ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 05АП-661/2021 от 03.03.2021 Пятого арбитражного апелляционного суда

Пятый арбитражный апелляционный суд

ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001

http://5aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Владивосток                                                  Дело

№ А59-4473/2020

11 марта 2021 года

Резолютивная часть постановления объявлена 03 марта 2021 года.

Постановление в полном объеме изготовлено марта 2021 года .

Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Т.А. Солохиной,

судей Е.Л. Сидорович, А.В. Пятковой,

при ведении протокола секретарем судебного заседания О.Н. Мамедовой,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального казённого учреждения «Лечебное исправительное учреждение №3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Сахалинской области»,

апелляционное производство № 05АП-661/2021

на решение от 17.12.2020

судьи О.Н. Боярской

по делу № А59-4473/2020 Арбитражного суда Сахалинской области

по заявлению Государственного учреждения - Управления пенсионного фонда РФ в г.Южно-Сахалинске Сахалинской области (межрайонное) (ОГРН <***>, ИНН <***>)

 к Федеральному казенному учреждению «Лечебное исправительное учреждение № 3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Сахалинской области» (ОГРН <***>, ИНН <***>)
о взыскании финансовых санкций в размере 5 500 рублей за представление неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» по форме СЗВ-СТАЖ за 2018 год,

при участии:

извещенные надлежащим образом о дате, месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились

УСТАНОВИЛ:

           Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Южно-Сахалинске Сахалинской области (межрайонное) (далее – Управление, истец) обратилось в суд с заявлением к Федеральному казенному учреждению «Лечебное исправительное учреждение № 3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Сахалинской области» (далее – учреждение, страхователь, ответчик) о взыскании финансовых санкций в размере 5 500 рублей за представление неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» по форме СЗВ-СТАЖ за 2018 год.

           Решением суда от 17.12.2020 исковые требования удовлетворены.

           Ответчик, не согласившись с принятым решением, подал апелляционную жалобу и просит его отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.

           В доводах жалобы указывает на то, что уведомление об обнаружении ошибок или несоответствий (по результатам проверки, проведенной истцом 11.11.2019г.) по электронным каналам связи в учреждение не поступало, что подтверждается списком входящих сообщений. Данное обстоятельство не позволило Учреждению своевременно устранить возможные недостатки в предоставленной отчетности и избежать наложения финансовых санкций.

           С представленными в ходе рассмотрения дела доводами истца о получении Учреждением уведомления от 11.11.2019 об обнаружении ошибок или несоответствий при предоставлении Учреждением отчетности посредством электронной программы «СБИС» в разделе «Рассылки», ответчик не согласен, поскольку каких либо уведомлений или писем за период 2019г. в данный раздел не поступало. Сообщения в разделе «Рассылки» не являются персонализированными и адресованы разным либо нескольким страхователям.

           В связи с тем, что ранее, 04.06.2019 г. от истца (специалист ФИО1) в Учреждение поступило письмо с текстовым файлом посредством электронной программы «СБИС» об отсутствии некоторых сведений по форме СЗВ-М и указанием на необходимость повторного предоставления сведений по форме СЗВ-М или СЗВ-КОРР поступило в раздел Письма (Календарь налогоплательщика) в блоке «Входящие», следовательно, и уведомление от 11.11.2019 необходимо было направить в указанный раздел, через который и производилась переписка с истцом для надлежащего получения его Учреждением. О направлении указанного уведомления от 11.11.2019 в иные разделы электронной программы «СБИС» Учреждению не могло быть известно. Законодательно указанный порядок направления сообщений в электронном виде не регламентирован.

           Таким образом, довод истца об отправке надлежащим образом уведомления от 11.11.2019г. об обнаружении указанных истцом ошибок или несоответствий при предоставлении Учреждением отчетности по электронным каналам связи, а также доказательств возможности получения его Учреждением надлежащим образом, не находит своего подтверждения.

           Из решения о привлечении Учреждения к ответственности от 05.02.2020 №074S19200000761 следует, что вышеупомянутое уведомление датировано именно 11.11.2019 за № 11039, которое послужило основанием для применения к Учреждению штрафных санкций. Указанные обстоятельства, по мнению ответчика, ставят под сомнение получение Учреждением иных документов от истца, связанных с возможными нарушениями, а также законность и обоснованность обжалуемого решения и заявленных исковых требований.

           Стороны, извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, явку своих представителей не обеспечили. От истца поступил письменный отзыв, согласно которому просит решение суда оставить без изменения.

           В соответствии с частью 3 статьи 156, статьей 266 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее – АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей сторон, по имеющимся в деле доказательствам.

           Из материалов дела судом установлено, что Федеральное казенное учреждение «Лечебное исправительное учреждение №3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Сахалинской области» зарегистрировано в качестве юридического лица 22.12.1997г. администрацией г. Южно-Сахалинска за регистрационным номером 2171, о чем Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №1 по Сахалинской области 24.09.2002г. внесена запись за основным государственным регистрационным номером <***>.

           При постановке на налоговый учет обществу присвоен идентификационный номер налогоплательщика <***>. В связи с регистрацией в качестве страхователя в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации обществу присвоен номер 074-001- 011039.

