ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 05АП-681/2015 от 16.02.2015 Пятого арбитражного апелляционного суда

Пятый арбитражный апелляционный суд

ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001

тел.: (423) 221-09-01, факс (423) 221-09-98

http://5aas.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Владивосток                                                  Дело

№ А51-23881/2014

24 февраля 2015 года

Резолютивная часть постановления оглашена 16 февраля 2015 года.

Постановление в полном объеме изготовлено февраля 2015 года .

Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего А.В. Гончаровой

судей Н.Н. Анисимовой, С.В. Гуцалюк

при ведении протокола секретарем судебного заседания А.Д. Беспаловой

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью «ХОУМ КРЕДИТ ЭНД ФИНАНС БАНК»

апелляционное производство № 05АП-681/2015

на решение от 26.11.2014

судьи Т.Е. Мангер

по делу № А51-23881/2014 Арбитражного суда Приморского края

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Хоум Кредит энд Финанс Банк» (ИНН 7735057951, ОГРН 1027700280937)

к Главному управлению Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий России по Приморскому краю (ИНН 2536150266, ОГРН 1042503038467, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 21.11.2004),
Отделу надзорной деятельности Фрунзенского района города Владивостока
(ИНН 2536035182, ОГРН 1022501303054, дата государственной регистрации в качестве юридического лица12.12.2002)

о признании недействительным предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности;

при участии:

от ООО «ХОУМ КРЕДИТ ЭНД ФИНАНС БАНК»: представитель Меняшев Р.И. по доверенности от 09.02.2015, сроком действия на один год, паспорт; представитель Кущенко С.М. по доверенности от 19.01.2015, сроком действия на один год, паспорт;

от Главного управления Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий России по Приморскому краю: представитель Александров В.В. по доверенности от 31.12.2014, сроком действия до 31.12.2015, удостоверение;

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Хоум Кредит энд Финанс Банк» (далее – заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене предписания № 435/1/249 по устранению нарушений требований пожарной безопасности от 13.08.2014, выданного Отделом надзорной деятельности Фрунзенского района г.Владивостока УНД ГУ МЧС России по Приморскому края (далее – административный орган, отдел, ответчик).         

Решением Арбитражного суда Приморского края от 26.11.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, общество с ограниченной ответственностью «ХОУМ КРЕДИТ ЭНД ФИНАНС БАНК» обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.

Доводы апелляционной жалобы и письменных пояснений сводятся к тому, что оснащение помещений исключительно фотолюминисцентной системой эвакуации не является единственным и обязательным, поскольку ГОСТ Р 12.2.143-2009 и ГОСТ Р 12.4.026-2001 носят рекомендательный характер.

Заявитель жалобы полагает, что поскольку помещения Банка оборудованы обязательным к исполнению аварийным освещением и системой управления эвакуацией людей при пожаре (3-го типа), следовательно размещение ФЭС не является обязательным, так как установка аварийного освещения и системы управления людей при пожаре обеспечивает безопасную эвакуацию людей в случае чрезвычайной ситуации. Банком в полном объеме выполнены все требования нормативных документов по пожарной безопасности.

Указывает также, что здание по адресу г. Владивосток, ул. Мордовцева, д. 6 построено и введено в эксплуатацию в 2004 году согласно проекту, прошедшему техническую экспертизу, с соблюдением всех требований пожарной безопасности, о чем свидетельствует акт приемки в эксплуатацию законченного строительством объекта. В соответствии с требованиями Федерального закона № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» соответствие указанного объекта требованиям пожарной безопасности осуществлено в форме декларирования соответствия – декларации пожарной безопасности, зарегистрированной в ОГПН Фрунзенского района г. Владивостока 23.04.2010. Частью 6 статьи 6 указанного Федерального закона установлено, что декларация пожарной безопасности должна включать оценку пожарного риска только в случае, если проводится расчет риска. В рассматриваемом случае со ссылкой на часть 3 статьи 6 Закона № 123-ФЗ заявитель жалобы указывает, что для объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию или проектная документация которых была направлена на экспертизу до дня вступления в силу (30.04.2009) расчет пожарного риска не требуется.

Кроме того, общество ссылается на письма МЧС России от 13.11.2010 № 257-1-19-11-2, от 08.10.2013 № 4747эп-11-2-02, от 15.09.2014 № 19-2-12-3948 и от 11.03.2014 № 19-1-13-969, в которых разъяснено, что изготовление и применение знаков пожарной безопасности может осуществляться как на бумажном носителе, так и в фотолюминесцентном исполнении, при этом вид материала для изготовления знаков пожарной безопасности определяется собственником объекта самостоятельно.

