ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 05АП-637/11 от 03.03.2011 Пятого арбитражного апелляционного суда

Пятый арбитражный апелляционный суд

ул. Светланская, 115 Владивосток, 690001

тел.: (4232) 210-901, факс (4232) 210-998

http://5aas.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Владивосток Дело

№ А24-3225/2010

09 марта 2011 года

Резолютивная часть постановления оглашена 03 марта 2011 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 09 марта 2011 года.

Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего: О.Ю. Еремеевой

судей: Г.А. Симоновой, Т.А. Солохиной

при ведении протокола секретарем судебного заседания: А.С. Барановой

при участии:

лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом;

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю

апелляционное производство № 05АП-637/2011

на решение от 13.12.2010

судьи Е.В. Вертопраховой

по делу № А24-3225/2010 Арбитражного суда Камчатского края

по заявлению Министерства социального развития и труда Камчатского края

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю

третьи лица: ООО «Региональный строительный центр», казенное предприятие Камчатского края «Камчатская дирекция по строительству»

о признании недействительным предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю от 09.07.2010 № 1310/05, действий должностных лиц по его вынесению – незаконными

УСТАНОВИЛ:

Министерство социального развития и труда Камчатского края (далее – заявитель) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с заявлением о признании предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю (далее – УФАС по Камчатскому краю, управление, антимонопольный орган, ответчик) от 09.07.2010 № 1310/05 недействительным, действий должностных лиц по его вынесению – незаконными.

Определениями от 12.08.2010, от 15.09.2010 в соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью «Региональный строительный центр» (далее - ООО «Региональный строительный центр», ООО «РСЦ»), казенное предприятие Камчатского края «Камчатская дирекция по строительству».

Решением от 13.12.2010 заявленные требования удовлетворены, суд признал предписание УФАС по Камчатскому краю от 09.07.2010 № 1310/05 по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 21-05/41-2010А недействительным, а действия должностных лиц управления по его вынесению - незаконными, как несоответствующие Федеральному закону от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». При этом суд исходил из того, что ответчиком не доказано наличия в действиях заявителя при проведении открытого аукциона № 83т-10 нарушения требований Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ, а именно размещения последним недостоверных сведений о составе, объемах и стоимости подлежащих выполнению работ, цены аукциона, не основанной на документах, имеющих юридическую силу, в документации об аукционе № 83т-10.

Обжалуя в порядке апелляционного производства решение суда от 13.12.2010, УФАС по Камчатскому краю просит его отменить как незаконное и необоснованное. Заявитель апелляционной жалобы считает неправомерным признание судом предписания от 09.07.2010 № 1310/05 несоответствующим Федеральному закону от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», в то время как предписание вынесено управлением в порядке Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Не соответствия предписания Федеральному закону от 26.07.2006 № 135-ФЗ судом не установлено. При этом решение УФАС по Камчатскому краю от 09.07.2010, на основании которого вынесено оспариваемое предписание, является законным и действующим.

УФАС по Камчатскому краю, Министерство социального развития и труда Камчатского края, третьи лица: ООО «Региональный строительный центр», казенное предприятие Камчатского края «Камчатская дирекция по строительству», надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание арбитражного суда апелляционной инстанции не явились.

В соответствии со статьей 156 АПК РФ коллегия рассмотрела апелляционную жалобу по делу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.

Министерство социального развития и труда Камчатского края в направленном в материалы дела письменном отзыве на апелляционную жалобу с доводами жалобы не согласилось, решение суда просит оставить в силе.

Третьи лица письменные отзывы на апелляционную жалобу управления в порядке статьи 262 АПК РФ не представили.

Исследовав материалы дела, проверив правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее:

02.07.2008 между Министерством социального развития и труда Камчатского края (Государственный заказчик) и ООО «Региональный строительный центр» (Подрядчик) заключен государственный контракт № 37, по условиям которого Государственный заказчик поручает, а Подрядчик обязуется в соответствии с требованиями и условиями контракта выполнить и своевременно сдать Заказчику работы по объекту «Реконструкция дома-интерната для умственно-отсталых детей в г. Елизово (пос. Ягодный)». Срок выполнения работ установлен с момента подписания Государственного контракта по 10.10.2010.

