ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 05АП-605/13 от 22.04.2013 Пятого арбитражного апелляционного суда

Пятый арбитражный апелляционный суд

ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001

тел.: (423) 221-09-01, факс (423) 221-09-98

http://5aas.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Владивосток Дело

№ А51-24411/2012

26 апреля 2013 года

Резолютивная часть постановления оглашена 22 апреля 2013 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 26 апреля 2013 года.

Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего О.Ю. Еремеевой,

судей А.В. Гончаровой, Е.Н. Номоконовой,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.В. Модиной,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края,

апелляционное производство № 05АП-605/2013

на решение от 18.12.2012

судьи А.А. Лошаковой

по делу № А51-24411/2012 Арбитражного суда Приморского края

по заявлению дачного некоммерческого товарищества «Полесье» (ИНН 2540165096, ОГРН 1102540005952, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 14.09.2010)

к Департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края (ИНН 2538111008, ОГРН 1072540005724, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 21.06.2007)

о признании незаконным отказа.

при участии:

от Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края: представитель Комиссарова Е.И. по доверенности от 09.01.2013 № 20/05/04-09/9, сроком действия до 31.12.2013, паспорт;

от Дачного некоммерческого товарищества «Полесье»: председатель Сергеева А.К., действующая на основании Протокола № 1 учредительного собрания товарищества от 06.09.2010; паспорт.

УСТАНОВИЛ:

Дачное некоммерческое товарищество «Полесье» (далее – ДНТ «Полесье», Товарищество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к Департаменту земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (далее - ответчик, Департамент) о признании незаконным отказа Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края, содержащегося в письме от 27.09.2012 № 29/06/02-14/20981 в предоставлении Дачному некоммерческому товариществу «Полесье» земельного участка с кадастровым номером 25:28:050058:318 площадью 70 000 +/- 93 кв.м, расположенного примерно в 661 м от ориентира по направлению на юго-восток; почтовый адрес ориентира: г. Владивосток, ул. Яхтовая, 2, в аренду на 49 лет для целей, не связанных со строительством: для ведения дачного хозяйства (далее - спорный участок); обязании Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края в двухнедельный срок с момента принятия решения издать распоряжение о предоставлении Дачному некоммерческому товариществу «Полесье» земельного участка с кадастровым номером 25:28:050058:318 площадью 70 000 +/- 93 кв.м, расположенного примерно в 661 м от ориентира по направлению на юго-восток; почтовый адрес ориентира: г. Владивосток, ул. Яхтовая, 2, в аренду на 49 лет для целей, не связанных со строительством: для ведения дачного хозяйства, и направить в адрес Дачного некоммерческого товарищества «Полесье» подписанный проект договора аренды земельного участка с кадастровым номером 25:28:050058:318 площадью 70 000 +/- 93 кв.м, расположенного примерно в 661 м от ориентира по направлению на юго-восток; почтовый адрес ориентира: г. Владивосток, ул. Яхтовая, 2, в аренду на 49 лет для целей, не связанных со строительством: для ведения дачного хозяйства.

Решением Арбитражного суда Приморского края от 18.12.2012 заявленные Товариществом требования удовлетворены.

Не согласившись с вынесенным судебным актом, Департамент обратился в суд с апелляционной жалобой на решение суда первой инстанции от 18.12.2012. Податель апелляционной жалобы считает решение арбитражного суда незаконным и необоснованным, подлежащим отмене. Департамент настаивает на наличии законных оснований для отказа товариществу в предоставлении спорных земельных участков, а именно: их нахождение в зоне Ж-1, а не в зоне Ж-4, предназначенной для садоводства и ведения дачного хозяйства. Кроме того, Департамент также полагает, необоснованным понуждение арбитражным судом орган исполнительной власти (Департамент) устранить нарушения прав и законных интересов Товарищества путем заключения с последним договора аренды сроком на 49 лет на спорный земельный участок.

Представитель Департамента в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержала в полном объеме.