В судебном заседании представители ООО «ХОУМ КРЕДИТ ЭНД ФИНАНС БАНК» доводы апелляционной жалобы и письменных пояснений поддержали, решение суда первой инстанции просили отменить и принять по делу новый судебный акт.

Представитель Главного управления Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий России по Приморскому краю на доводы апелляционной жалобы возразил по основаниям, изложенным в письменном отзыве на жалобу. Решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным, апелляционную жалобу – не подлежащей удовлетворению.

Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ правильность применения норм материального и процессуального права, изучив доводы апелляционной жалобы, пояснений к ней и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции в силу следующих обстоятельств.

Из материалов дела судом установлено, что на основании распоряжения начальника ОНД Фрунзенского района г.Владивостока № 435 от 14.06.2014 в отношении общества с ограниченной ответственностью «Хоум Кредит энд Финанс Банк» в период с 04.08.2014 по 13.08.2014 проведена плановая выездная проверка помещений, расположенных в административном здании по адресу: г.Владивосток, ул. Мордовцева, 6.

В ходе проверки органом пожарного надзора было установлено, что в здании на путях эвакуации (в коридорах, проходах и холлах) отсутствуют знаки пожарной безопасности, в том числе знаки, обозначающие пути эвакуации и эвакуационные выходы (знаки, указывающие места размещения средств противопожарной защиты (огнетушителей, пожарных лестниц, кнопок включения установок (систем) пожарной автоматики, мест размещения телефонов, по которым можно вызвать пожарную охрану), направляющие линии и стрелки на путях эвакуации, сигнальная разметка с чередующимися зигзагообразными полосами («елочка») зеленого и желтовато-белого (белого) цветов для обозначения границ безопасного движения по пути эвакуации), относящихся к указательным элементам фотолюминесцентной эвакуационной системы (далее ФЭС),выполненные из фотолюминесцентных материалов, монтаж которых осуществляется лицами, имеющими соответствующую лицензию на данный вид работ. Результаты проверки оформлены актом № 435 от 13.08.2014.

По результатам проверки обществу в тот же день выдано предписание № 435/1/249, которым обществу было предписано в срок до 01.12.2014 устранить вышеуказанное нарушение.

Не согласившись с вынесенным предписанием, посчитав его незаконным и нарушающим права и законные интересы общества, заявитель обратился в арбитражный суд с требованием о признании его недействительным.    Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя.

Из части 2 статьи 201 АПК РФ следует, что для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо установить их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту, нарушение этими ненормативными правовыми актами, решениями и действиями (бездействиями) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту в соответствии с частью 5 статьи 200 АПК РФ возлагается на государственный орган, должностное лицо.

Между тем, согласно статье 123 Конституции Российской Федерации, статьям 7, 8, 9 АПК РФ судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьей 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений, представить доказательства.

В силу статьи 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Закон № 69-ФЗ) под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; под нормативными документами по пожарной безопасности понимаются национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности; под нарушением требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.

По смыслу статьи 20 Закона № 69-ФЗ техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.

Согласно частям 2 и 3 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Закон № 123-ФЗ) к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390, утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации (далее - Правила), которые содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности.

В соответствии с пунктами 33, 34 Правил при эксплуатации эвакуационных путей и выходов руководитель организации обеспечивает соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности (в том числе по освещенности, количеству, размерам и объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов, а также по наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности).

Как установлено пунктом 43 Правил руководитель организации обеспечивает исправное состояние знаков пожарной безопасности, в том числе обозначающих пути эвакуации и эвакуационные выходы. Эвакуационное освещение должно включаться автоматически при прекращении электропитания рабочего освещения.

Положениями Норм пожарной безопасности «Цвета сигнальные. Знаки пожарной безопасности. Виды, размеры, общие технические характеристики», утвержденных Приказом ГУГПС МВД России от 24.07.1997 № 46 (далее - НПБ 160-97), установлен порядок применения сигнальных цветов и знаков пожарной безопасности.

В частности, таблицей 2 установлены виды знаков пожарной безопасности и их размеры, а таблицей 3 - знаки пожарной безопасности.

При этом для внешнего оформления знаков пожарной безопасности; обозначения мест размещения пожарной техники, мест нахождения кнопок ручного пуска установок пожарной автоматики, систем противодымной защиты, мест нахождения средств индивидуальной защиты, самоспасания и т.п.; обозначения путей эвакуации, а также границ зон путей эвакуации, которые не допускается загромождать или использовать для складирования необходимо использовать сигнальные цвета (пункт 1.2 НПБ 160-97).

