Пятый арбитражный апелляционный суд
ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001
http://5aas.arbitr.ru/
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Владивосток Дело | № А59-1111/2022 |
октября 2022 года |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 октября 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено октября 2022 года .
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Т.А. Солохиной,
судей А.В. Пятковой, Е.Л. Сидорович,
при ведении протокола секретарем судебного заседания О.Н. Мамедовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Региональной энергетической комиссии Сахалинской области,
апелляционное производство № 05АП-6145/2022
на решение от 03.08.2022
судьи Т.Н. Титова
по делу № А59-1111/2022 Арбитражного суда Сахалинской области
по заявлению Региональной энергетической комиссии Сахалинской области (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области
о признании в части незаконными решения рабочей группы от 15.12.2021 года по делу №08-ЕМ01/2021, предписания от 15.12.2021 года по делу №08-ЕМ01/2021,
при участии:
от Региональной энергетической комиссии Сахалинской области:
председатель региональной энергетической комиссии Сахалинской области ФИО1 (участие онлайн), на основании Распоряжения 04.03.2016 №45-к, копия паспорта.
от АО «Корсаковский морской торговый порт»: ФИО2(участие онлайн), по доверенности от 01.11.2020, сроком действия на 3 года, копия паспорта, копия диплома КВ № 14782.
В судебное заседание не явились: от Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области, АО «Холмский морской торговый порт», о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
УСТАНОВИЛ:
Региональная энергетическая комиссия Сахалинской области (далее – заявитель, РЭК Сахалинской области) обратилась в суд с заявлением о признании незаконными решения рабочей группы Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области (далее – Управление, антимонопольный орган) от 15.12.2021 по делу №08-ЕМ01/2021 и предписания этой же рабочей группы от 15.12.2021 № 08-ЕМ01/2021 в той части, в которой они допускают их исполнение только единственным способом – путем исключения из приказа РЭК Сахалинской области от 26.02.2021 №6 в отношении АО «Корсаковский морской торговый порт» указания на срок действия тарифов.
Решением суда от 03.08.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заявитель, не согласившись с принятым решением, подал апелляционную жалобу и просит его отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В доводах жалобы со ссылками на Положение о государственном регулировании цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, утверждённое Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.2008 №293, Приказ ФСТ России от 24.06.2009 №135-т/1 «Об утверждении Порядка рассмотрения вопросов по установлению (изменению) цен (тарифов, сборов) или их предельного уровня на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, а также перечней документов, предоставляемых для их установления (изменения)» указывает на то, что разделение деятельности регулируемой организации на календарные периоды закреплено нормативно. Оценка экономического состояния регулируемого субъекта осуществляется на определенном временном промежутке, который в указанных отношениях именуется периодом регулирования. Таким образом, ограничение срока действия тарифов экономически оправдано и полностью согласуется с вышеуказанными нормами законодательства.
При этом баланс интересов субъектов регулирования и потребителей, помимо прочего, обеспечивается стабильностью тарифного регулирования. В связи с изложенным, по мнению РЭК Сахалинской области, изменение тарифов должно происходить в плановом порядке, в сроки, понятные как потребителю, так и стивидорной организации.
В рассматриваемом случае, сумма выпадающих доходов была сформирована РЭК Сахалинской области экономически ровно на период действия тарифов, установленных приказом от 03.12.2021 № 46 «О внесении изменений в приказ региональной энергетической комиссии Сахалинской области от 26.02.2021 №6 «Об установлении предельных максимальных тарифов на услуги по перевалке грузов, оказываемые АО «Корсаковский морской торговый порт» - с 07.12.2021 по 31.12.2022, и не может быть в составе необходимой валовой выручки с 01.01.2023. Соответственно, данный факт явился ещё одной причиной ограничения срока действия тарифов.
РЭК Сахалинской области заранее известно, что установленные тарифы перестанут быть экономически обоснованными с 01.01.2023, соответственно в целях защиты интересов потребителей услуг естественных монополий сроки действия тарифов были ограничены 31.12.2022. в связи с установлением сроков чьи-либо права не только не нарушаются, а наоборот, обеспечивается их соблюдение в связи со своевременным пересмотром тарифа. При этом в судебном решении отсутствует анализ рассматриваемых отношений на предмет нарушения чьих-либо прав.
Представитель РЭК Сахалинской области в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель АО «Корсаковский морской торговый порт» (далее – АО «КМТП») в судебном заседании на доводы апелляционной жалобы возразила по основаниям, изложенным в письменном отзыве. Считает решение суда законным и обоснованным.
