ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 05АП-5963/11 от 26.09.2011 Пятого арбитражного апелляционного суда

Пятый арбитражный апелляционный суд

ул. Светланская, 115 Владивосток, 690001

тел.: (423) 221-09-01, факс (423) 221-09-98

http://5aas.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Владивосток Дело

№ А51-7425/2011

27 сентября 2011 года

Резолютивная часть постановления оглашена 26 сентября 2011 года .

Постановление в полном объеме изготовлено 27 сентября 2011 года .

Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Н.В. Алфёровой

судей Е.Л. Сидорович, Г. М. Грачёва

при ведении протокола секретарем судебного заседания А.С. Барановой

при участии

от Находкинской таможни: Уварова Е.В. по доверенности от 11.03.2011 сроком действия 1 год, удостоверение;

ООО Судоходная компания "Звезда Востока" извещено, представителя не направило;

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО Судоходная компания "Звезда Востока"

апелляционное производство № 05АП-5963/2011

на решение от 20.07.2011

судьи Л.П. Нестеренко
 по делу № А51-7425/2011 Арбитражного суда Приморского края
 по заявлению ООО Судоходная компания "Звезда Востока" (ИНН 2537072719, ОГРН 1052503451472)
 к Находкинской таможне (ИНН 2508025320, ОГРН 10225007133333)
 об оспаривании требования

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Судоходная компания «Звезда Востока» обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании требования Находкинской таможни от 13.04.2011 № 594 об уплате таможенных платежей.

Решением суда от 20.07.2011 в удовлетворении заявленных обществом требований отказано.

Обжалуя в апелляционном порядке судебный акт, ООО Судоходная компания "Звезда Востока" считает его незаконным и подлежащим отмене. Заявитель жалобы указывает, что у таможенного органа отсутствовали правовые основания для начисления платежей и выставления требования, поскольку общество соблюло все условия полного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов.

Находкинская таможня в представленном в материалы дела письменном отзыве на доводы апелляционной жалобы общества возразила, считает, что судом первой инстанции выяснены все обстоятельства дела, им дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем, решение отмене или изменению не подлежит.

В судебное заседание 26.09.2011 ООО Судоходная компания "Звезда Востока" не явилось, извещено надлежащим образом. Суд, руководствуясь ст. 156 АПК РФ, рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителя общества.

Судом апелляционной инстанции из материалов дела установлено следующее.

Общество с ограниченной ответственностью «Судоходная компания «Звезда Востока» зарегистрировано в качестве юридического лица 01.02.2005 Инспекцией Федеральной налоговой службы по Первомайскому району г. Владивостока, о чем выдано свидетельство серии 25 № 00524079, в Единый государственный реестр юридических лиц внесено за основным государственным регистрационным номером 1052503451472.

По договору бербоутного чартера от 15.07.2009 ООО «СК «Звезда Востока» арендовало у иностранной компании «Мерит Файнанс Инк.» Республика Белиз, рефрижераторное судно «MONTERREY». Срок действия чартера составил 24 месяца.

06.11.2009 судно «MONTERREY» зарегистрировано в международном реестре судов морского порта «Большой порт «Санкт- Петербург» под № РМв-30-46, выдано свидетельство о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации сроком действия до 15.07.2011.

11.12.2009 Общество подало в Находкинскую таможню грузовую таможенную № 10714060111209/0004901, заявив данное судно в режиме временного ввоза (процедура 530023).

18.12.2009 спорное судно оформлено в таможенном режиме временного ввоза с полным освобождением от уплаты таможенных платежей и налогов. При этом ввозная таможенная пошлина в размере 574702,71 руб. и НДС в размере 2172376,26 руб. начислены условно, без внесения обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов. Решением таможенного органа срок действия таможенного режима временного ввоза судна установлен до 15.07.2011, о чем имеется соответствующая отметка в ГТД.

28.11.2009 ООО «СК «Звезда Востока» и компания «Apollo Overseas Shipping Limited», Британские Виргинские Острова, заключили договор фрахтования судна «MONTERREY» (универсальный тайм-чартер кодовое название «БАЛТАЙМ 1939»).

