ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 05АП-6816/2021 от 11.05.2022 Пятого арбитражного апелляционного суда

Пятый арбитражный апелляционный суд

ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001

http://5aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Владивосток                                                                               Дело

№ А51-5132/2021

мая 2022 года

Резолютивная часть постановления объявлена 11 мая 2022 года.

Постановление в полном объеме изготовлено мая 2022 года .

Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Г.Н. Палагеша,

судей А.В. Пятковой, Т.А. Солохиной,

при ведении протокола секретарем судебного заседания О.Н. Мамедовой,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Центральной акцизной таможни,

апелляционное производство № 05АП-6816/2021

на решение от 16.09.2021

судьи Ю.А.Тимофеевой

по делу № А51-5132/2021 Арбитражного суда Приморского края

по заявлению Центральной акцизной таможни (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации 09.06.1997)

к обществу с ограниченной ответственностью «Дельта» (ИНН 2536323864, ОГРН 1202500013946, дата государственной регистрации 23.06.2020)

о взыскании утилизационного сбора и пени,

при участии: стороны не явились, извещены;

УСТАНОВИЛ:

Центральная акцизная таможня (далее - заявитель, таможня, таможенный орган) обратилась в арбитражный суд с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью «Дельта» (далее - общество, декларант, ООО «Дельта») утилизационного сбора в сумме 53 078 250 рублей за товары, заявленные в декларациях на товары №10009100/111120/0122937, №10009100/061120/0119725, №10009100/061120/0119769, №10009100/061120/0119670, №10009100/051120/0118825, №10009100/111120/0122844, №10009100/051120/0118823, №10009100/091120/0120812, №10009100/091120/0120810, №10009100/051120/0118828, №10009100/091120/0120776, №10009100/051120/0118827, №10009100/091120/0121040, №10009100/061120/0119674, №10009100/051120/0118822, №10009100/051120/0118824, №10009100/061120/0119673, №10009100/091120/0120922, №10009100/111120/0122623, №10009100/051120/0118956, №10009100/051120/0118981, №10009100/061120/0119723, №10009100/061120/0119802, №10009100/061120/0119691, №10009100/051120/0118869, №10009100/051120/0119039, №10009100/011120/0135058, №10009100/151220/0143778, №10009100/171220/0145188, №10009100/221220/0148575, и пени за неуплату утилизационного сбора в размере 781 728 рублей 76 копеек.

Решением Арбитражного суда Приморского края от 16.09.2021 заявленные требования удовлетворены частично, и с общества в доход бюджета Российской Федерации взыскана задолженность по уплате утилизационного сбора в сумме 53 078 250 рублей и пени в размере 772 462 рубля 09 копеек; в удовлетворении остальной части требований о взыскании пени отказано.

Не согласившись с решением арбитражного суда в части отказа в удовлетворении заявленных требований, таможенный орган обратился с апелляционной жалобой в Пятый арбитражный апелляционный суд, в которой просил решение суда в указанной части отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований в полном объеме.

В обоснование жалобы указывает, что поскольку положения Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон об отходах, Закон №89-ФЗ) и Постановления Правительства Российской Федерации от 06.02.2016 №81 «Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», регламентирующие порядок уплаты утилизационного сбора, не устанавливают порядок исчисления пятнадцатидневного срока, а право Евразийского экономического союза, законодательство Российской Федерации о таможенном деле не применимо, поскольку указанные нормативные акты имеют иной предмет правового регулирования, таможенный орган полагает, что при исчислении пеней, в случае если последний день срока приходится на нерабочий день, окончание пятнадцатидневного срока на ближайший следующий за ним рабочий день не переносится.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, заявлений, ходатайств не представили, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрела апелляционную жалобу без участия лиц, участвующих в деле, по имеющимся в материалах дела документам.

В силу части 5 статьи 268 АПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.

Принимая во внимание, что решение суда обжалуется в части отказа во взыскании пеней в сумме 9 266 рублей 67 копеек, и возражений по проверке судебного акта в обжалуемой части от лиц, участвующих в деле, не поступило, суд апелляционной инстанции в соответствии с частью 5 статьи 268 АПК РФ проверяет законность и обоснованность решения только в указанной части.

