подрядчик уведомил заказчика о необходимости предоставить ему  исходные данные для выполнения работ и предоставить доступ на объекты  для проведения технического обследования. 

В силу того, что заказчик не предоставил подрядчику в полном  объеме исходные данные для выполнения работ, а именно не представил  технические паспорта на жилые дома, не обеспечил доступ на объекты для  проведения технического обследования, подрядчик вынужден был  самостоятельно предпринимать действия по получению копий технических  паспортов, а также доступа к объектам обследования, что повлияло на срок  выполнения работ. 

При этом, как указал истец, и не опроверг ответчик, при  самостоятельных попытках получения технических паспортов в  управляющих компаниях ответчик столкнулся с незаинтересованностью  персонала управляющих компаний предоставить необходимые сведения, что  существенно задерживает ход выполнения работ. 

Ссылка ответчика на отсутствие у подрядчика потребности в  предоставлении ему технического паспорта правомерно отклонена со  ссылкой на пункт 4 раздела 10 Приложения № 1 к договору «Задание на  выполнение работ», где приведено требование о наличии в составе альбома  проектно-сметной документации в томе «Техническое обследование» копии  технического паспорта на здание и поэтажного плана строения (Паспорт  БТИ). 

При этом, поскольку обязанность ответчика по составлению и  оформлению нового технического паспорта многоквартирного дома из  договора и приложений к нему не следует, такая копия должна быть  предоставлена подрядчику заказчиком заблаговременно к моменту начала  исполнения договора, и о такой своей обязанности заказчик, который  составлял договор и приложения к нему, не мог не знать. 


Указанное подтверждает вывод суда первой инстанции о  необходимости технических паспортов на начальной стадии выполнения  работ как документов, содержащих официальные сведения о техническом  состоянии и характеристиках объектов. 

Доводы апеллянта об ином коллегией отклоняются как не  соответствующие установленным выше фактическим обстоятельствам дела. 

То обстоятельство, что необходимые сведения о домах могли быть  получены при обследовании, само по себе не опровергает необходимость во  исполнение договора заказчику предоставить технический паспорт, а  подрядчику – выполнить с учётом данных техпаспорта порученные работы и  приложить копию техпаспорта в составе пояснительной записки к результату  работ. 

Состав, порядок разработки, согласования и утверждения проектно- сметной документации на капитальный ремонт жилых зданий установлены  «МДС 13-1.99. Инструкцией о составе, порядке разработки, согласования и  утверждения проектно-сметной документации на капитальный ремонт  жилых зданий» принятой и введенной в действие Постановлением Госстроя  РФ от 17.12.1999 № 79 (далее – Инструкция). 

Согласно приложению «А» к указанной Инструкции «Задание на  проектирование капитального ремонта жилого здания», вместе с заданием на  проектирование заказчик выдает проектной организации, в том числе,  инвентаризационные поэтажные планы с указанием площадей помещений и  объема здания по данным бюро технической инвентаризации (БТИ),  проведенной в течение 3 лет до начала проектирования; паспорт строения с  указанием величины физического износа конструкций и инженерного  оборудования, объемов, сроков и видов ранее выполнявшихся ремонтов.  Номенклатура, порядок и сроки представления материалов оговариваются в  договоре (контракте) на выполнение проектных работ. 

Пунктом 1.13 Инструкции предусмотрено, что основным документом,  характеризующим техническое состояние здания и отражающим 


необходимость капитального ремонта, является технический паспорт,  составленный на каждое здание и земельный участок с учетом  Постановления Правительства Российской Федерации «О государственном  учете жилищного фонда в Российской Федерации» и «Инструкции о  проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации». 

В соответствии с пунктом 3.4. «ГОСТ Р 56193-2014. Национальный  стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства  и управления многоквартирными домами. Услуги капитального ремонта  общего имущества многоквартирных домов. Общие требования»,  утвержденного Приказом Росстандарта от 27.10.2014 № 1445-ст, техническая  документация – совокупность текстовых, графических и иных документов,  необходимых и достаточных для определения текущего технического  состояния имущества, которые дают исчерпывающие указания о порядке и  правилах эксплуатации и содержании имущества. Технические паспорта  относятся к исходным данным, необходимым для выполнения проектных  работ на проведение капитального ремонта общего имущества  многоквартирных домов. 