Управление федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области, АО «Холмский морской торговый порт», извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, явку своих представителей не обеспечили. Представлены письменные отзывы, согласно которым просят оставить решение суда без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
В соответствии с частью 5 статьи 156, статьей 266 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее – АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей неявившихся лиц.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Из материалов дела судебной коллегией установлено, что решением рабочей группы Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по рассмотрению дела №08-ЕМ01/2021 о нарушении законодательства о естественных монополиях от 15.12.2021 РЭК Сахалинской области признана нарушившей положения статьи 1 Федерального закона «О естественных монополиях».
По мнению антимонопольного органа, РЭК Сахалинской области своими действиями создала дискриминационные условия в отношении регулируемых субъектов естественных монополий.
Так, в тарифном решении в отношении АО «КМТП», оформленном приказом от 26.02.2021 №6 определен срок действия тарифов - до 31.12.2022. При этом в аналогичной ситуации, при тарифном регулировании в отношении ПАО «Холмский морской торговый порт» (приказ РЭК Сахалинской области от 12.10.2020 №38) срок действия тарифов не указан.
Усмотрев в указанных обстоятельствах нарушение единообразия в регулировании субъектов естественных монополий, рабочая группа Сахалинского УФАС России выдала предписание от 15.12.2021 №08-ЕМ01/2021 о прекращении нарушений законодательства о естественных монополиях, в соответствии с которым РЭК Сахалинской области необходимо было исключить негативное влияние на эффективное функционирование субъектов естественных монополий путем установления единых правил применения тарифов в указанной сфере.
Приказом РЭК Сахалинской области от 19.01.2022 №7 внесены изменения в приказ от 12.10.2020 №38, предусматривающие ограничение срока действия тарифов в отношении ПАО «Холмский морской торговый порт» датой 31.12.2022. Таким образом, предписание исполнено, единые правила установлены.
По мнению РЭК Сахалинской области, предписание от 15.12.2021 №08-ЕМ01/2021 с формулировкой «исключить негативное влияние путем установления единых правил применения тарифов» допускает толкование, предусматривающее возможность его исполнения двумя способами, как путем ограничения срока действия тарифов, так и путем установления тарифов без указания срока их действия.
Не согласившись с решением рабочей группы УФАС по Сахалинской области от 15.12.2021 по делу №08-ЕМ01/2021 и предписания этой же рабочей группы от 15.12.2021 № 08-ЕМ01/2021 в той части, в которой они допускают их исполнение только единственным способом – путем исключения из приказа РЭК Сахалинской области от 26.02.2021 №6 в отношении АО «Корсаковский морской торговый порт» указания на срок действия тарифов, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Исследовав представленные доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзывов, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Кодекса правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта в силу следующего.
Из положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ, пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 №6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» следует, что основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, решением, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Соответственно, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, решений, действий (бездействия) органов и должностных лиц, входят проверка соответствия оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
При этом на заявителя по делу возлагается обязанность обосновать и доказать факт нарушения оспариваемым актом его прав и законных интересов в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, а на государственный орган - доказать законность своих действий.
Достижение баланса интересов потребителя и субъекта естественных монополий, обеспечивающего доступность реализуемого ими товара для потребителей и эффективное функционирование субъектов естественных монополий, выступает в качестве цели законодательного регулирования в сфере естественных монополий (статья 1 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях»).
Согласно абзацу 1 статьи 2 Закона о естественных монополиях названный Федеральный закон распространяется на отношения, которые возникают на товарных рынках Российской Федерации и в которых участвуют субъекты естественных монополий, потребители, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.
В соответствии с абзацем 3 статьи 3 Закона о естественных монополиях субъектом естественной монополии признается хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.
В силу абзаца четвертого пункта 1 статьи 4 Закона о естественных монополиях услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах отнесены к видам деятельности субъектов естественных монополий.
Согласно части 2 статьи 8 Федерального закона от 08.11.2007 №261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон о морских портах) государственное регулирование деятельности в морском порту осуществляется посредством установления ставок портовых сборов и тарифов на услуги в морском порту, оказываемые субъектами естественных монополий.
Таким образом, АО «КМТП», осуществляя хозяйственную деятельность в морском порту ФИО3 Сахалинской области, оказывает услуги по перевалке грузов, следовательно, является субъектом естественной монополии и обладает названным статусом в силу прямого указания Закона о естественных монополиях.