           Управлением на основании представленной учреждением отчетности «Сведения о застрахованных лицах» по форме СЗВ-СТАЖ за 2018 год, по форме СЗВ-КОРР за 2018 год и формам СЗВ-М проведена проверка правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. 

           В ходе проведенной проверки проверяющим установлено отсутствие сведений в форме СЗВ-СТАЖ и СЗВ-КОРР в отношении 11 застрахованных лиц, сведения о которых представлены в отчетностях по формам СЗВ-М за январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь и декабрь 2018г.

           Установив данную ошибку, Управление направило страхователю в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи уведомление от 11.11.2019г. №11039 об устранении ошибок и (или) несоответствий между представленными страхователем сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации (л.д. 15) с приложением реестров застрахованных лиц, в отношении которых сведения были представлены по формам СЗВ-М и отсутствуют в формах СЗВ-СТАЖ и СЗВ-КОРР.

           Данное уведомление получено учреждением 11.11.2019г. (л.д. 27, 93-96). Однако в установленный в уведомлении срок указанные расхождения устранены не были.

           По данному факту Управлением составлен акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 30.12.2019г. №074S18190012718 (л.д.14), который получен учреждением 09.01.2020г. (л.д.47).

           По результатам рассмотрения указанного акта и других материалов проверки Управлением принято решение от 05.02.2020 года №074S19200000761 (л.д.46), которое получено учреждением 06.02.2020г. (л.д.50).

           В связи с необходимостью уплаты страхователем финансовых санкций Управление выставило требование от 20.02.2020 года № 074S01200001032 (л.д.53), которым предложило уплатить их в добровольном порядке. Данное требование получено учреждением 20.02.2020г.(л.д.51).

           Указанное требование до установленного срока (11.03.2020г.) страхователь не исполнил. В этой связи Управление 14.07.2020г. обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание штрафа.

           21.07.2020г. Арбитражным судом Сахалинской области вынесен судебный приказ о взыскании с ответчика штрафных санкций в размере 5 500 рублей.

           Определением суда от 04.08.2020г. в связи с поступившими от должника возражениями, суд на основании части 4 статьи 229.5 АПК РФ  отменил судебный приказ. Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Управления с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд.

           Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 268, 272 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.

           Согласно части 6 статьи 215 АПК РФ при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.

           В соответствии с частью 4 статьи 215 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.

           Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации, индивидуальные предприниматели, физические лица.

           Правовая основа и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, установлены Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ.

           В силу статьи 1 названного Закона №27-ФЗ под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.

           В соответствии со статей 8 Закона №27-ФЗ страхователь представляет в пенсионный фонд сведения обо всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.

           Согласно статье 11 названного Закона страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации предусмотренные пунктами 2 - 2.2 указанной статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета.

           В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Закон № 27-ФЗ) Страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) следующие сведения:

           - страховой номер индивидуального лицевого счета;

           - фамилию, имя и отчество;

           - дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы;

           - дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы;

           - периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

           - суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения;

           - периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения;

           - документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

           Для представления данной ежегодной отчетности за 2018 год Постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 11.01.2017 №3п утверждена форма СЗВ-СТАЖ «Сведения о страховом стаже застрахованных лиц», в поле «Тип формы» которой предусмотрено проставление одного из типов сведений: «исходная» (исходная форма, указывается при первичной подаче формы СЗВ-М за данный отчетный период), «дополняющая» (дополняющая форма, указывается, если страхователем направляется форма СЗВ-СТАЖ в качестве дополнения ранее поданных в ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период) и «назначение пенсии» (представляется страхователем если для установления пенсии необходимо учесть период работы в календарном году, срок представления отчетности за который не наступил).

           Пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ в редакции, действующей с 1 января 2017 года, предусмотрено, что страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом – месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).

           Сведения, предусмотренные пунктом 2.2 статьи 11 Закона №27-ФЗ, представляются по формам, определяемым Пенсионным фондом Российской Федерации (пункт 4 статьи 11 Закона №27-ФЗ).

           Постановлением Правления Пенсионного фонда России от 01.02.2016  83п утверждена форма «Сведения о застрахованных лицах», применяемая с 01.04.2016 (форма СЗВ-М). Индивидуальные сведения представляются страхователями в письменной или электронной форме в соответствии с Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Министерства труда Российской Федерации от 21.12.2016 №766н (далее - Инструкция №766н), действующей с 19.02.2017.

           Как следует из Постановления Пенсионного фонда Российской Федерации №83п от 01.02.2016, при представлении сведений о застрахованных лицах обязательно заполняется тип формы (код): «исхд» - исходная форма, впервые подаваемая страхователем о застрахованных лицах за данный отчетный период; «доп» - дополняющая форма, подаваемая с целью дополнения ранее принятых ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период; «отмн» - отменяющая форма, подаваемая с целью отмены ранее неверно поданных сведений о застрахованных лицах за указанный отчетный период.

           Представление корректирующих сведений было предусмотрено пунктом 39 Инструкции №766н, действовавшей в спорный период.