Из материалов дела судебной коллегией установлено следующее.

В ноябре и декабре 2020 года во исполнение внешнеторгового контракта в адрес общества на таможенную территорию Евразийского экономического союза была ввезена бывшая в употреблении самоходная техника, в целях таможенного оформления которой декларантом были поданы декларации на товары, в графах 31 которых были заявлены следующие сведения о товарах:

- ДТ №10009100/111120/0122937 (товар №1) - экскаватор гидравлический, полноповоротный, на гусеничном ходу, бывший в эксплуатации, марка KOMATSU, модель РС-05-5, момент выпуска 01.07.1995, шасси (рама) №2616, мощность 13 л.с., код ТН ВЭД ЕАЭС 8429521001;

- ДТ №10009100/061120/0119725 (товар №1) - экскаватор гидравлический, полноповоротный, на гусеничном ходу, бывший в эксплуатации, марка MITSUBISHI, модель MX-35, момент выпуска 01.07.1995, шасси (рама) №E7D00102, мощность 40 л.с., код ТН ВЭД ЕАЭС 8429521001;

- ДТ №10009100/061120/0119769 (товар №1) - экскаватор гидравлический, полноповоротный, на гусеничном ходу, бывший в эксплуатации, марка KOMATSU, модель РС28UU, момент выпуска 01.07.1995, шасси (рама) №PC28UU-13419, мощность 24 л.с., код ТН ВЭД ЕАЭС 8429521001;

- ДТ №10009100/061120/0119670 (товар №1) - экскаватор гидравлический, полноповоротный, на гусеничном ходу, бывший в эксплуатации, марка KOMATSU, модель РС128UU, момент выпуска 01.07.1992, шасси (рама) №KMTPC040J01006469, мощность 85 л.с., код ТН ВЭД ЕАЭС 8429521001;

- ДТ №10009100/051120/0118825 (товар №1) - экскаватор гидравлический, полноповоротный, на гусеничном ходу, бывший в эксплуатации, YANMARB6-6, момент выпуска 01.07.1995, шасси (рама) №60543В, мощность 40 л.с., код ТН ВЭД ЕАЭС 8429521001;

- ДТ №10009100/111120/0122844 (товар №1) - экскаватор гидравлический, полноповоротный, на гусеничном ходу, бывший в эксплуатации, MITSUBISHIMM30SR, момент выпуска 01.07.1995, шасси (рама) №3E8H00226, мощность 15 л.с., код ТН ВЭД ЕАЭС 8429521001;

- ДТ №10009100/051120/0118823 (товар №1) - экскаватор гидравлический, полноповоротный, на гусеничном ходу, бывший в эксплуатации, KOMATSU РС08UU-1, момент выпуска 01.07.1995, шасси (рама) №2757, мощность 16 л.с., код ТН ВЭД ЕАЭС 8429521001;

- ДТ №10009100/091120/0120812 (товар №1) - экскаватор гидравлический, полноповоротный, на гусеничном ходу с передним отвалом, ковшом, бывший в эксплуатации, YANMARYB151-2-U, момент выпуска 15.07.1995, шасси (рама) №20774, мощность 18 л.с., код ТН ВЭД ЕАЭС 8429521001;

- ДТ №10009100/091120/0120810 (товар №1) - экскаватор гидравлический, полноповоротный, на гусеничном ходу с передним отвалом, ковшом, бывший в эксплуатации, YANMARYB10, момент выпуска 15.07.1995, шасси (рама) №11431В, мощность 13 л.с., код ТН ВЭД ЕАЭС 8429521001;

- ДТ №10009100/051120/0118828 (товар №1) – фронтальный погрузчик на колесном ходу, бывший в эксплуатации, марка YANMAR, модель Y21WA, момент выпуска 01.07.1995, шасси (рама) №L21-10801, мощность 28 л.с., код ТН ВЭД ЕАЭС 8429519900;

- ДТ №10009100/091120/0120776 (товар №1) – трактор-культиватор, на колесном ходу, бывший в эксплуатации, YANMARF20D, момент выпуска 15.07.1995, шасси 20K-00351, мощность 23,5 л.с., код ТН ВЭД ЕАЭС 8701915000;