Статьей 6 Закона о естественных монополиях установлен метод регулирования деятельности субъектов естественных монополий – ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня.
Тарифы на услуги в морском порту, оказываемые субъектами естественных монополий, устанавливаются в соответствии с законодательством о естественных монополиях (часть 1 статьи 18 Закона о морских портах).
Указом Президента Российской Федерации от 28.02.1995 №221 определены меры по упорядочению государственного регулирования цен, в том числе Правительству Российской Федерации поручено устанавливать порядок государственного регулирования цен (тарифов) на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления и услуги.
В развитие данного Указа Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.2008 №293 утверждены Положение о государственном регулировании цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах (далее - Положение №293) и Перечень услуг субъектов естественных монополий в морских портах, цены (тарифы, сборы), которые регулируются государством (далее - Перечень).
Указанное Положение определяет основы ценообразования, правила государственного регулирования тарифов и предназначено для использования как федеральными, так и региональными тарифными регуляторами.
В соответствии с пунктами 8 и 15 Положения №293 Федеральная антимонопольная служба утверждает порядок расчета тарифов и Методические указания, которые применительно к сфере деятельности субъектов естественных монополий в портах к настоящему времени не утверждены.
В соответствии с пунктом 5 Положения №293 тарифы на услуги субъектов регулирования устанавливаются органами регулирования применительно к каждому конкретному субъекту регулирования в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации перечнями услуг субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуг по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, тарифы на которые регулируются государством.
Пунктом 6 Положения №293 предусмотрено, что органы регулирования в пределах их компетенции устанавливают правила применения тарифов, порядок опубликования и введения в действие установленных тарифов и правил их применения, а также утверждают изменения, вносимые в них, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации.
В числе прочих услуг в вышеуказанном перечне указана перевалка грузов в морских портах, в отношении которых в установленном порядке выявлено отсутствие конкуренции на рынке услуг, связанных с предоставлением причалов, погрузкой, выгрузкой, хранением грузов, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, включенных в перечень таких морских портов, утвержденный Федеральной антимонопольной службой по согласованию с Министерством транспорта Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, АО «КМТП» являясь лицом, занимающим доминирующее положение, должно было оказывать услуги по перевалке грузов по тарифам, установленным уполномоченным органом государственной власти.
Согласно статье 5 Закона о естественных монополиях для регулирования и государственного контроля (надзора) за деятельностью субъектов естественных монополий образуются федеральные органы исполнительной власти по регулированию естественных монополий (далее - органы регулирования естественных монополий) в порядке, установленном для федеральных органов исполнительной власти.
Регулирование государством цен на услуги субъектов естественных монополий осуществляется на основании Положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2008 №950 «Об участии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в осуществлении государственного регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий» (далее - Положение №950).
В соответствии с пунктом 6 Положения №950 государственному регулированию органами регулирования подлежит деятельность субъектов естественных монополий в сфере услуг в транспортных терминалах, портах и аэропортах, включенных в реестр субъектов естественных монополий и не вошедших в перечень субъектов естественных монополий в сфере услуг в транспортных терминалах, портах и аэропортах, государственное регулирование которых осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом ФАС России от 13.07.2020 №643/20 «Об утверждении перечня морских портов, в отношении которых в установленном порядке выявлено отсутствие конкуренции на рынке услуг, связанных с предоставлением причалов, погрузкой, выгрузкой, хранением грузов, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» в указанный перечень внесены сведения о порте ФИО3 Сахалинской области.
Таким образом, органу исполнительной власти Сахалинской области, уполномоченному на ведение ценового регулирования субъектов естественных монополий, созданному в порядке, предусмотренном Законом о естественных монополиях и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок для таких субъектов в морском порту ФИО3 Сахалинской области.
В рассматриваемом случае таким органом в Сахалинской области является РЭК Сахалинской области.
Как следует из материалов дела,22.06.2021 РЭК Сахалинской области, в пределах своих полномочий, издала приказ №17 «Об утверждении Административного регламента региональной энергетической комиссии Сахалинской области по предоставлению государственной услуги «Установление тарифов на перевалку грузов в морских портах (далее – Административный регламент).
В силу пункта 4 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» административный регламент – это нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги.