           Исходя из положений статей 8, 9, 15 Закона №27-ФЗ, указанные сведения предоставляются в соответствующий орган Пенсионного фонда, к которому относится территориальный орган Пенсионного фонда по месту регистрации лица в качестве страхователя.

Абзацем 3 статьи 17 Закона №27-ФЗ предусмотрено, что за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 названного Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.

           Из содержания части 3 статьи 17 Закона №27-ФЗ следует, что объективную сторону состава правонарушения, ответственность за которое установлена данной нормой, составляет нарушение срока представления сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 этого Федерального закона, или представление неполных и недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета.

           Вместе с тем, по конструкции элементов состав указанного правонарушения является альтернативным, то есть правонарушение считается оконченным при наличии признаков любого из альтернативно указанных действий (бездействия).

           Согласно статье 15 Закона №27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.

Статьей 16 Закона №27-ФЗ органам ПФР предоставлено право в необходимых случаях по результатам проверки достоверности сведений, представленных страхователями, осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения в индивидуальный лицевой счет, сообщив об этом застрахованному лицу.

           С 01.01.2017 частью 5 статьи 17 Федерального закона №27-ФЗ предусмотрено, что при обнаружении в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся расхождений вручается страхователю лично под расписку, направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

           В соответствии с пунктом 37 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016 № 766н при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).

           В случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.

           Датой получения страхователем уведомления, направленного в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, является дата, указанная в подтверждении о получении информационной системы страхователя.

           В абзаце 2 пункта 39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 21.12.2016 №766н указано, что в случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.

           Таким образом, страхователь подлежит привлечению к ответственности в виде штрафа в размере 500 руб., то только в случае неустранения им выявленной ошибки в 5-дневный срок. В настоящем случае страхователем данный срок соблюден не был.

           Из материалов дела следует, что в ходе проведения проверки представленных форм СЗВ-СТАЖ за отчетный период 2018 год и СЗВ-М за 12 месяцев 2018 года Управлением выявлено отсутствие индивидуальных сведений за месяц в отношении 11 застрахованных лиц, указанных в отчете по форме СЗВ-М за 12 месяцев, о чём составлена и направлена в адрес Учреждения 11.11.2019г. сверка представленных форм и уведомление об устранении ошибок и (или) несоответствий между представленными страхователем сведениями, имеющимися у ПФР №11039 в отношении страхователя.

           Указанные файлы направлены страхователю по каналам электронной связи тип документооборота «письмо», вид документа «точечная рассылка» с наименованием «Рассылка 11.11.2019 Уведомление об устранении ошибок и (или) несоответствий между представленными страхователем формами» 11.11.2019г. в 17:22, что подтверждается скриншотом из программного обеспечения «АРМ Приема ПФР» (л.д.93).

           В графе «время провайдера» указано, что 11 ноября 2019 в 23:50 получено системой страхователя и файл был доступен для прочтения. Графа «время прочтения» указано, что Учреждение 12.11.2019 в 07:56 прочитало данное сообщение, о чем в автоматическом режиме сформировано извещение о доставке, а также извещение о доставке неформализованного сообщения от 12.11.2019, согласно которой данное письмо открыто с помощью ЕЦП Начальника ФИО2, согласно скриншотов из программного обеспечения «АРМ Прием ПФР». Таким образом, материалы дела свидетельствуют о том, что страхователь получил и прочитал указанное уведомление 12.11.2019 в 07:56.

           Список входящей документации, направленной страхователю по каналам электронной связи, на который ссылается ответчик, не содержит полный объем направленной ему документацию, ввиду особенностей программного комплекса «Сбис».

           Кроме того, в Инструкции №766н не содержатся указания на способ передачи «уведомления» в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Следовательно, Управление вправе самостоятельно определять способ направления «уведомления» и передавать уведомления через вид документа «рассылка».

           Таким образом, судом установлено, что в пятидневный срок дополняющая форма, подаваемая с целью дополнения ранее принятых ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период учреждением в Пенсионный фонд не представлена.

           Следовательно, в действиях учреждения содержится состав правонарушения, который ему вменяется Пенсионным фондом.

           На основании изложенного, требования Пенсионного фонда о взыскании финансовых санкций в размере 5500 рублей за представление неполных и недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11, части 3 статьи 17 Закона №27-ФЗ по форме СЗВ-СТАЖ за 2018 года правомерно удовлетворены судом первой инстанции.

           Материалы дела не свидетельствуют о несоразмерности примененного к ответчику размера штрафа.

           С учетом изложенного, апелляционная жалоба по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.

           Нормы материального права применены судом первой инстанции правильно. Судебный акт принят на основании всестороннего, объективного и полного исследования имеющихся в материалах дела доказательств. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.

           При таких обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции не усматривает правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции.

           На основании статьи 333.37 Налогового кодекса РФ суд апелляционной инстанции не относит на учреждение судебные расходы по государственной пошлине за подачу апелляционной жалобы.

Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 17.12.2020  по делу №А59-4473/2020  оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев.

Председательствующий

Т.А. Солохина

Судьи

Е.Л. Сидорович

А.В. Пяткова