- ДТ №10009100/051120/0118827 (товар №1) – трактор колесный сельскохозяйственный, бывший в эксплуатации, марка KOMATSU, модель GL368, момент выпуска 01.07.1994, шасси (рама) №GLHA-10209, мощность 32 л.с., код ТН ВЭД ЕАЭС 8701925000;

- ДТ №10009100/091120/0121040 (товар №1) - трактор колесный сельскохозяйственный, бывший в эксплуатации, марка SHIBAURA, модель SD2200-0, момент выпуска 01.07.1995, шасси (рама) №SD2200-0-12130, мощность 22 л.с., код ТН ВЭД ЕАЭС 8701915000;

- ДТ №10009100/061120/0119674 (товар №1) - трактор колесный сельскохозяйственный, бывший в эксплуатации, марка MITSUBISHI, модель DS2600, момент выпуска 01.07.1994, шасси (рама) №M73-10462, мощность 24 л.с., код ТН ВЭД ЕАЭС 8701915000;

- ДТ №10009100/051120/0118822 (товар №1) - трактор колесный сельскохозяйственный, бывший в эксплуатации, марка KUBOTA, модель ZL1-245, момент выпуска 01.07.1994, шасси (рама) №L1CD-78409, мощность 24 л.с., код ТН ВЭД ЕАЭС 8701915000;

- ДТ №10009100/051120/0118824 (товар №1) – трактор колесный сельскохозяйственный, бывший в эксплуатации, KUBOTAGL-40, момент выпуска 01.07.1995, шасси (рама) №GLKD-20880, мощность 40 л.с., код ТН ВЭД ЕАЭС 8701925000;

- ДТ №10009100/061120/0119673 (товар №1) – самоходный гусеничный кран, бывший в эксплуатации, марка TADANO, модель TM-15Z, момент выпуска 01.07.1999, идентификационный (серийный) №119264, мощность 7 л.с., код ТН ВЭД ЕАЭС 8426490099;

- ДТ №10009100/091120/0120922 (товар №1) – погрузчик вилочный, бывший в эксплуатации, TOYOTAGENEO25, момент выпуска 15.07.1995, шасси 028FD25-65767, мощность 56 л.с., код ТН ВЭД ЕАЭС 8427201909;

- ДТ №10009100/111120/0122623 (товар №1) – каток дорожный вибрационный, бывший в эксплуатации, SAKAITW500W, момент выпуска 15.07.1995, шасси VTW15-21682, мощность 22 л.с., код ТН ВЭД ЕАЭС 8429401000;

 - ДТ №10009100/051120/0118956 (товар №1) – вилочный погрузчик на колесном ходу, бывший в эксплуатации, марка TOYOTA, модель 8FG15, момент выпуска 01.07.1996, шасси (рама) №8FG18-65088, мощность 38 л.с., код ТН ВЭД ЕАЭС 8427201909;

- ДТ №10009100/051120/0118981 (товар №1) - вилочный погрузчик на колесном ходу, бывший в эксплуатации, марка TOYOTA, модель 8FGL15, момент выпуска 01.07.1996, шасси (рама) №6FGL18-12758, мощность 38 л.с., код ТН ВЭД ЕАЭС 8427201909;

- ДТ №10009100/061120/0119723 (товар №1) - вилочный погрузчик на колесном ходу, бывший в эксплуатации, марка TCM, модель FG30T3, момент выпуска 01.07.1994, шасси (рама) №F126-00800, мощность 46 л.с., код ТН ВЭД ЕАЭС 8427201909;

- ДТ №10009100/061120/0119802 (товар №1) - вилочный погрузчик на колесном ходу, бывший в эксплуатации, марка TOYOTA, модель 8FG15, момент выпуска 01.07.1996, шасси (рама) №8FG18-15349, мощность 50 л.с., код ТН ВЭД ЕАЭС 8427201909;

- ДТ №10009100/061120/0119691 (товар №1) - вилочный погрузчик на колесном ходу, бывший в эксплуатации, марка TOYOTA, модель 5FD10, момент выпуска 01.07.1996, шасси (рама) №5FD18-15851, мощность 54 л.с., код ТН ВЭД ЕАЭС 8427201909;