Представитель ДНТ «Полесье» в судебном заседании и в представленном в материалы дела письменном отзыве на доводы апелляционной жалобы возразила. Решение Арбитражного суда Приморского края от 18.12.2012 считает законным и обоснованным.

Из материалов дела коллегией установлено следующее.

ДНТ «Полесье» 11.10.2010 обратилось в департамент земельных отношений с заявлением о предоставлении земельного участка ориентировочной площадью 70000 кв.м в районе ул. Яхтовая, 2 в г. Владивостоке в аренду на 49 лет для целей, не связанных со строительством - для ведения дачного хозяйства.

19.10.2010 Департамент отказал заявителю в предоставлении участка. Данный отказ признан незаконным решением Арбитражного суда Приморского края от 03.03.2011 по делу № А51-18954/2010.

27.07.2011 Департамент направил в администрацию г. Владивостока обращение об утверждении схемы расположения спорного участка.

Распоряжением Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока от 03.10.2011 № 2277 утверждена схема расположения спорного участка на кадастровом плане территории.

11.10.2011 участок поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 25:28:050058:318.

13.10.2011 товарищество направило в Департамент дополнение к заявлению с приложением оригинала кадастрового паспорта спорного участка.

Департамент земельных отношений письмом от 25.10.2011 № 29/06/02-14/19587 отказал Товариществу в предоставлении испрашиваемого земельного участка в для ведения дачного хозяйства, указав, что он расположен на территории лесного фонда Владивостокского лесничества, в связи с чем департамент земельных отношений не является органом, полномочным распоряжаться испрашиваемыми земельными участками.

Решением Арбитражного суда Приморского края от 20.04.2012 по делу № А51-764/2012, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного суда Приморского края от 11.09.2012, отказ Департамента признан незаконным, на Департамент возложена обязанность рассмотреть заявление товарищества в двухнедельный срок после вступления в силу решения суда.

Письмом от 27.09.2012 Департамент отказал Товариществу в предоставлении спорного участка, по причине нахождения его в территориальной зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1), где размещение земельных участков, предназначенных для ведения дачного хозяйства и садоводства не предусмотрено.

Согласно изменениям, внесенным в Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа решением Думы города Владивостока от 14.10.2011, земельные участки, предназначенные для ведения дачного хозяйства и садоводства, могут быть размещены исключительно в территориальной зоне, включающей территории, предназначенные для садоводства и ведения дачного хозяйства (Ж-4).

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Товарищества в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд первой инстанции пришел к выводу об их обоснованности, в связи с чем признал незаконным отказ Департамента, содержащийся в письме от 27.09.2012 № 29/06/02-14/20981 в предоставлении Дачному некоммерческому товариществу «Полесье» земельного участка с кадастровым номером 25:28:050058:318 площадью 70 000 +/- 93 кв.м, расположенного примерно в 661 м от ориентира по направлению на юго-восток; почтовый адрес ориентира: г. Владивосток, ул. Яхтовая, 2, в аренду на 49 лет для целей, не связанных со строительством: для ведения дачного хозяйства, как несоответствующий Земельному кодексу Российской Федерации. Также суд обязал Департамент в двухнедельный срок с момента вступления решения в законную силу издать распоряжение о предоставлении Дачному некоммерческому товариществу «Полесье» земельного участка с кадастровым номером 25:28:050058:318 площадью 70 000 +/- 93 кв.м, расположенного примерно в 661 м от ориентира по направлению на юго-восток; почтовый адрес ориентира: г. Владивосток, ул. Яхтовая, 2, в аренду на 49 лет для целей, не связанных со строительством: для ведения дачного хозяйства.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и письменного отзыва на нее, выслушав представителей сторон, проверив в порядке статей 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права, апелляционная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в силу следующих обстоятельств:

Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со статьёй 1 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» под дачным земельным участком понимается земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля).