Положениями ГОСТ Р 12.4.026-2001 «Государственный стандарт Российской Федерации. Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний», принятого Постановлением Госстандарта России от 19.09.2001 № 387-ст (далее - ГОСТ Р 12.4.026-2001), предусмотрены требования к сигнальным цветам, знакам безопасности и сигнальной разметке для производственной, общественной и иной хозяйственной деятельности людей, производственных, общественных объектов и иных мест, где необходимо обеспечение безопасности.

В соответствии с пунктом 5.1.1. ГОСТ Р 12.4.026-2001 сигнальные цвета необходимо применять для: - обозначения поверхностей, конструкций (или элементов конструкций), приспособлений, узлов и элементов оборудования, машин, механизмов и т.п., которые могут служить источниками опасности для людей, поверхности ограждений и других защитных устройств, систем блокировок и т.п.; - обозначения пожарной техники, средств противопожарной защиты, их элементов; - знаков безопасности, сигнальной разметки, планов эвакуации и других визуальных средств обеспечения безопасности; - светящихся (световых) средств безопасности (сигнальные лампы, табло и др.); - обозначения пути эвакуации.

Пунктом 5.1.1.1 указанного ГОСТ установлено смысловое значение, область применения сигнальных цветов и соответствующие им контрастные цвета.

Пунктом 6.1.4 названного ГОСТ установлено, что знаки пожарной безопасности, размещенные на пути эвакуации, а также эвакуационные знаки безопасности и знак безопасности ЕС 01 должны быть выполнены с применением фотолюминесцентных материалов по ГОСТ Р 12.2.143-2009.

Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов безопасности труда. Системы фотолюминесцентные эвакуационные. Требования и методы контроля (ГОСТ Р 12.2.143-2009) распространяются на фотолюминесцентные эвакуационные системы (далее - ФЭС) и элементы системы, в том числе планы эвакуации, устанавливает требования к ФЭС, процессам ее проектирования, монтажа и технического обслуживания.

Фотолюминесцентные знаки безопасности следует применять там, где возможно аварийное отключение источников света, а также в качестве элементов фотолюминесцентных эвакуационных систем для обеспечения самостоятельного выхода людей из опасных зон в случае возникновения аварий, пожара или других чрезвычайных ситуаций (пункт 6.2.6 ГОСТ Р 12.4.026-2001).

Основные знаки безопасности необходимо разделять на следующие группы: - запрещающие знаки; - предупреждающие знаки; - знаки пожарной безопасности; - предписывающие знаки; - эвакуационные знаки и знаки медицинского и санитарного назначения; - указательные знаки (пункт 6.3.1 ГОСТ Р 12.4.026-2001).

Пунктом 6.3.2. указанного ГОСТ установлено, что геометрическая форма, сигнальный цвет, смысловое значение основных знаков безопасности должны соответствовать приведенной в данном пункте таблице.

В соответствии с пунктом 7.2.5. ГОСТ Р 12.4.026-2001 зелено-белую сигнальную разметку следует применять для обозначения границ полосы безопасного движения и указания направления движения по пути эвакуации (например направляющие линии в виде «елочки».

Приказом Ростехрегулирования от 23 июля 2009 г. № 260-ст утвержден Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов безопасности и труда. Системы фотолюминесцентные. Требования и методы контроля ГОСТ Р 12.2.143-2009 (Далее – ГОСТ Р 12.2.143-2009).

Пунктом 4.1 указанного ГОСТ установлено, что фотолюминесцентная эвакуационная система (далее – ФЭС) должна обеспечивать соответствующей понятной информацией находящихся в здании людей с тем, чтобы они могли организованно эвакуироваться из любого места.

Согласно пункту 4.2 ГОСТ Р 12.2.143-2009 ФЭС включает в себя (визуализацию) элементы, обозначающие: пути эвакуации; эвакуационные двери (аварийные выходы); опасные места, расположенные вдоль путей эвакуации; места размещения спасательных средств, средств противопожарной и противоаварийной защиты, средств связи; объекты оперативного опознания.

ФЭС проектируют как автономную, самостоятельную систему эвакуации, обеспечивающую уменьшение времени эвакуации и информирование о структуре путей эвакуации в целях организации управления движением людей по эвакуационным путям, в том числе для зданий, сооружений, а также их отдельных частей (пункт 4.2.1 ГОСТ Р 12.2.143-2009).

В соответствии с пунктом 5.3.9 ГОСТ Р 12.2.143-2009 сигнальную разметку с чередующимися и зигзагообразными полосами («елочка») зеленого и желтовато-белого (белого) цветов применяют для обозначения границ безопасного движения и в составе направляющих линий (полос) для дополнительного указания направления к выходу.