- ДТ №10009100/051120/0118869 (товар №1) – бывшая в эксплуатации самоходная тележка, на колесном ходу, марка YANMAR, модель YFW30WD, год выпуска 1998, идентификационный (заводской) №00572, объем двигателя 520 куб. см, максимальная мощность: двигателя 1 – 9 л.с., двигателя 2 – 12 л.с., код ТН ВЭД ЕАЭС 8704900009;

 - ДТ №10009100/051120/0119039 (товар №1) - трактор колесный сельскохозяйственный, бывший в эксплуатации, марка ISEKI, модель LANDHOPE 240, момент выпуска 01.07.1995, шасси (рама) №TU17F-00593, мощность 24 л.с., код ТН ВЭД ЕАЭС 8701915000;

- ДТ №10009100/011120/0135058 (товар №1) – трактор колесный сельскохозяйственный, бывший в эксплуатации, марка YANMAR, модель AF-24, момент выпуска 01.07.1995, шасси (рама) №24A-23874, мощность 24 л.с., код ТН ВЭД ЕАЭС 8701915000;

- ДТ №10009100/151220/0143778 (товар №1) – экскаватор гидравлический, полноповоротный, на гусеничном ходу, бывший в эксплуатации, KOMATSU РС28UU, момент выпуска 01.07.1995, шасси (рама) №PC28UU-2-9140, мощность 26 л.с., код ТН ВЭД ЕАЭС 8429521001;

- ДТ №10009100/171220/0145188 (товар №1) - экскаватор гидравлический, полноповоротный, на гусеничном ходу с передним отвалом, ковшом, бывший в эксплуатации, KOBELCOSK007, год выпуска 1995, шасси №PT05880, мощность 8 л.с., код ТН ВЭД ЕАЭС 8429521001;

- ДТ №10009100/221220/0148575 (товар №1) - экскаватор гидравлический, полноповоротный, на гусеничном ходу, бывший в эксплуатации, марка CATERPILLAR, модель 303SR, момент выпуска 01.07.1995, шасси (рама) №CAT00303JFAD01371, мощность 26 л.с., код ТН ВЭД ЕАЭС 8429521001.

            06.11.2020, 07.11.2020, 08.11.2020, 09.11.2020, 10.11.2020, 11.11.2020, 12.11.2020, 13.11.2020, 14.11.2020, 16.11.2020, 02.12.2020, 15.12.2020, 18.12.2020, 23.12.2020 указанные товары выпущены в соответствии с заявленной таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления.

В ходе проверки достоверности сведений, заявленных в декларациях и иных документах, предъявленных при таможенном декларировании товаров, и определения правильности исчисления и своевременности уплаты утилизационного сбора таможней было установлено, что утилизационный сбор в отношении спорных товаров декларантом не уплачивался.

В связи с этим в адрес общества были направлены уведомления от 24.12.2020 №13-12/25817, от 29.12.2020 №13-12/26184, от 22.01.2021 №13-12/01365 о необходимости уплаты утилизационного сбора в отношении спорных товаров в общей сумме 53 078 250 рублей.

Поскольку в добровольном порядке данное требование исполнено обществом не было, таможенный орган обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением о взыскании с общества утилизационного сбора в сумме 53 078 250 рублей и пени за неуплату утилизационного сбора в сумме 781 728 рублей 76 копеек, которое было удовлетворено судом первой инстанции частично ввиду неверного определения таможней начальной даты начисления пени по ДТ №10009100/061120/0119725, №10009100/111120/0122844, №10009100/051120/0118823, №10009100/051120/0118822, №10009100/061120/0119673, №10009100/061120/0119723, №10009100/051120/0119039, №10009100/171220/0145188, №10009100/221220/0148575.

Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции считает, что решение арбитражного суда первой инстанции в обжалуемой части является законным и обоснованным, исходя из следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 24.1 Закона №89-ФЗ за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним, ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, за исключением транспортных средств, указанных в пункте 6 настоящей статьи, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2016 №81 «Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» утверждены Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора (далее – Правила №81).