Как следует из ст.ст. 4, 8 граждане вправе вести дачное хозяйство в индивидуальном порядке или в целях реализации своих прав на получение дачных земельных участков, владение, пользование и распоряжение данными земельными участками, а также в целях удовлетворения потребностей, связанных с реализацией таких прав, могут создавать дачные некоммерческие товарищества.

Пунктом 4 статьи 14 Федерального закона № 66-ФЗ установлено, что после государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения такому объединению земельный участок бесплатно предоставляется в соответствии с земельным законодательством. После утверждения проекта организации и застройки территории такого объединения и вынесения данного проекта в натуру членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения предоставляются земельные участки в собственность. При передаче за плату земельный участок первоначально предоставляется в совместную собственность членов такого объединения с последующим предоставлением земельных участков в собственность каждого члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.

Статьей 34 Земельного кодекса РФ, регулирующей порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством предусмотрено, что граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 этого Кодекса.

Орган местного самоуправления на основании этого заявления либо обращения соответствующего исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости». В двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка соответствующий орган принимает решение о его предоставлении в собственность за плату или бесплатно либо о передаче его в аренду, после чего в недельный срок заключается договор купли-продажи или аренды земельного участка.

Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, Товариществом указанный выше порядок оформления земельных участков соблюден.

Вместе с тем, письмом от 27.09.2012 Департамент отказал Товариществу в предоставлении в аренду спорного земельного участка на том основании, что последний расположен в территориальной зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1), где размещение земельных участков, предназначенных для ведения дачного хозяйства и садоводства не предусмотрено.

Коллегия апелляционного суда, как и суд первой инстанции, приходит к выводу об отсутствии оснований для отказа Департамента в предоставлении Товариществу в аренду спорного земельного участка по указанному основанию ввиду следующего:

Согласно пункту 1 статьи 85 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к территориальным зонам.

Пунктом 2 этой же статьи предусмотрено, что правилами землепользования и застройки градостроительный регламент устанавливается для каждой территориальной зоны индивидуально с учетом особенностей ее использования и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент, который определяет основу правового режима земельных участков и всего, что находится над и под их поверхностью и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.

В силу пункта 3 статьи 85 ЗК РФ градостроительные регламенты обязательны для использования всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.

Согласно Правилам землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утвержденным решением Думы г. Владивостока от 07.04.2010 № 46 (далее - Правила), на территории Владивостокского городского округа введена система регулирования землепользования и застройки, основанная на градостроительном зонировании - делении всей территории в границах Владивостокского городского округа на территориальные зоны с установлением для каждой из них единого градостроительного регламента по видам и предельным параметрам разрешенного использования земельных участков в границах этих территориальных зон.

Факт нахождения спорного земельного участка в границах территориальной зоны застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1) подтверждается материалами дела и лицами, участвующими в деле, не оспаривается.

Действительно, на сегодняшний моент, в соответствии со ст. 23 Правил данная зона определена для застройки индивидуальными жилыми домами и жилыми домами блокированной застройки, а также объектами социального и культурно-бытового обслуживания населения, инженерной и транспортной инфраструктуры, необходимыми для функционирования зоны. Ведение дачного хозяйства не является видом разрешенного использования в данной зоне.

Вместе с тем, на момент возникновения спорных отношений (11.10.2010) действовала иная редакция статьи 23 Правил, согласно которой данная зона определена для застройки индивидуальными жилыми домами и жилыми домами блокированной застройки, а также объектами социального и культурно-бытового обслуживания населения, инженерной и транспортной инфраструктуры, необходимыми для функционирования зоны. Также к зоне застройки индивидуальными жилыми домами отнесены территории, предназначенные для садоводства и ведения дачного хозяйства.

Таким образом, на момент возникновения спорных отношений ведение дачного хозяйства относилось к основному виду разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предусмотренных для этой зоны (пункт 3 статьи 23).