К указательным элементам ФЭС относят в том числе, эвакуационные знаки безопасности и знаки безопасности медицинского и санитарного назначения по ГОСТ Р 12.4.026; знаки пожарной безопасности по ГОСТ Р 12.4.026; планы эвакуации; стрелки; таблички с поясняющими надписями и (или) графическими изображениями; линии (полосы) направляющие, контурные и ограничительные; плоские фигуры (экраны светового фона, подложки и т.п.), предназначенные для визуализации в темноте различных объектов оперативного опознания (пункт 5.7 ГОСТ Р 12.2.143-2009).

Согласно пункта 6.1 ГОСТ Р РФ 12.2.143-2009 при размещенииэлементов ФЭС необходимо учитывать, что они лучше обнаруживаются периферическим зрением, а знаки и информационные материалы легче распознаются (читаются) в прямом поле зрения.

Распознаваемость и узнаваемость элементов ФЭС тем выше, чем больше их размер и частота установки. Соотношение между размерами и частотой установки элементов ФЭС должно соответствовать 6.3.4 ГОСТ Р 12.4.026.

Размещение (монтаж) элементов ФЭС на путях эвакуации осуществляет организация, имеющая специальное разрешение на осуществление данной деятельности, в соответствии с проектом, выполненным с учетом требований 4.1.

Низко расположенные направляющие линии с информацией о направлении должны быть размещены в дополнение к высокорасположенным знакам вдоль всего пути для его четкого обозначения (пункт 6.6.4 ГОСТ Р 12.2.143-2009).

Двери эвакуационных и аварийных выходов вдоль маршрута эвакуации и конечные двери эвакуационного выхода должны быть обозначены разметкой полосками фотолюминесцентного материала на рамах шириной не менее 25 мм. Должен быть четко определен участок размещения механизма открывания двери, способ и направление его открывания, установлен знак, указывающий, как открывается дверь. Если указатель направления включен в систему разметки двери, он должен находиться на высоте ручки (пункт 6.6.6 ГОСТ Р 12.2.143-2009).

Предупреждающие знаки для противопожарного оборудования и аварийного оборудования, приборы связи, предназначенные для использования в чрезвычайных ситуациях, должны быть размещены там, где находится данное оборудование, место размещения огнетушителя дополнительно может быть обозначено световым фотолюминесцентным экраном, пожарный кран по периметру должен быть обозначен фотолюминесцентной лентой шириной не менее 25 мм (6.6.7 ГОСТ Р 12.2.143-2009).

Для обозначения сущности и расположения источников опасности на маршруте эвакуации, такие как электрические приборы или баллоны со сжатым газом, выступы стен, столбы и мешающие детали, должны быть снабжены соответствующими предупреждающими знаками в соответствии с ГОСТ Р 12.4.026. Направляющая линия должна вести людей, обходя препятствия и любые выступающие архитектурные детали. (пункт 6.6.8 ГОСТ Р 12.2.143-2009).

Согласно пункту 7.10. ГОСТ Р 12.2.143-2009 регламентные работы по техническому обслуживанию (далее - ТО) и планово-предупредительному ремонту (далее - ППР) должны осуществляться в соответствии с годовым планом-графиком, составляемым с учетом технической документации заводов-изготовителей, и со сроком проведения ремонтных работ.

ТО и ППР должны выполняться организацией, имеющей специальное разрешение на осуществление данной деятельности.

ФЭС следует визуально осматривать и чистить от пыли и загрязнений не реже одного раза в месяц (загрязненные участки промывать водным раствором неабразивных моющих средств). Яркость свечения следует проверять, используя для сравнения эталонный образец, освещающие источники проверять на предмет их рабочего состояния. Результаты осмотра элементов ФЭС заносятся в «Рабочий журнал», в который должны быть включены:

- дата проведения осмотра и контроля характеристик элементов ФЭС;

- результаты визуального контроля яркости элементов ФЭС;

- перечень замечаний, выявленных при осмотре ФЭС;

- перечень мероприятий по устранению выявленных замечаний со сроками и отметкой выполнения.

Статьей 37 Закона № 69-ФЗ установлена обязанность организаций соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности.

Как установлено материалами дела, указанные выше нормы пожарной безопасности Банком не соблюдены.

Нарушения требований пожарной безопасности, указанные оспариваемом предписании, не обеспечивают возможности лицам, находящимся в здании при пожаре, сориентироваться, выбрать направление эвакуации в условиях отсутствия освещения.

Приведенные выше выводы суда заявителем по существу не оспорены.