Кроме того, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от  16.02.2008 № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях  к их содержанию» (далее – Постановление № 87) в разделе II «Состав  разделов проектной документации на объекты капитального строительства  производственного и непроизводственного назначения и требования к  содержанию этих разделов» в пункте 10 подпункта «Б» предусмотрено, что  Раздел 1 «Пояснительная записка» должен содержать: исходные данные и  условия для подготовки проектной документации на объект капитального  строительства. В пояснительной записке указываются реквизиты следующих  документов: задание на проектирование - в случае подготовки проектной  документации на основании договора; отчетная документация по  результатам инженерных изысканий; правоустанавливающие документы на  объект капитального строительства - в случае подготовки проектной 


документации для проведения реконструкции или капитального ремонта  объекта капитального строительства; утвержденный и зарегистрированный в  установленном порядке градостроительный план земельного участка,  предоставленного для размещения объекта капитального строительства;  документы об использовании земельных участков, на которые действие  градостроительных регламентов не распространяется или для которых  градостроительные регламенты не устанавливаются, выданные в  соответствии с федеральными законами уполномоченными федеральными  органами исполнительной власти, или уполномоченными органами  исполнительной власти субъектов Российской Федерации, или  уполномоченными органами местного самоуправления; технические условия,  предусмотренные частью 7 статьи 48 Градостроительного кодекса  Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, если  функционирование проектируемого объекта капитального строительства  невозможно без его подключения к сетям инженерно-технического  обеспечения общего пользования (далее - технические условия); иные  исходно-разрешительные документы, установленные законодательными и  иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том  числе техническими и градостроительными регламентами. 

Необходимость исходных данных для выполнения проектных работ  определяется подпунктом «б» пункта 10 Положения о составе разделов  проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного  Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87  «О составе разделов проектной документации и требованиях к их  содержанию» (далее - Постановление Правительства РФ № 87), где указано,  что проектная документация на объекты капитального строительства  производственного назначения в разделе «Пояснительная записка» должна  содержать исходные данные. 

С учётом указанных норм права судом первой инстанции верно  сочтено, что без получения технических паспортов на жилые 


многоквартирные дома в качестве исходных данных для проектирования,  истец не имел возможности в предусмотренные договором сроки и с  надлежащим качеством выполнить порученные ему работы. 

В техническом паспорте содержатся, в том числе поэтажные планы  здания, на которые в дальнейшем проектировщики наносят инженерные сети  и составляют конструктивные характеристики здания для подсчета сметной  стоимости капитального ремонта здания, а также технические  характеристики строительных конструкций здания (раздел 4 технического  паспорта), также необходимые для составления пояснительной записки и  заполнения соответствующего раздела проектной документации.  Технический паспорт многоквартирного дома является документом, который  выдается специализированной государственной или муниципальной  организацией технической инвентаризации - унитарным предприятием,  службой, управлением, центром, бюро (БТИ). Оригиналы технических  паспортов заверяются печатью данных специализированных организаций, в  целях удостоверения содержащейся в них информации как полученной их  официального источника, что не может быть восполнено информацией на  жилые многоквартирные дома, находящейся в свободном доступе. 

Данные проведённого подрядчиком обследования подлежат сверке с  данными, содержащимися в технических паспортах жилых домов и  поэтажных планов здания. Соответственно, лишь после сбора всех  необходимых исходных данных и уточнения с данными, содержащимися в  технических паспортах, подрядчик приступает к разработке проектно- сметной документации на капитальных ремонт жилых домов. 

Встречным признается исполнение обязательства одной из сторон,  которое обусловлено исполнением другой стороной своих обязательств  (пункт 1 статьи 328 ГК РФ). 

Признавая, что обязательства сторон по предоставлению технических  паспортов как исходной документации, с одной стороны, и результата работ  с другой стороны, по существу являются встречными по отношению друг к 


другу, суд первой инстанции обоснованно указал, что в такой ситуации  задержка выполнения работ подрядчиком, обусловленная неисполнением  заказчиком встречного обязательства, не может быть поставлена в вину  Обществу, которое приняло все разумные меры для устранения  препятствующих своевременному выполнению работ факторов, в том числе  самостоятельно получило необходимые документы и провело осмотры  объектов. 

