192/2020-9014(2)
Пятый арбитражный апелляционный суд
ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001
тел.: (423) 221-09-01, факс (423) 221-09-98
http://5aas.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Владивосток Дело № А51-16548/2019
05 марта 2020 года
Резолютивная часть постановления объявлена 02 марта 2020 года. Постановление в полном объеме изготовлено 05 марта 2020 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего С.В. Понуровской,
судей Н.Н. Анисимовой, А.В. Гончаровой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Д.Е.Филипповой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью «Гранъ», администрации Надеждинского муниципального района
апелляционные производства № 05АП-765/2020, 05АП-932/2020
на решение от 27.12.2019
судьи Л.П. Нестеренко
по делу № А51-16548/2019 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Гранъ» (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к администрации Надеждинского муниципального района (ИНН <***>, ОГРН <***>)
третье лицо: Департамент лесного хозяйства Приморского края (ИНН 2539085054, ОГРН 1072539005967)
о признании незаконным отказа;
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью «ГРАНЪ»: ФИО1 по доверенности от 29.10.2019 сроком действия на 1 год;
от администрации Надеждинского муниципального района: ФИО2 по доверенности от 01.03.2019 сроком действия на 3 года;
от Департамента лесного хозяйства Приморского края: не явились, извещены надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Гранъ» (далее- заявитель, общество, ООО «Гранъ») обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа администрации Надеждинского муниципального района (далее – Администрация), выраженного в письме от 20.06.2019 № 5888; об обязанни утвердить схему расположения земельного участка площадью 62698 кв. м. для добычи полезных ископаемых: разработка карьера скального грунта месторождения «Ключевое-5» в границах утвержденных запасов скального и древесного грунта, расположенного по адресу: Надеждинское муниципальное образования, к востоку от 2-го км автодороги «ГострассаКлючевое», установить категорию земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, и предоставить земельный участок ООО «Гранъ» в аренду сроком до 02.12.2033.
Определением суда первой инстанции от 10.10.2019 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент лесного хозяйства Приморского края (далее – третье лицо, Департамент).
Решением Арбитражного суда Приморского края от 27.12.2019 заявленные требования удовлетворены: отказ администрации Надеждинского муниципального района, выраженный в письме от 20.06.2019 № 5888, признан незаконным, как не соответствующий Земельному кодексу Российской Федерации. В целях восстановления нарушеннных прав и интересов Общества, суд также обязал Администрацию рассмотреть вопрос об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 62698 кв. м. для добычи полезных ископаемых: разработка карьера скального грунта месторождения «Ключевое-5» в границах утвержденных запасов скального и древесного грунта, расположенного по адресу: Надеждинское муниципальное образование, к востоку от 2-го км автодороги «Гострасса- Ключевое», и его предварительном согласовании предоставления Обществу с ограниченной ответственностью «Гранъ» в аренду в соответствии с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом в части признания незаконным отказа администрации Надеждинского муниципального района, выраженный в письме от 20.06.2019 № 5888, Администрация обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции в данной части отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований. Настаивает на том, что для оспариваемого отказа имелись законные основания, поскольку в соответствии с Правилами землепользования и застройки Надеждинского сельского поселения, утвержденными решением муниципального комитета Надеждинского сельского поселения Надеждинского муниципального района от 06.05.2013 № 742 (далее - ПЗЗ № 742), спорный земельный участок расположен в границах земель лесного фонда.
ООО «Гранъ», не согласившись с решением суда первой инстанции в части избранного способа восстановления нарушенных праав и интересов Общеста, в свою очередь также обратилось в суд с апелляционной жалобой.
Просит отменить обжалуемое решение в части отказа в удовлетворении требования о возложении на администрацию обязанности утвердить схему расположения земельного участка, установить категорию земель и предоставить обществу земельный участок в аренду сроковом 02.12.2033, и принять по делу в указанной части новый судебный акт. По мнению заявителя, обжалуемое решение не приведет к восстановлению нарушенных прав общества.