Как верно отметил суд первой инстанции, тот факт, что в указанные Правила землепользования и застройки внесены изменения в части видов территориальных зон и для ведения дачного хозяйства введена специальная зона Ж-4, в рассматриваемом случае не может иметь правового значения, поскольку статьей 18 Конституции Российской Федерации провозглашено, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими и определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

В силу положений статьи 4 Гражданского кодекса РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.

Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

Право заявителя на предоставление земельного участка не должно ставиться в зависимость от добросовестности осуществления органами, наделенными публичными полномочиями и их должностными лицами своих обязанностей.

Изменения в Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа внесены решением Думы г.Владивостока от 14.10.2011, которое опубликовано в газете «Утро России» 20.10.2011 и с этой даты вступили в силу. В указанном муниципальном правовом акте прямо не оговорено, что его действие распространяется на отношения, возникшие до введения в действие изменений в Правила землепользования и застройки.

В рассматриваемом случае вопрос о предоставлении испрашиваемых земельных участков не решается Департаментом с 2010 года. При этом земельный участок поставлен на кадастровый учет до вступления в действие изменений в Правила землепользования и застройки в редакции от 14.10.2011.

Решение о предоставлении спорного участка товариществу не было принято до 20.11.2011 не по вине заявителя и не в силу наличия объективных обстоятельств, препятствовавших предоставлению участка заявителю, а исключительно по причине ненадлежащего осуществления Департаментом своих полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, что подтверждается вступившими в законную силу судебными актами.

Следовательно, ДТН «Полесье» не должно претерпевать какие-либо неблагоприятные последствия незаконных действий и бездействия Департамента, который на протяжении двух лет не рассмотрел заявления о предоставлении земельного участка в соответствии с требованиями закона. Неправомерность действий Департамента подтверждается судебными актами Арбитражного суда Приморского края по делам №№ А51-18954/2010, А51-764/2012.

Учитывая вышеизложенное, коллегия апелляционного суда поддерживает выводы суда первой инстанции об отсутствии у Департамента правовых оснований для отказа в предоставлении спорного участка ДНТ «Полесье» для целей, не связанных со строительством - для ведения дачного хозяйства.

Оспариваемый отказ является незаконным и нарушает права заявителя, так как создает препятствия в приобретении прав на спорный земельный участок.

Согласно ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Таким образом, требование Товарищества о признании незаконным отказа Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края, содержащегося в письме от 27.09.2012 № 29/06/02-14/20981, удовлетворено судом первой инстанции законно и обоснованно.

Резолютивная часть решения суда изложена в соответствии с требованиям пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ.

Доводы заявителя апелляционной жалобы о необоснованности понуждения арбитражным судом органа исполнительной власти (Департамент) устранить нарушения прав и законных интересов Товарищества путем заключения с последним договора аренды сроком на 49 лет на спорный земельный участок, подлежат отклонению, поскольку, как верно отметил суд первой инстанции, надлежащим и соразмерным способом восстановления нарушенного права в рассматриваемом случае является именно возложение на ответчика обязанности в двухнедельный срок с момента вступления решения в законную силу издать распоряжение о предоставлении Дачному некоммерческому товариществу «Полесье» земельного участка с кадастровым номером 25:28:050058:318 площадью 70 000 +/- 93 кв.м, расположенного примерно в 661 м от ориентира по направлению на юго-восток; почтовый адрес ориентира: г. Владивосток, ул. Яхтовая, 2, в аренду на 49 лет для целей, не связанных со строительством: для ведения дачного хозяйства.

Выводы арбитражного суда по данному делу основаны на всестороннем и полном исследовании и оценке имеющихся в деле доказательств в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Неправильного применения либо нарушения норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта, по данному делу не установлено.

Доводы заявителя апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку не опровергают выводов суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены судебного акта.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы нет.

Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Приморского края от 18.12.2012 по делу №А51-24411/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.

Председательствующий

О.Ю. Еремеева

Судьи

А.В. Гончарова

Е.Н. Номоконова