В соответствии с пунктом 11 названных Правил для подтверждения правильности исчисления суммы утилизационного сбора плательщики, указанные в абзаце втором пункта 3 статьи 24.1 Закона №89-ФЗ, или их уполномоченные представители представляют в таможенный орган, в котором осуществляется декларирование самоходной машины и (или) прицепа в связи с их ввозом в Российскую Федерацию, либо в таможенный орган, в регионе деятельности которого находится место нахождения (место жительства) плательщика (в случае, если декларирование самоходной машины и (или) прицепа не осуществляется), следующие документы:

а) расчет суммы утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, уплачиваемого лицами, указанными в абзаце втором пункта 3 статьи 24.1 Закона №89-ФЗ, по форме, приведенной в приложении №1;

б) копии сертификатов соответствия и (или) деклараций о соответствии самоходной машины и (или) прицепа, а также копии товаросопроводительных документов (при наличии);

в) копии платежных документов об уплате утилизационного сбора;

г) решение о зачете излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним в счет его предстоящей уплаты, по форме приведенной в приложении №2, выданное таможенным органом, указанным в абзаце первом настоящего пункта, в случае уплаты утилизационного сбора за счет излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора, по которому принято решение о зачете утилизационного сбора в счет его предстоящей уплаты, и его копия;

д) копия документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени плательщика, в случае если подтверждение правильности исчисления утилизационного сбора осуществляется уполномоченным представителем плательщика.

            По правилам пункта 11(1) Правил №81 документы, предусмотренные пунктами 11 и 15 настоящих Правил, должны быть представлены в таможенный орган в течение 15 дней со дня:

- выпуска самоходных машин и (или) прицепов в соответствии с заявленной таможенной процедурой (при осуществлении таможенного декларирования);

- фактического пересечения самоходными машинами и (или) прицепами Государственной границы Российской Федерации и (или) пределов территорий, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права (в случае если декларирование самоходных машин и (или) прицепов при ввозе в Российскую Федерацию не осуществляется).

Непредставление плательщиком или его уполномоченным представителем документов, предусмотренных пунктами 11 и 15 настоящих Правил, является основанием для начисления пени за неуплату утилизационного сбора.

Пени за неуплату утилизационного сбора начисляются за каждый календарный день просрочки со дня, следующего за днем истечения срока представления в таможенный орган документов, предусмотренных пунктами 11 и 15 настоящих Правил, по день исполнения обязанности по уплате утилизационного сбора включительно в процентах суммы неуплаченного утилизационного сбора в размере одной трехсотой ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей в период просрочки уплаты утилизационного сбора.

Уплата, взыскание и возврат пеней осуществляются в соответствии с правилами, установленными для уплаты, взыскания и возврата утилизационного сбора.