В судебном заседании представитель администрации поддержала доводы своей апелляционной жалобы в полном объеме, относительно доводов апелляционной жалобы Общества возражала.
Представитель Общества доводы своей апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, с доводами апелляционной жалобы Администрации не согласился по основаниям, изложенным в представленном письменном отзыве.
Департамент, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, заявлений, ходатайств не представил, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрела апелляционную жалобу в его отсутствие.
С учетом поданных апелляционных жалоб решение суда подлежит пересмотру в полном объёме.
Из материалов дела коллегией установлено следующее:
ООО «Гранъ» Управлением Росприроднадзора Приморского края выдана лицензия на пользование недрами НАД 00677 ОШ со сроком действия до 03.12.2031 на право осуществления добычи скального и дресвяного грунта на месторождении «Ключевое», расположенного на территории Надеждинского муниципального района к востоку от 2-го км от автодороги «Гострасса-Ключевое», в пределах номенклатурного листа К-52- VI, на участке со статусом горного отвода.
Согласно являющимся приложением к указанной лицензии кратким сведениям об участке недр указанное месторождение приурочено к юго- западному флангу Надеждинского интрузивного массива. На площади массива расположены карьер грунта ОАО «Надеждинскагропромхимия» и карьер «Ключевое» ОАО «Примавтодор».
Обществу выдан горноотводный акт от 04.04.2012 № 355, которым уточнены границы горного отвода в соответствии с Законом Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее – Закон о недрах, Закон № 2395-1).
Кроме того, обществом разработан технический проект «Разработка карьера строительного камня месторождения «Ключевое-5», который согласован Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края. Проведена экспертиза технического проекта, о чем выдано заключение ЭПБ-007/Р-008-2011 экспертизы промышленной безопасности Технического проекта разработки карьера строительного камня месторождения «Ключевое-5». Заявителем подготовлен отчет об оценочных геологических работах запасов на месторождении скального грунта и дресвы «Ключевое-5», который утвержден Департаментом природных ресурсов и ООС Приморского края. Получено свидетельство о регистрации А74-02472 от 10.06.2016 опасного производственного объекта Карьер «Ключевое-5» в Государственном реестре опасных производственных объектов. Разработан Проект нормативов предельно-допустимых выбросов (ПДВ) загрязняющих веществ в атмосферу по карьеру скального грунта «Ключевое-5».
ООО «Грань» получено свидетельство о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду - Карьер скального грунта от 05.10.2017 № BJCNBDMH.
месторождения «Ключевое-5» в границах утвержденных запасов скального и дресвяного грунта, расположенного по адресу: Надеждинское муниципальное образование, к востоку от 2-го км автодороги «Гострасса- Ключевое», предоставлении ООО «Гранъ» в аренду сроком до 02.12.2033 указанного земельного участка.
Поданное Обществом заявление и приложенный к нему пакет документов был передан ДЗИО в администрацию Надеждинского муниципального района.
Письмом от 20.06.2019 № 5888 Администрация отказала в ООО «Гарнъ» в удовлетворении заявления, в связи с нахождением земельного участка в границах лесного фонда.
Полагая указанное выше решение незаконным, ООО «Гранъ» обратилось в Арбитражный суд Приморского края с настоящим требованием.
Удовлетворяя заявленные ООО «Гранъ» требования, суд первой инстанции руководствовался тем, что оспариваемое решение, выраженное в письме от 20.06.2019 № 5888, принято с нарушением норм земельного законодательства.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе и отзыве на нее, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции в связи со следующим:
По смыслу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 198, 200 АПК РФ в их взаимосвязи с разъяснениями пункта 6 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» основанием для принятия арбитражным судом решения о признании недействительным ненормативных правовых актов публичных органов власти, является их несоответствие закону или иному правовому акту и одновременно с этим нарушение указанным актами прав и законных интересов граждан, организаций и иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 Кодекса.
По общему правилу, предусмотренному пунктом 1 статьи 39.6 ЗК РФ, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 данной статьи.