21.12.2009 был составлен акт ввода судна морской рефрижератор «MONTERREY», согласно которому заявитель и компания «Apollo Overseas Shipping Limited» обоюдно согласились о вводе судна в тайм-чартер на основании договора от 28.11.2009.

По результатам таможенного контроля после выпуска товаров в форме проверки документов и сведений 23.06.2010 Находкинской таможней установлено не соблюдение условий полного освобождения от уплаты пошлин, налогов, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2002 № 448 «Об освобождении от обложения таможенными пошлинами и налогами временно везенных на таможенную территорию Российской Федерации морских судов», что таможенный орган отразил в акте № 10714000/400/230610/А0043.

В связи с несоблюдением условий полного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов, установленных в соответствии с пунктом 1 статьи 212 ТК РФ, и применением частичного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов Находкинская таможня выставила ООО СК «Звезда Востока» требование от 13.04.2011 № 594 об уплате таможенных платежей за период с 01.03.2011 по 13.04.2011, в том числе 34 482, 16 руб. ввозной таможенной пошлины, 130 342, 57 руб. НДС, а также пени, общая сумма платежей по требованию составила 166 077, 41 руб.

Общество посчитало, что данное требование не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы в сфере экономической деятельности, и оспорило его в арбитражном суде.

Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, коллегия считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению в силу следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 271 ТК РФ (действовавшего на момент ввоза судна на таможенную территорию РФ) временный ввоз транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации с полным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов допускается при соблюдении следующих условий:

1) если транспортное средство зарегистрировано за иностранным лицом и (или) на территории иностранного государства;

2) если транспортное средство ввозится на таможенную территорию Российской Федерации и используется иностранным лицом, за исключением случаев, когда транспортное средство используется тем российским лицом, которое надлежащим образом уполномочено на это иностранным лицом;

3) если транспортное средство не используется на таможенной территории Российской Федерации во внутренних перевозках;

4) если транспортное средство после ввоза на таможенную территорию Российской Федерации не передается в аренду (в случае, если транспортное средство ввезено уже в качестве арендованного, - в субаренду), за исключением случая, когда договор аренды (договор субаренды) заключен в целях завершения транспортной операции путем немедленного вывоза транспортного средства.

Как указано в пункте 3 статьи 279 ТК РФ, помещение транспортных средств под таможенные режимы временного ввоза или временного вывоза в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 271, статьей 274 и пунктом 1 статьи 276 ТК РФ, осуществляется при предъявлении соответственно въездной и выездной деклараций. В остальных случаях декларирование транспортных средств производится по правилам, установленным Таможенным кодексом Российской Федерации для декларирования товаров (глава 14 Таможенного кодекса Российской Федерации).

Правительство Российской Федерации вправе устанавливать случаи временного ввоза транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации с полным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, если временно ввезенное транспортное средство используется российским лицом либо зарегистрировано за российским лицом, а также если другие условия, предусмотренные подпунктами 1 - 4 пункта 1 статьи 271 ТК РФ, не соблюдаются, при условии, что в течение срока временного ввоза транспортного средства право собственности на транспортное средство не переходит российскому лицу (пункт 2 статьи 271 ТК РФ).

В постановлении Правительства Российской Федерации от 21.06.2002 № 448 «Об освобождении от обложения таможенными пошлинами и налогами временно ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации морских судов» указано, что морские суда валовой вместимостью свыше 1000 тонн (коды ТН ВЭД 8901 10 100 0, 8901 20 100 0, 8901 30 100 0, 8901 90 100 0), находящиеся в собственности иностранных лиц и зафрахтованные российскими лицами по договору тайм-чартера или бербоут-чартера, при условии их использования в международных перевозках товаров и пассажиров временно ввозятся на таможенную территорию Российской Федерации с полным освобождением от обложения таможенными пошлинами и налогами на срок действия указанных договоров.

В соответствии с пунктом 2 статьи 151 ТК РФ, условно выпущенные товары, в отношении которых предоставлены льготы по уплате таможенных платежей, налогов в соответствии с законодательством РФ могут использоваться только в целях, соответствующих условиям предоставления льгот и при использовании в иных целях льготы не предоставляются.