Таким образом, коллегия считает правильным вывод суда первой инстанции о том, что предписание № 435/1/249 от 13.08.2014 основано на нормах действующего законодательства.

Изложенным в апелляционной жалобе доводам о незаконности оспариваемого предписания со ссылкой на добровольное применение ГОСТ Р 12.2.143-2209 и ГОСТ Р 12.4.026-2001, судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка при рассмотрении дела в суде первой инстанции.

Согласно пункту 4.2 ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения» национальные стандарты применяются на добровольной основе. Обязательность соблюдения национальных стандартов наступает при прямом указании на это в действующем законодательстве, договорах, контрактах, правомерно принятых нормативных документах федеральных органов исполнительной власти или предприятий любых форм собственности.

В соответствии с частью 3 статьи 4 Закона № 123-ФЗ к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды, правила, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований указанного Закона.

Действительно, в соответствии с Приказом Росстандарта от 23.07.2009 № 260-ст «Об утверждении национального стандарта», ГОСТ Р 12.2.143-2009 утвержден для добровольного применения.

Однако в соответствии с частью 3 статьи 4 Закона № 123-ФЗ указанный ГОСТ относится к нормативным документам по пожарной безопасности, применение которого обеспечивает соблюдение требований указанного Закона.

Кроме того, согласно части 1 статьи 151 Закона № 123-ФЗ со дня вступления в силу указанного Закона до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к объемам защиты (продукции), процессам производства, эксплуатации, хранения, транспортировки, реализации и утилизации (вывода из эксплуатации), установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, не противоречащей требованиям данного Закона.

Требование об обязательном изготовлении эвакуационной системы с применением только фотолюминесцентных материалов не противоречит требованиям Закона № 123-ФЗ, это требование является требованием, установленным нормативным документом федерального органа исполнительной власти, следовательно, подлежит обязательному исполнению.

Учитывая, что требования об изготовлении только фотолюминесцентных планов эвакуации, установленные ГОСТ Р 12.2.143-2009, введены в действие с 01.07.2010, общество имело возможность для соблюдения требований законодательства до проведения административным органом проверки.

Ссылка заявителя апелляционной жалобы на письма Министерства РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий от 13.11.2010 № 257-1-19-11-2, от 08.10.2013 № 4747эп-11-2-02, от 15.09.2014 № 19-2-12-3948, от 11.03.2014 № 19-1-13-96, содержащие разъяснения о возможности изготовления и применения планов и знаков эвакуации в фотолюминесцентном исполнении, судебной коллегий отклоняется, в силу вышеизложенного.

Кроме того, указанные письма, на которые ссылается заявитель апелляционной жалобы, не могут быть положены апелляционным судом в основу постановления, поскольку они не являются нормативно-правовыми актами в силу статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что у Банка имеется декларация пожарной безопасности, и с учетом положений части 3 статьи 6 Закона № 123-ФЗ для проверяемого объекта расчет пожарного риска не требуется, судебной коллегией отклоняется, как не опровергающие выводы суда первой инстанции об обязательном применении соответствующего ГОСТа.

Делая указанный вывод, коллегия исходит из того, что согласно положениям статьи 6 Закона № 123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий:

1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом;

2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и нормативными документами по пожарной безопасности.

Таким образом, пожарная безопасность объектов будет обеспечена при соблюдении требований пожарной безопасности, установленных требованиями Федерального закона № 123-ФЗ, а не только расчетом пожарного риска.

Следовательно, на объекте защиты должны выполняться требования правил пожарной безопасности независимо от расчета пожарного риска.

Таким образом, суд обоснованно пришел к выводу о том, что требование об обязательном изготовлении планов эвакуации с применением только фотолюминесцентных материалов не противоречит Закону № 123-ФЗ, является требованием, установленным нормативным документом федерального органа исполнительной власти, соответственно, подлежит обязательному исполнению.

Нарушений порядка проведения проверки, установленного Федеральным законом № 294-ФЗ от 26.12.2008 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» судом апелляционной инстанции не установлено.

На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что предписание от 13.08.2014 № 435/1/249 является законным и подлежит обязательному исполнению обществом в установленные сроки, в связи с чем правомерно в соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ отказал в удовлетворении заявленных требований.

Суд первой инстанции полно установил фактические обстоятельства дела, всесторонне исследовал доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, дал им правильную правовую оценку и принял обоснованное решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права.

Нарушений норм процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену судебного акта, допущено не было.

При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы нет.

Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Приморского края от 26.11.2014  по делу №А51-23881/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.

Председательствующий

А.В. Гончарова

Судьи

Н.Н. Анисимова

С.В. Гуцалюк