В силу подпункта 20 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, необходимого для проведения работ, связанных с пользованием недрами, недропользователю.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с
утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории.
В соответствии с частью 4 статьи 11.10 ЗК РФ подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом.
Статьей 39.14 ЗК РФ установлен порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 39.14 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, включает принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».
Статьей 39.15 ЗК РФ установлен порядок предварительного согласования предоставления земельного участка.
Требования к форме и содержанию заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка, к пакету подлежащих представлению документов изложены в пунктах 1, 2 статьи 39.15 ЗК РФ.
Согласно пункту 7 статьи 39.15 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка. По результатам рассмотрения и проверки уполномоченный орган принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного
участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.
В силу пункта 8 статьи 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
В соответствии с частью 3 статьи 214 и частью 1 статьи 125 Гражданского кодекса РФ от имени Российской Федерации права собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В связи с внесением изменений Законом Приморского края от 03.12.2018 № 402-КЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Приморского края в области регулирования земельных отношений» в статью 2 Закона Приморского края от 18.11.2014 № 497-КЗ «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Приморского края и органами государственной
власти Приморского края и внесении изменений в отдельные законодательные акты Приморского края» полномочия по распоряжению земельными участками на территории Надеждинского муниципального района перераспределены с уровня Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края на уровень администрации Надеждинского муниципального района.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, Общество на основании лицензии на пользование недрами НАД 00677 ОШ со сроком действия до 03.12.2031 осуществляет добычу скального и дресвяного грунта на месторождении «Ключевое», расположенного на территории Надеждинского муниципального района к востоку от 2-го км от автодороги «Гострасса-Ключевое», в пределах номенклатурного листа К-52-VI, на участке со статусом горного отвода. Общество направило в администрацию заявление от 16.11.2018 вх. № 20- 71796 о предварительном согласовании предоставления земельного участка на праве аренды с приложением схемы расположения земельного участка.
Основанием для принятия оспариваемого решения послужил довод администрации о расположении спорного земельного участка в границах земель лесного фонда.
Действительно, согласно справке № 10-7181 от 20.08.2019 из государственного информационной системы Приморского края «Региональная информационная система обеспечения градостроительной деятельности Приморского края» РИСОГД ПК спорный земельный участок расположен в зоне лесов.
Вместе с тем, как следует из представленных сведений Департамента лесного хозяйства Приморского края (в соответствии с Постановлением Администрации Приморского края от 05.12.2012 № 373-па «О переименовании управления лесным хозяйством Приморского края и об утверждении Положения о департаменте лесного хозяйства Приморского края» является органом исполнительной власти Приморского края,
осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление в области лесных отношений на территории Приморского края, а также осуществляет на землях лесного фонда федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану)), земельный участок, расположенный по адресу: Надеждинское муниципальное образование, к востоку от 2-го км автодороги «Гострасса-Ключевое», согласно сведениям государственного лесного реестра в состав земель лесного фонда не входит.
Таким образом, в материалах дела отсутствуют и Администрацией в нарушение требований статьи 65, 210 АПК РФ не представлены документальные доказательства того, что спорный земельный участок входит в состав земель лесного фонда.
Согласно представленным Администрацией в материалы дела сведениям из РИСОГД ПК испрашиваемый земельный участок относится к территориям, покрытым лесом и кустарником. Однако, данное обстоятельство, вопреки доводам Администрации, не свидетельствует об отнесении земель к федеральной собственности, полномочиями по распоряжению которыми Администрация не наделена.
Как следует из части 2 статьи 91 ЛК РФ, в государственном лесном реестре содержится документированная информация о составе земель лесного фонда, составе земель иных категорий, на которых расположены леса. Таким образом, из указанной нормы следует, что наличие в лесном реестре сведений о лесах, безусловно не свидетельствует об отнесении таких участков к лесному фонду.
В то же время государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда предполагает расположение указанных участков исключительно в границах земель лесного фонда, в то время как в отношении спорного земельного участка такая информация отсутствует, как и основания полагать, что имеется наложение границ испрашиваемого земельного участка на земли лесного фонда.