При несоблюдении условий полного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов, установленных в соответствии с пунктом 1 статьи 212 Таможенного кодекса РФ, применяется частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов.

При частичном условном освобождении от уплаты таможенных пошлин, налогов за каждый полный и неполный календарный месяц нахождения товаров на таможенной территории РФ уплачиваются 3% суммы таможенных пошлин, налогов, которая подлежала бы уплате, если бы товары были выпущены для свободного обращения.

Согласно материалам дела, основанием для выставления Обществу оспариваемых требований явились обстоятельства, установленные таможенным органом по результатам таможенного контроля после выпуска товаров в форме проверки документов и сведений и зафиксированные в акте №10714000/400/230610/А0043 от 23.06.2010.

В соответствии с указанным актом, ООО СК «Звезда Востока» допустило несоблюдение условий полного освобождения от уплаты пошлин, налогов, выразившееся в передаче судна «Монтеррей» в пользование иностранной компании «Apollo Overseas Shipping Limited» на основании договора тайм-чартера от 28.11.2009, что свидетельствует о фрахтовании судна иностранным лицом, а также об использовании декларантом товара для передачи его в пользование третьим лицам, а не для выполнения международных перевозок грузов, как это предусмотрено Постановлением Правительства РФ №448.

В доводах жалобы Общество указало на то, что договор тайм-чартера от 28.11.2009 содержит условия договора морской перевозки грузов, и что оплата за перевозку грузов производилась компанией «Apollo Overseas Shipping Limited». Также Общество указало на то, что коносаменты, подписанные капитаном судна и заверенные печатью ООО СК «Звезда Востока» свидетельствуют о том, что международные перевозки груза на судне осуществляло ООО СК «Звезда Востока».

Оценив данные доводы в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции находит их несостоятельными на основании следующего.

В соответствии со статьей 209 Таможенного кодекса РФ под временным ввозом понимается таможенный режим, при котором иностранные товары используются в течение определенного срока (срока временного ввоза) на таможенной территории РФ с полным или с частичным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к этим товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

Согласно пунктам 1, 2 статьи 211 ТК РФ, временно ввезенными товарами может пользоваться лицо, получившее разрешение на временный ввоз.

В силу статьи 2 Кодекса торгового мореплавания РФ деятельность по перевозке грузов и пассажиров относится к сфере торгового мореплавания и регулируется данным Кодексом.

По договору морской перевозки грузов перевозчик обязуется доставить груз, который ему передал или передаст отправитель, в порт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу, отправитель или фрахтователь обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (фрахт) (статья 115 КТМ РФ).

При этом договор морской перевозки может быть заключен:

1) с условием предоставления для морской перевозки груза всего судна, части его или определенных судовых помещений (чартер)

2) без такого условия.

Изучив материалы дела, суд пришел к выводу о том, что универсальный тайм-чартер, заключенный 28.11.2009 ООО СК «Звезда Востока» с компанией «Apollo Overseas Shipping Limited» не содержит ни одного из существенных условий договора перевозки морских грузов (чартера), в частности в нем отсутствует указание на груз, который необходимо перевезти, на порт назначения, указание на лицо, которому необходимо выдать груз, а также на размер платы за перевозку груза.

Согласно статье 198 КТМ РФ по договору фрахтования судна на время (тайм-чартер) судовладелец обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрахтователю судно и услуги членов экипажа судна в пользование на определенный срок для перевозки грузов, пассажиров и для иных целей.

В соответствии со статьей 200 КТМ РФ, в тайм-чартере должны быть указаны наименования сторон, название судна, его технические и эксплуатационные данные (грузоподъемность, грузовместимость, скорость и другие), район плавания, цель фрахтования, время, место передачи и возврата судна, ставка фрахта, срок действия тайм-чартера.

В силу пункта 1 статьи 204 КТМ РФ фрахтователь обязан пользоваться судном и услугами членов его экипажа в соответствии с целями и условиями их предоставления, определенными тайм-чартером. Фрахтователь оплачивает стоимость бункера и другие, связанные с коммерческой эксплуатацией судна расходы и сборы.