Анализ приложенного к заявлению расчета пеней показывает, что предъявленные ко взысканию в рамках настоящего спора пени в общей сумме 781 728 рублей 76 копеек начислены таможенным органом за период с 02.12.2020 по 16.03.2021 на сумму неуплаченного утилизационного сбора в размере 2 932 500 рублей в отношении товара №1, заявленного в ДТ №10009100/111120/0122937, что составило 43 620 рублей 94 копейки, за период с 29.11.2020 по 16.03.2021 на сумму неуплаченного утилизационного сбора в размере 2 932 500 рублей в отношении товара №1, заявленного в ДТ №10009100/061120/0119725, что составило 44 867 рублей 25 копеек, за период с 25.11.2020 по 16.03.2021 на сумму неуплаченного утилизационного сбора в размере 2 932 500 рублей в отношении товара №1, заявленного в ДТ №10009100/061120/0119769, что составило 46 529 рублей, за период с 25.11.2020 по 16.03.2021 на сумму неуплаченного утилизационного сбора в размере 2 932 500 рублей в отношении товара №1, заявленного в ДТ №10009100/061120/0119670, что составило 46 529 рублей, за период с 25.11.2020 по 16.03.2021 на сумму неуплаченного утилизационного сбора в размере 2 932 500 рублей в отношении товара №1, заявленного в ДТ №10009100/051120/0118825, что составило 46 529 рублей, за период с 30.11.2020 по 16.03.2021 на сумму неуплаченного утилизационного сбора в размере 2 932 500 рублей в отношении товара №1, заявленного в ДТ №10009100/111120/0122844, что составило 44 451 рубль 81 копейку, за период с 22.11.2020 по 16.03.2021 на сумму неуплаченного утилизационного сбора в размере 2 932 500 рублей в отношении товара №1, заявленного в ДТ №10009100/051120/0118823, что составило 47 775 рублей 31 копейка, за период с 26.11.2020 по 16.03.2021 на сумму неуплаченного утилизационного сбора в размере 2 932 500 рублей в отношении товара №1, заявленного в ДТ №10009100/091120/0120812, что составило 46 113 рублей 56 копеек, за период с 26.11.2020 по 16.03.2021 на сумму неуплаченного утилизационного сбора в размере 2 932 500 рублей в отношении товара №1, заявленного в ДТ №10009100/091120/0120810, что составило 46 113 рублей 56 копеек, за период с 25.11.2020 по 16.03.2021 на сумму неуплаченного утилизационного сбора в размере 1 035 000 рублей в отношении товара №1, заявленного в ДТ №10009100/051120/0118828, что составило 16 422 рубля, за период с 25.11.2020 по 16.03.2021 на сумму неуплаченного утилизационного сбора в размере 310 500 рублей в отношении товара №1, заявленного в ДТ №10009100/091120/0120776, что составило 4 926 рублей 60 копеек, за период с 25.11.2020 по 16.03.2021 на сумму неуплаченного утилизационного сбора в размере 379 500 рублей в отношении товара №1, заявленного в ДТ №10009100/051120/0118827, что составило 6 021 рубль 40 копеек, за период с 27.11.2020 по 16.03.2021 на сумму неуплаченного утилизационного сбора в размере 310 500 рублей в отношении товара №1, заявленного в ДТ №10009100/091120/0121040, что составило 4 838 рублей 63 копейки, за период с 25.11.2020 по 16.03.2021 на сумму неуплаченного утилизационного сбора в размере 310 500 рублей в отношении товара №1, заявленного в ДТ №10009100/061120/0119674, что составило 4 926 рублей 60 копеек, за период с 22.11.2020 по 16.03.2021 на сумму неуплаченного утилизационного сбора в размере 310 500 рублей в отношении товара №1, заявленного в ДТ №10009100/051120/0118822, что составило 5 058 рублей 56 копеек, за период с 24.11.2020 по 16.03.2021 на сумму неуплаченного утилизационного сбора в размере 379 500 рублей в отношении товара №1, заявленного в ДТ №10009100/051120/0118824, что составило 6 075 рублей 16 копеек, за период с 29.11.2020 по 16.03.2021 на сумму неуплаченного утилизационного сбора в размере 5 175 000 рублей в отношении товара №1, заявленного в ДТ №10009100/061120/0119673, что составило 79 177 рублей 50 копеек, за период с 26.11.2020 по 16.03.2021 на сумму неуплаченного утилизационного сбора в размере 1 725 000 рублей в отношении товара №1, заявленного в ДТ №10009100/091120/0120922, что составило 27 125 рублей 63 копейки, за период с 28.11.2020 по 16.03.2021 на сумму неуплаченного утилизационного сбора в размере 552 000 рублей в отношении товара №1, заявленного в ДТ №10009100/111120/0122623, что составило 8 523 рубля 80 копеек, за период с 26.11.2020 по 16.03.2021 на сумму неуплаченного утилизационного сбора в размере 1 035 000 рублей в отношении товара №1, заявленного в ДТ №10009100/051120/0118956, что составило 16 275 рублей 38 копеек, за период с 26.11.2020 по 16.03.2021 на сумму неуплаченного утилизационного сбора в размере 1 035 000 рублей в отношении товара №1, заявленного в ДТ №10009100/051120/0118981, что составило 16 275 рублей 38 копеек, за период с 23.11.2020 по 16.03.2021 на сумму неуплаченного утилизационного сбора в размере 1 035 000 рублей в отношении товара №1, заявленного в ДТ №10009100/061120/0119723, что составило 16 715 рублей 25 копеек, за период с 26.11.2020 по 16.03.2021 на сумму неуплаченного утилизационного сбора в размере 1 725 000 рублей в отношении товара №1, заявленного в ДТ №10009100/061120/0119802, что составило 27 125 рублей 63 копейки, за период с 26.11.2020 по 16.03.2021 на сумму неуплаченного утилизационного сбора в размере 1 725 000 рублей в отношении товара №1, заявленного в ДТ №10009100/061120/0119691, что составило 27 125 рублей 63 копейки, за период с 28.11.2020 по 16.03.2021 на сумму неуплаченного утилизационного сбора в размере 224 250 рублей в отношении товара №1, заявленного в ДТ №10009100/051120/0118869, что составило 3 462 рубля 79 копеек, за период с 22.11.2020 по 16.03.2021 на сумму неуплаченного утилизационного сбора в размере 310 500 рублей в отношении товара №1, заявленного в ДТ №10009100/051120/0119039, что составило 5 058 рублей 56 копеек, за период с 18.12.2020 по 16.03.2021 на сумму неуплаченного утилизационного сбора в размере 310 500 рублей в отношении товара №1, заявленного в ДТ №10009100/011120/0135058, что составило 3 914 рублей 89 копеек, за период с 31.12.2020 по 16.03.2021 на сумму неуплаченного утилизационного сбора в размере 2 932 500 рублей в отношении товара №1, заявленного в ДТ №10009100/151220/0143778, что составило 31 573 рубля 25 копеек, за период с 03.01.2021 по 16.03.2021 на сумму неуплаченного утилизационного сбора в размере 2 932 500 рублей в отношении товара №1, заявленного в ДТ №10009100/171220/0145188, что составило 30 326 рублей 94 копейки, за период с 08.01.2021 по 16.03.2021 на сумму неуплаченного утилизационного сбора в размере 2 932 500 рублей в отношении товара №1, заявленного в ДТ №10009100/221220/0148575, что составило 28 249 рублей 75 копеек.