25.02.2010 Министерство социального развития и труда Камчатского края и ООО «РСЦ» подписали Соглашение о расторжении государственного контракта от 02.07.2008 № 37.

12.05.2010 на официальном сайте Камчатского края http://zakaz.kamchatka.gov.ru. опубликовано извещение № 83т-10 о проведении открытого аукциона на право заключения с Министерством социального развития и труда Камчатского края государственного контракта на выполнение работ по завершению строительства объекта «Реконструкция дома-интерната для умственно- отсталых детей в г. Елизово (пос. Ягодный) Камчатской области» вместе с документацией об аукционе № 83т-10.

На основании поступившего в антимонопольный орган заявления ООО «Региональный строительный центр» от 15.06.2010 УФАС России по Камчатскому краю проведена проверка, по результатам которой в отношении Министерства социального развития и труда Камчатского края возбуждено дело № 21-05/41-2010 по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

09.07.2010 УФАС по Камчатскому краю принято решение, в соответствии с которым признано в действиях и бездействии Министерства социального развития и труда Камчатского края нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся, в частности, в осуществлении действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, путем включения в конкурсную документацию недостоверных сведений о составе, объемах и стоимости подлежащих выполнению работ, указанных в техническом задании аукционной документации № 83т-10, а также установлении начальной цены аукциона, не основанной на документах, имеющих юридическую силу, в связи с чем, аукционная документация не соответствует требованиям пункта 3 статьи 9 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Одновременно УФАС России по Камчатскому краю выдано Министерству социального развития и труда Камчатского края предписание от 09.07.2010 № 1310/05об отмене проведения открытого аукциона № 83т-10, как проводимого с нарушением требований Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ (пункт 1); приведении в соответствие с требованиями действующего законодательства документации по проведению аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по завершению строительства объекта «Реконструкция дома-интерната для умственно – отсталых детей в г. Елизово (пос. Ягодный) Камчатской области», с учётом акта приемки выполненных на объекте работ и акта сверки выполненных работ, подписанного между Министерством социального развития и труда Камчатского края и ООО «Региональный строительный центр» (пункт 2); о принятия мер к недопущению в дальнейшем нарушений требований антимонопольного законодательства с сообщением срока выполнения настоящего предписания – не позднее пяти дней со дня его выполнения (пункт 3).

Не согласившись с вынесенным УФАС по Камчатскому краю предписанием от 09.07.2010 № 1310/05 и действиями должностных лиц управления по его вынесению, Министерство социального развития и труда Камчатского края обратилось с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд.

Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» установлены организационные и правовые основы предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на товарных рынках в Российской Федерации, а также основания и порядок применения антимонопольными органами мер принуждения к хозяйствующим субъектам, допустившим нарушение антимонопольного законодательства.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

В рассматриваемом случае управлением вменено заявителю нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в проведении открытого аукциона № 83т-10 с нарушением требований Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

В связи с этим на основании решения от 09.07.2010 № 1309/05 управлением выдано заявителю оспариваемое предписание от 09.07.2010 № 1310/05 об устранении нарушений Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ при проведении открытого аукциона № 83т-10.

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные Министерством социального развития и труда Камчатского края требования о признании недействительным предписания УФАС по Камчатскому краю от 09.07.2010 № 1310/05, а действий должностных лиц по его вынесению – незаконными, пришел к выводу, что ответчиком не доказано наличия в действиях заявителя при проведении открытого аукциона № 83т-10 нарушения требований Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ.

Коллегия соглашается с данным выводом суда первой инстанции в силу следующего:

Предписание от 09.07.2010 № 1310/05 выдано управлением заявителю на основании решения от 09.07.2010 № 1309/05, которым управление признало Министерство социального развития и труда Камчатского края нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в осуществлении действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции путем: 1) введения в заблуждение подрядчика (ООО «Региональный строительный центр»), предоставляя информацию об объемах финансирования на 2010 год работ по завершению строительства объекта «реконструкция дома-интерната для умственно-отсталых детей в г. Елизово (пос. Ягодный) Камчатской области» в целях заключения с ООО «Региональный строительный центр» Соглашения о расторжении государственного контракта № 37 от 01.07.2008; 2) создания дискриминационных условий, выразившихся в устранении ООО «РСЦ» от выполнения строительных работ как Подрядчика по государственному контракту № 37 от 01.07.2008 для последующего объявления нового аукциона и предоставления финансирования строительных работ другому хозяйствующему субъекту по итогам аукциона и предоставления финансирования работ другому хозяйствующему субъекту по итогам аукциона; 3) включения в конкурсную документацию недостоверных сведений о составе, объемах и стоимости подлежащих выполнению работ, указанных в техническом задании аукционной документации № 83т-10, а также установления начальной цены аукциона, не основанной на документах, имеющих юридическую силу, в связи с чем аукционная документация не соответствует требованиям пункта 3 статьи 9 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ; бездействия Заказчика, который не обеспечил приемку выполненных в 2010 году строительных работ в соответствии с государственным контрактом № 37 от 01.07.2008, в результате чего не осуществлены окончательные взаиморасчеты между Заказчиком и Подрядчиком в связи с заключением Соглашения о расторжении государственного контракта от 02.07.2008 № 37 на выполнение работ по объекту: «Реконструкция дома-интерната для умственно отсталых детей в г. Елизово (пос. Ягодный) Камчатской области» от 25.03.2010.

Проверка законности и обоснованности выданного управлением Министерству социального развития и труда Камчатского края оспариваемого предписания от 09.07.2010 невозможна без проверки установленных в решении от 09.07.2010 обстоятельств нарушений выявленных управлением в действиях заявителя нарушений Законов о размещении заказов и о нарушении конкуренции.

Материалами дела установлено, что 02.07.2008 между Министерством социального развития и труда Камчатского края (Государственный заказчик) и ООО «Региональный строительный центр» (Подрядчик) заключен государственный контракт № 37 на выполнение работ по объекту «Реконструкция дома-интерната для умственно-отсталых детей в г. Елизово (пос. Ягодный)».

25.02.2010 между Заказчиком (Министерство социального развития и труда Камчатского края) и Подрядчиком (ООО «РСЦ») подписано Соглашение о расторжении государственного контракта от 02.07.2008 № 37, где оговорен порядок расчетов за фактически произведенные работы и затраты подрядчика.

Основанием для принятия управлением решения и предписания от 09.07.2010 в ходе проверки по жалобе ООО «Региональный строительный центр» явились следующие обстоятельства: Акт сверки сторонами по госконтракту № 37 в нарушение Соглашения от 25.02.2010 не подписан, в связи с чем отсутствуют основания считать государственный контракт от 02.07.2008 № 37 расторгнутым. Договор на выполнение работ № 3 от 22.07.2010 между ООО «РСЦ» и заказчиком-застройщиком – казенное предприятие «Камчатская дирекция по строительству» также не расторгался и обязательства по нему не прекращались.

Между тем данные сложившиеся между ООО «РСЦ» и Министерством социального развития и труда Камчатского края разногласия по исполнению госконктракта от 02.07.2008 № 37 являются договорным спором, и сложившиеся между сторонами по заключенному госконтракту от 02.07.2008 № 37, в дальнейшем расторгнутому, включая объект фактически выполненных работ и их оплаты, порядок заключения Соглашения от 25.02.2010о расторжении госконтракта, не имеют отношения к Федеральному закону от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», нарушения которого вменены управлением заявителю, в том числе указание антимонопольного органа на то, что в числе выставленных на конкурс работ часть уже фактически выполнены подрядчиком - ООО «РСЦ».

В связи с этим не имеет также значения в рассматриваемом случае обстоятельства сроков и объемов финансирования строительства по госконтракту от 02.07.2008 № 37 для целей выдачи управлением заявителю предписания от 09.07.2010 № 1310/05 об отмене проведения открытого аукциона № 83т-10 и внесении соответствующих изменений в документацию по проведению спорного аукциона, с учетом акта сверки выполненных работ, подписанного между Министерством социального развития и труда Камчатского края и ООО «РСЦ».

В связи с этим не может быть расценено при формировании конкурсной документации при проведении открытого аукциона № 83т-10 как нарушение Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ включение заявителем в раздел III технического задания открытого аукциона № 83-т-10 объектов работ незавершенного строительства, не принятых Заказчиком по госконтракту от 02.07.2008 № 37 по акту от 01.04.2010, подрядчиком не подписанным, без проведения экспертизы.