В этой связи возражения заказчика о неизвещении его о наличии  препятствий к выполнению работ, а также о приостановке их выполнения  подлежат отклонению, поскольку приостановление работ является правом  подрядчика. 

В силу пунктов 1 и 2 статьи 401 ГК РФ лицо признается невиновным,  если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него  требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все  меры для надлежащего исполнения обязательства, а отсутствие вины  доказывается лицом, нарушившим обязательство. С учётом названных норм  права, применительно к спорной ситуации коллегия с учётом установленных  выше обстоятельств дела и поведения сторон находит доказанной  невиновность подрядчика в допущенной им просрочке выполнения работ. 

Кроме того, судом установлено, что работы были выполнены и сданы  заказчику. 

Так, 19.03.2018 истец письмом № 101 обратился к ответчику за  согласованием организации для проведения экспертизы сметной  документации на проведение капитального ремонта общего имущества  многоквартирных домов, в том числе на ремонт (замену) лифтового  оборудования, расположенных на территории Дальнегорского городского  округа, на территории Артемовского городского округа, на территории  Приморского края (г. Арсеньев), на территории Кавалеровского городского  поселения, на территории городского округа ЗАТО г.Фокино, на территории  Владивостокского городского округа. 


Ответчик сообщил истцу о том, что согласование с заказчиком  экспертной организации условиями договора не предусмотрено. 

Ответчик не согласовал истцу возможность направления данной  документации в экспертную организацию, ссылаясь на расторжение договора  подряда с 04.07.2018 (л.д.122-123). 

Таким образом, судом верно установлен факт выполнения работ  подрядчиком с просрочкой, возникшей по вине заказчика, при этом  возможность завершения последнего этапа работ путём направления  документов для получения положительного заключения о правильности  применения расценок не была утрачена. 

При этом, несмотря на то обстоятельство, что вследствие действий  подрядчика по отказу от договора, которые внесли неопределённость  относительно дальнейшего действия договора подряда, выполненная  документация для оформления заключения о правильности применения  расценок подрядчиком не направлена, данное обстоятельство само по себе не  свидетельствует о наличии оснований для одностороннего отказа от  исполнения договора по состоянию на 08.06.2018, когда Фондом было  принято соответствующее решение. 

Учитывая, что пунктом 4.3.7 договора предусмотрена обязанность  подрядчика согласовывать готовую техническую документацию с  заказчиком, и такое согласование от подрядчика получено не было,  подрядчику не может быть вменено ненадлежащее выполнение договора на  стадии оформления заключения о правильности применения расценок,  поскольку завершение работы было невозможно ввиду просрочки кредитора  (заказчика). 


Принимая во внимание вышеизложенное, суд в целом верно посчитал,  что подрядчик при исполнении договора действовал добросовестно, и его  вина в просрочке исполнения договора отсутствует, а потому обоснованных  и безусловных оснований для одностороннего отказа от его исполнения у  заказчика не имелось. 

Таким образом, решение Фонда от 04.07.2018 об одностороннем  расторжении договора от 19.03.2018 № РТС225Г180006(Д) правомерно  признано судом незаконным, а доводы апеллянта об обратном подлежат  отклонению как не опровергающие установленные выше обстоятельства дела  и сделанные на их основе выводы суда с учетом конкретных обстоятельств  настоящего дела. 

Арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы  суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на  основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с  правильным применением норм материального права. 

Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся  безусловным основанием для отмены судебного акта, судебной коллегией не  установлено. 

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является  законным и обоснованным, оснований для его отмены и удовлетворения  апелляционной жалобы не имеется. 

В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы по уплате  государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на  апеллянта. 

Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный  апелляционный суд 

ПОСТАНОВИЛ:


Решение Арбитражного суда Приморского края от 03.07.2019 по делу   № А51-26624/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без  удовлетворения. 

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд  Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в  течение двух месяцев. 

Председательствующий Е.Н. Номоконова

Судьи Т.А. Аппакова 

 С.Н. Горбачева 

Электронная подпись действительна.
Данные ЭП:Удостоверяющий центр ФГБУ ИАЦ Судебного
департамента
Дата 22.04.2019 8:34:15
Кому выдана Номоконова Елена Николаевна