Проверив указанный расчет, судебная коллегия установила, что начальная дата начисления пени по ДТ №10009100/061120/0119725 определена таможенным органом с 29.11.2020, по ДТ №10009100/111120/0122844 - с 30.11.2020, по ДТ №10009100/051120/0118823 – с 22.11.2020, по ДТ №10009100/051120/0118822 – с 22.11.2020, по ДТ №10009100/061120/0119673 – с 29.11.2020, по ДТ №10009100/061120/0119723 – с 23.11.2020, по ДТ №10009100/051120/0119039 – с 22.11.2020, по ДТ №10009100/171220/0145188 – с 03.01.2021, по ДТ №10009100/221220/0148575 – с 08.01.2021.

Между тем, как верно заключил суд первой инстанции, расчет пени должен производиться с 01.12.2020 по ДТ №10009100/061120/0119725, с 01.12.2020 по ДТ №10009100/111120/0122844, с 24.11.2020 по ДТ №10009100/051120/0118823, с 24.11.2020 по ДТ №10009100/051120/0118822, с 01.12.2020 по ДТ №10009100/061120/0119673, с 24.11.2020 по ДТ №10009100/061120/0119723, с 24.11.2020 по ДТ №10009100/051120/0119039, с 12.01.2021 по ДТ №10009100/171220/0145188, с 12.01.2021 по ДТ №10009100/221220/0148575, исходя из следующего.

Выпуск товаров, заявленных в ДТ №10009100/051120/0118823, №10009100/051120/0118822, №10009100/051120/0119039, товара, заявленного в ДТ №10009100/061120/0119723, товаров, заявленных в ДТ №10009100/061120/0119725, №10009100/061120/0119673, товара, заявленного в ДТ №10009100/111120/0122844, товара, заявленного в ДТ №10009100/171220/0145188, товара, заявленного в ДТ №10009100/221220/0148575, осуществлен 06.11.2020, 07.11.2020, 13.11.2020, 14.11.2020, 18.12.2020, 23.12.2020, соответственно документы, предусмотренные пунктом 11 Правил №81, должны были быть представлены декларантом в первом случае в период с 07.11.2020 по 21.11.2020, во втором случае – в период с 08.11.2020 по 22.11.2020, в третьем случае – в период с 14.11.2020 по 28.11.2020, в четвертом случае – в период с 15.11.2020 по 29.11.2020, в пятом случае – в период с 19.12.2020 по 02.01.2021, в шестом случае – в период с 24.12.2020 по 07.01.2021.