Судебная коллегия, проанализировав содержание Административного регламента, установила, что данный нормативный правовой акт определяет сроки и последовательность административных процедур и административных действий по предоставлению государственной услуги, ответственность должностных лиц при предоставлении государственной услуги РЭК Сахалинской области.
Как следует из материалов дела, РЭК Сахалинской области указала в тарифном решении в отношении АО «Корсаковский морской торговый порт» срок действия установленных тарифов, определив тем самым, что они вводятся на период до 31.12.2022.
Понятие период регулирования упоминается как в пункте 13 Положения №293, так и в Приказе ФСТ России от 24.06.2009 №135-т/1 «Об утверждении Порядка рассмотрения вопросов по установлению (изменению) цен (тарифов, сборов) или их предельного уровня на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, а также перечней документов, предоставляемых для их установления (изменения)».
В пункте 13 Положения №293 предусмотрено, что органы регулирования при определении экономически обоснованных затрат вправе не учитывать (исключать из расчетной базы) необоснованные расходы субъекта регулирования, вызванные нерациональным использованием производственных ресурсов и финансированием за счет поступлений от оказания услуг, тарифы на которые подлежат государственному регулированию, иной деятельности, не относящейся к этим услугам.
Выявленные по данным отчетности средства по отдельным статьям расходов, использованные субъектом регулирования в течение текущего и предшествующего периодов регулирования не в соответствии с прогнозом финансово-экономической деятельности субъекта регулирования, принятым органами регулирования при установлении (изменении) тарифов на соответствующие периоды, могут учитываться органами регулирования при установлении (изменении) тарифов на последующий период регулирования в качестве источника покрытия расходов в этот период.
В приложении 3 к Приказу Федеральной службы по тарифам от 24.06.2009г. №135-т/1 предусмотрен Перечень документов, предоставляемых для рассмотрения вопросов по установлению (изменению) цен (тарифов, сборов) или их предельного уровня на услуги субъектов естественных монополий в морских портах. В соответствии с названным Перечнем регулируемые организации в числе прочих документов представляют сведения об объемах перегрузки согласно предлагаемой к утверждению номенклатуре грузов за отчетный период и на очередной период регулирования, расчет и расшифровки каждой статьи затрат (по элементам расходов) по каждому виду регулируемой деятельности с детализированным обоснованием их изменения на очередной период регулирования к уровню предыдущего периода.
По смыслу изложенного, разделение деятельности регулируемой организации на календарные периоды закреплено нормативно. При этом, оценка экономического состояния регулируемого субъекта осуществляется на определенном временном промежутке, который в указанных отношениях именуется периодом регулирования.
Вместе с тем, действующее законодательство не предусматривает для органа тарифного регулирования, к которым относится РЭК Сахалинской области, права или возможности установления срока действия тарифов относительно услуг в морских портах. Максимальный или минимальный срок действия таких тарифов федеральным законодательством не установлен.
Так, в соответствии с пунктом 28 Порядка рассмотрения вопросов по установлению (изменению) цен (тарифов, сборов) или их предельного уровня на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, а также перечней документов, предоставляемых для их установления (изменения), утвержденного Приказом ФСТ России от 24.06.2009 № 135-т/1 (далее - Порядок №135-т/1), рассмотрение вопросов по установлению (изменению) тарифов осуществляется органами регулирования на основании предложений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, общественных организаций потребителей, их ассоциаций и союзов, хозяйствующих субъектов либо по инициативе ФСТ России. Предложение должно содержать мотивированное обоснование необходимости рассмотрения вопросов по установлению (изменению) тарифов.
Таким образом, тарифы на перевалку грузов в морском порту должны быть установлены бессрочно.
Вместе с тем, процедура установления (изменения) тарифов на услуги субъектов естественных монополий в морских портах носит заявительный характер, в связи с чем, в рассматриваемом случае, РЭК Сахалинской области в пределах своих полномочий может рассмотреть вопрос об установлении (изменении) тарифов на услуги АО «КМТП» по перевалке грузов исключительно при наличии соответствующего предложения указанных в названном выше Порядке лиц и только при наличии мотивированного обоснования необходимости изменения тарифов.
Пунктами 29-32 Порядка №135-т/1 установлены два различных варианта установления тарифов хозяйствующим субъектам морских портов:
1.По заявлению самого хозяйствующего субъекта (пункт 29)
2.По заявлению иных заинтересованных лиц (пункты 30-32). К таким
заинтересованным лицам, помимо прочих, относится РЭК Сахалинской области.