При изложенных обстоятельствах и фактически сложившихся по расторгнутому госконтракту от 02.07.2008 № 37 между сторонами по нему правоотношениях коллегия не соглашается с выводом антимонопольного органа о том, что включение заявителем в документацию об аукционе сведений об объеме работ по незавершенному строительством объекта, без учёта фактически выполненных ООО «РСЦ» работ, не может быть расценено как нарушение статьи Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ.

Указание управления на то, что решение о проведении аукциона принято заказчиком при наличии действующего государственного контракта от 02.07.2008 № 37 не соответствует действительности, поскольку извещение о проведении открытого аукциона № 83т-10 на право заключения с Министерством социального развития и труда Камчатского края государственного контракта на выполнение работ по завершению строительства объекта «Реконструкция дома-интерната для умственно-отсталых детей в г. Елизово (пос. Ягодный) Камчатской области» вместе с документацией об аукционе № 83т-10 опубликовано на официальном сайте Камчатского края http://zakaz.kamchatka.gov.ru. 12.05.2010 после подписания 25.02.2010 Соглашения о расторжении государственного контракта от 02.07.2008 № 37, которое в установленном законом порядке не признано недействительным, а также не является ничтожной сделкой.

Материалами дела установлено, что документация об аукционе № 83т-10 содержит, в том числе: начальную (максимальную) цену контракта – 40599210 руб., с указанием источника финансирования – краевой бюджет (часть II информационная карта документации об аукционе); краткую информацию об объекте, в том числе указание на то, что строительство объекта началось в 2008 году, и уже выполнены работы по основному корпусу, и соответственно то, что данный аукцион предусматривает продолжение строительных работ по объекту. В документации об аукционе также содержится информация о том, что проектно-сметная документация разработана ОАО «Камчатжилкоммунпроект», и информация о наименовании работ, объем и ед. измерения.

Как уже было указано выше имеющий место спор по уже фактически выполненным ООО «РСЦ» работам по госконтракту от 02.07.2008 № 37 и их оплате является договорным спором и сложившиеся меду сторонами по госконтракту № 37 правоотношения по его исполнению не являются основанием для вынесения в отношении заявителя антимонопольным органом спорного предписания от 09.07.2010.

Ссылка заявителя апелляционной жалобы на неправомерное признание судом предписания от 09.07.2010 № 1310/05 несоответствующим Федеральному закону от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», в то время как предписание вынесено управлением в порядке Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», коллегией отклоняется как неправомерная, поскольку в оспариваемом предписании от 09.07.2010 № 1310/05 Министерству социального развития и труда Камчатского края указано именно на проведение открытого аукциона № 83т-10 с нарушением требований Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

При этом в силу вышеизложенного, коллегией проверено и не установлено в рассматриваемом случае нарушения заявителем и соответствующих положений Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Кроме того, в соответствии с частью 5 статьи 57 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ участник размещения заказа вправе подать в письменной форме жалобу на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа для нужд субъекта Российской Федерации в уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти или в уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации. При этом в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены после начала рассмотрения заявок на участие в аукционе обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником размещения заказа, подавшим соответствующую заявку на участие в аукционе.

ООО «РСЦ» в рассматриваемом случае участником размещении заказа в открытом аукционе № 83т-10 в смысле статьи 8 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ не являлось.

При изложенных обстоятельствах коллегия приходит к выводу, что у антимонопольного органа отсутствовали законные основания для выдачи Министерству социального развития и труда Камчатского края предписания от 09.07.2010 № 1310/05 об отмене проведения открытого аукциона № 83т-10 и приведении в соответствие документации по проведению аукциона по завершению строительства спорного объекта.

В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ предписание УФАС по Камчатскому краю от 09.07.2010 № 1310/05 по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 21-05/41-2010А является недействительным и действия, а действия должностных лиц управления по его вынесению - незаконными, как несоответствующие Федеральному закону от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», Федеральному закону от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Решение суда является законным и обоснованным, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы нет.

Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,

ПОСТАНОВИЛ:

  Решение  от 13.12.2010 по делу № А24-3225/2010 Арбитражного суда Камчатского края оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.

Председательствующий:

О.Ю. Еремеева

Судьи:

Г.А. Симонова

Т.А. Солохина