При этом последние дни срока – 21.11.2020, 22.11.2020, 28.11.2020 и 29.11.2020 выпадают на нерабочие выходные дни, а 02.01.2021 и 07.01.2021 – на нерабочие праздничные дни.

Учитывая, что ни Закон №89-ФЗ, ни Правила №81, регламентирующие порядок уплаты утилизационного сбора, не устанавливают порядок исчисления сроков, апелляционная коллегия считает возможным по аналогии применить порядок исчисления срока, предусмотренный как статьей 193 Гражданского кодекса Российской Федерации, так и положениями таможенного законодательства (часть 6 статьи 4 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, часть 6 статьи 7.1 Федерального закона от 03.08.2018 №289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»), а также нормами Налогового кодекса Российской Федерации (статья 6.1), которыми предусмотрено, что в случае если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

При этом, судебная коллегия руководствуется принципом универсальности воли законодателя, а также исходит из того, что несмотря на то, что утилизационный сбор не являет налоговым и таможенным платежом, он представляет собой обязательный платеж.

Соответственно, последние дни срока уплаты утилизационного сбора в отношении товаров, заявленных в  ДТ №10009100/051120/0118823, №10009100/051120/0118822, №10009100/051120/0119039, №10009100/061120/0119723, №10009100/061120/0119725, №10009100/061120/0119673, №10009100/111120/0122844, №10009100/171220/0145188, №10009100/221220/0148575, должны быть перенесены с 21.11.2020 и 22.11.2020, с 28.11.2020 и 29.11.2020, с 02.01.2021 и 07.01.2021 на ближайшие рабочие дни – 23.11.2020, 30.11.2020, 11.01.2021 и, как следствие, правомерно начислять пени с 24.11.2020, 01.12.2020, 12.01.2021.

Что касается конечной даты начисления пени – 16.03.2021, то она определена таможенным органом произвольно, исходя из даты обращения в суд с заявленными требованиями, что согласуется с материалами дела и не превышает пределы ответственности декларанта, уклонившегося от исполнения обязанности по уплате утилизационного сбора.

Произведенный судом первой инстанции пересчет пени, исходя из сумм неуплаченного утилизационного сбора и размера ключевых ставок Банка России, действующих в соответствующие периоды просрочки, показал, что сумма пени фактически составляет 772 462 рубля 09 копеек (44 036 рублей 38 копеек по ДТ №10009100/061120/0119725 + 44 036 рублей 38 копеек по ДТ №10009100/111120/0122844 + 46 944 рубля 44 копейки по ДТ №10009100/051120/0118823 + 4 970 рублей 59 копеек по ДТ №10009100/051120/0118822 + 77 711 рублей 25 копеек по ДТ №10009100/061120/0119673 + 16 568 рублей 63 копейки по ДТ №10009100/061120/0119723 + 4 970 рублей 59 копеек по ДТ №10009100/051120/0119039 + 26 588 рублей по ДТ №10009100/171220/0145188 + 26 588 рублей по ДТ №10009100/221220/0148575 + 480 047 рублей 83 копейки по иным ДТ). Данный расчет судом апелляционной инстанции проверен и признан обоснованным и арифметически правильным.

Соответственно предъявленные ко взысканию пени в размере 781 728 рублей 76 копеек правомерно удовлетворены судом первой инстанции только в сумме 772 462 рубля 09 копеек.

Таким образом, решение арбитражного суда в обжалуемой части соответствует примененным судом нормам права, регулирующим спорные правоотношения, и установленным фактическим обстоятельствам спора. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.

            В целом доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку не опровергают выводов суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены судебного акта.

            С учетом изложенного основания для отмены решения суда первой инстанции в обжалуемой части и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.

            На основании статьи 333.37 Налогового кодекса РФ суд апелляционной инстанции не относит на таможенный орган судебные расходы по государственной пошлине за подачу апелляционной жалобы.

            Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Приморского края от 16.09.2021  по делу №А51-5132/2021  в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.

Председательствующий

Г.Н. Палагеша

Судьи

                    А.В. Пяткова

Т.А. Солохина