Оспариваемый Обществом отказ Администрации был дан исключительно по указанному основанию, и именно это обстоятельство легло в основу решения суда, который посчитал такое такой отказ незаконным.
Принимая во внимание изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы Администрации не нашли своего подтверждения в материалах дела, в связи с чем решение Арбитражного суда Приморского края от 27.12.2019 по делу № А51- 16548/2019 в части признания незаконным отказа администрации Надеждинского муниципального района, выраженный в письме от 20.06.2019 № 5888, надлежит оставить без изменения.
Не усматривает апелляционная коллегия оснований и для изменения решения суда первой инстанции в части избранного способа восстановления нарушенного права.
Поддерживая выводы арбитражного суда, суд апелляционной инстанции руководствуется следующими выводами:
Как видно из оспариваемого отказа, Администрация фактически уклонилась от рассмотрения заявления Общества по существу, отказав в предоставлении земельного участка по формальному основанию. Уполномоченным органом не выяснялся вопрос о возможности формирования спорного земельного участка, утверждения схемы расположения земельного участка, возможности установления испрашиваемой категории земель, предоставления заявителю испрашиваемого земельного участка, исходя из его категории, целевого назначения и иных фактических обстоятельств и тд.
Соответственно, принимая во внимание обстоятельства настоящего спора, и, учитывая, предмет заявленных требований, коллегия считает, что суд первой инстанции в соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 АПК РФ, не подменяя государственный орган, обоснованно признал соразмерным и адекватным способом устранения нарушения прав и законных интересов заявителя обязание Администрацию Надеждинского муниципального района повторно рассмотреть вопрос об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 62698 кв.м. для добычи полезных ископаемых: разработка карьера скального грунта месторождения «Ключевое-5» в границах утвержденных запасов скального и древесного грунта, расположенного по адресу: Надеждинское муниципальное образование, к востоку от 2-го км автодороги «Гострасса-Ключевое», и его предварительном согласовании предоставления ООО «Гранъ» в аренду в соответствии с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации.
Признавая данный способ восстановления прав правомерным, коллегия суда отмечает, что вопреки доводам Общества, доказательства недобросовестного поведения уполномоченного органа суду не представлены. Определенный судом способ восстановления нарушенных прав соразмерен нарушению, отвечает целям восстановления нарушенного права лица, и не выходит за пределы, необходимые для его применения. Основания для удовлетворения апелляционной жалобы ООО "Грань" отсутствуют.
Несогласие апеллянтов с произведенной судом оценкой фактических обстоятельств дела и представленных доказательств не свидетельствует о неправильном применении норм материального и процессуального права и не может являться основанием для отмены судебного акта.
При таких обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о принятии судом первой инстанции законного и обоснованного судебного акта с правильным применением норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционных жалоб не имеется.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы ООО «Грань», исходя из отсутствия оснований для ее удовлетворения, судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1.500 рублей, понесенные заявителем при подаче апелляционной жалобы, на основании статьи 110 АПК РФ относятся коллегией на общество, а в оставшейся части подлежит возврату плательщику из бюджета как излишне уплаченная в порядке статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине за апелляционную жалобу Администрации Надеждинского муниципального района судом не рассматривался, поскольку она освобождена от уплаты государственной пошлины в силу положений статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 27.12.2019 по делу № А51-16548/2019 оставить без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Гранъ» (ИНН <***>, ОГРН <***>) из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1.500 (одной тысячи пятьсот) рублей, излишне уплаченную при подаче апелляционной жалобы по платёжному поручению № 9 от 27.01.2020.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий С.В. Понуровская
Судьи Н.Н. Анисимова
А.В. Гончарова
Электронная подпись действительна.
Данные ЭП:Удостоверяющий центр ФГБУ ИАЦ Судебного
департамента
Дата 12.12.2019 0:49:44
Кому выдана Понуровская Светлана Викторовна