Доходы, полученные в результате пользования зафрахтованным судном и услугами членов его экипажа, являются собственностью фрахтователя, за исключением доходов, полученных от спасания, которые распределяются между судовладельцем и фрахтователем в соответствии со статьей 210 настоящего Кодекса.

По окончании срока действия тайм-чартера фрахтователь обязан возвратить судно судовладельцу в том состоянии, в каком оно было получено им, с учетом нормального износа судна (пункт 2 статьи 204 КТМ РФ).

По своей правовой природе, договор тайм-чартера представляет собой договор аренды транспортного средства с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации, предусмотренный статьей 632 Гражданского кодекса РФ.

Таким образом, условия универсального тайм-чартера б/н от 28.11.2009, заключенного между ООО СК «Звезда Востока» и компанией «Apollo Overseas Shipping Limited» полностью соответствуют требованиям статей 198-210 КТМ РФ, и подтверждают, что данный договор является договором фрахтования судна на время. Кроме того, подписанный обеими сторонами договор от 28.11.2009 акт приема-передачи судна от 21.12.2009 подтверждают факт передачи судна компании «Apollo Overseas Shipping Limited».

Исходя из условий договора тайм-чартера, суд установил, что фрахтователь (компания «Apollo Overseas Shipping Limited») использует взятое в тайм-чартер судно «Монтеррей» для перевозки грузов, принадлежащих не ему, а другим грузовладельцам (третьим лицам), заключая с ними договоры (рейсовые чартеры). В этом случае тайм-чартерный фрахтователь несет ответственность по обязательствам, вытекающим из рейсового чартера и из выданных коносаментов. Таким образом, на тайм-чартерном судне в качестве перевозчика грузов третьих лиц выступает не владелец судна, а его фрахтователь, т.е. компания «Apollo Overseas Shipping Limited».

Таким образом, установленные по делу обстоятельства свидетельствуют о том, что ООО СК «Звезда Востока» взяв в аренду по договору бербоут-чартера у иностранной компании «Мерит Файнанс Инк.» республика Белиз, Центральная Америка (судовладелец) «судно морское рефрижератор «Монтеррей» и, оформив его в таможенном режиме временного ввоза по ГТД №10714060111209/0004901, в период действия данного режима не использовало судно в международных перевозках товаров, передав его в пользование по договору тайм-чартера третьему лицу – иностранной компании «Apollo Overseas Shipping Limited».

Письмом от 19.05.2010 компания «Apollo Overseas Shipping Limited» уведомила арендодателя о том, что ввиду несоответствия фактического технического состояния т/р «MONTERREY» заявленным по тайм-чартеру характеристикам чартер прекращается с 24:00 часов 31.05.2010, вывод судна из чартера зафиксирован соответствующим актом.

Однако ни Таможенный кодекс Российской Федерации, ни Постановление Правительства РФ от 21.06.2002 № 448, ни действующее в настоящее время таможенное законодательство Российской Федерации и таможенного союза не предусматривают возобновление действия льгот в виде полного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов при расторжении договора передачи судна, заявленного в режиме временного ввоза, или отпадении иных обстоятельств, свидетельствующих о несоблюдении условий освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов.

Поскольку в ходе проверки таможенным органом и в судебном заседании был установлен факт несоблюдения декларантом условий полного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товара, оформленного по ГТД №10714060111209/0004901, то выставление Находкинской таможней требования об уплате таможенных пошлин №594 от 13.04.2011 является законным и обоснованным.

При расчете таможенных платежей таможенным органом была использована таможенная стоимость судна, заявленная декларантом в ГТД № 10714060/111209/0004901, корректировка таможенной стоимости не производилась. Расчет таможенных платежей и пени судом проверен и признан обоснованным.

В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Нормы материального права судом применены правильно, нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Оснований для отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Приморского краяот 20.07.2011 по делу №А51-7425/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.

Председательствующий

Н.В. Алфёрова

Судьи

Е.Л. Сидорович

Г. М. Грачёв