Кроме того, указанные выше нормы корреспондируются с разделом 3 Административного регламента, в котором установлен исчерпывающий перечень административных процедур, согласно которому предоставление государственной услуги включает в себя следующие административные процедуры:
1) регистрация предложения об установлении (изменении) тарифов на перевалку грузов в морском порту;
2) рассмотрение предложения об установлении (изменении) тарифов на перевалку грузов в морском порту на предмет его обоснованности;
3) рассмотрение предложения по существу;
4) направление решения заявителю и для публикации в установленном порядке.
Таким образом, законодателем предусмотрены различные варианты изменения тарифов как по инициативе заинтересованного лица, в данном случае АО «КМТП», так и по инициативе иных лиц, т.е. такое изменение не может производиться произвольно регулятивным органом, которым является РЭК Сахалинской области. При этом, для реализации своих прав и обязанностей РЭК Сахалинской области не вправе изначально устанавливать срок действия тарифов, учитывая, что комиссия наделена полномочиями по их изменению в любое время их действия при наличии мотивированного обоснования и соблюдения процедуры, описанной Порядком и Административным регламентом.
В этой связи, судебная коллегия отклоняет довод жалобы со ссылкой на то, что изменение тарифов должно происходить в плановом порядке, в сроки, понятные как потребителю, так и стивидорной организации.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия поддерживает вывод рабочей группы, изложенный в решении №08-ЕМ01/2021 о том, что включение РЭК Сахалинской области сведений о сроке действия тарифа (до 31.12.2022г.) в пункт 1.2 Приложения 2 к приказу от 26.02.2021 №6 «Об установлении предельных максимальных тарифов на услуги по перевалке грузов, оказываемых АО «Корсаковский морской торговый порт» привело к нарушению единообразия в регулировании субъектов естественных монополий в Сахалинской области, так как Административный регламент не содержит описания случаев, когда срок действия может быть установлен и какова продолжительность действия этого срока, а когда тариф может действовать бессрочно, как и не содержит требований к принятию решений об установлении срока.
По мнению суда, в рассматриваемом случае, РЭК Сахалинской области установив срок действия тарифа, допустило нарушение права регулируемого субъекта, т.к. хозяйствующий субъект лишается права на обращение в тарифный орган до истечения срока действия тарифа. При этом, правовая позиция заявителя о возможности установления срока действия тарифа произвольно, по усмотрению регулятора, нормативно не обоснована в связи с чем признается ошибочной.
В этой связи, коллегия считает необходимым отметить, что смысл тарифного регулирования состоит в том, чтобы тариф устанавливался в зависимости от реальной экономической ситуации. Только в этом случае будет соблюден основной принцип и цель федеральной политики в отношении естественных монополий в Российской Федерации, который направлен на достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий.
В данном же случае этот баланс нарушен, т.к. РЭК Сахалинской области, пользуясь властными полномочиями, не позволяет осуществлять эффективное функционирование субъектов естественных монополий, в связи с чем, оспариваемое в рамках настоящего дела решение рабочей группы Управления от 15.12.2021 по делу №08-ЕМ01/2021 и предписание от 15.12.2021 №08-ЕМ01/2021 в той части, в которой они допускают их исполнение только единственным способом – путем исключения из приказа РЭК Сахалинской области от 26.02.2021 №6 в отношении АО «КМТП» указания на срок действия тарифов соответствуют действующему законодательству и не повлекло нарушение прав и законных интересов заявителя, что в силу части 3 статьи 201 АПК РФ влечет отказ в удовлетворении заявленных требований.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы, коллегия исходит из того, что общественная опасность принятого РЭК Сахалинской области решения в части установления предельного срока действия тарифа усиливается в связи с тем, что заявитель как орган публичной власти допустил злоупотребление своими полномочиями (превысил их), что противоречит целям правового регулирования в рассматриваемой области права и проводимой государством политики в сфере регулирования деятельности субъектов естественных монополий.
С учетом изложенного и обстоятельств настоящего дела, пояснений сторон, суд апелляционной инстанции полагает, что обжалуемое решение суда подлежит оставлению без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы следует отказать.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
От уплаты государственной пошлины заявитель по делу освобожден в силу пп.1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса РФ в связи с чем, вопрос о её распределении судебной коллегией не рассматривался.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 03.08.2022 по делу №А59-1111/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев.
Председательствующий | Т.А. Солохина |
Судьи | А.В. Пяткова Е.Л. Сидорович |